Иларион, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Рогалевский) Родился в городе Минске в семье благородных родителей. Образование получил в Киевской духовной академии, до окончания которой был пострижен в монашество. По ходатайству фельдмаршала графа Б. П. Шереметьева, Иларион по окончании академии определен обер-иеромонахом в армию. Из армии был отправлен с А. П. Волынским в Персию, где познакомился с состоянием магометанства. По возвращении определен иеромонахом во флот. 23 июля 1722 года назначен архимандритом Лубенского Мгарского монастыря Киевской епархии, а 24 октября 1728 года – архимандритом Московского Донского монастыря. 26 марта 1732 года хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Во время своего трехлетнего управления епархией преосвященный Иларион обращал главное внимание на устройство духовных училищ и просвещение многочисленных инородцев Казанской епархии. По его просьбе прибыли из Киева в Казань студенты Стефан Гловацкий (впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский) и Вениамин Пуцек-Григорович (впоследствии митрополит Казанский и Свияжский). С их помощью преосвященный Иларион устроил в Зилантовом Успенском монастыре Казанскую духовную семинарию по образцу Киевской духовной академии. Согласно представленному им проекту 26 февраля 1733 года, были учреждены четыре инородческие школы: в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске. 29 марта 1735 года преосвященный Иларион был переведен на Черниговскую кафедру. Здесь он уделял большое внимание церковному благоустройству и благочинию. В 1737 году им было учреждено попечительство «Собрание Девы Богородицы». В этом же году за произнесенные им дерзкие слова, сказанные капитану Кобылину, который без указа императрицы требовал монахов в солдаты, преосвященный Иларион был взят под арест князем Барятинским. Однако по указу Святейшего Синода он был освобожден, и по этому делу началось следствие. 2 мая 1738 года, согласно прошению, преосвященный Иларион был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Затем был вызван в Синод к ответу по своему делу. По пути в Петербург он скончался (по одним источникам – в 1738 году или начале 1739 года, а по другим – в 1742 году) и погребен в Тверском Успенском Отрочь монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[Илинский, Иллинский Иван Иванович (по др. источникам, Иван Юрьевич)] († 20.03. 1737), переводчик, составитель первой рус. симфонии на книги НЗ. О происхождении и месте рождения И. достоверных сведений нет. На основании того, что один из переводов И. подписал «Иоанн Ильинский Ярославец» (Краткое описание Комментариев АН. СПб., 1728. Ч. 1 на 1726. С. 207), как правило, считают, что И. род. в Ярославле. Учился в Славяно-латинской академии, однако в списке ее выпускников (1730) его имя указано среди студентов малороссийского происхождения (ОДДС. Т. 10. С. 1313). С 1711 г. был секретарем перешедшего на сторону Петра I молдав. господаря Дмитрия Кантемира и воспитателем его сыновей. Сыграл большую роль в формировании поэтического таланта младшего сына Кантемира - Антиоха, буд. рус. сатирика. Сопровождал Кантемира во время Персидского похода (1722-1723). Как хорошего знатока лат. языка И. собирались отправить в Прагу для перевода книг, однако Кантемир оставил его при себе. Ценным историческим источником является дневник, к-рый И. вел в доме Кантемира. Дневник представляет собой своеобразную хронику с большим количеством бытовых подробностей Петровского времени (Журнал Академии наук переводчика И. Ильинского: Повседневные записки// Майков Л. Н. Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира. СПб., 1903. С. 295-313). И. перевел на рус. язык соч. Д. Кантемира «Книга систима, или Состояние мухаммеданския религии», произведения Эпиктета (1724; РНБ. Мих. Q.226) и Саади (остались в ркп.). Указом от 7 апр. 1725 г. И. был назначен переводчиком при АН. По свидетельству В. К. Тредиаковского , И. снискал расположение библиотекаря Императорской АН И. Д. Шумахера. Участвовал в подготовке т. н. Вейсманова лексикона - переводного немецко-латинско-русского словаря (переводил с лат. языка). В 1732 г. составил симфонию на Четвероевангелие и Деяния апостолов и поднес рукопись имп. Анне Иоанновне, к-рая приказала ее напечатать. В 1733 г. книга была отпечатана тиражом 100 экз. Вероятно, он участвовал в подготовке симфонии на псалмы, составленной А. Д. Кантемиром (СПб., 1727). Симфонии Кантемира и И. были первыми в России опытами составления библейского справочника и использовались до появления в кон. XIX в. словарей П. А. Гильтебрандта. 19 мая 1735 г. И. был вызван в Синод в связи с готовившимся АН изданием рус. летописей (ОДДС. Т. 15. С. 53-54). И. писал силлабические стихи. В. К. Тредиаковский в соч. «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1755. Т. 1. Июнь. С. 467-510) писал о том, что творчество И. относится ко 2-му периоду рус. стихосложения.

http://pravenc.ru/text/389461.html

Лука, епископ Белгородский и Обоянский (Коношевич) Год рождения неизвестен. В 1727 году по окончании курса Киевской духовной академии назначен учителем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. 9 сентября 1730 года определен проповедником. В 1732 году перемещен в Санкт-Петербург законоучителем кадетского корпуса. 20 октября 1735 года назначен настоятелем Московского Симонова монастыря с возведением в сан архимандрита. 28 сентября 1737 года хиротонисан во епископа Устюжского и Тотемского. 9 марта 1738 года перемещен на Казанскую кафедру. 9 октября 1755 года переведен в Белгород. Скончался 1 января 1758 года. Погребен в соборной Белгородской церкви. Епископ Лука знаменит не только в истории казанских иерархов, но и в истории Русской Церкви как редкий ревнитель духовного просвещения первой половины XVIII века. Несмотря на кратковременное пребывание в Устюге, основал там духовную семинарию, а Казанской духовной семинарии, которую перестроил по образцу Киевской и Московской духовных академий, он передал личную библиотеку, которую собирал всю жизнь. По мнению беспристрастного историка казанской иерархии архиепископа Платона (Любарского, † 1811), Казанская епархия своим просвещением, благочестием и добрым порядком обязана епископу Луке. Много подвизался он и по распространению христианства между иноверцами Казанской губернии – язычниками и магометанами, ради этого и Казанской духовной семинарии был придан миссионерский уклон. К сожалению, епископ Лука не чужд был некоторой нетерпимости к иноверцам. Например, против воли родителей забирал детей в школы. Вдобавок было много злоупотреблений со стороны миссионеров и со стороны самих обращавшихся. Все это ожесточило и озлобило иноверцев. Они обратились в Святейший Синод с жалобами на то, что были крещены насильно, и Синод признал необходимым перевести епископа Луку из Казани. Получив в управление Белгородскую епархию, епископ Лука по-прежнему главное внимание уделял учебным заведениям, особенно благоустройству Харьковского коллегиума. Этому учебному заведению он завещал часть своего имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Юшкевич Андрей; ок. 1690, Малороссия - 17.05.1745, С.-Петербург), архиеп. Новгородский и Великолуцкий. Учился в католич. школах Польши, затем в КДА, в к-рой был оставлен преподавателем. В 1725 г. в одном из киевских мон-рей пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, в 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Св . Духа на апостолов мон-ря . В июле 1732 г., после захвата обители польск. войсками, А., ревностно отстаивавший Православие, был подвергнут притеснениям и даже избит. 10 июня 1734 г. «за утеснения от Польши» А. был вызван в С.-Петербург, назначен настоятелем московского Симонова Нового мон-ря с возведением 4 июня 1734 г. в сан архимандрита. 27 июля 1734 г. назначен членом Святейшего Синода вместо архим. Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Платона (Малиновского) . 28 мая 1735 г. получил от Синода поручение участвовать в исправлении слав. текста Библии. 2 февр. 1736 г. А. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор, реформировал ДС, вызвав преподавателей из КДА. С 1739 г. присутствующий в Святейшем Синоде. В день венчания Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским произнес «Слово» (СПб., 1739), тираж к-рого после воцарения Елизаветы Петровны изымался и уничтожался. 29 мая 1740 г. переведен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру, в связи с чем стал Председательствующим в Святейшем Синоде. 3 авг. 1740 г. возведен в сан архиепископа. Основал и покровительствовал Новгородской ДС, к-рая открылась 30 окт. 1740 г. в Антония Римлянина новгородском мон-ре . Пожертвовал семинарии личную богатейшую б-ку. Добивался возвращения Валдайскому мон-рю старорус. вотчин и соляных заводов. Приобрел репутацию приверженца Анны Леопольдовны и противника воцарения Елизаветы Петровны, однако после дворцового переворота 1741 г., возведшего на престол Елизавету, произнес «Слово» (СПб., 1741), в к-ром сравнил переворот с избавлением Церкви от врагов благочестия.

http://pravenc.ru/text/114422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл. Основан в 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла настоятелем Далматова муж. мон-ря старцем Далматом Пермским на берегу р. Исети, в 100 м к юго-востоку от Далматова мон-ря. В 1681 г. в В. м. были устроены кельи, погреб, мучной амбар, ограда с воротами, в кон. 1702 г. на пожертвования Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) и др. построена и далматовским архим. Исааком освящена деревянная Введенская ц. с трапезной и 16 колоколами над крыльцом (ранее насельницы молились в Успенской ц. Далматовой обители). До 1764 г. В. м. был приписан к Далматову мон-рю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей В. м. стала Е. И. Друганова, в 1679 г. принявшая постриг в Далматовом мон-ре с именем Ирина. Среди насельниц В. м. в кон. XVII - нач. XVIII в. известны инокини Вера (Вахова), Варвара (Хомякова), Анна, Анастасия, а также жившая в обители как простая монахиня игум. Параскева, мать архиеп. Афанасия (Любимова), ее игуменский посох до нач. XX в. хранился в Далматовом мон-ре. В кон. XVII в. в В. м. подвизались 27 сестер, в 1732 г.- 80, в 1738 г.- 38, в 1750 г.- 46 монахинь. В 1735 г. настоятельница В. м. была возведена в сан игумении. В мон-рь присылали на исправление провинившихся монахинь из др. обителей и «колодниц». После пожара в В. м. в 1742 г. монахини переселились в кельи близ Далматова мон-ря, в следующем году вместе с игум. Тарсиллой перешли в помещения Далматовского подворья в Верхтеченском поселье на р. Тече, в поселье существовала Иоанно-Предтеченская ц. К кон. 40-х гг. XVIII в. монастырские постройки обветшали, и архим. Далматова мон-ря Иакинф обратился к Тобольскому митрополиту с ходатайством о возвращении жен. обители на прежнее место или переводе на новое, более удобное, однако эти намерения не осуществились. В 1764 г. В. м. был передан в ведение духовного правления и оставлен на собственном содержании, затем упразднен. В 1769 г. часть монахинь поселили в иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре . Жившие в Верхтеченском поселье инокини в 1778 г. были приписаны к обителям Вятской, Костромской и Енисейской епархий, однако многие остались жить при Предтеченской ц.

http://pravenc.ru/text/158204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв., с. Жиляны (Жуляны) под Киевом - 22.12.1769, Киев), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии. Род. в семье священника. В 1727 г. окончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг в Златоверхом киевском во имя святого архангела Михаила мужском монастыре . В 1732-1734 гг. преподавал синтаксиму и пиитику в академии, 16 янв. 1735 г. в сане иеромонаха назначен наместником Златоверхого киевского мон-ря. По рекомендации Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) вызван в Москву, где в 1742 г. возведен в сан архимандрита и определен начальником 4-й Пекинской духовной миссии в Китае и настоятелем пекинского Сретенского мон-ря. Вместе с группой миссионеров отправился из Москвы в февр. 1743 г. и прибыл через Иркутск и Кяхту (где встретился с Иркутским еп. Иннокентием (Нероновичем) ) в Пекин 27 нояб. 1745 г. Вместо положенных 7 лет находился в Китае ок. 10 лет. Среди подопечных Г. был иером. Феодосий (Сморжевский) , первый историограф Пекинской духовной миссии. Члены 4-й миссии контактировали с иезуитами, имевшими миссионерский опыт в Китае. 4 июня 1755 г. Г. выехал из Пекина и прибыл в Москву в нач. 1756 г. В февр. 1757 г. назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 июля 1757 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Г. во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской митрополии. Уделял много внимания нравственному воспитанию паствы и местного духовенства, украшению храмов, материальному обеспечению Переяславской ДС и приобщению детей сельского духовенства к обучению в ней. Часть епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Г. назначил правителем всех заграничных церквей и мон-рей игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) . Боролся с унией, в 1768 г. Г. и игум. Мелхиседек были обвинены в содействии народному восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Святейшему Синоду 29 сент. 1768 г. Г. был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье.

http://pravenc.ru/text/164665.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Основные этапы и общие вопросы Богословие в Византии См. 421, 2497–2499, 3066 и разделы: Патрология 275–504); Общая история Церкви 505–562). Богословие в Древней Руси и России. XI – XX вв. 1729. Иванов М. С. К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI – нач. XIII вв.)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 20–26. 1730. Гаврюшин Н. К. Пути русской православной религиозной мысли: (Материалы к конспекту курса истории рус. религиозной мысли): Речь на Акте МДА 14.10.1988//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 108–131. 1731. Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митр. Филарет (Дроздов) : [Докл. на конф. «Православие и образованное общество в России в XIX в.» Вейнгартен, 27 марта 1993 г.]//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 82–95. 1732. Конференция «Русская религиозная мысль в XX веке». Оксфорд, 1–3 марта 1996 г.//Страницы. 1996. 2. С. 157. См. также 733, 734, 916, 1382, 3121. Богословие в современном мире 1733. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Богословие – это служение Церкви: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» (Лондон, 11 июля 1998 г.)/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович; Ред.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 87–97. 1734. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. «Преодолеть разрыв между богословием и жизнью»: Выступление в ОВЦС//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 139–148. 1735. Лосский Н. В. Беседа с профессором Н. В. Лосским о православном богословии/Беседовал: В. В. Шмалий//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 21–28. 1736. Мейендорф И. , протопр. Православное богословие в современном мире: Пер. с англ.//ВРЗЕПЭ. 1969. 67. С. 175–193. 1737. Мейендорф И. , прот. Проблемы современного богословия//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 21–33. 1738. Миллер Т. А., Журинская М. А. Истоки и современность апологетики//АиО. 1998. 1(15). С. 262–280. 1739. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX в.: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]/Архиеп. Питирим (Нечаев) //БТ. 1970. Сб. 5. С. 215–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спас-Бураки (Бураково). Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые церковь в честь Преображения Господня в селе Буракове упоминается в 1628 году. В XVIII начале XX века Бураково являлось типичным погостом, то есть селением с церковью, кладбищем и домами церковнослужителей. В XVIIXVIII веках здесь находился традиционный ансамбль из двух деревянных церквей. В 70-е годы XVIII века взамен деревянной построили каменную одноглавую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, освятили ее в 1777 году. Через четверть века, в начале XIX столетия, величественный одноглавый храм в виде трехсветной ротонды, украшенный колоннадой, сменил и вторую деревянную церковь. В освященный в 1805 году храм из деревянной церкви перенесли один престол — в честь Преображения Господня. Храмы в Спас-Бураках образуют один из лучших ансамблей в стиле классицизма на территории Костромского края. Преображенская с. Бураково (Спас-Бураки). В селе две церкви: летняя Спасо-Преображенская каменная, построена в 1805 г. на средства прихожан. Вторая зимняя, также каменная, построена в 1777 г. прихожанами, с каменной колокольней. Церковь обнесена камен. оградой, внутри коей приходское кладбище. В летней церкви престол один - в честь Преображения Господня; в зимней два: а) правый в честь Казанской иконы Божией Матери, б) левый во имя святителя Николая Чудотворца. Расстояние от Костромы 40 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Сухорукова в 5 в. и Богородицкая с. Афанасова в 10 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1628 г. упоминается церковь " Преображение Спасово в Баракове " . В 1629 г. " погост Спаской в Бораковщии, а на погосте церковь Преображение Господне, да другая церковь с трапезою чуд. Николы, а в церквах образы и книги и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а церковных служебников во дворах поп Второй Васильев, поп Тимофей Яковлев, дьячек Алешка Степанов, в келье пономарь Богдашко, в келье просвирня Олена, келья нищаго Гришки кормится Христовым имянем " . В июле 1732 г. " запечатан указ о строении церкви по челобитью погоста Буракова Преображенскаго попа Стефана Яковлева с прихожаны, велено против их челобитья в оном погосте Буракове близ настоящей церкви построить вновь на том же погосте теплую деревянную церковь во имя Николая чудотворца " В марте 1735 г. новопостроенная Николаевская церковь была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=51286

Стефан, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (Калиновский) Родился в 1700 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1727 году принял монашество, жил в Киево-Братском училищном монастыре и преподавал в Киевской духовной академии. В 1732 году назначен префектом Киевской духовной академии. В 1733 году переведён префектом Славяно-греко-латинской академии. 3 февраля 1734 года возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Заиконоспасского училищного монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. В это же время по поручению Святейшего Синода вёл беседы с английским пастором Малярдом, желающим принять Православие. В 1735 году переведён в Санкт-Петербург архимандритом Александро-Невского монастыря. С 20 июня 1736 года – член Святейшего Синода. В 1736 году Святейший Синод поручил архимандриту Стефану продолжить работу по ревизии текста нового перевода Библии, которая была начата по указу императора Петра I ещё в 1712 году ректором Московской Славяно-греко-латинской академии архимандритом Феофилактом (Лопатинским; † 1741). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. Его отчёт Святейшему Синоду весьма поучителен для понимания тогдашнего состояния библейской текстологии. Наконец, архимандрит Стефан рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта (Лопатинского) и с перечнем внесённых изменений. Синод согласился с этим предложением, которое в сентябре 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. После назначения архимандрита Стефана (Калиновского) на Псковскую епархию работу по пересмотру текста продолжили архимандрит Фаддей (Кокуйлович) и иеромонах Кирилл (Флоринский), к 1742 году она была завершена, и до 1744 года продлилась её проверка с участием членов Синода. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати и впоследствии неоднократно переиздавалась. До конца Синодального периода текст Елизаветинской Библии оставался в употреблении без изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010