28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

были открыты высшие классы – философия и богословие (а до той поры лучших учеников направляли в высшие классы Киевской Академии и Черниговского Коллегиума), которые существовали до 1785 г.; кроме основного предмета, в средних и высших классах учили общую и отечественную историю; с 1802 г. в Коллегиуме преподавали также основы медицины; факультативно изучались немецкий и французский языки. В 1753-1754 г.г. в Коллегиуме преподавал поэтику украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). В 1776 г. Коллегиум был обращен в духовную семинарию. В начала XIX в. в ней учился выдающийся филолог Иосиф Бодянский (1808-1877). В 1862 г. семинарию перевели в Полтаву. Изначально Коллегиум размещался в специально выстроенном для него деревянном доме; во время городского пожара 1748 г. постройка сгорела, занятия перенесли в пустующий частный дом близ монастыря; в 1753-1757 гг. в обители построили каменный корпус Коллегиума, существующий доныне. С 1862 г. здесь находилось духовное училище, в 1972 г. – открыт Мемориальный музей Григория Сковороды. 4 октября 1766 г. в Вознесенском соборе с почестями погребена глава св. мч. Даниила Кушнира – старосты Успенской церкви местечка Млиев на Черкащине, оклеветанного и казненного в том же году за активное участие в возвращении своего храма из унии в Православие (отсеченная во время казни глава мученика была насажена на кол, но затем тайно перенесена православными на Левобережье, а остальные мощи после сожжения тела палачами были погребены вблизи места казни; почитание памяти св. мч. Даниила началось сразу после его кончины, в 1994 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации подвижника и установил празднование его памяти 11 авг. н. ст.). С 1786 г. в соборе почивали мощи прмч. Макария Овручского и Каневского – уроженца г. Овруча, постриженника и настоятеля Овручского мужского монастыря (не сохранился), затем настоятеля Каневского мужского монастыря (уцелел храм), убитого турками в 1678 г. при разорении г. Канева (погребенные в Каневской обители мощи были в 1688 г.

http://sobory.ru/article/?object=29717

В 1753 г. Иллирийская придворная депутация разработала план по введению унии и поручила его осуществить ген. Б. Петаци. 1 авг. 1753 г. в Чазме он требовал отдать М. униатам, угрожая казнить серб. офицеров, а всех сербов лишить привилегий, полученных за несение ими военной службы. Добившись согласия, ген. Петаци выгнал монахов из обители, православное духовенство - из окрестных храмов. Братия перешла в мон-рь Лепавина . Попытки митр. Карловацкого Павла вернуть М. не дали результата. В 1755 г. сербы подняли восстание, чтобы освободить мон-рь. После его подавления серб. Народный собор, состоявшийся в Северине, отказался от прав на обитель. При этом еп. Костайницко-Зринопольский Иосиф (Стоянович) попросил императрицу передать М. не униатам, а католич. монашескому ордену пиаристов . Уже 1 сент. 1755 г. пиаристы открыли в М. немецко-латинскую школу. Но местное серб. население не поддержало деятельность ордена, поэтому через 2 года школа закрылась и пиаристы ушли в г. Бьеловар. Владения и земли М. распродавались как имущество ордена, а доходы шли на строительство пиаристского мон-ря в Бьеловаре. Закрытие М. упоминалось в 1757 г. в ноте, которую российский посол в Вене Г. К. фон Кейзерлинг направил австр. канцлеру В. А. Кауницу по поводу притеснений правосл. сербов в Габсбургской монархии ( Костяшов. 1997. С. 74-75). В ответ канцлер уверял, что сербы сами изгнали католиков из мон-ря, а случаи их притеснений выдумали. Согласно сохранившейся копии чертежа 1775 г., церковь монастыря (26,6×7,6 м) имела крестообразный план и соответствовала традициям средневековой архитектуры. После закрытия храма иконостас был перенесен в ц. св. Параскевы-Петки в с. Липовчани (ныне с. Горни-Липовчани; разрушена), а в настоящее время хранится в ц. прор. Илии в с. Миклеушка (ныне район г. Кутина, Хорватия). С 3 сторон храма стояли жилые корпуса, все постройки были окружены стеной с оборонительными башнями. Перед воротами находилась ц. свт. Николая Чудотворца, построенная в 1746-1747 гг. при игум. Георгии (Петровиче); с юж. стороны на холме располагалось кладбище с часовней. От всех зданий сохранились лишь фундаменты. В 1925 г. на месте алтаря Архангельского храма поставили правосл. капеллу во имя Архангелов, к-рая действует в наст. время как приходский храм.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

В переписи 1673 г. перечислены 26 монастырских старцев, но против 11 имен стоит помета «нет» (вероятно, так отмечали монахов, на которых не выдавалась государева руга). В 1683 г. в К. м. проживало 14 чел. В обитель дважды переводили монахов берёзовского в честь Воскресения Христова монастыря в связи с его закрытием (1656, 1723). В 1750 г. игум. Исаакий ходатайствовал перед митр. Сибирским и Тобольским Сильвестром (Гловацким) о пополнении братии вдовыми священно- и церковнослужителями. В 1757 г. в К. м. пребывало 17 монашествующих (игумен, 6 иеромонахов, иеродиакон, 9 монахов), из них 2 проживали на Кодской Николаевской (Никольской) заимке, в 1763 г.- 9 монашествующих (6 иеромонахов и 3 монаха), 18 служек-бельцов. Церковная реформа 60-х гг. XVII в. была неоднозначно принята братией мон-ря. Видную роль в истории старообрядчества Зауралья в кон. XVII - нач. XVIII в. сыграли строитель К. м. Иоанн (Иванище Кодский) и постриженик этого мон-ря инок Авраамий (Венгерский) , нек-рое время проживавшие на заимке К. м. на Исети. В 50-х гг. XVIII в. братия неоднократно получала порицания от митрополитов Сибирских и Тобольских за ненадлежащее поведение. С 1753 по 1762 г. обязанности игумена выполнял эконом Тобольского архиерейского дома архимандрит Междугорского Иоанновского мон-ря Иакинф, поэтому из иеромонахов назначался наместник. Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. С основания К. м. старцам и церковному причту была установлена денежная, хлебная и соляная руга. До 1764 г. мон-рь содержал их только за счет собственного хозяйства. В 1662 г. К. м. были отведены земли на р. Исети, где была организована монастырская заимка, ставшая основной житницей К. м. (Кодская Николаевская заимка, Троицкая Кодская пуст., ныне с. Кодское Шатровского р-на Курганской обл.). В нач. 80-х гг. XVII в. там была построена ц. Преображения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/1841904.html

1. Печи, если они были, во всех деревянных храмах всегда устраивались в трапезной (очень редко в алтаре). Таким образом дымоход проходил сквозь " простую " крышу. Вывод дымохода через кубоватую, и любую другую " сложную " крышу четверика, никогда не делался. Конечно возможен вариант строительства печи через какое-то время после возведения храма. Как мы видим на одной из фотографий ближнее к притвору окно северного фасада заложено (как раз там где была печь). Было ли оно заложено позднее, в связи со строительством печи, или же сразу было выполнено в виде декоративного наличника на стене. Этот вопрос остается загадкой. Однако второй вариант более вероятен, ведь церковь изначально строили как зимнюю. 2. Все кубоватые храмы имеют совершенно другую пропорцию четверика: более вытянутую в верх. На невысоком четверике Николо-Введенского храма кубоватое покрытие совершенно не смотрится (нарушаются основные пропорции, куб " давит " на четверик). Таким образом вариант с кубоватой кровлей кажется маловероятным. Еще один интересный вопрос - внутреннее перекрытие кафоликона. Фотографий в интерьере Николо-Введенского храма сделано не было. Но можно, с достаточной долей вероятности, предположить что в храме был сомкнутый кирпичный свод с небольшой прямоугольной площадкой по центру. Этот вид свода наиболее прост в выполнении, и подобным способом перекрыты многие каргопольские храмы. В интерьере прямоугольная площадка свода, скорее всего, была декорирована, и к ней крепилось паникадило. Сверху на нее опирался небольшой деревянный барабан. Интересным моментом также является двухчастный алтарь и его перекрытие. Известно, что в XVIII в. и ранее храмы, в т.ч. кирпичные, строили «по образцам», существовавшим в натуре. Но в Каргополе нет и не было каменных храмов с подобным алтарём. Так что мы имеем дело с очень интересным явлением - копированием в камне схемы деревянного храма с двухчастным алтарем. Деревянных же храмов с подобным решением алтарной части в Каргополье и Поонежье множество: Никольская церковь в с. Бережная Дуброва (1678 г.), Воздвижения Креста Господня (1708 г.) в с. Шилекса, Входа Господня в Иерусалим (1753-1757 гг.) в с.Верховье (Верхняя Мудьюга), Троицкая церковь в с. Елгомское (1714 г.) и Троицкая церковь в с. Пабережское, Преображенская церковь в Суденьге (1759 г.) и другие.

http://sobory.ru/article/?object=37705

Было у Брюсов с 1733 г. в имении село Мизиново с построенной в 1712 г. каменной церковью Иоанна Богослова. Александр Романович Брюс в 1753 г. подал в Московскую Духовную консисторию такое прошение: «В Московском уезде в Кошелеве стану в вотчине его в селе Мизинове имеется церковь Иоанна Богослова ветхая и вся расселась и кирпич валится и службы исправлять опасно, а вновь за слабым местом и за исхождением из земли воды настоящего фундамента достать и церковь строить нельзя, а от села Мизинова в четырех верстах имеет он вотчину, сельцо Глинково, в котором состоит его дом и живут дворовые люди и ныне он желает в Мизинове за ветхостию церковь разобрать и построить в сельце Глинках вновь каменную церковь во имя того же храма Иоанна Богослова» с приделом благоверного князя Александра Невского». Разрешение было дано, работа началась, и в 1756 г. был освящен предел во имя ангела-хранителя храмоздателя - св. Александра Невского, оберегавшего генерала во всех сражениях Семилетней войны и войнах с турками. Главный алтарь церкви во имя Иоанна Богослова был освящен в 1757 г. С тех пор Глинково стало селом, и по традиции его звали иногда по церкви - Богословским. Новая трапезная с Александро-Невским и Боголюбовским приделами и колокольня пристроены в 1883 г. В церкви помещалась родовая усыпальница графов Брюс. Закрыт в 1934 г. , капитально перестроен. При перестройке венчания церкви разобраны, здание встроено в жилой корпус санатория и окружено пристройками. Декоративное убранство в результате перестроек полностью утрачено. В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (в 1784-1786 гг. - главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса. Могильный камень Брюсов спасли в 1936 г., перевезя в Донской монастырь. Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади - это тоже работа Ивана Петровича Мартоса. В настоящее время здание разрушается.

http://sobory.ru/article/?object=24172

Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. Фотография. Нач. ХХ в. В связи с предполагавшимся посещением Малороссии императрицей в начале зимы 1742/43 г. А. В. первый раз был вызван туда гр. А. Г. Разумовским. По заказу фаворита императрицы архитектор спроектировал и начал строительство обширного, богато отделанного дворца к югу от г. Козельца Черниговской губ., в пойме на левом берегу р. Остёр (ныне с. Алексеевщина, не сохр.). Небольшой дворцово-парковый ансамбль был спроектирован в традициях 1-й пол. XVIII в. Главный дом располагался на центральной оси парка и удачно сочетался с окружающим ландшафтом и сложившейся застройкой (Там же. С. 16, 21). Дворец предназначался для приезда императрицы, в дальнейшем там предполагалось устроить резиденцию А. Г. Разумовского. Возможно, дворец послужил прототипом его же усадьбы в Перове под Москвой и резиденции имп. Елизаветы в Киеве. Летом 1743 г. А. В. вернулся в столицу. Повторно он был отправлен в Малороссию в 1747 г. для возведения церкви в Козельце и, вероятно, для строительства в Глухове резиденции для нового гетмана гр. К. Г. Разумовского. А. В. спроектировал деревянное «строение» (1749-1751, не сохр.), напоминавшее царскосельское. В ансамбль должна была войти церковь, а также театр, манеж, оранжерея. А. В. продолжил строительство усадьбы - бывш. путевого дворца имп. Елизаветы, в частности главного дома, ц. Воскресения Христова (первоначально Алексиевская, не сохр.), «садов» и пруда (1748-1757, 60-е гг. XVIII в.). Он спроектировал усадьбу Н. Д. Разумовской в Адамовке с большим деревянным домом (1748 - нач. 50-х гг. XVIII в.) и здание канцелярии Киевского полка в Козельце (1756-1757, 1765, возможно, 1761-1766, сохр.). Двухэтажное сооружение имеет элементы барокко и раннего классицизма, необычна лоджия-терраса на верхнем этаже, огражденная аркатурой. В 1753 г. А. В. были присвоены звание архитектора и чин капитана. Собор в Честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце, Украина. 1752–1763 гг.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

Полтавская и Миргородская епархия ), до 1847 г. Переяслав оставался резиденцией Полтавского архиерея. Переяславская кафедра была восстановлена в 1922 г. как викариатство Полтавской епархии (см. в ст. Переяслав-Хмельницкое викариатство ). Архиереи Переяславские епископы, викарные: Захария (Корнилович; 1 окт. 1700 - 28 авг. 1715), Кирилл (Шумлянский; окт. 1715 - 30 нояб. 1726), Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), Варлаам (Леницкий; 7 июня 1730 - 13 апр. 1731, епархией не управлял). Переяславские и Бориспольские епископы: Арсений (Берло; 28 янв. 1733 - 17 сент. 1735, 3 янв. 1736 - 6 июня 1744), Никодим (Сребницкий; 2 февр. 1745 - 12 июня 1751), иером. Сильвестр (Иванов; 1751-1753, в. у.), Иоанн (Козлович; 7 марта 1753 - 16 марта 1757), Гервасий (Линцевский; 27 июля 1757 - 22 дек. 1769), Иов (Базилевич; 31 окт. 1770 - 2 мая 1776), Иларион (Кондратковский; 17 июля 1776 - 27 марта 1785). Переяславские епископы, викарные: Виктор (Садковский; 9 июня 1785 - 13 апр. 1793), Димитрий (Устимович; 14 авг. 1793 - 1 мая 1795), Амфилохий (Леонтович; 24 июня 1795 - 1 июля 1799). Малороссийский и Переяславский епископ: Сильвестр (Лебединский; 25 сент. 1799 - 17 дек. 1803). Лит.: Успенская ц. в г. Переяславе//Полтавские ЕВ. Ч. неофиц. 1867. 13. С. 12-33; 14. С. 48-57; 1879. 19. С. 862-872; 1880. 24. С. 1163-1173; Архангело-Михайловская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 20. С. 508-541; Вознесенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1868. 15. С. 347-392; Воскресенская ц. в г. Переяславе//Там же. 1869. 21. С. 555-579; Мат-лы, относящиеся к первым временам ист. существования Переяславско-Полтавской семинарии//Там же. 1887. 17. С. 569-582; 1888. 14. С. 545-561; Демидовский В. Краткий ист. очерк состояния Переяславско-Полтавской семинарии со времени основания ее (1738 г.) до преобразования в 1877 г.//Там же. 1888. 20. С. 735-776; Левицкий П. Мат-лы для истории Переяславской епархии прошлого столетия//Там же. 1891. 10. С. 480-496; Яновский И. 200-летие со времени восстановления Переяславской епархии (1698-1898)//Там же. 1898. 9. С. 331-338; К истории епархии Переяславско-Бориспольской (1733-1785)//Там же. 1905. 20/21. С. 779-784; К истории Переяславской семинарии в 3-й четв. XVIII в.//Там же. 1905. 36. С. 1445-1447; Иоанн (Козлович), еп. Переяславский: (К 150-летию его кончины)//Там же. 1907. 6. С. 269-271; П[архоменко] В. А. Церковно-ист. значение г. Переяслава//Там же. 23. С. 1031-1039; он же. Из истории Переяславско-Полтавской епархии (1785-1807)//Там же. 1908. 16. С. 691-696; он же. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии: 1733-1785 гг. Полтава, 1908; Собор Успения Богоматери. Переяслав, 1911; Переяслав-Хмельницкий и его ист. памятники. К., 1954; Брайчевский М. Ю., Асеев Ю. С. Археологические исследования в Переяславе-Хмельницком в 1958 г.//КСИА. 1960. Вып. 81. С. 112-116; Hikoлehko А. П. Переяславу - 1100 pokib. К., 2007. С. В. Таранец Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580016.html

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010