«Div. nomin.», IV, 9, MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1678 Rudolf Otto, «West–östliche Mystik», Gotha, 1926, S. 109. 1679 MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «Vita St. Petri», col, 1012 C — 1013 В. 1680 «Historia Lausiaca», — MPGr. t. 34, col. 1022 D. 1681 Ibid., col. 1156 D — 1161 A. 1682 Ibid., col. 1171 A. 1683 «Capita per acrostichidem», 31, MPGr. t. 150, col. 1248 D. 1684 Ibid., col. 1261–1264. 1685 Max Schlesinger, «Geschichte des Symbols», Berlin, 1912. Ss.Ss.VIII + 474. 1686 Ibid., S. 430–431. 1687 «Le déclin du Moyen–Age», Paris, 1932, p. 406. 1688 Ibid.. p. 251. 1689 Ibid., pp. 247–248. 1690 Ibid., pp. 252–253. 1691 «Palamas», col. 1760. 1692 Св. Ириней «Доказательство», гл. 22. Сравни также Тертуллиана в его еще до–монтанистском «Adv. Prax.», cap. XII, MPL·, t. 2,col. 168 A: 1693 «Hier, coelest.», II, 4. — MPGr. t. 3, col. 144 B: Cf: Pachimeri periph: ibid., col. 160 AB; St. Maximi scholia, MPGr. t. 4, col. 44 D–45 В: 1694 Гимн 44, стр. 205–207. 1695 «Vita St. Petri». col. 1013 A. 1696 I Ad Corinth. cap. 33, 4–5. 1697 «Strom.» V, 14. 1698 «De princip.» 1. l, 7; IV. 37. 1699 «Conviv.» VI. 1. 1700 «Contra Gentes». 2; «De incarn.», 11. 1701 «Catech.», IV, 18. 1702 «Homil. in «Attende tibi ipsi»; «In gratiarum actione», 2. 1703 Oratio 38, 11, 12, 45, 7. 1704 «De opificio hominis», 16. 1705 Homil. l, 7; XV, 28. 1706 «Подвижнич. слово», cap. 78. 1707 «In Joannem». XIV, 29. 1708 «De divers. malign. cogitat.», 19. 1709 Oratio III, 2. 1710 «Mystagog.» VI. 1711 «De fide ortho.» II, 12.III, 18; «De duabus volunt.»; «De octo spirit. nequit.» 1712 «Oratio», 7. 1713 «Strom.» VI, 12. 1714 Catech. IV. 18. 1715 «De octo spirit. nequitiae». 1716 Homil. «In Genesim» VIII, 3; «De mundi creatione» V, 4; «De status VII 1717 Sermo in Genesim, II. 1718 «In Genesim», I, 26. 1719 MPGr. 76. 1068. 1720 «Oratio» III, 2. 1721 «De imagin.» III, 20; «De octo spirit. nequitiae». 1722 «In mundi creatione», V, 4. 1723 «Подвижнич. слово», cap. 89. 1724 Слово 3–е. 1725 «De volunt. paipertate», 45. 1726

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

На рубеже XVII и XVIII вв. униат. структуры на Волыни возродились во многом благодаря деятельности Львовского еп. Иосифа (Шумлянского), сумевшего присоединить к униатской Киевской митрополии Львовско-Каменецкую, Перемышльскую и Луцко-Острожскую епархии. В XVIII в. известны следующие униатские епископы и администраторы Л. е.: Дионисий (Жабокрицкий) (1702-1711), Иосиф Левицкий (1711-1713), Иосиф Выговский (1713-1730), Феодосий Рудницкий (1730-1751), Сильвестр Рудницкий-Любенецкий (1751-1777), Киприан Стецкий (1777-1783), Михаил Стадницкий (1783-1797), Стефан Левинский (1797-1806). После ареста в 1709 г. на Волыни рус. военными Дионисия (Жабокрицкого) кандидатом на Луцкую кафедру выступал племянник Иосифа (Шумлянского) Кирилл (Шумлянский). 10 апр. 1710 г. Римская курия выдала Кириллу номинационный привилей на Л. е. 16 июня 1710 г. в соборе ап. Иоанна Богослова в Луцке состоялось совместное заседание элекционного собора и шляхетского сеймика, утвердившее кандидатуру Кирилла. 7 июля 1711 г. новоизбранный епископ принял присягу и католич. исповедание веры в мон-ре св. Спаса на Перемышльщине. Однако ранее Кирилл, не уведомив свое униатское священноначалие, ездил в Киев, где принял хиротонию от правосл. митр. Киевского и Галицкого Иоасафа (Кроковского) . Рим потребовал его отставки в связи с «апостасией» и «схизмой». В окт. 1711 г. король обвинил Кирилла в гос. измене и призвал духовенство не признавать его. Шляхетский сеймик, собравшийся в Луцке 7 дек. 1711 г., провозгласил избрание епископа недействительным. Кирилл вынужден был бежать в Киев. Выборы Кирилла (Шумлянского) в 1710 г. были последними выборами Луцкого епископа с участием мирян. Все последующие епископы назначались непосредственно из Рима 17 авг. 1713 г. униаты митр. Юрий Винницкий и еп. Лев Кишка рукоположили во епископа Луцко-Острожского Иосифа Выговского (из семьи гетмана И. Е. Выговского). В начале управления кафедрой Выговский завершил перевод в унию тех епархиальных структур, к-рые еще оставались в Православии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

О деятельности К. по управлению Луцкой епархией сохранилось немного сведений. При поддержке луцкого Крестовоздвиженского братства, сохранявшего приверженность Православию, и по благословению К. в 1711 г. была построена Крестовоздвиженская ц. в с. Теремном (ныне в черте Луцка), настоятелем к-рой стал член Луцкого братства свящ. Дионисий Пацюкевич, названный в «Помяннике» братства. О том, что храм построен именно в 1711 г., свидетельствует документ церковного архива, упоминаемый в клировой ведомости Теремновского прихода за 1838 г., в котором К. указан под 1711 г. в качестве «фундатора», т. е. основателя, теремновской Крестовоздвиженской ц. (ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Д. 368. Л. 325). 3 июля 1713 г. К. дал распоряжение провести сбор денег в Черняховской и Чудновской протопопиях, для чего на Полесье был отправлен протопоп овручский Григорий Киселевский. В этом документе К. титуловался как «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской и добр, до митрополии Киевской и архимандрии Печерской в Короне Польской належащих, генеральный администратор» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 186-188). В окт. 1715 г. К. был назначен епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии, с сохранением за ним звания управляющего Луцкой епархией. Для него, по данным митр. Евгения (Болховитинова) , были отделены от митрополии церкви Переяславского, Корсунского и Богуславского полков. 20 марта 1716 г. в письме митр. Иоасафу (Кроковскому) К. выступил за преобразование Переяславского коадъюторства в отдельную епархию с выделением его из Киевской епархии. Местопребывание К., лишенного возможности находиться на территории Луцкой епархии, постоянно менялось. В 1711 г. он находился в мест. Унин (ныне с. Тетеревское Киевской обл.), в 1713 г.- в с. Микуличи под Киевом, в 1721 г.- в г. Радомысль, уже в пределах Речи Посполитой (где в 1729 разместилась резиденция униат. Киевских митрополитов). Но, судя по всему, дальше Радомысля в зап. направлении польск. власть его не пускала, так что посетить Луцк он не смог.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5 алт. 1 и 1/2 дев. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Василия Посникова, Ивана Волкова, Михаила Родостамова в приезде того иноземца. Диак Иван Волков. Справил Иван Губин. (Иа обороте собственноручная росписка Хр. Бухнера по немецки в получении денег от 10 декабря 1703 г.). 1703 г. декабря в 22 д. по указу вел. государя и пр. ..... дать его вел. государя жалованья иноземцу Христофору Бухнеру, которому велено быть для учения русских детей латинскому, гишпанскому, францужскому, немецкому, галанскому, дацкому, швецкому, франскому языком на оплату долгов его в зачет на предбудущей 1704-й год 100 руб. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Вас. Посникова, Ив. Волкова, Михаила Родостамова. Помета: записать в росход, деньги дать с роспискою. Справил Ив. Губин. (На обороте такая же росписка Бухнера). 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах (Выезды 1703 г. д. 1. – Приказные дела новых лет: 1) 1704 г. марта 9 д. и 2) 1705 г. мая 5 д. Памяти в Ингерманландскую канцелярию. Дела различного содержания к. I). Лета 1703 генваря в 20 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи. Сего генваря 19 числа в указе великого государя в Розряд к боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи за приписью дьяка Михаила Радостамова написано: по имянному его великого государя указу взятого в полон в нынешнюю лифляндскую войну в Мариенбурхе свеянина Апта, которой был тамо в началнейших пасторах и умеет многим школьным и математическим и философским наукам на розных языках, взять для своего великого государя дела с женою его и с детьми и с челядники из Розряду в государственный Посольский приказ. И великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. самодержец указал вышеписанного Апта, которого прислал в Розряд из Пскова сего генваря 6 числа генерал-фельдмаршалок и военный кавалер Мальтийской свидетельствованной Борис Петрович Шереметев, из Розряду отослать в государственный Посольский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К л. 147. ...поехали на Фенар... – Фанар (Фенар) – район Стамбула. Селдеган – видимо, велдеган (валидеган) – гостиница, находящаяся в ведении валиде, матери правящего султана, получавшей большие политические права и полномочия при восшествии на престол сына. В 1703 г. титул валиде принадлежал Гюльнюш Эметтулах султан, вдове Мехмеда IV, матери султанов Мустафы II (1695–1703) и Ахмеда III (1703–1730). К л. 147 об. ...в мори устья заваливать каменьем, чтоб московским корабли с войском не пришли. – Русский резидент в Константинополе П.А. Толстой сообщал Петру I, что визирь Далтабан Мустафа-паша (1702–1703) и визирь Реми Мехмед-паша (1703) – сторонники решения споров с Россией военным путем, предлагали засыпать Керченский пролив, чтобы русская эскадра не смогла выйти в Черное море. Проект не был осуществлен из-за опасения, что это навлечет на Турцию «великое вечное бесславие и срамоту». ...янычары стали просить... от азовской службы походное жалованье. – Речь идет о русско-турецкой войне 1686–1700 гг. и Азовских походах Петра I (1695 и 1696). Первый поход, которым руководил А. Головин, Ф. Лефорт и П. Гордон, закончился для России неудачно. Во время второго похода русский флот блокировал крепость Азов с моря, крепостные валы и стены были взяты штурмом с суши, после чего гарнизон Азова капитулировал. К л. 148. ...на них и страх Бог попускает, знамение предпосылает страхованное. – Пророчества и знамения о падении Турецкой империи и о царе-освободителе из «восточной страны православной» были популярны в греческой средневековой литературе и известны на Руси в переводах и литературных обработках. К л. 149. ...в вечер против Сошествия Святаго Духа... – Так называют праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, потому что в этот день, по евангельскому преданию, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 2, 1–4 ). По обычаю храмы и дома верующих в этот день украшают ветками деревьев, травами и цветами, что символизирует обновление природы и человека. К л. 149 об. ...ладону напустили поболе росова... – Ладан – ароматическая смола; росный ладан – ладан, получаемый от бензойного дерева, бензойная смола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остается вопрос о времени окончания строительного сезона в то время. Когда в 1720-х годах сооружали в Монастыре каменные строения, то, после опыта нескольких лет, было предписано заканчивать строительный сезон к концу августа, по той причине, что позднейшие строительные работы оказывались не вполне прочными. Следовательно, ранее работали по постройке и в сентябре. В 1713-м году работы по продолженью сооружения дороги начаты были в октябре. Таким образом, все соображения сводятся к тому, что начало сооружения Невского прешпекта следует отнести к октябрю 1712-го года. Построение в Монастыре церкви и ее освящение – 25-го марта 1713-го года – обязывали уже и к основанию монастырского общежития, не дожидаясь возведения монументальных каменных строений, на которые не было еще и плана. По «Надлежащему ведению» архимандрита Феодосия, в 1713-м году «были заложены братские кельи мазанками, и в 1714-м году достроены» 111 . По сообщению второй печатной истории Лавры, в книге архимандрита Амвросия «История Российской иерархии», закладка келий была произведена в присутствии Государя 112 . Это сообщение ни на чем не основано и маловероятно в том соображении, что если бы закладка кельи была особым актом в присутствии Государя, то об этом было бы, разумеется, оговорено в «Надлежащем ведении» архимандрита Феодосия. В мае 1713-го года ждали осмотра архитектором Трезиным места, где быть постоянному мосту на Черной речке 113 , но после усиленных просьб дождались только присылки его ученика 114 . В сентябре было уже готово здание, именовавшееся общей братской кельей. Оно еще не было заселено и в нем имели ночлег столяры, служки, шил сапоги сапожник, был окопничник 115 . В сентябре же были уже сооружены архимандричьи комнаты и в них производились малярные работы 116 . В 1713-м году работали «у строения» прешпективой дороги с 1-го по 31-е октября крестьяне деревни Волкова, по 15-ти и 20-ти человек в день пеших, всего по сложности было 525 рабочих дней. Записи расхода также не было, но в виду того, что число рабочих дней было известно. примерного найму рабочим исчислено, по 10 копеек в день, 52 рубля 50 копеек 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дело 22 1713 г. В приказе Земских дел. Вершенье в 1715 г. Колодники просились у дневального «на вязку». Разбойное пыточное по приводу челобитчика, который был ограблен и притом поймал воров. Дело 23 Подобное дело, как д. 20. Дело 24. В приказе Земских дел. Об отпуске старинного холопа по словесному приказу от умершего духовному отцу и душеприказчику. Последний не сыскан, а допрошен один поп, и по допросу выдана отпускная. Дело 25 1713 г. В приказе Земских дел. Об украденных лошадях. Дело 26 Засецкого с Салтыковым о беглых крестьянах. Судные отсрочки. 1713 г. июня 6:11, 13и 22; июля 1; августа 5 и 25; сентября 20; октября 15:20, 27 и 28. Дело 28 Подобное д. 24, об отпускной кабальному человеку. Дело 29 1713 г. В приказе Земских Дел. Капитан Иван Сытин подал жалобу в брани и разорении на гулящего человека Якима, живущего в доме у соседа его переводчика Павла Кульвинского. Ответчик был сыскан и сказался не гулящим человеком, а крепостным Кульвинского. Однако несмотря на то, этот человек сам за себя отвечал и дал сказку, что сам станет. Сам он и стал на суд. Поручную велено было собрать по нем, Якиме; а как никто не ручался, то он отдан на расписку своему господину. Дело 30 1713 г. июнь. В приказе Земских дел. Хитрово на кн. Юсупова (Шайсупов) о деньгах по расписке; за смертью должника просит взыскать с наследницы, сестры его в арзамасских вотчинах. Расписка, кажется, и не была представлена по исковой, а истец просит сообщить в Поместный приказ о запрещении (обеспечении). Помета на исковой: в тех дачах ведаться допросом, а в Поместный приказ сообщено... к крепостным делам. Расписка представлена в приказ уже в 1716 г. В 1729 г. исполнение кончено в Губернской канцелярии отказом должниковых вотчин. Дело 31 Подобное дело – д. 28. Дело 32 1713 г. июнь. Московская Губернская канцелярия. Просит сын князя Мих. Алегуковича Черкасского (кн. Борис). Отец его, скончавшийся 29 ноября 1712 г., и бывшие при смерти его духовный отец священник церкви Воскресения, что в Верху, да кн. Алексей Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Всемилостивейший государь! Прошу вашего царского величества, да повелит державство ваше мне с детьми на пропитание вашего царского величества жалованье на нынешний 1711 год выдать. Вашего царского пресветлого велпчества нижайшая раба Мариенбургского препозита Christina Glück. 1711 году февраля 27 дня. Помета: выписать. И в государственном Посольском приказе выписано: в прошлом 1710 году, апреля в 26 день, по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., за приписанием руки государственного канцлера тайного советника и кавалера графа Гавриила Ивановича Головкина велено давать его великого государя жалованья Мариенбургского препозита Глика жене его с детьми за труды мужа ее, которые он показал во учреждении на Москве школ и в учении, на пропитание по 300 рублев на год; и то жалованье на 710 год выдать и впредь давать по вся годы из Посольского приказу. И то его великого государя жалованье на прошлой 1710 год ей выдано, а на нынешний 1711 г. ей не дано. И великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу в. в. и м. и б. Р. с. Мариенбургского препозита жена его Христина с детьми бьет челом, чтоб великий государь пожаловал ее, велел ей то свое великого государя жалованье на нынешний 1711 год на пропитание с детьми ее выдать. – Справил Иван Губин. Помета: 1711-го марта в 11 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., государственный канцлер тайной советник и кавалер граф Гавриил Иванович Головкин да государственный подканцлер барон Петр Павлович Шафиров приказали Мариенбургского препозита Глика жене ево вдове Христине с детьми дать его великого государя жалованья на нынешний 711 год определенные триста рублев от расходу из Посольского приказу и о том к расходу дать указ. Петр Курбатов. Державнейший царю, государь милостивейший! Понеже мне от пововенчанныя государыни царицы Катарины Алексеевны указано в Ригу город ехать, сего ради вашего царского величества всеуниженно прошу всемилостиво приказать, чтоб 6 подвод и пашпорт давать за меня саму, мою дочь девку, малого и три слуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К. сначала поддерживал контакты с униат. Киевским митр. Юрием Винницким, выполняя по просьбе последнего ряд его поручений. Напр., 25 авг. 1711 г. в суд была внесена жалоба дворян Подлевских на К. Сообщалось, что по его приказанию слуги и родственница епископа Елена Шумлянская отняли у Подлевских их имения, села Межиречка и Красноборка Овручского повета, с целью передачи Киевской униатской митрополии. Попытки Шумлянских возвратить в церковную юрисдикцию бывшего имения Киевской униат. митрополии объясняются тем, что именно еп. Иосиф (Шумлянский) был управляющим имениями Киевской митрополии на Правобережной (Польской) Украине, а наместниками еп. Иосифа были представители рода Шумлянских. Т. о., К. пытался восстановить контроль рода Шумлянских над «митрополичьими» имениями в Овручском повете Киевского воеводства, хотя территория последнего и не входила в состав его епархии. Однако Винницкий около года не рукополагал К., возможно из-за интриг униат. протоархимандрита ордена василиан , буд. митр. Льва Кишки , стремившегося сместить К. с Луцкой кафедры. Об этом свидетельствует переписка Кишки с королевским канцлером Каролем Радзивиллом. В письме от 23 февр. 1711 г. Кишка просил Радзивилла содействовать изданию королевского привилея о переводе К. на титулярное Смоленское архиепископство, овдовевшее после смерти униат. Смоленского еп. Гедеона Шумлянского, родного брата К. ( Deruga A. Regestra listów metropolity unickiego Leona Kiszki do ks. Karola Stanisawa Radziwilla, kanclerza w. lit., i jego ony (1705-1728)//Ateneum Wileski. 1935. Rocz. 10. S. 229-230). В письме от 29 марта 1711 г. Кишка сообщает Радзивиллу, что ему не удалось добиться согласия К. на переход на Смоленскую архиепископию, поэтому он отзывает свою просьбу о переводе К. из Луцка в Смоленск. 10 апр. 1711 г. избрание К. было подтверждено грамотой польского кор. Августа II Сильного, который не сомневался в приверженности К. унии (утверждение сопровождалось офиц. формулировкой «вследствие смерти Дионисия Жабокрицкого», хотя по источникам известно, что Дионисий умер в 1712). Между 10 апр. и 25 авг. 1711 г. К. посетил Киев, где принял посвящение от правосл. Киевского и Галицкого митр. Иоасафа (Кроковского) . Его переход в правосл. Церковь был открытым, причем волынская шляхта и волынское духовенство восприняли этот факт спокойно, не чиня препятствий в занятии К. Луцкой кафедры после возвращения его из Киева уже в качестве правосл. архиерея.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010