Князь Сергий Алексеевич; женат на княжне Елене Васильевне Несвицкой † в ноябре 1831 Князь Иван Дмитриевич † 1 марта 1827; женат на Екатерине Александровне Мансуровой † 20 октября 1831 Княжна Екатерина Дмитриевна, за генералом от инфантерии князем Николаем Сергеевичем Волконским Княжна Анастасия Дмитриевна, 1. за Константином Ивановичем Повало-Швейковским; 2. за Левашовым Княжна Прасковия Дмитриевна † 8 октября 1801; 1. за князем Василием Сергеевичем Гагариным; 2. за польским каммергером бароном Може КОЛЕНО XVI: Князь Василий Петрович, рождение 2 апреля 1752 † 7 июля 1771 Княжна Екатерина Петровна, рождение 1744 † 20 января 1815, за обер-каммергером графом Александром Сергеевичем Строгоновым † 1811 Княжна Анастасия Петровна, за Виктором Ивановичем Древновским Князь Александр Сергеевич † 1829; женат на Варваре Алексеевне Ананьевской Князь Николай Сергеевич; женат на княжне Екатерине Петровне Мещерско Князь Пётр Сергеевич 113 , действительный статский советник, рождение 14 июля 1760 † 19 февраля 1817; женат: 1. на княжне Дарье Александровне Грузинской † 1796; 2. на Марфе Петровне Кроминой (от 1-го брака 4 сына и дочь; от 2-го брака сын) Князь Дмитрий Сергеевич, флота капитан-командор † 1800 Князь Михайло Сергеевич Княжна Екатерина Сергеевна † 1826 Князь Александр Юрьевич, статский советник, рождение 1765 † 30 октября 1805; женат на Анне Петровне Левашовой (овдовев, вышла за графа де-Броглио) Княжна Прасковия Юрьевна, рождение 1762 † 1848, 1. за генерал-майором князем Фёдором Сергеевичем Гагариным † 1794; 2. за полковником Петром Александровичем Кологривовым Князь Пётр Николаевич, рождение 1773 † 16 ноября 1801; женат на Надежде Ивановне Пестовой Княжна Елена Александровна, за князем Иваном Сергеевичем Мещерским Князь Иван Николаевич † 1844; женат на княжне Наталие Сергеевне Мещерской, рождение 28 января 1775 † 19 апреля 1852 Княжна Варвара Николаевна, за действительным тайным советником Алексеем Ильичём Мухановым Князь Алексей Иванович † 3 февраля 1813; женат на Евдокие Семёновне Гурьевой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Неизвестно, во все ли время польского владычества существовал он, только при вторичном возвращении Смоленска России в 1655 г. здесь найден был светский владелец, некто Вонлярлярский будовничий, память о котором оставалась до 1775 г. в каменной конторке, стоявшей в монастырском саду. По приказанию царя князю Петру Долгорукову в 1666 г. шляхтича велено удалить с монастырской земли, дав ему в другом месте участок, восстановить Авраамиевский монастырь, назначить для него из дворцовых волостей 100 дворов и быть архимандриту с братией. На месте прежней разрушенной церкви построена новая, деревянная, с одним приделом также во имя Положения честной ризы Богоматери, и настоятель утвержден в нем по прежнему в сане архимандрита. В 1728 г. при монастыре учреждена семинария; тогда монастырь получил название училищного, и настоятелями его постоянно назначаемы были ректоры семинарии. В 1755 г. усердием смоленского купца Бориса Пискарева построена здесь каменная двухэтажная церковь: в верхнем этаже престол освящен во имя Преображения Господня, а в нижнем этаже – во имя преп. Авраамия. Фасад этой церкви несколько отличен от прочих церквей, строившихся после нее при преосв. Парфении: большая часть церквей Смоленска имеют вид квадрата, над крышею которого поставлен небольшой купол с окнами, соединяющийся с главою. Здесь главная часть здания округлена, и над кровлею церкви и колокольни возвышаются два узких, продолговатых купола с окнами, соединенные посредством тонкой шеи, с главами; по местам над дверями - извне заметны лепные украшения. В одно время с главною церковью, старанием преосв. Гедеона, началась строиться другая каменная церковь, трапезная во имя Введения во храм Богородицы; она освящена уже при преосвящ. Парфении в 1773 г. С наступлением 1812 г. постигли монастырь новые бедствия. Во время бомбардирования крепости пушечные ядра производили страшное разорение: над алтарным окном верхней церкви, с восточной стороны, до настоящего времени до половины выставляется наружу одно из ядер, брошенных неприятелем.

http://sobory.ru/article/?object=01021

Но в последующее время, особенно во второй половине XVIII в., был вновь переведен и издан ряд трудов Златоуста, в переводе как на церк.-слав., так и на русский язык. Можно отметить: Беседы на первую книгу Моисееву Бытия, М. 1766 (несколько изданий): Беседы на десять псалмов Давидовых, М. 1773 (несколько изд.): Беседы на некоторые псалмы Давидовы, М. 1775: Беседы на все псалмы Давидовы (кроме переведенных ранее, и другие слова Златоуста), М. 1787; Беседы к антиохийскому народу, Спб. 1778; Шесть слов о священстве, Спб. 1776; Книга о девстве, М. 1783; Десять бесед о покаянии, 14 на некоторые господские праздники и воскресные дни и 10 поучительных слов или бесед на псалмы и др. тексты, Киев 1774; особенно усердными переводчиками были Ст. Писарев и свящ. Ив. Иванов (Сидоровский). Сверх того, появилась, в переводе с латинского, книга: Дух или мысли Иоанна Златоуста , или сокращенное нравственное его учение, М. 1781. Наконец были вновь изданы Маргарит, М. 1764, 1776, Беседы на Евангелие от Матфея, М. 1781, и Беседы на Евангелие от Иоанна, М. 1793, – последние две книги с исправлениями архим. Амвросия и архиеп. Иринея (Клементьевского) . XIX-e столетие ознаменовалось переводом на русский язык всех творений Златоуста. Он был сделан преподавателями Спб. Дух. Академии и издан в приложении к «Христианск. Чтению» в первый раз в сороковых, пятидесятых и шестидесятых годах, во второй, начатый (в 1895 г.) по инициативе основателя и первого редактора настоящей «Энциклопедии» проф. А. П. Лопухина – как «Полное собрание творений» Златоуста (закончено в 1906 г.). Сверх того, были вновь переведены на русский язык Толкования Златоуста на послания Ап. Павла, М. 1839–1844, и ряд мелких произведений, изданных отдельно; можно отметить: Слова о священстве, перев. свящ. Колоколова, Спб. 1874; О воспитании детей, перев. архиеп. Филарета черниг., Спб. 1889; О девстве, перевод М. Викторовой, Спб. 1892, и др. (см. выше). Несколько слов Златоуста в переводе на древний церковнославянский язык в XIX в. были изданы как памятники этого языка, в составе Клоцова сборника и Супрасльской рукописи XI в. акад. И. И. Срезневским . Еще несколько слов и весь «Маргарит» (вполне) были изданы как часть Макарьевских Четьих-Миней Археографической Комиссией. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия. Том 6, стр. 941. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу " Странник " за 1905 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но в эту геометрическую фигуру, удобную для паломников, не попал монастырь Кутлумуш, который расположен в центре Афона, близ Кареи. Монастырь этот посвящен Преображению Господню . Он достаточно древний: основан в XII веке Алексием Комниным. В 1773 году к соборному Преображенскому храму пристроен придел “Акафистной” иконы Божией Матери. Как и многие другие монастыри, Кутлумуш имел знатных насельников: у северной стороны собора погребен александрийский патриарх Матфей, бывший монахом этой обители и почивший в 1775 году. Во владении Кутлумуша находится келлия великомученика Георгия, где подвизался преподобномученик Киприан, пострадавший за Христа в Константинополе в 1679 году. Кутлумуш и Дохиар – монастыри, которые сегодня славятся теплым отношением к православным монахам других национальностей, в особенности к русским. На земле монастыря, среди леса, в тихом уединенном месте построена новая келлия преподобного Никодима Святогорца, насельники которой – русские. В библиотеке монастыря 662 рукописи, 100 на пергаменте, и 3500 печатных книг». В библиотеку я не попал, так как утром пошел на автобус. Хотя, по правде сказать, в библиотеку люди приходят по специальному разрешению. На автобус, впрочем, я тоже не попал. Раньше я внимательнее относился к афонскому расписанию. Если автобус уходит в 11:00, придешь гораздо раньше. За полчасачас, чтобы, не дай Бог, не пропустить. Теперь же чувство пунктуальности притупилось. То ли оттого, что я много раз ездил на Афон и всё стало для меня как-то привычнее, и я спокойнее отношусь к изменению графика, усматривая в этих изменениях волю Божию. То ли оттого, что теперь можно заказать в неурочное время машину. Сегодня я не смог последовать совету одного знакомого дипломата и сходить к живущему неподалеку греческому старцу Гавриилу. Его келлия где-то рядом со знаменитой Панагудой, где жил старец Паисий . Отец Гавриил не только один из учеников отца Паисия, но и продолжатель его дела: он достаточно активно принимает паломников. Одна московская редакция попросила задать ему несколько вопросов… Значит, мой путь должен продолжиться совсем в другом направлении… Костница Андреевского скита      Поворачиваю к Андреевскому скиту.

http://pravoslavie.ru/66148.html

По данным переписных книг 1628-1631 гг., монастырская б-ка насчитывала ок. 40 рукописных книг, из к-рых по крайней мере 5 сохранились в собраниях БАН, РГБ и НА РК ( Пигин. 2010). В сер. 80-х гг. XVII в. М. У. м. был преобразован в женский. После челобитных игум. Неониллы Новгородский митр. Корнилий переселил в обитель стариц из Ильинского мон-ря Шунгского погоста, к-рые, по их словам, подвергались притеснениям со стороны местного приходского духовенства. Муромские монахи были переведены в Палеостровский мон-рь. Но через несколько лет из-за многочисленных жалоб вкладчиков М. У. м., обращавшихся и к церковным, и к высшим светским властям, обитель со всеми владениями вернули прежним монахам (Дело о переводе. 1887). В краеведческой лит-ре преобразование М. У. м. в женский ошибочно датируется 1786 г. ( Петров. 1886. С. 116; Докучаев-Басков. 1886. С. 521). К сер. XVIII в. число насельников М. У. м. уменьшилось. Если в 1738 г. община включала строителя иером. Кирилла, келаря мон. Германа, казначея мон. Тарасия и 17 старцев, то в нач. 40-х гг. XVIII в. в ней оставались 6 монахов (РГАДА. Ф. 311. Оп. 1. Д. 1. Л. 49а об.; Кожевникова. 2009. С. 67). К нач. 60-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны «малобратные» Рубежская, Сунарецкая и Вашеостровская пустыни (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457. Л. 85-88 об.). Во время реформы 1764 г. М. У. м. первоначально был оставлен «на собственном содержании», со строителем и 6 монашескими вакансиями. Обитель возглавляли игум. Тарасий (1764-1773), при к-ром была возведена ц. в честь Богоявления (1768), иеромонахи Пафнутий (1775-1784) и Иосиф (1784-1785). К сер. 80-х гг. XVIII в. мон-рь пришел в упадок (РГИА. Ф. 796. Оп. 66. Д. 569. Л. 1-1 об.), в 1786 г. по предложению Олонецкого и Каргопольского еп. Амвросия (Серебрянникова) упразднен, а освободившееся место «за штатом» отдано Стороженскому мон-рю ( Кожевникова. 2009. С. 85-87). Деревянные церкви Успения, Богоявления, Рождества св. Иоанна Предтечи и Воскрешения Лазаря стали приходскими (НАРК. Ф. 25.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

По новой смете требовалось 28363 р. 75 к. Но явилось новое затруднение: смета была составлена по петербургским, а не по шлиссельбургским ценам. Недосмотр этот должна была исправить комендантская канцелярия и она же обязывалась поискать в тамошней команде людей, которые бы, вместо архитектора, могли руководить мастеровых и работников. 37 Канцелярия обратилась в шлиссельбургскую команду и в канцелярию Ладожского канала: но получила ответы отрицательные. В канцелярии ладожского канала заявляли: чтобы кто из них (офицеров) в состоянии был таковое знатное строение, каково церковное бывает, строением произвести, того не уповательно». 38 Комендантская канцелярия отослала эти отзывы в Сенат, который, в видах точнейшей сметы, по крайней мере на счет объема храма, указом 1-го марта 1773 г. потребовал вернейших сведений о числе жителей Шлиссельбурга. По справкам жителей оказалось 1101 мужского пола и 820 женского. 39 Не принимая во внимание этой цифры и заботясь о сокращении расходов Сенат решил выстроить храм только для крепости и потребовал сведений о числе людей только в крепости. 40 Получив сведения, Сенат сократил смету до 9384 р. 30 к. 41 и сумму эту рассрочил на три года. На торгах сумма была уменьшена еще на 8250 р. 42 После этого, в начале 1775 г., постройка начата, по плану Виста, под наблюдением архитектора коллегии экономии Паульсона, подрядчиком петербургским купцом Иваном Кореневым. Постройка окончена в 1776 году. 43 От незнания ли дела, или от скудости средств, и от недобросовестности строителей, новый храм явился в неудовлетворительном виде. Вместо каменного колокольного шпица, как полагалось по проекту, он венчался деревянным, а в стенах, тотчас по окончании постройки, оказались 4 трещины. Об этом комендант Цыглер рапортовал коллегии экономии. Для поверки репорта и обревизования постройки послан был тот же Паульсон, который и строил церковь . Он нашел, что деревянный шпиц, по причине тонкости стен (не более 1½ кирпича), пригоднее каменного; трещины же нашел очень узкими, в четверть дюйма, и не сквозными, следовательно не опасными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пугачёвское восстание 1773-1775 годов вновь обратило казанский кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачёва были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачёв всё же побывал в кремле Казани — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву. C 1774 года архитектор В. И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утвержденный регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой — от него радиально отходили широкие улицы. XIX век [ править править код ] В 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров оставил описание главной крепости обширной Казанской губернии: «В ней находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины». Во время Наполеоновского нашествия, на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концу XIX века сложился как сам внутренний архитектурный комплекс кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль. XX век [ править править код ] После революции 1917 года, в 1920—1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлёвских церквей. В советский период продолжается археологическое изучение кремля (с 1917 года: Н. Бороздин, Н. Калинин, с 1976 года — А.Х. Халиков), начатое ещё в XIX веке профессором Казанского университета Н. П. Загоскиным, П. А. Пономаревым и другими казанскими краеведами. В1960-е была образована Татарская реставрационная мастерская. С образованием Республики Татарстан в 1992 году казанский кремль становится резиденцией Президента Республики Татарстан.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Крем...

Сведения из описания церкви, распространяемого в храме В первой половине XIX века среди архите­ктурных доминант речной части Санкт-Петербурга главен­ствующее положение занимал монуме­нтальный купол церкви святой велико­мученицы Екатерины на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского острова. По праздникам с высокой колокольни церкви плыл над Невой гулкий звон главного 500-пудового колокола, созывая верующих в один из красивейших православных храмов столицы, полный простора и света. Место, занимаемое церковью святой велико­мученицы Екатерины, было издавна освящено присутствием на нём храма Божия. В 1745 году здесь располагалась «полотняная» (переносная) церковь Живона­чальной Троицы Кабардинского полка. Затем её сменила деревянная Никольская церковь, при астраханском драгунском полке. Между 1745 и 1773 годами она получила новое название – Церковь святой велико­мученицы Екатерины. Ею некоторое время пользовался Кексго­льмский полк. В 1782 году деревянная Екатери­нинская церковь становится «оспенною». Такие церкви по указу Святого Синода от 1775 года назначались для заболевших оспою или корью. И священники оспенных церквей могли входить только в те дома, где были люди, заражённые этими болезнями, а жители этих домов могли обращаться с требами только к священникам оспенной церкви. Из архивных данных известно, что деревянная церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году. Из всего имущества сохранилась только храмовая икона святой велико­мученицы Екатерины. Сразу после несчастья с деревянной церковью начался сбор средств для возведения нового храма на том же месте. Строителями храма были избраны купцы И. Водовозов, П. Новиков и Д. Голубин. План храма составлял профессор Импера­торской Академии Художеств А.А. Михайлов, один из участников постройки Исаакиевского Собора. Храм во имя святой велико­мученицы Екатерины стал его самым лучшим произведением. С началом работ потекли и пожерт­вования. Жертвовали все, кто мог: купцы, генералы, крестьяне, биржевые маклеры и работники. К 1823 году постройка была завершена и храм был освящён преосвященным Григорием (Постниковым), впоследствии Митрополитом Петербургским.

http://sobory.ru/article/?object=00739

Следующим из иерархов Тверской епархии, кто был сопричислен к ордену Святого Благоверного Александра Невского, стал уроженец города Кашина Тверской губернии будущий Архиепископ Арсений (в миру — Василий Иванович Верещагин; 27.01.1736 – †23.12.1799) из семьи священника. Отрок Василий учился в Тверской духовной семинарии и в семинарии Троице-Сергиевой лавре. Принял постриг в 1767 г. Будучи уже ректором Тверской духовной семинарии, в августе 1771 года был определен Архимандритом и Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где и прослужил по декабрь 1773 года. В дальн ейшем, в апреле 1775 года Архимандрит Арсений был возведен в сан Епископа Тверского и Кашинского и прослужил в епархии до сентября 1783 г. Уже в сане Архиепископа Ростовского и Ярославского (с марта 1785 года) Владыка Арсений указом Императора Павла I от 5 апреля 1797 года за свою службу был Высочайше сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Архиепископ Тверской и Кашинский Мефодий (в миру — Михаил Алексеевич Смирнов; 07.11.1761 — †02.22.1815), служивший в Тверской епархии долгие годы, с 31 декабря 1803 г. по август 1814 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 23 марта 1806 г. за свою многолетнюю службу Отечеству был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Следующий Архиепископ Тверской и Кашинский и постоянный член Священного Синода Владыка Серафим (в миру — Стефан Васильевич Глаголевский; 1757 — †17.01.1843), служивший в Тверской епархии с августа 1814 года по март 1819 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 10 февраля 1816 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Арсений (в миру — Федор Павлович Москви н; 1795 — †28.04.1876) 10 октября 1831 г. был определен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до марта 1832 г. Уже будучи Архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, Владыка Арсений по Высочайшему указу Императора Николая I от 20 мая 1850 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010