161. Geistliche Concerten und Harmonien, durch Ambrosium Protium. Leipzig, 1641. Incompl In octavo 162. Nouvelle methode pour apprendre la langue latine. A Paris, 1681 163. Grammatica graeca Alexandri Helladii. 1712 164. Grammaire latine, par Messieurs de Port-Royal. 1598 165. Grammaire franςoise, par le Bustier. A Brux., 1711 166. Grammaire franςoise et allemande de Pepliers. 1722 167. Grammatica latina in usum gentis Slavonico Rossianae 168. Grammatica graeco-latina Constantini Laskaris. 1544 169. Obuari grammatica. Brunsbergae, 1711. 2 exempl. 170. Chytraei de ratione discendi et ordine studiorum. 1570 171. Le tableau de l’ortographe frangoise, par Canel. 1570 172. Nouvelle methode pour apprendre en peu de terns à lire, à ecrire et parler franςois. A Varsovie, 1699 173. Posselii syntaxis latino-graeca, et Francisci Vergarae libellus de syllabarum quantitate apud Graecos contractus. Amstel., 1636. Epistolarum Salomonis Pantheri lib. II. Aldorphii. 1593 174. Grammatica latino-germanica. Incompl. 2 exempl. 175. Locscheri Litterator Celta. Lips., 1726 176. Curieuse Hoff- und Staats-Schreiben, von Germano Sincero. Francofurti ad Manum, 1707 177. Melange curieux des meileurs pieces de St. Euremont. A Amst., 1706. Deux vol 178. Oeuvres de St. Euremont, tom. IV et V. 2 vol. 179. Eloge funebre de Louis. A la Haye, 1716. 2 exempt (Остермана 48) 180. Oeuvres de M. de Fontenelle. Tom. I, II. 1714 181. Apologie du caractere des Anglois et de Francois. 1726. (Остермана 43) 182. Orationes quaedam Isocratis, Aeschini et Demosthenis et plures ex Thucididis concionibus. Graece. 1688 183. Schurzfleischii epistolae. Vittemberg, 1700 184. Contes et nouvelles en vers de M. de la Fontaine. A Amst. 1685. 2 Tom. en 1 vol. avec estampes. 185. Hadriani Relandi dissertationum miscellanearum pars prima. 1713. (Kepa 93) 186. Pieces echapees du feu. A Plaisance, 1717. (Остермана 36) 187. L’Aminte du Tasse, pastorale traduite de l’italien 188. Oraisons funebres de Daufins de France et de la Daufine. A Amst. 1713

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Иаков вторично 1685–1686. Дионисий IV в 4 раз два месяца. Иаков в 3 раз 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II втор, 1691–1693. Дионисий IV в 5 раз 1693–1694. Каллиник II в 3 раз 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан вторично 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремиа III 1715–1726. Калджнин III умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III вторично 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II во 2 раз 1740–1742. Неофит VI во 2 раз 1742–1744. Паисий II в 3 раз 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II в 4 раз 1751–1752, Кирилл V в 2 раз 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I вторично 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит вторично 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V вторично 1806–1808. Каллиник V вторично 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V третично 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824. Хрисанф 1824–1826. Агафангсал 1826–1830. Констанций I 1830–1834. Констанций II 1834–1835. Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий 7 месяцев. Герман IV † 1845 г. Анфнм VI 1845–1848. Анфим IV вторично 1848–1852. Герман IV вторично 1852–1853. Анфо VI вторично 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI вторично 1867–1871. Анфим 1871–1873. Иоакин II вторично 1873– до ныне. Патриархи александрийские По Ле-Кьену и Христианскому чтению 1856 г. и других. Св. Марк 62 . Св. Аниан 62–84. Св. Абилий 84–98. Св. Кердон 98–107. Св. Прим или Ефрем 107–119. Св. Иуст 119–130. Св. Евмений 130–143. Св. Маркиан или Mapk II 143–153. Св. Келадион 153–167. Св. Агриппин 167–179. Св. Иулиан 179–189. Св. Димитрий 189–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В росписи значатся следующие сборы: оброчные деньги с крестьян, церковная дань или данные с священников и причетников, славленые, полонные, неокладные, ставленные, епитрахильные, перехожие, с венечных памятей, благословенные, новоявленные, на доимочные деньги намет. Прошение Боголепа архимандрита ржевского Владимир. монаст. с братиею о выдаче им денежного жалованья, от 12 авг. 1703 г. Выписка из дела за 1703 г. в. 213. 38. «Державнейший Царь. Милостивейший Государь. В нынешнем 703 году, по твоему Государеву указу и по грамотам из Монастырского Приказа, велено нам, богомольцам твоим, на нынешний 703 год денежной и хлебной оклад стольнику Ивану, Миронову сыну, Кологривову выдать весь сполна в генваре, и о той выдаче присланы к нему, стольнику, многие твои государевы грамоты. И он, стольник, в той выдаче чинится твоему государеву указу ослушен и денежного окладу нам, богомольцам твоим, сполна на нынешний 703 год не выдал, а которое и выдавал, с великим замедлением, по малому числу, и со многою волокитою. И за тою его невыдачею учинились нам, богомольцам твоим, многие убытки и непрестанная волокита. А ныне, Государь, мы во обители за тою невыдачею пребываем в великом оскудении, и годового запасу всякого на пищу братии у торговых людей забрано в долг, и они, торговые люди, к нам приходят и за тот запас просят денег, а платить нам нечем, и в том на нас хотят они бить челом и учинить нам убытки. А в иных, Государь, обителях тот оклад выдан весь сполна, а нам, богомольцам твоим, и по се число того денежного окладу сполна не выдано и от того в твоем государеве богомолии у нас, в Рожественском монастыре, чинится за оскудением остановка. Всемилостивейший Государь. Просим вашего величества вели, Государь, нам богомольцам твоим денежный оклад на нынешний 703 год додать против прочих обителей все сполна. Вашего Величества всегдашние богомольцы владимирского Рожественского монастыря архимандрит Боголеп с братьею. Авг. 12 д. 1703 г. 17. Прошение москов. Данилова монастыря игумена с братиею в М. Пр., от 18 авг. 1703 г., о поправке монастырских зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Видимо, что кроме этого письма было еще и другое: святитель отвечал из Ростова в феврале: «...изволил святое архиерейство твое к нам писать паствы нашея города Ростова о жителе Петре Федорове сыне Кичигине, да уезда церкви Воскресения Христова, что на Пуре, Андрее Иванове, и молитвами твоими архиерейскими, за упрошением нас смиренных он вышеупомянутый Петр Кичигин от солдат отставлен, а Пономарева сына Андрея Иванова по очереди его мы смиреннии постричь во диаконы готовы». 1307 Были и другие сношения с Вологодской епархией. В 1703 году в Великоустюжской Георгиевской церкви был выстроен придел преп. Антония и Феодосия Печерских . Строитель, протодьякон Иван Федоров пригласил святителя написать канон пр. Антонию и Феодосию. 1308 Канон был написан в 1704 году. 23 февраля 1703 г. в Романове (а, следовательно, и в других городах епархии) была получена грамота с указом святителя. Кроме известия об открытии «грамотеческих учений» в Ростове для детей духовенства, грамота говорит о пощении в великий пост, обличает родителей, не отдающих своих девиц в честное супружество по мнимым религиозным соображениям и не пускающих их в церковь и к исповеди, требует сведений о расколе и присылки священнических детей к старосте поповскому, для отсылки в Ростов. 1309 В то же время, написанное святителем в 1702 г, лирическое произведение, соответствующее нынешним малорусским пассиям, «Плач на погребение Христово» 1310 было «чтено на утрени Страстной пятницы на трисвятом по славословии. 1311 Кроме того, в одном списке «Поклонения св. тайнам», есть пометка «сии стихи новоизданные Димитрия митрополита Ростовскаго; читать их повелел во своей епархии, приступаючи ко святому причащению». 1312 Вероятно, это распоряжение сделано тогда же. С другой стороны, Димитрий продолжал трудиться и по Четь минеям, над окончанием четвертой части (июнь-август). Сохранилось «житие св. благовернаго царевича Димитрия, слог сего жития благовернаго царевича и великаго князя Дмитрия Иоанновича Московскаго и всея России преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, иже сложи его в лето воплощения Бога слова 1703» 1313 и житие Козьмы и Дамиана, с отметкой 14 сентября 1703 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Издательская деятельность Львовского братства за указанные годы (1697–1708), благодаря сохранившимся записям, достаточно известна: за все это время мы видели только одно условие об издании Евангелия – упомянутое условие Василия Ставницкого, заключенное с Братством 2 апреля 1703 хода. Условие это своевременно было исполнено, между тем, несмотря на сравнительное обилие братских Евангелий всех, даже старейших изданий, мы не встречаем только Евангелий Львовского братства с датой 1703 или 1704 гг., а как бы взамен их в достаточном изобилии имеем под руками братские Евангелия ( Б ) с явно неверной датой по известным признакам вышедшие в свет в указанный промежуток времени .... Принимая во внимание все это, естественно является вопрос: не означенные ли Евангелия ( Б ) с неверной датой 1690 г., но, без сомнения, вышедшие в свет позднее, и суть Братские Евангелия, изданные в 1703 или 1704 гг.? – Нам кажется, что положительный ответ на этот вопрос как бы напрашивается сам собою. Трудно ответить на вопрос: почему братской типографией допущена была, без сомнения, сознательно, с анахронизмом и в предисловии („спаси Господи владущего нами великого короля Иоанна”: † 1696 г.) означенная ошибка в дате? Возможно, что Братство руководилось при этом отчасти и коммерческими соображениями: оно в 1703 году приступило к изданию Евангелия, имея довольно значительный запас этой книги прежнего издания (при ревизии братских книг 18 июля 1704 года в книжных складах находилось 1300 экземпляров Евангелия, по условию Ставицким отпечатано было 1200 экзем. этой книги; Арх. Юго-Зап. Рос., ч. 1, т. XII, 299). При новом издании продажа прежнего по той же (одинаковой) цене могла встретить затруднения. – Но вероятнее, что на решение Братства издать Евангелие с прежней датой повлияли бурные политические события того времени: выпустили Евангелие с молитвой за короля, который не сегодня–завтра мог лишиться престола, уступив его своему врагу, могло представляться, особенно при обостренных отношениях между поляками и русскими, делом рискованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

заседал первоначально св. Синод, князя Гагарина, занятый, по отобрании в казну, синодальною канцелярией и тиунскою конторою или епархиальным петербургским правлением, великого канцлера Головкина, вице-канцлера Шафирова, в обширной зале которого было первое заседание академии наук, Зотова, Остермана, Строева, Макарова, Черкасского, Бутурлина и друг, и, наконец, целые слободы дворянских дворов, давшие названия нынешним улицам. О времени первоначального построения и освящения Троицкого собора существуют различные известия. Местное предание, сохраняющееся с давних пор и занесенное в позднейшие церковные документы, и на памятную доску, находящуюся в соборе, свидетельствует, что храм этот «построен государем императором Петром 1-м, 16-го мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы». Здесь начало собора приурочивается к дню основания Петербурга и собор считается как бы краеугольным камнем, положенным великим государем в основу новой столицы, первым и древнейшим ее храмом. Но это предание противоречит другим более верным историческим известиям, по которым видно, что 16 мая 1703 г. Петр великий совершил торжественную закладку только петропавловской крепости, послужившей краеугольным камнем Петербургу; и что первые по времени построения и освящения церковь в Петербурге есть именно петропавловский собор в крепости, начатый в том же 1703 году и освященный 4 апреля следующего 1704 года, новгородским митрополитом Иовом. Притом же упомянутое предание несогласно и с обычаем Петра I-ro, по движению благочестивого сердца его, строить благодарственно-памятные церкви во имя святого того дня, в который случилось радостное событие 76 ; между тем известно, что взятие «Канцев» случилось 1-го мая, а праздник Троицы в тот год приходился 16 мая. По точнейшим указаниям, храм этот был построен Петром I-м и посвящен св. Троице в память основания Петербурга в день св. Троицы и в благодарность Господу Богу Триипостастному за благополучное построение крепости 77 заложенный в троицын день, следовательно позже 16-го мая, и даже после построения крепости. Но когда именно совершилось заложение Троицкого собора, на этот вопрос за неимением достоверных сведений, нельзя дать определенного ответа. По одному известию 78 Троицкий собор основан, 1-го октября 1703 г., после торжественного, в этот день, освящения града С.-Петербурга. Это указание, как вполне соответствующее цели или побудительной причине к построению храма, можно было бы считать вероятным; но важность его уменьшается от того, что оно говорить только о заложении собора и не сообщает сведений ни об окончании постройки, ни о времени освящения его; между тем, как помимо него, до 1710 г., нет других достоверных известий о том, в каком положении находился заложенный храм, и даже неизвестно вовсе о самом существовании храма до сего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Николая – в «переписных книгах» 1705 г. мы не находим, но в них находим церкви с новыми наименованиями: Вознесения Господня, Преображения Господня и Сергия чудотворца. В Елецком уезде упоминаются не встречавшиеся в 1676 году 15 церквей в Бруслановском стане, 4 церкви в Елецком стане, 2 церкви в Ворголском стане и 14 церквей в Засосенском стане. Всех таких церквей 35; между тем общее число церквей по этому уезду увеличилось на 28 (по окладн. кн. 62, по переписным 90). По всей вероятности или некоторые церкви прекратили свое существование или не совпадают названия сел [из бывших в 1676 году церквей не упоминаются в 1705 г. Бруслановского стана: 1) Троицкая села Троицкого, 2) другая Троицкая села Троицкого-же, 3) Николаевская села Завертяева, Елецкого стана, 4) Пятницкая села Ольховца, 6) Архангельская слободы Хмелевой]. Кроме того из приходных книг Воронежского архиерейского дома видно, что 28 ноября 1699 года Св. Митрофаном дана благословенная грамота на постройку новой церкви в деревне Пальна Елецкого уезда. Из тех же приходных книг архиерейского дома узнаем о выдаче грамот 1) на постройку храмов: Архангельского в селе Кривке Усманского уезда (29 февраля 1700 года); великомученика Димитрия в селе Куликове того же уезда (5 июля 1700 года), великомученика Георгия в новосельной деревне Завершни Острогожского уезда (7 октября 1700 г.), Иоанна Богослова в деревне Карамышевке Белоколодского уезда (27 февраля 1702 года и 20 июля 1703 года), Успения Пресвятыя Богородицы в Битюцкой Лосовской слободе или Лосовской Поляне (ныне слобода Лосева) (16 июля и 21 августа 1703 года); 2) На устройство новых церквей вместо сгоревших: Пятницкой церкви села Оськина Коротоякского уезда (28 октября 1700 г.) и Богоявленской церкви города Воронежа (21 ноября 1703 г.); 3) на перестройку церквей: в 1700 году – в селе Глушицах и Ендовищ Ворон.у., с Болховском Елецкого уезда и Николаевской церкви города Коротояка; в 1702 году – Пятницкой церкви города Коротояка, в селе Русской Гвоздевке и Бобякове Воронежского уезда и селе Рысине Елецкого уезда, в 1703 году в селе Ссыльном (Терновое тож) Острогожского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Е. похоронен под спудом в суздальском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы, в «левой пазухе» рядом с могилой свт. Илариона Суздальского. Даты жизни и церковной деятельности Е. были изложены силлабическими стихами в эпитафии, к-рая не сохранилась до наст. времени. Ее текст был впервые записан А. Фёдоровым в 1-й пол. XVIII в. (см.: Федоров. 1855. С. 178-179), а затем исследована К. Тихонравовым ( Тихонравов К. Надпись на гробнице Суздальского митр. Ефрема//Владимирские ГВ. 1858. 30. Ч. неофиц. С. 124). Также дата его смерти указана в списке благотворителей Рождественского собора в Суздале (см.: Лица, коими даны вклады в суздальский Рождественский собор и когда творити память о них/Публ.: К. Тихонравов//Там же. 1853. 44. Ч. неофиц. С. 262). Сербы, приехавшие с Е. в Россию и остававшиеся с ним до его смерти (иеродиак. Прокопий, иером. Савва, конюший Стефан Константинов и слуга Петр Иванов), в 1713 г. вернулись на родину. Сохранилась незначительная часть архивных документов о состоянии Суздальской епархии в период правления Е., но она мало исследована. От делопроизводства Суздальского архиерейского дома осталась лишь опись документов нач. ХХ в. (ГА Владимирской обл. Ф. 564: Суздальское духовное правление. 1. Л. 2-3 об. Опись документов 1709-1712 гг.), местонахождение самих документов в наст. время неизвестно. Из подлинных и копийных источников известны: Сборник указов, поступивших в архиерейский дом за 1711 г. (РГАДА. Ф. 1439. Оп. 1. 1), делопроизводство Суздальского приказа монастырских дел за 1708 г.-10-е гг. XVIII в., характеризующее систему управления архиерейскими и монастырскими вотчинами в период секуляризационных реформ Петра I (РГАДА. Ф. 1203: Спасо-Евфимиев мон-рь. Оп. 1. Вязки 57, 58). Арх.: РГАДА. Ф. 9: Кабинет Петра I. Отд. 2. Кн. 6. Л. 98; Ф. 52: Сношения России с Грецией. Оп. 1. 1703 г. 19; 1705 г. 2; 1707 г. 23; 1709 г. 1; 1713 г. 15. Ист.: Политические и культурные отношения России с югослав. землями в XVIII в.: Док-ты. М., 1984. С. 25.

http://pravenc.ru/text/182135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ II [Греч. Μελτιος] (1661, Янина, Греция - 12.12.1714, К-поль), митр. Афинский (1703-1713), географ, историк Церкви. В миру Михаил Митрос. Получил начальное образование в Янине. Год и обстоятельства его поставления во иерея неизвестны. В предисловии к «Географии», написанной М. и изданной в 1728 г., анонимный биограф сообщает, что он был рукоположен во иерея митр. Климентом в Янине, а в приписанной М. «Речи о священстве» ( Δυοβουνιτης. 1938) сказано, что его рукоположил митр. Филадельфийский Герасим Влах в Венеции. Решение вопроса зависит от того, является ли подложной «Речь о священстве». В 80-х гг. XVII в. М. обучался в Венеции и Падуе. В 1686 г. занял преподавательский пост в Греческом училище в Венеции, принимал участие в работе греч. типографий, переводил с латыни, подготовил издание греч. Минеи на декабрь, пособий по греч. грамматике, богослужебных книг. В 1687-1691 гг. М. преподавал в Янинском уч-ще. В июле 1691 г. или, что более вероятно, в нояб. 1692 г. патриарх К-польский Каллиник II поставил М. митрополитом Навпакта и Арты. Осенью 1696 г., после разграбления Арты перешедшим на венецианскую службу греч. пиратом Либеракисом Геракарисом, М. был обвинен турками в измене, низложен, 2 месяца скрывался в Янине, а затем вернулся в занятый венецианцами Навпакт, где занимался научной работой. В 1701 г. М. получил прощение и был отправлен в качестве Патриаршего экзарха на Пелопоннес для сбора налогов с архиереев и ставропигиальных мон-рей. В 1701-1703 гг. М. жил в К-поле. В окт. 1703 г. патриарх К-польский Гавриил III поставил М. на Афинскую кафедру, по просьбе паствы сместив для этого митр. Кирилла и переведя его на Паронаксийскую кафедру. В кон. 1705 г. у М. осложнились отношения с афинской знатью: по всей видимости, конфликт был связан с Афинским подворьем храма Гроба Господня в Иерусалиме, поскольку жалоба на М. была направлена Иерусалимскому патриарху Досифею II Нотаре .

http://pravenc.ru/text/2562864.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010