Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Черёмушках. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1897 и 1898. Колокольня - нач. 20 в. Год утраты:1963 (снесена) Адрес: Россия, г. Москва, на месте северного крыла Дома аспиранта и стажёра МГУ (ул. Шверника, д. 19 корп. 1) Координаты: 55.690904, 37.594772 Проезд:станция МЦК " Крымская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г., построена на земле Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Троицкий храм простоял до 1879 г. и был перестроен священником Иоанном Забавиным на пожертвования Московского купца 2-й гильдии Степана Ивановича Тихонова. На месте разобранного был построен новый храм во имя Живоначальной Троицы. Незадолго до Первой мировой войны над входом была поставлена колокольня, выполненная в неоклассическом стиле. В 1935 г. решением властей служение было запрещено и помещение церкви использовалось под нужды промышленного предприятия (спорт-артель). До 1958 г. храм еще находился в относительной сохранности. Но во время ликвидации села, территория которого вошла в черту Москвы, церковь окончательно была разрушена в 1963 г. На ее месте сооружен бассейн, который в скором времени пришел в негодность и превратился в свалку мусора. Восстановление храма началось в 1997 г. История храма ведет свое начало из 18 века. В городском архиве сохранилась опись, сделанная в 1887 г. Более раннее упоминание о Троицкой церкви относится к 1732 г. и связано с именем Александра Тимофеевича Ржевского, владельца села Черемошье. Об этом имеются сведения в окладных книгах Синода казенного приказа. Там говорится: «сентября 6-й день (н.ст. 19 сентября), по указу ея Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода, против прошения статского советника Александра Тимофеевича Ржевского, велено в Московском уезде, в Чермневем Стану, в вотчине его, в поселенном на пустоши сельце Черемошье, новопостроенную каменную церковь во имя Живоначальной Троицы освятить и Антиминс выдать, а положенные данные деньги имать с нынешнего 1732 года и впредь повсягодно. И оную новопостроенную церковь внести в окладные книги. Между тем прибавлено, что полоняничные деньги с Московского уезда не собираются» (Патр. приказ, кн. 357, л.42 об.). В 1735 г. при церкви был священник Иордан Осипов.

http://sobory.ru/article/?object=50624

Енисейск. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор в Енисейске хорошо известен исследователям сибирского каменного зодчества XVIII века. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в богатой строительной истории этого интереснейшего памятника культовой архитектуры еще много неясного. Так, в исследовательской литературе помимо разночтения в датировках основных строительных этапов здания, сложилось устойчивое мнение о том, что каменный Богоявленский собор в Енисейске строился дважды: впервые в 1709-1712 гг., второй раз — заново после пожара 1732 года.При этом все без исключения исследователи относят сохранившиеся руины здания к " второму " Богоявленскому собору. Вследствие этого в литературе никогда ранее не ставился вопрос о первоначальном архитектурном облике енисейского Богоявленского собора, возведенного в 1709-1712 гг. Подобная ситуация сложилась потому, что авторы публикаций, высказывая свое мнение, главным образом опирались на документальные источники XIX века, в основном литературного характера, без соотнесения их с документами XVIII столетия, графическими изображениями собора и результатами натурного изучения его остатков. Между тем комплексный анализ литературных и иконографических источников в сопоставлении с данными натурного изучения здания дает возможность уточнить строительную периодизацию памятника и приблизится к его первоначальным архитектурным формам. Собор Богоявления с северным придельным храмом Сергия Радонежского был заложен в 1709 году на берегу Енисея внутри укреплений енисейского " малого острога " - деревянного восьмибашенного кремля. Здание строилось на средства прихожан соборной церкви Введения и дворян " по московскому списку " Семена и Епифана Надеиных. Строительство здания осуществлялось артелью енисейских каменщиков под руководством московского подмастерья Федота Меркурьевича Чайки и завершилось в 1712 году. Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века.Материалы же, собранные в 1734-1735 гг. экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени. Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева " Вид города Енисейска " , выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И. Махаева.

http://sobory.ru/article/?object=15130

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лука (Коношевич), еп. Белгородский и Курский. Портрет. Сер. XVIII в. (Конашевич Лаврентий; † 1.01.1758, Белгород), еп. Белгородский и Обоянский. «С малых лет» учился в Киеве (ОДДС. Т. 5. 55). В 1724 г. окончил полный курс Киево-Могилянской академии (класс богословия) и был оставлен в ней преподавателем. По определению Синода от 27 июня 1727 г. в киевском Софийском монастыре был пострижен в монашество, вскоре рукоположен во диакона. Служил стряпчим (представителем) на Киевском подворье в Москве, был учителем пиитики в московской Славяно-греко-латинской академии, являлся насельником Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . 9 сент. 1730 г. в сане иеромонаха определен проповедником, к 1732 г. исполнял послушание казначея обители. Осенью 1730 г. был допрошен по делу Киевского архиеп. Варлаама (Вонатовича) , обвинявшегося в неслужении торжественных молебнов по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны . В Москве Л. познакомился с Х. А. Минихом, к-рый в июле 1732 г. содействовал его назначению законоучителем новооткрытого Сухопутного кадетского корпуса в С.-Петербурге. Это было одно из первых в России светских средних учебных заведений; Л. стал 1-м преподавателем Закона Божия светским учащимся. Кроме обязанностей по корпусу Л. исполнял поручения высшей власти: наставлял в вере пожелавших принять Православие солдат из чувашей и калмыков и др. (ОДДС. Т. 14. 125, 147, 233). Так, в 1734 г. Синод поручил Л. «обучение православной вере и совершение крещения» неких японцев Созы и Гомзы, к-рые «занесены морем к Сибири» (Там же. 317). 20 окт. 1735 г. указом имп. Анны Иоанновны Л. был назначен настоятелем московского Симонова Успенского мон-ря, с возведением 2 (4 ?) февр. 1736 г. в сан архимандрита. Тем же указом Л. поручалось «осмотреть все книги» в б-ках Московской и домовой Синодальной типографий, и, «если что востребуется к лучшему учреждению сих библиотек, то устроить общим согласием в Синодальной с казначеем и ризничим, а в типографской с директором; излишние же на греческом, латинском и прочих иностранных диалектах книги, если их окажется одним званием по 20-ти и более, оценив, продать с публичного торга, оставив в библиотеках по одному лучшему экземпляру, и о проданных донести» (Там же. Т. 15. 347).

http://pravenc.ru/text/2110812.html

Рождествено. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Рождествено Координаты: 56.19228, 39.88423 Проезд:Не доезжая из Москвы до Владимира 15км по трассе М7 имеется поворот на север на бывшем посту ГАИ с указателями " Ставрово " " Кольчугино " . Далее 25км, минуя Ставрово, правый поворот на север с указателем " Рождествено " и металической стелой " СПК Колхоз им. Ленина " , 1,5км. Асфальтированный проезд. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Рождествено принадлежало московской элите - древнему роду Нарышкиных. Церковь Рождества Христова построена по всей видимости по проекту столичного архитектора в модном, смелом, если не сказать блистательном, архитектурном стиле. Это совершенно круглое, как водонапорная башня, сооружение без апсид, без приделов и без трапезной. Абсолютно нет ничего патриархального и традиционного. Фасады украшены единым белокаменным карнизом. К сожалению завершение церкви не сохранилось. Церковь недействующая, заперта, используется видимо под нужды колхоза им. Ленина, т.к. находится неподалёку от его конторы. Село Рождествено - от Владимира в 37 верстах. В течение XVII-XIX ст. Рождествено принадлежало различным помещикам, как то: Ромодановскому, Урусову, Нарышкину и Всеволожскому. Церковь в селе издавна была в честь Рождества Христова. В книгах патриаршего казенного приказа под 1676 г. она записана: «церковь Рождества Христова в вотчине боярина князя И.И. Ромодановского в селе Рождественом, дани рубль семи денег заезда гривна, и августа в 31 день те деньги взято». 1712 г. в селе Рождествене, в вотчине боярина Ф.С. Урусова, построена новая церковь в честь Рождества Христова и в том же году освящена была Волосова монастыря игуменом Николаем; но в 1732 г. эта церковь сгорела. По этому случаю «1735 г. января 21 дня церкви Рождества Христова поп Василий Федоров в синодальный казенный приказ писал, что в Володимирском уезде в вотчине тайного советника кавалера и сенатора Ал. Львов. Нарышкина в селе Рождествене имелась церковь во имя Рождества Христова, которая в 1732 г. сгорела и прошу вместо оной сгорелой Рождественской церкви построить вновь и о том дать указ». Подписание преосвщ. Иоакима, архиепископа Ростовского и Ярославского: дать о строении церкви указ. В 1736 г. церковь была построена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02821

Сильвестр, митрополит Казанский и Свияжский (Холмский-Волынец или Холмов) Происходил из дворянского рода Холмских. Родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах. Обучался в Киевской духовной академии, потом был казначеем архиерейского дома. В декабре 1700 года возведен в сан архимандрита Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. В 1701 году переведен в Новгородский Юрьев монастырь. С 23 октября 1704 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 14 сентября 1708 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр был 5 марта 1719 года перемещен сначала в Смоленск в сане митрополита, но без белого клобука, затем 3 марта 1720 года простым епископом в Тверь. 24 февраля 1723 года определен епископом Рязанским и Муромским. 25 июля 1725 года перемещен епископом Казанским и Свияжским. 7 августа 1725 года возведен в сан архиепископа. 15 марта 1727 года (по личной просьбе) восстановлен в сане митрополита. но с правом ношения только черного клобука. В 1730 году, по обвинению в поддержке осужденного и сосланного в Свияжский монастырь Коломенского архиепископа Игнатия (Смолы, † 1741), митрополит Сильвестр был подвергнут допросу. Архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович , † 1736) не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например, о его неуважительных высказываниях о императрице Екатерине I. В конце 1731 года митрополита Сильвестра заключили в Александро-Невский монастырь. 19 октября 1732 года владыка Сильвестр был лишен епископского сана и как простой монах в 1732 году заключен в Выборгскую крепость. Скончался 31 мая 1735 года в Выборгской крепости. Преосвященный Сильвестр много заботился о просвещении, но не был усердным проповедником и выразителем преобразовательных идей и начинаний Петра I; был близок к царевичу Алексею и разделял с ним недовольство реформами Петра. Он не признавал особого авторитета за Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прага. Собор Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Самым грандиозным сооружением на Староместкой площади является собор Св. Микулаша - творение гениального архитектора эпохи барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Первое упоминание о нем относится еще к 1296 году. Сначала собор был готическим, потом, b XVII веке он был перестроен в духе эпохи Возрождения. И только b XVIII веке после огромного пожара его руины снесли и построили собор в нынешнем облике в 1735 году. Интерьер собора украшает огромная люстра, подаренная российским императором Николаем II. В прошлом веке костел был сдан внаем Русской православной церкви, и сейчас на Рождество и Пасху его торжественно обходит православный крестный ход. Бурыгин С.М. Чехия. Исторический путеводитель. М., Вече, 2013. Сегодня найти в Праге русскую Никольскую церковь непросто – она находится в северо-западном районе Дейвице, в полуподвале жилого дома. Мало кто помнит, что этот маленький и скромный храм является «преемником» другой церкви, стоявшей в самом центре чешской столицы. До середины XIX века русской церкви в Праге не существовало, хотя там уже жило несколько русских семей. В начале 1860-х, по инициативе известного славянофила В. Ганки, городской магистрат предложил передать «для православного русского богослужения» принадлежавший городу и закрытый в 1785 католический костел на Староместской площади бывшего ордена славянских бенедиктинцев. Соответствующее письменное предложение, по инициативе А. Ф. Гильдердинга, было послано из Славянского благотворительного комитета настоятелю посольской церкви в Вене прот. М. Ф. Раевскому. В 1871 этот храм был на 30 лет взят в аренду графом П. А. Голенищевым-Кутузовым с ежегодной платой по 1500 гульденов. В 1900 аренда была продолжена на тех же условиях. Собор свт. Николая (Микулаша) Чудотворца стоит в сердце Старого города, недалеко от ратуши с ее знаменитыми курантами. Это – один из самых значительных памятников чешской архитектуры периода барокко. Он был заложен немецкими купцами в XIII столетии, в 1732–1735 и по проекту знаменитого австрийского архитектора К. И. Динценгофера, полностью перестроен. Южный фасад, обращенный на площадь, архитектор обильно украсил скульптурой, а по углам увенчал двумя башнями-колокольнями.

http://sobory.ru/article/?object=31434

III. Исторический очерк 110 первоклассной Троицко-Сергиевой Приморской пустыни С.-Петербургской епархии Троицко-Сергиева первоклассная пустыня находится на 19 версте от С.-Петербурга, по правую сторону Петергофского шоссе, на возвышающемся берегу Финского залива. По левую сторону шоссе устроен монастырский хутор, а далее, в 2 верстах от обители, Сергиевская станция Петергофской железной дороги. Пустыня названа Троицкою по главному храму во имя Живоначальные Святые Троицы, Сергиевою – так как в ней есть Чудотворная икона Преподобного Сергия, во имя которого был сооружен первый деревянный храм обители; по близости к Финскому заливу она называется Приморскою – как изстари всегда именовались дачи, близь того залива находящиеся. На месте Сергиевой пустыни, в прошлом столетии, была Приморская дача царевны, Великой Княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевич а, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския. Дача и все окружающие ее постройки были деревянные. – Церкви не было. По вступлении в 1716 году Екатерины Иоанновны в супружество, дача оставалась в придворном ведомстве и, никем не занятая, стала постепенно разрушаться. В 1732 году Императрица Анна Иоанновна подарила ее своему духовнику архимандриту Сергиевой Лавры Варлааму; 111 а в 1734 году благоволила отдать ему деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была при загородном доме покойной матери ее, царицы Параскевы Феодоровны, на Фонтанке, близь Лештукова переулка, где теперь С.-Петербургская мещанская управа, бывшая мещанская гильдия. По перевезении той церкви на пожалованную Приморскую дачу, Варлаам, по благословению Святейшего Синода, устроил из нее храм, как настоятель Сергиевой Лавры – во имя Преподобного Сергия и освятил его 12-го мая 1735 года. Кроме того, он построил несколько деревянных келлий для монашествующих и – каменный для настоятеля флигель, а также – деревянную ограду, с небольшими башнями на каменных фундаментах, и все необходимо нужные хозяйственные здания, – обеспечив пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, которые приобретал покупками от соседственных владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Владимир. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Галейская). Карта и ближайшие объекты Церковь Николы в Галеях Храм был построен в 1732-1735 гг. вблизи древней речной пристани на берегу Клязьмы на месте старой деревянной церкви. В народе церковь имела ещё одно название – Николы Мокрого. Галея – это тип плоскодонного гребного речного судна, а Никола Мокрый был покровителем торговцев и путешественников. Церковь была возведена на средства богатого и уважаемого во Владимире ямщика И.Г. Павлыгина. Об этом гласит надпись, вырезанная на доске, укреплённой около западных дверей. Здание церкви Николы в Галеях принадлежит к типу трапезных церквей, так как с запада к храму примыкает одноэтажная трапезная часть с колокольней на торце. Оставшийся безымянным зодчий, построивший это здание, воплотил в нём архитектурные традиции XVII в. Очевидно, что мастер обладал отменным вкусом: основная часть сооружения состоит из убывающих восьмериков (восьмиугольных в сечении частей), покоящихся на четверике основания храма. Впечатляет восьмерик храма с тонкими полуколонками по углам и изящными наличниками окон, чётко выделяющимися на белоснежной глади стен. Шатровая колокольня на мощных квадратных опорных столбах прекрасно гармонирует с храмом своими лёгкими пропорциями и сочетанием глади стен с нарядным убором лёгкого шатра колокольни и яруса звона. В декоре здания применялись и зелёные, «муравлёные», изразцы. Лёгкий белый силуэт Никольской церкви красиво выделяется на фоне зелени владимирских садов. Исследователи предполагают, что её архитектором был талантливый суздальский мастер. Окрестности Владимира чрезвычайно богаты историческими и архитектурными памятниками. Замечательные творения древних зодчих продолжают радовать глаз своими совершенными формами и необыкновенным убранством. Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 97-98 Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 29 марта 1930 года. § 45. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви «Николы Мокрого» в г. Владимире. Инд. 19/160.

http://sobory.ru/article/?object=01845

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническое положение русского православного прихода в Праге (1919-1946). Часть 1 05.07.2011 644 Время на чтение 20 минут В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . До 1918 года Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) входили в состав Австро-Венгрии, и потому господствующее положение здесь занимала Римско-Католическая Церковь. При этом с середины XIX века в годы наибольшего подъема чешского национального Возрождения среди чехов наблюдается определенный интерес к православию, как к религии большинства славянских народов. В 1870 году Санкт-Петербургский отдел Славянского благотворительного комитета взял в аренду на 30 лет храм святого Микулаша (святителя Николая) на Староместской площади в Праге. Договор об аренде был подписан в Праге 26 июля 1870 года. От имени Славянского комитета договор подписал П. А. Голенищев-Кутузов . Храм святого Микулаша был заложен еще в XIII веке. В 1732-1735 годах он был полностью перестроен по проекту архитектора К. И. Динценгофера, одного из самых прославленных мастеров пражского барокко. В конце XVIII века храм был закрыт и с тех пор использовался как склад . В 1874 году состоялось освящение храма по православному чину, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Никольская церковь была тогда единственным православным храмом в столице Чехии . Сюда для служения направлялись русские священники. Хотя с точки зрения Святейшего Синода пражская община являлась одним из зарубежных приходов, подчиненных Санкт-Петербургскому митрополиту, австрийские власти не признавали за пражским приходом статуса религиозной организации. Храм святого Николая официально был нанят частными лицами для их частных нужд.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Илии пророка в усадьбе Ильинское, принадлежавшей с 1666 г. Стрешневым, затем гр. И.А. Остерману и гр. А.И. Остерману–Толстому (1783-1845), кн. Л.М. Голицыну (1845-1860) и, наконец, Удельному ведомству. Храм построен по заказу владельца поместья В.И. Стрешнева в 1732-1735 гг. В 1818 г. у здания появились приделы, в 1828 г. перестроена колокольня. Кирпичный, в настоящее время оштукатуренный храм с резным декором из белого камня — ранний предшественник произведений развитого русского барокко. По архитектурному образу, изысканному убранству и новизне западно-европейских декоративных мотивов памятник не имеет аналогий в московском зодчестве первой трети XVIII в. Из более поздних построек ему была близка московская церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (разрушена в 1930-е). Имя архитектора точно неизвестно. Распространенное мнение об авторстве А.П. Евлашева ряд исследователей считает ошибочным, поскольку в те же годы зодчий работал в одноименном дворцовом селе. Основу трехчастной осевой композиции церкви составляет храм типа «восьмерик на четверике». Фасады двусветного первого яруса расчленены пилястрами с тонкими по рисунку ионическими капителями. Они поддерживают антаблемент с широким резным фризом, заполненным растительным орнаментом. Красиво очерчены оконные наличники с изящными сандриками и резьбой. Переход от квадратного основания храма к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов, снаружи он декорирован полукруглыми тимпанами, которые в свое время окаймлялись фигурными гребнями. Помещения перекрыты высокими полулотковыми и центральным сомкнутым сводом, который сначала имел в основании люкарны. На восточной стене храма при его исследовании А.Т. Кравченко в 1960-х гг. был обнаружены следы примыкания «голландской» алтарной кровли. Пышные формы барокко в 1820-х гг. частично заменены более простыми: над венчающим карнизом устроен аттик, люкарны упразднены, изменена форма покрытий, декорация вокруг тимпанов скрыта штукатуркой. Ампирная обработка приделов невыразительна. Более привлекательна архитектура небольшой колокольни из трех ярусов, со шпилем и легкими тосканскими портиками в основании. Внутри храма, вдоль западной стены, помещаются деревянные хоры, еще недавно покрытые великолепной рокайльной резьбой. Иконостас новейшего устройства. Пол из каменных плит.

http://sobory.ru/article/?object=03295

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010