Помета: 1711 февраля в 14 день. Записать, и отдать к отпуску. (Кн. 49/b лл. 170–183). В нынешнем 1711-м году февраля в день по имянному великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., указу велено в приказе Книг печатного дела ведать тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину греческую и иные разноязычные 4 школы учителей и учеников окладами и кормовыми деньгами и всяким управлением. И на дачу тех школ учителям по окладом кормовые деньги, также и на всякие постройки и росходы из которого приказу деньги брать к росходу в приказ Книг печатного дела, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., о том что укажет? Федор Поликарпов. Помета: 1711-го февраля в 28 день. По указу великого государя тайной советник граф Иван Алексеевич Мусин Пушкин приказал на вышеписанные дачи взять из Помесного приказу из денег, которые по имянному великого государя указу довелись в Монастырской приказ в присылке быть за продажную соль Пыкирского монастыря прошлых лет 2000 рублев, и о том в Помесной приказ послать великого государя указ. Граф Иван Мусин Пушкин. Лета 1711 го апреля в 26 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., дьяком Андреяну Ратманову, Федосею Манукову. В нынешнем 1711-м году февраля в день по имянному великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., указу велено в приказе Книг печатного дела ведать тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарыщи греческую и иные разноязычные 4 школы учителей и учеников всяким управлением. А по указу великого государя и по докладной выписке за подписанием тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина велено тех школ учителем и учеником на дачу своего великого государя жалованья по окладом их и на кормовые дачи и на всякие постройки и росходы из Помесного приказу взять в приказ Книг печатного дела из денег, которые по имянному великого государя указу довелись в Монастырской приказ в присылке быть за продажную соль Пыкирского монастыря прошлых лет, 2000 рублев. И по тому его великого государя указу на вышеписанные школы на дачу своего великого государя жалованья учителем и учеником и на всякие росходы те деньги 2000 рублев из Помесного приказу в приказ Книг печатного дела прислать к тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарыщи. И по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., дьяком Андреяну Ратманову, Федосею Манукову о присылке тех денег учинить по сему великого государя указу. Федор Поликарпов. Справил Петр Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Очевидно, братия М. м. имела связи с запорожским казачеством. 20 февр. 1666 г. в инструкции послам Запорожского войска, отправленным на Варшавский сейм, предписывалось ходатайствовать о судьбе М. м.: «Болит и то Церкви нашей греко-русской, что монастырь Милецкий, который является архимандритией, жалуется на нарушения неприкосновенности своих владений польскими жолнерами, хотя был фундован на шляхетских имениях» ( Крикун М. Ihcmpykцiя послам Biйcьka Запорозького на варшавський сейм 1666 р. i biдnobiдь короля Яна Казимира на неï//Украïна Модерна. Льbib, 1999. 2/3. C. 311-349). Т. о., уже в 1666 г. обитель в Мельцах имела статус архимандритии. Согласно реестру 1673 г., в М. м. проживали: архим. Стефан (Горяин), 16 монахов, 18 слуг; обитель получала доходы с мест. Мельцы и сел Песочно, Комарово, Соловьёво, Сыново, Подсыновка и Нецы (ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 340. Л. 126). 26 марта 1681 г. настоятель М. м. архим. Стефан (Горяин) тайно принял унию от униат. Холмского еп. Иакова Суши и участвовал в 1-м совещании по вопросам «новой унии», прошедшем в марте 1681 г. в Варшаве с участием епископов Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого). Не позднее 1703 г. обитель официально перешла в унию и получила статус архимандритии. Униатский еп. Холмский и Белзский Гедеон Война-Оранский в акте от 16 июня 1703 г. титуловался одновременно как «администратор Жидичинский и архимандрит Мелецкий». Летом 1711 г. в результате удара молнии сгорел монастырский «фольварок». Униатский настоятель игум. Дионисий Щуковский писал в заявлении от 20 июля 1711 г. в Луцкий замковый суд, что М. м. вслед. пожара лишен всего своего «фундуша» и поэтому не может уже платить налоги в польск. казну. К тому же один из местных польск. шляхтичей, Федор Посуховский, захватил пахотные монастырские земли и сенокосы и увел монастырских подданных. После многочисленных жалоб 5 авг. 1713 г. кор. Август II предписал Посуховскому восстановить прежние границы владений М. м. с возвращением мон-рю всего того, что было Посуховским присвоено. Однако дело удалось закончить только 14 окт. 1717 г., когда по поручению униат. митр. Льва Кишки комиссары силой вернули обители все имения. Акцией руководили упоминаемый Щуковский, к тому времени уже архимандрит М. м., и архимандрит Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Амвросий Улинский, на помощь к-рым еп. Луцкий Иосиф Выговский прислал отряд своих слуг.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Но в этом году четверток пятой недели был 29-го марта. Леонтий говорит, что из Иерусалима в Константинополь он приехал 1703 года, апреля 21-го в день Преполовения; в этом году действительно Преполовение приходилось в это число. Кто же у кого списал хождение? Поп ли Лукьянов, ездивший в 1711 и 1712 году, списал «хождение Леонтия», бывшее в 1702 и 1703 году, или старообрядцы впоследствии сделали выдержки из путешествия Лукьянова и, приписав его Леонтию, отнесли к 1702 и 1703 году? Заметим однако, что в проезжей грамоте, напечатанной в «Русском Архиве» и отнесенной к 1710 году, говорится, что Лукьянов едет в «государство великаго государя Мустафы», и о турецком султане говорится, как о союзнике. Но Мустафа низложен еще 23 августа 1703 года, а в 1710 году Россия была в разрыве с Ахмедом III, а в ноябре 1710 г., то есть еще до выезда Лукьянова, Турция объявила войну России. Еще: Лукьянов в 1711 г. говорит о Палии и Палиевщине, а Палий был убит в полтавском сражении 27-го июля 1709 года (Конисского «История Руссов», стр. 109). [По этим статьям полагалось: а) Жечь в срубе: тех, которые хулят господствующую церковь и производят в народе мятеж или соблазн и остаются упорными, а также и тех, которые на казни покорятся св. церкви, но снова обратятся в раскол; тех, которые увлекали других к самосожигагельству. б) Казнить смертью: тех, которые перекрещивали людей в свою секту; тех, которые, перекрестившись, не соглашаются возвратиться к церкви. в) Бить кнутом и ссылать в дальние города: раскольников, скрывающих принадлежность свою к расколу, хотя бы после и раскаялись; всякого звания людей (то есть и нераскольников), укрывших раскольников у себя в доме, зная, что они раскольники, и не донесших о них начальству. Имение казненных и ссылаемых конфисковалось на том основании, что на прогоны и на жалованье «сыщикам» по государству раскольников «много шло государевой казны». — См. «Полн. собр. зак. Росс. Имп.» т. I, и «Акты Арх. Эксп.» m. IV.] Макария, епископа врнницкого (потом архиепископа харьковского), «История русского раскола», стр. 133.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Арх. Мин. Юст. Переп. кн. 11457) и в 1703 г. вдова Анна Кокошкина. Она построила в сельце Старом вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом находим сведения в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1703 год (кн. 184, стр. 493 об.). В ней написано: «в нынешнем в 1703 году, по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, велено новопостроенные церкви Рождества Богородицы, которую построила вдова Анна Кокошкина в Русском уезде на пустовой церковной Дмитриевской земле, на попа с причетники дани положить, по сказке человека ее с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного вотчинникова, с 6 крестьянских, да с церковной земли по писцовым книгами, с 20 четвертей пашни, да с 37 копен сена, по указной статье, 28 алтын, заезда гривна и те деньги велено имать с 1703 года. Платил человека, ее Роман». В том же 1703 году сентября в 23 день, записано в книге 138, стр. 238 Патриаршего Приказа: «выдан антиминс но благословенной грамоте, в новопостроенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Русский уезд, в село Старое; той же церкви поп Григорий взял и расписался». Сия церковь в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалась по Русской десятине с 1704 по 1739 год в следующей форме: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Русском уезде, которую построила вдова Анна Кокошкина па пустовой церковной Дмитриевской земле, дани 28 алтын, заезда гривна; а в 1720–1739 гг. писалось дани «рубль 8 алтын, 3 деньги». (Там же, Патр. Прик. кв. 252, стр. 572 и кн. 418). При этой церкви находились «поп Григорий Афанасьева.» 1705–1715 гг. и дьячек Иван Алексеев 1715 г. и священник Иван Иванов 1781 г. «1722 г. ноября в » « день по указу Его Императорского Величества (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского за пометой архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русские десятины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старой Рузе, поп Сава Иванов сказал по священству: та де вышеписанная церковь построена издревле в прошлом 7100 (1592 году) и освящена того-ж году при святейшем Иоакиме (?) 52 патриархе и за ветхостью та церковь перестроена и освящена-ж в прошлом 711 году по челобитью прежнего попа Иосифа Иванова и приходских людей, а по благословенной грамоте преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского и дани с той церкви платится по одному рублю по двадцати по четыре алтына по две денги на год, да казенных пошлин по пяти алтын по четыре денги, ямских и полоняничных с трех дворов; а он поп Сава посвящен в попы в прошлом 705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И 1703 го декабря в 8 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., указал выезжего иноземца Христофора Бухнера, которого с проезжим листом отпустил посол Андрей Измайлов, принять в свою великого государя службу для учения европским языком, о которых он в роспросе своем выше сего объявил, руских детей, и ведать ево в Посольском приказе; а его великого государя жалованья давать ему на год по двести рублев, и сказать ему его великого государя указ, чтоб он Христофор учился читать и писать словенскому языку, и научился б того вскоре. И на нынешний 1703 год то его великого государя жалованье выдать по росчету с приезду ево в Колу, августа с девятого числа нынешнего 1703 года от расходу из Посольского приказу, и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. И о даче денег к росходу указ дан. И декабря в 22 день бил челом великому государю словесно Христоф Бухнер, что он в приезде до Москвы издержал свои многия деньги, от того на Москве должен многим людем и чтоб великий государь пожаловал ево, велел ему в зачет назначенного ему жалованья дать ему на оплату долгов на предбудущий 1704 год. Christoff Buchner. И 1703 го декабря в 22 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. с. пожаловал Христофора Бухнера, велел ему по ево челобитью на оплату долгов дать его великого государя жалованье в зачет на предбудущий 1704 год сто рублев от росходу из Посольского приказу и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. 1703-го декабря в 8 день по указу в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца дать его вел. государя жалованья выезжему иноземцу Христофору Бухнеру, которой принят в его вел. государя службу для учения русских детей латинскому, немецкому, французскому, италианскому, дацкому, швецкому, галанскому языком, с приезду его из-за рубежа в Колу генваря по 1-е число 1704-го году 79 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Это известие ошибочно относят к гимназии Глюка: оно помещено в 1-м Ведомостей, вышедшем 2 января, когда Глюка еще и не было в Москве. См. «Ведомости времени Петра Великого». Вып. 1-й, 1703–1707 гг. Издание Московской Синодальной Типографии, М. 1903 г., стр. 3. В справках Посольского приказа иногда начало преподавательской деятельности Глюка в Москве ошибочно относится к 1702 г., (смешивается со школой Швимера): «а которые русские ученики у того препозита учатся с 1702 г. подьяческие дети и иных чинов, всего 10 человек», тем идет поденный корм по 10 денег следует понимать так, что дети учатся с 1702 г., а не Глюк их учит с этого года. Приказные дела и л. 1704 года марта 9. 9 Вероятно ему же принадлежит перевод французской грамматики – «Преддверие к познанию русского, немецкого, латинского языков», – которое Глюк просил в декабре 1703 г. Напечатать. См. ниже стр. 47–48. 10 Остальные учителя «гимназии» Глюка прибыли в Москву или в самом конце 1703 г. (Бюхнер) или в последующих годах и след. не могли быть помощниками его в 1703 г. 11 Глюк занимался переводами для царевича. В 1703 г. ему «апту» после Андрея Батвинкина отдана для перевода книга на латинском языке «Толкование на обычай Парижа». «И он отказал, что ему за великою недосужностью государевых дел переводить невозможно, для того что переводить он непрестанно ко учению государя царевича иные книги. И сказал он апт, что той книги боярин Федор Алексеевич за помянутою недосужностью переводить ему не велел». 12 Об И. В. Паусе см. ниже стр. 55–56 и в III томе Историколитерат. исследований и материалов В. Н. Перетца, Спб. 1902 г. стр. 143–343 и Приложений стр. 87–147. Ср. П. Пекарского Историю Императ. Академии Наук, т. 1. Спб. 1870 г., стр. XVIII–XX. На договоре В. Пауса, напечатанном ниже на стр. 55–56, на обороте отметка: «концепт патента данного Иоганну Вернеру для пребывания ректором при Московском (sic) гимназии, 1705 г.» 13 О неприятностях Паузу см. у Перетца указ. соч., т. III, стр. 153–155, 187–198. О последующей его судьбе здесь же стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело об обложении данью новопостроенной Успенской церкви на посаде города Рузы. Дело началось вследствие прошения священника оной церкви Феодора. В своем прошении, поданном в Приказ в марте 1703 г. он писал: «по прошению земского старосты и всех посадских людей города Рузы построена на посаде, на старом торгу, церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая освящена и церковное служение совершается, а данью та церковь с земли и сенных покосов не обложена и просил, чтобы с церковной земли по дозорным книгам дань положить». Он же священник Феодор в сказке, отобранной от него в Казенном Приказе, показал, что «в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы на посаде состоит двор его попов и 8 дворов посадских». В справке Патриаршего Казенного Приказа вследствие сего прошения значится: «Успения Пресвятой Богородицы храм в Рузе, на торгу, по дозорным книгам 136 (1628) г. земли церковной паханой с десятину, да перелогом и лесом поросло десятин с 15; по оброчным приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа за 1703 год Русской десятины с церковной земли Успенской церкви на подячем Степане Никитине оброка 5 алтын, казенных пошлин 2 алтына 4 деньги, и того оброка и пошлин 7 алтын 4 деньги, о те деньги за прошлые и 1703 годы уплочены. О строении церковном благословенная грамота дана в 7194 (1686) г. По докладной росписке положено платить дани: с попова двора 4 деньги, с 8 дворов посадских людей по 4 деньги с двора, с 16 десятин пашни по шести денег с десятины, итого 22 алтына, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильнича дохода 10 алтын, всего рубль 7 алтын 4 деньги». По этому делу состоялось определение Казенного Приказа: «1703 года марта в 13 день, ,по указу Великого Государя велеть тою землею церкви Успения Пресвятой Богородицы попу с причетники владеть и дань по вышеозначенному окладу с их имать, и тое церковь внести в окладную книгу, а в оброчных деньгах в доимку впредь не выносить». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. вязка 1703 г., дела 34 и кн. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александро-Невский монастырь в царствование Петра Великого (1713–1725 годы) Глава первая Основание Лавры Основание Петербурга. История края. Мысль у создании Лавры. Осмотр места для Монастыря; два креста. Начало строения. Освящение первой церкви. 1703-й год мощною рукою Петра Великого вернул России древнее ее достояние – берега Невы. Устье этой реки открывало Русскому Государству новый, – свободный и удобный – водный путь в Западную Европу. При тогдашних средствах передвижения международные сношения России сухим путем обходились дорого и длились долго. Путь Северным Ледовитым океаном от Архангельска был мало доступен и очень далек. Царь Петр тотчас же основал на выходе Невы в море новый город – Санктпитербурх, будущую новую столицу. Побуждением к этому служили ясно сознаваемые государственные «пользы и нужды». Быть может, Великого Преобразователя к этому влекло и свойственное древним знаменитым и великим властителям мира стремление при обновлении Царства полагать основание и новому «престольному граду». Наконец, творческий гений Петра не мог не чувствовать себя тесно в плотно-застроенной и крепкой стариною Москве и рвался к простору моря; его пленяла мечта о новой столице с новым укладом быта, распланированной прямыми и широкими улицами на могучей реке. Первый камень в основание Петербурга Царь положил 16-го мая 1703-го года, в лень Святой Троицы, заложив крепостной бастион 1 . Край, где положено было основание новой столицы, на заре его истории, в XI-м веке, был под властью Великого Новгорода. Нева, текущая с Востока на Запад, отделяла расположенную от нее на Север Карелию от Ингрии или Ижорской земли, лежащей на Юге 2 . С половины XII-ro века этот край является ареной борьбы Великого Новгорода со Шведами и Немецкими рыцарями, безуспешно пытавшимися его отвоевать, но все же постепенно оттеснявшими Новгородцев. В 1300-м году Шведы построили на устье Охты крепость Ландскрону, в переводе «Венец Земли», а в 1323-м году Новгородцы на истоке Невы – Орешек, нынешний Шлиссельбург. В 1478-м году Великий Новгород, завоеванный Царем Иоанном III-м, включен был в состав Московского Царства. В начале XVII-ro века, в лихолетье, Карелия и Ингрия отпали от России и в 1617-м году это отпадение было закреплено договором. В 1611-м году Шведы построили на устье Охты, на месте бывшей Ландскроны, новую крепость Ньюэнсканс, или Ниеншанц, в переводе «Невскую Крепость», впоследствии, у первых Петербуржцев, получившую именование Новые Канцы, или, короче, Канцы. В 1656-м году, при Царе Алексее Михайловиче, Нева была отвоевана Русскими, однако ненадолго: через 5 лет, вследствие военных неудач при продолжавшейся войне, край пришлось вернуть Шведам. С 1700-го года началась продолжительная борьба двух Северных Государей – Царя Петра Первого и Короля Шведского Карла Двенадцатого, вернувшая в 1703-м году Неву уже навсегда России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После кончины царя Алексея Михайловича (1676) регулярные празднования его именин в мон-ре прекратились. В 1685 г. М. А. м. сгорел. Второй период расцвета мон-ря в XVII в. связан с рождением 18 февр. 1690 г. царевича Алексея Петровича, к-рого назвали в честь деда; царские и патриаршие выходы в М. А. м. для празднования именин возобновились с 17 марта 1690 г. и продолжались до 1696 г. Вероятно, в тот период каменные здания обители были обновлены и перестроены после пожара 1685 г. Возможно, к 1-й пол. 90-х гг. XVII в. относятся появление придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери и перенос 2 приделов в трапезную, а также перестройка колокольни: карниз-«пила», так же как и круглые слуховые окна в гранях ее шатра, характерны для кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 1763 г. под колокольней располагались ризница и кладовая палата (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.). Вероятно, тогда же в Преображенском соборе появились деревянные резные хоры-балконы на зап. стене. После раскрытия заговора Г. Соковнина-М. Пушкина (1697) и насильственного пострижения в монахини матери царевича Алексея царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной (1698) царское внимание к М. А. м. ослабевает. В 1731 г., после смерти Евдокии Лопухиной, старицам монастыря были выданы деньги «на помин ее души» (ЧОИДР. 1865. Т. 3. Смесь. С. 10). Следующий период строительства в М. А. м. связан с мон. Александрой (в миру Акилина Прозоровская, дочь кн. И. С. Прозоровского). Согласно описи, составленной после пожара 1712 г., в 30 деревянных кельях проживали 187 стариц, включая игумению; за обветшавшей каменной оградой находились недостроенные каменные сени при 2 игуменских кельях, казначейская келья и 2 каменные кельи на подклетах, построенные мон. Александрой. В мае 1713 г. мон-рь сгорел (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.). По указу Сената в 1713-1714 гг., при настоятельнице (1713-1715) игум. Олимпиаде (Каховской), были построены 37 каменных келий. В 1712 г. для строительства было приказано использовать кирпич, оставшийся от сооружения Арсенала в Московском Кремле, в 1713 г. упоминается о том, что для производства 500 тыс. кирпичей, предназначавшихся для строительства келий в Новинском мон-ре на Хорошевской дороге, были устроены кирпичеобжигательные печи. Строительством занимался подрядчик Петр Осипов, разрешения выдавал родной брат мон. Александры кн. П. И. Прозоровский ( Токмаков. 1896. С. 91-93). Несмотря на то что игумения в 1713 г. просила «пригородить» монастырь к стене Белого города, уничтожив глухой проход шириной 20-24 м между обителью и городской стеной, эта просьба не была, по-видимому, выполнена; на плане И. Ф. Мичурина 1739 г. М. А. м. не примыкает к городской стене. В 1718 г. была починена кровля паперти монастырского собора и заложены 2 окна собора, «что к паперти»,- по-видимому, выходившие на сев. галерею ( Забелин. 1884. Т. 1. Стб. 524-525).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010