Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [Мал.1:2/3–10]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 3. 9. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— (рождены), но Иаков был добр по своим нравам и боголюбив, а другой жесток, упрям и склонен к осквернению. Посему и склонился Я к Иакову, – и наследие, уделенное Исаву, уничтожил и отдал в запустение, а (наследие) Иакова, то есть вас или страну, которую вы населили, Я окружил Своим милосердием. Надлежит знать, что Исав толкуется (в переводе): дуб, ибо жесток был он и непреклонен, и мало уступал деревьям из породы дуба. Из-за одной пищи продав первородство, он был назван и Едомом, то есть земным. Посему и страна потомков Исава, говорит Священное Писание ( Быт.36:43 ), названа Идумеею, которую некогда покорили Иудеи и сделали совершенно непроходимою и необитаемою. На что же указывает Израильтянам смысл этого пророчества? Вот, думаю, на что: Иакова, говорит, возлюбил не ради чего другого, как за то, что он был муж нелукав, живый в дому ( Быт.25:27 ), – а Исава возненавидел, ибо он был земной и сквернитель, по слову блаженного Павла ( Евр.12:16 ). Таким образом, Иудеям необходимо было знать, что им не пришлось бы потерпеть опустошение и удаление из родины к иноплеменникам, если бы они подражали Иакову. Поскольку же они стали соревнователями и единонравными Исаву и оказывались идущими во след жестокости оного, то наконец и отданы врагам. Если же кто пожелает применить к этому изречению духовное созерцание, тот пусть размыслит о том, что Иаков толкуется (в переводе): запинатель, 1684 почему может быть образом (типом) —242— всякого запинающего грехи. Исав же, как я сказал, (толкуется) дуб 1685 и Едом – земной, 1686 – он —243— может служить образом всякого помышляющего одно только земное. Бог любит запинателя Иакова и возненавидел Исава непреклонного и жестокого, или Едома, то есть склонного к земному и духовным благам безрассудно предпочитающего временные и тленные. Так у преданных (земной) жизни добролюбивый Бог наш уничтожит наследие, ибо земное не прочно и не имеет непоколебимой устойчивости, – и что оно совершенно падет, как в образе укажет на это всецело запустевшее наследие Идумеев. Но преданный Богу будет иметь прочную и твердую надежду и провозглашать Подателю благ Богу, говоря: в руку твоею жребии мои ( Пс.30:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание обители Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока. Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07130

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

[англ. Baxter] Ричард (12.11.1615, Раутон - 8.12.1691, Лондон), пуританский богослов, св. англикан. Церкви (пам. 14 июня). Происходил из религ. семьи, начальное образование получил в нонконформистской школе в Роксетере. В 15-летнем возрасте после прочтения книги англ. иезуита Р. Парсонса, отредактированной протестантом Э. Банни и известной под заголовком «Решимость Банни» (Bunny " s Resolution), пережил религ. обращение. В 1633 г. на короткое время оказался при дворе, однако светская жизнь его не привлекла, и он вернулся домой и занялся самообразованием. В 1638 г. он был рукоположен во священника Вустерским англикан. еп. Дж. Торнборо и назначен помощником настоятеля на приход в Бриджднорте (1639), в 1641-1660 гг. служил на приходе в Киддерминстере. Несмотря на то что Б. разочаровался в епископальной системе и не стал подписывать «Et cetera oath» - присягу, подтверждавшую признание главенства епископального строя в Церкви Шотландии (1640), он не делал различий между англиканами, пресвитерианами и индепендентами, что обеспечило Б. возможность осуществлять свою пастырскую деятельность с большой эффективностью. С началом гражданской войны (1640) Б. ненадолго стал капелланом в армии парламента, но в 1647 г. окончательно оставил службу. В 1660 г. он принял деятельное участие в возведении на престол Карла II , при этом отверг предложенный ему сан епископа. В результате Б. изгнали из его прихода в Киддерминстере и запретили заниматься пастырской деятельностью. В 1661 г. он принял участие в Савойской конференции, на к-рой представил свои предложения по реформе Книги общих молитв , выдержанные в пуританском духе и ставшие известными как «Изъятия из Книги общих молитв» (Exceptions against the Book of Common Prayer), и проект самого Служебника. Хотя большинство предложений Б. были отклонены, они оказали влияние на подготовку Книги общих молитв 1662 г., к-рая и в наст. время употребляется в Церкви Англии. Поскольку Б. отказался подписать новый Акт о единообразии (1662), до низложения Якова II он подвергался различным преследованиям, с марта 1685 по нояб. 1686 г. находился в тюрьме. Б. принял участие в Славной революции, приведшей на трон Вильгельма III Оранского , к-рый издал Акт о веротерпимости (1688), положивший конец его преследованиям. Б. погребен в ц. Христа на Ньюгит-стрит в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/77400.html

Вероисповедным основанием лютеран. О. п. является составленная по инициативе светских властей Германии и принятая большинством лютеран. теологов «Книга согласия» (1580), издание и распространение к-рой положило конец мн. богословским дискуссиям, т. к. преподавателям теологии в университетах было предписано излагать учение, не противоречащее ее содержанию. Для богословского метода лютеран. О. п. характерны: ориентация на Библию как на высший источник истины и использование ее в качестве критерия, позволяющего отличать ортодоксальное учение от гетеродоксального (еретического) (от греч. τερδοξος - инакомыслящий, имеющий др. мнение); стремление к построению на основании рациональной интерпретации Библии единой системы богословских положений, которая охватывала бы все сферы познания и жизни; широкое использование аристотелевской логики и метафизики для обоснования вероучения и придания ему вида научного знания; привлечение для подтверждения теоретических положений обширного материла, почерпнутого из предшествующей богословской традиции (сочинений отцов Церкви, католич. теологов, основоположников Реформации). Содержавшие подробные обсуждения множества частных вопросов теологии, весьма крупные по объему и сложные по содержанию сочинения приверженцев О. п. во многом сближались с трактатами средневек. католич. схоластов, вслед. чего лютеран. ортодоксия нередко называется также протестант. схоластикой. Наиболее видными представителями лютеран. О. п. были: М. Хемниц (1522-1586), один из авторов «Формулы согласия»; И. Герхард (1582-1637), проф. теологии в Йене, автор 9-томного соч. «Богословские вопросы» (Loci theologici, 1610-1622); А. Калов (1612-1686), проф. теологии в Виттенберге, автор 12-томного соч. «Система богословских вопросов» (Systema Locorum theologicorum, 1655-1677), активный полемист с католиками, кальвинистами и социанами; И. А. Квенштедт (1617-1688), проф. теологии в Виттенберге, известный полемист и систематизатор, автор соч. «Дидактико-полемическое богословие» (Theologia didactico-polemica, 1685); Д. Холлац (1648-1713), автор соч. «Учебное изложение теологии» (Examen theologicum acroamaticum, 1707), последний крупный богослов лютеран. О. п.

http://pravenc.ru/text/2581579.html

Мирон [молдав. Costin Miron] (1633 - дек. 1691), молдав. политический деятель, летописец, поэт. В 1634 г. был вывезен в Польшу, поскольку его отец Янку Костин - гетман, представитель крупного боярства, подвергся преследованиям тур. властей и близкого к ним господаря Василе Лупу. К. мн. годы провел в Польше, и ему, как и всем членам его семьи, было даровано польск. дворянство и польск. гражданство. Обучался в иезуитской коллегии в Баре (Подолия). Получил разностороннее образование, знал лат., греч., слав., польск., укр. и молдав. языки. В молодости служил в польск. армии, принимал участие в военных действиях против укр. повстанцев Богдана Хмельницкого. В июне 1651 г. был участником Берестечской битвы, в к-рой укр. армия потерпела поражение от польск. войск. Вскоре вернулся в Молдавию, где началось его быстрое продвижение по служебной лестнице. К. взял в жены Иляну, внучку господаря Симеона Мовилэ, родственника митр. Киевского св. Петра (Могилы). К. стал одним из самых крупных землевладельцев Молдавии: ему принадлежало 89 сел. Большие богатства, семейные связи с ведущими боярскими фамилиями, а также разносторонние знания привлекли к нему внимание неск. молдав. господарей. К. давали поручения в качестве дипломатического представителя, он также принимал участие в военных действиях в Валахии, Трансильвании, Банате. В 1675 г. занял самый важный пост в Молдавском княжестве после господаря - пост великого логофета. В 1657 г. К. осуществил дипломатическую миссию в Валахию, в 1661 г. возглавил посольство в Польшу, а в апр. 1686 г. находился в Стамбуле в качестве посланника нового молдав. господаря Константина Кантемира. В 1689 г. ему было поручено вести переговоры с австр. властями, в результате чего в февр. 1690 г. в Сибиу был подписан австрийско-молдав. договор, по которому император обязывался оказывать помощь Молдавскому княжеству и поддержать наследственную династию Кантемиров. К. являлся сторонником сближения Молдавского княжества с Польшей, полагая таким путем освободить свою страну от османского господства. Однако в 1683 г. был вынужден в составе молдав. отрядов, входивших в состав тур. армии, участвовать в осаде Вены. Как и господарь Георге Дука и ряд др. бояр, К. попал в плен и был сослан в Польшу. Заслужил благоволение польск. кор. Яна Собеского, к-рый предоставил в его распоряжение замок в Дашаве, невдалеке от г. Стрый. Вернулся в Молдавию в 1685 г., но значительной роли в жизни гос-ва уже не играл. Будучи заподозрен в заговоре против господаря Константина Кантемира, был казнен по его приказу вместе со своим братом Величко.

http://pravenc.ru/text/2458865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Рылков; † 6.12.1696, Вел. Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Постриженик Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст. , с 5 сент. 1674 г. настоятель селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря , в 1681-1686 гг. архимандрит Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря , с 28 марта 1686 по 11 авг. 1688 г. архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . 18 дек. 1685 г. Е. добился подтверждения грамоты царя Алексея Михайловича (1652) о праве Макариева калязинского монастыря на сбор таможенных пошлин на торжке в с. Семендяеве Калязинского у. (ААЭ. Т. 4. 55. С. 74). 12 авг. 1688 г. Е. был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) . В янв. 1690 г. Е. участвовал в Соборе, на к-ром было зачитано покаянное исповедание Сильвестра (Медведева) , 5 окт. 1689 г. отлученного от Церкви за католич. т. зр. в отношении времени пресуществления Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) и с авг. того же года находившегося под арестом в Троице-Сергиевом монастыре. Собор постановил воссоединить Сильвестра с правосл. Церковью как мирянина и наложить на него епитимию (АИ. Т. 5. 194. Стб. 337-342). Впрочем, в работах некоторых исследователей высказывалось сомнение в факте проведения Собора (см.: Прозоровский А. И. Сильвестр (Медведев): Его жизнь и деятельность//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 4. С. 353-370; Богданов А. П. Моск. публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 400-409). 15 марта 1690 г. Е. участвовал в совершении таинства Елеосвящения над умирающим патриархом Иоакимом, присутствовал при погребении первосвятителя. Е. участвовал в интронизации патриарха Адриана (24 авг. 1690), в совершенных в Москве хиротониях укр. архиереев: Варлаама (Ясинского) во митрополита Киевского (31 авг. 1690), св. Феодосия (Углицкого) во архиепископа Черниговского (11 сент. 1692). 24 июля 1692 г. вместе с патриархом Адрианом Е. освящал новую трапезную ц. во имя прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре, при освящении присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи .

http://pravenc.ru/text/187715.html

Павел, митрополит Нижегородский и Алатырский Родился в городе Курмыше Нижегородской губернии. Как строгий блюститель христианских правил и уставов, он в сане иеромонаха был взят митрополитом Нижегородским Филаретом († 1694) в архиерейский дом и определен казначеем. На этой должности он оставался до 1686 года. Во все время управления архиерейским домом Павел, верный своему званию, пользовался полным доверием митрополита Филарета, облегчая, сколько было можно, его труды. Своим умом и благочестивой жизнью он стал известен даже патриарху. Поэтому по уходе на покой митрополита Нижегородского Филарета, вопреки существующей традиции, Павел прямо из иеромонахов 7 марта 1686 года был возведен в сан митрополита. Это избрание «благочестивейшего мужа на дело служения правильно и законно» совершено было патриархом Иоакимом (Савеловым, † 1690), митрополитом Казанским и Свияжским Адрианом († 1700) и «всеми присутствующими в царствующем граде архиереи». После возведения в сан митрополита Павлу дана была особая настольная грамота, которая хранилась в ризнице кафедрального собора. При митрополите Павле построена и освящена церковь Казанская «у реки Почайны» (1685), а прежний кафедральный Спасо-Преображенский собор весь был расписан внутри (1692). Преосвященный Павел отличался любовью к пустынножителям и заботился о монастырях, изыскивая средства к безбедному их содержанию. За два года до кончины он дал указание о построении в Нижнем Новгороде часовни в честь Иоанна Предтечи. В 1682 году Павел дал грамоту на построение в Островоезерском Троицком монастыре теплой церкви преподобного Михаила Малеина, а 31 августа 1688 года тому же монастырю дал грамоту на построение каменных церквей вместо деревянных. Дожив до глубокой старости, митрополит Павел тихо и мирно окончил благочестивую жизнь. Скончался он 26 сентября 1696 года. Погребен в Нижегородском кафедральном соборе. В 1834 году при перенесении архиерейских гробниц в новый кафедральный собор гроб митрополита Павла был обнаружен в целости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010