Выход Екатерины II из храма был не менее торжествен – все войска при виде ее в короне и порфире произвели «салютацию». Государыня направилась в Архангельский собор, где поклонилась усопшим предкам, побывала в Благовещенском соборе, где приложилась к святым мощам и затем возвратилась во дворец. Цесаревич Павел Петрович не присутствовал на торжестве коронования. Народ, не видя наследника, беспокоился. Несколько раз вместо того, чтобы радостными криками приветствовать царицу, солдаты начинали кричать около самого дворца: «Да здравствует император Павел Петрович!» Офицерам с трудом удавалось заставить их молчать. 6 Линь де Шарль-Иосиф (1735–1814) – принц из старинной бельгийской фамилии. Служил во Франции, Австрии, Пруссии. В 1782 г. послан с поручением к Екатерине II. Заслужил ее благосклонность. Находился в свите во время ее путешествия по России. Автор популярных писем и сочинений. 7 Мало известно, что Екатерина не совсем немка... Если вы помните, ее имя – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Очень трудно произнести этот Цербст. Если вы напишите по-латыни и произнесете по-русски, то увидите, что она Ангальт-Сербская. Это онемеченный славянский род//Махнач В. Л. Знаменательные события российской истории времен жизни митрополита Платона. – Платоновские чтения. 1 декабря 2005 г. М, 2006. С. 36–37. 8 Вольтер (21 ноября 1694 – 30 мая 1778; урожденный Франсуа Мари Аруэ) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, историк, публицист. 9 Рюльер К.К. История и анекдоты революции в России 1762 г.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Лениздат, 1989. С. 308. 10 Тимофей (Щербацкий) – митрополит; 22 октября 1757 г. переведен из Киева; скончался 18 апреля 1767 г. Погребен в Чудове монастыре. 11 В 1753 г. было завершено строительство Кремлевского Зимнего дворца по проекту архитектора В. В. Растрелли на месте обветшавших парадных палат (Средней, Золотой, Столовой и Набережной) старого дворца. 12 Димитрий (Сеченов; 1709–1767) – 8 октября 1762 г. пожалован в митрополиты; замечательный проповедник XVIII в., воспитанник Славяно-греко-латинской академии; с 1730 г. преподавал в ней красноречие; в 1732 г., приняв монашество, стал архимандритом Свияжского монастыря. В 1740 г. возглавил миссию по обращению в христианство магометан и язычников Казанской и Нижегородской губерний, которая ему блестяще удалась. В 1742 г. назначен епископом Нижегородским. В 1748 г. ушел по болезни на покой, но с 1752 г. вызван в Петербург для присутствия в Синоде. В 1757 г. назначен на Новгородскую кафедру. В 1762 г. совершил чин коронования Екатерины II. Главную заслугу митрополита составляют его проповеди, простые и ясные; в них часто находили отклик общественные и церковные события того времени. Деятельность Новгородского владыки была оценена императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II также часто искала у него поддержки в проведении того или иного постановления, считая его человеком энергичным и образованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Еще при монахе Серапионе началось строительство каменных зданий. В 1732–1735 годах в обители был построен каменный Владимирский храм с двумя приделами – Иоанна Воина и Николая Чудотворца. Первоначально этот храм планировался как деревянный, на что было дано разрешение Синодального Казенного Приказа еще в 1729 году, однако благотворители монастыря изыскали возможность построить каменный храм. В 1738–1755 годах он был надстроен вторым этажом. После окончания надстройки и повторного освящения храма, в нем было 4 престола. В 1833–1837 годах соборный храм был расширен к югу. В новой пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а в нижнем – во имя Трех Святителей. Таким образом, общее количество престолов в этом храме достигло шести, что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. В храме помещалось свыше пяти тысяч молящихся. Соборный храм был длинен и довольно высок, в архитектурном плане тяготел к украинскому барокко. На его стенах с наружной стороны имелись священные изображения, а над входом в нижний храм – крупная икона Свенской (Печерской) Божьей Матери. Иконостас нижнего храма и вся его отделка были гораздо проще, чем верхнего. Живопись была выполнена в греческом и итальянском стиле. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 году московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым для Белобережской пустыни «по обещанию по родителей своих». По одному из преданий эту икону Серапион видел во сне в юности. По другому, перевоз иконы из Москвы в пустынь сопровождался колокольным звоном всех столичных церквей. Потом эта икона прославилась явлением пономарю. Прибрав храм, пономарь ушел в свою келью, забыв погасить свечу возле иконы. Во сне пономарь увидел необыкновенной красоты женщину в блестящих одеяниях. «Ты меня сожжешь!» – воскликнула она и исчезла. Проснувшийся пономарь, вспомнив о свече, поспешил в храм и увидел, что рама иконы уже горела… (Современное местонахождение этой иконы неизвестно).

http://sobory.ru/article/?object=07563

Из надписи, сохранившейся на наружной стене церкви у западной двери, видно, что церковь начата постройкою 22 июля 1732 г., а окончена 28 сентября 1735 г. Теплый придел был окончен постройкою несколько позднее, потому что только в 1738 г. «церкви Николая чудотворца, что в Галее, поп Федор Иванов с причетниками просил Владимирское духовное правление об освящении теплой каменной церкви во имя трех святителей положением имевшегося в теплой деревянной во имя тех же святителей церкви прежнего освященного антиминса». На это прошение из синодального казенного приказа был дан ответ: «дать о посвящении указ и освященный новый антиминс». Эта каменная церковь с таковою же колокольнею существует в своем первоначальном виде и до настоящего времени, только теплая придельная церковь становится уже ветха. На наружной стороне церковных стен сохранились по местам узорчатые кафли с зеленою поливой с изображением трав, зверей и двуглавых орлов. Такого рода кафли вделаны и на колокольне выше окон, в коих размещены колокола. Крест на церковной главе прорезной, равноконечный; наверху его корона, а внизу полумесяц. На колокольне сохранился небольшой старинный колокол с голландскою надписью: «в году Господнем в 1644 вылил меня Яков Нотеман». Престолов в церкви два: в холодной – во имя св. Николая, а в теплой – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Над престолом в холодной церкви устроена сень деревянная, опирающаяся на четыре позолоченных столба; верх сени с четырьмя дугами, опирающимися на столбы; в середине соединения дуг утвержден херувим с крестом. Стены храма внутри с 1810 г. расписаны были довольно художественною живописью, которая в 1880 г. не совсем удачно реставрирована. В сводах храма для резонанса сделаны голосники, углубления которых оригинально соединяются с отверстиями труб ангельских. Из св. икон особенно чтится в приходе местный образ св. Николая чудотворца древнего письма. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. При церкви, внизу холма, на коем она стоит, устроена с давних лет деревянная часовня с колодцем. В эту часовню весною и летом стекаются богомольцы на поклонение св. Николая чудотворцу, пьют из колодца воду, умываются ею и т.п., в надежде получить исцеление от болезней.

http://sobory.ru/article/?object=01845

Как и предусматривал контракт с мастерами, сооружение возведено по образцу Вознесенского собора Киево-Флоровского монастыря 1722-1732 гг. – с той разницей, что Свято-Георгиевский храм не имел фронтонов, зато был украшен сочной лепкой над главным входом и на цилиндрических основаниях куполов (те же отличия видны при сравнении с аналогичным собором Св. Троицы 1689 г. в Ромнах на Сумщине). Под полом западных сеней начинается спуск в усыпальницу, которая занимает подвал собора (ее называют Большой, в отличие от похожей усыпальницы под корпусом с церковью Св. Троицы). Хотя после Великой Отечественной войны купола и кровлю храма отреставрировали, и по состоянию на 1995 г. они сохраняли пристойный вид, – остальное здание требовало большого ремонта: на фасадах во многих местах осыпалась штукатурка и вывалились кирпичи, а внутри были голые стены и земляной пол. В 1997-2000 гг. храм был отремонтирован, его украсил оригинальный каменный иконостас в стиле украинского барокко с иконами в стиле Византии и Древней Руси. 20 окт. 2001 г. состоялось новое освящение собора. 13 апр. 2002 г. освящен левый придел в честь Данёвской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». В усыпальнице под собором устроен придел свв. царственных страстотерпцев и всех новомчч. и исповедников Русских. Корпус с храмом Св.Троицы [ править править код ] Юго-западнее собора расположен корпус с храмом Св. Троицы. В 1735 г. на этом месте был освящен 2-й в истории обители деревянный храм св. вмч. Георгия. После сооружения рядом с ним каменного собора деревянную церковь превратили в теплую и переименовали в честь свв. равноапп. Константина и Елены. В 1809-1811 гг. здесь выстроен каменный корпус с теплым храмом. В сер. XIX в. здание расширили, и теплая церковь была вновь освящена как Свято-Троицкая (в память обители в Козельце). Вытянутое с запада на восток 2-этажное здание в стиле классицизма имеет прямоугольные выступы на основных фасадах и 2 полукруглых выступа с шлемовидными куполами – на торцах. Восточный выступ является алтарной стеной находящегося на 2-м этаже храма Св. Троицы, а 2-й этаж западного выступа – действующей звонницей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Поликарп Павловский в 1782 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря; † 1785 ... Иоанникий Полонский в 1785 перев. из Нижеломовского монастыря, но не поступил и перев. туда обратно. Мнтрь обращён в архиерейский дом. 4 Борисоглебский, в Чернигове, Кафедральный. [III, 426.] Наместники Иеремия Ширкевич 1664 перев. в Максаковский мнтрь. Гавриил Олешкевич , 1665 и 6. Сильвестр Климкевич , 1674. Василий Иевлевич ... Герасим , 1696. Пахомий Комаровский , 1699. Антоний Стаховский , 1700. После архим. Новгород-Северский. Михаил , 1701. Максим , 1711. Савва Шпаковский , в 1720–22; определён в Нежинский Назарет. Пафнутий Тригорский , 1722, потом игум. Катошинского монастыря. Исаия Заславский , в 1724–28. Димитрий Белинский , 1729–31. Потом в Макошинском мнтре. Феофил Савич , в 1732–34. Андрей Осмаковский , игум., 1735. Сосипатр , 1736 и 37. Геннадий , 1739–41. Савва Любович , 1742–49. Игум. Иоасаф , 1750–62. – (Костянский) Иоанн Михайлов 1764. – Герман , 1770. –      (Домницкий) Иерофей , 1772–74. Наместн. Исаия Шкляревич , с 1775. – Илия , 1783. 5 Спасо-Преображенский, в Новгород-Северске, существовал в XVI веке; в 1785 г. обращён в кафедру Новгород-Северских архиереев; 1 сент. 1797, по упразднении епархии, положен в первый класс. [V, 337.] Архимандриты Вассиан , 1551. Корнилий , 1618 и 19. После в Севском Спасском. Михаил Лежайский утверждён 2 февр. 1670; упом. до 9 июня 1677. Иоанникий Галятовский в 1687 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 2 янв. 1688. Димитрий Туптало 7 сент. 1699 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1701 хирот. в митрополита Сибирского. Никон в исх. 1702 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † ... Антоний Стаховский , бывший наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1703, а 20 сент. 1713 хирот. в архиепископа Черниговского. Геннадий Стефанович , в 1715–17. Нил Березовский перев. из Елецкого, в 1727 и 28. Созонт Волынец после 1737 перев. из Стародубского Каменского монастыря. Арсений Могилянский , бывший епископ Переяславль-Залесский, управлял мнтрём в 1752–57; 22 окт. возведён на мтр-лию Киевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

знати Иерусалима и платить подати за православных арабов, чтобы не допустить их перехода под покровительство католиков. Российское правительство выделило ИПЦ 2 тыс. р., к-рые были переданы патриарху летом 1732 г. через резидента в К-поле И. И. Неплюева. Известна также переписка М. с Неплюевым в 1734 г., касавшаяся пересылки пожертвований Св. Гробу. Русско-тур. война 1735-1739 гг. оборвала связи ИПЦ с С.-Петербургом. М. предпринял ряд шагов по упорядочению экономики ИПЦ. Пытаясь решить проблему увеличивавшихся долгов и сокращения внешней финансовой помощи, он интенсифицировал сбор пожертвований на Св. Гроб в границах Османской империи. В июне 1733 г. М. обратился в Высокую Порту с ходатайством о даровании особого берата о правах и полномочиях сборщиков милостыни Иерусалимского престола ( Ç olak H. The Orthodox Church in the Early Modern Middle East: Relations between the Ottoman Central Administration and the Patriarchates of Antioch, Jerusalem and Alexandria. Ankara, 2015. P. 218-219). Монахам Святогробского братства разрешалось иметь личное имущество, однако после смерти владельца оно должно было переходить в собственность Патриархии. В этой связи М. в 1734 г. издал указ, запрещавший монахам держать свое имущество в частных домах, у родственников и др. во избежание споров о наследстве ( Соколов. 1906. С. 20). С именем М. связан важный этап в развитии образовательных учреждений ИПЦ. В 1735 г. совершил паломническую поездку в Палестину известный греч. просветитель того времени Иаков Патмосский , ранее в течение 10 лет работавший в Антиохийском Патриархате. Знакомство Иакова с патриаршими эпитропами привело к возникновению проекта богословской школы в Иерусалиме. М., находившийся тогда в К-поле, одобрил эту инициативу и обратился к Иакову с просьбой возглавить уч-ще. Оно работало в 2 направлениях, обеспечивая как начальное греч. образование детей правосл. арабов, так и подготовку молодых клириков Святогробского братства для занятия адм. должностей. Иаков отбыл с Патмоса в Палестину в авг.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

Но, видно, лихоимство глубоко коренилось в духе тогдашнего чиновного люда. Указы против него и после не один раз напоминались светским персонам духовного правления. По бумагам незаметно, чтобы заказчики брали взятки. Но и к ним посылались эти указы; ибо и в них, как в людях чиновных, предполагалась возможность, и не могло быть недостатка в случаях и даже искушениях к лихоимству. Делались эти объявления, со взятием подписок, в тех видах, чтобы какой-нибудь канцелярист и заказчик не впал в согрешение и потом не имел бы права отказываться неведением. Но, очевидно, указом святейшего Синода от 12 августа ограждались и права духовной власти правления от посягательства мирских персон. В виде временной меры, по тогдашнему порядку весьма необходимой, с канцеляристов, особенно проступившихся поведением при святейшем Синоде, брали подписки в том, чтобы «они от пьянства имели всеконечное воздержание и, по должности звания своего, в канцелярских делах тщательнейшее имели прилежание, за что от святейшего правительствующего Синода паче награждены будут. А ежели же от пьянства не воздержатся и в делах прилежания иметь не будут, то не только награждения не получат, но и на теле наказаны будут, и определенное им жалование отнимется, и из чинов их, которые непотребные, извержены будут». Случались не раз примеры, что люди, не сдержавшие своей подписки, по тогдашним узаконениям о наказаниях, действительно подвергались нещадному наказанию на теле. Сверх того, как в тиунской конторе старшим судьей бывал архимандрит, так и в Духовном правлении заседали на первых местах тоже архимандриты. Их вызывали с 1732 года из иноепархиальных монастырей. Сначала в подписях бумаг встречается Иов, архимандрит костромского Богоявленского монастыря, в 1732 году – Никодим, подписывавшийся то архимандритом ипатским, то святогорским, в 1735 году – Иосиф, архимандрит колязинский, в 1739 году – Варлаам, архимандрит севский. По старой привычке они несколько времени писались судьями, а потом стали именоваться членами правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Следуя в целом петровской традиции, были предоставлены льготы ученому монашеству: 5 июля 1738 года было позволено постригать всех «ученых и к службе годных» в случае соблюдения других условий (увольнение, свидетельство о доброй жизни) . За сухими формулировками аннинских указов скрываются сотни разоренных обителей, сотни осужденных и сосланных в Сибирь настоятелей, кровь, пот и муки тысяч простых монахов. За десять лет репрессий число монахов и монахинь сократилось более чем на 10 тысяч человек: с более чем 25 тысяч (в 1724 году) до 14 тысяч монахов и монахинь в конце правления Анны . Для того чтобы сделать вывод об исполнении и действенности ограничительных указов и распоряжений в отношении Малороссии, нужно ознакомиться с документами, отражающими численность братии различных монастырей. М.В. Яременко, проанализировав документы киевских неставропигиальных мужских монастырей, делает вывод, что суровость постановлений петровского времени и начала правления Анны Иоанновны (до 1732 года) для Киевской епархии не была ощутима. С 1723 по 1732 год в Софийской обители приняли монашество 31 послушник, в Николаевской – 20, в Золотоверхо-Михайловской – 29, в Братской – 12, в Выдубицкой – 15, в Кирилловской – 12 . Интересно было бы сравнить эти данные с подобными данными в различных епархиях Великороссии. После 1734 года ситуация резко изменилась. Во всех перечисленных монастырях за два года – в 1734–1735 годах – не было пострижено ни одного послушника. Из чего можно сделать вывод, что репрессии аннинской поры держали в страхе и киевское монашество. Тем не менее, к 1740 году в Малороссии оказались сотни иноков, постриженных вопреки указам . Смена политики по отношению к монашеству произошла при воцарении Елизаветы Петровны. Особенно это коснулось малороссийского монашества. Вот текст именного указа императрицы Елизаветы Петровны 1749 года: «Марта 22-го. Именный, данный Синоду. Указали Мы: по докладу преосвященного Стефана, архиепископа Новгородского, семинарии Новгородской учителей Павла Сопковского, Ивана Кремянского, Ивана же Кременецкого по их желанию постричь в монахи, и впредь из Малороссийского народа, желающих в монашество, в находящиеся в Малороссии монастыри к пострижению допускать токмо с ведома и усмотрения епархиальных архиереев, а в Киево-Печеркую лавру – архимандрита тоя лавры, по силе Духовного регламента; однако же сие позволяется с таким подтверждением, что малолетных ниже 17 лет , хотя бы кто из таковых и сам пожелал, а в неволю и никого, особливо же великороссиян, ежели кто того домогаться будет, ни под каким видом без собственного Нашего указа отнюдь не постригать» .

http://pravoslavie.ru/36015.html

Maybaum. Die Entwicklung des altisraelil. Priesterthums, 1880. Meyer I. Kritischi-exegetisches Commentar. Th. 13. Hebraerbrief, bearb. v. Lunemann. 3 Aufl. Gottingen. 1867. Moll С. Der Brief an die Hebräer. 2 Aufl. 1865. У Lange: Theolog. homiletisches Bibel. Werk des N. T. Th. 12. Ochler G. Théologie des Alton Testament. 3 Aufl. 1801. Олесницкий Л. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. Правосл. Палест. Сборник.Т. V, вып. 1, 1889. Переферкович. Талмуд, его история и содержание. Ч. 1. Мишна. С. Петербург, 1897 г. Reuss Ed. Die Geschichte der Heiligen Schriften Alton Testam ents. 1881. Ricmh. Handwörterbuch des biblischen Alterthums. В. I, II, 1884. Rosenniüller Km. S. holia in Vetus Tesmamynum. Pars 2. Ed. 2. 1748. Schegg I. Biblische Archäologie. 1888. Schenkel I. Bibel-Lexicon. В. I, V. Schulz Herm. Alttestamentliche Théologie. 4 Aufl. 1889. Spenccrus loh. De legibus Hebraeorum ritualibus. 1732. Strack-Zockler. Kurzgefasster Commentar zu den Heiligen Schriften Alton und Neuen Testament. 1 Abth. 3 Lief. 1894. Хрисанф епископ. Религия древнего мира в их отношении к христианству. T. III. С. Петербург, 1878. Троицкий. Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время судей. 1880 г. Wangemann. Opfer nach Lehre der Heiligen Schrift. Th. I. Berlin, 1806. Wellhausen I. Geschichte Israels. В. 1. 1878. Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. 1885. Vigouroux F. Dictionaire de la Bible. T. 1, 1895. Winer. Real Worterbuch. В. I, II. 3 Aufl. Властов Г. Священная летопись. T. II. 1877. Zeitschrift fur die Historische Théologie. 1800. Zeitschrift der deutschen Morgenland. (Gesellschaft, В. XXVI). Zeitschrift fur die alttestament. Wissenschaft. В. IV, IX. Кроме указанных сочинений, есть еще несколько сочинений, посвященных, преимущественно, вопросу о козле отпущения. Некоторые из этих сочинений относятся еще к XVII веку. Таковы: De hirco emissario Th. Koser " a, Iena, 1664; De hirco emissario W. Heckel " a. Iena, 1008; De Azazelis hirco ejusque rilibus Schroder " a, Marburg, 1725. De hirco emissario ejusque rilibus Shafshausena, 1735 и некоторые другие. Но все эти сочинения уже устарели, потеряли научную ценность, поэтому совершенно почти не принимаются во внимание новейшими исследователями, писавшими по некоторым вопросам, имеющим отношение ко дню очищения. Глава I. Разбор возражений отрицательной критики против единства и подлинности 16 главы книги Левит

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

В XVII в. базилику дважды основательно перестраивали: при папе Клименте VIII (1592-1605) по проекту архит. Дж. делла Порта и при Иннокентии X (1644-1655) по проекту архит. Борромини. В результате этих перестроек базилика обрела совр. вид. Интерьер до его реконструкции, предпринятой Борромини в 1646-1650 гг., запечатлен на фреске худож. Ф. Гальярди (ок. 1640-1650) в рим. ц. Сан-Мартино-аи-Монти, а также на рисунках самого архитектора (хранятся в музее Альбертина, Вена). Борромини оставил прежний план 5-нефной базилики, внешние и внутренние стены ее центрального и боковых нефов, но изменил форму устоев и их декор. 12 столбов, по 6 на каждой стороне, несут стены центрального нефа базилики, каждый столб фланкируют 2 коринфские пилястры колоссального размера, поднимающиеся до потолка через ярус окон (клеристорий). Арки между столбами соответствуют ярусу эмпоров (арок) на столбах, к-рые украшены рельефной скульптурой, так же как промежутки между окнами. Новые арочные проемы между нефами усиливали впечатление единства внутреннего пространства, а колоссальная высота пилястр - величие его размеров. В нижнем ярусе каждого столба установлены статуи апостолов. Цветовое решение центрального нефа строится на сочетании каменных элементов белого, серого и черного цветов, гармонирует с золочеными архитектурными деталями и зелеными колоннами; такие же колонны (по 21) отделяли сев. и юж. внутренние нефы. По соотношению и градации пространства, ритма, артикуляции цвета, света и тени в центральном и боковых нефах архитектура Борромини в базилике Л. к. является одним из высочайших достижений рим. барокко (Corpus basilicarum Christianarum Romae. 1977. P. 18). В 30-х гг. XVIII в. архит. А. Галилеи перестроил зап. фасад базилики, конструкция и декор к-рого уже не включали ничего из построек IV и XIII вв. В XVIII-XIX вв. продолжались перестройка нек-рых частей базилики и активное украшение ее интерьера. Были устроены новые капеллы: в 1732-1735 гг. по проекту Галилеи сооружена капелла Сант-Андреа-Корсини, в 1830-1850 гг. по проекту К. Раймонди - капелла Торлония в стиле позднего неоклассицизма. В 1876-1886 гг. была разобрана старая апсида и возведены совр. алтарь и апсида по проекту архитекторов Ф. и В. Веспиньяни.

http://pravenc.ru/text/2463155.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010