Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 1599 окт. 2 – 1605 годах. Елиссей Плетенецкий , с 22 февр. 1605, из архим. Лещинского монастыря; † 19 окт. 1624. Захарий Копыстенский , с 1624; † 8 апр. 1626. Пётр Могила , воеводич Молдавский, с 1626; 8 апр. 1633 хирот. в митр. Киевского, оставаясь и архим. Лавры; † 31 дек. 1646. [Игум. Иринарх , февр. – май 1646]. Иосиф Тризна 1647 перев. из Виленского Святодухова монастыря; † в 1655. Иннокентий Гизель в 1656 перев. из Киево-Николаевского монастыря; † 24 февр. 1684. Варлаам Ясинский 3 июня 1684 перев. из Киево-Николаевского монастыря; 31 авг. 1690 хирот. в митр. Киевского. Мелетий Вуяхевич произведён 9 дек. 1690; † 6 февр. 1697. Иоасаф Кроковский 29 июня 1697 перев. из Киево-Николаевского; 15 авг. 1708 хирот. в митр. Киевского. Иларион , из наместн. Лавры, в 1709 правил 9 недель; † ... Афанасий Миславский , из соборных иеромонахов, произведён 20 июля 1710; † в 1714. Иоанникий Сенютович 24 июля 1715 перев. из Киево-Михайловского монастыря; † 12 нояб. 1729. Роман Копа , 12 июня 1730, из наместн. Лавры; † 13 сент. 1736. Иларион Негребецкий , 8 мая 1737, из игум. Змиевского приписного к Лавре монастыря; † 8 янв. 1740. Тимофей Щербатский 14 апр. 1740 перев. из Киево-Михайловского монастыря; 10 мар. 1748 хирот. в митр. Киевского. Иосиф Оранский 29 окт. 1748 перев. из Слуцкого Троицкого монастыря; † 8 окт. 1751. Лука Белоусович , из наместн. Свенского монастыря, 21 июня 1752; † 30 мар. 17 61. Зосима Валькевич , 21 мая 1762, из иеромонахов Лавры; 10 апр. 1786 уволен; † 13 мар. 1793. С 10 апр. 1786 Лаврой управляют Киевские митрополиты. 2 Михайловский Златоверхий, в Киеве, основан в исх. XI века; но после Батыева нашествия оставался в развалинах; возобновлён в начале XVI столетия; архимандрия с 1734 г.; первоклассный с 10 апр. 1786. С 1799 пребывают в нём и управляют Киевские викарии [IV, 184]. Игумены Макарий , возобновитель, в 1522–26 Герасим , по 1542. Филарет , 1543 и 1544. Иона , до 1553. Симеон , 1554–1563, дек. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Донского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:не ранее 1684. В конце 1990-х к колокольне пристроена апсида и в ней обустроена церковь. Адрес: г. Москва, улица Бутырская, д. 56 Координаты: 55.80095, 37.58383 Проезд:м. " Савеловская " , м. " Дмитровская " ; троллейбус 3, 29, 29к, 47, 56, 78, автобус 87, 206 до ост. " Бутырская ул., 46 " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1680-е – 1690-е годы в Москве было возведено три надвратных шатровых колокольни - при храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках, свт. Николая Явленного на Арбате и Живоначальной Троицы в Зубове. Первые упоминания о полковом храме Бутырского стрелецкого полка – «Царской гвардии», как называли его иноземцы, относятся к 1650 годам, когда он был еще деревянным. В 1682-1684 годы был на средства полка выстроен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время царская семья не оставляла своим вниманием и Бутырский полк, и сам храма. В 1680-е годы молодые государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич делают богатые вклады в него. Примерно в 80 саженях от храма находилась ограда и ворота на храмовый двор. Над этими воротами возвели высокую шатровую колокольню. Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе – четверике – устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус – восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. Точное количество колоколов в подборе пока не установлено. На период конца XIX – начала ХХ  века сведения имеются только о двух колоколах. Большой колокол – благовестник – весом в 312 пудов был отлит на заводе Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название «С нами Бог». Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году.

http://sobory.ru/article/?object=60689

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Гавриил. Икона. Нач. XXI в. (22.03.1684, дер. Зверки близ Заблудува (рус. Заблудово), Польша - 20.04.1690, Белосток, там же), мч. (пам. 20 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток). Г. был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии . 11 апр. 1690 г. Г. был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской иудаистской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался. Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, к-рые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Г. был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты к-рого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской». В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Г. и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Г. остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский мон-рь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения мон-ря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения К-польского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Г. в слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике (Литовские ЕВ. 1885. 35. С. 346).

http://pravenc.ru/text/161257.html

Основным источником сведений об И. является его Житие, известное в неск. редакциях. По всей видимости, 1-я, краткая, редакция была создана во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (ныне в пос. Фролищи Володарского р-на Нижегородской обл.) между 1686 и 1690 гг. диак. Григорием, писавшим «по просьбе монаха Даниила Евреянина» (время ее написания определяется на основании того, что в ней упоминается обновление суздальского собора и постройка архиерейского дома в 1684-1690, но ничего не говорится о возведении более поздних церквей). Как следует из Жития, оно было дополнено келейником И. иером. Мефодием, который «повеле в оных на краех истинная извещения написати, да не будет впредь чтущим и послушающим Жития его раздор и несогласие» (цит. по: Морозова. Житие. 2004. С. 385). Сочинение диак. Григория, исправленное иером. Мефодием, читалось в рукописи из великоустюжского Успенского собора, открытой И. А. Шляпкиным в 1899 г. (местонахождение ркп. неизв.). Житие было опубликовано В. Т. Георгиевским. По меньшей мере в 18 списках XVIII-XIX вв. известна пространная редакция Жития - «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона, митрополита Суздальскаго, бывшаго перваго строителя Флорищевой обители, и о построении той обители», составленная между 1749 и 1756 гг. (издана КазДА). Датировка данной редакции основана на том, что в конце текста описан ряд чудес у гроба святителя. Рассказ перед завершающей припиской относится к 1749 г., но ниже помещено сообщение о чуде, происшедшем в 1756 г. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» значительно пространнее 1-й редакции Жития и содержит отсутствующие в краткой редакции сведения, в частности, об отце И. свящ. Анании, о мн. деятелях XVII в., в т. ч. об иконописце Симоне Ушакове , с к-рым И. состоял в родстве. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» была составлена на основе более ранних произведений. Так, автор ссылается на «Пространную повесть о святителе Иларионе и о начале Флорищевой пустыни» и на «Книгу иеромонаха Мефодия». При описании рукописного собрания Флорищевой пустыни в 1893-1896 гг. эти сочинения обнаружены не были. Биография

http://pravenc.ru/text/389121.html

Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

(Кон. XIII-XV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Иером. Афанасий (Кальнофойский) в «Тератургиме» (1638) в числе святых, в Дальних пещерах почивающих, называет «преподобного затворника Афанасия». В кратком жизнеописании А. З., основанном на надписи, переписанной в XVII в. с его надгробной доски (ср. Арсений Трудолюбивый ), сообщается: «Преподобный Афанасий затворник, хотячи в безмолвии угодити Богу, и на суету и прелесть мира сего не глядети, затворил себе в пещере, непрестанно моляся Богу, тому без свечки небесная светлость в пещере светила: по многих трудех душу свою в руце Богу отдал, а тело его, зде положенное, исцеление подает, кто с верою приходит» ( Модест. С. 51). Местная канонизация А. З. была совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), установившем празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена служба Собору, в к-рой А. З. посвящен 6-й тропарь 4-й песни канона «Не требовал еси светлости чувственныя, понеже тебе мысленная светяше» (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 133) и, по-видимому, отдельный кондак и тропарь (Там же. Декабрь. Ч. 1. С. 87). Имя «преподобного отца Афанасия Затворника» упомянуто в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), но нельзя с уверенностью сказать, о каком из 2 тезоименитых Киево-Печерских преподобных идет речь. Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым дозволялось вносить имена Киевских святых в общие месяцесловы, фактически совершилась общецерковная канонизация А. З. В 1843 г. было установлено общее празднование памяти всех преподобных Киево-Печерских. Во 2-й пол. XIX в. учреждены празднования отдельных памятей преподобных отцов Дальних пещер: 2 дек. память А. З. совершается ради тезоименитства с прп. Афанасием Затворником , в Ближних пещерах почивающим.

http://pravenc.ru/text/76996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛА ДИАКОН (Кон. XIII-XV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании А. Д., к-рое основано на надписи, скопированной в XVII в. с его надгробной доски (помимо жития на доске были написаны тропарь и кондак преподобному; ср. Арсений Трудолюбивый ), сообщается, что А. Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, служил диаконом в Успенском соборе мон-ря. Он превосходил мн. подвижников воздержанием, не употреблял ни сладкой, ни вареной пищи, его обычной едой была 1 просфора в неделю и немного «зелия» (овощей). «Многое показал еси пощение, о Ахило: едва единою в седмицы и се едину малу просфору снедаше» - сказано в кондаке преподобному. А. Д. упоминается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Д. произошла, видимо, при настоятеле Киево-Печерского мон-ря архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же была составлена служба Собору, А. Д. упоминается в 4-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Общецерковное почитание А. Д. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских. Отдельная память А. Д., как и др. преподобных отцов Дальних пещер, начала праздноваться во 2-й пол. XIX в. Е. В. Лопухина Иконография. Изображения А. Д. сохранились в основном в композиции «Собор Киево-Печерских святых», где он обычно представлен оглавно, средовеком, в правой группе иноков, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, в 8-м ряду, 4-м слева, в камилавке,- на гравюрах кон.

http://pravenc.ru/text/77182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯДАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ляденский, Лядинский), (Борисовской и Марьиногорской епархии Белорусского Экзархата), находится в дер. М. Ляды Смолевичского р-на Минской обл. (Республика Беларусь). Основан в XVII в. в мест. Ляды Минского повета. Устроение обители связано с исцелением Терезы Тышкевич, дочери пана Владислава Тышкевича (1644-1684) и Теодоры Александры Сапеги (1639-1678), жены минского воеводы пана Христофора Станислава Завиши (ок. 1668-1721). Как и муж, Тышкевич происходила из старинного правосл. западнорус. боярского рода. Его представители переходили в католичество со 2-й пол. XVI в.; затем, после Брестской унии 1596 г., нек-рые паны Завиши и Тышкевичи боролись за права православных. Во 2-й трети XVII в. они приняли унию, но не стали порывать со старинными традициями богомолья в православных обителях ( Яковенко Н. М. Паралельний cbim: Дocлiджehhя з icmopiï уявлень та iдeй в Ykpaïhi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 16, 36). Набожная вдова Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью, получила исцеление во время паломничества к Жировицкой иконе Божией Матери . Вскоре по просьбе Тышкевич был выполнен список с чудотворного образа, который поместили в Ляданскую ц. в ее имении. Этот храм располагался в одной из старинных родовых вотчин семьи Завишей. Ляданская ц. находилась в 6 км от мест. Смиловичи, центра одноименной волости, вошедшей в Бакштинское графство рода Завишей. К Ляданской иконе притекало множество паломников, получавших исцеления. В 1730 г. семья Тышкевичей решила построить в Лядах вместо обветшавшего новый деревянный храм и основать при нем униат. базилианский мон-рь. В 1732 г. Л. м. были переданы от имени вдовы Тышкевич и ее сына мечника Литовского великого княжества и минского старосты Игнатия Аникиты Завиши (1690-1738), графа «на Бакштах, Бердичеве и Завишине», большие земельные угодья - деревни Слободка и Грива и вложены финансовые средства в размере 4 тыс. польск. злотых; кроме того, мон-рь получил право бесплатного перемола хлеба для своих нужд на мельнице в Смиловичах. Эти пожалования благотворители подтвердили в том же году в Трибунале Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ прп. (пам. 4 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), в Дальних пещерах почивающий, странник. Жил, вероятно, во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время или спустя нек-рое время после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. В «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) А. К.-П. именуется «многотрудным». В «Кратких сказаниях о жизни преподобных отец Дальних пещер», воспроизводящих древние надписи на досках, закрывавших пещеры с мощами, говорится, что А. К.-П. по благословению игумена странствовал на гору Афон и в Иерусалим , по возвращении жил так благочестиво и свято, что даже старцы считали его образцом подвижничества. В конце жизни пребывал в затворе в Дальних пещерах, где и почивают его мощи. Существуют тропарь и кондак А. К.-П. (Минея (МП). Октябрь. С. 130), он также упоминается в службе Собору преподобных отцов Дальних пещер (3-й тропарь 7-й песни канона - Там же. Август. Ч. 3. С. 136). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание А. К.-П. установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым имена ряда киевских святых (в т. ч. А. К.-П.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и в Малой России просиявших. Ист.: Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1906. С. 21, 60-61.

http://pravenc.ru/text/114534.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010