Перевод с греческого, вступительная статья и примечания иеромонаха Леонтия (Козлова) ЛИТЕРАТУРА Дионисий Ареопагит. НИ - Дионисий Ареопагит . О Небесной Иерархии/В переводе М. Г. Ермаковой . СПб., 1997. Дионисий Ареопагит . ЦИ - Дионисий Ареопагит . О Церковной Иерархии/В переводе Г. М. Прохорова . СПб., 2001. Иоанн Златоуст, свт . Шесть слов о священстве - Иоанн Златоуст, свт . Творения. Т. 1. Кн. 1-2. СПб, 1895. Леонтий (Козлов), иером. 2004 - Леонтий (Козлов), иером. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809): Житие и творческое наследие. СП., 2004 (канд. дисс.). Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 - Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. М.: Феофания, 2005 (пер. с греч.: ΘεκλητοςΔιονυσιτης, μον. γιος Νικδημος γιορετης. βος κα τ ργα του (1749-1809). θνα, 1990). La Théologie Byzantine 2002 - La Théologie Byzantine et sa tradition. II (XIII-XIX s.)/Sous la direction de C. G. Conticello et V. Conticello . Turnhout: Brepols, 2002 (Corpus Christianorum). Συμβουλευτικν γχειρδιον1999 - Νικοδμουτογιορετου. Συμβουλευτικν γχειρδιον, τοι περ φυλακς τν πντε ασθσεων. 5η φωτοτυπ. κδ. (1988). Θεσσαλονκη, 1999. Τρες γκωμιαστικο Λγοι 1991 - Το ν γοις Πατρς μν Νικοδμου το γιορετου Τρες γκωμιαστικο Λγοι. ερ Μον Σταυρονικτα - γιον ρος, 1991. Примечания: Ign. Ant. Ep. ad Magn. 6. PG 5, 764B:1-2. Ignat. Ep. ad Smyrn. 9. PG 5, 853A:11-13. Isid. Pelus. Ep. 1641:36-39 (ed. P. Évieux . Paris, 2000. SC 454. P. 384. TLG 2741/2). Рус. пер.: Исидор Пелусиот, прп. Творения. М., 1860. Ч. 3 (ТСО 36. Кн. 3). С. 134. Об этом см. статью Иоанна (Зизиулоса), митр. Пергамского: ωννου, μητρ. Περγμου . Εχαριστας ξεμπλριον// πσκοπος ς προεστς τς υχαριστας. Μγαρα, 2006. Σ. 74-88. О прп. Никодиме см.: La Théologie Byzantine 2002. P. 905-978; ΜαρνλλοςΓ., πρωτ. Saint Nicodème l " Hagiorite (1749-1809) en tant qu " enseignant et pedagogue de la nation Greque et de l " Église Orthodoxe. Paris, 1996; Леонтий (Козлов), иером. 2004 (библиография на с. 177-186, см. также: ИАБ. 7. 75-156).

http://pravoslavie.ru/38079.html

Храбрость Михаила воеводы князя волоского. На греч. «Ветха». (По описям 1701–1735 гг. за 683, 1738–1749 гг. за 679). 149 (150). Chronologia Gerardi Mercatoris, et Matthaei Beroaldi, hoc est, supputatio temporum ab initio mundi ex eclipsibus et obscurationibus astronomicis et Sacrae Scripturae firmissimis testimoniis demonstrata. Latine. 1. В Василем. 1577. Летосчисление Герарда и Матфея Бероалда, то есть, исчисление времен от начала мира, затмениями лунными, и примечаниями астрономическими, и сильными Священного Писания свидетельствами доказанное. На латин. 150 (151). Ciceronis orationum pars prima. Lat. 1. Там же. 1595. Цицероновых речей часть первая. Лат. «В переплете, ветха». 151 (152). Ejusdem epistolae ad Atticum, ad Brutum et ad Q. fratrem. Lat. 1. В Франкфурте. 1590. Тогожде письма к Аттику, к Вруту, и к Квинту брату. Лат. «У оной книги переплет ветх». 152 (153). Cyrilli Philoponi de differentiis vocum graecarum, quo adtonum, spiritum, genus, etc. Accessi t discursus ejusdem de pronunciatione graeca antiqua contra Nεφυτον. Graece et latine. 1. В Витеберге. 1615. Кирилла Филопона о различиях речений греческих, по ударению, по знакам над гласными, по ряду, и по проч. Там же содержится рассуждение о произношении греческом древнем против Неофита. На греч. и лат. (По описям 1701–1735 гг. за 601, 1738–1749 гг. за 600). 153 (154). Ciceronis epistolae ad familiares, cum notis Pauli Manutii. Lat. 1. В Кракове. 1685. Цицероновы письма к приятелям, с примечаниями Павла Мануция. На лат. 154 (155). Cornelii Nepotis de vita excellentium imperatorum. Lat. 1. В Липсии. 1714. Корнелия Непота о житии превосходных императоров. На лат. 155 (156). Crispi Salustii et aliorum auctorum orationes. Lat. 1. В Колонне. 1556. Криспа Салустия и других писателей речи. На лат. 156 (157).Compendium totius theologicae veritatis. Lat. 1. В Лугдуне. 1613. Сокращение всея богословские истины. Лат. (По описям 1701–1735 гг. за 735, 1738–1749 гг. за 728). 157 (158). Catalogus quorundam iesuitarum, pro fide interfectorum. Lat. 1. В Кракове. 1606.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

Ульяновск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1749. Колокольня - руб. 18-19 вв. Год утраты:1936 (разобрана) Адрес: Россия, Ульяновск, улица Плеханова, 1А Координаты: 54.310683, 48.402162 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная двухпрестольная церковь с главным престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери по одним источникам была построена в конце XVII в. по другим – в 1749 г. В середине XIX в. храм перестраивался. Храм пострадал во время пожара 1864 г., но вскоре был восстановлен. На 1882 г. церковь занимала 320 кв. саж., имела трехъярусную колокольню. Летом 1930 г. были сняты колокола, к 1936 г. храм был полностью разобран. Архитектурно-градостроительное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта южного склона волжского косогора. Она располагалась на угловом участке пересечения улицы Тихвинской (ныне Плеханова) и современного переулка С. Халтурина. Существовавшая почти два века, Тихвинская церковь была каменной, построенной в 1749 г. В пожары 1864 г. эта церковь обгорела, затем восстановлена заново. В 1930-х годах Тихвинская церковь была сломана, а в 1987-1988 гг. рядом построена двухэтажная гостиница «Октябрьская». Расположенная на одной из террас волжского косогора, эта церковь имела важное архитектурно-градостроительное значение в силуэте этой части города. В то же время она расположена на таком же расстоянии от Николаевского собора, как и Владимирская с противоположной от этого собора стороны, создавая уравновешенную пространственную композицию в панораме города. Церковь включала трехъярусную колокольню с легкой каркасной башенкой и луковичной главкой с крестом над ней. Затем шла трапеза с сомкнутым сводом и двухскатной крышей. С восточной стороны от трапезы размещался двухсветный восьмигранный храм, завершенный куполом с глухим фонариком и небольшой луковичной главкой над ним, увенчанной восьмиконечным позолоченным крестом. Вход в церковь с южной стороны через притвор в колокольне.

http://sobory.ru/article/?object=35400

В 1746 г. по инициативе наместника схим. Игнатия в пещерах, находившихся рядом с М. Т. м., были освящены церковь и часовня, а также основан монастырский хутор в урочище Зосимовщина. В окт. 1747 г. схим. Игнатий купил урочище Педновское с мельницами, благодаря чему М. Т. м. укрепил свое экономическое положение. 10 июля 1749 г. по его просьбе чигиринские управители утвердили за М. Т. м. урочище Бичева. В 1749 г. насельник М. Т. м. мон. Серапион совершил паломничество в Иерусалим, написал путевые заметки под названием «Путник» (Путник, или Путешествие во Св. Землю Мотронинского монастыря инока Серапиона, 1749 г.//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-129). 25 янв. 1756 г. игум. Мелхиседек (Значко-Яворский) , занимавший должность наместника в 1753-1768 гг., основал монастырский скит с хутором в урочище Замятница. По его инициативе в ответ на посягательства униатов определенные Яблоновским права обители были внесены 27 окт. 1761 г. в книги Житомирского гродского суда (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. Д. 6. Л. 9). 14 марта 1765 г. представитель униат. архимандрита комиссар Сичинский ворвался в обитель и объявил, что М. Т. м. в скором времени должен стать униатским. 6 янв. 1768 г. игум. Мелхиседек просил еп. Переяславского и Бориспольского Гервасия (Линцевского) о разрешении собирать милостыню в Запорожской Сечи, аргументируя это тем, что «монастыр благочестивый Троецкий Мотренинский в крайнем убожестве состоит, в 1766 годе и последний тоего монастыря скот от унеятов ограблен» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 50). М. Т. м. пострадал в ходе гайдамацкого восстания 1768 г., известного под названием Колиивщины, одним из предводителей к-рого стал бывш. послушник обители Максим Железняк (Зализняк). В причастности к восстанию польск. власти необоснованно обвиняли и игум. Мелхиседека. Вероятно, из-за гайдамацкого восстания 1768 г. и ужесточения правил по сбору милостыни поездка братии в Запорожскую Сечь не состоялась, но тем не менее в 1770 и 1772 гг. монахи собирали милостыню в Запорожской Сечи (ЦГИАК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166). 6 авг. 1772 г. наместник иером. Иринарх (Баландовский) был возведен в сан игумена. В 1773-1776 гг. по благословению еп. Переяславского Иова (Базилевича) в М. Т. м. была построена новая трапезная, в 1775 г. сооружены ворота с новой колокольней.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Арх. Св. Син. д. 1733 г. 383. Кроме Благовещенского монастыря в Н. Новгороде непосредственно подчинен был Св. Синоду еще Николаевский Амвросиев-Дудин. В других епархиях от патриарших времен в ведении Св. Синода оставалось несколько монастырей, таковы: в Вологодской епархии – Воскресенский Черепов (Белозерского уезда) и Воронина Пустынь, Рязанской – Лебедянский Троицкий Яблонов, Ростовской – Воскресенский, что на Караише (Ростовского уезда), Николаевский-Виксинский, Николаевский-Тропский, пустыни – Райская и Досифеева, Новгородской – Гурьева пустынь (в Устюжне Железнопольской), Коломенской – Николаевский-Венев (Тульского уезда). С открытием новых епархий в территории Синодальной области в ведении Синода оставались в Переяславской епархии – Борисоглебский (Переяславского уезда), Владимирской – Царево-Константиновский монастырь, Боголюбов и Покровский, что на Нерли, Космин, Николаевский-Волосов, приписной к Волосову – Лыбецкий и Сновицкий, Костромской епархии – Флоровская пустынь и Благовещенский Упорожский мон. (Галицкого уезда). В 1749 г. епархиальных монастырей в ведении Св. Синода было всего – 22. В разное время Спасо-Преображенский (в Казани), Печерский (близ Н. Новгорода) и несколько других монастырей по несколько лет находились в непосредственном ведении Св. Синода. Епархиальные архиереи в синодальных монастырях следили только за благочинием; назначение настоятелей и всякое управление зависело от Синода, а экономия от Экономической Канцелярии. При таких условиях синодальные монастыри с их властями, не будучи поручены епархиальным архиереям во всех отношениях, оставались «без всякого ближайшего смотрения и страху» и вносили разлад в местное епархиальное управление; в самих монастырях развивались неблагочиние и «монашескому чину непристойные поступки». Поэтому 17 ноября 1749 г. Св. Синод «для лучшего смотрения определил отдать свои иноепархиальные монастыри в полное ведение епархиальных архиереев с правом ставить в них настоятелей, но экономических дел не касаться (Арх. Св. Син. д. 1738 г., 81, д. 1749 г., 61 ср. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. I, 5, 641, 111, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) День памяти: 14(27) июля    Никодим Святогорец (в миру Николай Калливурси) родился в 1749 году на острове Наксос. Получил образование в Смирне, затем был секретарем митрополита Наксосского Анфима. В 1775 году принимает постриг на Афоне, где начинает работу над изданием рукописи  «Добротолюбие» , обнаруженной двумя годами позднее. В 1783 году уходит в затвор на 6 лет, до того, как ему было поручено редактирование издание трудов  Симеона Нового Богослова . Затем занимался литературно-богословской работой, которую продолжал до своей смерти 1 июля 1809 года. Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3 Мудрости благодатию, отче, украшенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.  Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1 Светило Афонское, и Наксии отрасль,/и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/Никодима, вернии, да почтим,/иже, исполнялся мудрости Божественный,/учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/слава прославльшему тя Христу,/слава венчавшему тя,//слава подающему тобою нам помощь.   ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить — столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения    Авва Антоний сказал, что роду сему Бог не попускает тех браней, какие были у древних, потому что знает, что эти люди немощны и не снесут столько. 2. Авраам, послушник аввы Агафона, спросил авву Пимена.    – Что делать, если бесы внезапно нападают на меня?    – На тебя нападают бесы? — переспросил старец. — Они нападают на нас лишь тогда, когда мы не исполняем своих похотей. Потому что нашими бесами стали наши похоти — они-то и мучают нас, чтобы мы их исполняли. А если хочешь знать, на кого нападали бесы, так знай: на Моисея и подобных ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2142

В 1735 г. греко-католич. еп. Афанасий Шептицкий подписал устав нового братства, а в 1742 г. за василианами были признаны спорные владения на Русских фольварках. В 1740 г. еп. Афанасий Шептицкий отстранил белое духовенство и от управления движимым и недвижимым имуществом Каменец-Подольской униат. кафедры, назначив новым кафедральным «официалом» (наместником) василианского мон. Иосафата Пруницкого. Эти решения привели к длительному конфликту между каменец-подольскими василианами и униат. приходским духовенством. В 1746 г. Иосафат, пользуясь поддержкой со стороны А. Шептицкого, усилил поборы с духовенства 8 каменецких приходских церквей. В ответ духовенство образовало в 1747 г. свой капитул под руководством новоизбранного официала Иоанна Плисского, к-рый в 1748 г. вызвал василиан в суд, обвинив их в том, что они грабили церкви, были зачинщиками беспорядков в Троицком братстве, незаконно вторгались в жизнь приходов и не признавали власть белого духовенства. В 1749 г. василиане не впустили иорданский крестный ход белого духовенства в свой мон-рь, заперев ворота. В ответ Каменецкий консисторский суд запретил Каменецкому настоятелю Иосафату Пруницкому совершать богослужения и потребовал удалить василиан из обители. Обвинения подтвердил администратор Каменецкой епархии, униат. еп. Перемышльский и Самборский Онуфрий Шумлянский. Но василиане апеллировали к папскому нунцию, и тот 13 марта 1749 г. разрешил спор в их пользу, освободив василиан от отлучения и прещений. С 1749 г. Троицкому униат. мон-рю были подчинены все обители Подольского воеводства ( Rolle. 2004). Передача соборной Троицкой ц. униатам оказалась значительной потерей для правосл. общины Каменца. В 1751 г. василиане достроили в Воскресенской ц. бабинец (нартекс), о чем упоминает униат. акт визитации церквей Каменца за 1758 г. Однако впосл. храм пришел в упадок и уже в 1783 г. находился в аварийном состоянии. В течение XVIII в. униат. мон-рь был перестроен василианами в пределах древней церковной усадьбы, занимавшей неправильный прямоугольник длиной 70 м между Зарванской и Троицкой улицами и выходившей на Троицкую пл.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Феодор Левонов 2 янв. 1732 перев. из Московского Сретенского монастыря; с 11 мар. 1735 синодальный ризничий. Варлаам в 1735 перев. с Перервы; 22 июня 1736 представлен в архим. Спасо-Андрониева монастыря, но оставлен; до 1742. Иона Лещинский , с 1742; 18 апр. 1744 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Феофан Чарнуцкий перев. из Высоцкого в 1744 (несколько месяцев); перев. в Троицкую Сергиеву Лавру в казначея; с 25 сент. 1749 наместн. оной; с 1753 – архиерей Нижегородский. Иов 1 янв. 1745 перев. из Московского Андреевского монастыря; 7 авг. 1749, по суду, лишён монашества и сослан. Иоанн Ястрембский в 1749 перев. из Путивльского Молчанского монастыря; в 1752 отрешён. Иларион Завалевич в 1753 перев. с Перервы; в начале 1758 – в Ростовском Яковлевом мнтре 51 . Варлаам Гловацкий 27 февр. 1757 перев. с Перервы; 28 янв. 1759 уволен. После архим. Спасо-Андрониевский. Ефрем , Серб, 14 апр. 1759 вызван в С.-Петербург для посылки в Кёнигсберг. После архим. Спасо-Евфимиевский. Ириней Братанович , 1759, из префектов Московской духовной акад.; по авг. 1762 перев. в Брянский Петропавловский мнтрь. Гедеон , в 1762–68, 4 дек. отрешён; с 1770 – в Московском Сретенском. Антоний Протопопов 11 мая 1770 перев. из Московского Сретенского, а 11 мар. 1771 – в Златоустов. Сильвестр Буявинский , 1772, член консистории. (См. Пафнутиев мнтрь). Соломон Доброгорский 1772 перев. из Шартомского, а 20 июня 1774 – в Суздальский Евфимиев. Арсений Изографов в 1774 перев. из Шартомского, а 6 мар. 1776 – в Устюжский Архангельский. Симон , 1776 и 77, † 14 авг. Варнава , из Чудовских наместн., 1777–91, в июле уволен на покой. Иероним Ершов в авг. 1791 перев. с Перервы; † 15 дек. Ионафан , из наместн. Савво-Сторожевских, определён 23 февр. 1792; до 1803. Амвросий Виноградовский , 1803–4. Никандр Алексеевский , 1804–7; † 7 окт. Лаврентий Бакшевский 25 янв. 1808 перев. с Перервы; 14 окт. – в Московский Златоустов мнтрь. Антоний Левшин-Платонов , в 1809; вскоре †. Евгений Казанцев определён 5 июня 1810, а 6 авг. перев. в Дмитровский Борисоглебский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были другие неудобства распределения отдельных тамбовских сел по соседним епархиям в 1749 году. Два вотчинных села Рязанского архиерейского дома, населенные еще м. Стефаном (Яворским) беглыми архиерейскими домовыми крестьянами на диких степях внутри Рязанской епархии, Малый и Большой Ломовисы, Тамбовского уезда (ныне Моршанского у.), отошли к Воронежской епархии. Между тем они стояли близко к Ламскому заказу Шацкого уезда Рязанской епархии – всего в 6 верстах; от Воронежа они, напротив, были очень далеко. Раньше того, сначала в Синодальную область, а затем в Суздальскую епархию из Рязанской епархии отошли вотчины Новоспасского монастыря села Шацкого уезда – Спасское, Введенское и Козмодемьянское. Сверх того, по последнему проекту о средствах содержания Тамбовской кафедры в Тамбовскую епархию отходил Чернеев Никольский монастырь. Значительные лишения заставили преосвященного рязанского Димитрия (Сеченова с 21 июня 1752 г. – 22 апреля 1757 г.) просить (в апреле 1757 г.) оставить в Рязанской епархии, по крайней мере, домовые вотчинные села Большой и Малый Ломовисы только по духовным делам. 2 июня того же года Св. Синод исполнил его просьбу. Впрочем через 8 лет, 3 октября 1765 г., когда были отобраны церковные вотчины, оба села с двумя церквами были приписаны к Тамбовской епархии. 624 Кстати заметить, что в 1749 г. синодальный домовый Яблонов Троицкий монастырь в Лебедянском уезде отписан был к Рязанской епархии, хотя по росписи 1744 г. он был отнесен к Тамбовской. 625 Рязанская кафедра при распределении тамбовских городов не получила ни одного города, хотя была ближайшей к Тамбову. Это объясняется тем, что в ней, как увидим ниже, без того было двадцать городов, занимавших обширную центральную территорию. Воронежская кафедра, потеряв Вольское войско, из возобновляемой Тамбовской епархии временно получила всю южную часть её территории во главе с кафедральным городом Тамбовом и его обширным уездом, расположенным по бассейну рек Цны и Вороны. По окладным книгам бывшего Синодального Казенного Приказа за 1753 год новые места составляли в Воронежской епархии 10 заказов и одну десятину, а именно: Тамбовский городской заказ – с 40 данными церквами, Кривополянский – с 23 цер., Ракшинский – 19 церквей, Крюковский – 31 цер., Залесный, что на реке Вороне – 19 цер., Саватимский – 11 цер., Козловский городской заказ – 71 ц., Ворецкий – 16 цер., города Доброго – 28 цер., Борисоглебскую десятину с 11 цер. и г. Раненбурга – 19 цер. 626 Нужно заметить, что г. Раненбург не назван в числе тамбовских городов по росписи 1744 года, но раньше он входил в состав прикрытой Тамбовской епархии. Возможно, что в 1749 г. он состоял в Козловском уезде, так как в г. Козлове с уездом в 1744 г. показано 110 церквей, при этом раненбургская Петропавловская пустынь названа в числе тамбовских монастырей. 627

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010