Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XVII - XIX вв. АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель МАЗЕПА Иван Степанович (1639 - 1709), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709) МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57)

http://pravenc.ru/rubrics/123052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XVII - XIX вв. Персоналии АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница ОСИНИН Иван Терентьевич (1833 - 188), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества)

http://pravenc.ru/rubrics/134132.html

Москва. Головинский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанской иконы Божией Матери в Казанском Головинском монастыре церковь (уничтожена). Сельцо Головино находилось к северо-западу от Москвы и впервые упоминается в документальном источнике за 1614 год как пустошь Головино. В 1683 г. отмечается как деревня, а в писцовых книгах 1685–1686 годов значится сельцом. Возникновение названия связывают с именем видного деятели эпохи Ивана III боярина Ивана Владимировича Головы Ховрина. К 1766 г. в сельце было 4 крестьянских двора с 19 душами мужского пола и 12 дворовых людей. В начале 1880-х годов в нем числилось 13 крестьянских хозяйств с 74 жителями. К этому времени относится создание в господском имении Казанской женской общины, переименованной в 1886 г. в Казанский Головинский общежительный монастырь. В монастыре было выстроено четыре храма: Всемилостивого Спаса (1872 год), Казанской иконы Божией Матери (1882 год), Животворящей Троицы (1887 год) и мученицы Акилины (1893 год). В 1893 г. были выстроены каменный двухэтажный дом с помещением для больных внизу и для престарелых – вверху и двухэтажная каменная трапезная. В 1894 г. начали строить каменные врата обители, на которых водрузили икону Божией Матери «Сладкое целование». В этой женской обители на средства благотворителей Н.Н. Киселева, И.Н. Коншина, М.П. Аристова, Н.И. Силуанова, П.В. Коренева, А.А. Смирновой были построены жилые и хозяйственные корпуса. Монастырь был обнесен каменной оградой. Невдалеке была построена гостиница для паломников. На монастырской территории выкопали два пруда и развели фруктовый сад. В начале XX века архитектором А.А. Латковым был возведен новый корпус каменных келий. По его же проекту старую деревянную колокольню к 1913 г. заменили новой. В обители также имелись иконописная мастерская, школа, в которой обучали окрестных девочек грамоте и рукоделию, богадельня и больница. В начале XX века завершилось строительство каменной ограды. Одноглавый деревянный Казанский храм был построен на пожертвования московского купца Н.И. Сидорова. Его освятил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) 19 октября 1882 г. Церковь была небольшой, со скромной трапезной и колокольней. В трехъярусном иконостасе сохранялась главная монастырская святыня – Казанская икона Божией Матери, написанная академиком живописи Н.В. Васильевым. После закрытия монастыря в 1929 г. Казанский храм обезглавили и перестроили в жилой дом. Окончательно уничтожили церковное здание в 1970 г. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45319

Ярославль. Церковь Вознесения Господня в Толчкове. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1683 и 1685. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Ярославль, Большая Фёдоровская, 96 (территория завода " Русские краски " ) Координаты: 57.610438, 39.857278 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вторая теплая во именование Вознесения Господня с приделом по правую сторону во святом алтаре во имя пресвятой Богородицы иконы Казанской. Построена каменным строением по старанию приходских людей в 1663 году, а кем освящена, известия нет. Внутри стенным письмом не расписана, а только выбелена; пол во всей церкви кирпичный; покрыта тесом, а глава по железной решетке белым листовым железом. " Церкви Ярославля в 1781 году " , написанные по просьбе А.П. Мельгунова и опубликованные В. Лествицыным в Ярославских епархиальных ведомостях. В третьем томе " Монастырей и храмов Земли Ярославской " приводится другая дата построения - 1668 год. Быть может, 1668 неправильно прочитанное 1663 или наборот. Так или иначе, та и другая дата представляются сомнительными. Во-первых, церкви с прямоугольным алтарём появились в Ярославле лишь в 1670-х г. (церковь Владимира на Божедомке http://sobory.ru/article/?object=00981) и прочно вошли в обиход в 1680-х - 90-х годах; во-вторых, характерные двуверхие наличники получили распространение и вовсе лишь в 1680-х-90-х годах (церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1686 г. http://sobory.ru/article/?object=06022, Николы Пенского 1688 г. http://sobory.ru/article/?object=08910, Параскевы Пятницы 1692 г. http://sobory.ru/article/?object=03214 и др.). Да и вообще бросается в глаза сходство Воскресенской и Тихвинской церквей. Указанные церкви объединяет приземистость, равная ширина всех объёмов, чаще всего полное отсутствие или слишком упрощённый карниз (редко - кокошники), простое венчание (двух и четырёхскатная кровля, одна, три или пять глухих глав на глухих шеях). Кроме того, обычно вначале строились холодные церкви, а потом - тёплые. Учитывая, что Иоанновская церковь построена в 1671-1687 гг., естественно предположить постройку Вознесенской церкви в конце 1680-х - 1690-х годах. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59314

За неимением данных трудно сказать, каков был первоначальный состав причта в погосте Дощатом: только народное предание говорит, что первоначально здесь было три священника. Письменные же памятники XVII века (клировые книги 1628-1629 гг., межевые книги 1685-1686 гг.) и XVIII века говорят лишь о двух священниках, диаконе и двух причетниках с просфирней. По указу святейшего Синода 1876 года штат причта ограничен одним священником и одним причетником. Но в наличности теперь состоят: священник, диакон, псаломщик и сверхштатный псаломщик. По преданию, еще Иван Васильевич Грозный пожаловал церковь землей. Говорят, что жалованная грамота на нее хранилась в воеводской канцелярии города Зарайска, пока пожар в XVIII веке не уничтожил ее. По писцовым книгам 1628-1629 гг. земли при дощатовской церкви значится: «пашни с наезжаной и перелогом и лесом поросло добрые земли 110 четвертей (55 десятин) с осьминой в поле, в дву потому ж, сена по р. Осетру 10 десятин, да усадебного лесу 2 десятины». В 1685-1686 годах было примерно еще, так, что церковной земли стало «161 четверть с полуосьминой в поле, сена 20 десятин и усадебного лесу 2 десятин». В генеральном же плане и межевых книгах 1712 года всей земли значится 391 десятина и 793 саженей. Писцовой церковной дачи погоста Дощатого церкви Преображения владения священно- и церковнослужителей, да имеющихся на том же погосте бывших во владении за священно- и церковнослужителями бобылей. Эти церковные бобыли (в 1763 г. их было 86 человек) платили оброк и пошлины причту и обрабатывали на него землю. С секуляризацией церковных земель при Екатерине II земля была отобрана от дощатовской церкви и бобыли перешли в ведомство Коллегии экономии. Взамен отобранной собственности предписано было отмежевать церкви 33 десятины. При этом, говорят, один из местных священников успел накупить себе в полную собственность поемных лугов и пахотной земли (Алексей Феодоров, упоминается с 1760 по 1794 гг.), часть которой перешла в его потомство вплоть до настоящего времени. Как человек состоятельный, он завел хороших лошадей и занимался извозом рыбы из Саратова и Астрахани, так поступал и сын его (Василий Алексеев, рукоположен в 1794 г.).

http://sobory.ru/article/?object=06344

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Н. также участвовал в составлении устава Новоиерусалимского мон-ря. К списку Устава 1685 г. (ГИМ. Воскр. 31; Устав. 1875) Н. составил предисловие, подписав его Nikanor. В тексте содержится рассказ о смерти и погребении патриарха Никона (л. 6-10), описание освящения Воскресенского собора в 1685 г. (листы 10-12, 54-59), соборной церкви и ее приделов (л. 59-68). В 1698 г. Н. был отстранен от управления мон-рем. 8 окт. 1698 г. в Новый Иерусалим прибыл царский указ описать «бывшаго архимандрита Никанора… образы, и ево пожитки книги и деньги и платья, и всякую келейную рухлядь» ( Мельников. 2004. С. 307-308). 11 окт. опись поступила в Москву. В ней перечислены принадлежавшие Н. книги киевской и польск. печати, издания на польск. языке, рукописные «Летописец» и «Лечебник». Опись свидетельствует о широком кругозоре и разнообразных интересах Н. 13 окт. в мон-рь был назначен новый архимандрит - Герман II (1698-1699). По мнению Г. М. Зеленской, отставка Н. могла быть связана со стрелецким восстанием, решающие действия по подавлению к-рого развернулись вблизи стен Воскресенского мон-ря летом 1698 г. ( Зеленская. 2016. С. 180-182). Из челобитных, отправленных из мон-ря, известно, что его хозяйство серьезно пострадало вслед. военных действий: посевы, луга, огороды потравлены и потоптаны (вблизи мон-ря «без остатку»), рыба из озера выловлена, мн. хозяйственные постройки сожжены, монастырские продуктовые запасы конфискованы для содержания пленных стрельцов ( Леонид (Кавелин). 1874. С. 111-112). Где находился Н. в 1698-1699 гг., неизвестно. В 1700 (?) - 1704 гг. он упоминается как настоятель воронежского Алексеевского Акатова мон-ря ( Строев. Списки иерархов. Стб. 840). Возможно, отправка в Воронеж, где в то время шли работы по строительству верфей, означала конец опалы Н. 4 дек. 1703 г. Н. совершил чин отпевания митр. Воронежского свт. Митрофана в Благовещенском соборе в Воронеже, на к-ром присутствовал и царь Петр Алексеевич. Н. принес в Воронеж список Новоиерусалимской иконы Божией Матери «Троеручица». В 1686 г. Н. принимал в Воскресенском монастыре митр. Леонтия, прибывшего с Афона, расспрашивал его об особенностях написания иконы. Афонское предание об иконе было записано и впосл. дополнялось. В Воронеже икона вскоре стала почитаться как чудотворная ( Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 1. С. 672).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Одним из первых был Папенбрук, к-рый признал свои ошибки. В свою очередь М. отметил первенство Папенбрука в применении (хотя и не слишком успешном) текстологических и палеографических методов к средневек. грамотам, впосл. защищал его и всех болландистов во время их конфликта с кармелитами. Впрочем, полемика болландистов с М. продолжилась, что сделало необходимым издание дополнений к трактату с подробным разбором критических замечаний (1704). К историческим работам М. примыкают его исследования в области литургики . Крупнейшим из них является история галликанского обряда (De liturgia gallicana libri III, 1685). В этой работе наряду с подробным изложением галликанского обряда, его сравнением с др. обрядами (в частности, с испано-мосарабским обрядом ) были впервые опубликованы фрагменты обнаруженных М. древних литургических памятников, в т. ч. лекционария из мон-ря Люксёй . Неск. публикаций источников (тексты блж. Августина, Алкуина, свт. Григория Великого и др.) и небольшие работы, связанные с вопросами палеографии и дипломатики, вошли в собрание «Vetera Analecta» (1685). Мн. сочинения М., посвященные историческим вопросам, остались не изданными при его жизни, напр. трактат «Краткие размышления о некоторых принципах истории» (Brèves réflexions sur quelques règles de l " histoire), созданный в период дискуссий с Межем и Бастидом. В нем подробно описаны работа историка (в частности, ее отличие от занятий антиквара) и методы его исследований, отмечена важность дискуссий. Особую группу сочинений, связанных с исторической деятельностью М., представляют отчеты о его путешествиях: «Iter Burgundicum» (опубл. после смерти М.), «Iter Germanicum» (входит в 4-й т. «Vetera Analecta»), а также «Museum Italicum» (опубл. в 2 т. в 1686-1689). К ним примыкает составленный Рюинаром «Iter Lotharingicum» (1696). В этих сочинениях представлены результаты научных путешествий: описаны собрания манускриптов, воспроизведены тексты надписей, полностью опубликованы некоторые документы. М., деятельность которого получила европ.

http://pravenc.ru/text/2561116.html

1683 г. и закончилась разгромом мусульман под Веной, что остановило османское продвижение в Европу. В память об этой победе И. по примеру папы Римского Пия V, установившего в честь одержанной флотом христ. гос-в победы над турками в 1571 г. при Лепанто праздник Богородицы Победы, назначил на воскресенье в октаве Рождества Пресв. Богородицы праздник Имени Марии (впосл. закреплен на 12 сент.). И. выступил с инициативой создания Свящ. лиги, целью которой была борьба с Османской империей. В созданную в 1684 г. Священную лигу вступили Священная Римская империя, Речь Посполита и Венецианская республика. После заключения Вечного мира с Речью Посполитой (6(16) мая 1686) против турок выступила и Россия (походы 1687 и 1689 гг. под командованием кн. В. В. Голицына против Крымского ханства). Фактически Россия была связана союзными обязательствами лишь с одним членом Лиги - Речью Посполитой, однако, согласно ст. 13 заключенного в 1686 г. договора, ни Речь Посполита, ни ее союзники ни при каких обстоятельствах без ведома и участия России не могли заключить мир с Турцией (Русские грамоты кон. XVII в.: (Док-ты австр. гос. архива)//Вопросы истории. М., 1972. 6. С. 99). Во внутрицерковной политике И. стремился к упрочению церковной дисциплины и к единству католич. вероучения. На понтификат И. приходится широкая полемика по вопросу о частоте причащения (см. в ст. Евхаристия ). Янсенисты среди прочего защищали тезис о возможности духовника ради блага исповедующегося и ради блага всей Церкви использовать информацию, полученную на исповеди (это положение осуждено решением Конгрегации рим. инквизиции от 19 нояб. 1682). Кроме того, янсенисты отстаивали идею, что отпущение грехов, полученное после исповеди, становится действительным лишь по исполнении наложенной епитимии (осуждено папой 3 апр. 1685). Противоположной янсенизму крайностью в XVII в. стало учение лаксизма, характеризовавшееся снисходительностью к человеческому несовершенству и минимализмом в области нравственных требований. Буллой «Sanctissimum Dominus» от 4 марта 1679 г.

http://pravenc.ru/text/468793.html

28 правило IV Вселенского Собора гласит: «Посему токмо митрополиты областей Понтийской, Асийской и Фракийской и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей поставляются от вышереченнаго Святейшего престола Святейшия Константинопольския Церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю, избрания, и по представлении ему онаго». Права и обязанности митрополитов и Патриархов в эпоху Халкидонского Собора детально описаны в посланиях святителя Льва Великого, Папы Римского, Анастасию, митрополиту Фессалоникийскому, экзарху Северной Иллирии (Epist. VI и XIV, PL. vol. 54). Со временем в Константинопольской Церкви система митрополий была упразднена и сан митрополитов стали носить епархиальные архиереи, избрания которых совершались уже на синодах в Константинополе. Во втором тысячелетии даже Патриархов древних апостольских престолов нередко избирали в Константинополе. Так, например, выдающийся канонист XII века Феодор Вальсамон носил титул Антиохийского Патриарха, хотя прожил всю жизнь в столице и на своей кафедре никогда не бывал, поскольку Антиохия была в то время под оккупацией крестоносцев. Но Киевская митрополия Юго-Западной Руси, образованная после разделения Русской Церкви в 1448 году в период действия Флорентийской унии по повелению Папы Римского Пия II, после возвращения в лоно Православия удержала обычай соборного избрания митрополитов в самом Киеве. За весь период с 1448 до 1686 гг. на Киевской кафедре не было ни одного митрополита, избранного на Патриаршем Синоде и посвященного в Константинополе. Со времени разделения в XV веке Русской Церкви на Московскую и Киевскую митрополии киевские митрополиты de facto были неподсудны Константинопольскому Патриарху. 8 июля 1685 года в Киеве проходил церковный собор, на котором был избран митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский), и было определено, что хиротония будет совершена в Москве Патриархом Иоакимом .

http://patriarchia.ru/db/text/5862575.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010