Чтобы понятнее было учение св. Григория Паламы по этому вопросу, необходимо суммировать, сказанное выше. Необходимо классифицировать мнения церковных писателей. За тринадцать веков развития церковной мысли, по интересующему нас вопросу, было сказано столько, что систематизация святоотеческих идей может легче осветить мнение самого Паламы и уяснить истоки и непосредственные влияния в его антропологических воззрениях. Едва ли не большинство церковных писателей хотели видеть образ Божий в разумности (духовности). При этом некоторые ограничивали богоподобие только одним этим свойством человеческого существа, тогда как другие допускали наряду с разумностью и другие силы и способности человека. К сторонникам этого взгляда надо причислить: св. Климента Римскаго 1697 , Климента Александрийского 1698 , Оригена 1699 , св. Мефодия Олимпийского 1700 , св. Афанасия Александрийского 1701 , св. Кирилла Иерусалимского 1702 , св. Василия Великого 1703 , св. Григория Богослова 1704 , св. Григория Нисского 1705 , св. Макария Египетского 1706 , св. Диадоха Фотики древнего Эпира 1707 , св. Кирилла Александрийского 1708 , св. Нила Синайского 1709 , Василия Селевкийского 1710 , св. Максима Исповедника 1711 и св. Иоанна Дамаскина 1712 . Некоторые, из упомянутых писателей, допускали наряду с духовностью или разумностью еще и свободную волю, как признак образа Божия. Следует назвать: св. Кирилла Иерусалимского , св. Григория Нисского , св. Макария Египетского , св. Кирилла Александрийского , Василия Селевкийского и св. Иоанна Дамаскина . (Только что приведенные под строкой произведения этих писателей, должны быть упомянуты и в данном случае). Сравнительно мало усматривают образ Божий в бессмертности. Это: Татиан Ассириец 1713 , Климент Александрийский 1714 , св. Кирилл Иерусалимский 1715 и св. Иоанн Дама-скин 1716 Не мало писателей Церкви усматривают образ и подобие Божие в господственном или начальственном положении человека в мироздании. Здесь, прежде всего, надо упомянуть св. Иоанна Златоуста , который это особенно подчеркивает 1717 . Кроме него надо указать на: св. Григория Нисского 1718 , св. Ефрема Сирина 1719 , св. Кирилла Александрийского 1720 , Василия Селевкийского 1721 и св. Иоанна Дамаскина 1722 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Τυπικν Моск. Рум. Муз. Сев. Соб. 35/491 XIII в. л. 122 и Моск. Синод Библ. 381 XIV в. л. 131 об. Замечают об этих тропарях, что относительно из «нет согласия, – говорит каждый, какие хочет, посему не бывает совпадения в списках, каждый предлагает свое». 1699 Диаковский Е . Последование ночных часов («Чин 12 псалмов»), Киве 1909, 19. 1700 Дмитриевский Τυπικ 228, 247. 1701 Уст. Моск. Тип. библ. 285/142/1206, л. 16 об. 1702 Там же, л. 21. 1703 Уст. Моск. Типогр. библ. 285/142/1206 16 об. 10 об. 16. 8 об. 3. 1704 Там же л. 5. 1705 Там же л. 10 об. Все эти места Типогр. ркп. повторяются и позднейшими списками Студийско-Ал. устава. 1706 На существование в древности такого последования впервые обращено внимание Диаковским Е . Последование ночных часов (Чин 12 псалмов»), Киев 1909. 1707 Дмитриевский Τυπ . 247. 1708 Диаковский , Послед. ночных часов, 17. 1709 Там же, 18. 1710 См. ниже, «Полунощница». 1711 Кекелидзе , Лит. груз. пам. 276. 1712 Диаковский , Посл. ночн. час., 20. 1713 Ркп. Имп. Публ. библ. Q I 57, л. 149—191. 1714 Диаковский, Посл. ночн. час. 7. 21. 1715 Дмитриевский , Τυπικ , 806. 1716 В пятки всех постов по этому уставу вместо пове5черия положена была особая служба πρεσβεα (заступление, моление, ср. preces на запад. службах) из 2-х частей: первая после возгласа «Благословено царство» и великой ектении состояла из трех пар богородичных тропарей (со вставочным Слава и ныне, произносимым диаконом в каждой паре), разделенных малыми ектениями; 2-я часть представляла собою нынешний молебен, состоя из пс. 112, Бог Господь, тропаря, канона Богородице с обычными междопесниями, после которого трисвятое, по Отче наш тропарь и ектения (сугубая). Служба совершалась в белом облачении. Дмитриевский , Τυπικ , 874—877. 1717 Дмитриевский , Τυπικ , 515—516, 609. 1718 Диаковский Последов. ночных часов. passim. 1719 Кекелидзе Литург. груз. пам. 339. 1720 Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. л. 15 об. – л. 16 об. Соловец. библ. 772 XVI в. л. 42 и т.п. 1721 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 247 об. – 240, где должна быть упомянута полунощница и не упомянута.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

утро и вечер сердца сокрушите. Тако безбедно возможете жити, жизнь безконечну в небе наследити. Сокрушение сердца Сокрушение сердца хотящу творити шесть нуждных подобает делес сохранити. Во-первых 1703 , грехи своя тощно 1704 разсудите, яже пред лицем Бога дерзнул сотворити. Второе 1705 , скаредость их пред очеса взяти, како сквернят нам 1706 душу, добре разсуждати. Третее 1707 , подобает срам задати себе, яко дерзнул грешите пред Живущым в небе. Четвертое 1708 , страх Суда нужда восприяти и казнь, яже за грехи будет, разсуждати, Како 1709 Судия 1710 Христос жесток проявится ко множеству грешником 1711 , и не умилится, Иже днесь, яко отец, милость проявляет и удобь кающымся грехи оставляет. Пятое 1712 , должно отсуд 1713 стояния десна и тщету помянути царствия небесна, Яко за грехи скверны небо погубляем, жизни вечныя, венца славы ся лишаем. Шестое 1714 , есть надежду возбудити требе отпуста, благодати и славы на небе. Отпуста, яко Господь изволит простите, елма покаяние потщимся явити, Благодати, яко Бог изволит нам дати помощь святую, да бы благая деяти, Славы, яко 1715 за дела воздастъ нам добрая 1716 в царствии Своем славу и вся в нем благая. 2 Елма кто во сердце си право сокрушится, исповедати грехи своя устроится, И прежде исповеди Бог грехи прощает, на сердце кающася очи 1717 обращает. Но зане же никто же 1718 того познавает 1719 , аще ся, яко требе, сердцем сокрушает, Подобает исповедь грехов си творити, да бы усумнению с презором не быти. 3 Юноша некто в мире свободно живяше, на вся беззакония излиха дерзаше, О покаянии же не хоте мыслити, срамляяся духовну грехов си явити. И уже отчаянно 1720 живот провождаше, ни малы спасения надежды имяше 1721 . Но Человеколюбец даром благодати к покаянию того не преста възбуждати 1722 . Выну во сердце его страх Свой посылаше, спящее в ложи грехов 1723 тощно возбуждаше. И нача той юноша о гресех тужити, поминая геенну во печали быти. Та же паче и паче совесть й снедаше, во дни и в нощи ему покоя не даше. Тузе же 1724 в сердце бывшей, лице изменися,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Митрофан , 1659 и 60, 4 авг. перев. в Брянский Петропавловский. Варлаам (паки), в 1660–62. Афанасий определён 8 апр. 1663; до 1665. Дионисий определён 3 мар. 1668. Иосиф, в янв. 1670. Савватий , в 1673 и 74. Иоасаф определён 26 янв. 1675; до 1680. Пётр , 1687. Питирим , 1694. Строит. Макарий , 1720. – Авксентий , 1732. – Макарий , 1738. – Исаия , 1739 и 40. 17 Борщевой Николаевской Севской пустыни [в Ист. Иер. нет]: Строители Иаков , 1653–55. Евдоким Очкасов , 1691. Герман , 1698 и 99. Игнатий , 1702, † ... Пахомий , 1703 и 4. Фаддей , 1707–13, 21, 24. Тихон Игнатов определён 18 авг. 1725; до 1788. Иосиф , в 1764. Мнтрь упразднён. 18 Площанской Богородицкой, заштатной, пустыни [V, 555]: Строители Леонтий , бывший, и Варлаам настоящий упом. 1713. Тихон , в 1730–33. Иоасаф прежде 1764, в средине XVIII века (Ист. Иер., V, 556). Амвросий 19 февр. 1807 перев. из Одрина, а 31 окт. 1809 – в Свенский мнтрь. Маркеллин , бывший Мценский Петропавловский, † 1834. Серапион , игум., в дек. 1786, 1799. Иларион , игум., 1858–66. 19 Радогожской Спасской Севской пустыни, упразднённой (приписной в XVIII веке к Угрешскому мнтрю) [V, 663]: Строители Моисей , 1712–16. Феодосий , 1720 и 21. Варсонофий , 1724–29, 37. Иакинф , 1764. 20 Троицкого, в городе Кромах, упразднённого [в Ист. Иер. нет]: Игум. Елиссей , основатель, 1629. Строит. Павел Игренев определён 20 окт. 1659. – Иона определён 21 июля 1660; упом. 1662, то-ж 1668. 18 дек. 1662 мнтрь приписан к Чудову, а в 1666 – к Белевскому Спасскому мнтрю. 21 Ямской Предтечевой, близ Трубчевска, пустыни, упразднённой [VI, 835]: Строители Тимолай (sic), в февр. 1703. Антоний , 1711–13; † … Антоний определён 23 июля 1713. Феодосий , 1727. Герасим , 1728. Никодим , 1738. Сергий 25 сент. 1743 посвящён в игум. Луховской Тихоновой пустыни. Особые заметки VI, 357. Троицкий, в городе Севске, основан в половине XVII века; ныне третьеклассный. Игуменьи Анна , 1692. Маргарита , 1763–80. Магдалина , 1840–59. Клеопатра , 1860–66. [ Феодосий Смореевский (?), архим., определён в Троицкий Севский, по возвращении из Китая; † 1758. Так-ли?].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Иона , 1703. – Герасим , 1711–13; 30 янв. отставлен. – Илия , 1714–1720. Игум. Гурий 15 янв. 1720 перев. из Спасо-Геннадиева, а 9 мая 1721 оставлен за болезнью. Строит. Савватий , бывший Рябининой пустыни, определён 17 июля 1722, а 6 февр. 1732 отказался. Игум. Гурий , опять, 1732–34; 11 сент. отрешён. (Жил в Угрешском 1737). – Мирон определён 2 апр. 1736, а 2 июля 1739 перев. в Череповецкий. 81 Иов , 1749. Серапион 1753 перев. из Яковлевского. Мартиниан , 1762–64, перев. в Ростовский Петровский. 20 Ройская Златоустовская пустынь, в Моложском уезде; в июне 1690 приписана к Череновскому Воскресенскому мнтрю; упразднена 1764 г. [V, 716.] Игумены Иоанн в XV веке. Арсений в XV веке. Ефрем , 1622. Никодим , 15 дек. 1631. Строители Мисаил 1648–54. Игум. Иаков 1659–62. Игум. Корнилий , в июле, авг. 1665, в февр. 1666, 1667. – Иона , 1679–82. Иов , 1690. Иосиф , 1699 и 1700. Варфоломей , 1708–13; † ... Карион определён 11 сент. 1713. Сергий определён 18 февр. 1723. Геннадий , бывший игум., определён в Выксинский 29 авг. 1723. Тихон , 1728–36, уволен, за старостью. Филарет определён 1 июня 1736. Досифей , 1749. Иоиль , игум., в мар. 1765. 21 Дорофеева Южская пустынь, от Рыбинска в 15 верстах; основана преподобным Дорофеем около 1615 г. Заштатная. [IV, 55; VI, 733.] Игумены Св. Дорофей † 1622. Игнатий , строитель, 1701. Гурий , 1716. Варлаам , 1720, 36–40. Иосиф , 1742–44. Вонифатий , архим., в нояб. 1759. Павел 30 сент. 1763 перев. в Яковлевский. Лука 30 сент. 1763 перев. из Яковлевского. Строит. Иларион , до 1786. – Игнатий , 1786–95. – Арсений , 1795–1820. – Евгений , 1820–1826. Игум. Никанор , 1826–32. Архим. Поликарп , 1864–69. Игуменьи Мария , 1632. Парасковия , 1653. Ираида , 1667–69. Наталия , 1683–89. Христофора , 1731. Евдокия , 1736–54. Измарагда , 1754–80. Павла , 1845–66. 23 Акакиева пустынь, в Ростовском уезде, приписная к Белогостицкому; в 1764 упразднена. [III, 73.] Игумены Феодосий , строитель, определён 5 февр. 1663. Григорий , 1696. Павел , строитель, 1738.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1677 «Div. nomin.», IV, 9, MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1678 Rudolf Otto, «West–östliche Mystik», Gotha, 1926, S. 109. 1679 MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «Vita St. Petri», col, 1012 C — 1013 В. 1680 «Historia Lausiaca», — MPGr. t. 34, col. 1022 D. 1681 Ibid., col. 1156 D — 1161 A. 1682 Ibid., col. 1171 A. 1683 «Capita per acrostichidem», 31, MPGr. t. 150, col. 1248 D. 1684 Ibid., col. 1261–1264. 1685 Max Schlesinger, «Geschichte des Symbols», Berlin, 1912. Ss.Ss.VIII + 474. 1686 Ibid., S. 430–431. 1687 «Le déclin du Moyen–Age», Paris, 1932, p. 406. 1688 Ibid.. p. 251. 1689 Ibid., pp. 247–248. 1690 Ibid., pp. 252–253. 1691 «Palamas», col. 1760. 1692 Св. Ириней «Доказательство», гл. 22. Сравни также Тертуллиана в его еще до–монтанистском «Adv. Prax.», cap. XII, MPL·, t. 2,col. 168 A: 1693 «Hier, coelest.», II, 4. — MPGr. t. 3, col. 144 B: Cf: Pachimeri periph: ibid., col. 160 AB; St. Maximi scholia, MPGr. t. 4, col. 44 D–45 В: 1694 Гимн 44, стр. 205–207. 1695 «Vita St. Petri». col. 1013 A. 1696 I Ad Corinth. cap. 33, 4–5. 1697 «Strom.» V, 14. 1698 «De princip.» 1. l, 7; IV. 37. 1699 «Conviv.» VI. 1. 1700 «Contra Gentes». 2; «De incarn.», 11. 1701 «Catech.», IV, 18. 1702 «Homil. in «Attende tibi ipsi»; «In gratiarum actione», 2. 1703 Oratio 38, 11, 12, 45, 7. 1704 «De opificio hominis», 16. 1705 Homil. l, 7; XV, 28. 1706 «Подвижнич. слово», cap. 78. 1707 «In Joannem». XIV, 29. 1708 «De divers. malign. cogitat.», 19. 1709 Oratio III, 2. 1710 «Mystagog.» VI. 1711 «De fide ortho.» II, 12.III, 18; «De duabus volunt.»; «De octo spirit. nequit.» 1712 «Oratio», 7. 1713 «Strom.» VI, 12. 1714 Catech. IV. 18. 1715 «De octo spirit. nequitiae». 1716 Homil. «In Genesim» VIII, 3; «De mundi creatione» V, 4; «De status VII 1717 Sermo in Genesim, II. 1718 «In Genesim», I, 26. 1719 MPGr. 76. 1068. 1720 «Oratio» III, 2. 1721 «De imagin.» III, 20; «De octo spirit. nequitiae». 1722 «In mundi creatione», V, 4. 1723 «Подвижнич. слово», cap. 89. 1724 Слово 3–е. 1725 «De volunt. paipertate», 45.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

1678 «Div. nomin.», IV, 9, MPGr. t. 3, col. 705 AB. 1679 Rudolf Otto, «West-östliche Mystik», Gotha, 1926, S. 109. 1680 MPGr. t. 150, col. 1108 D — 1109 A. Cf: «Vita St. Petri», col, 1012 C — 1013 В. 1681 «Historia Lausiaca», — MPGr. t. 34, col. 1022 D. 1682 ibid., col. 1156 D — 1161 A. 1683 ibid., col. 1171 A. 1684 «Capita per acrostichidem», 31, MPGr. t. 150, col. 1248 D. 1685 ibid., col. 1261—1264. 1686 Max Schlesinger, «Geschichte des Symbols», Berlin, 1912. Ss.Ss.VIII † 474. 1687 ibid., S. 430—431. 1688 «Le déclin du Moyen-Age», Paris, 1932, p. 406. 1689 ibid.. p. 251. 1690 ibid., pp. 247—248. 1691 ibid., pp. 252—253. 1692 «Palamas», col. 1760. 1693 Св. Ириней «Доказательство», гл. 22. Сравни также Тертуллиана в его еще до-монтанистском «Adv. Prax.», cap. XII, MPL·, t. 2,col. 168 Ä 1694 «Hier, coelest.», II, 4. — MPGr. t. 3, col. 144 B: Cf: Pachimeri periph: ibid., col. 160 AB; St. Maximi scholia, MPGr. t. 4, col. 44 D-45 В: 1695 Гимн 44, стр. 205—207. 1696 «Vita St. Petri». col. 1013 A. 1697 I Ad Corinth. cap. 33, 4—5. 1698 «Strom.» V, 14. 1699 «De princip.» 1. l, 7; IV. 37. 1700 «Conviv.» VI. 1. 1701 «Contra Gentes». 2; «De incarn.», 11. 1702 «Catech.», IV, 18. 1703 «Homil. in «Attende tibi ipsi»; «In gratiarum actione», 2. 1704 Oratio 38, 11, 12, 45, 7. 1705 «De opificio hominis», 16. 1706 Homil. l, 7; XV, 28. 1707 «Подвижнич. слово», cap. 78. 1708 «In Joannem». XIV, 29. 1709 «De divers. malign. cogitat.», 19. 1710 Oratio III, 2. 1711 «Mystagog.» VI. 1712 «De fide ortho.» II, 12.III, 18; «De duabus volunt.»; «De octo spirit. nequit.» 1713 «Oratio», 7. 1714 «Strom.» VI, 12. 1715 Catech. IV. 18. 1716 «De octo spirit. nequitiae». 1717 Homil. «In Genesim» VIII, 3; «De mundi creatione» V, 4; «De status VII 1718 ; Sermo in Genesim, II. 1719 «In Genesin:», l, 26. 1720 M. P. Gr. 76. 1068. 1721 «Oratio» III, 2. 1722 «De imagin.» III, 20; «De octo spirit. nequitiae». 1723 «In mundi creatione», V, 4. 1724 «Подвижнич. слово», cap. 89. 1725 . Слово 3-е. 1726 «De volunt. paipertate», 45.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

2214 ААНЛ. 1740 г. 90, лл. 1–7; 1743 г. 186, л. 1. – АСС. 1740 г. 556 (205), лл. 1. 2: в 1740-м году. 2222 ААНЛ. 1725 г. 30, л. 3; 1727г. 124, л. 14; 1728г. 136, л. 11: 1728 г. 143, л. 2: здесь имеется подпись еще иеромонаха Варфоломея без обозначения должности; кроме того, духовник подписался прежде ризничего. 2240 ОААНЛ. II, 258–259. 374. 655. – В Невском он был с 1720-го года, – АСС, Отд. ркп. 1776, л. 15. 2294 OACC. VIII, 4–6. 30. 499. 500; XI, 434. 737. 759.760; XIV, 120. 121; XVI, 153, 391; XX 135. – 1-е ПСП. VI 2100. – ААНЛ. 1730 г. 81, лл. 1–25; 1730 г. 142 л. 1; 1729 г. 26, л. 2; 1730 г. 150. лл. 1. 2. 4. 2297 OACC. XX. 168–169. – В АСС., Отд. РКП. 1676, л. 10., приведены биографические о нем сведения, несколько изменяющие и дополняющие сообщенные ранее. Пострижение его показано в Казанском Кизическом Монастыре в 1703-м году, с 1711-го года он, иеродиакон Троице-Сергиева Монастыря. 2461 ААНЛ. 1737 г. 132. л. 2, – а не в 1735-к году, как сказано у Рубана В., «Опис.  СПБ.», 475, и Цыпова Н., «Планы СПБ.». объяснена к плану 1738-го года. 2487 ААНЛ. 1736 г. 89, лл. 1–127; 1736 г. 90, лл. 1–150; 1736 г. 91, лл. 1–189; 1738 г. 80, лл. 1–134. 2528 В своем «покорном доношении» Тихонов, между прочим, дает сообшение о начале учение в Александро-Невской Школе: «в прошлом 1721-м году июля с первых числ взят я, нижеименованный, из Доку Новгородскаго архиерея во Александро-Невский Монастырь указом бывшего настоятеля Феодосия для обучения при Невском малых детей Славенского диалекта, коих учить начал того ж года октября с 25-го дня». – ААНЛ. 1729 г. 5, л. 1. 2539 Богданов А., «Описание СПБ.», 359: «при Александро-Невском Монастыре 1732-го году учреждена Семинария того Монастыря при архимандрите Петре Сербине, и того ж году штат от Кабинета для содержания оной опредлен на 50 человек». – То же и МЛМ. 1776 г., 127. 2544 АСС, Отл. ркп. 1776, л 140. – У Чистовича И. . «Ист. Спб Д. Ак.», 17–18, и у Опатовича С, свящ., «Ист. Спб. еп.», – «Ист.-ст. свед. о Спб. еп.» V, I, 160–161, сказано, будто он прибыл в Петербург около 1722-го года и был учителем в Школе преосвященного Феофана, поток чрез 3 года перешел в Москву, где был учителем в Гимназии, затем вернулся в Петербург и состоял при Академии Наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3 . Ивану с матерью, и з женою, и з дочерью, и Прокопью з братом, и с сестрами, и з домашними, Феодору с Лукою, всем без розбору – благословение; Марковну Бог простит 1702 . Пришли с Машигиным ваши все посылки 1703 . Я Огрофене 1704 холстинку послал, да неведомо – до нея дошла, неведомо – нет. Ушто ей, бедной, некому о том грамотки написать? Ушто она бранится з братиею? А я сетую: невесть – дошла, неведомо – нет. А о рубашках, – я с Тимофеем писал, и про холстинку и про него, что он сплутал, нам посылку с Москвы не привез. И он ушто и отодрал? Три рубахи пришлите. Давно рубахи надобно: часто наг хожу. Да и башмачишков нет, какие бы нибудь. Да и ферезишков нет 1705 . Да и деньженец нет. Грамотки, Иван, бояроне в столпчик запечатай 1706 да пошли. Послал ныне богоявленской воды боченку, а летом – августовы 1707 ; а и нынешнюю и первую – сам святил. О мире преже сего писал я вам. Феодор, что об одном деле двожды говоришь? В первые, реку, лета Быша православнии епископи, аще и при Никоне священо. И Маремьяне 1708 попадье я грамотку с Ываном Архиповым послал, велю жить с попом, что она плутает? Апостол глаголет: «Святит бо ся муж неверен о жене верней» 1709 . Многонько там писано. А ныне с Стефаном ... послал с сестрою. Неколи 1710 много писать, надобе боло 1711 итить. В Соловки те, Феодор, хотя бы подъехал 1712 писма те спрятав, в монастырь вошел как мочно тайно бы, писма те дал, а буде нельзя, ино бы и опять назад со всем. И как весною приедете, тогда и Орину 1713 привезите; а у вас бы жила смирно, не плутала; а буде станет плутать, и вы ее смиряйте. Хто тебе научил указывать тово мне, чтобы я Федосье 1714 той запретил? Плутаешь иное и ты много. Ведаю веть я и твое высокое житье, как, у нее живучи, кутил ты 1715 ! Горе, барте 1716 , мне с вами стало! 4 . Возлюбленнии 1717 , молю вы, яко странники и пришелцы, отгребатися 1718 от плотских похотей, яже воюют на душю нашу 1719 . Воистинну, по пророку, вся суета, а все суетие 1720 . О нужных заповедано промышлять, но излишняя – отсекать. Аще о внешнем всегда будем пещися 1721 , а о души когда будем промышлять? Тогда, егда умрем? Мертвый не делает, мертвому тайны не открываются. Когда от века слышать, еже бы мертвый что доброе сотворил? Токмо видим воню 1722 от гроба злосмрадну исходящу и червьми тело, растлеваемо, понявою повиваемо и землею покрываемо. Увы, красный уныл и ясен померк! Где благолепие лица, где светлейши очи, где юность и зрак 1723 наш? Все исше, яко цвет, яко трава подсечена бысть. Воистинну, вся увяди смерть. Уже к тому не печется о суетной многострастной плоти. Где ныне род и друзи? «Се бо разлучаемся! 1724 » Воистинну, суета человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010