Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Кожевниках. Троицкая церковь в Кожевниках Карта и ближайшие объекты На месте существующей церкви ранее стояла деревянная Троицкая церковь. Современное здание было построено с 1686 по 1689 год, затем в 1722 году пристроена колокольня. Церковь сильно пострадала в 1920-х-1930-х годах, когда она была закрыта и лишилась завершений. В 1980-е годы была проведена обширная реставрация здания, которое планировалось превратить в концертный зал. Однако вместо этого здание было передано Русской православной церкви и освящено в 1992 году. В настоящее время действует. Церковь представляет собой пятиглавый квадратный в плане храм. Имеются три престола: главный, посвящённый Троице, в собственно здании церкви, ещё два — Кира и Иоанна, а также Параскевы — в пристроенном в начале XVIII века трапезной. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике. Построен в 1685—89 в Кожевенной слободе, сменив деревянную церковь, известную с 1625 года. В первой половине XVIII века к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы), в 1772 возведена колокольня. После поновления здания в 1899 году его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII века двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко. Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями. Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными. Монументальная трехъярусная колокольня — один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко. Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой.

http://sobory.ru/article/?object=03317

Обвинский Свято-Успенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Обвинский Свято-Успенский женский монастырь учрежден в 1905 году при Успенской приходской церкви на месте основанного в 1686 году, по случаю явления здесь иконы Успения Божией Матери, мужского монастыря, упраздненного в 1764 году. Позже, в 1937 году, монастырь был уничтожен. В мае 1997 года началось возрождение Обвинского монастыря. Содержание История [ править править код ] Летом 1685 года по реке Обве вблизи села Карагай шел крестьянин Родион Новиков в лес для своей работы и по дороге увидел идущих навстречу ему страшных людей большого роста, один из которых был с черными, а другой с огнеобразными волосами, а между ними четвероногое животное страшного вида. Испугавшись увиденное Родион сошел с дороги и у проходящих спросил: откуда и куда они идут? На что, они зверообразно рыкнули и сказали, что надо тебе от нас? И в это время с той же стороны леса явился светлого образа человек в белой как снег одежде. Увидев образ ангела, Родион услышал его глас: Мир ти, Родионе, кого видел ты на пути своем? Родион подробно ему все рассказал. Тогда светлообразный сказал ему: черновласый - есть немощь черная, огнеобразный – огневица лютая, а четвероногий – немощь скотская и от той немощи будет на скот мор великий. Все Господь Бог попустит на вас за грехи ваши, за матерную брань, за праздничную работу, за пьянство и за прелестное питие табачное. После чего ангел Родиону сказал: иди и расскажи во всех Обвинских странах и приходах у церквей и по деревням, чтобы духовного чина и мирские люди матерной бранью не бранились и великих грехов не творили, и в праздники Господние и Богоматери не работали, и друг друга любили и табачного пития не употребляли. И в Господние праздники и Богородичные дни приходили в молитвенные дома и молились Богу с любовью друг за друга о оставлении грехов, и о Небесном царствии и благоденствии своем. Еже ли сказания его послушают тогда Бог будет милостив и праведный гнев Свой отвратит, и поживут люди во благоденствии своем и в изобилии плодов земных. А если не послушают и от богомерзских грехов не отстанут, тогда помянутные немощи от них не взыдут, и будут моры великие, а на скота падеж и будут засухи и дожди безвременные, недород хлеба и глад.

http://azbyka.ru/palomnik/Обвинский_Свят...

Середа-Стратилатская. Церковь Феодора Стратилата. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:не позже 1858. Год утраты:приблизительно 1956 Адрес: Россия, Московская область, го Шаховская, с. Середа-Стратилатская Координаты: 55.894837, 35.503643 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Большая кирпичная церковь, строившаяся по частям всю 3-ю четв. XIX в. Главный престол Троицкий, боковые Казанский и Феодоровский, в трапезной Михаило-Архангельский и Ильинский престолы. Закрыта в 1930, сломана в 1950-х. На месте церкви построена сельская администрация и разбит газон. Старинное село Середа известно с 1574 года. В нач. XVII века местность была разорена пришедшими на русскую землю польско-литовскими интервентами. В писцовых книгах 1626 года говорится, что до пришествия незванных гостей здесь была " церковь древяна Федора Стратилата, в храме были образы, книги и свечи и всякое церковное строение и тое церковь со всем церковным строением сожгли литовские люди, а сожжена та церковь в 1611 году " . После Смутного времени эта земля, западнее Москвы, обездюдела. Долго ещё здесь не селились люди, лишь через пятидесятилетие этот край вновь стал заселяться русским людом, который и начал возводить дома и святые храмы. Известно, что в 1685 году на старом церковном месте поселенцам было разрешено построить новую деревянную церковь. В 1686 году храм был построен и обложен сразу же данью. В 1774-1776 гг. вместо обветшавшей, селяне выстроили новую, также деревянную церковь в архитектурном плане представлявшую три восьмерика на двойном четверике. В 1820-1850 годах в селе возведена довольно больших размеров кирпичная церковь, строившаяся по частям. Храм имел пять приделов. Главный престол был посвящён живоначальной Троице, боковые - Казанской иконы Божией Матери и Фёдора Стратилата, в трапезной располагались Михайло-Архангельский и Ильинский престолы. Старая деревянная церковь была аккуратно разобрана и в 1858 году перевезена в Пески, где сейчас и находится (переосвящена в честь Сретения Господня).

http://sobory.ru/article/?object=43671

Хозяйственные документы 1) Выпись с книг Перемышльского уезду письма и меры и межевания Стольника Еремея Ларионовича Пятова, да подъячего Зернова 193/1685 г. о вотчинах Троицкого Лютикова монастыря в подгородном стану. Тут же выпись с книг Воротынского уезду письма и меры и межеванья Михаила Петровича Свечина, да подьячего Саввы Рогачева 1686 года о вотчинах Архангельского монастыря, приписанных к Лютикову монастырю. В 1 / 4 долю листа на 111 страницах, в кожаном переплёте. 2) Ревизская сказка о вотчинах Троицкого Лютикова монастыря 1750 года, в лист на 20 страницах в кожаном переплете. 3) Высочайший Указ 1776 года сентября 3 дня, по коему учинена межа в Перемышльском уезде в Желоховом стану монастырскому озеру, называемому Карему, состоящему во владении Троицкого Лютикова монастыря у Архимандрита Геннадия с братией. Указ сей с находящимся в нем геометрическим специальным планом сего озера старшего землемера Премьер-Майора Антона Дьякова, есть тоже, что межевая книга; земли под озером числится четыре десятины две тысячи двести семнадцать квадратных сажень. 4) Высочайший Указ 1776 года сентября 3 дня, по коему учинена межа Псремышльского уезду Желохова стану Троицкому Лютикову монастырю с принадлежащей к тому монастырю землею, состоящей во владении того монастыря Архимандрита Геннадия с братией, с смежною землею бывшего оного монастыря, а ныне ведомства Коллегии Экономии села Козьмодамианского Корекозево тож. Всего земли за монастырем значится 13 десятин 2369 1 / 2 кв. сажень, а за исключением протока, водороин и болот 9 десятин 511 1 / 2 сажень. 5) Высочайший Указ 1800 года декабря 9 дня из Калужского Губернского Правления Перемышльскому Земскому Суду с приложением выписки из ведомости Казенной Палаты, сколько к состоящим по Калужской Губернии монастырям и от каких именно селений, какой земли назначено было к отводу. Из этой выписки видно, что во владении Троицкого Лютикова монастыря числилось под усадьбою 2 десятины, сенных покосов 11 десятин 2369 кв. сажень, под Карем озером 4 десятины 2217 кв. сажень. Итого 18 десятин 1986 сажень. Дополнено по Указу 1800 года декабря 9 дня от монастырских ворот к Востоку 45 сажень, на полдень 190 сажень, на Север 30 сажень на Запад к числу их сенокоса с рощей при монастыре, да к небольшой рощи, что с четверть версты от монастыря следует дополнение 18 десятин 31 кв. сажень. Копия с сего Указа на гербовом листе хранится в монастырском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Введенский женский монастырь (Орёл) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Введенский монастырь основан в 1685 году, здесь хранится почитаемый чудотворным список Балыкинской иконы Божией Матери. Содержание История [ править править код ] Монастырь стал строиться в 1685-1686 годах в Орле, на месте сгоревшего храма во имя Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Построенная церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь получил свое название по наименованию своей главной церкви — Введенский. В 1769-1770 над вратами монастыря возведена Тихвинская церковь. К первой трети XIX века монастырь становится истинным украшением Орла, жители вносят в его устроение значительные пожертвования. Он ограждается каменными стенами с башнями по углам. Центром монастыря становится Введенская церковь с колокольней, которая отстроена заново из камня. На самой территории монастыря размещены порядка 75 отдельных небольших деревянных домиков — келий для монахинь. Но в 1843 году монастырь полностью сгорает в результате страшного пожара. Без крова над головой оказались двести его насельниц. Несмотря на постигшее бедствие, сестры не согласились на переход в другие епархии и несколько лет жили в богадельнях. В 1844 году Указом Синода новым местом для монастыря определено за городом, на высоком берегу Оки. Монастырь решено восстановить в уединенном месте, на территории вокруг приходской Христорождественской церкви с колокольней. И в 1848 года возрожденный Введенский монастырь официально, в торжественной обстановке открывается. В 60-е годы XIX века монастырь строится, расширяется. В нем опять 75 монашеских келий. А в 1865 году епископом Орловским Поликарпом была освящена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На стене храма сохранилась до сих пор, несмотря на страшные годы безбожия, фреска с изображением священномученика Поликарпа Смирнского — небесного покровителя епископа. В эти годы Введенский монастырь становится общежительным. Игумения и сестры обращаются за советами и за молитвенной помощью к Оптинским старцам.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Москва. Церковь Бориса и Глеба на Поварской. Борисоглебская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисоглебская церковь известна по историческим источникам с 1635 года. Она простояла до 1685 года, когда старый однопрестольный храм сгорел во время одного из московских пожаров. Вместо него, в 1691 году, был возведён новый каменный храм с главным престолом, освящённым во имя Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса Христа. В церковной трапезной были устроены Борисоглебский и Смоленский приделы. В 1799-1802 годы на пожертвования прихожан на этом месте была построена новая однокупольная церковь в стиле классицизма. При обновлении храма в 1881 году его придел в честь Смоленской иконы Божией Матери был переименован в честь святителей Московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Храм снискал себе известность тем, что в нём находилась икона Нерукотворного Спаса, написанная известным иконописцем Симоном Ушаковым. По имени этого храма получил название существующий и поныне Борисоглебский переулок. В 1933 году церковь во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба по постановлению Моссовета была закрыта, а в 1936 году её полностью разрушили. Позже на её месте, по адресу Поварская, 32 было построено здание Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, в 1993 году переименованного в Российскую Академию музыки им. Гнесиных. В 2007 году на месте разрушенной церкви был установлен памятный знак. Впервые эта церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего приказа под 1635 годом. Однопрестольный деревянный храм сгорел в 1685 г., и на его месте в 1686–1690 гг. был построен каменный с главным престолом Спаса Нерукотворного образа и приделами в трапезной – благоверных князей Бориса и Глеба и Смоленской иконы Божией Матери. В 1799–1802 гг. на старом месте на средства П.Н. Жеребцова возвели новый храм в стилистике раннего ампира с большим куполом и невысокой колокольней. Обгоревший и полуразрушенный в 1812 г., он был восстановлен к ноябрю 1819 г. и в течение всего XIX века неоднократно поновлялся. С 1878 г. при церкви существовала небольшая богадельня. Во время ремонта 1881 г. правый придел Смоленской иконы Божией Матери переосвятили в честь четырех московских святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В Борисоглебском храме имелось немало почитаемых святынь.

http://sobory.ru/article/?object=34521

Сретенский женский монастырь (Гороховец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный женский монастырь Русской православной церкви, находится на центральной площади города Гороховца. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона. Содержание История [ править править код ] Сретенский Гороховецкий женский монастырь основан по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1658 г. в центре посада Гороховца. Обитель строилась на средства вкладчиков гороховчан, а также Семена и Михаила Никифоровых-Ершовых. Свое название монастырь получил исторически, так как был основан при церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. После 20 лет существования в монастыре уже проживало 44 сестры, а в 1722 г.- игумения и 69 сестер. В 1671 году по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II вместо обветшавшего Сретенского храма возведен деревянный двухэтажный собор, верхняя церковь освящена в честь Сретения Владимирской иконы, нижняя, теплая,- во имя прп. Сергия Радонежского. В 1685-1686 гг. был построен холодный каменный Сретенский собор - бесстолпный 2-светный четверик с 3-частной апсидой. Храм увенчан 5 куполами, украшенных аркатурными поясками. Около 1686 г. в восточной части Гороховецкого монастыря был сооружен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана 20 марта 1700 г. началось строительство уже кирпичного Сергиевского храма. И в 1703г. церковь была сооружена. Немалый вклад в строительство Сергиевской церкви произвел посадский человек города Гороховца Григорий Ширяев. Сергиевский храм, поставленный к востоку от Сретенской церкви, типичен для архитектуры Гороховца нач. XVIII в.: четверик с 2-скатной кровлей увенчан луковичной главой на барабане, украшенном аркатурным пояском. Фасады четверика завершены карнизом и рядом кокошников, углы отмечены пилястрами, арочные окна обрамлены простыми наличниками. Храм установлен на подклет, разделенный на множество помещений, имеющих отдельные входы и перекрытых низкими коробовыми сводами. В трапезной сохранилась изразцовая печь XVIII в. В 1-й пол. XVIII в. на одной оси с храмами к западу была построена колокольня, в ее нижней части находятся святые врата, выше - восьмерик и ярус звона, увенчанный шатром.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_жен...

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил уникальный сборник «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676–1686 гг. Исследования и документы». В нем опубликовано множество новых важнейших архивных документов, проливающих дополнительный свет на обстоятельства этого воссоединения. О том, чем актуальна эта книга и что она неопровержимо доказывает, мы беседуем с руководителем центра «Православная энциклопедия» Сергеем Леонидовичем Кравцом. Первый лист грамоты Государей Ивана и Петра Алексеевича гетману Ивану Самойловичу, середина ноября 1685 г. © ЦНЦ «Православная энциклопедия» – Сергей Леонидович, позвольте вас поздравить с такой уникальной научной работой – огромный 900-страничный том, сделанный, насколько я знаю, в достаточно сжатые сроки. Скажите, пожалуйста, чем вызвано появление этой книги и на какие вопросы она отвечает? – Большое спасибо за поздравления! Действительно, очень важны для нас были сроки издания этого труда. К работе над ним мы приступили осенью 2017 года. Большую часть времени мы потратили на выявление материалов в целом ряде архивов: Российском Государственном архиве древних актов, Государственном Историческом Музее древних рукописей, Отделе рукописей Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и некоторых других. Для работы над томом был собран уникальный научный коллектив. Его возглавил доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Борис Николаевич Флоря. В создании сборника также принимали участие доктор филологических наук Дмитрий Евгеньевич Афиногенов, кандидат богословия священник Михаил Желтов , кандидаты исторических наук. К.А. Кочегаров, Н.П. Чеснокова, М.Р. Яфарова. Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676–1686 гг. Исследования и документы. – М. ЦНЦ «ПЭ», 2019. – 912 с. ISBN 978–5–89572–074–5 Всего в книге опубликовано 246 документов. Из них около 200 публикуются впервые. Ранее ведь никогда не анализировался весь комплекс документов о предыстории, обстоятельствах и конкретной истории посольства, направленного в Стамбул для решения вопроса о воссоединении Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Причем речь идет об анализе документов, иногда по каждому дню того или иного процесса или события, а иногда даже по часам. Эти статейные отчеты никогда ранее не публиковались, это очень большой материал. Любые наши утверждения, которые возникли в результате исследования этих текстов, мы можем подтвердить десятками текстов, которые говорят об одном и том же, – текстов разных людей из разных мест, направленных разным лицам.

http://pravoslavie.ru/122077.html

Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии 25 травня 2007 р. 15:59 Иеромонахи Иоанникий (в миру — Иоанн, 1633–1717) и Софроний (в миру — Спиридон, 1652–1730) Лихуды, греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон — монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками. Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем Академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году. В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых из Малороссии. За три года учителя успели пройти целый курс, состоявший из грамматики, пиитики, риторики, логики и физики частью на греческом, частью на латинском языках. Ученики их говорили на обоих языках и перевели несколько книг, а старшие из них начинали и сами заниматься обучением начинающих. В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии. В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде. В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205115...

Введенский Орловский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Введенский женский монастырь города Орла с 1685 находился при Введенской церкви, в центре города. После пожара в 1843 переведён к Христорождественской церкви на южной окраине города, за Окой. Открыт на новом месте в 1848. Ограда с башнями выстроена в 1850-х, келейные корпуса 2-й пол. XIX в., к 1917 многолюден. Закрыт в 1923, постройки переданы под жильё. Восстановлен на части территории в 1995. Содержание История [ править править код ] 1686 г. – основание монастыря. Начал строиться на Орле городе на церковной земле сго­ревшего храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский. 17 в. Иллюстр. с форзаца книги «Летопись Орловского Введенского монастыря» (2013) 1769–1770 гг. – над вратами построена Тихвинская церковь С 1821 по 1845 г. монастырем управляла схиигумения Серафима (Соковнина), подвижница благочестия, которая со смирением, любовью и строгостью пасла вверенные ей души. Неся игуменское служение, она не оставляла подвигов постничества, нестяжания, безмолвия и своей подвижнической жизнью подавала насельницам лучший пример всеце­лого горения души к Богу. Чуждая всякого саможаления жизнь ее вызывала изумление людей прежнего ее круга – богатых дворян, сановников и литераторов – и удивила даже императрицу Александру, пожелавшую в 1837 г. посетить келью игуменьи-схимницы. Матушка явилась великой молитвен­ницей, в предстательство которой свято верили насельницы монастыря (верят и сейчас – и документы о житии схиигумении Сера­фи­мы переданы в Синодальную Комиссию по канонизации святых). Иллюстрация из книги «Жизнеописание схиигумении Серафимы, настоятель­ницы Орловского Введенского монастыря», изданной трудами насельниц обители в 2003 г. В первой трети XIX в. Введенский монастырь приобрел благо­устроен­ный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре стояла заново отстроенная из камня Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелось около 75 деревянных монашеских келлий (отдельных деревянных домиков). Благодаря многочисленным пожертвованиям и благожелательному отношению со стороны жителей г. Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010