Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря . 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/578038.html

V. СИЛЬВЕСТР Константинович, Строитель Иеромонах (Настоятельствовал с 1718 по 1721 г.). VI. ЗОСИМА Курдюмов, Строитель-Монах (1721–1727 г.). VII. СЕРГИЙ Самойлов, Игумен. Определён Строителем из Иеромонахов сей Пустыни в 1727 году. Один из доблестных подвижников благочестия, прилагавших неусыпное попечение о благе Обители. Он соорудил летний Соборный храм, освящённый в 1734 г., и великолепно оный украсил. В жизни своей потерпел тяжкие злоключения и напасти. Дважды вверяемо было ему Настоятельское звание в Софрониевой Пустыне; а в 1764 г. произведён он в сан Игумена в Рыльский Николаевский Монастырь, с назначением первым Управителем по Рыльскому Духовному Правлению. Скончался в сей Пустыне на покое 1773 г. марта 21, на 77 году от рождения. Погребён в сооружённой им Соборной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, перед самым входом в оную. VIII. ИАКИНФ Чюйкевич, Строитель-Иеромонах (1739–1743 г.). Примеч. С 1743 по 1750 г. был Строителем снова тот же О. Сергий Самойлов. IX. КЛИМЕНТ, Строитель-Иеромонах (1750–1751 г.). X. ИУВЕНАЛИЙ Мартиненков Игумен. Надвратная Покровская и бывшая больничная Сретенская каменные Церкви, свидетельствуют о его трудах для блага Обители. В 1752 г. определён был Присутствующим в Путивльское Духов. Правление. Настоятельствовал с 1751 по 1760 год. XI. ЛАЗАРЬ Игумен, (1760–1763 г.). XII. АРСЕНИЙ Игумен. Уроженец города Киева, художеством иконописец. Из Соборных Старцев Московского Чудова Монастыря произведён в сию Пустынь во Игумена, Преосвященным Митроп. Москов. Тимофеем, 15-го июня 1763 года. Возобновлённые им пещеры и Церковь в них (сначала во имя Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских ), служат памятником заботливости его о благоустроении Обители. В 1772 г. уволился в Киево-Софийский Монастырь и там скончался. XIII. СОФРОНИЙ II-й Хижняков, Строитель. Исправлял должность Настоятеля с 1770 года, а утверждён в оной 1776 и пробыл по 1779 год. XIV. ФЕОДОСИЙ Маслов, Архимандрит, из Игуменов Тисманского Монастыря что в Валахии. Определён в Софрониеву Пустынь Строителем по указу Святейшего Синода, в следствие Высочайшего повеления, данного в день января 1779 года. В 1787 г. возведён в сан Архимандрита, а декабря 9 дня 1802 г. скончался, погребён в летней Соборной церкви на правой стороне в углу. Отличным церковным благочинием и прочным благоустройством своим по всем частям, Обитель Софрониева обязана сему Великому Старцу, который усвоил ей и укрепил в ней Устав Общего жития по обряду Святой Афонской Горы, и многие другие оказал благодеяния. За всё сие – чувство глубокой признательности к памяти благочестивого Мужа Обитель питает всегда: день преставления Его, каждогодно, совершает она особенным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1741 г., декабря 15, Кабинет уведомил Тайную канцелярию, что её императорское величество всемилостивейше соизволила указать чернца, который был попом в Москве у Воскресения в Барашах, именем Петр, а в чернецах названного Пахомием, из ссылки, куда он послан, свободить и вину его простить. По синодальным делам оказалось, что он сослан был, в 1738 г., в Кирилов Новоозерский монастырь вологодской епархии, и что, вследствие общих указов 1740 г., уже возвращен был ему иеромонашеский чин. По уважению того, что Государыня принимала в нем участие, Синод поручил местному епископу спросить его, не пожелает ли он перейти из Кирилова монастыря в другой, по своему выбору? Эта новая милость не застала его в живых: он скончался за три дня до получения синодского указа (17-го января 1742 года). В 1742 г., 13 мая, по ордеру генерал-фельдмаршала графа Ласси, велено было: писаря кронштадтской гарнизонной канцелярии, Степана Викторова, который был монахом берлюковского монастыря и за некоторое погрешение, в 1734 году, написан в военную службу в писари, вследствие высочайшего указа 15 декабря 1741 года, из военной службы выключить, и для возвращения ему прежнего монашеского чина отослать в Синод при доношении. Куда он был после того определен Синодом, не известно. В 1743 г. января 27, саровский строитель Дорофей с казначеем Филаретом, подали в Синод на высочайшее имя прошение о бывших саровцах – иеромонахе Ефреме, иеродиаконе Феофилакте, монахе Аароне, да о переселившихся из той пустыни в берлюковский монастырь иеромонахах – Иосии и Иакове и иеродиаконе Боголепе, взятых по некоторому делу в Тайную канцелярию в 1734 году: «дабы повелено было высочайшим в. в. указом, возвратить их по прежнему в нашу пустынь, и из них иеромонаха Иосию (Самгииа) определить, вашего и. в. указом, на мое строительское место, во оной пустыне строителем, того ради, что я нижайший, за старосию своею и дряхлостию, в строительстве более быть не могу; а он, иеромонах Иосия, в том строительстве быть достоин и той нашей пустыни общежительный устав в настоящем сохранении ненарушимо содержать может, ибо он пострижен в той нашей пустыни и жительство имел долговременное в добродетельном житии и безпорочно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви Горно-Карловацкая епархия объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Герасим (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://pravoslavie.ru/41366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

К времени создания Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской митрополии (1706) только на территории совр. Бурятии действовали 2 мон-ря (Селенгинский и Посольский) и 14 православных церквей: баргузинская Спасо-Преображенская, верхнеудинские Богородице-Владимирская и Спасская, ильинская Богоявленская, кабанская Христорождественская, итанцинская Спасская, селенгинские Спасская и Покровская, хилокская Богородице-Владимирская, колесниковская Богородице-Казанская, тресковская Михаило-Архангельская, кударинская Благовещенская, чикойская Петропавловская, тункинская Покровская. В 1722-1727 гг. в Забайкалье жили члены Пекинской духовной миссии во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким) , ожидавшие разрешения кит. властей на приезд в Пекин. Миссия была послана из С.-Петербурга по предложению митр. Филофея, поскольку 26 апр. 1718 г. скончался глава первой Пекинской миссии, прибывшей в Китай в кон. 1715 г., архим. Иларион (Лежайский) . Члены миссии жили то в Селенгинском мон-ре, то в Ст. Селенгинске, то на монастырской заимке на р. Хилок (ныне с. Поселье Бичурского р-на). В эти годы свт. Иннокентий изучал быт и нравы бурят и успешно проповедовал им христианство. В 1727 г. после отказа кит. властей принять правосл. миссию Синод назначил свт. Иннокентия на новоучрежденную самостоятельную Иркутскую и Нерчинскую кафедру, в ведении к-рой оказалась Д. д. м. В 1734 г. из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем рус. правительство запретило миссионерскую деятельность в Вост. Сибири. К сер. XVIII в. среди забайкальских бурят широко распространился ламаизм, поскольку по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727-1728) российское правительство обязалось этому не препятствовать, в результате чего в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам. Еп. Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» относил окончание деятельности Д. д. м. к времени после назначения настоятеля Посольского мон-ря архим. Илариона (Труса) в 1734 г. главой Пекинской миссии с оставлением в должности настоятеля и после кончины архим. Мисаила (1743). В 1814 г. в Забайкалье, при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) деятельность миссионеров активизировалась.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. инициировал учреждение крестного хода из Казанской церкви на Невском проспекте в Александро-Невский мон-рь 30 авг., в годовщину перенесения в столицу мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . В письме на имя А. Г. Разумовского от 29 авг. 1743 г. Н. просил его доложить императрице, не соизволит ли она повелеть «завтрашнего дня… быть крестному ходу». В тот же день императрица запросила Синод «о пристойности того дела». Синод дал положительное заключение, и 30 авг. состоялся первый в С.-Петербурге крестный ход в день памяти блгв. кн. Александра. В шествии участвовали императрица, а также «министры и кавалеры, генералитет и придворный обоего пола стат». 7 сент. того же года имп. Елизавета Петровна повелела совершать «оное крестное хождение» в мон-рь к литургии ежегодно. Указом Н. от 4 февр. 1744 г. статус собора получила Андреевская ц. на Васильевском о-ве. 30 янв. 1745 г. он благословил строительство каменной 2-этажной церкви в Славянской мызе гр. М. К. Скавронского (ныне в черте Пушкинского р-на С.-Петербурга). В Александро-Невской ДС, находившейся в распоряжении Н., начался самый важный период становления. Школа при Невском мон-ре лишь с кон. 30-х гг. XVIII в. получила «прочное устройство» как полноценная семинария. В 1743 г. в ней открылся богословский класс, 20 сент. того же года ректором утвержден иером. Гавриил (Кременецкий; буд. митрополит Киевский и Галицкий). Вслед за учреждением столичной епархии Сенат 10 сент. 1742 г. поручил архит. П. А. Трезини возглавить «строение» Александро-Невского мон-ря, где работы остановились. В 1744 г. был заложен фундамент юго-вост. Феодоровского корпуса. Тогда же выстроенный в 20-х гг. XVIII в. Троицкий собор был признан аварийным и предназначен к слому. С 1742 г. казначеем обители состоял иером. св. Софроний (Кристалевский), который был в 1734-1741 гг. казначеем Переяславского архиерейского дома (в 1735-1736 он находился по делам Переяславской епархии в С.-Петербурге, когда Н. служил там же). Очевидно, специфика пребывания на кафедре «царствующего града» тяготила Н.: заложив прочную основу епархии, он при первой возможности оставил С.-Петербург. В июне 1744 г. скончался еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло), и 2 февр. 1745 г. вышел Высочайший указ: «В Переяславской праздной епархии быть епархиальным архиереем преосвященному Никодиму, епископу Санкт-Петербургскому, по желанию его…» В Переяславскую епархию был переведен и наместник (с 1737) Александро-Невского мон-ря иером. Досифей (Лебедевич): в мае 1745 г. он стал настоятелем Золотоношского Красногорского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Грамота игумену Молченского монастыря Варлааму с братиею на бортные ухожья, пахотную землю, рыбные ловли и бобровые гоны в селе Ясмани и в Печерской волости (1633 г. окт. 22)//РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589. Выпись из отказных книг игумену Молченскаго монастыря Селиверсту с братиею на бортные ухожья, рыбные и звериные ловли в Путивльском уезде (1677 г. июля 28)//РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9614. Межевая книга на земли в Крупецкой волости Севского уезда, 1685 г.//РГАДА, ф. 1255, оп. 4, д. 23. Жалованная грамота Петра I украинскому гетману И. С. Мазепе на вотчину Крупецкую волость в Севском уезде. 1703 г. декабря 13//РГАДА, ф. 135, отд. 1, рубр. IV, 52. Ведомость об иеромонахах Севского Спасского монастыря. 1722 г.//РГИА, ф. 796, оп. 2, д. 644. Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по прежнему ко оному монастырю Глинскую пустынь со всеми угодиями, которой завладел Киевский архиерей собою. 1729–1731 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. 1729 г. Т. IXю СПб., 1913. С. 624–629. Ведомость об иеромонахах, иеродиаконах и простых монахах, находящихся в монастырях г. Москвы и его уезде: [В Троице-Сергиевой Лавре записаны монахи, постриженные в 1704–1705 гг. в Глинской пустыни]. 1731 г.//РГИА, ф. 796, оп. 12, приложение XI. Реестр Синодальной области монастырям мужским и девичьим. 1734 г.//РГИА, ф. 796, оп. 15, д. 305. Ведомость о монастырях, бывших в ведении Московских патриархов и отошедших к Синодальной области. 1738.//РГИА, ф. 796, оп. 19, д. 401. Ведомость о монастырях:/Ставропигиальной Киево-Межигорской Белоградской губернии Глинская пустынь (1743 г.)/РГИА, ф. 796, оп. 24, приложение VII. (С. 756). Ведомость о монастырях и церквах в России. 1743 г.//РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 105, л. 10 об. Реестр монастырям мужским и девичьим. 1754//РГИА, ф. 796, оп. 35, приложение XXXVIII. Родословная книга с дополнительными статьями: Родословная князей Глинских. Рукопись сер. XVIII в.//РГБ, ф. 178, ед. хр. 734.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010