Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович) Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В 1792 году пострижен в монашество. В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря. С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года. В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию. С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский. Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Военным трофеем Суворова стали книги По указу Екатерины II в Россию привезли уникальную польскую коллекцию 07.12.2020 540 Время на чтение 5 минут Императорская публичная библиотека Фото: ФОТО РНБ/EXPOSITIONS.NLR.RU Богатейшее книгохранилище России, впоследствии ставшее Императорской публичной библиотекой, а ныне именуемое Российской национальной библиотекой, основано по указанию Екатерины Великой 27 мая 1795 года (сегодня эта дата отмечается в нашей стране как Общероссийский день библиотек). Что интересно, данный факт напрямую связан с именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, 290 лет со дня рождения которого исполнилось в ноябре. Польша на протяжении столетий активно вела завоевательные войны, направляя вектор своей экспансии преимущественно на восток и юговосток. В Смутное время поляки даже сумели захватить Москву и посадили своих ставленников на русский престол. Планам полного захвата русских земель и подчинения их Речи Посполитой в XVII веке не суждено было осуществиться, хотя значительная часть русских земель была ими захвачена. К примеру, более трёх веков в составе Речи Посполитой существовало Русское воеводство со столицей в городе Львове. Однако в эпоху правления Екатерины II большая часть земель, захваченных поляками, оказалась у них отторгнутой, агрессивность польской элиты была подавлена. Более того, сама Польша прекратила существование как самостоятельное государство, её поделили Австрия, Пруссия и Россия. В результате так называемого первого раздела Речи Посполитой (1772 год) в состав России вернулись территории современных Псковской и Смоленской областей, значительная территория нынешней Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Мстиславль, Могилёв, Гомель, Орша, Динабург) и Даугавпилсский край Латвии. Инвентарь рукописей Залуских, принятых на хранение в «Депо манускриптов» Резня в Варшаве Второй раздел (1793 год) был связан с попыткой шляхты аннулировать результаты поражения двадцатилетней давности. Сейм бесцеремонно увеличил численность армии до 100 тысяч солдат и провозгласил право проводить самостоятельную политику. Как говорится, не навоевались. Россия в результате успешной Русско-польской войны 1792 года освободила от польского влияния земли Центральной Белоруссии (сегодня Витебской, Минской, Гомельской областей) и Правобережной Украины (Ровенской, Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Кировоградской областей). Договор о результатах войны был ратифицирован сеймом в 1793 году. Австрия и Пруссия, нужно признать, получили земли, населённые преимущественно коренными поляками. Польше предстояло сократить армию, однако вместо выполнения соглашений в марте 1794 г. страна вероломно восстала.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/07/voenny...

II. Учение Гегеля о религии и ее сущности. Философское учете Георга Вил. Фр. Гегеля (1770 – 1831) заслуживаете особенно серьезного внимания. Более полувека оно почти деспотически господствовало над умами западно-европейских мыслителей. Философия Гегеля, отличавшаяся стройною формальною законченностью, была применяема ко всем наукам и обещала разрешить все важнейшие вопросы, до того времени считавшиеся неразрешимыми. Но особенно сильное влияние она имела на последующее развитие и характер философских и богословских систем. Так, её влиятелем нужно объяснить появление умозрительного богословия Дауба и Маргешеке. Бидермап и Пфлейдерера еще и в настоящее время не перестали быть гегельянцами в разрешении некоторых вопросов. Видное место в своей системе Гегель отвел исследованиям о религии вообще и христианской в частности. В 1793 году он окончил курс в тюбингенском университете по богословскому факультету (по философскому факультету он окончил курс в 1790 году), а весною 1795 года им было уже написано сочинение „Жизнь Иисуса“ (Das Leben Iesu), в котором с достаточною ясностью определилось то направление, которое впоследствии приняло воззрение Гегеля на сущность религии вообще и христианской в частности. Сочинение это сохранилось в рукописи, из которой Розенкранцз и Гейм опубликовали только немногие выдержки. Но вот что мы читаем о нем у Ибер-вега – Гейнце 12 . „В основе сочинения лежит лессингово разграничение личного религиозного воззрения Иисуса от догмата христианской церкви. Это разграничение было заманчиво для Гегеля не столько вследствие чисто исторических мотивов, сколько в силу потребности найти у Иисуса свою собственную точку зрения. Что это так, видно из рассуждений, построенных на подобных мыслях. Иудейство представляет морализм категорического императива кантовской философии. Его преодолевает Иисус любовью. Эта любовь есть сннтез, в котором закон теряет свою всеобщность, и таким же образом субъект – свою особенность, оба – свое противоположение, тогда как в кантовской добродетели это противоположение остается.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава LXIII Глава 63-я открывается величественным видением: пророк видит Того, который есть Владыка народов, одетым в ризу, обагренную соком гроздий, и этот сок есть кровь народов, которых в точиле гнева Своего топтал Господь. Идет Господь от Едома, от страны, которая в Ис. 34упомянута как собирательный символ языческого противодействия судьбам Бoжiм. Это противодействие должно кончиться истреблением всех, противящихся Богу и истине. Господь является как воин, „воздающий противникам Своим яростью“ (ср. Ис. 59:16–18 ), ибо как говорил о Нем псалмопевец: „рука Твоя найдет всех врагов Твоих“ 1793 . Пред нами пророчество, возвещающее о том, „что сия есть победа победившая мир-вера наша“ ( 1Ин. 5:4 ). „А мы проповедуем Христа распятого“. ( 1Кор. 1:18–23 ). Мы увидим при ближайшем разборе текста значение употребленных образов и величие милосердия Божия в самом гневе Его. Видение заканчивается в стихе 6-м. С 7-го стиха по ст. 19-й пророк молится от лица народа своего, или лучше сказать, от имени тех, которые остались верными Богу и верующими обетованиям; от лица тех, которых в I главе он называет „малым остатком“ (ст. 9) и уподобляет (в ст. 8) шалашу, стоящему посреди опустошенного виноградника. Об этом же остатке среди Израиля говорил и Апостол Рим. 9:27, 11 – Он, избранный и отделенный Господом, и составил ядро новой Церкви, овладевшей миром. В молитве Исаии в 63-й гл. пророк, Духом Святым руководимый, воспоминает о грехах Израиля и о милостях Божиих и, сознавая греховность свою, ожидает Искупителя 1794 . 1 . Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? „Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. Мы видели выше, что пророк много раз пророчествовал об „Искупителе“, Сильном Израилеве. В предыдущих главах (60–62) говорилось о славе, ожидающей искупленный Сион; в настоящей главе раскрывается другое действие Искупителя: Он воздает должное врагам Своим, в числе которых, как мы увидим ниже, (напр. Ис. 65:11–12, 66:15–17,24 ) и те из Израиля, которые отступили от Господа. Опустошение Едома противуставится здесь вечной радости избавленных Господом на Сионе, точно так же, как мы видели это в главах XXXIV и XXXV 1795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ [греч. Πρς ιϒνητον, лат. Epistula ad Diognetum], памятник раннехрист. письменности; представляет собой ответ на просьбу высокопоставленного язычника Диогнета дать разъяснения относительно христ. веры. По содержанию и характеру изложения Д. п. относится к лит-ре апологетов раннехристианских и является скорее небольшим апологетическим и увещательным трактатом, чем посланием (слово «послание» было добавлено при 1-м издании - см.: Marrou. 1951. P. 91-93). Имя автора, как и личность адресата, неизвестно. Д. п. не цитируется и не упоминается ни одним из отцов Церкви и древних церковных писателей. Рукописная традиция и основные издания Текст Д. п. восходит к единственному манускрипту XIII-XIV вв., известному под названием «Страсбургский кодекс» (Codex Argentoratensis, от древнелат. названия Страсбурга - Argentoratum), в котором он находился среди творений, надписанных именем мч. Иустина Философа . Кодекс был открыт в 1436 г. в К-поле молодым лат. клириком Фомой д " Ареццо, приехавшим изучать греч. язык в визант. столицу, найден на рынке среди груды бумаг и куплен за незначительную сумму. Впосл. он уступил рукопись доминиканскому богослову (впосл. кардинал) Иоанну Стойковичу, собравшему большую коллекцию греч. и лат. рукописей, к-рый привез манускрипт из К-поля в Базель. Позднее эта рукопись, судя по оставленной на ней заметке, принадлежала И. Рейхлину (1455-1522). В 60-70-х гг. XVI в. она находилась в эльзасском аббатстве Мармутье (близ Саверна, совр. деп. Н. Рейн, Франция). Между 1793 и 1795 гг. рукопись была включена в состав Страсбургской б-ки (Argentor. gr. 9); 24 авг. 1870 г. она погибла в огне вместе с др. сокровищами б-ки во время бомбардировки эльзасской крепости прусской артиллерией. В кон. XVI в. с рукописи были сделаны 3 копии: 1-я, осуществленная Б. Хаусом ок. 1579 г., хранится в университетской б-ке Тюбингена (Msc. Tüb., M. b. 27); 2-я, выполненная А. Этьенном в 1586 г., находится в Лейдене (Voss. gr. 40 30); 3-я, сделанная И. Бойрером в 1590 г., была утрачена. Копия Этьенна легла в основу подготовленного им 1-го издания Д. п. (P., 1592), вышедшего вместе с фрагментом «К эллинам» в качестве неизвестных творений мч. Иустина Философа, а также 2-го издания Д. п., выпущенного Ф. Зильбургом в Собрании творений мч. Иустина (Hdlb., 1593, перепечатано Ф. Морелем - P., 1615, 16362, 16863), и ряда последующих изданий; утраченная копия Бойрера известна по нек-рым чтениям в изданиях Этьенна и Зильбурга. Последующие издания, восходящие к изданию Этьенна, осуществили: П. Маран (P., 1742; Venise, 17462, это издание было воспроизведено А. Галланди (Venise, 1765), Ф. Обертюром (Würtzburg, 1737) и использовано Ж. П. Минем (PG. 2. Col. 1168, 1185)); Г. Ольсхаузен (B., 1822), Г. Бёль (B., 1826) и К. Й. фон Гефеле (Tüb., 1839, 18422, перепечатано А. Гренфеллом - L., 1844).

http://pravenc.ru/text/Диогнету ...

Великие Луки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Коломенском кладбище. Успенская церковь на Успенском кладбище /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1793 и 1795. Год утраты:1955 (разобрана) Адрес: Псковская обл., г. Великие Луки, Коломенское кладбище, Баррикадный переулок Координаты: 56.352432, 30.50038 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Официально Коломенское кладбище носило название Успенского. На кладбище стояла выстроенная в 1795 году каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Предшественницами храма были деревянные церкви, которые сгорели. Каменная церковь построена в 1793 году (по другим данным – в 1795 году) священником Иродионом Моревским. Новая церковь была построена взамен двух предыдуших деревянных храмов, погибших от пожаров. Церковь имела полусферический купол, простое кубическое здание и невысокую колокольню. Выдержана была в самых спокойных формах. Кроме главного, в правом приделе был престол Сретения Господня, слева – Преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Иконостас в храме был древним, обновлённым, его пожертвовала в 1799 году церковь Входа Господня в Иерусалим, так как Успенская церковь ввиду своей бедности сама купить иконостас не могла. К церкви было приписано две часовни. Одна из которых, во имя Святителя и Чудотворца Николая (1846 года постройки), стояла в д. Золотково, на месте прежней деревянной часовни. Вторая, Преподобного Нила Столобенского, построенная в 1851 году, размещалась в церковной ограде. Церковь считалась кладбищенской. Находилась на Коломенском кладбище, открытом во второй половине 18-го века. Кладбище получило название по протекающей рядом речке Коломенке, иногда кладбище именовали по церкви – Успенским. Среди жертвователей храма были довольно известные горожане: помещица Абрютина, протоиерей Воскресенского собора Иоаннов, великолукские купцы Иван Тимофеевич Чудов, Михаил Савич и Мария Осиповна Глодовские.

http://sobory.ru/article/?object=39866

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архитектор Филимон Меркурьевич Росляков Росляков Филимон Меркурьевич (1758 - 1806) - сын сержанта Казанского гарнизона, первый губернский архитектор Вятки, проработал в должности без перерывов с 1785 до своей кончины в 1806 году. Стоял у истоков застройки городов Вятской губернии. За восемь лет (с 1796 по 1804 год) в архиве сохранились книги регистрации выданных Росляковым проектов. За это время архитектор составил для церковного ведомства и приходов 128 проектов церквей, колоколен, множество рисунков иконостасов, оград и ворот. Список храмов, которые построил Филимон Меркурьевич Росляков (или с его участием) Кировская область Церковь Троицы Живоначальной Слободской район, Волково Архитектор: Данила Горынцев с артелью (?), колокольня - Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1772 и 1779. Колокольня - 1796 Архитектурный стиль: Вятская школа , Барокко Церковь Спаса Нерукотворного Образа (утрачена) Слободской район, Игумново Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: 1835 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Ахтырской иконы Божией Матери Вятка (Киров), город, Вятка (Киров) Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: 1795 Церковь Казанской иконы Божией Матери Советский район, Васильково Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1788 и 1794 Церковь Троицы Живоначальной Верхошижемский район, Верхошижемье Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1787 и 1793 Церковь Владимирской иконы Божией Матери Верхошижемский район, Илгань Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1793 и 1794. 1852 - перестроена Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Троицы Живоначальной Оричевский район, Истобенск Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1799 и 1808 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Михаила Архангела (утрачена) Оричевский район, Пустоши Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1793 и 1801. 1892 - перестроена Церковь Казанской иконы Божией Матери Богородский район, Караул Архитектор: Ф.М. Росляков Год постройки: Между 1790 и 1808 Архитектурный стиль: Классицизм

http://sobory.ru/architect/fmroslyakov

Яринское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1793 и 1798. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Калязинский район, село Яринское. Координаты: 56.931299, 38.099034 Проезд:Церковное место находится в центре села. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Яринское являлась самой величественной в районе. Была построена в 1798 году, каменная, престолов 3: в настоящем - Успенья Божией Матери, в трапезной Казанской Божьей Матери и Архангела Михаила. Имелась очень высокая колокольня. Разрушен в 20-гг. XX века до основания. Более 90 лет на месте поругания прорастали деревья и кусты. В 2009 году местным населением было принято решение возродить духовный очаг. В настоящее время ведется работа по сбору денежных средств. Дмитровская Писцовая книга за 1627-1629 г. о селе Яринском сообщает следующие первые сведения: " За Дмитровцом за Дмитрием Степановым сыном Ртищевым старое отца его поместье село Яринское а в нем церковь Михаила Архангела деревяна клецки... " . В 1646 г. селом Яринским владел Дмитрий Степанов, сын Ртищев, а в 1678 году селом владел стольник Михаил Дмитриев, сын Ртищев. Клировая ведомость за 1796 год дает следующие сведения о Яринской церкви: " Церковь Пр. Б. с приделом Казанской Б. М. и Арх. Михаила, каменная, строится с 1793 года. Приделы освящены в 1793 году. Приделы освящены в 1795 году: УспенскиЙ пр. не освящен " . Тверской епархиальный статсборник дает такие сведения о церкви в Яринском: " Церковь Успенская, постр. 1798 г., каменная, престолов 3: в настоящем - Успенья Божьей Матери, в трапезной Казанской Божьей Матери и Архангела Михаила " . В приходе кой церкви в д. Нагорской существовала деревянная часовня во имя святых апостолов Петра и Павла, существует издавна (время неизвестно). К сожалению, и этой церкви в с. Яринском не существует, ее постигла та же участь, что и многие прочие.

http://sobory.ru/article/?object=46803

Вельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Перечисленный ряд сохранившихся храмов в окрестностях Вельска можно завершить Успенской церковью, стоящей в самом городе на кладбище. Строительство ее было начато в 1793 г. В ее основе восьмерик на четверике, завершенный восьмигранной пучиной с одной главой. К нему примыкают пятистенный алтарь и широкая трапезная. Два придела – южный Николая Чудотворца и северный – Симеона Столпника и Кирилла Белозерского, располагавшиеся в трапезной, были освящены в 1795–1796 гг. Освящение основного престола относится к 1803 г. Главки на постаментах, возвышавшихся над крышей трапезной и над покрытием алтаря, существенно обогащают архитектурное решение церкви, придавая ей городской облик. С западной стороны вплотную была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся куполом со шпилем. До настоящего времени она не сохранилась. Ремонт, вероятно, не первый, проводился в 1910 г. Памятник уже в наше время был в очередной раз поновлен. Сейчас здание имеет новую кровлю и обшивку стен, но в общих чертах сохраняет свои исторические формы и используется по своему назначению. По материалам: А.Б. Бодэ " Деревянные церкви в окрестностях Вельска " http://pole-voli.livejournal.com/50236.html Деревянная кладбищенская церковь Успения Богородицы, обшитая тёсом, была построена в конце XVIII века. По данным Вельского краеведческого музея, возведение Успенской церкви было начато в 1793 году, а 18 сентября 1795 года состоялось её освящение. «Стечение народа на сём торжестве было весьма велико», - именно так об этом событии говорится в летописи Троицкого собора, датированной 1895 годом. Исходя из этой информации можно с уверенностью утверждать, что здание Свято-Успенского храма самое старое строение города Вельска, дошедшее до наших дней. Архитектура церкви описывается как " восьмерик на четверике " , с завершением грушевидным куполом важского типа, с пятигранным алтарём и трапезной. В Вельском Успенском храме также устроены приделы: южный в честь Николая Чудотворца, северный в честь Кирилла Белоезерского и Симеона Столпника. До 1930-х годов церковь использовалась в основном для отпевания умерших, в период богоборчества была закрыта, а колокольня сломана. С 1936 по 1946 годы в здании церкви устроили мастерские местного промышленного комбината. В 1946 году храм возвращен верующим и с тех пор более не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=15248

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010