– коллегиум, в 1770–1776 г.г. – колокольню. В 1782 г. с востока к колокольне пристроена Варваринская церковь (уничтожена в 1941–1943 г.г.). В конце XVIII – начале XIX в.в. к югу от собора возведен удлиненный двухэтажный каменный корпус, 1-й этаж которого был торговыми рядами, 2-й – Бурсой для семинаристов. Территория монастыря была окружена стеной. В 1916 г. двухэтажный корпус сгорел и был разобран. Здания комплекса, которые очень пострадали во время Второй мировой войны, реставрированы в 1954–1964 г.г. Сейчас они входят в состав Государственного историко-культурного заповедника. Комплекс расположен в историческом центре Переяслава с выходом на центральный майдан. Собор и колокольня являются главными градостроительными доминантами в застройке и ландшафте, которые визуально воспринимаются даже с противоположного берега Днепра. Доныне сохранились собор, колокольня и коллегиум, каменные из кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам. Вознесенский монастырь в Переяславе-Хмельницком - один из виднейших архитектурных ансамблей эпохи Гетманщины. В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г. Из построек Вознесенского монастыря уцелели собор (1695–1700), коллегиум (1753–1757) и колокольня (60–70-е гг. XVIII ст.). Как и Покровская церковь, Вознесенский собор отличается большой оригинальностью. Ряд архитектурных деталей, которые мы видим здесь, есть только в переяславских зданиях. В плане собор представляет собой девятидольное однобанное сооружение. Стены его декорированы только пилястрами, нишами и звездами, выложенными из кирпича. Боковые граненые помещения высекают высокие фигурные фронтоны, а помещения между рукавами – палаточные кровли. Архитектурный декор храма выполнен из кирпича в стиле позднего XVII и раннего XVIII века. Во время одного из ремонтов первой трети XVIII в. собор украсили лепеными орнаментами вокруг портала и на лобных гранях рамэн и по фризу подбанника.

http://sobory.ru/article/?object=29717

попу и 3 руб. дьячку. Нерушимым древний храм оставался до 1734 г. В этом году к храму пристроен двухэтажный с колокольней. В 1753 и 1757 гг. в древнем храме некоторые окна расширены, некоторые заделаны. В 1812 г. вся внутренняя обстановка храма сгорела; от колоколов остались лишь слитки, но корпус храма не разрушился. Возобновлялся храм на средства, отпущенные св. Синодом в 1813 г. – 3554 руб. 95 коп. и на частные пожертвования постепенно - до 1837 г. В 1880 г. был разобран отдельный теплый придел, примыкавший с северной стороны к древнему храму. В Петропавловском храме имеются: серебряный дискос XV – XVI ст.; поручи, шитые по грубому сукну серебром XVII ст.; оригинал картины Тинторетти «Иоанн Креститель»; 2 копии очень хороших и старых Гвидо Рении: Апостол Петр и Апостол Павел; отличной работы копия Рубенса «Снятие с креста» XVII ст.; оригинал неизв. художника XVI ст., итальянца – «Распятие» с предстоящими; копия с оригинала неизв. мастера «Мария Магдалина»; оригинальное изображение Пресвятой Троицы и дар императрицы Марии Федоровны 1814 г. – риза белая, шитая золотом. Вся эта старина сосредоточена в древнем храме, особенно любимом и священно-церковно-служителями, и прихожанами. Благодаря соразмерности частей и красоте арок и линий, этот храм особенно при вечернем освещении на всякого производит чарующее впечатление. В акустическом отношении – превосходен. П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г. Каменный храм в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском. Освящен Симеоном, первым епископом Смоленским. В 1611-1654 годах храм обращен в костел. В нем служил католический архиепископ. С 1654 года становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. Во время Отечественной войны 1812 года храм разграблен. Восстановлен в 1813 году на средства из казны. В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=00079

Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик. Богослужение возобновлено в 1991 году. Первоначальные работы по приспособлению храма для Богослужения проведены хозяйственным отделом Епархиального управления. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма. В 1997 году приходом приобретена икона Иверской Божией Матери Афонского письма. В 1992-2000 годах проведена реставрация храма. Храмовый комплекс церкви Петра и Павла и церкви Варвары расположен в заднепровской части города, недалеко от реки. Оба храма стоят почти рядом по одной оси. В середине 12 в. выстроена церковь Петра и Павла – храм княжеского двора. В 1-й половины 17 в. около нее находилась резиденция униатского епископа. В 1753-1757 гг. (по другим источникам – в 1737 г.) к этому храму с запада пристроили крупную церковь Варвары. Во 2-й половине 18 в. соорудили каменную ограду. В 1962-1963 г.г. реставрация под руководством П.Д. Барановского вернула храму Петра и Павла первоначальный облик, но при этом восточная часть Варваринской церкви была разобрана. За последние годы уровень земли вокруг церкви Петра и Павла понизили, хотя примерно на метр все же не достигли первоначальной поверхности 12 в. В 1970-е г.г. восстановили ворота ограды, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Церковь Петра и Павла – один из самых важных памятников русского зодчества 12 в. Построена на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-1160 г.г.) при княжеской резиденции и освящена епископом Мануилом Греком. После 1168 г. храм из княжеского стал приходским и на рубеже 12-13 в.в. приобрел наружные притворы-усыпальницы, а переход в княжескую молельню заложили. В 1611 г., в связи с польской оккупацией края, храм превратили в костел и украсили произведениями Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени в копиях и оригиналах. Во 2-й четверти 17 в. церковь Петра и Павла стала общеепархиальным униатским центром, но с 1654 г. снова действует как православный приходский храм.

http://sobory.ru/article/?object=00079

Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г. В 1753-1757 гг., при игум. Досифее, в Ж. м. вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи. Храм Рождества Пресв. Богородицы - характерный для Костромской губ. пример здания, сочетающего приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. Двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами. В 50-х гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в которых размещались ризница и б-ка. По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.

http://pravenc.ru/text/182215.html

д. 1764 г. 51 ср. Истор. Росс. Иерархии II, стр. 80. В конце 30-х гг. XVIII в. в Воронежской епархии официально показывалось, даже 333 цер., 15 муж. и 5 жен. монастырей (Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. т. XVI, Приложение XII). 669 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXVI, 84, стр. 164, ср. П Строев. Списки иерархов. Ю. Толстого. Списки архиереев иерархии всероссийской. Спб. 63 и 98. У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (I, стр. 86) и у И. А. Чистовича в Истории Православной церкви в Финляндии и Эстляндии. Спб. 1856 г. стр. 82, Иоасаф Хонтунцевский именуется корельским и ладожским, это неверно; с него, а не с Парфения (Собковского), новгородские викарные епископы стали именоваться кексгольмскими и ладожскими, как видно из синодальной справки того времени. Примечание. Выше на стр. 320 ошибочно сказано, что Иоасаф (Хотунцевский) занял Ревельское викариатство, следует «Кексгольмское». 671 Сведения о числе церквей взяты из показаний 1764г., а сам состав епархий пополнен показаниями росписи городов по епархиям, помещенной в Ежемесячных сочинениях Миллера 1757 г. апрель, стр. 291–304. В случае разницы показаний официальной росписи 1764 г. (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XLIV, II, кн. штатов, стр. 43 или стр. 442 настоящего исследования) и росписи 1757 г. мы будем отмечать кратко «в Росписи 1757 г.». По Новгородской епархии в росписи 1757 г. названы новгородские пятины и Холмский посад, но не названы Бежецкий Верх, тогда как он был центром Бежецкой пятины, и Заволочье с Пусторжевским уездом тогда Псковской провинции, а раньше Шелонской пятины (См. Н. И. Павлищев. Исторический атлас России. Спб. 1873 г. карты VII и Х). 672 В Росписи 1757 г. нет Белополья, но оно, вероятно, значится вместе с Карачевом, где показано 89 цер., тогда как в 1753 г. там показано, без Белополья, 67 ц. 673 По росписи 1757 г. состав Казанской епархип не точен. Исконные казанские города Симбирск, Сызрань и Самара почему-то отнесены к Астраханской епархии, а Елабужск не показан нигде в росписи 1757 г.; вместо «Алаты», показан Алатырь (он Нижег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Синода строгий выговор. Вся затея переяславского духовенства, а вместе с ним Киевского митрополита – восстановить полусамостоятельную старину в управлении малороссийской церковью имела слишком скромные результаты, хотя в ней приняли деятельное участие сам гетман и подручные ему генеральный есаул и полковой обозный. Св. Синод определил одного из кандидатов на Переяславско-Бориспольскую кафедру – Софрония Кришталевского на далекую кафедру в Иркутск, где он полезно и благочестиво потрудился до самой кончины (30 марта 1771 г.). Переяславскую кафедру 23 февраля 1753 г., по назначению Св. Синода занял ректор московской академии архимандрит Донского и Заиконоспасского монастырей Иоанн Козлович (17531757 гг.) 933 При епископе Иоанне Козловиче (17531757 гг.) территория Переяславской епархии заметно расширилась за счет областей, известных под общим именем Новосербии, не имевших определенной установившейся епархиальной зависимости. В начале 1756 года протопопом в новопостроенную крепость Елизаветы назначен Иоанн Орловский. В марте того-же года он доносил Св. Синоду, что около крепости на пустых местах образовалось достаточно казачьих слобод. В некоторых из них были построены церкви, в других слободах церкви строились за казенный счет по указам Сената. Священниками к ним принимались духовные лица, выходившие из Польши, Волошины (Валахии) и от Киевского митрополита. В гражданском отношении крепость Елизаветы, служившая центром новых поселений, вместе со слободами, находилась в непосредственном ведении Сената; духовными делами в них пока заведовал киевский митрополит, сносясь с генерал-лейтенантом Глебовым. Однако, по словам протопопа Орловского, новоустрояемый край не имел определенной епархиальной зависимости, так как Св. Синод еще не давал указа о том, к какой епархии должна принадлежать крепость Елизаветы и слободы. Будучи определен митр. Тимофеем Щербатским, протопоп Орловский лично просил Св. Синод передать в его ведение новые слободы с церквами и без церквей, а по епархиальному управлению приписать их вместе с крепостью к Киевской митрополии. 934

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

18532 чтв. 3 чк. с дробью. Приход 1748 г. – 3420 чтв. 1/2 чк. Итого 21952 чтв. 4 1/7 чк. Израсходовано в 1747 г. 5317 чтв. 1 1/7 чк., в 1748 г. в остатке 15254 чтв. 2 чк., на лицо 15252 чтв. 6 чк., в начете 1 чтв. 3 чк. с дробью 680 . Приход 1752 г. – 11319 чтв. 2 чк. с дробью 681 , 1754 г. – 14858 чтв. 6 чк. с дробью 682 . Ведомость окладного расхода по окладным книгам Синодального Экономического Правления М.А.М.Ю. 69, 72, 78, 81, 84 и 87 – 1742, 1745, 1752, 1753, 1754 и 1755 гг. По ведомству Казенного Приказа книги 71, 75, 77, 80, 86, 89 – 1743, 1745, 1752, 1753, 1754 и 1757 гг.; по ведомству Дворцового Приказа и – 1745 и 1746 гг. Доктору и служащим в Московском госпитале, а также на медикаменты На Славяно-Греко-Латинскую школу в Спасском монастыре На Моисеевский девичий монастырь и на богадельни Белорусскому епископу Иосифу из суммы на дачу ружникам Палестинским духовным персонам по резолюции Петра Великого на докладе Иностранной Коллегии 22 декабря 1724 г. Грузинским духовным персонам Николаевскому греческому монастырю в Москве на церковные потребы В соборы, ружные церкви и монастыри: На покупку ладана в соборы В Чудов монастырь на соль для просфор Пятницкому монастырю в Дмитрове руга Андреевскому монастырю в Пленницах жалованье Ивановскому девическому монастырю в Москве в жалованье половинного оклада В Страстной девический монастырь в Москве в жалованье половинного оклада 37121/2 В Знаменский девический монастырь в Ржеве оклад В Успенский девичий монастырь в Александрове жалованье 16141/4 и за хлеб 73121/2 В Никитский девичий монастырь в Москве 94141/4 Деньгами за воск и вино, положенные в соборы и ружные монастыри за 26121/2 ведер и 7 пуд. 2 фун. воску Сретенскому монастырю руги и за воск Генерал-лейтенанту М. А. Волкову и его канцелярии жалованье Членам Коллегии Экономии и чинам ее канцелярии (капралам, солдатам и сторожам 336 руб. 91 коп.) На мелочные расходы По ведомству Казенного Приказа Членам Св. Синода, канцелярским и нижним служителям из доходов Дворцового и Казенного Приказов На канцелярские расходы Двум пономарям и 16 сторожам Большого Успенского собора жалованья по 50 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Киевское коадъюторство (викариатство) с 27.03.1785, паки. Самостоятельная с 16.10.1799. Упразднена 04.12.1803 (присоединена к новообразованной епархии Полтавской и Переяславской). Возобновлена в 1920-е гг. Киевское викариатство. Именовалась: Переяславская (упом. в 1036 г.); в 1269–1279 гг. – Переяславская и Сарайская; с 1698 г. – Переяславская и Бориспольская; 16 .10.1799–04.12.1803 – Малороссийская-Переяславская; с 1922 г. – Переяславская; c 1943 г – Переяславль-Хмельницкая. 1054 Николай Николай II 12.11.1105 16.09.1118 01.01.1119 12.04.1123 Николай III 04.10.1126 06.01.1134/1135(?) 06.01.1135 Макарий Антоний 1239 (?) 02.08.1239 Феодор 01.10.1700 28.08.1715 Захарий Корнилович 10.1715 30.11.1726 04.06.1727 08.06.1730 Иоаким Феодорович Струков 08.06.1730 13.04.1731 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 28.01.1733 30.09.1735 Арсений Берло 03.01.1736 07.06.1744 02.02.1745 12.06.1751 07.03.1753 16.03.1757 27.07.1757 22.12.1769 31.10.1770 02.05.1776 17.07.1776 27.03.1785 Иларион Кондратковский 09.06.1785 12.04.1793 14.08.1793 01.05.1795 24.06.1795 01.07.1799 25.09.1799 17.12.1803 Петр II Киреев 27.01(09.02)1954 04.1954 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 Нестор Тугай 30.12.1961(12.01.1962) 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 Феодосий Дикун 15(28)11.1968 07(20)03.1969 Владимир Сабодан 17(30)03.1969 20.01(02.02)1972 Савва Бабинец 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 в/у Варлаам II (Ильюшенко) 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 Варлаам II Ильюшенко 30.08(12.09)1985 29.09(12.10)1985 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 Антоний II Москаленко 17(30)12.1986 25.01(07.02)1987 26.01(08.02)1987 17(30)11.1988 Палладий Шиман 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 10(23)04.1989 10(23)04.1991 01(14)07.1992 14(27)07.1992 14(27)07.1992 09(22)06.1993 Антоний III Фиалко 29.11(12.12)1996 в/у Иоанн III Сиопко 30.11(13.12)1996 10(23) 07.2000 10(23)07.2000 16(29) 07.2000 17(30)07.2000 Переяславская (см. Переяслав-Хмельницкая) Пермская Основана в 1383 г., в Усть-Выми (по Словарю историческому... – в 1387 г); выделена из Ростовской еп. «..В глубокой исторической древности Пермь, или иначе сказать – Биармия, составляла из себя самую обширную и богатую страну. Это была страна, которую ныне занимают целых четыре губернии, притом,– самые обширные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская» ( Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. M., 1885, С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В периоды межархиерейств (1736-1740, 1753-1757, 1767-1774) в епархии значительно возрастала роль Новгородской духовной консистории, поскольку в это время она по всем вопросам управления сносилась напрямую с Синодом. В XVIII в. мн. мон-ри епархии использовались как тюрьмы. Так, в староладожском Успенском жен. мон-ре в 1718-1725 гг. содержалась 1-я жена царя Петра I бывш. царица Евдокия Феодоровна (урожд. Лопухина; в монашестве Елена); в февр. 1754 г. туда была помещена «для покаяния и содержания… неисходно» 1-я жена А. П. Ганнибала Евдокия Андреевна (после того как Синод 9 сент. 1753 расторг их брак и признал законным заключенный Ганнибалом в 1736 2-й брак). В 1728 г. в тихвинский Введенский женский мон-рь была сослана кнг. А. П. Волконская, бывшая статс-дама имп. Екатерины I, где она и скончалась «под крепким караулом» в 1732 г. В тюрьму Валдайского Иверского монастыря по указу имп. Анны Иоанновны в янв. 1732 г. был помещен М. П. Аврамов , проходивший по делу архим. Маркелла (Родышевского). В 1737 г. туда же из архиерейского разряда был направлен «расколнический наставник и лжеучитель» Исаия, там же содержались доставленные из Канцелярии тайных розыскных дел «в помешательстве ума» 2 офицера. Позднее, по письму имп. Екатерины II митр. Димитрию (Сеченову) от 13 марта 1765 г. ( Здравомыслов. 1897. С. 90-91), в мон-ре был заключен под охраной 2 гарнизонных солдат тарусский купец Андрей Квасников, «который по безумию своему пророчествует». Из 1056 «беглых раскольников», захваченных в 1735 г. российскими войсками на территории Речи Посполитой (см. в ст. Ветка ) и вывезенных в Россию, 57 чел. были направлены под арест в мон-ри Новгородской епархии. Тюрьма при Новгородском архиерейском доме приняла 38 пленниц (к 1741 19 бежали, 4 скончались). Оставшимся 15 женщинам, после того как увещания архиеп. Амвросия (Юшкевича) и архим. Маркелла (Родышевского) не дали результата, ужесточили режим. Две пленницы вскоре умерли, четверо в 1743 г. присоединились к Православию, а 9 предпочли страдать за веру (ОДДС.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При этом обещано им, что если они научатся и в совершенном знании оного опробуются, то не только диаконского, но и священнического чина в свое время будут удостоены.» 63 Были ли еще случаи употребления подобной меры – неизвестно. Почетнейшие из воспитанников Александроневской семинарии в епархиальном ведомстве: Петр Сем. Гусс, из здешних воспитанников, был с 1757 г. ключарем, с 1762 г. протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и членом консистории. Иван Ив. Панфилов, обучался в Вологодской и здешней семинариях; в 1753 г. из риторического класса произведен в диакона к Успенскому собору на Петербургской стороне, отсюда переведен священником к Морскому Богоявленскому собору, а в 1762 г., по Высочайшему изволению Императрицы Екатерины II Алексеевны, изъявленному в присутствии Ее Величества при освящении Морского собора, произведен в протоиерея. В 1774 г. Императрица пожаловала его Своим духовником и в то же время членом св. Синода и протоиереем Московского Благовещенского собора. По уважению к этим почетным званиям Императорская Российская Академия, при открытии своем в 1783 г., приняла его в свои члены. Скончался в 1794 году. Савва Ис. Исаев, обучался в здешней семинарии в 1744– 1753 гг. и по окончании курса проходил служение в разных местах духовного ведомства; в 1783 г. избран в члены Императорской Российской Академии во второе ее заседание после открытия; в 1795 г. пожалован духовником Императрицы Екатерины II Алексеевны и в то же время протоиереем Московского Благовещенского собора и присутствующим в св. Синоде. Скончался в 1800 г. Василий Гр. Григорьев, по окончании курса в семинарии, был священником при Академии Наук и потом при церкви Мраморного дворца. При открытии Императорской Российской Академии принят в нее действительным членом и участвовал в составлении Словопроизводного российского словаря. Василий Сем. Данков, священник приходской Благовещенской церкви и потом придворный протоиерей, известен как член Императорской Российской Академии, которой принят был в 1792 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010