Восстановлена была Ямышевская крепость, в 1718 г. построена Семипалатинская крепость на Иртыше – ныне Старо-Семипалатинское. В 1720 г. Лихарев с своим отрядом проплыл в озеро Зайсан и далее в Черный Иртыш. На обратном пути он основал Усть-Каменогорскую крепость, связавшую иртышскую военную колонизацию с остановившейся томской колонизацией. Но усиление Джунгарии в 30 – 40 гг. XVIII в. задержало дальнейшее движение русских по Иртышу. К 1760 г. они довели свои крепости только до Бухтормы, правого притока Иртыша. Впрочем, у русского правительства в это время явилась другая настоятельная необходимость укрепиться к западу от Омска, южнее Ишимской линии. В 1752 г. генерал Киндерман выстроил Петропавловскую крепость и новую линию крепостных редутов от Омской крепости до Оренбургских крепостей. В числе последних были Троицк, основ. в 1743 г. Неплюевым, и Верхнеуральск, основанный с именем Верхнеяицкой крепости, еще в 1734 г. Так как эти укрепления строились по прямой линии близ цепи пресных и горько-соленых озер, раскинутых по Ишимской степи, то и самая линия получила название Горькой или Пресногорьковской военной линии. К востоку от Петропавловской крепости до Омской было четыре новые крепости, основанные в половине XVIII в. – Полуденная, Лебяжья, Николаевская и Покровская с 9 редутами, а к западу шесть – Копинская, Становая, Пресновская, Кабанья, Пресногорьковская и Звериноголовская. Протяжение всей линии равнялось – 579 верстам. С проведением Пресногорьковской линии Ишмская линия потеряла свое стратегическое значение, зато нынешняя Тобольская губерния была совершенно обеспечена от внешних врагов. 391 Плодородные степи под прикрытием новой линии привлекли множество земледельцев не только в Тобольский, но и в Омский край. В конце XVIII в., как известно, значительная часть Киргизского края признала русскую власть и кочевала уже в русских пределах нынешней Акмолинской области. Возможность безопасной колонизации на юге Томской губернии представилась несколько позже. Она стоит в связи с военной колонизацией и постройкой двух юго-восточных укрепленных линий – 1759 и 1764 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Далее было: а. их вдруг уже необделанные б. дорогие камни в. взгляд ювелира 1731 Далее начато: в них 1732 Далее было: до времени полной встречи 1733 Далее было: тому всемогущему 1734 Далее было: потому 1735 Вырвано. 1736 Вырвано. 1737 не хотели 1738 сделал 1739 потому что он от друга. 1740 Далее начато: др 1741 что на 1742 которой заражена добрая 1743 привязан 1744 строгие, истинные ли. Далее начато: Что нашли во мне вы похожее 1745 Далее было: человеке, испытавшем мног 1746 Далее приписано: стало быть 1747 это 1748 Далее было: такой мысли. Но если бы и не было глубокой мысли, для которой вызвано мое существованье в мир, то и тогда разве нет причины 1749 Вместо этой фразы начато на полях: И если такой человек, который уже от рожден более спокойного и размышляющего характера, чем пылкий, который [уже] сколько-нибудь умудрен жизнью и опытом и знанием людей, если такой человек предпринимает [это] подобное путешествие, то это верное следствие не , верно и разум, и душа его соединились, чтобы послужить 1750 вызвано всё 1751 Далее начато: И если скажу, что вы не знали моей душевной радости, то как же вы хотите 1752 Но если бы положим в этом не было никакой высокой, благодетельной для 1753 для братьев 1754 а. В жизни моей много прекрасного. Чтобы не возродилось благодарности б. Разве жизнь моя, полная таких многих [ 1. радо 2. торжественных], такой высокой радости не стоит благодарности? в. Разве мои г. Разве те небесные радостные минуты и радости, которыми озаряется жизнь моя, не стоят благодарности? 1755 Далее было: Подумайте, сколько наслаждений высоких представляет нам созданье поэта! 1756 увеличивается 1757 Далее было: а. Разве для меня не существует благодарности за встречу тех душ, к которым несется полная любви душа, [за минуты] за жизнь их среди мира? [Творя молитвы за жизнь]. [Эта] б. Разве не воскуряется во мне вечный гимн за жизнь тех прекрасных душ, с которыми встретилась моя душа? 1758 с прекрасными 1759 Далее было: встречает 1760 Далее было: неся , несравненного] чудесного блаженства б. того, кто низвел небеса на землю, подарил [бесценные, неизображаемые минуты] неизображаемые человеком 1796

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Historia sacra lib. II. ed. Hier. de Prato. Veron. 1741. 10. Аврелий Кассиодор. Historia tripartita, ed. Garetii. Rothomag. 1679. Venet. 1729. 11. Иероним. Catalogus scriptorum Ecclesiast. в изд. его сочин. Romae 1797–1803. Русский перевод в собран. сочин. бл. Иеронима т. V. Киев. 1880. 12. Gennadii. Lib. de script. Ecclesiast. ed. Vallarsius. Veronae. 1735, и у Фабриция в bibliotheca ecclesiastica. Hamb. 1718. 13. Isidorus Hispalensis. Lib. de script. eccles. ed. F. Arevalus. Rom. 1797–1804 , также у Фабриция в bibloth. eccles. Hamb. 1718. 14. Ildefonsus Toletanus, Lib. de scriptor. ecclesiast., у Фабриция в biblioth. eccles. Hamb. 1718. 15. Honorius Augustodurensis de luminatibus ecclesiae, sive de scriptor. ecclesiast. у Фабриция, в biblioth. ecclesiast. Hamb. 1718. 16. Rob. Bellarmini. Liber de scriptoribus ecclesiast. Colon. 1631. 17. Ph. Labbe. Nova bibliotheca manuscriptor. Paris. 1653. 18. Du-Pin. Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques des six premiers siècles. Paris, 1613–1712. Десять томов in 4°. 19. Tillemont. Memoires pour servir à l’histoire ecclesiastique des six premiers siècles. Paris. 1693–1712. Шестнадцать томов. 20. Guil. Cave. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria usqne ad saeculum XIV, et ab aliis manibus appendices duae usque ad annum 1517. Edit. Genev. 1693–99. Genev. 1705. Basil. 1741, 1744. 1745. Oxon. 1700. 1743. 21. Casim. Oudini. Commentarii de Scriptoribus eccles. antiquae usqne ad annum 1460, cum mult. dissertat. Lips. 1722. Три тома. 22. Remy Ceiller. Histoire generale des auteurs sacrés et ecclesiastiques des dogmes et des conciles. Paris. 1729–1763. Двадцать пять томов (в том числе два тома указателей). Новое издание 1860 г. 23. Histoire litteraire de la France. Paris. 1733–1734, 1832, 1835. Томы I–XVIII. 24. Le Nourry. Apparatus ad biblioth. Patrum. Paris. 1715. 25. Walchii bibliotheca Patristica... Jen. 1770. 26. Schonemann, C, T. G. Bibliotheca historicolitteraria Patrum latinorum a Tertulliano usque ad Gregorium Magnum et Isidor.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

39, 40. См. подробное исчисление 128 православных церквей и монастырей, отнятых и обращенных в унию с 1734 но 1743 г., в Арх. ю.-з. России, ч. 1, т. IV, стр. 448, а также реестр составленный в 1747 г. епископом Иеронимом Волчанским, в соч. Бантыша-Каменского, Ист. изв. об унии, прилож. II. 32 См. покровительственные декреты польских королей Августа II от 1720 г. и Августа III в 1735 г. в Вилен. Арх. Сб. т IV, 57. 33 См. эти буллы, индульгенции, декреты в т. XVI Вилен. Акт. стр. 146 и послед. См. также письмо кардинала Валенти к Сапеге от 1740 г., Вилен. Арх. Сб. т. III, 102. 36 См. подробности в записке поданной еписк. Георгием Конисским польскому королю 29 июля 1765 г.: в этой записке содержатся также возмутительные факты о насилиях над православными со стороны униатов и иезуитов: Докум. объясн. ист. зап. рус. края, стр. 373. См. заявление о страданиях православных там же, стр. 419. 37 Вил. Акты, т. VIII, стр. 609–624; в этом документе говорится о мучениях священника Андрея Крушиновского, о неистовствах миссионера Овлочинского, о принуждении семидесяти человек православных дворян к отступлению от веры и других печальных случаях. См. там же заявление диссидентов от 1766 г. (стр. 625). См. также памятную записку Слуцкого духовенства от 1768 г., причем оно ходатайствовало о разрешении ему и братствам сытить мед в храмовые праздники, и о воспрещении жидам препятствовать исполнению этого старого обычая: Вил. Акты, т. XII, стр. 237. См. также Вил. Арх. Сб. т. X, стр. 311 и след. 38 Особенно тяжелые подробности приводятся в названном историческом сборнике о сожжении униатами в 1766 году жителя м. Млиева Даниила Кушнира; см. II т. Арх. ю.-з. России, стр. CXXXIX и документы на стр. 382 и 393. Страдания Даниила, Холм. календ. 1885. 39 Витеб. Стар. т. V, стр. CXVIII. См. о присоединении земель к России в 1772 г., тот же сборник, т. I, стр. 197 107). См. манифест декабря 1795 г. в Вил. Акт., т. IX, стр. 573. 40 Киев. епарх. ведом. за 1861 год, статья: «О состоянии православной церкви в Польше, по взятии преосвященного Виктора под арест, в Варшаву; стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ш. Монтескьё (1689-1755) в соч. «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» ( Montesquieu Ch. Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence. Amst., 1734) преимущественное внимание уделял недостаткам Византии, к-рая, с его точки зрения, представляет эпоху «упадка римлян», слабости гос-ва, деструктивной внутренней борьбы церковных и цирковых партий. Причины бедствий - в отсутствии «гражданских добродетелей», влиянии Церкви, в опоре гос-ва на идеологию, а не на «естественное право». Причину «сохранения Византии» автор видел в благоприятной экономической обстановке, процветании ремесел и торговли. Ж. Кондорсе (1743-1794) в кн. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» ( Condorcet J. Esquisse d " un tableau historique des progrès de l " ésprit humain. P., 1795; рус. пер.: М., 1936), рассуждая о противоположности исторических путей Запада и Востока, Византию относил к Востоку. Разность цивилизаций Востока и Запада, по его мнению, выразилась отчасти в том, что на Западе между светской и церковной властью происходила постоянная борьба, в то время как в Византии сохранялось их единство. Первым специальным фундаментальным исследованием, посвященным собственно Византии, стала многотомная «История поздней империи» Ш. Лебо (1757-1781; в 1781-1811 (тома 22-27) издание продолжил М. Амейон). В этом монументальном труде была впервые сделана попытка представить материалы по экономике империи. Лебо отрицательно относился к визант. политической культуре, негативно оценивал деятельность Церкви. Несмотря на все различия в общественно-политической и научной жизни Франции и Англии XVIII в., взгляды на историю Византии в этих странах оказались схожими. Англ. ученый Э. Гиббон в фундаментальной «Истории упадка и гибели Римской империи» (1776-1788) рассмотрел различные стороны жизни позднерим. и визант. об-ва: политику, право, социальную структуру, религию, экономику, культуру и т. п. Труд представляет собой концептуальное изображение «тысячелетнего упадка», начавшегося, по мнению Гиббона, со II в.

http://pravenc.ru/text/158430.html

По отзывам современников, в Елизавете Петровне удивительным образом сочетались новые европейские веяния с московской стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье. 7 января 1985 года скончался Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985), заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. 8 января мы вспоминаем видного русского военачальника Петра Семеновича Салтыкова, скончавшегося в 1772 г. Он родился 11 декабря 1698 г. в подмосковном Марфино в родовитой семье. В 1714 г. начал военную службу рядовым солдатом в петровской гвардии. В том же году с группой молодых дворян уехал обучаться морскому делу во Францию. В 1734 г. Салтыков в чине генерал-майора участвовал в походе русских войск против польского короля Станислава Лещинского. После этого генерал-поручик Петр Салтыков участвовал в Русско-шведской войне 1741-1743 гг., которая была вызвана стремлением Стокгольмского королевского двора вернуть себе территории, утраченные по Ништадтскому мирному договору 1721 г. Признание и славу русского полководца Салтыков обрел в Семилетней войне 1756-1763 годов. С именем Салтыкова связаны наиболее крупные и яркие победы Русской армии в этой продолжительной общеевропейской войне. За мужество и доброе отношение к солдатам он имел большую популярность в войсках. За блестящую победу над прусской армией при Кунерсдорфе Петр Семенович удостоился звания генерал-фельдмаршала. Он остался в памяти потомков как талантливый полководец, укрепивший авторитет Русской армии в Европе. В сражениях Салтыков выходил за пределы господствовавшей тогда линейной тактики, смело маневрировал силами и средствами, выделял резервы, при проведении контратак применял колонны. Продолжателями заложенной им школы военного искусства стали Румянцев и Суворов. По окончании Семилетней войны генерал-фельдмаршал П.С.Салтыков был назначен сенатором. В 1764-1771 гг. состоял в должности главнокомандующего и генерал-губернатора Москвы. В 1772 г. он был уволен со службы, скончался в Марфино.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

Недужный аще врача изгоняет, врачь во болезни его оставляет. Он же, не зная себе врачевати, приходит в нужду, еже исчезати. Мы вси немощни тяжкими грехами и целитися не умеем сами. Прииде убо Христос ны целити. Иже и мертвых силен есть 1733 живити. Врачь пренебесный, всемирный Целитель, от смерти рода земна Свободитель. Но мы, увы нам. Того отгоняем, егда 1734 пластыри 1735 Его отвергаем 1736 Здравотворныя, то же часто зело. Сие Онаго понуждает дело Оставляти ны в недузе лежати, потом душами вечно погибати. Престаним убо Того мы гневити, да не приложим злобами грешити; А Он готов есть нас уврачевати, в болезни место здравие подати; То же безмездно, токмо покоримся, заповедь Его творити потщимся. Врачевство на грехи Приде мних некий ко врачевней газе, взискуя целбы греховной проказе. Рече ко врачю в смирении слова: Повеждь ми ради имене Христова, Аще имаши былие лечебно, на грехов болезнь скорбящым потребно? Врачь даде ответ, всем полезный зело,им же духовно грехми страждет тело: Аще хощеши болезнь исцелити, подобает ти совет мой хранити, Иже ти буди сицевый от мене: Послушания поищи корене, Терпения же листвие приими и расплоди плод чистоты со всими Добродетелей превонными цветы, яже смешь купно, потщися сотрете Во 1740 беззлобия 1741 котле, и в сосуде всесмирения съсыпано то буди. Раствори посем слезными водами, а милостыни 1742 пореж щедротами. Возгнети под ним огнь любве ко Богу, им же теплоту елма примет многу, Братолюбием тщися прохладите, да возможеши от него вкусите Покаяния лжицею святаго, а помощию Всемилостиваго Стяжеши целбу, здравие влучиши, аще сей совет верно сохраниши. Аз бо истинно тебе совещаю, тебе, як себе, здравия желаю. Время 1743 Всяческое 1744 дело время устрояет 1745 , безвремение же оно истребляет. Добро есть во ино время глаголати, во ино же 1746 лучше слово удержати 1747 . 2 1748 Преступство, егда требе есть слова, молчати и в молчания время слово разширяти. 3 Воин в потребно время мечь 1749 свой извлекает, в таково же язык твой слово да вещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В Голландии расцвет школы гуманистов пришелся на XVII-XVIII вв. (т. н. элегантная юриспруденция): Арнольд Винниус (также Виннен, 1588-1657), Паул Вут (1619-1667), его сын Йохан Вут (1647-1713), Ульрих Губер (1636-1694), Герард Нодт (1647-1725), Антон Схюлтинг (1659-1734), Корнелий ван Бейнкерсук (1673-1743). Голл. юристы ставили перед собой и практические задачи: оптимизацию действующего права на основе рим. права, к-рое выступало непререкаемым авторитетом. Их усилия по истолкованию текстов рим. права были сосредоточены на совершенствовании совр. права просвещенной Европы. В этом направлении они продолжили работу своих знаменитых предшественников и способствовали развитию др. направления романистики - совр. применения С. i. c. (usus modernus Pandectarum, совр. римское право). Практический подход Знаменитые глоссаторы Плацентин († 1192), Уголино († 1233), Иоанн Бассиан (XII в.), Ацо († 1230), Одофред († 1265) внесли неоценимый вклад в понимание текстов С. i. c. Их деятельность была зафиксирована в XIII в. в «Ординарной глоссе» (Glossa ordinaria sive magna) Аккурсия (1185-1263), содержавшей почти 97 тыс. глосс. С тех пор труды по римскому праву в этой традиции стали комментариями к глоссе Аккурсия. Комментирование глоссы Аккурсия и детальный анализ отдельных институтов и конструкций с практическими целями развивались и во франц. ун-тах. Вильгельм Дуранд (1230/1-1296), еп. Менды, автор влиятельного соч. «Судебное зерцало» (Speculum iudiciale), Жак де Равеньи († 1296), Пьер де Бельперш († 1308) являются предшественниками и вдохновителями школы итал. комментаторов. Школа комментаторов (поздних глоссаторов, или постглоссаторов) сложилась в ун-тах Перуджи и Павии в XIV в.: Чино да Пистойя (1270-1336), ученик Пьера де Бельперша, Бартоло да Сассоферрато (1313/4-1357), ученик Чино, Бальдо дельи Убальди (1327-1400), ученик Бартоло. Заслугой этой школы стало практическое применение норм рим. права к средневек. отношениям и распространение рим. права по всей Европе. Поздние комментаторы Паоло ди Кастро († 1441) и Джазоне дель Маино (1435-1519) стали отцами всего последующего направления «современного применения пандектного права» (usus modernus Pandectarum).

http://pravenc.ru/text/2458741.html

В нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году февраля в д день пожаловали 1727 вы 1728 , великий государь, меня, богомолца своего и прислали 1729 стряпчего своего Козьму Лопухина, и велели 1730 про свое, государское 1731 , многолетное здравие сказать и меня,//(л. 155) убогово 1732 старца, о житии спросить. И я милостию Божиею и вашым 1733 , государским 1734 , жалованьем жыв 9 . Да ты же, великий государь, с ним, Козьмою, прислал ко мне, богомольцу своему, сосуды – потир и дискоси, и святое копие, лжицу и звезду, с ними же и 1735 святые покрывала 1736 И я твое, великого государя, жалованье приял 1737 радостною душею с лобзанием 1738 . Да освятит Господь Бог твое предложение, якоже иногда исходе Израилеве принесеныя сосуды от князей израилевых в сень освятит Господь, и сподобит тя Господь Бог от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистаго своего тела под образом хлеба, и святыя крове под образом 1739 вина лознаго. А по многолетном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Бог истиннаго хлеба будущаго века в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предпежыт 1740 доволен, во всяку сладость достоиными ядомы 1741 , ни закалаем же, ни изъедаем 1742 никогда же. же и дискоси, с ними же и и губа – спасеных страстей же есть звезда, возвестившая волхвом великий свет И по добродетели и действу да наставит Господь Бог и вас, государей, к свету богоразумия. же суть знаменуют на Младенцы пелены и добродетели образования и покров ими же да покрыет и ваше благородие Господь Бог от всех навет вражиих. Да ты же, великий государь 1743 , прислал свяшенныя то есть фелонь белообразен – знамение же честных 1744 и светлых, и световидных, и от страстей свободных вашых 1745 святых С ними же ты,//(Л. 156) великий государь, прислал и святый стихарь. же являет чистоту и световидную 1746 действительную доброту 1747 вашу К сим же ты, великий государь, прислал епитрахель. 1748 же есть, по единому повести 1749 образу, ужыще 1750 , ниже связаша злодеи Владыку яко да ваши греси разрешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками рус. подданства. В 1655 г. калмыки дали 1-ю шертную запись (присяга на верность) рус. царю (впосл. калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их). Со 2-й пол. XVII в. по просьбе рус. правительства калмыки участвовали в военных походах: в 1665-1666 гг. отряды калмыков воевали на Украине против татар, турок и поляков, в 1668-1670 гг. вместе с донскими и запорожскими казаками участвовали в походе против Крымского ханства, в 1676-1681 гг. сражались на стороне русских против турок, в 1696 г. вместе с рус. войсками брали Азов, в 1700-1721 гг. калмыки принимали активное участие в Северной войне, в т. ч. в Полтавской битве. Сохраняя лояльность России, калм. ханы в XVII - 1-й пол. XVIII в. проводили самостоятельную политику. В период правления Аюки калмыки и подвластные им татары часто нападали на рус. селения; в 1684 г. Аюка перенес военные действия за Урал: воевал с киргиз-кайсаками, потом покорил мангышлакских туркмен; к этому же периоду относятся его войны с северокавказскими народами. В XVII-XVIII вв. Калмыцкое ханство сохраняло постоянную связь с др. монг. гос-вами. В XVII в., несмотря на договоры о зависимости от России, калм. ханы получали утверждение своего статуса от далай-ламы. После смерти Аюки (1724) рус. правительство установило практику прямого назначения правителя Калмыцкого ханства в статусе наместника. В 1732-1734 гг. население ряда улусов, не подчинившихся новому хану, откочевало на Кубань. В сер. XVIII в. наместник Калмыцкого ханства был включен в систему управления Астраханской губ., в 1762 г. проведена реформа традиц. судебно-адм. органа калмыков - зарго, в результате чего судебная и политическая власть хана (наместника) уменьшилась. Во время русско-тур. войны 1735-1739 гг. многочисленное Калмыцкое войско (иррегулярное конное войско в рус. армии) сыграло решающую роль на северокавказском театре военных действий. Калмыки также приняли участие в русско-шведской войне (1741-1743), в Семилетней войне (1756-1763) и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010