Федор Бутковский, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов, Сергей Лукьянов. (Следуют росписки всех их, подобные росписке Ловзина). По 6 денег на день: Яков Рубинов. 2 р. 23 ал. 2 д. Яков Рубинов взял и росписался. Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев, Семен Тарасов, Петр Алексеев. (Росписки всех их – подобные Як. Рубинова). По 4 деньги: Петр Копьев. Рубль 26 алтын 4 деньги Петр Копьев взял и росписался. По 3 деньги: Андрей Абакумов. Рубль 11 алтын 4 деньги Андрей Абакумов взял и росписался. Помета: 1713-го марта в 30 день. По указу великого государя вышеозначенным ученикам 14 человеком выдать по их окладам за прошлые месяцы из школьных с роспискою. (Кн. 110, л. 56–57). 1713-го апреля в 22 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Андрей Дементьев сын Красников, чтоб ему быть в учении в немецкой школе; а сказался города Орла дворянской сын, а отец де ево Дементей умре, того он не помнит, а от роду ему Андрею 13 лет. Андрей Красников руку приложил. И того ж числа по указу велик. государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина вышеписанной Андрей Красников отослан в школу французского учения того ж числа ко учителю Ягану Нордгрену. 1713-го июня в 5 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Иван Козмин сын Бутковской, чтоб ему быть в школе на Новгородом подворье в учении французского языка; а сказался от роду ему 13 лет. Иван Козмин сын Бутковской руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина вышеписанной ученик Иван Бутковской из приказу Книг печатного дела послан в школу для учения ко французскому учителю Иосифу Гагину. (Кн. 105, л. 39 об. – 40). Лета 1713-го августа в 12 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарыщи. В прошлом 712-м году апреля в 9 день по его великого государя указу и по присылке из канцелярии правительствующего Сената велено ведать во всем инженерной науки школу, которая в Новонемецкой слободе, в Военной канцелярии; в том числе в списку, каков прислан из канцелярии правительствующего Сената, школы цесарского языка в учениках Леонтей Иванов сын Островской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И «тогда началось партикулярное малое строение» 39 . Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского Монастыря, данная в 1723-м году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: «деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значить июня 14-го дне» 40 . «В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствия Царского Пресветлого Величества с его высоким сунклитом, во имя Благовещения Пресвятой Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать» 41 . Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом чрез пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713-го года 42 . День 25-го марта 1713-го года, когда впервые в стенах обители совершена была святая литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия 43 . Глава вторая Архимандрит Феодосий (Яновский) Происхождение, образование, монашество Хутынь Монастырь. Назначение в Петербурге. Наказ. Отвод дворового места в Петербурге. Петербургская жизнь. Разлад с митрополитом Иовом. Благословенная грамота на Невскую архимандрию Сведения о первых годах жизни архимандрита Феодосия не отличаются определенностью и полнотой. Известно, что фамилия его была Яновский. Историк Петербурга Петров, называя архимандрита Феодосия сыном Смоленского рейтара, приводит сообщение из списков Смоленской шляхты 7187-го и 7188-го, то есть 1679-го и 1380-го годов, по которому в Рачинском стану показана семья состоявшего в числе служилых людей и получившего оклад жалованья – 1.200 четвертей в поле и 10 рублей деньгами – Михаила Степановича Яновского, владевшего и наследственно двумя крестьянскими дворами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Козьма Иванович. Карпов был из приказных Троице-Сергиева Монастыря, явившихся в Петербург в 1718-м году 859 . Он был определен «строельных дел комиссаром» и получал жалование 60 рублей 860 . В январе 1724 – го года он был сосчитан иеродиаконом Александром» в Счетной Конторе, по приказанию архиепископа Феодосия. С Карповым со времени его определения были при строельных делах беспеременно подьячие Козьма Хлебоежев и Иван Торопчанин. Архиепископ Феодосий назначил Карпова комиссаром в Присеки, и Бежецкие вотчины, где усмотрена была неисправность комиссара Киприана Рогозина и подьячего Никиты Лалова, и дать ему подьячим Стефана Лукина. В конце июня 1724-го года расчет был окончен и Карпов отправился к месту нового служения 861 . Столяренным надзирателем был монах Иосиф, в мире Иерофей Свешников, из купечества, Москвитин, родившийся в 1667 – м году, принявший монашество в Новгородском Архиерейском Доме в 1713 – м году, вызванный в Александро-Невский Монастырь в 1721 – м году 862 . За кузницей и резьбой из камня наблюдал «кузнечный надзиратель», монах Афанасий (Черкасов) 863 . Особою группою стоят живописные и вообще художественные работы. При начале строения Монастыря, в 1713 – м году, упоминаются прибывшие из Боровического Духова Монастыря иконописцы 864 и бывший в Александро-Невском Монастыре, по-видимому, прибывший из Иверского иконописец Купрей Миронов 865 . Сохранилось сведение, что в 1714-м году выслан был из Иверского Монастыря в Невский иконописец Андрей Брызгалов 866 . В 1716-м году в Александро-Невском Монастыре работал живописец Антон Веденихтов 867 . В дальнейшее время Монастырь пользовался услугами разных живописцев, бывших в Петербурге. Художественные и живописные работы производимы были не своими средствами, а при посредстве посторонних Монастырю лиц – специалистов своего дела. С 1720-го года в Монастыри был свой живописец – иеродиакон Иона Нежинский, в мире Иван Васильевич, из купечества города Нежина, «Греченин», принявший монашество в 1713-м году, 26-и лет, в Свинском Монастыре и посвященный в иеродиакона в 1718-м году 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

28 декабря того же года на берега Невы прибыли Гейнрих Готтлиб Назиус из Вислебена и Иоганн Георг Зоргер. «Они прибыли из немецкого города Галле морем через Гамбург и Архангельск» 29 , – уточняет H.G. В 1711 г. Г.Г. Назиус был определен пастором в Петербург, а И.Г. Зоргер отправился с Крюйсом в Азов. 30 К этому же времени относится и учреждение в Санкт-Петербурге немецкой церковно-приходской школы (Бюргершуле). В том, что первой школой Петербурга стала школа для иностранцев, нет ничего странного. Строить крепость Санкт-Питер-Бурх начинали солдаты и матросы – в основном люди не семейные. Потом пригоняли строителей сезонных, не бравших с собой жен и детей. А приглашенные Петром чужеземцы приезжали с намерением осесть, с домочадцами и чадами, коим нужно было образование. 31 Есть сведения, что в 1711 г. Петр I сделал попытку открыть «разноязычную немецкую школу» для детей приглашенных им иностранцев. 32 Однако еще раньше, в 1710 году, в приходно-расходную книгу лютеранской церкви св. Петра была внесена запись о выплате 40 рублей годового жалования «скольмейстеру (учителю) Корнелиусу Корнелиссену. Выходец из Дании, ставший кантором церковного хора, он обучал грамоте и счету детей голландцев, немцев, датчан и немногих русских. Вероятнее всего, занятия проводились в доме вице-адмирала К. Крюйса. А позднее для классов арендовалось помещение в доме купца Вольфа, находившемся в районе так называемых «финских шхер» – между Большой Миллионной улицей, Мойкой и Зимней канавкой. 33 В 1717 году Корнелий Крюйс был назначен первым вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, а в 1721 г. он стал адмиралом. Тем временем население Немецкой слободы значительно увеличилось; еще быстрее оно стало расти со времени появления Литейного двора. К 1716 году здесь уже было несколько инославных церквей – три протестантские (в т.ч. одна финско-шведская) и одна католическая. Очевидцем этих изменений был выходец из Шотландии Питер Генри Брюс (1692–1757). Он был принят на русскую службу в 1710 г. и с 1711 по 1724 гг. находился здесь в чине артиллерийского капитана. В своих «Мемуарах», датированных 1714–1716 гг., Брюс пишет: «Выше Адмиралтейства находится Иноземская слобода, или иностранный город, где живут все чужестранцы из Европы; тут есть несколько протестантских и один католический молитвенный дом» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Когда тобольская кафедра, за отказом от нее в 1710 г. Филофея Лещинского, принявшего в 1711 г. схиму, оказа­лась свободной, на нее и назначен был св. Иоанн. Вы­ехав из Чернигова, в сопровождении свиты из 36 чело­век 1466 , Иоанн прибыл в Москву 6 марта 1711 г. и 11 марта был из архиепископа, как было принято тогда, посвящен в митрополита сибирского. Посвящение совер­шал Стефан Яворский 1467 . Новопоставленному митрополиту приходилось спешить к своей сибирской пастве, так как, —161— за уходом Филофея на покой в Тюменский монастырь, Си­бирь была без архипастыря. Правда, еще в 1707 г., по настоя­нию Филофея, в Иркутске было открыто викариатство, и ви­карием поставлен Варлаам Коссовский. Но, пробыв в Иркутске всего лишь 2½ года 1468 , Варлаам, вероятно, от тяготы служение, оставил викариатство и уехал в Москву, где и жил в надежде получить кафедру в пределах России. Став митрополитом тобольским и встретившись в Москве с своим викарием, святитель Иоанн, по-види­мому, желал, чтобы Варлаам ехал с ним в Сибирь и жил, в виду преклонных лет и слабости здоровья Иоанна, не в Иркутске, а в Тобольске, в помощь митро­политу. Варлаам не исполнил воли своего начальника и, опираясь, вероятно, на Стефана Яворского , не пожелал ехать из Москвы никуда, ни в Тобольск, ни в Иркутск 1469 . Св. Иоанн уехал один и, после продолжительного и уто­мительного путешествия, прибыл 14 авг. 1711 г. в То­больск, где и был встречен с особым почетом 1470 . Трудности управление сибирской митрополией обусловли­вались ее обширными, можно сказать, необъятными разме­рами, дикостью края, малочисленностью русского крещеного население среди некрещеных иноплеменников и присут­ствием беглых раскольников, скрывавшихся здесь от преследований московского правительства и занимавшихся пропагандой среди православных. Притом же сибирское духовенство было необразованно, священников даже со скудным образованием не хватало для всех приходов, и нередко храмы оставались целыми годами без причта. Прибыв в Сибирь шестидесятилетним старцем, святи­тель Иоанн лишь четыре года правил тобольской митро­полией; но и за это время успел проявить себя деятель­ным и заботливым пастырем. За отказом викария ехать

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В янв. 1711 г. И. получил грамоту царя Петра I, к-рой ему предписывалось, взяв ризницу, отправиться в Москву. По прибытии в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь И. получил от местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) царский указ о назначении его митрополитом Тобольским и всея Сибири. 28 февр. 1711 г. в Донском мон-ре И. был возведен в сан митрополита. Назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но ввиду отдаленности епархии от центра и суровости климата современники воспринимали его как ссылку. Существует предание, что перевод И. в Тобольск стал следствием ссоры архиерея с кн. А. Д. Меншиковым. Считается, что при отъезде в Сибирь И. предсказал ссылку Меншикова (в царствование Петра II Меншиков был сослан в Берёзов (ныне пос. Берёзово Ханты-Мансийского АО), где умер в 1729). Предание гласит, что, когда Меншикова с семьей провозили по Иртышу мимо Тобольска, И. вышел на берег реки и благословил проплывавшее судно. И. прибыл в Тобольск 15 авг. 1711 г. Во время путешествия, продолжавшегося неск. месяцев, И. писал силлабическими стихами путевой дневник «Путник», предназначавшийся для оставленной святителем черниговской паствы. В нач. XVIII в. границы Тобольской епархии простирались от Урала до берегов Тихого океана. Несмотря на усилия предшественника И. на Тобольской кафедре митр. Филофея (Лещинского) , положение дел в епархии было тяжелым. В немногочисленных храмах не хватало клириков, и население огромных территорий не окормлялось должным образом. Коренное население в большинстве своем было языческим, среди народов ханты и манси велась активная проповедь ислама; кроме того, на территории епархии было распространено старообрядчество В деле управления обширной епархией И. оказался без помощника, т. к. викарий Тобольской епархии Иркутский еп. Варлаам (Коссовский) в 1710 г. уехал в Москву и отказался вернуться в Сибирь. В этих сложных условиях И. наделил неск. доверенных клириков исключительными полномочиями, касающимися не только хозяйственных дел, но и церковного суда. Ближайшими помощниками И. были архим. Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил, архим. якутского Спасского монастыря Феофан и архим. енисейского Спасского мон-ря Иларион (Лежайский) , трудившийся вместе с И. еще в Черниговской епархии.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895» Возвести собор было решено в честь победы России в Великой Северной войне со Швецией. Изначально на этом несте находилась другая церковь, которая в 1711 году сгорела до тла. Строительство собора растянулось на долгих 6 лет: торжественная закладка фундамента произошла в 1711 году, а строительство завершилось только к 1717 году. Удивительно, но первым было закончено строительство придельного храма, а не главного здания, как предполагалось. Именно этот придел и был освящен в честь основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия. В старину на Руси величие отождествлялось с высотой сооружения. В соборе Успения это подчеркнуто трижды. Сначала высотой самого главного шатра, который достигает 35 метров, далее идут боковые храмы, которые ниже основного всего на 12 метров, и, наконец, невысокой крышей трапезной, а далее совсем низким крыльцом. Церковь целиком деревянная и обшита тесом. Уже в 1950-х годах была проделана огромная работа по реставрации церкви и воссозданию прежнего облика. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Успенский собор в городе Кеми является выдающимся памятником русской народной архитектуры. Расположен он в центральной части города, на высоком берегу Леп-острова, омываемого двумя рукавами реки Кемь, примерно в 10 км от ее впадения в Белое море. В качестве архитектурной доминанты собор сохраняет свою градостроительную роль, активно формируя «морской фасад» города. История собора уходит своими корнями в далекое прошлое. Предшественник ныне существующего, тоже Успенского собора с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка в 1710 году. В 1711 году было получено разрешение на строительство на том же месте нового собора с двумя приделами. В 1714 году был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а полностью отстроен собор был в 1717 году.

http://sobory.ru/article/?object=03368

В XVII веке монастырю принадлежали небольшие владения в Сибири – в Тобольской губернии. По переписи 1680 года в Ялуторовском уезде на реке Исети монастырю принадлежало три деревни. В своих владениях на территории Тобольской губернии монастырем построена церковь во имя Михаила Архангела и несколько келий. Список архимандритов Михайло-Архангельского монастыря Преподобный Киприан. 1216 – 1276 годы. Основатель монастыря. С 1276 по 1510 годы сведений об архимандритах не найдено. Герасим I. 1510 – 1536 годы. Иов I. 1536 – 1551 годы. Герасим II. 1551 – 1554 годы. Иов I. 1554 – 1567 годы. Повторно. Вассиан. 1567 – 1571 годы. Адриан. 1571 – 1583 годы. Корнилий I. 1583 – 1584 годы. Переведен в Московский Симонов монастырь. Иосиф I. 1584 – 1586 годы. Корнилий II. 1590 – 1599 годы. Михаил. 1606 – 1607 годы. Тихон. 1608 – 1610 годы. Роман. Вассиан. Феогност. Гурий. 1610 – 1614 годы. Варлаам. 1614 – 1627 годы. 8 октября 1627 года хиротонисан в архиепископа Вологодского и Великопермского. В январе 1645 года ушел на покой в Великоустюжский Михайло-Архангельский монастырь. Год кончины неизвестен. Похоронен в Михайло-Архангельском монастыре. Лаврентий. 1627 – 1635 годы. Пафнутий. 1635 – 1636 годы. Иов II. 1636 – 1638 годы. Трифон. 1638 – 1639 годы. Иосиф II. 1639 – 1642 годы. Игнатий. 1642 – 1658 годы. При нем в 1651 году строится Архангельский собор и Введенская церковь. Уволен в число братии монастыря. Арсений. 1659 – 1681 годы. В 1699 году освящал Прокопьевский собор. Иоасаф. 1682 – 1684 годы. Иосиф III. 1684 – 1701 годы. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. При нем построены Владимирская надвратная и больничная Всесвятская церкви. Илларион. 1701 – 1711 годы. Бывший настоятель Иоанновского монастыря. Построил каменную церковь Преполовения Пятидесятницы над гробом основателя монастыря Киприана. Варсонофий I. 1711 – 1725 годы. При нем жил на покое в монастыре принявший 4 января 1720 года схиму и погребенный на паперти Архангельского собора третий архиепископ Великоустюжский Иосиф (Занимал Великоустюжскую кафедру в 1711 – 1719 годах).

http://sobory.ru/article/?object=00247

711 г. декабря в 7 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Иван Михайлов сын Мякишев, чтоб ему быть в учении в немецкой школе; а отец де ево Михайло Прохоров сын Мякишев служит по Москве по жилецкому списку. А от рождения де ему Ивану 18 лет. Иван Михайлов сын Мякишев руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина вышеписанной Иван Мякишев послан в учение в немецкую школу к учителю Вурму с писцом Иваном Степановым. (Кп. 100, л. 60 об. – 61 об.). Кормовые деньги ученикам за ноябрь месяц 1711 года выданы только следующим 10 ученикам, по 8 денег на день: Леонтей Островской. По 6 денег: Матвей Орешников, Никита Стуколов, Иван Соболев, Иван Лопатин, Иван Поляков, Артемей Соловецкой, Прокофей Суворов, Игнатей Юдин, Алексей Ефимов. Итого им вышеписанным школьникам 10 человеком иметца на ноябрь месяц 711 году кормовых денег в даче быть 9 рублев 10 алтын из приему подьячего Петра Волкова. Помета: 1711-го ноября в 30 день. Выдать вышеписанным 10 человеком по окладом их на ноябрь из присланных на школы. (В списке имеются росписки всех их в получении жалования). В ноябре таким образом не выданы кормовые деньги следующим ученикам, упоминавшимся при выдаче кормовых денег в октябре: Тихон и Матвей Ловзины, Максим и Федор Бутковские, Борис Алтуфьев, Семен Розладин, Яков Рубинов, Алексей Зензеров, Иван Карцов, Галактион Чижев, Федор Гуляев, Григорей Чичагов, Иван Хорошилов, Семен Кудрявцов, Андрей Горлов, Семен Павлов, Федор Заводин. (Кн. 58, л. 118–119. Кн. 60, л. 39). 1711 года декабря в 17 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну декабря с шестогонадесять числа генваря по первое число 712 году, итого на 16 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын 4 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных и внесть в росход. – Скольинк (sic) Федор Юрьевев сын Головцын кормовых денег взял 10 алтын 4 деньги и расписался (Кн. 58, л. 130. Кн. 60, л. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вашего Императорскаго Величества, нижайший раб, Харьковскаго полку Полковник Григорий Квитка». Просьба прихожан 1745 г. о посвящении диакона Петра Жуковскаго в священника, под которой подписались: «слоб. Салтова церкви Архангела Михаила (придельной) поп Иоанн Ковалевский, Салтовский Сотник Федор Картавый, Салтовский Протопоп Кирил Емельянов». Таким образом, первый храм Вознесения Господня, который по документам называется соборным, построен был в Нижнем Салтове около 1704 года. Императрица Елизавета подарила Салтов Ивану Самойловичу Хорвату. Тогда в Салтовских имениях считалось уже более 4000 душ муж., в том числе до 500 однодворцев, и до 20000 десятин земли. В это время оказываются в нем три деревянных храма, из которых Вознесенский был с двумя причтами, другой Георгиевский и третий Успенский. Георгиевский храм тогда же перенесен был в сл. Песчаную (ныне военного поселения), куда переселены были однодворцы, как не вошедшие в число пожалованных Хорвату. В 1798 году Дмитрий Иванович Хорват построил каменный храм с тремя престолами, из которых главный был во имя Вознесения Господня, прочие два во имя Св. Николая и Владимирской Иконы Божией Матери. Успенский же храм в 1814 году перенесен в слободу Николаевку, куда перешли и древния книги: триодь цветная Черниговской печати 1685, и другая М. п. 1707 г.; минеи служебные М. п. 1704–1705 г.; октоих М. п. 1705 г.; общая минея М. п. 1711 г.; евангелие М. п. 1711 года. Новый владелец Салтова, маиор Александр Кузин, в 1848 году назначил в завещании своем 3000 руб. серебром с тем, чтобы проценты с этой суммы употреблялись на поддержание храма, а набожный отец его Кузьма Никитич Кузин, возобновил храм и купил колокол в 40 пудов. Книги соборнаго Вознесенскаго храма: минея служебная на месяц август М. п. 1705 г., с надписью: «Сия книга даянье ближняго боярина и в охранение Украйны над войскы воеводы Петра Матвеевича Апраксина в маетность его, в Слободу Салтовскую, в Соборную церковь Вознесения Христова, в лето от сотворения мира 7222 (1714)». Постная триодь, без выходнаго листа, но с тою же надписью, что и на минее. Анфологион М. п. 1706 г.; апостол М. п. 1710 г.; евангелие, 1711 г., другое 1735, третье 1744, четвертое 1746 г.– все Московской печати; служебник, К. п. 1746 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010