Тихвин. Церковь Всех Святых (полковая). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тихвин, полковая церковь Всех Святых. Дата постройки: 1771-76 гг., перестроена в 1886 г. Принадлежала Тихвинскому Гусарскому полку. Закрыта в 1939 г. Ныне - концертный зал при музее Н.А. Римского-Корсакова. Полковая церковь " Во имя всех святых " является редким памятником классицизма в Тихвине. Согласно легенде, она построена на берегу Тихвинки, там, где произошло " явление " иконы Богоматери. На месте нынешнего сооружения некогда стояли деревянная и каменная постройки, просуществовавшие до 1771 года. Дату строительства полковой церкви установить достаточно легко, так как в архивах Тихвинского монастыря говорится о " покрытии " построенной церкви и освящении её в 1775 году. Это был период переустройства города после губительного пожара 1770 г., уничтожившего все деревянные строения. В это время над планом застройки Тихвина работал архитектор Василий Поливанов, приехавший из Твери. Автор проекта реставрации полковой церкви архитектор И. П. Любарова высказывает предположение, что он и был её создателем. На генеральном плане Тихвина 1773 г., довольно точно изображена полковая церковь и ограда вокруг неё. Сохранился большой чертёж 1825 г. этой церкви с изображением южного фасада. Наконец, в отчётах Тихвинского монастыря за 1903 г. упомянуты работы по возобновлению постройки в 1886 г., когда был сделан новый престол, уложен деревянный пол, устроены отдушины в стенах. Здание церкви представляет в плане вытянутый с запада на восток восьмерик, увенчанный восьмериковым фонариком с главкой. Храму присущи черты гражданской архитектуры, которые проявляются и в необычности плана, и в двухколонном портике, и в больших оконных проёмах, пропускающих в интерьер много света. Фасады церкви выкрашены охрой, а декоративные детали выделены белой краской. После реставрации здание используется как концертный зал при музее Н. А. Римского-Корсакова. Из книги Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Ленинградское отделение, 1987.

http://sobory.ru/article/?object=02221

Верховажье. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В начале 17 века Верховажский погост уже представлял собой поселение с несколькими десятками жителей, которые выращивали хлеб, вели торговлю, занимались ремеслами. Благотворное воздействие на развитие погоста оказали река Вага и Московско-Архангельский тракт – важнейшие пути сообщения. Точных сведений о времени постройки первых храмов в Верховажье не сохранилось. Хотя на основании свитка «память земских судеек», писанного «на стану у Пречистыя верху Ваги 7103 году ноября 7 дня» можно заключить, что уже в 1595 году в Верховажье был деревянный храм, построенный во имя Пресвятой Богородицы. Известно так же, что был указ Высокопреосвященного Варсонофия архиепископа Архангелогородского и Холмогорского от 22 сентября 1753 года под номером 829, которым повелено Успенской церкви в Верховажском посаде «отныне быть и именоваться соборною». Успенский собор по желанию прихожан было решено сделать каменным – для большей прочности и безопасности. 2 июня 1754 года архиепископ Варсонофий благословил верховажан на постройку собора. И уже в сентябре 1755 года был заложен каменный собор в честь Успения Божьей Матери. Постройка и украшение собора продолжались десять лет. Освящение храма прошло 24 сентября 1765 года, по грамоте Иосифа, епископа Архангелогородского и Холмогорского. Успенский храм в два света (этажа) был холодным. Для совершения богослужения в зимнее время были пристроены к нему с западной стороны два теплых придела: (1773-1775 гг.) с правой стороны, в честь Владимирского образа Божьей Матери, а с левой – в честь Святителя Николая, Чудотворца. В одной связи с ними была построена и колокольня. Успенский собор приобрел величественный внешний вид и красивейшее внутреннее убранство. С внешней стороны собор привлекает своей неповторимой архитектурой. Собор являлся не только архитектурным памятником, но и нравственным, просветительским центром. Духовенство фиксировало историю и бережно хранило ее, стараясь держать население в мире и согласии. К 150-летию собора, с 1900 по 1905 годы была проведена значительная реставрация.

http://sobory.ru/article/?object=06970

Воскресенский мужской монастырь (Иструть) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский мужской монастырь расположен на берегу реки Иструть, в 1,5 км от излучины реки Ая, у подножия горы Вишневой и хребта Чулкового. До революции эта территория относилась к Златоустовскому уезду Уфимской губернии, ныне – к Саткинскому району. Содержание История [ править править код ] С легкой руки писателя Николая Глебова пошла в народ версия, будто возник монастырь в XVIII веке, будто во времена смуты 1773-1775 годов сам Емельян Пугачев побывал в тех краях. Основанием своим монастырь обязан недюжинному русскому человеку, вышедшему из самой толщи народной жизни – игумену Иоанну, по происхождению – крестьянину села Ярославки Уфимской губернии, в миру – Василию Федоровичу Гордееву. Когда Василию Гордееву было 14 лет, отец женил его на 19-летней раскольнице Акулине Верзаковой. Брак оказался счастливым. Супруга оказалась верной помощницей мужу во всех его духовных исканиях. В результате в возрасте 37 лет Василий Федорович пришел к мысли «любви ради Божией оставить супружеское сожитие и вести жизнь уединенную». К этому он склонил свою супругу. Гордеев принял иночество и наречен был Власием, позднее перешедшим из старообрядчества беглопоповского толка в единоверие. В 1838 году построил инок Власий на реке Юрюзань два скита: мужской и женский – для своей супруги, которую постриг с именем Александра. Вскоре, «воспламененный особою ревностию в строительстве церковном», Власий предложил в Уфимской епархии учредить единоверческий монастырь. В 1840 году Уфимская консистория подтвердила духовное звание Гордеева. При подтверждении пострига Гордеев (инок Власий) принял имя Иоанна. Поиски земли под будущий монастырь продолжались девять лет. Сначала начальство предложило монашествующим занять село Ельдяк с церковью в Бирском уезде, затем – в Сибири за Байкалом опустевший монастырь. Отец Иоанн даже съездил в те края. Но, не одобряя холодного климата, от предложения отказался. «В Кусинском заводе он узнал от одного обывателя об «Удобстве места, занимаемого ныне монастырем». Кусинский обыватель определил затишенность этого места простыми словами: «Тепло, ровно в конюшне»». Здесь суждено было создаться монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Воскресе...

Кананикольское. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная Николаевская церковь построена в Кананикольском заводе в 1754-56 гг. вместе с основанием Кананикольского завода. Оренбургским краеведом иеромонахом Валентином (Коробовым) даётся дата постройки нынешней Николаевской церкви в посёлке Кана-Никольском – 1796 г. Скорее всего, это дата построения новой церкви. Ибо церковь, как и завод, очевидно была уничтожена в период Крестьянской войны 1773-1775 гг.: разорившие завод иноверцы не могли не уничтожить беззащитного храма (суть множество примеров в других местностях, подвергшихся подобной участи). В 1868 году была проведено поновление, и в основных чертах храм приобрел современные черты. Метрическия книги церкви в госархиве сохранились за 1903-16 гг.. В 1917-1918 гг. здесь служили священники Иоанн Модестов и Филипп Стибунов, в 1920 г. только Стибунов. В приходе имелись деревни и хутора: Ивано-Кувалат, Русский Бердяш, Надеждинская, Березовка, Журавлевский, Кушак, Александровский, Щербаков, Текаль, Кузьминовский. В 1930-х гг. вновь реконструкция – для приспособления под клуб сделан пристрой и надстроен второй этаж, где разместилась библиотека с читальным залом. Второй этаж был разобран в конце 1960-х гг. Объемно-планировочное решение храма: Храм представляет собой одноярусное, двускатное, деревянное строение с металлической кровлей на высоком бутовом основании. Предположительно, использован способ соединения брёвен: «в лапу», так как промежуточные и угловые врубки скрыты в одной плоскости с горизонтальной обшивкой фасадов храма, ограниченной по углам накладными элементами в виде пилястры из вертикальной доски, упирающейся в линию карниза с пластичным выносом. Планировочная структура храма сохранилась: алтарь-пятиугольник с более поздним пристроем, храмовая часть, трапезная, притвор. К южной стороне храмовой части также примыкает поздний клубовский пристрой, выполненный из обшитого деревянного сруба.

http://sobory.ru/article/?object=56179

Кафедральный Ахтырский собор Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь была поострена и освящена в 1775 году. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Содержание История [ править править код ] История Ахтырского храма, ныне кафедрального собора г.Орла, уходит в глубь веков. Еще в начале XVI века по преданию на его месте стояла Пятницкая церковь, по имени которой и получила позднее свое название Пятницкая слобода - прилегающая к церкви местность. Рядом с храмом находился погост, а чуть выше - небольшая торговая площадь, где жители окрестных сел и деревень вели торги. В начале XVII века, в Смутные времена, слобода,как и крепость Орел, была сожжена, эти места пришли в запустение. С восстановлением крепости и возрождением города Орла вновь образовалась и Пятницкая казачья слобода. В переписной книге посадских дворов за 1678 год упоминается уже Никитская церковь, построенная на месте прежнего храма на Пятницком погосте. Было и особое служение у этого храма: на Пятницком погосте стоял, кроме це ркви, дом, куда в течение зимы сносили трупы замерзших, утонувших, погибших от голода нищих и оставляли там до весны, а в четверг на 7-ой неделе после Пасхи туда сходился народ и священники совершали над умершими общее отпевание, а затем их хоронили в общей могиле. Шли годы, к началу XVIII века границы России продвинулись далеко на юг, и Орел из пограничного оборонного пункта стал превращаться в благоустроенный, крупный город. К концу века Никитский храм значительно обветшал, его разобрали и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был построен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Свято-Троицкий собор (Новомосковск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий собор — православный храм Украинской Православной Церкви; уникальное деревянное сооружение, построенное запорожцами в 1778 году без единого железного гвоздя. Памятник украинского барокко XVIII столетия. Содержание История [ править править код ] В 1773 году полковник Антон Головатый и старшины Войска Запорожского на своей Раде решили построить трехпрестольную церковь: главный престол — во имя Пресвятой Троицы; правый — во имя апостолов Петра и Павла; левый — во имя трёх святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста . Грамота на постройку новой церкви была выдана Киевским митрополитом. Выбрав место, запорожцы купили несколько домов, сломали их, разобрали существовавшую старую церковь. 2 июня 1775 года, за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, заложенное место под Свято-Троицкий Храм было освящено и началось его строительство. Для строительства церкви запорожцы пригласили мастера из Новых Водолаг Харьковской губернии Акима Погребняка. На собравшемся Совете «почтенных батькив» Слободы он предложил построить церковь с 9-тью куполами и нарисовал ее на доске. Запорожцы утвердили проект и поручили мастеру ее строительство за 2000 рублей, из которых Погребняк сам пожертвовал на строительство 24 рубля. Общая стоимость постройки Собора обошлась в 16763 руб. 71 коп. Строительство было закончено в 1778 году и 13 мая 1778 года собор был освящен. За этот шедевр деревянного зодчества выдающийся народный мастер получил своеобразный Знак качества — Аттестат. Описание [ править править код ] Здание стоит на высоком кирпичном фундаменте в окружности 58 сажень, общей площадью 512 кв. м. Стены переходят прямо в башни-купола в 4-х ярусах, по три в линию, три ряда. Они связаны между собой так, что каждый служит опорой для соседних на основе равновесия, создав гармонию и красоту со всех сторон. Стены и башни-купола сложены из толстых дубовых и сосновых брусьев диаметром 40-45 см в «лапу» на деревянных шипах, без применения железных гвоздей. Средние башни-купола выше боковых, центральная из них выше средних, она высотой 35 м от земли. Купола окрашены в зелёный цвет. Снаружи все брусья-бревна обшиты деревянными досками-шилевками, прикрепленными железными гвоздями. Доски окрашены в белый цвет. Никаких поддерживающих колонн, никаких подпор и подставок как в середине, так и снаружи нет. С западной стороны к главному входу сделана каменная лестница, поставлен небольшой коридор. Такие же коридоры с лестницами имеются с южной и северной стороны здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Церковь великомученицы Екатерины (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь великомученицы Екатерины в городе Санкт-Петербург возведен в 1811-1823 годах. Строителями храма были избраны купцы И. Водовозов, П. Новиков и Д. Голубин. План храма составлял профессор Императорской Академии Художеств А. А. Михайлов, один из участников постройки Исаакиевского Собора. Содержание История [ править править код ] Место, занимаемое церковью святой велико­мученицы Екатерины, было издавна освящено присутствием на нём храма Божия. В 1745 году здесь располагалась «полотняная» (переносная) церковь Живона­чальной Троицы Кабардинского полка. Затем её сменила деревянная Никольская церковь, при астраханском драгунском полке. Между 1745 и 1773 годами она получила новое название – Церковь святой велико­мученицы Екатерины. Ею некоторое время пользовался Кексго­льмский полк. В 1782 году деревянная Екатери­нинская церковь становится «оспенною». Такие церкви по указу Святого Синода от 1775 года назначались для заболевших оспою или корью. И священники оспенных церквей могли входить только в те дома, где были люди, заражённые этими болезнями, а жители этих домов могли обращаться с требами только к священникам оспенной церкви. Из архивных данных известно, что деревянная церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году. Из всего имущества сохранилась только храмовая икона святой велико­мученицы Екатерины. Сразу после несчастья с деревянной церковью начался сбор средств для возведения нового храма на том же месте. Строителями храма были избраны купцы И. Водовозов, П. Новиков и Д. Голубин. План храма составлял профессор Импера­торской Академии Художеств А. А. Михайлов, один из участников возведения Исаакиевского Собора. Храм во имя святой велико­мученицы Екатерины стал его самым лучшим произведением. К 1823 году строительство было завершено и храм был освящён преосвященным Григорием (Постниковым), впоследствии митрополитом Петербургским. В 1863 году с западной стороны храма была возведена каменная колокольня по проекту академика Ф. И. Нестерова. Вместе с колокольнею было пристроено здание для сторожей и новая каменная часовня, где находился образ святой велико­мученицы Екатерины, спасённый при пожаре первона­чальной церкви. В дальнейшем внешний облик храма почти не менялся.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_велико...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Серебренников [Серебряков] Авраам Никитич; 1745, с. Отчина (Вотчина) Казанской (позднее Вятской) губ.- 13.10. 1792, Полтава), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический. Род. в семье диакона. Учился в Вятской ДС, затем в МДА, по окончании к-рой преподавал риторику и франц. язык в Вятской (1768-1773) и Троицкой (1773-1778) семинариях. Амвросий (Серебренников), архиеп. Екатеринославский Амвросий (Серебренников), архиеп. Екатеринославский 14 авг. 1775 г. принял монашество. С 28 авг. 1777 г. префект МДА, с 28 июля 1782 г. ректор Новгородской ДС и архимандрит Антония Римлянина новгородского муж. мон-ря . 26 дек. 1783 г. хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 28 нояб. 1786 г. архиепископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический. После занятия рус. войсками Молдавии по ходатайству кн. Г. А. Потёмкина в 1789 г. назначен Местоблюстителем Молдо-Влахийского экзархата . 5 февр. 1790 г. «в рассуждении отличных трудов и усердия в прохождении должности» пожалован титулом члена Святейшего Синода. Находился в близких отношениях с кн. Потёмкиным, сопровождал его армию в русско-тур. войне 1787-1791 гг. После окончания войны, направляясь в свою епархию, заболел и умер. Погребен в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня мон-ре . С 1785 г. А. был членом имп. АН, принимал участие в составлении этимологического словаря. Приобрел известность многочисленными проповедями и речами, среди к-рых выделяются надгробные речи кн. Потёмкину (1791), отмеченные как образцы духовного красноречия свт. Московским Филаретом (Дроздовым) . «Краткое руководство к оратории российской» (1778), созданное А. по примеру «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова , содержит образцы речей на разные случаи общественной жизни и имеет большое значение для развития риторики, поскольку, как и Риторика Ломоносова, написано на рус. языке (др. учебники по риторике того времени написаны по-латыни). А. считал, что рус. лит. язык должен включать в себя заимствования из церковнослав., однако замечал, что нет ничего хуже, нежели «неумелое соединение» слав. языка с русским. А. перевел (с перевода на франц. язык) «Потерянный рай» Дж. Мильтона (М., 1780, 17852, 18023). Его неопубликованные труды («Толкование на пророка Иезекииля», «Сравнение истин христианства с началами магометанской религии») находились в б-ке СПбДА, в архиве Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/114412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Верещагин Василий Иванович; 27 янв. 1736, г. Кашин Новгородской (позднее Тверской) губ.- 23 дек. 1799, С.-Петербург), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника. С 1749 г. обучался в Тверской ДС, в 1756 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, по окончании к-рой в 1761 г. назначен учителем риторики в Тверскую ДС, затем префектом семинарии и учителем философии. 18 февр. 1767 г. в Жёлтикове в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре принял постриг, 20 февр. рукоположен во иеродиакона, 21 апр.- во иеромонаха, назначен настоятелем Малицкого Николаевского мон-ря Тверской губ. В 1768 г. назначен ректором Тверской ДС с возведением в сан архимандрита Отроча тверского мон-ря . В 1771 г. перемещен в Макариевский калязинский муж. мон-рь с оставлением должности ректора. В 1773 г. назначен епископом Архангелогородским и Холмогорским. Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1785 г. (ГМЗРК) Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1785 г. (ГМЗРК) 22 дек. 1773 г. в придворной церкви Зимнего дворца в С.-Петербурге в присутствии имп. Екатерины II состоялась епископская хиротония А., к-рую возглавил архиеп. С.-Петербургский Гавриил (Петров) . При отъезде А. в Архангельск императрица подарила ему архиерейское облачение и 2000 р. на путевые расходы. 1 апр. 1775 г. А. был переведен в Тверскую епархию. Пользовался благоволением императрицы, к-рая часто посещала Тверь, находящуюся между двумя столицами. При приезде и отъезде государыни архиерей произносил приветственные речи. А. значительно благоустроил Тверскую ДС, использовав для этого и личные средства, был любим преподавателями и студентами. 22 сент. 1783 г. А. был переведен в Ростовскую епархию, 27 марта 1785 г. возведен в сан архиепископа. В 1789 г. указом Синода кафедра из Ростова была перенесена в губернский г. Ярославль, епископы впредь должны были именоваться «Ярославскими и Ростовскими». Местом проживания А. был назначен ярославский в честь Преображения Господня мон-рь . Однако, не найдя удобных для себя келий в Преображенском мон-ре, А. занялся обустройством архиерейского дома и др. помещений для размещения структур епархиального управления. При Преображенском мон-ре А. основал ДС, обучение в к-рой велось на лат. (грамматика, пиитика, риторика, философия и богословие) и рус. (арифметика, история, география) языках; преподавались также греч., евр., франц. и нем. языки. Заботами А. в 1789-1791 гг. в Ярославле был построен каменный храм свт. Леонтия Ростовского, установлен ежегодный крестный ход к храму из центра города. В ростовском Успенском соборе над гробом свт. Леонтия была поставлена серебряная рака, на к-рой вычеканено стихотворное посвящение святителю, сочиненное А.

http://pravenc.ru/text/76222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН IUлapuoh (Кондраковский), еп. Переяславский и Борисопольский. Фотография с портрета кон. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) IUлapuoh (Кондраковский), еп. Переяславский и Борисопольский. Фотография с портрета кон. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Кондратковский; г. р. неизв., мест. Воронеж, близ г. Глухова - 12.01.1799, Новгород-Северский), архиеп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский. Начальное образование получил в Киево-Могилянской академии, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Исполнял обязанности начальника («реента») канцелярии лаврского духовного собора. В 1768 г. по просьбе ген.-губернатора Малороссии гр. П. А. Румянцева архим. лавры Зосима (Валькевич) дал согласие на назначение И. в действующую армию. С 1769 г., во время русско-тур. войны, служил главным священником 2-й армии и одновременно духовником гр. Румянцева. После увольнения от службы в войсках 30 янв. 1773 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Межигорского в честь Преображения Господня монастыря на место скончавшегося в сент. 1772 г. архим. Гедеона (Сломинского) . При И. кошевой атаман Запорожской Сечи П. И. Калнышевский построил в Межигорской обители каменный храм во имя апостолов Петра и Павла (1774). После разрушения Сечи в 1775 г. И. стал настоятелем Макариева Калязинского во имя Святой Троицы монастыря, одновременно возглавлял Тверскую ДС. 17 июля 1776 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского. Застал епархию в упадке. Добился через Синод присоединения к Переяславской епархии 126 церквей из состава Киевской митрополии. Строительные и восстановительные работы осуществлял и за счет собственных средств. Открыл в Переяславской ДС богословский класс (1778). За время управления И. количество мон-рей в епархии сократилось с 14 (1775) до 12 (1781): Трехтемировский, Каневский и Лысянский мон-ри на Правобережной Украине присоединились к униатству; одновременно в левобережной части епархии в 1776 г. в ее состав вошел Сорочинский во имя арх. Михаила мон-рь. В авг.-окт. 1783 г., после кончины митр. Гавриила (Кременецкого) , И. управлял также Киевской митрополией.

http://pravenc.ru/text/389187.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010