1713 г. Однако, несмотря на тяготы, в мон-ре происходили положительные изменения. В нач. XVIII в. на средства К-польского Патриарха Иеремии III († 1735) была построена новая больница, на содержание к-рой делались пожертвования митрополитами Неофитом Артским и Навпактским (1744), Констанцием Критским, Иосифом Тырновским и еп. Нилом Метронским (ранее 1772). В 1713 г. на средства прокафигум. В. Л. Иосифа был построен параклис Богородицы Кукузелиссы, расписанный албан. мастером Давидом Селинидзиотисом из Авлона (1715, притвор) и мон. Дамаскином из Янины (наос, 1719) ( Σμυρνκης. Σ. 383). В 1725 г. проигум. Тимофей построил поварню близ братской трапезной. В 1769 г. отремонтировано юж. крыло мон-ря, а в 1772 г.- 400 братских келлий. В 1744 г. Патриарх К-польский Паисий II подтвердил старинные привилегии В. Л. (Ανκδοτον σιγλλιον. Σ. 33-35). Валашский господарь Николай Маврокордат (1716, 1719-1730) и его сын Константин выплачивали В. Л. 6 тыс. аспр ежегодно. Молдав. господарь Григоре Гика в 1747 г. назначил ежегодную сумму в 8800 аспр, к-рую продолжал выплачивать Константин Раковицэ (1749-1751, 1753-1757), а впосл. Александр Скарлат Гика увеличил ее на 3200 аспр. В 1773 г. во владение В. Л. был передан скит Берзунци-Бакэу в Молдавии, приносящий 4 тыс. пиастров ежегодного дохода ( Σμυρνκης. Σ. 383, 390). В сер. XVIII в. иером. Макарий Тригонис из В. Л. составил «Проскинитарий Лавры», а вскоре после этого лаврский мон. Евфимий из Трапезунда написал «Проскинитарий Лавры» в стихах и Житие прп. Афанасия Афонского. Проигум. В. Л. Кирилл Пелопоннесский († 1806), писатель и гимнограф, составил хронику в стихах, освещающую события церковной истории с 1453 по 1794 г. В 1759 г. в В. Л. архим. Космой из Эпидавра была устроена типография и напечатана первая греч. книга на территории Османской империи - Сокращенная Псалтирь (Εκλογ το Ψαλτηρου) прп. Неофита Кавсокаливита. Впосл. из-за вмешательства турок типография прекратила свою деятельность, и след. книга, подготовленная к изданию - «Проскинитарий Лавры» иером.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

513 . В том же м. Степани есть ещё церковь во имя Преображения Господня. Построена в 1749 году на средства местного купца Стефана Сухозанета. Деревянная, с такою же колокольнею, ветха. Утварью, ризницею достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1802 г. Земли: усад. 1 дес 1,200 саж., пахотн. 26 дес. и сенок. 7 десятин. Церкви прежде принадлежал остров в урочище «Малышкове» пространством в 212 десятин пахотной и сенокосной земли и лесною дачею. На этот остров имеется эрекция, данная в 1766 г, князем Янушем Сангушко; но в 1829 году о нём начато было спорное дело с местною владельческою экономией, которое в 1883 г. было проиграно для причта в Луцком окруж. суде и Киевской судебн. палате. На церк. земли имеется эрекция и проект от 1853 г. На основании этих документов священнику предоставлены вольный, без меры и черги (очереди) помол хлеба в местных мельницах и вольная рубка дровяного леса на отопление. По качеству грунта земля большею частью песчана. Земля находится от церкви в расстоянии 8 и менее вёрст. Для свящ. дом построен частью на средства прихожан, а большею частью – на средства местного свящ. С. Капустинского; хоз. постройки требуют исправления. Число дворов и прихожан показано при описании предшествующего самостоятельного Троицкого прихода, к которому эта церковь приписана. Итого в м. Степани находятся три церкви, из коих две самостоятельных, а одна приписная; кроме того, есть одна часовня. 514 . с. Студынь (реки нет) волости Студынской, от Житомира 180 вер., от Ровно 60 вер., от ближ. ж.-дор. и почт. ст. Степань 18 вер., от ближ. приход. с. Яполоти 8 вер., с. Мидзска 5 вер., с. Тростенца 6 вер., с. Липно (Луцкого у.) 8 вер. и м. Степаня – 18 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1768 году на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею (обе требуют новой крыши). Утварью и богослужебными книгами достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Земли: усад. и огородн. 3 дес. 1,352 саж.; пахот. 30 дес. 1,000 саж., сенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Voulgaris visualised that intellectual reform would supply the appropriate moral substratum for the attainment of political change and the re-establishment of an enlightened Christian monarchy over the Orthodox peoples of south-eastern Europe in the place of Ottoman autocracy. His predilection for a Christian monarchy eventually attached Voulgaris to the policies of Catherine the Great, who in her turn saw the expectations of the Christian subjects of the Ottoman Empire as a convenient vehicle for Russian imperial expansion toward the warm seas of the South. 346 From 1775 to 1779 Voulgaris served as Archbishop of Kherson and Slaviansk in Novorussia, territory ceded to Russia as a result of the Russo-Ottoman war of 1768–74. In retirement he remained for some years in Kherson and Poltava before returning to St Petersburg in 1788. There he spent his old age, studying the philosophers, but remaining ever loyal to his church, until his death in 1806. Variously labelled ‘the dean of the Enlightenment in south-eastern Europe’ (by Kitromilides) and ‘the living library of polymathy’ (by Moisiadax), Voulgaris was one of the greatest intellectuals and theologians of the eighteenth-century Orthodox world. If his principal achievements lay in the extension of the political dimension of Greco-Russian cultural relations, his motivation is neatly summarized by Kitromilides: Despite his receptivity to several of the fundamental philosophical and scientific principles of the European Enlightenment, the broader context of his thought was determined by the Orthodox tradition and by Orthodox doctrine. He thus remained within the bounds of Orthodoxy, which he saw as the common denominator to the aspirations of the Russians and the Greeks. 347 My fourth and final Athonite star is Kosmas the Aetolian (1714–79). Born to a pious family of weavers in the village of Megadendron near Naupaktos, he was educated locally before moving to Mount Athos and finally enrolling as a student at the newly founded Athonias in 1749. On leaving the academy, probably shortly before the arrival there of Voulgaris, Kosmas was tonsured a monk at the monastery of Philotheou and later ordained priest. After thirty-five years of study he was finally convinced that Orthodoxy was the one true faith.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

 За Зимней канавкой, на месте нынешней казармы лейб-гвардии Преображенского полка по Миллионной и придворного театра по набережной, был «дом царского величества Зимний» (летний – в Летнем саду), известный в истории под именем старого зимнего дворца, построенный первоначально в 1721 году и перестроенный в 1726 году. От этого «зимнего дома», без сомнения, получили свое название и канал, и мост на нем. В 1749 году, по повелению императрицы Елисаветы Петровны, дворец этот и другие здания, около него находившиеся, были отделаны для чинов лейб-компании императрица же Екатерина часть строения на набережную обратила в Эрмитажный театр, другую – на Миллионную, отдала для жительства придворным служителям театрального ведомства. Нынешняя казарма является с 1806 года. Михайловский, великого князя Михаила Николаевича, дворец устроен из бывшего удельного департамента, а на месте мраморного – первоначально был (1714–1725 г.г.) «мозаиковый почтовый двор» и близ него «слоновый двор». Все же прочее пространство по набережной занято было, как и ныне, палатами знатных лиц. Точно также и по правой стороне Большой Миллионной улицы, от самого Марсова поля до площади Зимнего дворца, были то палаты вельмож, то казенные здания. Из первых замечателен дом Нарышкина, стоявший на том месте, где ныне Павловские казармы. В 1738 году дом этот куплен был для государыни цесаревны великой княгини Елисаветы Петровны, потом обращен в собственный дворец императора Петра III, и, наконец, передан во владение графа Разумовского. Казармы являются, по планам, в начале двадцатых годов. Из казенных зданий, на самом углу Миллионной и Аптекарской улиц, был дом главной аптеки (1714 –1725 г.), а впоследствии и медицинского управления, от чего, конечно, получила свое имя и улица. От Мойки, около нынешнего круглого рынка, до Аптекарской улицы был переулок, из планов не видно почему, называвшийся Греческой слободой. В этой слободе, кроме частных домов, стояли две иноверческие церкви – в начале слободы, ближе к рынку, финская церковь , а в конце слободы – римско-католическая церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А. И. Алексеев На антиминсе 1758 г. (ЦАК МДА), освященном А. для ц. свт. Николая Чудотворца, сохранилась его подпись: «Смиренны[й] Apcehiй Mimponoлim Pocmobckiй и Яpocлabckiй своеручно». В «Описи имущества бывшего Ростовского митрополита Арсения» 1763-1765 гг. и в «Описи большой архиерейской ризницы» 1776 г. встречаются упоминания о панагиях А. Одна из них, с образом Коронования Пресв. Богородицы, 1762 г. (ЯИАМЗ), была найдена в захоронении архиепископов Ярославских Павла (1749-1806) и Симеона (1777-1824) в Успенском соборе Ярославля. Оборотная сторона панагии закрыта пластиной, на к-рой выгравирован герб А.: щит в растительном обрамлении, вверху - архиерейская митра, справа - жезл, слева - шестиконечный крест; на щите изображен четырехконечный крест на цепи (типа наперсного) в окружении букв монограммы «БМАМРИЯ» («Божией милостью Арсений митрополит Ростовский и Ярославский»), внизу дата «1762 году». М. М. Фёдорова Иконография. Сохранилось 2 живописных портрета А. сер.- 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК), один из к-рых подарен музею архиеп. Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) в 1907 г., а также копия XIX в. с портрета подобной иконографии (ГМЗРК). Святитель представлен в архиерейском облачении - саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей и высоким жезлом (типа посоха) в левой руке, с панагией и крестом на груди. Одна из ранних гравюр с изображением А. в заточении в Ревельской крепости создана в 1-й трети XIX в. А. А. Осиповым по рисунку А. Ковалькова. Вероятно, на ее основе в 1844 г. выполнен гравированный эстамп Ф. Алексеева для издания П. П. Бекетова (Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1844), литография Д. Струкова сер. XIX в., литография 1863 г. ( Адарюков, Обольянинов. С. 83), а также рисунок тушью и пером кон. 50-х - 60-х гг. XIX в. (ГИМ): А. изображен в темнице, в тулупе и шапке, со скрещенными у груди руками, на стене его портрет в архиерейском облачении; внизу текст: «Всякъ образъ Крестный погибающимъ юродство, а спасаемымъ о Христе печать благодати есть»; на обороте надпись: «Ciя Koniя снята съ рисунка хранящегося въ Ревельской Николаевской Церкви, где и погребенъ быbшiй святитель Apcehiй».

http://pravenc.ru/text/76190.html

Алексию, митр. [Московскому] и всея России, св., чудотворцу Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1802; М., 1874, 1891, 1895. Алексию, человеку Божию, св. Церковной печати: Акафист. М., 1884, 1889, 1900; Киев 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1889. Анастасии, именуемой Узорешительница, св. вмц. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1899. Ангелу Хранителю Церковной печати: Акафист. СПб., 1864, 1865, 1868, 1874, 1876. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1873, 1875, 1883, 1885, 1887, 1890, 1892, 1894, 1896. Андрею Первозванному, св. ап. Церковной печати: Акафист. Киев, 1871, 1872, 1876; М., 1894; СПб., 1867. Служба и акафист. Киев, 1869. Антипе Пергамскому, св. сщмч. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1890, 1893, 1897. Гражданской печати: Акафист. Калуга, 1884, 1887. Антонию Дымскому, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1865, 1887. Антонию, Иоанну и Евстафию, [свв.] мчч. Виленским Церковной печати: Акафист. М., 1888. Служба и акафист. М., 1869, 1887. Гражданской печати: Акафист. Вильно, 1897. Антонию и Феодосию Печерским , прпп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1865, 1866, 1870, 1871, 1880, 1881, 1888, 1892, 1894, 1899. Служба и акафист. Киев, 1896, 1900. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1877. Антонию Сийскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1870; СПб., 1887, 1893, 1896. Арсению Великому , прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1888. Арсению Тверскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. Киев, 1878; М., 1882, 1900. Артемию, Веркольскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1880, 1885, 1890, 1900. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1876,1887,1890, 1891,1893,1899. Варваре, св. вмц. Церковной печати: Акафист. Киев, 1698, 1737, 1747, 1753, 1756, 1757, 1782, 1785, 1790, 1793, 1798, 1800, 1806, 1808, 1813, 1814, 1817, 1819, 1832, 1834, 1837, 1840, 1845, 1846, 1856, 1860, 1861, 1864, 1866, 1867, 1870, 1872, 1875, 1878, 1885, 1893, 1894, 1896, 1898, 1900; М, 1873, 1880, 1894, 1896 (на обл. 1895), 1898, 1899, 1900; Почаев, 1773, 1809; Чернигов, 1758. Акафист и житие. Киев, 1807. Неседальное моление. Киев, 1716. Служба и акафист. Киев, 1777, 1873, 1885. Служба, акафист и житие. Киев, 1628, 1739, 1741, 1748, 1764, 1766, 1801, 1802, 1828, 1831; Чернигов, 1749. Гражданской печати: Акафист. Воронеж, 1877; М., 1883, 1890, 1894, 1895, 1896, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

В том же м. Чуднове есть другая приходская церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Построенная в 1759 г., но кем – неизвестно. Деревянная, на кам. фунд., с дерев. трёхъярусною колокольнею, пристроенною в 1871 г. Утварью, отчасти, достаточна. Особенно чествуется икона Богоматери с Предвечным Младенцем и Иосифом Обручником, перенесённая сюда из упразднённого францисканского костёла. Отпусты бывают 29 июня и 1 октября. Копии метрич. книг и исповед. ведомости хранятся с 1815 г. Приходо-расходные книги хранятся с 1749 года. Приход 6-го класса. Земли: усад. 14 дес. 1301 саж., пахот. 42 дес. 865 саж., под лесным сенокосом 20 дес. 1189 саж., сенок. луга 1 дес. 1010 саж., под дубовым лесом 2 дес. 1185 саж., под церк. погостом 2008 саж. и неудоб. 280 саж. – всего 83 дес., 638 саж. Из этого количества земли 12 десятин находится в захвате у чиншевиков. На эту землю имеется план и эрекция, данные помещиком князем Павлом Сангушко в 1745 году; есть также новый план и акт от 1884 года. Причт: Свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Причтовые дома ветхи и требуют починки. Деревни прихода: Дубищи, Какти и хутор Бабичи – все в 6 вёрстах и менее. Дворов – 129½, прихожан – 1058 д. об. п.; р.-катол. 32 д. об п., расколын. 35 д. об. п. Есть упразднённый в 1831 году р.-катол. костёл бернардинского ордена. Священник – Михаил Васил. Красицкий (с 1879 г., a на службе с 1840 г.) и псаломщик – Трофим Феодор. Ферлеевич (с 1855 г.). 115. В том же м. Чуднове есть третья приходская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Приход 7-го кл. Церковь построена в 1772 г. на средства прихожан. Деревянная, с такою же при ней колокольнею. Проводы – в Фомино воскресенье. Церкви принадлежит ветхая деревянная богадельня. Земли: усад. 2 дес. 879 саж., пахот. 44 дес. 491 саж., при ней сенок. в одной смене 888 саж. и в другой – 1805 саж.; затем в одном хуторе под сенокосом, кустарником и болотом 20 дес., в другом – под сенокосом, усадьбою к порубами – 7 десятин. Почва суглинистая. От церкви в расстоянии в 1–3 вёрст. Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом нов, хозпостройки ветхи; для псаломщика дом ветх, a хозпостроек нет. Церкви принадлежит ветхая деревянная богадельня, где ныне устроена школа церк. пения и грамотности. Копии метрич. книг и исповедные ведомости хранятся с 1819 г. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. К этому приходу приписана часть деревни Дубищ в 4 вёрстах Дворов – 96½, прихожан – 788 д. об. п., рим.-кат. 40 д. об. п., евреев около 300 д. об. пола. Свящ. – Яков Никаноров. Ящинский (с 1886 г.) и псаломщ. – Афанасий Фаддеев. Божкевич (с 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Влево от чугунной плиты находится место темниц Христовой, в соответствии иерусалимскому храму. Здесь представлен в полный рост Христос Спаситель сидящим на камне, под хламидой, в терновом венце. По стенам изображены два стоящих вооруженных воина. За темницей расположена церковь во имя Успения Божией Матери, в память Гефсиманской пещерной. Она довольно просторна и светла. Весьма замечателен в ней иконостас, весь изразчатый. Церковь эта времен Никона; впоследствии она была возобновлена в 1761 году. При церкви палатка в память того места, где Божия Матерь оплакивала узы Спасителя перед Его распятием. Там же, по правую сторону иконостаса, находится изображение животворящего Креста, писанное на холсте и присланное сюда с острова Кия, что на Белом море, где патриарх Никон построил монастырь, называемый Крестным. Недалеко от этого изображения – картина, на которой изображен связанный Божественный Страдалец на суде у первосвященника Каиафы, а кругом иудеи, выписывающие из законов свидетельства для предания Христа на смерть. В галерее рядом с большим алтарем, находится придел во имя Рождества Богородицы. Он устроен в 1846 году по повелению императора Александра Николаевича в память рождения в Боге почившего наследника цесаревича Николая Александровича. В той же галерее за главным алтарем находится придел в честь св. мученика Логгина сотника. Иконостас в нем изразчатый, времен патриарха Никона . Окончательно придел был отделан иждивением сенатора О. В. Наумова и освящен в 1756 году. Здесь же в углублении прежде была устроенная в 1749 году иждивением графа А. П. Литты, церковь в честь св. Андрея критского . Теперь она обновлена и переименована во имя преп. Иулия и св. великомученицы Екатерины. За этой церковью следует придел во имя Разделения риз, напоминающий в Иерусалиме то месть, где воины сняли со Спасителя хитон и метали о нем жребий. Придел освящен первоначально около 1704 года, возобновлен и освящен вторично в 1780 году; иконостас в нем времен патриарха Никона . За приделом Разделения риз начинается спуск в подземную церковь свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Глубинна этой церкви простирается на столько ступеней, на сколько зарыт был крест Господень, т. е. состоит из 33 ступеней, в воспоминание лет земной жизни Спасителя. Длина церкви внутри 14 сажень, высота 7½ аршин. Церковь освящена в 1690 году, а в 1751 г. была обновлена усердием графа К. Г. Разумовского . При ней придел во имя Божией Матери, нарицаемой «Утоли моя печали», соответствующий иерусалимскому приделу «благоразумного разбойника»; устроен в 1806 году по случаю погребения здесь супруги знаменитого полководца графа А. В. Суворова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

И пал впервые Наварин 139 . Год смерти «Арапа Петра Великого» неизвестен в точности, и всеми писавшими о Ганнибале указывается двояко: 1781 или 1782. Могила его так же забыта, но должна находиться в Псковской губернии, – если не на кладбище Святогорского монастыря, в 40 верстах от уездного города Опочки, где погребен и бессмертный поэт Пушкин, то на соседнем деревне Бору погосте Тишанка, в Порховском уезде. Свидетельства о личном характере Ганнибала – не одинаковы. Пушкин говорит, что его прадед слыл человеком суровым, неумолимым, по крайней мере, в старости, – и приводить семейное предание, что когда дед его, Осип Абрамович, женившийся против воли отца, явился к нему, через несколько месяцев и, вместе с женой, на коленях просил прощения, то от одного гневного взгляда старого арапа молодая невестка упала в обморок. – Бантыш-Каменский и Языков пишут, что Ганнибал был горяч, ревнив и скуп. – Гельбиг утверждает, что «Арап Петра Великого» был отлично воспитан, имел светлую голову, много прилежания к делу, отличался способностями к военным наукам и умер философом. Достоверно одно, что африканский прадед Пушкина, всей своей особой, опровергал положительно мнение тех физиологов-мыслителей, которые, отказывая неграм весьма во многом, считают племя это полулюдьми. От первого брака с гречанкой, Ганнибал имел одну дочь, Поликсену, блондинку, о которой мы уже упомянули. От второго брака, с эстляндкой Христиной-Региной Фон- Шеберг, Ганнибал оставить сыновей: Ивана, генерал-лейтенанта и генерал-цейхмейстера, род. 1735 г. ум. 1801 г.; Петра, генерал-аншефа, род. 1740 г. ум. 1822 г.; Осипа, служившего недолго в артиллерии 140 , потом во флоте, и женатого на Пушкиной, род. 1742г. ум. 1806 г.; Исаака, род. 1747г. ум. 1803 г.; Якова, род. 1749 г. ум. в малолетстве; и дочерей – Софью, за Роткирхом; Анну, за Нееловым. Авраам Петрович Ганнибал, конечно, не был историческим деятелем первостепенной важности. Но личность его, как по исключительности положения, так и по отношениям к окружающему, является оригинальной, следовательно, не дюжинной. В самом деле: сначала – безвестный африканский негр; потом – любимец гениального Петра; далее – даровитый ученик парижских профессоров; наконец, – очевидец, далеко не безучастный, коловратных эпох первой половины XVII века в Петербурге, – Ганнибал, ни в каком случае, не должен оставаться в тени и заслуживает, как личность, жизнеописания более широкого, нежели этот очерк. Но, предлагая наш труд, желаем думать, что он, с одной стороны, покажет читателям достоверные, исторические черты «Арапа Петра Великого», а с другой – пригодится будущему биографу А. П. Ганнибала. Граф Лесток

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010