Феофилакт, епископ Вологодский и Устюжский (Слонецкий (Слоницкий) Фёдор Васильевич) Родился в 1744 году в селе Прохорове Борзенского уезда Черниговской губернии в семье священника. Сначала обучался в Черниговских училищах. В 1756 году поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. В 1766 году пострижен в монашество и исполнял в лавре должности корректора типографии, проповедника С 1768 года исполнял в лавре должность перводиакона. Затем рукоположен во иеромонаха, определён соборным настоятелем больничного монастыря и блюстителем Дальних пещер. В 1792 году избран наместником Киево-Печерской лавры. В 1793 году возведён в сан архимандрита. 17 августа 1795 года назначен настоятелем Киево-Михайловского Златоверхого монастыря и с этого же года ректор Киевской духовной академии. Эту должность исполнял до 1803 года. 10 декабря 1798 года переведён в Киево-Николаевский Пустынный монастырь. С 1799 года – архимандрит Киево-Братского Богоявленского монастыря. 26 апреля 1803 года хиротонисан во епископа Вологодского и Устюжского. 3 января 1808 года по болезни уволен на покой с повелением иметь пребывание в Киево-Печерской лавре. Скончался 13 августа 1823 года в лавре (по другим источникам, в 1827 году). Первый из ректоров академии, который был высочайше пожалован в кавалеры ордена святой Анны II степени «за ревностные труды и усердную службу» по академии. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. – Киев. 1856. Серебренников В.К. Киевская академия с половины XVIII века до преобразования её в 1819 году. – Киев. 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1397. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 192. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 302. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 192. Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу//Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 328. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 3, стр. 712. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 541. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 469. Титов Ф. , протоиерей. Императорская Киевская Духовная Академия 1615–1915. Изд. 2. Киев. 2003, стр. 514. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

11) Иеромонах Софроний, до назначения нового Настоятеля управлял Коренной пустынью, с званием «начальника обители». По ведомости 1797 года, о. Софроний из Великороссиан купеческого звания; поступил первоначально в Ростовский Яковлевский Монастырь, где и пострижен в монашество Архимандритом Феоктистом, (в последствии Архиепископ Белгородский) в 1772 году, посвящен в иеромонахи в 1774 году, и был при строении Яковлевского монастыря, в том же году переведен в Ставропигиальный Симонов монастырь, в 1779 в Курский Знаменский монастырь, где был казначеем по 1781 год, отсюда в Ставропигиальный Воскресенский монастырь, где был ризничим по 1786 год, а потом наместником по 1793 год, а в сем году, по желанию его переведен в Коренную Пустынь, в которой исправлял казначейскую должность, по 1795 год, а с этого года, за увольнением о. строителя Илария в Саровскую Пустынь, а до назначения нового Настоятеля управлял сею обителью в звании Начальника оной. 12) Игумен Макарий Каменецкий, с 1799 по 1815 год. Отец Макарий по справедливости должен занять самое почетное место в ряду настоятелей Коренной Пустыни, как наиболее (разумеем с наибольшим успехом) потрудившийся в её пользу, почему и более других имеет право на её благодарную память и признательность. Родом из Великороссийских дворян, по фамилии Каменецкий; до пострижения в монашество находился в разных монастырях и послушаниях: с 1766 – по 1770 в Киево-Печорской Лавре, с 1770 по 1773 в Коренной Пустыне, с 1773 по 1780 в Саровской общежительной Пустыне, с по 1787 в Ставропигиальном Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре, во время управления оным Преосвященного Епископа Сильвестра; с 1787 по 1792 в Ставропигиальном Новоспасском монастыре, с 1792 по 19 апреля 1793 в Святотроицкой Александроневской Лавре (бывшей тогда ещё монастырём) послушником же и в почтенных послушаниях и знатных доверенностях. 19 апреля 1793 года в св. пятидесятницу пострижен в монашество Высокопреосвященным Гавриилом Митрополитом Новгородским и С. Петербургским; 12 июня того же года он посвящён в иеродиакона, и 6 декабря в иеромонахи и с февраля месяца этого года (1793) до февраля 1799 года проходил послушание трапезатора, то есть: «Был попечителем и распорядителем в довольствии Преосвященного и тоя Лавры Священно-Архимандрита и всей Лавры, а случайно и Императорского придворного штата, съестными и питейными припасами и имел наблюдение принадлежащей к тому экономии.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Генрих Павлович Гунн. Предположительно приход образовался в конце XV в. От ансамбля Турчасовского " города " осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца.  Преображенская церковь 1786 г. В церкви четырёхярусный иконостас. Интересны царские врата приделов, обложенные слюдой в свинцовых рамках, с резными скульптурными изображениями херувимов. Церковь перестраивалась в 1869 г. и, повидимому, сильно искажена обшивкой, расширением окон и другими переделками. Благовещенская церковь 1795 г. Церковь чрезвычайно интересна по композиции плана: помещение главного храма своеобразно сочетается с большой шестистолбной трапезной и двумя приделами, фланкирующими узкий переход из трапезной к главному храму. Церковь обезображена обшивкой и расширением окон. В указе о построении церкви был дан её чертёж — единственный известный нам проектный чертёж памятника народного зодчества. От погоста сохранились недействующая Преображенская церковь и колокольня 1793 года. Шатровая Благовещенская церковь согрела от молнии в 1964 году. Еще до 1964 г. Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. Исчезновение этого сооружения в корне изменило весь композиционный строй древнего селения. Благовещенская церковь являлась, пожалуй, единственным известным нам памятником народной деревянной архитектуры, который имел чертежи. Они были приложены к указу о строительстве. План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб. Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.

http://sobory.ru/article/?object=38401

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. В июне 1791 г. состоялся первый после возобновления крестный ход в К. п. В апр. 1792 г. в Синод поступило еще одно прошение. Отмечая, что в торжестве участвовало неск. тысяч паломников, не только местных, но и «из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска жаловались: соборные богослужения, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». Горожане просили «учредить общежительство» в К. п. по подобию «Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной» иером. Никандра. 20 окт. 1792 г. Синод назначил настоятелем К. п. саровского иером. Илария, с ним в обитель прибыли иеродиак. Парфений и 2 послушника. Но из 5 насельников К. п. лишь иером. Протерий пожелал остаться в общежительном мон-ре, все другие выпросили разрешение о переводе в Белгород. По инициативе старца Илария в Богородице-Рождественском соборе был упразднен ветхий трапезный придел св. Иоанна Предтечи, в котором устроены хлебня и квасоварня, а под бывш. трапезной 18 нояб. 1793 г. освящена зимняя ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; при св. вратах за оградой возведены 2 гостиных двора (1793) и новый конюшенный двор (1793), устроена пасека. В кон. 1795 г. иером. Иларий «по крайнему с преклонностию лет изнеможению» вернулся в Саровскую пуст. В 1795-1799 гг. в К. п. настоятельствовал иером. Софроний. С 1799 г. К. п. возглавлял иером. (с 1806 игумен) Макарий (Каменецкий; † 1815), прежде служивший трапезарием в с.-петербургской Александро-Невской в честь Св. Троицы лавре . Личные связи в столице, в т. ч. с С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , помогли ему в деле возрождения пустыни. В кон. 1797 г. иером. Макарию удалось добиться возвращения К. п. земель и угодий, отнятых в 1764 г., в т.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

В 1793-1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии. В 1870-1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве. Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов. В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива. После Великой Отечественной войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР. 7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1997 г. в храме вновь ведутся работы по восстановлению его интерьера. Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения. При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.). http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1630882 В начале XVII века в Белоруссии энергично насаждалось униатство.

http://sobory.ru/article/?object=08772

В 1697 г. обитель постигло несчастье – пожар, который уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил обе церкви. Несмотря на огромные трудности настоятелю и братии к 1706 г. удалось восстановить практически все здания. Увеличилось количество насельников (с 43 в 1703 г. до 63 в 1710 г.). В 1733 г. устроен был новый иконостас в Троицкой церкви, а в 1750 г. достроили каменную ограду вокруг монастыря. В 1764 г. при введении штатов монастырей Козловский Троицкий был оставлен в числе штатных и отныне именовался общежительным третьеклассным мужским монастырём. «Иерархический» статус его понизился. Теперь им управляли не архимандриты, а игумены. Особая страница в истории монастыря конца XVIII – начала XIX вв. связана с именем сначала игумена, а потом архимандрита Варлаама, много сделавшего для приведения в лучший вид как внешнего, так и внутреннего положения Козловского Троицкого монастыря. В 1785 г. он стал настоятелем монастыря, прежде быв строителем Трегуляева монастыря. Им произведены серьёзные ремонтные работы. В 1792–1794 гг. все церкви поправлены, крыши вновь перекрыты железом, а главы позлащены. 15 августа 1793 г. освящена капитально отремонтированная Успенская церковь и в ней новый придел в честь преподобного Варлаама Хутынского. В 1795 г. Троицкая церковь внутри расписана, куплен колокол весом в 120 пудов. Деятельного настоятеля ценили как Преосвященный Феодосий, так и Феофил. По инициативе последнего в Козловском монастыре в 1794 г. был введён общежительный устав. Владыка Феофил стремился упорядочить монастырскую жизнь во всех обителях епархии. За образец был взят устав Скановского монастыря. Устав определял порядок ежедневных утренних и вечерних служб, обязательную совместную трапезу. В Уставе указывались и методы борьбы с тогдашними непорядками в монастырях: злоупотребление спиртным, частое проживание посторонних лиц в обителях и пребывание в них женщин (в качестве работниц, прачек и т.д.). В уставе Козловского монастыря были и свои особенности. Так, в общем уставе для монастырей епархии было определено вечернее молитвенное правило читать в церкви, а козловская братия ещё в январе 1793 г. «пожелала ежедневно читать на повечерии правило молитвы на сон грядущим, после ужина не выходя из трапезы».

http://sobory.ru/article/?object=10548

Княжна Екатерина Ивановна, за Иваном Михайловичем Волынским Князь Алексей Сергеевич, бригадир † 1789 Князь Александр Сергеевич Князь Василий Сергеевич, генерал от кавалерии, государственного совета член, кавалер Святого Александра Невского и Святого Владимира 1 степени, † 11 февраля 1841; женат: 1. на княжне Екатерине Бирен; 2. на Софие Андреевне Вейсс † 1850 (все дети от 2-го брака) Княжна Екатерина Сергеевна, рождение 22 октября 1763 † 1830 за действительным тайным советником графом Александром Николаевичем Самойловым † 1814 Княжна Анна Сергеевна, рождение 8 мая 1765 † 21 октября 1824, за действительным тайным советником бароном (ныне графом) Григорием Александровичем Строгановым Князь Юрий Иванович, действительный статский советник † 1850; женат: 1) на княжне Варваре Ивановне Прозоровской; 2) на Ольге Фёдоровне NN (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и 2 дочери) Княжна Аграфена Ивановна, за генерал-адъютантом Александром Павловичем Мансуровым Княжна София Ивановна, рождение 1800 † 1852, за действительным статским советником Александром Всеволодовичем Всеволожским КОЛЕНО XVII: Князь Сергий Николаевич Князь Платон Николаевич; женат на Барановой Князь Николай Николаевич; женат на Елисавете Александровне Лопухиной Княжна Елена Николаевна Княжна София Николаевна, за Борисом Ивановичем Пестелем Князь Александр Петрович, полковник, рождение 18 августа 1792 † в апреля 1853; женат на Луизе Валентинович Росцишевской Князь Пётр Петрович, действительный статский советник, рождение 23 августа 1793 † 13 августа 1828; женат: 1) на Елисавете Николаевне Бахметевой † 1825; 2) на княжне Клеопатре Константиновне Гика (от 1-го брака 4 дочери) Князь Павел Петрович, рождение 16 января 1795 † 1802 Княжна Елисавета Петровна, за графом Сергием Павловичем Потёмкиным Князь Никита Петрович, церемониймейстер, рождение 6 августа 1804; женат на Александре Александровне Нелидовой Князь Юрий Петрович, женат на Чайковской Князь Григорий Петрович, действительный статский советник Княжна Анна Петровна, рождение 29 декабря 1793 † 29 марта 1827, за действительным статским советником Алексеем Степановичем Кожуховым Княжна Елена Петровна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1793 г. удостоен чина тайного советника, в 1796 г. М.-П. был награжден орденом св. Александра Невского . 11 марта 1794 г. М.-П. был назначен «преемником» президента АХ «ввиду долговременной болезни» И. И. Бецкого; с 1795 г. стал 3-м президентом АХ. От лица Синода митр. Гавриил (Петров) ходатайствовал перед императрицей об оставлении графа на обер-прокурорском посту. «Время открыло его благорасположение к наблюдению истины, твердость намерений, удаленную от пристрастия, приверженность к Церкви, порядочное течение дел»,- писал митрополит. Императрица ответила, что «инако и не разумела» (Вопреки веку Просвещения. 2000. С. 95). К этому времени была окончена постройка нового здания для АХ на берегу Невы по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. Несмотря на недолгий срок пребывания в должности президента АХ (до 27 июня 1797), М.-П. проявил себя как активный руководитель. Он усовершенствовал организацию учебного процесса, 2 февр. 1795 г. объединил близкие по содержанию дисциплины под руководством одного профессора, расформировал класс живописи «зверей и птиц», выпускники к-рого не могли «пропитать себя» своими трудами. При его содействии возник класс пейзажного гравирования под рук. нем. мастера И. С. Клаубера, который трудился в нем с 1796 г. до конца своей жизни; ввел новую, более простую форму для всех академических чинов (мундиры малинового цвета). М.-П. привлек помощь АХ от богатых и авторитетных меценатов, пригласив в почетные члены митр. Гавриила (Петрова), гр. А. А. Безбородко, гр. П. А. Зубова, кн. Н. Б. Юсупова, гр. П. В. Завадовского. Академическое собрание пополнилось гравюрами, эстампами, бронзой, скульптурой, картинами, приобретенными в Европе. М.-П. заботился о пополнении академической б-ки. Когда имп. Павел I закрыл Корпус чужестранных единоверцев, М.-П. добился разрешения передать академии б-ку, физический кабинет и «музыкантов с их инструментами». М.-П. поощрял художественное творчество. В период его президентства в состав АХ входили такие мастера, как живописцы И. А. Акимов, П. ди Готтардо Гонзаго, И. П. Прокофьев, Г. И. Угрюмов, скульпторы Ф. Г. Гордеев , М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. И. Шубин , знакомый М.-П. еще по Италии, к-рый стал профессором академии, Ф. Ф. Щедрин, архитекторы Ф. Г. Волков, А. Д. Захаров , И. Е. Старов и др. Профессора академии при М.-П. были преимущественно русскими. Не сложились у М.-П. отношения с художником Д. Г. Левицким (см. ст. Левицкие ).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

И здесь же, под 1729 годом, еще одна запись: " Воротняя Рождественская церковь, помянутым Секретарем устроенная, освящена Епископом Гедеоном. В сей самой литургии по освящении ктитор (Секретарь) приобщась Святых Таин, приступил к Чудотворному Образу Богородицы с благодарением и радостным восторгом поклонился, и к удивлению всех; в оном положении скончался. Изследовали о его поведении, по коему оказался честен и человеколюбив " . Фамилия секретаря канцелярии не сохранилась, известно лишь, что женат он был на госпоже Длотовской (по другим источникам - Долотовской). В 1793 г. епископ Парфений вместо деревянной церкви Рождества Пречистой Богородицы заложил каменную во имя иконы Богоматери Одигитрии. Именно вместо, а не на месте, как об этом упоминается у Орловского: " Надворотняя " или " Богоматерская " церковь построена в 1795 г. на месте деревянной, устроенной на вратах правителем губернаторской канцелярии Длотовским " . Напомним, что у Мурзакевича сказано " при башне над воротами " . Дело в том, что деревянная церковь Рождества Богородицы была пристроена к южному порталу Днепровской башни, и хотя имела воротный проезд, но не была буквально построена " на вратах " . Два верхних яруса Днепровской (Фроловской) башни смоленской крепостной стены были разобраны лишь в 1751-1753 г.г. В 1758 г. был разобран четвертый ярус. Еще годом позже, в 1759 г., были выполнены обмерные чертежи башни, на которых хорошо видно, как небольшая по размеру церковка буквально прилепилась к башне со стороны города. Так что заложенная преосвященным Парфением каменная церковь не была в буквальном смысле преемницей деревянной Рождественно-Богородицкой. В 1795 г. епископ Парфений скончался, поэтому новую церковь освящал уже епископ Димитрий. Об этом также есть запись у Никифора Мурзакевича под 1800 г., только уже не в " Истории " , а в " Дневнике " : " Май, 3. Освящал преосвященный Димитрий на Днепровских воротах церковь во имя Одигитрии, по плану губернскаго архитектора Мих. Никифор. Слепнева, с двумя по сторонам колокольнями, заложена же преосв. Парфением " .

http://sobory.ru/article/?object=04121

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010