Допечатание Ветхого Завета на славянском языке не было осуществлено, но Новый Завет был допечатан в типографии Александро-Невского монастыря 369 . Русско-голландские связи продолжали существовать и в послепетровскую эпоху, оказывая влияние и на духовную школу в Петербурге. Как уже было сказано выше, один из учащихся Славяно-греко-латинской семинарии, М. Клевецкий, в 1766 г. был послан в Лейден для получения высшего образования; по возвращении в Россию в 1772 г. он стал преподавателем в родной семинарии 370 . В том же, 1766 г. москвич В. Багрянский также был отправлен в Лейденский университет, где обучался философии, истории, еврейскому, греческому и французскому языкам. По возвращении в Россию в 1776 г. он был пострижен в монашество, а в 1782−1783 гг. занимал должность ректора Александро-Невской семинарии в сане архимандрита 371 . Переходя к истории православно-реформатских отношений в XIX столетии, следует отметить, что в этот период Россия, в силу исторических и географических факторов, имела меньше церковных и политических связей с реформаторами, чем с лютеранами. И тем более интересны и значимы те факты из истории православно-реформатских связей, которые имеют отношение к СПбДА. В 1860 г. в «Христианском чтении» появилась статья «О святейшем таинстве Евхаристии против реформаторов» 372 . Автор статьи осуществил подробный анализ учения реформаторов о Евхаристии и подверг критике их рационалистический подход к этому таинству, которое они со времен Цвингли и Кальвина рассматривают лишь в символическом аспекте. В следующем, 1861 г. в «Христианском чтении» появилась обстоятельная статья протоиерея А. Судакова «Реформатская Церковь в Голландии» 373 , где изложена краткая история Реформатской Церкви в Голландии и состояние ее в середине XIX в. Почти 10 лет спустя тот же автор в развитие данной темы опубликовал статью «Нидерландская Реформатская Церковь в ее отношении к государству и к другим религиозным обществам» 374 . Интересна также статья епископа Таврического и Симферопольского Гурия «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ», помещенная в «Христианском чтении» 375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Николаевский, в Белгороде, основан в 1599 г.; по штатам 1764 третьего класса. [III, 471.] С 1833 г. 2-го класса; уничтожен 14 нояб. 1842. Строители Никифор , игум., 1599. Симон , в окт. 1633. Геласий , 1634, 8 янв., в авг. 1635. Иов Гонюков , 1638–44. Алексий , 1646. Геласий , в июле 1647. Архимандриты Кирилл , игум., 1649–65; архим. 1670, 1678, 80. Феодосий , 1683 и 84. Киприан , 1690–92. Иона , 1697–99. Филарет , 1705–8. Аарон , 1720–22. ? Платон Малиновский , с 1729. Иларион Григорович 1738 перев. из Изюмского Святогорского, а 1740 – в Саввин Сторожевский. Афанасий Топольский 1741 перев. в Харьковский Покровский; упом. 30 мая (sic) 1742. Гедеон Антонский , 1742–44. Авксентий Кувичицкий , 1744–52. Пахомий Липский , 1754–56. Варлаам (Тещинский) из Михайловой пустыни? (Ист. Иер., V, 78) – в Краснокутский; член консистории в авг. 1748, 1756–58. Гервасий , 1759–64, перев. в Акатов. Матфей Млодзинский , 1764–1766, в Святогорске. Игумены Лаврентий Кордет , из игум. Озерянской пустыни, 1766–68, перев. в Святогорский. 192 Наркисс Кветка , из Обоянского Знаменского, 1768–70, перев. в Куряжский. Исаия Илляшевич перев. из Коренной пустыни, 13 сент. 1770–78. Александр , 1778–80. Иерофей , 1780 и 81. Геннадий , 1781–84. Иустин Трипольский 1784 перев. из Спасо-Мирожского; упом. 1789, 1791–1797, перев. в Акатов. [? Иосиф Лазарев , 12 окт. 1788.] Архимандриты Иеракс , 1800–7. Иосиф Величковский , 1807–9, 23 июня перев. в Переяславский Даниилов. Андрей , 1809–18, перев. в Молчанский. Иоасаф Юнаков , 1818–29, перев. в Курский Знаменский. Анатолий Мартыновский , 1829–32, перев. в Новгородский Антониев. Елпидифор Бенедиктов , 1832 и 33. После в Акатове. Игнатий , 1834 и 35. Агафадор , с 1835. Варлаам Успенский 1837 перев. из Белгородского Николаевского; 31 янв. 1843 хирот. в викария Киевского. Иероним , игум., 1843–45. В 1845 – 60 управлял архиерей Илиодор , 1861–9, тоже архим. Сергий . 11 Духова (Новодевича, Свято-Духовского Киево-Печерского, упразднённого) [В Ист. Иер. нет]: Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор Николая Чудотворца старше города - он был построен в 1766 г., а город получил свой статус в 1777 г. С этого времени Никольский собор стал городским. Удивительно, что в это время в небольшом селе (а Мышкин на тот момент не имел статус города) появилось такое масштабное каменное здание. Да ещё и всего за три года. История строительства этого собора довольно интересна. Александр Петрович Березин, купец 1-ой гильдии, городской голова города Санкт-Петербурга, родился в семье крестьян в селе Еремейцево, неподалеку от Мышкина. Его отец был очень беден и был вынужден заложить в мышкинском трактире икону Святого Николая Чудотворца. Спустя более чем четверть века разбогатевший Александр смог выкупить образ обратно и считал чудом тот факт, что родовая икона никуда не пропала за это время. В память об этом Березин построил в Мышкине на свои средства церковь. Всю жизнь он вёл активную благотворительную деятельность и построил три храма: помимо мышкинского храма ещё были возведены Вознесенская церковь в Круглицах (в настоящее время Охотино) неподалеку от Мышкина и в Петербурге. Никольский собор был возведен в 1766-1769 г.г. (по другим данным в 1764 г.) как приходской храм с престолами в честь князей Бориса и Глеба и Александра Невского. Архитектор здания неизвестен. Существует версия, что проект был подготовлен П.Я. Паньковым. Собор построен в классическом стиле. Куб правильной формы создаёт основное пространство здания. С западной стороны к нему пристроена достаточно большая трапезная. Когда-то рядом с ней находилась достаточно внушительная колокольня. Облик здания формирует широкий световой барабан с достаточно большими округлыми окнами. Он богато декорирован лепниной и увенчан широким куполом с миниатюрной луковичной главкой. Фасады украшены дорическими пилястрами и архивольтами. Достаточно широкие окна декорированы скромными симметричными арками. Фасады основного здания с северной и южной стороны украшены колоннами с треугольным фронтонами. В XIX в. перед храмом была возведена скромная часовенка в шатровом стиле.

http://sobory.ru/article/?object=03189

Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Сооружение собора длилось 40 лет, оно стало важным этапом в развитии рус. строительной практики как по грандиозности постройки, так и по сложности инженерных задач. После того как разобрали большую часть старой церкви (кирпич пошел в 1823 на постройки Монферрана в Екатерингофе), началось возведение монолитного фундамента (1818-1827), который должен был ослабить деформацию несущих конструкций при неравномерной осадке. Фундамент собора установлен на 24 тыс. просмоленных сосновых свай, под всей площадью здания между рядами камня проходит кладка высотой более 7 м с гранитными блоками (из окрестностей г.

http://pravenc.ru/text/674760.html

Леонтий или Лев 911–928 . Афанасий или Анастасий 931. Николай I. Хритсофор, Христодор или Христодул I 936. Агафон. Иоанн VI. Христофор или Христодул II. Фома II. Иосиф II. Александр. Агапий. Иеремия или Орест ок. 980. Феофил. Арсений в нач. XI в. Иордан. Никифор 1048. Мина 1044. Софроний II 1059. Mapk II 1065. Евфимий. Симеон II 1099. Агапий I. Савва I в конце XI и в нач. XII в. Евхерий. Макарий III. Uakob II . Арсений II 1146. Иоанн VII (или Николай) 1156. Никифор II 1166. Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досифей I (с 1190 г. патриарх Константинопольский). Феофан в нач. XIII в. Григорий I 1261–1288. Афанасий III при Михаиле Палеологе. Фаддей 1298. Софроний III. Афанасий IV в нач. XIV в. Гавриил Брула. Афанасий IV (вторично). Лазарь ок. 1330. Герасим антипатриарх. Лазарь (вторично) 1367. Софроний IV. Дорофей I в конце XIV в. Феофил II. Феофан II. Иоаким 1438. Феофан III. Авраам † 1468. Uakob III . Mapk III . Григорий II. Дорофей II. в средине XVI в. Герман II 1534–1579. Софроний V 1579–1607. Феофан IV 1608–1644. Паисий I 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II 1669–1707. Хрисанф 1707–1731. Мелетий 1732–1737. Парфений 1737–1766. Ефрем II 1766–1771. Софроний VI 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанасий V 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875–1883. Никодим 1883–1890. Герасим 1891–1897. Дамиан I 1897. Е. Римские папы Св. Петр † 37 июня 29. Св. Лин 67–79. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Еварест 100–109. Александр I 109–119. Сикст 119–128. Телесфор 128–139. Гигин 139–142. Пий 142–157. Аникита 157–168. Сотер 168–176. Елевферий 177–190. Виктор I 190–202. Зефирия 202–218. Каллист I 218–223. Урбан I 223–230. Понтиан 230–235. Св. Антер (Анфир) 235–236. Св. Фабиан (Фавий) 236–250. Корнилий 251–252. Новатиан антипапа † 268. Лукий 252–253. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Дионисий 259–269. Феликс I 269–274. Евтихиан 275–283. Кай 283–296. Маркеллин 296–304. Св. Маркелл 304 или 308–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После вечерни обедал и, вместе, ужинал, кушая кашицу с сухарями. Префектом семинарии и учителем риторики был в то время друг о. Гавриила, принявший от руки его иноческое пострижение, иеромонах Платон Левшин , впоследствии знаменитый митрополит Московский. В 1761 году, 8 августа, о. Гавриил определен ректором и учителем богословия в Московскую академию и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В том же году Высочайшим указом архимандриту Гавриилу дано право «в рассуждении знатной степени и ректорства иметь на мантии скрижали и посох с яблоками». Ученая деятельность и строгая подвижническая жизнь архимандрита Гавриила обратили на него внимание духовных и светских сановников. И он в 1763 году был назначен епископом в Тверь. Хиротония над ним совершена была 6 декабря в Петербурге, в кафедральном Петропавловском соборе, Новгородским митрополитом Димитрием Сеченовым, при участии архиепископов: С.-Петербургского Гавриила Кременецкого и Белорусского Георгия Конисского . В Твери новый архипастырь прожил не более двух лет. Императрица Екатерина II, неоднократно слыша о нем благоприятные отзывы, рескриптом вызвала его в Петербург для занятий, относящихся ко благу Церкви и отечества. В 1766 году преосвященный Гавриил вместе с Псковским преосвященным Иннокентием и законоучителем цесаревича архимандритом Платоном Левшиным , по повелению Государыни, составляли проект преобразования духовных школ, который и был одобрен ею. Тогда же Государыня поручила названным святителям и архимандриту Платону рассмотреть, в качестве представителей духовенства, знаменитый «Наказ» ее комиссии о составлении нового уложения. Довольная их отзывом, Императрица пригласила их с собою в Москву на торжественное открытие комиссии. Имея задачей пересмотреть все государственные уставы и права всех сословий, комиссия эта должна была иметь важное влияние и на состояние Российской Церкви. В 1766 году, 30 августа, в день святого благоверного князя Александра Невского, Императрица беседовала с преосвященным Гавриилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

К началу XVIII в. деревянная Петропавловская церковь обветшала, и 25 апреля 1702 года брянские стряпчие Ф. и П. Саловы обратились в Патриарший приказ с просьбой о разрешении построить в монастыре новый храм для поминовения своих родителей. В том же году был возведен каменный собор в честь Введения во храм Богородицы с теплым приделом во имя апостолов Петра и Павла; в 1755 году по прошению купца И.А. Никулина в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1781 году на святых вратах построили деревянную церковь во имя пророка Илии. В первой половине XVIII века монастырь владел сёлами Полпино, Городище на реке Десне, деревней Ходиловичи, мельницей на реке Снежети, земельными участками в Брянске, монастырю принадлежали 1423 крестьянина. На землях обители находились Полпинская и Белобережская пустыни, до 1764 года к монастырю был приписан Поликарпов монастырь, братия монастыря устроила несколько скитов в Брянском уезде. В 1766 году монастырь был причислен к третьему классу, до этого времени настоятели обители имели сан архимандрита, с 1766 года - сан игумена. В 1796 году монастырю было передано имущество упраздненного Брянского Вознесенского женского монастыря. При монастыре действовало уездное духовное училище, находившееся в ведении Орловской духовной семинарии. В начале XIX века монастырь пришёл в запустение и указом Синода от 17 сентября 1831 года был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий монастырь в Ельце. 18 ноября 1833 года обитель восстановили как женский по ходатайству и на средства купцов И. и К. Семыкиных. При игумене Иринархе (1837-1854 годы) в монастыре были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория монастыря. При игумене Амфилохии (1854-1871 годы) вместо обветшавшей Ильинской церкви на святых вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с четырьмя престолами: верхними - в честь Сретения Господня и во имя великомученицы Екатерины и нижними - в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя пророка Илии; возведены два каменных келейных корпуса. 18 ноября 1875 года при монастыре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 году в монастыре устроили водопровод, в 1911 году был поставлен больничный корпус. В 1914 году в больнице и гостинице монастыря разместился военный госпиталь. В 1836 году в монастыре жили 14 насельниц, в 1871 году - 161, в 1917 году - 176 монахинь и послушниц, к этому времени монастырь владел 108 десятинами земли.

http://sobory.ru/article/?object=07767

В 1994 г. на Китай-горе была обнаружена неизвестная ранее пещера; протяженность доступных проходов в пещере ок. 25 м. При расчистке пола археологи нашли фрагменты изразцов, заготовки для ложки-баклуши из липы. В глубине пещеры исследовано помещение, по 3-частному делению атрибутированное как церковь. На престоле находился равноконечный крест, вырезанный из липы. Анализ полученного материала дал основания участнику экспедиции археологу М. М. Стрихарю предположить, что эта пещера могла служить местом подвигов затворника Досифея или его современника. Святыни Ковчег с частицами мощей 12 апостолов, праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы; ковчег с мощами 40 святых; мощи юродивого прп. Феофила (с 2009 в монастырском храме Двенадцати апостолов); вериги прп. Феофила; список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери «Закланная»; икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей; икона мч. Трифона с частицей мощей; икона блгв. кн. Даниила Московского с частицей мощей; икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; епитрахиль и поручи прп. Серафима; икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей. У сев. стены Троицкого храма под спудом находятся мощи прп. Досифея (на предполагаемом месте захоронения устроен кенотаф). Особое почитание прп. Серафима в обители объясняется тем, что, по преданию, в 1776 г. именно здесь старец Досифей благословил на монашеский подвиг Прохора Мошнина (прп. Серафима). Арх.: ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 7594. Л. 115-116 зв., 129; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 19. 1725-1760 гг. 319 л.; Д. 81. 1746 г. 4 л.; Д. 96. 1749-1758 гг. 60 л.; Д. 108а. 1752 г. 3 л.; Д. 160. 1757-1782 гг. 7 л.; Д. 194. 1760-1766 гг. 37 л.; Д. 258. 1763-1764 гг. 8 л.; Д. 308. 1766 г. 11 л.; Д. 566. 1781 г. 101 л.; Д. 2029. 1844 г. 18 л.; Оп. 2 общ. Д. 372. 76 л., 1892-1901 гг.; Оп. 3 общ. Д. 726. Л. 1; Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4; Д. 783; Оп. 1 бухг. Д. 2378; Ф. 725. Оп. 1. Д. 40. 1912 г. 25 л.; Д. 63. 1911-1914 гг. 6 л.; НБУВ ИР. Ф. 160. 491; Стрихарь М. Н. и др. Отчет об архитектурно-археологических исследованиях пещер Китаевского Св.-Троицкого скита XVII в. в Киеве: Ркп.//Науч. архив ИАНАНУ. К., 1994. 12 л.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Но при этом нельзя не сказать, что Душан действительно давал (в 1347 и 1354 г.) лестные для папы обещания, и что в его правление католики нечто успели сделать в свою пользу. Так при нем католики выгнали из Стона православных монахов, переселившихся (1347 г.) отсюда в иерусалимский монастырь, и бывший в Стоне православный монастырь св. Николая отдали Францисканам. С этих пор православие совсем было вытеснено из Стона, и католицизм окончательно утвердился во всех владениях Дубровника 98 . Так много у пап было попыток подчинить себе Сербию! Подобные попытки не прекращаются и доселе 99 . На долю сербов досталось потерпеть и от греков–фанариотов. Вскоре после переселения сербов в Австрию, греки стали давать Сербии своих епископов и по временам сеяли вражду между народом и духовенством. По закрытии же печской патриархии и подчинении её Константинопольскому патриарху, они вытеснили всех сербских епископов из их епархий 100 , и на место пх поставили греков. Изгнанные удалились в свою посестриму – Черногорию к тамошнему владыке Савве Петровичу. Савва просил московского митрополита Платона ходатайствовать пред русским св. Синодом о возвращении их на свои места. Но просьба эта осталась без последствий, и, может быть, даже не дошла по назначению 101 . Несколько времени беспокоило православных сербов и Богомильство. – Эта «бабунска речь» с своим народнославянским характером и мнимо-евангельским стремлением из Болгарии проникла в Сербию в X веке 102 , и, благодаря внутренним неурядицам государства, быстро здесь усилилась, особенно среди высших классов общества. Немани и сын его архиепископ Савва значительно ослабили эту ересь, но потом она снова стала усиливаться. – Вследствие обличений Никодима, архиепископа сербского (у 1325 г.) и латинских монахов, присланных в Сербию папами Григорием IV и Бонифатием VIII, она приутихла, но не исчезла. Душан велел казнить еретиков, и ересь стала еще более слабеть, а после покорения Сербии Турциею она в Сербии вовсе прекратилась 103 . Состояние, иерархии Первоначально Сербия не имела собственной иерархии, а состояла в церковной зависимости то от Рима, то от Византии или Болгарии (640– 1222 г.), потом учреждена была сербская архиепископия (1222– 1345 г.), затем – патриархат (1346 – 1766 г.), который заменила митрополия (с 1766 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010