Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕДЕОН Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра И. Розонова. Нач. XIX в. (РГБ) Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра И. Розонова. Нач. XIX в. (РГБ) (Криновский Григорий Андреевич; ок. 1726, Казань-22.06.1763, мон-рь во имя вмч. Пантелеимона, близ Пскова), еп. Псковский и Нарвский. Род. в семье пономаря. В 1738-1746 гг. обучался в Казанской ДС, по окончании к-рой принял постриг, был оставлен при семинарии. Во время учебы получил фамилию Авриксельский, в 1746-1751 гг. носил фамилию Рычковский (Ричковский). Безуспешно обращался к Казанскому еп. Луке (Конашевичу) с просьбой отпустить его для продолжения учебы в Москву или Киев. В июле 1751 г. Г. самовольно уехал в С.-Петербург, подал прошение о зачислении в московскую Славяно-латинскую академию. Святейший Синод рассмотрел дело Г., к-рый дал обещание вернуться в Казань по окончании учебы. 9 дек. 1751 г. он был принят в академию. Произносил проповеди в Заиконоспасском московском в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре , снискал популярность среди москвичей. Проповеднический дар Г. высоко ценили А. П. Сумароков , Н. М. Карамзин , И. И. Шувалов. Последний представил Г. имп. Елизавете Петровне . 8 янв. 1753 г. в сане иеродиакона Г. был назначен придворным проповедником и переехал в С.-Петербург. 2 февр. 1757 г. определен настоятелем Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в сане архимандрита. 4 марта 1758 г. назначен членом Святейшего Синода, в апр. того же года стал архимандритом Троице-Сергиевой лавры . Постриг в монашество Гавриила (Петрова ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский) и Платона (Левшина ; впосл. митрополит Московский). 7 окт. 1761 г. Г. был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, одновременно оставлен придворным проповедником. С 18 марта по 18 июня 1762 г. знакомился с епархией, 2-ю половину года и 1-ю половину 1763 г. провел в Москве. На конференции Сената и Синода 18 июля 1762 г. совместно с С.-Петербургским архиеп. Вениамином (Пуцек-Григоровичем) выступил за возвращение секуляризованных монастырских земель. Тем не менее в 1763 г. участвовал в суде над Ростовским митр. сщмч. Арсением (Мацеевичем) , защищавшим церковные земли. 4 июня 1763 г. по личному прошению уволен в свою епархию. По пути из Москвы в Псков неожиданно тяжело заболел, погребен в псковском Троицком соборе.

http://pravenc.ru/text/161870.html

Радовицы. Николо-Радовицкий монастырь. Церковь Петра и Павла в надвратной колокольне. Петропавловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1785 и 1787. Адрес: 140321, Московская обл., Егорьевский р-н, с.Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а Координаты: 55.098658, 39.545055 Проезд:Электричка с Казанского вокзала до г. Егорьевска, далее автобусом или 26 по маршруту Егорьевск-Радовицы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм-колокольня имеет три строительных этапа. Первый этап - 1757-1763 гг., строительство непосредственно Святых ворот и храма. Второй этап 1785-1787 гг. возведение яруса " звона " колокольни со шпилем. Третий этап - 1856 г. реконструкция верха по проекту рязанского архитектора Н.И. Воронихина. К.В. Аминов Из описи Радовицкого монастыря, составленной в 1763 г., видеть можно, что в нем тогда находились Святые врата каменные, с церковью св. апостолов Петра и Павла, устроенной по благословению Димитрия Сеченова, вместо церкви преп. Михаила Малеина, разобранной еще в 1682 г. направо от Св. ворот до ограды находилось «праздное место». По левую сторону ворот – каменное одноэтажное строение, в котором помещались поварня, хлебня и 4 кельи с устроенным под ним погребом, строение заканчивалось башнею. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. На колокольне располагалось тринадцать колоколов, самый большой из которых весил триста двенадцать пудов (более пяти тонн). На колокольне были установлены башенные часы с курантами. Под колокольней были устроены трехпролетные святые врата. Стены и своды арочных проемов были расписаны священными изображениями, а проезд был вымощен каменной брусчаткой. Монастырские врата были кованные с массивными засовами.

http://sobory.ru/article/?object=14030

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ КАВСОКАЛИВИТ Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. [Греч. Νεφυτος Καυσοκαλυβτης] (ок. 1713, Патры - 1784, Бухарест), иеродиак., филолог, церковный писатель, просветитель. Один из родоначальников афонского движения колливадов , возникшего в связи с дискуссией о приношении в храмы колива по воскресным дням в память об усопших. Н. К. одним из первых вступил в спор о перенесении заупокойного богослужения с субботы на воскресенье, однако в 1759 г. он удалился со Св. Горы и его дальнейшая деятельность проходила независимо от движения колливадов. Он до конца жизни находился в весьма непростых отношениях с такими авторитетнейшими представителями движения, как прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец . Н. К. род. в г. Патры (п-ов Пелопоннес, совр. Греция) в семье крещеных евреев (в лит-ре можно встретить т. зр., согласно к-рой Н. К. исповедовал иудаизм и крестился в сознательном возрасте, что не соответствует действительности). Тему его происхождения не раз обсуждали позднее его недоброжелатели. Сам он не отказывался от него и во всех написанных им самим документах и книгах к своему имени присоединял дополнение «Пелопоннесец из иудеев». Н. К. получил блестящее образование: окончил Патриаршую школу в К-поле, богословскую школу на о-ве Патмос (с 1737 по 1744), учился также в Янине у Евгения (Булгариса) (с 1744). Изучал философию, богословие и филологию, проявлял особый научный интерес к грамматике ( Πρντζιπας. 1985. Σ. 130-131). После завершения образования принял монашеский постриг и удалился на Св. Гору Афон, где жил в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра ). В 1749-1753 гг. был 1-м ректором (схолархом) Афонской академии (Афониады) при мон-ре Ватопед , учрежденной при патриархе К-польском Кирилле V (1748-1751; 1752-1757). Его преемником на посту ректора стал его учитель Евгений (Булгарис). Вскоре после ухода с поста ректора Н. К. на короткое время затворился в келье и занялся учеными трудами ( Μπαρτζελιτης. 2008. C. 262).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

Иоанн, епископ Переяславский и Бориспольский (Козлович) Обучался в Киевской духовной академии, по окончании курса которой назначен учителем риторики. С 1743 года – префект и учитель философии Славяно-греко-латинской академии. С 1748 года – ректор той же академии и в том же году 8 мая назначен архимандритом Московского Донского и Заиконоспасского монастырей. 7 марта 1753 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского. В своей епархии епископ Иоанн заботился об образовании юношества. На свой счет он выстроил в Переяславле каменный корпус для духовной семинарии, а на монастырские средства – два деревянных дома для помещения бедных учеников духовной семинарии. Как человек епископ Иоанн отличался абсолютной нестяжательностью. Он чрезвычайно щедро раздавал милостыню. По его настоянию при всех церквах Переяславля были заведены «шпитали» (госпитали), т. е. дома призрения для убогих, в которые он сам жертвовал все, что только мог. Посещал преосвященный Иоанн также тюрьмы, ободряя и утешая заключенных. В народе был прозван Иоанном Милостивым. После его смерти у него было найдено всего две копейки с полушкою, все остальное было роздано нищим. Скончался 17 марта 1757 года. Труды: Слово на 27 июня 1742 г. – М., 1742. Слово на новый 1749 год. – М., 1749. Рукопись, содержащая в себе читанную им в академии систему философии. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 86. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 86. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 9, 156, 159. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 326. Русский паломник. – 1911, 42. – С. 664. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 278. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий, епископ Костромской и Галичский (Андреевский Григорий) Родился на Украине в городе Миргороде. В 1736 году окончил Киевскую духовную академию. 6 июля 1737 года назначен учителем Псковской славяно-греко-латинской школы. В Псково-Печерском монастыре пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. Затем назначен ректором славяно-греко-латинской школы в Пскове и возведен в сан игумена Великопустынского монастыря. В 1746 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. 16 апреля 1753 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. 1 августа 1757 года «отрешен» от епархии и определен на пребывание в Спасский Новгород-Северский монастырь. Скончался 28 апреля 1758 года. Чин погребения 2 мая совершил митрополит Киевский Арсений в Спасском Новгород-Северском монастыре. О преосвященном Геннадии можно сказать словами надписи на его портрете, хранившемся в Новгород-Северском монастыре: «Сей православный епископ в греческом, немецком и латинском языках искусен, учительством философии и богословия славен бяше, за премногия добродетели на архиерейский престол возведен». Литература: Сырцов И. Я., протоиерей. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1748–1898). – Кострома, 1898. – С. 20–21. Самарянов В. А. Памятная книжка для Костромской епархии. – Кострома, 1868, ч. 2. – С. 17. Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. – Киев, 1903. – С. 305. Петров Н. И. , профессор. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Духовной Академии (1721–1795): в 4 т. – Киев, 1904–1907, отд. 2, т. 1, ч. 2. – С. 155–156, 406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 386, 388, 849. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 697. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 88. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. кн. 3. – С. 108, 109. Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. – 2-е изд. – Остров, 1893. – С. 78. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. – М., 1909. – С. 69. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 402. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Кречетниках. Иоаннопредтеченская церковь, Предтеченская церковь, Ивановская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Иоаннопредтеченская церковь впервые упоминается каменной в 1657 году. Позже, в 1753-1761 гг. на этом месте был построен новый храм - восьмерик на четверике, в котором помещались приделы Священномученика Антипы (1757 г.) и Иоанна Воина (1706 г.). В 1824-1826 годах здесь построили трапезную и колокольню в стиле ампир с прежними приделами. В мае 1930 года Предтеченскую церковь закрыли, а вскоре снесли. Если бы храм уцелел, то находился во дворе жилого дома на Новинском бульваре, 12, который был возведен в 1937 году (арх. Л.Я. Талалай, А.А. Дзержкович). Усекновения главы Иоанна Предтечи в Кречетниках церковь (уничтожена). Каменный храм в слободе царских кречетников, обучавших для охоты кречетов и соколов, упомянут в переписной книге церквей Земляного города за 1657 год. Патриарх Адриан во время посещения храма в 1693 г. пожертвовал ему ковчежец с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. К январю 1706 г. выстроили придел мученика Иоанна Воина. По описи 1734 г., за престолом находился образ Божией Матери «Знамение» с изображением на тыльной стороне доски преподобного Сергия Радонежского. На иконе Иоанна Предтечи в местном ряду иконостаса помещался серебряный ковчег с частицей мощей святого. Новый каменный храм взамен обветшавшего выстроили в 1761 г., с приделами мученика Иоанна Воина и священномученика Антипы. Храм сильно пострадал от пожара 1812 г., и к июню 1826 г. возвели новую трапезную и колокольню. В 1831 г. его стены украсили живописью. В храме сохранялась храмовая икона Иоанна Предтечи XVII века с шестнадцатью клеймами, а при ней ковчежец с частицей мощей святого. В главном алтаре находилась икона Спаса Смоленского с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом конца XVII века и образ Божией Матери «Утоли моя печали» XVII века. В других местах в церкви было еще немало икон XVII и XVIII веков. В 1930 г. храм в Кречетниках снесли, и на его месте выстроили высотное здание (улица Новый Арбат, дом 28). Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36855

Приложения 1. – К письму Ждановского от 20 ноября 1812 г. Реестр делам, оказавшимся в трактатной полате по выступлении из Москвы французов Греческие грамоты с. 1627–1732-й. 2, 3, 4, 5, в, 7, 8, 9 и 10-й. 1 нет. 7связок присяг в верности наследнику цесаревичу Петру Петровичу. 1718 года. С 1658–1760. Известие о государственных печатях серебряных и стальных. Тут же дело (1753 окт. 26) о напечатании оных на сургуче. 8 штук слепков с печатей, на которых находятся: 1, 2, 3, 4, 6 изломан, 7, 8, 9, 10, 11, 12 повреждена, 13, 14, 15 повреждена, 16,17, 18, 19, 20, 21 и 1767 г., 25 надломлена, 16 измарана,. 26 и 27 изломаны. Связка дел о кавалерах с 1699–1797. 76. Дело о купленном для конторы и архива генерал-аншефа и кавалера кн. Голицына дворе (за печатью), при нем планы двору. Дело о постройке сарая и на оном жилых покоев. 1801 г. августа 8 дня. Выписка о начальниках Посольского приказа. Три знамя: 2, 8 весь изорван и 34. Имянные указы с 1741–1763 гг., 21 книга. Рапорт в правительствующий сенат из коллегии Иностранных дел о приходе и расходе денежной и прочей казны, марта месяца. 3. Имянные указы императора Петра III. 1762-го генваря – июня 28. Без Копии с имянных указов с 1747–1758. Книга 1. Протоколы бывшей при дворе конференции с 1756 марта 14 – дек. 31 по 1758. Отпуски оных протоколов, 1758. Протоколы конференции 1759 г. и отпуски оных. Протоколы конференции 1760 г. и отпуски оных. Тож 1761 г. с отпусками. Протоколы 1762 г. Рескрипты (в копиях) из конференции в коллегию Иностранных дел 1756 по 1757, 1758 и 1761, из них 1759 и 1760 недостает. Доношении в святейший синод из коллегии Иностранных дел с 1742 по 1763 год. (4 книги). Указы пз святейшого синода в коллегию Иностранных дел с 1742–1762. (4 книги). Доклады и мнения коллегии Иностранных дел с 1743–1763. Отпуски реляций в конференцию из коллегии Иностранных дел. 1756, 1757, 1738, 1759, 1760 и 1761, в одной книге. Письма к тайному секретарю Волкову. 1762 (в 1 книге). Портфель с докладами, реляциеми и рапортами императору Петру III; в ней 9 нумеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Первоначально к собору примыкали деревянные колокольня, архиерейский двор, кельи, трапезная, поварня, гостиница, сгоревшие при городском пожаре 18 июля 1748 г. Впосл. в мон-ре были выстроены деревянный архиерейский корпус с 5 кельями (1753; в 1800 перевезен в монастырскую усадьбу в с. Андруши) и возведены каменные 3-ярусная колокольня (1770-1776; колокола привезли из Москвы) с пристроенной в 1782 г. теплой каменной ц. вмц. Варвары, часовня-беседка, ограда (1782), торговые лавки (1828-1830; разобраны после пожара 1916), здание консистории. В 1825-1826 гг., когда был сооружен новый деревянный архиерейский корпус с теплой крестовой ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Варваринский храм был упразднен и в его помещении устроили консисторский архив, но 24 июля 1874 г. по инициативе еп. Полтавского Иоанна (Петина; † 1889) его возродили с посвящением прор. Иоанну Предтече и вмц. Варваре. В 1845 г. центральную часть обители запечатлел на рисунке поэт и художник Т. Г. Шевченко. 2 окт. 1738 г. по инициативе еп. Арсения (Берло) на территории П. В. м. был открыт Переяславский коллегиум, в котором было 6 классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика. В 1773 (?) г. с открытием богословского класса коллегиум был преобразован в семинарию (среди наставников - игум. Варлаам (Шишацкий) ), позднее также преподавались основы медицины, факультативно изучались нем. и франц. языки. В семинарии учительствовали: в 1782-1783 гг. Анастасий (Братановский-Романенко) , ок. 1783-1785 гг. игум. Варлаам (Шишацкий), в 1753-1754 гг. Г. С. Сковорода, И. В. Леванда (1734-1814), впосл. именитый киевский митрофорный протоиерей, проповедник. Обучение было доступно для всех сословий. Половина учеников были из малоимущих семей, они находились на содержании епархии и проживали в общежитии при коллегиуме. Первоначально коллегиум размещался в деревянном корпусе, собранном на территории П. В. м. из 4 хат, подаренных еп. Арсению (Берло) архимандритом Киево-Печерской лавры Иларионом (Негребецким; † 1740). Во время пожара 1748 г. этот корпус сгорел, и по инициативе еп. Никодима (Сребницкого) занятия перевели в частный двор С. Мировича. В 1753-1757 гг. на средства еп. Переяславского Иоанна (Козловича) к северо-востоку от собора близ монастырских ворот были построены кирпичный корпус учебного заведения (сохранился), а также 2 деревянных флигеля общежития, в к-рых проживало до 40 чел. (сгорели через 20 лет). В 1812 г. в зданиях семинарии размещали больных и раненых солдат. В 1814 г. из-за увеличения числа учеников каменный корпус был надстроен 2-м деревянным этажом. Решением Свящ. Синода (авг. 1861) в сент. 1862 г. семинарию перевели в Полтаву, а в ее помещении открылось ДУ.

http://pravenc.ru/text/2580018.html

Фасад собора. Чертеж Г. Макарова. 80-е гг. XVIII в. Фасад собора. Чертеж Г. Макарова. 80-е гг. XVIII в. По преданию, возможность постройки в С.-Петербурге каменного морского храма по образцу Успенского собора в Астрахани обсуждал еще имп. Петр I в 1721 г. 16 июня 1752 г. имп. Елизавета Петровна подписала указ о возведении каменного собора, к-рый стал главным храмом российского флота. Проект собора в Морских слободах исполнил архитектор Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинский. Строительством церкви, к-рая должна была стать доминантой нового района Коломны, занималась подрядная контора Адмиралтейств-коллегии, куда Чевакинский 20 мая 1752 г. представил проект и смету. Однако проект пришлось корректировать в связи с рядом наводнений 1752 г.: здание решено было построить более высоким, чтобы избежать возможного затопления нижнего этажа. Чевакинский в проекте нач. 1753 г. увеличил длину и ширину здания на 7,2 м. Закладку храма 15 июня 1753 г. совершил архиеп. Сильвестр (Кулябка) в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала кн. М. М. Голицына, который в дальнейшем наблюдал за строительством. Руководил работами Чевакинский вместе с каменных дел мастером М. А. Башмаковым и подрядчиком М. Соболевым, мастером кн. Голицына из Ярославского у. В команде зодчего трудились В. И. Баженов и И. Е. Старов. В 1754 г. построили нижний этаж, осенью 1755 г. здание было выведено под кровлю, в 1759 г. были обиты медными золочеными листами главы собора, к-рый был рассчитан на 5 тыс. чел. Строительство обошлось в 129 987 р., всю утварь приобрела Адмиралтейств-коллегия. Предполагалось сооружение отдельно стоящей колокольни. Летом 1756 г. под ее фундаменты были забиты сваи; основные работы были завершены в течение строительного сезона 1757 г., отделка - в 1759 г. Вид на собор и колокольню с набережной Крюкова канала. Фотография. 10-е гг. XXI в. Вид на собор и колокольню с набережной Крюкова канала. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижний теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца был освящен 5 дек.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010