Уфа. Церковь Троицы Живоначальной. Смоленский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По поверьям, за 20 лет до строительства храма на этом месте произошло явление лика Божьей Матери, таким образом, храм обеспечил себе главенствующее положение еще на долгие времена. В то время большинство сооружений строились с оборонительной целью, церкви не исключение. Крепкие и толстые стены собора могли выдержать любой вражеский натиск. Собор имел кубическую форму, с пятью куполами и алтарь, состоявший из трех частей: в центре располагался престол, слева жертвенник, справа ризница. Внутри церковь украшали фрески, пол, уложенный каменными плитами и замурованные в стены глиняные голосники для более лучшей акустики. В 1824 году к приезду императора Александра I, церковь была перестроена и обновлена. Деревянный храм снесли, а вместо него построили кирпичную церковь, сохранив в неизменном виде лишь центральную часть, отдельно стоящую колокольню. Много легенд связано со Смоленским собором. Во время крестьянской войны (1773–1775 гг.), когда вражеские силы подвергали Уфу осаде, в храме во время службы постоянно слышался колокольный звон. Самое удивительное, что на тот момент колокольни уже не существовало, после пожара в 1759 году ее еще не восстановили. Из-за этого неоднократно прерывалась служба, и люди, испугавшись выбегали в ужасе из храма. Об этом странном обстоятельстве было доложено в Москву, откуда пришел приказ осмотреть церковь и по надобности её разобрать и заново собрать. Но даже это не помогло. Вследствие чего было принято совершить крестный ход вокруг города, после чего удивительный гул прекратился. После революции 1917 года в здании храма располагались склады, кинотеатр и даже тюрьма. Несмотря на сложное отношение между церковью и властью, неоднократно поднимался вопрос о реставрации церкви как памятника архитектуры. Но в 1933 году церковь была закрыта, а спустя 20 лет снесена. В 1957 году на месте Смоленского собора установили памятник дружбы в честь 400-тия присоединения Башкирии к России. http://imhomir.com/blog/Ufa/8020.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36597

Гервасий II, епископ Феодосийский (Линцевский) Родился в 1720 году в семье священника малороссийского полка села Ивановки. По окончании Киевской духовной академии учительствовал в Переяславской коллегии. В 1746 году пострижен в монашество преосвященным Никодимом (Сребницким), епископом Переяславским и Бориспольским. 7 ноября 1758 года назначен настоятелем Николаевского Белгородского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1764 году переведен в Воронежский Акатов Алексеевский монастырь. 24 марта 1768 года определен в Андроников Троицкий монастырь Черниговской епархии. В 1773 году назначен в Великолуцкий Троице-Сергиев монастырь. 23 ноября 1775 года переведен в Старорусский Спасский монастырь. С 13 марта 1776 года – настоятель Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря в Перми. В этом же году, по болезни, перемещен в Можайский Лужецкий монастырь. С 17 июля 1777 года – настоятель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. С 22 января 1778 года исполнял обязанности ректора Суздальской духовной семинарии. В 1780 году утвержден ректором семинарии. В 1786 году назначен учителем богословия. 12 октября 1788 года, согласно прошению, уволен от ректорства и 27 октября того же года назначен настоятелем Бизюкова Крестовоздвиженского Дорогобужского монастыря. С 6 мая 1795 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 29 мая 1796 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Скончался 8 января 1798 года. Литература: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 47, 180, 490, 599, 666. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 173. Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир, 1899–1918, т. 7. – С. 23, 63–66, 74. 75. 88. 89. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 360. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 16. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларион, епископ Новгород-Северский и Глуховский (Кондратовский) Родился в городе Воронеже. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании академического курса – проповедник в Киево-Печерской лавре и начальник лаврской канцелярии. В 1768 году назначен главным священником в армии графа Румянцева в г. Глухове. 30 января 1773 года возведен в сан архимандрита Киево-Межигорского монастыря. В 1775 году переведен в Макариев Троицкий Калязин монастырь Тверской епархии. 17 июля 1776 года хиротонисан в Москве во епископа Переяславского, викария Киевской епархии. В 1783 году (по смерти митрополита Гавриила) временно управлял Киевской митрополией. 27 июля 1785 года – епископ Новгород-Северский и Глуховский. 1 сентября 1797 года – епископ Белорусский и Могилевский, но по назначению не поехал. 24 октября 1797 года уволен на покой с сохранением жалованья и правом управления Новгород-Северским монастырем. Скончался 12 января 1799 года. Епископ Иларион отличался твердым, энергичным характером и строго наблюдал за своими подчиненными. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 140. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 140. Каргопольцев И. Хронологические указания иерархов Могилевских. – 1887. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876. – С. 54. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 26, 450, 512. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 26, 28, 55. Полтавские епархиальные ведомости. – 1867, 21. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 526. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанникий, епископ Олонецкий и Каргопольский (Мокрицкий Иван Тимофеевич) Родился в 1731 году в семье священника Успенского погоста Новгородского уезда. В 1738 году поступил в Новгородскую духовную семинарию. С 1750 по 1762 год состоял преподавателем Новгородской духовной семинарии. 11 апреля 1758 года пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 14 января 1760 года – игумен Новгородского Сковородского Михайловского монастыря. 2 февраля 1762 года возведен в сан архимандрита Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском и назначен ректором Переславской духовной семинарии. 25 августа 1768 года перемещен архимандритом в Юрьев монастырь. С 1773 года – член Новгородской духовной консистории. 17 мая 1775 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского. 10 марта 1782 года уволен на покой в Хутынский монастырь, затем перемещен в Юрьев монастырь. Скончался 28 декабря 1785 года. Литература: Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 98. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1858. – С. 112. Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. – М., 1860. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 137. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 47, 68, 669. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 73. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 137. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 182. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЖОЗОВСКИЙ [польск. Brzozowski] Тадеуш (Фаддей) (21.10. 1749, Кёнигсберг (совр. Калининград) - 20.01.1820, Полоцк), ген. ордена иезуитов. В 1765 г. в Несвиже вступил в орден. Окончил духовную семинарию в Вильно и был рукоположен во пресвитера (1775). Служил гувернером, преподавал франц. язык в школах Народной эдукационной комиссии в Минске (до 1782), затем в Орше (1784-1785) и Полоцке (1785-1789); префект школ в Витебске (1789-1791), проповедник в Полоцке (1791-1797). В 1797-1805 гг. секретарь ордена иезуитов, действовавшего после запрета папой Климентом XIV в 1773 г. только в России, и ассистент генерала ордена (1802-1805). В 1805 г. избран генералом ордена после гибели Габриеля Грубера, в 1805-1815 гг. жил в резиденции ордена в С.-Петербурге. При Б. были открыты новые иезуитские миссии в Моздоке (1806), Иркутске (1810) и Томске (1814). Он добился от имп. Александра I преобразования в 1812 г. Полоцкой иезуитской коллегии в Полоцкую академию, приравненную по статусу к ун-ту и получившую привилегии и руководство всеми иезуитскими школами в Российской империи (см. ст. Академии духовные католические в России ). Однако после обнародования в 1814 г. папской буллы о восстановлении об-ва Иисуса с его прежними правами между имп. Александром I и иезуитами , находившимися в России, произошел конфликт, в основе к-рого лежало недовольство правосл. духовенства деятельностью иезуитов и увеличением числа обращенных в католичество. Кроме того, Б. отклонил предложение обер-прокурора Свящ. Синода А. Н. Голицына присоединиться к Российскому библейскому обществу , созданному при поддержке императора. Указом Александра I от 20 дек. 1815 г. члены ордена иезуитов, и Б. в т. ч., были высланы из С.-Петербурга. В 1820 г. (уже после смерти Б.) орден был изгнан из России, иезуитские коллегии и академии упразднены, имущество, земельные владения и б-ки ордена конфискованы и переданы в гос. казну. Лит.: Brzozowski Tadeusz//Encyklopedia wiedzy o jezuitach na ziemiach Polski i Litwy, 1564-1995. Kraków, 1996. Col. 73-74; Андреев А. Р. История ордена иезуитов: Иезуиты в Российской империи: XVI - нач. XIX в. М., 1998. С. 100-102. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Каллимаки) (ок. 1710, Кымпулунг-Молдовенеск - 20.02.1786, Яссы), митр. Молдавский в 1760-1786 гг. Мирское имя Георге Кэлмашу. Принял монашеский постриг в мон-ре Путна , где и получил образование. Благодаря ходатайству своего брата Йоана Теодора, вел. драгомана при дворе Оттоманской Порты в Стамбуле, Г. стал архидиаконом в К-польской Патриархии (по примеру брата изменил фамилию на Каллимаки). С апр. 1745 г. митрополит Фессалоникийский. Когда в 1758 г. Й. Т. Каллимаки стал господарем Молдавского княжества, он обратился к К-польскому патриарху Серафиму II с просьбой о переводе Г. на митрополичью кафедру в Яссы. Согласие на перемещение было получено 15 апр. 1760 г. С этого времени и до кончины Г. возглавлял Молдавскую митрополию. Он способствовал развитию школьного дела и книгопечатания, по его благословению было издано ок. 20 богослужебных и поучительных книг: служебное Евангелие (1762), Часослов (1763, 1773, 1777), Молитвослов (1764, 1774, 1785), Ермологий (1778), «Исправление грешников, или Поучение кающемуся, и как подобает исповедаться» (1768), «Катехизис, или Краткое православное исповедание» (1777) и др. В 1761 г. при митрополите началось строительство нового кафедрального собора св. Георгия в Яссах (известный под названием Старая митрополия). В 1763 г. Г. благословил прп. Паисия (Величковского) , прибывшего в Молдавию с большой группой иноков, поселиться в мон-ре Драгомирна , а в 1775 г.- перейти в мон-рь Секу. Г. проводил политику сближения с Россией во время русско-тур. войны 1768-1774 гг.; вел переписку с российской имп. Екатериной II . Выступал защитником молдав. крестьянства от эксплуатации господарей-фанариотов и вел. бояр. Лит.: Laurent V. L " élection de Gabriel Callimachi à la Métropole de Moldovalachie: Date et circonstances//Bull. de la Séct. Hist. de l " Acad. Roumaine. 1945. N 1. P. 139-159; Callimachi Sc. , Georgescu V. Mitr. Gavriil Callimachi i Rusia//BOR. 1961. 9/10. P. 791-813; Mosor C. Aspecte principale din viaa i activitatea mitropolitului Moldovei Gavriil Callimachi (1760-1786)//Ibid. 1970. 7/8. Р. 764-777. Свящ. М. Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/161299.html

Список сокращений Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836—1838. Т. I—IV. АЗР — Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1846—1853. Т. I—V. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841, 1843. Т. I—V. ДАИ — Дополнения к Актам Историческим, собранные и изданные императорской Археографическою комиссиею. СПб., 1846—1875. Т. I—XII. ДРВ — Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773—1775, 2 изд. Ч. I—XX, 1788—1791 (переиздание – 1895). ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. ЗОРИСА — Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т. II. СПб., 1862. (Документы о Никоне и царе Алексее). ЛЗАК — Летопись занятий Археографической комиссии. Т. 1—35. СПб.-Пг.-Л., 1862—1929. ЛРЛД — Летопись русской литературы и древностей. ОРЯС — Сборник отдела русского языка и словесности Академии Наук. ПДП — Памятники древней письменности. ПДПИ — Памятники древней письменности и искусства. ПДРЛ — Памятники древней русской литературы. ПРП — Памятники русского права. М., 1952—1961. Т. I—VIII. ПСЗ — Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. I—XLIII. ПСтРЛ — Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1—4. СПб., 1860—1862. РИБ — Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. РСХД — Вестник Русского студенческого христианского движения. СГГД — Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. СПб., 1828. Т. I—IV. ТКДА — Труды Киевской духовной академии. ТОДРЛ — Труды отдела древней русской литературы АН СССР. ЧОИДР — Чтения в обществе истории и древностей российских. Or. Chr. — Orientalia Christiana. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439592/

Царичанка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1783. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Днепропетровская область, Днепровский район, Царичанка Координаты: 48.946921, 34.480808 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По архивным данным, в поселке располагалось четыре деревянных храма: Свято-Успенский, Свято-Николаевский, в честь Архистратига Божия Михаила и Свято-Покровский. Они были построены еще в XVIII столетии и играли фундаментальную роль в духовной и культурной жизни Царичанки. Самым старым был храм Архистратига Михаила с колокольней. Это деревянная, на каменном основании, архитектурная жемчужина появилась в слободе около трех столетий назад. При ней в начале прошлого века работали библиотека и церковная одноклассная женская школа, которая располагалась в отдельном здании. При храме существовало Архистратиго-Михайловское братство, его приход насчитывал 1378 мужчин и 1429 женщин. Также рядом с храмом находился дом для священника и свой магазин. Свято-Николаевский храм, основанный еще до 1775 года, был деревянным, имел звонницу. При нем тоже была открыта библиотека и церковно-приходская школа. А вот при Свято-Покровском храме, воздвигнутом вместо обветшалого в 1773 году, кроме библиотеки еще действовала смешанная школа грамотности. Ее постоянно посещали жители как самой Царичанки, так и соседних хуторов: Ляшковского, Залинейного (нынешнее село Залелия), Шаровского и урочищ Пелыховки, Тарасовки, Турово — общей численностью 1428 мужчин и 1382 женщины. http://www.shukach.com/ru/node/295 Царичанка - сотенный городок Полтавского полка в 1654 г. Церковь Покрова 1783 г. (дерев.) имела крещатый план в виде четырехугольной навита 4 четырехугольных рукавов. Таранушенко С. А. " Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины " . - К.: 1976 г., с. 199  Источник: сайт " Прадедовская слава " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38413

В 1764 г. пустынь была отнесена к заштатным монастырям. В 1770-1776 гг. настоятель имел звание строителя. В 1773-1867 гг. настоятели обители председательствовали в Осташковском духовном правлении. В 1775 г. личным повелением имп. Екатерины II Алексеевны в Н. С. п. «навсегда» учреждена архимандрития. Высочайшим указом от 20 сент. 1775 г. в архимандриты был определен соборный иеромонах Киево-Печерской лавры Маркиан (Потёмкин), однако указом от 4 дек. 1775 г. это назначение было отменено, иером. Маркиан оставлен в лавре, а в сан архимандрита 10 янв. 1776 г. возведен строитель (с 30 сент. 1773) Феодосий II (Буйков; († 1781)) ( Успенский. 1902. С. 85, 92). Начиная с 1799 г., архимандриты пустыни в разное время исполняли должность благочинных ближайших к обители мон-рей. Развитию Н. С. п. способствовала деятельность архим. Павла, управлявшего обителью в 1801-1839 гг. В 1807-1809 гг. в мон-ре находилась т. н. Русская школа, в к-рой обучались 50 мальчиков-сирот из семей священнослужителей, ее главным надзирателем являлся сам архимандрит. 12 июля 1820 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . Архим. Агапит (Воинов) (1839-1849; до янв. 1840 игумен и управляющий Н. С. п.) восстановил в обители знаменный распев . Значительную роль в благоустройстве и развитии хозяйства Н. С. п. сыграли архимандриты Иоанн IV (1851-1871) и Арсений (1871-1896). Во 2-й пол. XIX в. монастырь ежегодно посещали до 100 тыс. богомольцев. В 1897-1903 гг. в Н. С. п. действовала тайная секта «макушечников» (при осенении себя крестом возлагали персты на макушку), еще в 1911 г. на о-ве Столбном нелегально проживал их представитель «братец Яков» - близкий по взглядам к хлыстам крестьянин Яков Григорьев из Демянского у. Новгородской губ. Игум. Нифонту (1910-1912) удалось пресечь деятельность сектантов и восстановить духовно-нравственную атмосферу в мон-ре. В 1906 г. в поселье Святица (Светлица) рядом с Н. С. п., в специально построенном 2-этажном каменном здании мон-рь открыл школу грамоты для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010