Спасское-Лутовиново. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Адрес: Орловская обл., Мценский р-н, с.Спасское-Лутовиново (Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева " Спасское-Лутовиново " ) Координаты: 53.3713, 36.63205 Проезд:По трассе Москва-Белгород, после въезда в Орловскую область через 1 км направо, на Мценск (не по обводной дороге), через 5 км по указателю направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Спаса Преображения была построена на средства владельца усадьбы И.И. Лутовинова в 1809 году. Она не выделялась среди многих других сельских церквей ни богатством, ни красотой. Фресковой росписи в церкви в то время не было. Ее стены раскрасили " под мрамор " и завесили иконами. В церкви был довольно богатый иконостас и хранилось старинное рукописное евангелие. В Спасской церкви в декабре 1813 года отпевали устроителя усадьбы И.И. Лутовинова. Два года спустя, 16 января 1816 года, здесь венчались отец и мать И.С. Тургенева. Сам писатель не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих, поддерживал знакомство со священниками (Геденовский, отец Алексей и др.). Рядом с церковью, на месте позже построенной церковной сторожки, стояла сельская школа. Храм Спаса Преображения Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная». В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года. И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».

http://sobory.ru/article/?object=02344

Демянск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Демянский район, п.г.т. Демянск. Соборная пл. Координаты: 57.642859, 32.464423 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однокупольный храм с трапезной и трехъярусной колокольней, сооруженный в 1780 г. в формах классицизма. Имелись Казанский и Никольский приделы. Статус собора храм получил в 1830 г. Закрыт в 1929 г., перестроен под клуб, позже сломан. http://archive.is/sgUSL В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная. Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости). Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

http://sobory.ru/article/?object=41137

В 1745 году вкладчиком - посадским человеком (фамилия его не сохранилась) вместо деревянного храма был построен каменный, который простоял на старом месте (на старой площади близ городской крепости, за Ильинским рвом) до 1780 года. По генеральному " опробованному " плану г.Калуги он предназначался к перенесению на новое место. В 1780 году за северной границей г.Калуги, ближе к Лаврентьевскому монастырю, было устроено общее кладбище. До этого времени, как и всюду было принято, прихожане погребались на приходских кладбищах, или позже - в четырех специально отведенных местах: 1) за Никитским рвом, близ Козьей слободки; 2) в поле, у нынешней Васильевской церкви; 3) к речке Яченке, близ загородного сада; 4) на старообрядческом кладбище у Тульской дороги, недалеко от Жировского ручья. Общее же кладбище было заложено в 1780 году и тогда же " чаянием городского общества " (общественным коштом) сюда, на главную аллею кладбища и был перенесен храм Параскевы Пятницы. В 1781 году, по окончании восстановительных работ, кладбищенский храм по благословению Московского митрополита Платона был освящен. Главный престол храма посвящен святым апостолам Петру и Павлу, а придел освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой перенесена из прежнего храма. Каменный храм сооружен в " итальянском стиле " : одноглавый четверик, фасады которого украшены аркадами и пилястрами, с трапезной и колокольней по одной продольной оси. Во второй половине XIX века с северной и южной сторон колокольни были сделаны небольшие одноэтажные пристройки с плоскими перекрытиями. Тогда же, а именно в 1877 году в храме, на деньги подворного советника Ивана Иосифовича Жураковского, был устроен и освящен придел во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И.И. Жураковский долгое время служил по почтовому ведомству в Калуге, а затем в краях Сибирских, тогда же он решил устроить престол в честь своего небесного ангела-покровителя. К редким священным предметам храма относились: 1) Образ Богоматери " Всех скорбящих Радости " , находящийся в иконостасе главного храма, напротив левого клироса. На этом образе по краям изображены святые, среди них - прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон, глава последнего окружена нимбом (в настоящее время икона утрачена).

http://sobory.ru/article/?object=02535

За 1917 г.: Построена в 1780 г. Каменная. В совокупности эти данные, материалы Н.П. Воскобойниковой, сведения из епархиального описания прихода, а также важное замечание " Жители островных деревень (Заборье и Залужье) все-таки частично разобрали, говорят, она была больше " позволяет сформулировать новую непротиворечивую версию каменного храмостроительства в Шеномском приходе: В 1780 г. построена теплая одноэтажная церковь. По крайней мере на 1786 год она числилась Георгиевской и была единственной каменной наряду с деревянной Ильинской. К тому времени уже была благословенная грамота от 1785 года на строительство большой двухэтажной трехпрестольной Богоявленской церкви, тогда же, видимо, существующая церковь была освящена в честь Св. вмч. Георгия Победоносца. На 1797 год речь идет уже о Георгиевском приделе строящейся Богоявленской церкви. Ее строительство велось до 1825 года, при этом в 1816 г. был освящен нижний Ильинский престол ( " справа " ), а в 1820 г. - холодный летний Богоявленский верхний храм ( " на востоке " ). Увенчанный собственным куполом и ярусным барабаном с главкой (определенно в местной барочной стилистике XVIII века) Георгиевский храм 1780 года, судя по всему, при этом был обращен в придельный и располагался непосредственно слева от нижнего Ильинского храма. Эта-то часть церкви и уцелела после масштабных разборок XX столетия и запечатлена на фотографиях. Сложно предполагать точную объемно-пространственную композицию трехпрестольной церкви (отдельно отметим не вполне внятные планировочные акценты в источниках), но судя по самостоятельному сохранившемуся двухсветному южному фасаду Георгиевской церкви, она располагалась достаточно обособленно, сопрягаясь с остальными объемами Богоявленского храма лишь небольшой частью общей стены, либо через какой-то переход. Подобное в православной архитектуре встречается. Например, в этом ансамбле http://sobory.ru/photo/?photo=59222 Никольская церковь является отдельной постройкой, а вот Покровская смыкается с Успенской и служит ее приделом, хотя и смотрится вполне обособленно.

http://sobory.ru/article/?object=10617

Что касается первого вывода, разумеется, он вполне справедлив: не составляет он только новинки, ибо сведения о пожаре 1780 года, когда погибла академическая библиотека (на основании того же Синодального дела, а потому и теми же словами документа, – см, подчеркнутое) давно уже сообщены в нашем труде – История Киевской духовной Академии (см. выпуск I, Киев, 1886 г., стр. 28), – труд тоже, хотя и неофициально, рецензированном профессором Титовым. Что же касается остальных двух выводов, то они не оправдываются наличностью известных фактов. Академическое начальство, спустя 9 дней после пожара, извещало Киевского митрополита (а он затем Святейший Синод ) не о количестве книг Академической библиотеки, находившихся в ней до пожара, но о количестве книг этой библиотеки, погибших во время пожара. Ибо – что подчеркиваем – пожар 29 февраля 1780 года хотя истребил большую часть академической библиотеки, но все-таки далеко не всю. Последнее подтверждается: во 1-х, нахождением в настоящее время в нашей Академической библиотеке книги, бывших в ней и до пожара 1780 года (о книгах, поступивших в библиотеку от митрополита П. Могилы и до настоящего времени в ней находящихся, см. наш реферат: „О составе библиотеки, м. Петра Могилы ”, напечатанный в „Трудах III археологического съезда в Киеве”) и во 2-х , свидетельством современника, бывшего (в 1785–1789 годах) ученика Киевской Академии И.Ф. Тимковского, записки (воспоминания) которого напечатаны три раза (в Москвитянине 1852, Русском архива 1874г. 6, Сборник материалов для исторической топографии г. Киева. Киев, 1874 г., отд. II стр. 163 и след.). И. Ф. Тимковский пишет: „Библиотека (Киевской Академии), в огромности своей, накопленной от времени основателей многими взносами, помещалась прежде на монастырской трапезе; и от трапезы – важнейшей частью погорела. Остаток её, что спасено, разложен был по родам в большой церкви монастыря, на широких от стен до столбов хорах. Там мы имели свободу рыться в книгах, читать что могли и что позволено.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Масловская (погост Тулгас). Храмовый комплекс. Церкви Власия и Климента. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянный храмовый комплекс. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1795 и 1880. Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район, д. Масловская Координаты: 62.592575, 43.51072 Проезд:По трассе Котлас - Архангельск Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Власия Церковь Климента Карта и ближайшие объекты В Тулгасском приходе к 1778 году было 2 ветхие церкви, Власьевская и Климентовская. Власьевская церковь была разобрана и началось строительство новой. Однако, она сгорела ещё до освящения, вместе со старой Климентовской. Предположительно, Климентовская церковь была подожжена плотниками, строившими ц. Власия, что бы скрыть произведённую ими покражу церковных денег. Новая Климентовская церковь была построена в 1780 г., а Власьевская в 1795 г. Колокольня, несохранившаяся до нашего времени, построена в 1781 г. В 1873 г. Климентовская ц. была вновь перестроена, однако в ночь с 12 на 13 декабря 1876 г. она сгорела. Существующая сейчас Климентовская ц. построена в 1880 г. Информация из книги " Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской губернии " 1895 г. Располагался на левом берегу Северной Двины, в месте впадения в нее реки Тулгас. В памятной книге 1822 года со слов старожилов записано было, что на месте д. Труфановской ( " Гора " ) некогда стоял монастырь с храмом в честь Живоначальной Троицы, на месте которого позднее построена часовня, и к ней совершался крестный ход в Троицын день. В 1894 г. в приходе проживали несколько старообрядцев (6 мужчин из 295 и 37 женщин из 382), принадлежавших Федосеевской ветви. Многие, особенно женщины, тайно придерживались раскола. В приходе было две церкви - Власиевская и Климентовская. В 1778 г. была разобрана ветхая Власиевская церковь. Вместо нее была построена новая, но она сгорела еще до освящения вместе с Климентовской, которую подожгли строившие Власиевскую церковь плотники, чтобы скрыть кражу церковных денег. Крестьяне в 1780 г. построили Климентовскую церковь, которая была освящена 26.11.1780 г., а в 1795 г. - Власиевскую, освящена 6.7.1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=06447

Неск. раз (в авг. 1771, 1778 и 1780 и др.) И. посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , в 1775-1783 гг. вел регулярную переписку со строителями-иеромонахами Ефремом (Коротковым) , которого почитал как «старца праведного», и Пахомием (Леоновым). 6 дек. 1776 г. И. рукоположил во иерея саровского насельника Назария (Кондратьева) , буд. игум. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Публикация проповеди И. при освящении 15 авг. 1778 г. нового Успенского собора Саровской пуст. считается первым печатным источником по истории этой обители (СПб., 1778). После освящения собора И. побывал в пещерной церкви, устроенной первоначальником прп. Иоанном , и пожелал возобновить в ней богослужение. Посетивший Саров вместе с архиереем помещик Н. А. Радищев (отец А. Н. Радищева ) обещал выделить средства на обновление храма. После ремонта 15 авг. 1780 г. И. освятил пещерную ц. во имя преподобных Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских отцов. В эти годы Саровская пуст. неск. раз подвергалась нападениям грабителей. Осенью 1779 г. строитель иером. Пахомий просил И. прислать в его распоряжение 6 солдат под командованием унтер-офицера, чтобы разбойники «не сделали на ту пустынь нашу нападения и при разграблении не привели бы оную пустынь огненным поджогом в конечное истребление». Военные привезли с собой неск. чугунных пушек, к-рые были установлены ок. сев.-зап. угловой башни и направлены в сторону моста через р. Сатис (см.: Евгений, иером. Записки//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 242). Много внимания И. уделял Санаксарскому темниковскому монастырю , к-рый его «радовал... своим благоустройством и душеспасительным поведением». При И. в обители проводились ремонтные и строительные работы, в нижнем этаже соборного храма устроена и в 1776 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; 16 авг. 1780 г. И. переосвятил престол верхней соборной церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы. Также в мон-ре была построена и 6 июня 1782 г. освящена больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с кельями для больных.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Под 8, сребропозлащенная, с Распятием Господним. При ней потир, ящик для святых Даров, сосудец для вина и лжица. На обороте надпись жертвователя и того лица, за которое пожертвовано. Серебро 84 пробы. Весу 86 зол. Такая же дароносица и под 9. Кром того, есть еще дароносицы медные, посеребренные, под 6, 7 и 10. Ковчеги Всех ковчегов сребропозлащенных, 84 пробы – 5. Из них замечательный под 1. Он чеканной работы, с эмалью, в византийском стиле, в виде пятиглавого храма, с таковыми же крестами; внутри его серебряный ящик и гробница для хранения святых Даров. На трех сторонах ковчега изображены: Моление о чаше, Тайная вечеря и Спаситель в темнице. На четвертой стороне дверцы. Серебро 84 пробы. Весу 21 фун. 41 зол. Ковчег стоит на бронзовой подставке, под стеклянным футляром. Все эти ценные предметы за 1, дар почившей купчихи Александры Ильиничны Беляевой. Пожертвованы в 1894 году, к освящению Преображенского собора. Кадила Кадил четыре, из них: 1-е серебряное, 84 пробы. 2-е медное с накладным серебром. 3-е сребропозлащенное, с такими же цепочками, роскошной чеканной работы, с эмалевой надписью внизу: «О упокоении монахини Фомаиды». Серебро 84 пробы. Весу 1 фун. 72 зол. Пожертвовано Беляевой и значится под 4-е серебряное, пожертвованное иеромонахом Давыдовой пустыни Нектарием, бывшим духовником сестер Каширской обители. Одежды напрестольные и для жертвенников Облачений и покровов на престолы и жертвенники парчовых, глазетовых, шелковых и пр. – 14. Лучшие одежды – сребропозлащенной парчи, затканной густым шелковым узором, с темно-красной обводкой, обложенные сребропозлащенным гасом, с золотыми крестами, значащиеся в описи под 1, 2 и 3; точно такой же парчи и одного рисунка имеются одежды и на жертвенниках. В храме святого великомученика Никиты главный престол и в приделе святого великомученика Георгия обложены медными, посеребренными, коваными досками, как о том сказано в описании храма. На престоле же, в приделе святого пророка Илии, одежда из сребропозлащенной парчи, затканной шелковыми разноцветными букетами, значащаяся в описи под 6-м. Завесы или катапетасмы для Царских врат

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Клировая ведомость Шарденгской Николаевской церкви за 1851 год 1. Сия церковь построена в 1784 году на церковную сумму, когда же она восприяла первоначальное существование в приходе и по какому случаю при церкви никаких письменных сведений и справедливых преданий нет. 2. Зданием каменная одноэтажная, с таковою же в одной связи колокольнею. Ветхостей и повреждений нет, как вне оной церкви и колокольни, так и во внутренности оных. 3. Престолов в ней два: 1-й в настоящей холодной во имя Святителя николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, освящен в 1806 году июня 29 дня; 2-й, в теплой придельной во имя св.пророка Илии, освящен в 1787 году июня 28 дня. 4. Утварию церковною достаточна: риз лучших 5, среднего сорта 6; стихарей лучших 4, среднего сорта 4. Подризников лучших 2, среднего сорта 2. Епитрахилей лучших 4, среднего сорта 4. Поясов 4. Орарей лучших 4, среднего сорта 2. Поручей лучших 7 пар, среднего сорта 4. Воздухов лучших 6 перемен, среднего сорта 7. Пелен налойных и настольных лучших 3, среднего сорта 5. Напрестольных святых вещей ковчегов 2, для хранения св.даров 1-й медный отбеленный, 2-й оловянный. Дароносица со своими потребностями оловянная, с сосудом и лжицею серебряными, весу в них 8 золотников, серебро 84 пробы. Три евангелия: 1-е в лист печатано на александрии с медною отделкою и клеймами на финифти, 2-е в лист одето бархатом с серебряными клеймами басмяной работы, серебро не пробное, 3-е четвертное покрыто бархатом с серебряными клеймами басмяной работы, серебро не пробное. Крестов четыре: 1-й серебряный весом один фунт с четвертью, серебро 84 пробы, 2-й медный на финифте, 3-й серебряный на дереве басмяной работы, серебро не пробное, 4-й медный отбеленный. Святых сосудов 2: 1-й серебряный с принадлежностями золоченый весом один фунт, серебро 84 пробы, 2-й серебряный же весом полтора фунта, серебро 72 пробы. Сосуды для хранения св.мира и елея серебряные в 24 золотника, серебро 84 пробы. Кадил четыре: 1-е серебряный в 88 золотников, серебро 84 пробы и три медные отбеленные. Сосуд для благословления хлебов, купель для крещения младенцев, венцы для брачующихся, подсвечники, лампады и паникадила медные, из коих иные отбеленные, чаша для освящения воды медная полуженая, укропников два медные и два ковшика для подаяния теплоты оловянные. Равно налои и столы имеются довольно исправные и благолепию храма приличные. Книги, необходимо нужные для церковного круга, имеются все и к употреблению еще годны, кроме общей минеи, коя ветха и нужно переменить.

http://sobory.ru/article/?object=10282

705. B.-C): epist. Ioannis Antiochen. ad imperat. Theodosium. 487 Mansi, V, 301–309. Деян., II, стр. 372–380. Mansi, VI, 655–673, Деян., III, стр. 219–227. Migne, gr. ser. t. 77, col. 173. 176. 177. 180. 181. 488 Время окончательного заключения мира между св. Кириллом и Иоанном опреде­ляется следующими соображениями: 1) Павел Эмесский, еще до окончания переговоров, произносил в Александрии проповеди 25-го декабря и 1-го января, т. е. в Рождество Христово 432 и в первый день нового, 433, года (Mansi, V, 293. 296. Migne, gr. ser. t. 77, col. 1433. 1437. Деян., II, стр. 360–363. 363–370). 2) Послание « Εφραινσθωσαν» явилось после этих бесед, может быть, в январе 433 года. 3) Св. Кирилл торже­ственно объявляет, что общение с «Востоком» состоялось 23-го апреля (Mansi, V, 289–290. Деян., II, стр. 354–355), а этого не могло быть ранее 433 года. 4) Иоанново посла­ние « Πρ ην κ θεσπσματος» было состовлено и отправлено или в конце 432 года, или в самом начале следующего. 493 Epist. Theodoreti 173: Μ. 83, col. 1487. Cnf. Migne, lat. ser. t. 48, col. 1079–1080. Synodicon, cap. CXXXIX: M. 84, col. 754–755. 500 Synodicon, cap. CV ( Μ. 84. col. 719), показывает, что там был между прочим Иоанн Германикийский. 501 Synodicon, cap. XCV: М. 84, col. 709–711. Cnf. Epist. Theodoreti 171: Μ. 83, col. 1484. Нельзя сказать, чтобы настоящее письмо представляло точное воспроизведение Зевгматийских постановлений, но других сведений о них мы не имеем. 507 Synodicon, cap. CXXVIII: М. 84, col. 742. Здесь Феодорит пишет Мелетию Неокесарийскому: memor sum eorum, quae mihi locuta est religiositas tua, quando mihi Antiocheni intentionem nunciasti, dicens quod pacem desideraret (Ioannes Antiochenus?), promittens nihil unquam, quod nos contristaret, se esse facturum. 519 Феодорит стоял в сношениях с комитом «Востока» Дионисием (epist. 17. 19 ар Σακκελων., σελ. 14. 15. 17; epist. 23 ар. Μ. 83, col. 1204). 520 Synodicon, cap. CXLII: M. 84, col. 758. Нам известен комит-доместик Тит, знакомый Феодорита (epist.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010