Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТОВ Платон Петрович (11.11.1761, Симбирск - 6.01.1836, Москва), издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767-1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из С.-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность Б. продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения совр. писателей (А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804-1806), в к-ром печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митр. Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808). Был членом Общества истории и древностей российских (1811-1823 председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие Б.- издание рус. исторической иконографии, для чего им была собрана обширная коллекция живописных, рисованных, гравированных портретов рус. исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812). С помощью академика гравирования Н. И. Соколова и гравера А. А. Осипова Б. создал школу граверов из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с к-рых Б. успел напечатать: Пантеон российских авторов. Тетр. 1-4. М., 1801-1803 (20 портретов, текст Н. М. Карамзина); Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний. Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/77850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЖАВИН Иоанн Семенович (30.03.1763, Новгородская губ.-3.03.1826), протопр., обер-свящ. армии и флота. Род. в семье священника. В 1785 г. окончил Новгородскую ДС в числе лучших выпускников и был оставлен в ней учителем в низшем (т. н. информаторском) классе. В 1788 г. переведен в Александро-Невскую семинарию, только что преобразованную в Главную с расширенным курсом наук, преподавал поэзию и красноречие. В 1790 г. рукоположен во иерея, причислен к приходской ц. в честь Вознесения Господня в С.-Петербурге (не сохр.), после чего назначен настоятелем. Получил известность как проповедник. В 1794 г. назначен цензором проповедей. Вскоре по распоряжению имп. Екатерины II Д. был назначен преподавателем Закона Божия в Мариинском и Родильном ин-тах, а также в немецком Петропавловском уч-ще в С.-Петербурге. В 1798 г. возведен в сан протоиерея, в 1799 г. стал присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории и благочинным. В 1808 г. назначен членом Комиссии по усовершенствованию духовных уч-щ при Синоде. Активно участвовал в обсуждении проектов уставов духовных учебных заведений. 20 июля 1807 г. Д. был переведен на должность обер-священника армии и флота и по должности стал членом Святейшего Синода. Положил начало развитию новой организационной структуры своего ведомства, разработал инструкции для органов управления военным духовенством. При нем 27 янв. 1812 г. было принято «Учреждение для управления большой действующей армией», согласно которому в состав штабов отдельных корпусов была введена должность корпусного обер-священника, а в состав Главного штаба - постоянная должность полевого обер-священника, осуществлявшего наблюдение за полковыми священниками. В 1815 г., после реформы центрального военного управления и учреждения Главного штаба, из ведомства Д. было выделено духовенство Гвардейского корпуса, которое оказалось в подчинении обер-священника Главного штаба; в 1816 г. введена должность священника штаба Грузинского отдельного корпуса.

http://pravenc.ru/text/171738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРАМЕВС [греч. Κεραμες] Даниил (1-я пол. XVIII в.- 6.04.1801), мон., дидаскал и ученый из школы ап. Иоанна Богослова при Патмосском монастыре (Патмиада) (1769-1801). К. был одним из самых известных преподавателей грамматики кон. XVIII в. Род. на о-ве Патмос; сын бедного мастера по керамике, почему и стал именоваться Керамевсом. К. учился в Патмосской школе у Герасима Византиоса и Василия Куталиноса. По окончании обучения отправился в К-поль, где до 1769 г. служил учителем в домах великих драгоманов Высокой Порты Каллимахидов и Сутсосов. Затем вернулся на Патмос и стал преподавать в школе. После смерти в 1773 г. Василия Куталиноса, к-рый за годы управления Патмосской школой и преподавания в ней довел ее до плачевного состояния, К. возглавил школу. Под его руководством она стала процветать и приобрела былую славу и престиж. При К. число приехавших со всей Греции учеников превосходило 200 чел. К. внес существенный вклад в возрождение систематического образования, к-рое включало в себя преподавание не только грамматики, но и богословия и философии. Он создал собственную грамматическую систему, написав также комментарии к 4-й кн. «Греческой грамматики» Феодора Газиса (ок. 1400-1475). «Грамматика» Газиса представляла определенную трудность для усвоения и была во многом непонятной для учеников, поэтому требовала комментариев. Так, Неофит Кавсокаливит († 1784) написал комментарий к ней, занявший 1 тыс. страниц. Ученики Патмосской школы изучали грамматику по книге Газиса и потому назывались «газитами» в отличие от учащихся школ Янины, к-рые учились по грамматике (Grammatica graeca, sive Compendium octo orationis partium) Константина Ласкариса (1434-1501) и именовались «ласкаритами». Грамматика Ласкариса была опубликована в 1476 г. и стала первой печатной греч. книгой. К. управлял школой до 1801 г., однако период активной работы продолжался до 1795 г. Большинство его учеников впосл. заняли высокое положение в обществе и Церкви. Последние годы К. не были столь продуктивными, как прежние, по причине постоянных болезней и старости. О К. с большим уважением отзывались мн. современники. Так, филолог и издатель Дионисий Ферианос (1834-1897) называет К. одним из самых выдающихся учителей того времени наряду с архиеп. Никифором (Феотоки) и архиеп. Евгением (Булгарисом) . В К-поле с особым почтением к К. относились в высоких дипломатических кругах (среди драгоманов). Восточные патриархи Григорий V К-польский (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и Парфений II Панкостас Александрийский (1788-1805) были его учениками.

http://pravenc.ru/text/1684207.html

По преданию, основание мон-ря относится к эпохе Второго Болгарского Царства (к периоду правления династии Асеней (1187-1280)). После захвата османами Тырнова в 1393 г. А. м. был разрушен. Церковная жизнь была возобновлена лишь в 1680 г. Построенная в этот период ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, действовала как приходская. В 1798 г., во время нападения кирджалиев, церковь была разграблена и сожжена. Ок. 1808 г. восстановлена на пожертвования прихожан, тогда же были возобновлены богослужения. В 1833 г. по инициативе Зотика, игум. Преображенского мон-ря близ Тырново, и иером. Герасима (родом из Арбанаси) был основан жен. мон-рь. Первой игуменией стала мон. Феодора (Христова) (первая болг. учительница в Тырново), к-рая приняла деятельное участие в устройстве обители. Были построены келейные помещения, в 1837 г. монастырское водохранилище, параллельно велись строительные работы в храме. Богослужение стало совершаться на церковнослав. языке. При мон-ре открыли школу; А. м. принадлежали 13 полей, 2 луга, 1 виноградник, небольшое поголовье крупного и мелкого рогатого скота. К 1837 г. в мон-ре проживало 14 монахинь и 10 послушниц, к-рые в свободное от богослужений время ткали шаяк (грубое сукно), вязали рукавицы, пряли и т. д.; доход от продажи изделий поступал в казну мон-ря. Обитель дала приют таким деятелям болг. национального возрождения, как Васил Левский , о. Матфей (Преображенский), С. Стамболов, о. Харитон Халачев и др. Монахини вязали рукавицы для всех четников (членов четы, революционного отряда) Первого Тырновского революционного округа. После освобождения Болгарии мон-рь был коренным образом обновлен игум. Зиновией, уроженкой с. Арбанаси. При содействии главы Русского гражданского управления в Болгарии кн. А. М. Дондукова-Корсакова (1878-1879) игум. Зиновия посетила Россию и обитель получила значительную материальную помощь. В нач. XX в. (1903) в мон-ре были один священник, 19 монахинь, 3 послушницы. К 2001 г. здесь остались 1 монахиня, настоятельница обители игум. Агафия, духовник иером. Пахомий; существует мастерская «Арма», выпускающая погребальную утварь.

http://pravenc.ru/text/75844.html

Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сорская Нилова пустынь Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при р. Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 — к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила. С.В. Булгаков ...Вернувшись в пустынь, иеромонах Никон устроил неподалеку от самого монастыря (двести метров на юго-запад) скит, где можно было жить в уе­динении и безмолвии. Келию свою он поставил около колодца, ископанного преподобным Нилом Сорским, здесь же был пруд преподобного, и когда-то стояла его келья. В новый скит пере­несли церковь Иоанна Предтечи, сло­женную из остатков древних храмов Сретения и Иоанна Предтечи. Новопостроенную церковь и скит освятили 15 ноября 1852 года, а 16 ноября иеро­монах Никон был облечен в схиму и наречен по своему желанию Нилом — в честь преподобного. Здесь, на месте поселения преподобного Нила, он и остался жить. Незадолго до пострига в схиму, 8 ноября 1850 года, иеромонах Никон отправил на Афон написаннуюим икону Иерусалимской Божией Ма тери. Эта икона до сих пор находится в Покровском храме Пантелеймонова монастыря на Афоне, над святыми вратами; во время молебнов ее тор е­ственно опускают к молящимся. После отправки иконы, как пишет сам иеросхимонах Нил, сбылось его главное желание: по указу Синода, в декабре1850 года Нило-Сорская пустынь бы­ла восстановлена как самостоятельный общежительный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=42352

Рощинский. Раненбургская Петропавловская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Освященная 2 октября 1804 .г, она имеет в длину 6 саж., а в ширину 5 саж. 1 арш. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 3, Рязань, типография В.П. Звукова, 1888 г. 9 апреля 1798 года Тамбовский епископ Феофил благословил строителя Петропавловской пустыни иеромонаха Авраамия начать постройку каменной ограды вокруг обители. Вскоре о.Авраамий приступил к возведению в монастыре новой каменной церкви. Речь идёт о храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, который, возможно, вначале задумывался как отдельное здание, но стал частью архитектурного комплекса из нескольких зданий. 13 мая 1800 года о. Авраамий получил благословение на строительство в Петропавловской пустыни четырёх каменных корпусов, «из коих один будет церковь» (больничная), а в остальных – кельи, трапезная и помещения для послушников. В 1803 году завершилась отделка больничной церкви, а в следующем году – работы и на других корпусах, была перестроена монастырская гостиница, а также построены на новом месте скотный и конный дворы. В 1808 году было составлено новое описание Петропавловского монастыря, согласно которому «…в состоящих в здешней пустыни четырёх каменных корпусах расположена в первом церковь во имя Успения Пречистыя Божия Матери, и к ней примкнуты с одной стороны больничныя келии, которые заняты переведённою из Рязанского Троицкого монастыря больничною братиею, а по другую сторону настоятельские келии; во втором трапеза с кухнею и чуланами и тремя келиями, заняты трудящимися в приготовлении пищи братиями; в третьем – состоит из 15 братских келий…; в четвёртом в одну сторону вчерне отделанная… церковь, а с другой половины примкнуты выход и ледник. А за монастырём деревянные небольшие покойцы для приезжающих благородных богомольцев». В 1862 году в Петропавловской пустыни «распространена и возобновлена с устройством нового иконостаса» Успенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=12094

Сергий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крылов-Платонов Стефан Георгиевич) Родился в 1768 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье причетника. Образование получил в Тверской духовной семинарии. С 4 сентября 1798 года – учитель той же семинарии. 9 февраля 1801 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. В 1802 году рукоположен во иеромонаха. С 25 апреля 1804 года – префект Московской Славяно-греко-латинской духовной академии и соборный иеромонах Московского Донского монастыря. 5 августа 1807 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря с оставлением в академии. С 20 апреля 1808 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. С 1 января 1810 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и с 27 января – настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской духовной консистории. С 14 июня 1811 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 17 марта 1812 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 4 июня 1817 года – епископ Рязанский и Зарайский. 17 сентября 1819 года возведен в сан архиепископа. Скончался 18 августа 1824 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 210. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 14. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 210. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Токмак. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1869 и 1875. Колокольня 1877 г., в 1930-е перестроен в кинотеатр, в 1990-е частично реконструирован. Адрес: Украина, Запорожская обл., Токмакский район, г. Токмак Координаты: 47.253649, 35.709407 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Большой Токмак Бердянского уезда Таврической губ. был основан в 1784 году. До революции он представлял, особенно в центре, купеческий городок. В Большом Токмаке две церкви – с отдельным притчем для каждой, Успенская и Троицкая. Успенская церковь была основана около 1796-1798 года. Это было деревянное здание, похожее на жилой дом и покрытое камышом. Преосвященный Афанасий, архиепископ Новороссийский и Днепровский, грамотой, данной 11 мая 1802 года, дал разрешение крестьянам Большого Токмака Мариупольского уезда, которых было тогда 1032 души обоего пола, согласно их прошению, построить вместо бывшего деревянного новый каменный – с деревянным куполом, храм в честь Успения Божией Матери. Новый храм освятили 15 августа 1808 года. Но он не отличался ни прочностью, ни архитектурной, ни вместительностью. Со временем дал трещины, много раз ремонтировался и, наконец, был сломан. В 1869 году началось строительство нового каменного храма — с такой же оградой, на средства прихожан при пособии местного купечества и иногородних разночинцев. Освятили его 9 ноября 1875 года, а каменная колокольня при нем была построена в 1877 году на средства харьковского купеческого сына Николая Серикова. В храме три придела: главный – Успения Божией Матери, боковые – во имя Святителя Николая и в честь Воздвижения Креста Господня. С мая 1869 года здесь учреждено церковно-приходское попечительство, с 1875 года – комитет пособия бедным, в ноябре 1876 года открылись воскресные собеседования. Причт: три священника и три псаломщика. Содержание: 2200 рублей от прихожан и 126 десятин земли. Священники и один псаломщик живут в церковных домах; из остальных же псаломщиков один живет в собственном доме, а другой получает от общества квартирное пособие.

http://sobory.ru/article/?object=57453

Покровский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский женский монастырь в Москве был основан царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1635 году. Под сводами обители с 1998 года покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской. При обители есть паломническая гостиница. Содержание История [ править править код ] В 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в память своего родителя — Патриарха Филарета, усопшего на Покров Пресвятой Богородицы, были выделены земли и заложен храм на месте, где раньше находилось кладбище бездомных и странников. Поэтому поначалу именовался монастырь Божедомским (на Убогих Домах). Достраивалась обитель при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, на которых стояли дома, где сдавалось жильё. Потому в простонародье монастырь стали называть «комнатным». Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской. В 1808 г. на её месте построили каменный монастырский собор Покрова Богородицы. Немногим ранее, 1792-1798 гг., был построен храм во имя Всех Святых с трапезной палатой а, спустя год, трехъярусная колокольня и за ней (1833-1853 гг.) стены и ворота. С 1680 по 1731 г. Покровская мужская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю. С 1751 по 1776 г. в монастыре помещалась Духовная семинария. В XIX-XX вв. монастырское кладбище служило усыпальницей московского купечества. В 1812 г. обитель подверглась разорению, некоторые постройки были разрушены. Потребовалось несколько лет, чтобы оправиться от причиненного вреда. В конце XIX в. обитель на непродолжительное время была преобразована в Покровский миссионерский монастырь - в нём создали миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. К началу ХХ столетия в монастыре имелось: 2 храма - Воскресенский и Покровский, 4 часовни в разных уголках Москвы, каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и боевыми часами. Обитель стояла за каменной оградой, по углам ограды возвышались 5 четырехугольных башен. К монастырю были приписаны 2 богадельни, действовала церковно-приходская школа-пансион для мальчиков. Забвение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_жен...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010