Девы. В настоящее время, сверх упомянутых трех церквей с колокольнею, находится следующие здания: 1) Против Троицкой церкви, при западной монастырской стене, каменный настоятельский с подвальным этажом дом, старинной постройки, длиною в 10, а шириной в 5 сажен. 2) При той же стене к сверху деревянный корпус с братской трапезной и кельями. 3) На юго-восточной стороне от Троицкой церкви находится выстроенный в 1838 году, для помещения братии, одноэтажный, деревянный, на каменном фундаменте корпус, длиною 10, а шириною 5 саж. 4) Над передними монастырскими вратами каменная осми-угольная башня, и при ней две каменные кельи старинной постройки, в коих теперь помещается монастырская церковь. 5) К Петропавловской церкви и колокольне с южной стороны каменная пристройка с тремя комнатами, в которых помещалось Тюменское духовное правление. 6) При Мученической церкви одноэтажный каменный ветхий корпус, современный постройке церквей, в коем прежде находилась кухня с кельями, а ныне за ветхостью стоит праздным. На западной стороне этого корпуса находится небольших размеров пристрой башни ( " столп " ), в коем помещалась домовая церковь пр-наго Филофея. Эта башенка заслуживает внимание археологов и, совсем запущенная, нуждается в восстановлении во внимание к исторической своей древности и значению для Сибири лица, приносившего здесь свои молитвы, владыки Филофея. 7) Между Троицкою и Мученическою церквами каменный подвал для хранения провизии. 8) За братскою трапезою, по той же линии, деревянный хлебный амбар с погребом. 9) На заднем дворе деревянные строения: баня и далее амбар на 15 саженях и 4-х сажен ширины, внизу коего помещаются конюшня, каретни и пр. В благоустройстве монастыря принимали участие следующие, упомянутые в сибирских летописях и в монастырских делах, лица: 1) первоначальный основатель монастыря, Казанский монах Нифонт 1616 года; 2) строитель старец Илия 1620 г.; 3) игумены: Аврамий 1621 г., 4) Сергий 1622 г., 5) Варлаам 1639 г.; строители: 6) Лаврентий 1648 г., 7) Феоктист 1656 г.; архимадриды: 8)Антоний 1698 г., 9) Исаакий 1703 г., 10) Гедеон 1723 г., 11) Зиновий 1733 г., 12) Михаил 1752 г.,13) Порфирий 1760 г., 14) Софроний 1761 г., 15) Феодосий до 1777 г., 16) Никодим до 1786 г.; игумены: 17) Троадий 1-й 1791 г., 18) Андрей с 1794 г., 19) Троадий 2-й, 20) Даниил с 1796 г., 21) Андрей 2-й 1798 г., 22) архимадрит Маргарит с 1808 по 1809 г., 23) архим.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Источник: http://www.kuremae.com/hram-proroka-ilii.html Первоначальный храм был не деревянный, как часто пишут в Интернете, а каменный. 9 марта 1808 года было выдано дозволение на освящение каменной Ильинской церкви, «а священника находящагося там при исправлении христианских треб Петра Калинина, и дьячка Михайлу Симонова утвердить при ней местными священно- и церковнослужителями» л. 114об.]. К 27 апреля того же года «новопостроенной в помянутом селе Сыренце каменной церкви освящение учинено» л. 201]. Настоятелем храма, как уже сказано, был назначен священник Петр Калинников (Калинин). Храм действовал около 70-ти лет, пока 18 декабря 1873 года не освятили построенный рядом с ним одноименный более величественный трехпрестольный храм. На следующий год первоначальный храм за ветхостью был разобран, на месте его алтаря была поставлена маленькая часовенка в честь пророка Божия Илии, для возведения которой использовался материал, из которого была построена старая церковь. В 1924 году вместо этой часовни, уже обветшавшей, была построена новая, которая существует и поныне Источники: 1. Дроздик О. А. История строительства Ильинской церкви в Сыренце (Васкнарве)// http://www.narova.eu/syrenec-hram . 2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 2640: О постройке в д. Сыренец Везенбергского у. Эстляндской губ. деревянной церкви. 1798–1799 гг . 3. ЭИА (EAA). Ф. 30: Eestimaa kubermanguvalitsus. Оп. 2. Д. 2793: Переписка с С. Петербургским губернским правлением и духовной консисторией, Эстляндской казенной палатой и др. о праве крестьян дер. Верхнее Село им. Паггар на ловлю угрей в реке Нарове, о причислении крестьян к новой церкви Св. Ильи в дер. Сыренец, снесении принадлежащих вейсенштейнскому купцу Иванову и др . Л. 114–115. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Информация о храме на сайте Эстонской Православной Церкви МП: http://www.orthodox.ee/index.php?d=pyhtitsa/vask Сыренецкий (Васкнарвский) приход сохранился после II Мировой войны (что дало возможность впоследствии поднять из руин его грандиозный каменный храм) лишь потому, что архиереи " Советской Эстонии " получили и сохранили возможность, при остром недостатке духовенства, назначать одного священника для обслуживания 2-3 соседних прихождов. Тот же о. Василий Борин в 1963 г. был зарегистрирован настоятелем церкви в Лохусуу и и.о. настоятеля церкви в Алайые; Сыренец в 1969 г. стал третьим приходом, который он обслуживал " по совместительству " . Можно только представить, сколько храмов удалось бы уберечь от закрытия с середины 1940-х до конца 1980-х гг. в Российской Федерации, если бы ее архиереи добились такого же права.

http://sobory.ru/article/?object=12699

Казанский собор Богородицкого монастыря города Казани был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова казанским архитектором Ф.Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван. 4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Большое внимание и содействие строительству также оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками. Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана. 21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного Казанского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6029437.ht...

Князь Лев Михайлович † 1798 Князь Павел Михайлович, каммергер, рождение 1763 † 15 декабря 1808 Княжна Анна Михайловна † 1824, за фельдмаршалом князем Александром Александровичем Прозоровским † 1809 Князь Михайло Алексеевич, бригадир; женат на Варваре Ивановне Шиповой (овдовев, вышла за тайного советника князя Фёдора Николаевича Голицына) Князь Николай Алексеевич, генерал-лейтенант, рождение 19 ноября 1757 † 26 сентября 1834; женат на Федосие Петровне Нащокиной, рождение 12 июня 1761 † 14 декабря 1824 Княжна Мария Алексеевна, рождение 1750 † 1804, за князем Иваном Сергеевичем Гагариным Княжна Екатерина Алексеевна, рождение 6 октября 1754 † 17 ноября 1829, за действительным тайным советником графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным Княжна Варвара Алексеевна, рождение 6 ноября 1760 † 1 марта 1827, за полковником Михайлом Петровичем Нарышкиным Княжна Анна Алексеевна, рождение 1762 † 1828 Князь Михайло Николаевич, действительный статский советик † 1822; женат 1. на княжне NN Алексеевне Юсуповой; 2. на Наталие Яковлевне Ртищевой Князь Пётр Николаевич † 1821; женат 1) на Марие Сергеевне Измайловой, рождение 4 июня 1751 † 4 августа 1790; 2) на Анне Григорьевне, вдове Чичериной, рождение 1772 † 15 января 1828 Князь Павел Николаевич, майор † 1821; женат на Анне Ивановне, вдове Поповой Князь Андрей Николаевич † 1819 Князь Григорий Николаевич, полковник; женат на Елисавете Ивановне, вдове Скуратовой Князь Юрий Николаевич, подполковник Князь Василий Николаевич Княжна Елена Николаевна, за князем Петром Николаевичем Волконским Княжна Александра Николаевна † 1835 Княжна Елисавета Николаевна † 1821 Князь Авраам Михайлович, рождение 20 октября 1710 † 6 ноября 1760; женат на Евдокие Михайловне Самариной, рождение 1743 † 1774 (овдовев, вышла за действительного тайного советника князя Ивана Васильевича Одоевского) Князь Яков Васильевич Князь Пётр Васильевич; женат на княжне Евдокие Семёновне Козловской Князь Андрей Григорьевич Князь Михайло Григорьевич Князь Иван Григорьевич Князь Фёдор Григорьевич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Новый Успенский собор в обители был заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1798 году и освящен в 1808 году. Автором проекта был известный столичный архитектор И.Е. Старов. При закладке собора присутствовал император Павел I и великие князья Александр и Константин. До настоящего времени нет никаких достоверных сведений о том какая из многих чудотворных икон «Казанской» Богоматери подлинно обретенная. Одни полагали, что подлинная икона хранилась в Москве и принесена была сюда по желанию царей, но без огласки, чтобы не огорчить казанских жителей. При переносе российской столицы в Петербург, говорят сторонники другого мнения, эта икона в числе других святынь была перенесена в новую столицу, и следовательно, в Казанском соборе находится ныне подлинная икона. На эту икону был выполнен по повелению императора Александра I богатый оклад. Стоимость оклада оценивалась по тем временам в колоссальную сумму – 100.000 рублей. В 1867 г. в благодарность за свое счастливое избавление от гибели Александр II украсил святой образ великолепной цатой с множеством бриллиантов. Возможно, подлинная икона осталась в Москве в Казанском соборе, в память победы русских войск над поляками в 1612 году. «Казанская» икона Пресвятой Богородицы во все времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 40. По одной из версий, чудотворный образ в ночь на 29 июня 1904 г. был украден из казанского Успенского собора. По другим данным икона была сожжена в доме купца Шевлягина, или продана неизвестному человеку. После октябрьского переворота 1917 года, икона «Казанской» Богородицы оказывается за границей у миллионера Солли Джоэл в Лондоне. В 1950 году икона переходит во владение к некоему Митчеллу-Хаджесу, живущему на севере Англии. В 1970 году священник Карлос Патцелт приобретает икону и передает ее в португальский храм в Фатиме, созданный на месте явления Богородицы. В 1982 году, после покушения на Иоанна Павла II, икону передали в Ватикан. С 1997 года идут переговоры о передаче этой иконы Русской Православной Церкви. Последний раз вопрос о передаче иконы поднимался при встрече президента России В. Путина и Иоанна Павла II в Италии в октябре 2003 года.

http://pravoslavie.ru/1541.html

Обитель занимает южную половину прямоугольного квартала, ограниченного с юга ул. Гоголя, с запада – ул. Митрополита Стефана Яворского, с востока – ул. Ленина, с севера – ул. Гребенки (северная половина квартала состоит, по преимуществу, из частных усадеб). Парадная сторона монастыря (вдоль ул. Гоголя) – каменное здание длиной во всю грань квартала, 1-этажное в западной половине и 2-этажное – в восточной. Строительство здания началось в 1798-1799 г.г. с нижнего этажа восточной половины, в котором предполагалось разместить настоятельские покои. Вступивший в управление обителью в 1803 г. о. Виктор (Черняев) изменил этот замысел. В 1804-1808 г.г. он достроил здание таким образом, что 1-й этаж по всей ширине квартала был отведен под торговые лавки (для сдачи в аренду), а на 2-м этаже восточной половины разместилась теплая церковь свв. апп. Петра и Павла. При этом за алтарем в торцевой части корпуса скрывалось круглое в плане основание колокольни, верхний ярус которой поднимался над кровлей, венчая угол монастыря со стороны Свято-Николаевского собора (в советское время этот ярус колокольни разобран). С ул. Гоголя (в старину – Московской) на 1-м этаже здания лавок и теплой церкви были устроены 2 сквозных входа: один, западный (его считали св. вратами), – против южных дверей Благовещенского собора; другой, восточный, с лестницей на 2-й этаж (по примеру проходных подъездов) – в теплую церковь, в стыке 1-этажной и 2-этажной половин. Ныне 1-й этаж здания, включая западный вход, занимают городские киоски, восточный вход служит для подъема в возрожденный на 2-м этаже теплый храм, а входы в монастырь устроены с боковых улиц. Архимандрит Серафим (Покровский, 1839-1846) расширил теплый храм, устроив еще 2 престола – в честь Введения Пресвятой Богородицы и свт. Митрофана Воронежского, но 2-й из них вскоре был упразднен. В 1878 г. Введенский престол был переосвящен в честь сщмч. Харлампия, а главный – Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время теплый храм вновь называется Петро-Павловским.

http://sobory.ru/article/?object=03858

Священномученик Григорий V трижды восходил на Патриарший престол и трижды был с него изгоняем произволом турецкого султана. Первое его патриаршествование продолжалось всего 19 месяцев. Будучи изгнан, он направился от треволнения мира сего в духовную гавань – Святую Гору Афон. Первая ссылка продолжалась с 1798 до 1806 гг. Именно он, проживая на Афоне во время первого своего изгнания, по поручению действующего Патриарха Каллиника V уговаривает старца Савву, которого знал лично, принять на себя бремя игуменства и ктиторства над Пантелеимоновой обителью. Он порекомендует Игумену Савве в помощники по восстановлению Русского монастыря молодого князя Скарлата. Служение в сане Патриарха во второй раз было двухгодичным. В 1808 году он был вновь отправлен в 10-летнее изгнание. Святогорцы с искренней радостью приняли вновь в свою среду своего отца и святителя. На Святой Горе святой Григорий жил в Великой Лавре, а также подвизался в Ильинском скиту Иверской обители. В бытность свою в Лавре, он оказал духовную помощь своему племяннику Елевферию, будущему преподобномученику Евфимию (святая глава его хранится в Русской обители), принявшему ислам. С глубокой скорбью открыл юноша святителю о своем падении. Патриарх удержал Елевферия при себе, повелев ему ежедневно ходить на исповедь к Лаврскому духовнику Мелетию, для слушания умилостивительных молитв, положенных Церковью для отпавших от Христа. Через 40 дней Елевферий был помазан миром и воссоединен со Христом. Впоследствии он принял монашеский постриг и принял мученическую кончину за Христа. Ильинский скит Иверской обители, где так же проживал святитель, в эпоху Григория V, когда умножились гонения на христиан в Турецкой Империи, стал одним из центров реабилитации для тех православных, которые из-за страха мучений или по корыстным побуждениям отверглись от Христа и приняли ислам, но потом осознали свой грех отступничества. Многие из них, уязвленные любовию Христовою и мученическою ревностью, не удовлетворились покаянием в принятии ангельского образа, и в последствии добровольно приняли мученичество за исповедание Христа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

Теперь очевидно: воссозданный из небытия Казанский собор станет одним из символов древней столицы Татарстана. Если смотреть ­из-за Волги или прямо с автодорожного моста через эту реку, его четкий классический абрис вместе с архитектурным ансамблем Кремля, ритм которому задают Благовещенский собор и соборная мечеть Кул-Шариф, формируют стройную и логично завершенную панораму исторического центра города. Но вот сам Богородицкий мужской монастырь еще не восстановлен в полном великолепии. Его наместник игумен Марк (Виленский) очень многое делает для обустройства территории и исторической реставрации теплого собора Николы Тульского, долгие годы пребывавшего в аварийном состоянии. Уже реконструируется бывший сестринский корпус (до революции обитель была женской), восстанавливается здание бывшей церковноприходской школы.  Немного чужеродными в этом ансамбле смотрятся три жилые пятиэтажки — напоминание о застройке советской эпохи. Но чтобы убрать эти диссонирующие элементы, дома надо прежде расселить, а это требует времени. Казанский собор Богородицкого монастыря г. Казани был построен в 1798–1808 гг. по проекту И. С. Старова казанским архитектором Ф. Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 г. В 1932 г. храм был взорван. 4 ноября 2015 г. президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Тат­инвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием для них икон занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

Старые здания беспрепятственно разрушаются, сохраняются лишь те, в которых нашли себе приют христианские церкви или феодальные крепости. Так мавзолей Адриана, выгодно расположенный рядом с Ватиканским холмом, ещё при постройке стен Аврелиана стал небольшой крепостью, а со временем превратился в неприступный папский Замок Святого Ангела, выдержавший несколько осад (последнюю в 1527 году во время т. н. Разграбления Рима). Рим в Новое и Новейшее время [ править править код ] В феврале 1798 года французские войска под командованием Бертье заняли Рим. Была провозглашена Римская республика. От папы Пия VI потребовали отречения от светской власти. Он отказался, был вывезен из Рима и умер в изгнании. Французы вывозили из Рима произведения искусства. Вскоре, однако, движение австрийского генерала Мака на Рим заставило французов оставить город, и 26 ноября 1798 года он был занят войсками неаполитанского короля Фердинанда I. После этого многие республиканцы были казнены. В сентябре 1799 года неаполитанцы оставили Рим, а в 1800 году новый папа Пий VII прибыл в него. В 1808 году Наполеон I упразднил Папское государство, а Пий VII был вывезен из Рима. Затем в 1811 году Наполеон провозгласил римским королём своего новорождённого сына. Эпоха французского владычества была ознаменована значительным развитием городского благоустройства: нищенство было искоренено, много было сделано для освещения улиц. Тогда же стали производить раскопки по строго научному плану. После поражения Наполеона 2 мая 1814 года Пий VII вернулся в Рим и Папское государство было восстановлено. Осенью 1848 года в Риме началась революция, папа Пий IX бежал в Гаэту, и 6 февраля 1849 года вновь была провозглашена Римская республика. Но в июле 1849 года Рим был взят французскими войсками под командованием Ш. Удино (англ.), и 14 июля Удино формально объявил о восстановлении в Риме папской власти. В апреле 1850 года папа вернулся в Рим. Французский гарнизон покинул Рим только в 1866 году. 20 сентября 1870 года войска Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей королевства.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Какия, общаго достойны удивленья, Мы в модных драмах зрим диковинны явленья ? И, скучных свободясь издревле чтимых уз, Чем превосходен стал очищенный наш вкус?... В комедиях теперь не нужно острых слов: Чтобы смешить, пусти на сцену дураков! К законным детям дверь чувствительности скрыта: Нет жалости к бедам несчастна Ипполита, Иль Ифигении, стенящей от отца; Один лишь «Сын Любви» здесь трогает сердца! «Гусситы», «Попугай» предпочтены «Сорене» И Коцебятина одна теперь на сцене 104 . Не смотря на то, драмы Коцебу издавались в сборниках и отдельно, и служили занимательным чтением. Кроме переводов были и подражания Коцебу. Н. Ильин написал «Лизу или торжество благодарности» (1803), «Великодушие или рекрутский набор» (1804); В. Федоров: «Лизу или следствия гордости и обольщения» (1804); Ф. Иванов: «Семейство Старичковых, или за Богом молитва , а за царем служба не пропадает» (1808). Эти пиэсы также правились и долго давались на сцене. Со внесением в поэзию романтических элементов явилась драма романтическая и мелодрама, так названная потому, что в ней лучшие драматические места, монологи и диалоги действующих лиц сопровождались музыкою. Так как в этих случаях главным образом рассчитывали на эффект и для этого жертвовали естественностию и правдой, то слово «мелодраматический» стало означать недостаток драмы – неестественность, излишнюю искусственность. 94 Николаев 1798. Вторично была издана под заглавием: «Херсонида или картина лучшего летнего дня в Херсонисе Таврическом». Спб. 1804 97 Басни и сказки А. Измайлова изданы в 1814 г., Спб.; Собрание сочинений его издано Смирдиным в 1849 г. (2 части). 99 Примечания В. И. Саитова к сочинениям Батюшкова, III, 643–649. Сочинения Горчакова изданы в 1890 г. Москва. 101 Очерк жизни Нахимова в Русской Старине 1880 г. кн. 11–12. Историческая Христоматия Галахова, II, 272–279. Сочинения А. Нахимова в стихах и прозе напеч. в 1815 г. Харьков. Изд. Смирдина 1849. 103 Семейная хроника и воспоминания С. Т. Аксакова, в статье – Яков Емельянович Шушерин, II, 221–301. Его же литературные и театральные воспоминания в Русской Беседе 1856 г. кн. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010