Настроение у поморских жителей было одно с возставшими за «древнее благочестие» соловецкими иноками. «Страдания» последних «за веру» еще более увеличивали в глазах их авторитет Соловецкого монастыря и сообщали им еще большую привязанность к старинным обрядам. Вследствие осады и взятия монастыря, соловецкие иноки разсеялись по всему Поморью и своею проповедью еще более поддерживали в жителях это настроение 12 . Соловецкие выходцы и были именно первыми расколоучителями в Поморье и основателями разных скитов. Из них более замечательны: Игнатий, Геннадий, Пимен, Корнилий и др. 13 . Двое из названных расколоучителей – Геннадий и Пимен довольно значительное время проповедовали именно в пределах холмогорской архиепископии и притом, по крайней мере – один из них (Геннадий), в первые годы управления архиепископией Афанасия. – Геннадий (+1696 г.) около шести лет (приблизительно с 1684 до 1690 г.) жил в «пустыне близ моря акиана» при реке Нюхче 14 . Он пользовался большим уважением в среде поморских раскольников. Черный диакон Пимен (умер «самоубийственною» смертию в 1687 г.) еще во время соловецкой осады жил на берегу Белого моря 15 . После того, как он был пойман (около 1673 г.) и отпущен, поселился в Корельских пустынях близ Лопских погостов. Отсюда с проповедью и для отправления духовных треб он ходил по деревням и селам и имел значительный успех среди населения – главным образом, благодаря своему постничеству и веригам 16 : Соловецкому же монастырю в значительной степени обязан своим возникновением и знаменитый в истории раскола Выгорецкий скит (1694 г.) 17 . Для утверждения раскола в Поморье этот скит имел также громадное значение. В торговых и промышленных целях. Выговцы разсылали своих посланников по всему Поморью – и в Архангельск, и в Мезень, и Суму, и на Мурманский берег, и на Канин нос 18 . Вместе с этим преследовалась, конечно, и пропаганда раскола в означенных местностях. Из Выгорецкого скита выходили и специальные проповедники раскола; они разсеивались по всему Поморью и выступали иногда в качестве народных учителей (таков, напр., был раскольник Важского уезда, по имени Петр). Выгорецкий скит оказывал и материальное вспомоществование окрестному населению. К нему за помощью, между проч., обращались в неурожайные годы и жители Лопских погостов. Все это, конечно, как нельзя более способствовало распространению раскола в Поморье 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

5 Для защиты от них Волыни служили укреплённые города: Кобрин – на р. Мухавце, притоке зап. Буга, Бельск – на одном из притоков Нарева, Слоним – на Щаре, притоке Немана и Дрогичин – на зап. Буге. См. «Историю России» Д. Иловайского, ч. 2, 1880 г., стр. 24, (полную историю, а не учебник). 6 Защитой Волыни от них служили укреп. Города: Каменец – на р. Смотряче, Межибожье и Колодяжен – на верхнем течении южного Буга. См. там же. 7 Эта Русь получила своё название от красноватого грунта, наполненного большею частью железною рудою. Хотя польский король Болеслав Храбрый (992–1025 г.), стремившийся образовать великое западнославянское государство, в 1018 году и завоевал было Червонную Русь, однако сын и доблестный преемник Владимира Ярослав Мудрый – обратно возвратил её себе в 1031 году при Мечиславе – слабом преемнике Болеслава. 8 С этих пор утвердился в Червонной Руси (или Галиции) род Володаря, – Владимирко, Ярослав Осмомысл, Владимир (ум. 1198 г.). После смерти последнего Галиция перешла (в 1202 т.) во владение Романа Мстиславича, князя Волынского, соединившего в лице своём, таким образом, Галицко-Волынское княжество, но ненадолго. 9 Волынский летописец (Ипатьевский список) очерчивает Романа следующими поэтическими сравнениями: «он устремлялся на поганых как лев, и губил их подобно крокодилу, землю их облетал подобно орлу, сердит был как рысь, а храбр – как тур». По словам того же летописца Половцы так боялись Романа, что именем его страшили своих детей. А по словам позднейшего летописца (Стрыйковского в его «Синопсисе»): Роман пленных Ятвягов запрягал в плуг и заставлял их распахивать под пашню поля, заросшие древесными корнями, откуда будто бы произошла поговорка: «Романе, Романе, худым живеши, Литвою (Ятвяги – Литовского племени) ореши». См. Историю России Д. Иловайского, часть II, 1880 г. М. стр. 25–26 (полную историю, а не учебник). 10 Были следующие нашествия татар на Волынь: под предводительством Батыя – в 1242 году, Куремсы – в 1255 году, Бурондая – в 1261 году и Эдигея с Тембухом – в 1286 году. В это время татары грабили, убивали жителей и кроме того, как говорят летописцы, сообщили им ещё язву, которая погубила множество людей во всей Волыни. После этого летописи не упоминают о нашествиях татарских до 1399 года, когда Эдигей, военачальник Тамерланов, разбивший Витовта, великого князя Литовского при р. Ворскле, с огнём и мечом прошёл Волынь до самого Луцка. Далее начинаются с 1414 года набеги Крымских татар на Волынь и продолжаются беспрерывно до начала 18 века. Эти набеги были – в 1414 г, 1430 г., 1443 г., 1452 г., 1479 г., 1484 г., 1491 г., 1495 г., 1496 г., 1497 г. два раза, 1500 г, 1502 г., 1508 г., 1512 г., 1516 г., 1519 г., 1527 г., 1534 г., 1558 г., 1575 г., 1576 г., 1577 г., 1589 г., 1605 г., 1617 г., 1618 г., 1633 г., 1638 г., 1652 г., 1658 г., 1666 г., 1669 г., турки а татары в 1672 г., 1675 г., 1684 г., 1685 г., 1690 г., 1698 г., 1703 г. и 1709 году. Итого всех нашествий татар на Волынь было 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Когда его наказывали, его видели все, а когда он воскрес – почти никто 1684 . Подведя аргументацию воображаемого иудея к завершению, Цельс говорит уже от себя. Христиане, говорит он, пренебрегают великолепными богами, доступными им в окружающем мире, и говорят, что люди, подобные Гераклу, или Кастору, или Поллуксу, – не боги, потому что они были, прежде всего, людьми: Все же они исповедуют веру в призрачного бога, явившегося только членам их маленькой кучки, и то, похоже, в виде некоего привидения 1685 . Напротив, говорит он, люди, утверждающие, что видят Асклепия, который ходит и совершает исцеления, видят в нем не призрака, но истинно его самого 1686 . Есть в языческом мире и такие герои, о которых рассказывают странные басни; однако христиане настаивают на том, чтобы почитать Иисуса, будто он такой единственный. Вот что самое странное в этом Иисусе, согласно самим христианам, – что он принял на себя смертную и немощную плоть: Но (говорят христиане), он ведь становится богом, сняв с себя (телесную оболочку). Но если апофеоз делает божественным, то неужели это не относится к Асклепию, Дионису или Гераклу, которые жили гораздо раньше? Я слышал, что христиане смеются над почитателями Зевса на том основании, что на Крите показывают его могилу, говоря, что критяне поступают неразумно. Может быть, и так, и тем не менее, их собственная вера основана на человеке, вышедшем из могилы 1687 . Он знает о нестыковках между различными рассказами о воскресении и внутри них: один был ангел или два? Почему Сыну Божьему понадобился кто–то еще, чтобы откатить камень? 1688 В частности, Цельс пытается показать, что христианская надежда пойти на «другую землю, иную и лучшую, чем эта», представляет собой просто вариацию на тему Платоновых Елисейских полей 1689 . Похоже, говорит он, что христиане не поняли доктрину перевоплощения Платона: h5 и верят в абсурдную теорию, что физическое тело будет воскрешено и восстановлено Богом и что каким–то образом они воистину узрят Бога своими смертными очами, и услышат Его своими ушами, и смогут прикоснуться к Нему руками… Христиане поглощены вопросом познания Бога, и они думают, что Бога никак иначе, чем через телесные чувства, узнать невозможно 1690 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

400 years since coronation of the first Romanov/Православие.Ru 400 years since coronation of the first Romanov The 400th anniversary of the Romanov dynasty is marked on the 6th of March. Michael Romanov, whose grandfather, Nikita, wa a central adviser to Ivan the Terrible, was unanimously elected Tsar of Russia by a national assembly on 21 February 1613. Since that time, Romanov family, as the second and last Russian imperial dynasty, ruled the country right until 1917. The February Revolution resulted in abdication of Nicholas II in favor of his brother Grand Duke Michael Alexandrovich. The latter declined to accept the crown, terminating the Romanov dynasty " s rule over Russia.    We shall take a look at the family tree that focuses on those members, that ascended the throne (they are marked with a crown). 1. Mikhail Romanov (1596 - 1645) reigned 1613 - 1645 2. Evdokia Streshneva (1608 - 1645) 3. Maria Miloslavskaya (1624 - 1668) 4. Alexey Romanov (1629 - 1676) reigned 1645 - 1676 5. Natalia Naryshkina (1651 - 1694) 6. Marfa Apraksina (1664 - 1716) 7. Fedor Romanov (1661 - 1682) reigned from 1676 to 1682 8. Praskovia Saltykova (1664 - 1723) 9. Ivan the V Romanov (1666 - 1696) reigned 1682 - 1689 10. Sofia Romanova (1657 - 1704), warden of young Peter the Great 1682 - 1689 11. Evdokia Lopukhina (1669-1731) 12. Peter the Great Romanov(1672 - 1725), reigned 1689 - 1725 13. Ekaterina I (born Marta Skavronskaya, 1684 - 1727), reigned 1725 - 1727 14. Elisaveta I Romanova (1709 - 1762), reigned 1741 - 1762 15. Karl Leopold zu Meklenburg-Schwerin (1678 - 1747) 16. Ekaterina Romanova (1692 - 1733) 17. Anna Romanova (1673 - 1740), reigned 1730 - 1740 18. Friedrich Wilhelm Kettler Kurlyandsky (1692 - 1711) 19. Alexey Romanov(1690 - 1718) 20. Natalia (born Charlotte Braunschweig-Wolfenbüttel, 1694 - 1715) 21. Anna Romanova (1708 - 1728) 22. Karl Friedrich Holstein - Gottorp (1700 – 1739) 23. Anton Ulrich Braunschweig-Wolfenbüttel(1633 - 1714) 24. Anna Romanova von Mecklenburg-Schwerin (1718 - 1746), warden of young Ivan VI 1740-1741

http://pravoslavie.ru/62838.html

Прежде всего, это – дата перевода «Мечца» на русский язык. Еще M. Н. Сменцовским указано на неточность сведений о его переводе «на словенский диалект» в феврале 1690 r., при Патриархе Адриане. Этого не могло быть, так как, по замечанию автора, «в феврале 1690 г. еще жив был Патриарх Иоаким (умер 17 марта 1690 r.). Избрание же Адриана в патриархи состоялось только 23 августа 1690 г.» 8 . К этому можно добавить, что вряд ли возможно было успеть перевести столь большое и сложное сочинение за один месяц: для такой работы должен был понадобиться по крайней мере год, и этот год, по всей видимости, был у переводчиков, а указанная в тексте датировка (февраль 1690 г.) нам представляется ошибкой автора при переводе даты от Сотворения мира на эру от Рождества Христова, тем более что приводятся дополнительные сведения об изготовлении перевода при Патриархе Адриане. Датировать перевод «Мечца Духовного» на «словенский диалект» следует февралем 1691 г. Другой неточностью текста, по мнению того же M. Н. Сменцовского, является приписывание авторства сочинения обоим братьям – Иоанникию и Софронию Лихудам . Здесь автор, опираясь на слова одного из учеников Лихудов, Петра Артемьева, считает, что Иоанникий не был причастен к созданию памятника 9 , и называет автором сочинения Софрония. Эти сомнения подкрепляются также известными обстоятельствами, при которых в 1690 г., когда был написан памятник, Иоанникий Лихуд находился в Венеции, куда он отправился в 1688 г. для улаживания своих семейных дел и вернулся в Москву лишь в 1691 г. Однако вопрос об авторстве памятника остается одним из наиболее сложных и важных, попытаться ответить на него можно, только описав историю создания сочинения. В основу памятника был положен диспут, который состоялся во Львове в 1684 г. между Лихудами и иезуитом Руткой. Сюда братья попали по пути из Константинополя в Москву. Их путешествие до русской столицы продолжалось почти два года. Едва ли Лихуды, отправляясь в Россию, представляли себе, что их ожидает столь долгий путь, полный неожиданностей, участие в военных действиях и постоянных богословских диспутах с различными противниками: даже в тяжелых военных условиях Лихуды вынуждены были продолжать прения со своими оппонентами – иезуитами. В польских землях в общей сложности Лихуды находились пять месяцев – с 5 августа 1683 г. по январь 1684 г.; о событиях, произошедших за это время, мы знаем не только из «Мечца Духовного», но и из другого сочинения Лихудов – «Акос», а также из делопроизводственной документации, отложившейся в делах Посольского приказа в связи с приездом греков в русскую столицу и отъездом старшего брата, Иоанникия, в 1688 г. в Венецию 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

Колокола Федора Дмитриева М., сохранившиеся и известные по различным источникам, были созданы в 1651-1686 гг. Отлиты для мон-рей: Валдайского Иверского (1651, 1656); Саввина Сторожевского - вседневный благовестник (1672), зазвонный (1676; с упоминанием в надписи прозвища Моторин); Троицкого Данилова в Переславле-Залесском (1678; ныне находится на Ивановской колокольне Московского Кремля); Троице-Сергиева - колокол Карноухий, более 1200 пудов (1683); Николо-Шартомского (1684); московского Данилова (1684); московского Новодевичьего (1684). Для городских соборов: в Смоленске благовестник весом 100 пудов и набатный весом 50 пудов (1668); для звонницы собора Св. Софии в Вел. Новгороде (вместе с Александром Григорьевым Лыковым) весом 1000 пудов (18 т) (1654; перелит в 1659); для собора Св. Софии в Тобольске (1678, 1682); для Успенского собора Москвы - Новый Успенский (1679, на колокольне «Иван Великий»), Набатный (1680). Для городских церквей Москвы: ц. св. Симеона Столпника на Поварской (1678), ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской пл. (1681-1682), ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм на Б. Лубянке (1683; ныне находится на колокольне Покровского собора на Рву), ц. арх. Гавриила на Чистых прудах (1684). Сохранился колокол 1675 г. в музее-заповеднике «Коломенское» (ГМЗК). Известно, что в 1679 г. колокола неск. раз покупал Рейтарский приказ; в 1680 г. были отлиты, возможно, 7 колоколов весом от 15 до 27 пудов. В 1686 г. сделан часовой колокол для Троицкой башни Московского Кремля. Позже он был перенесен на открытый ярус Боровицкой башни, где стал благовестником для размещенной в башне ц. св. Иоанна Предтечи (уничтожен в 1929). Дмитрий Федорович (60-е гг. XVII в.- 1690). В 1686-1690 гг. был мастером Пушечного двора, имел ученика В. Денисова. Сведения о работах мастера не сохранились. Оценить его талант можно по единственному прорезному колоколу, отлитому в 1687 г. (ГМЗК), к-рый происходит из Покровской ц. в с. Медведкове. Колокол был изготовлен для продажи в колокольном ряду, где его заметили посыльные кн. В. В. Голицына. После покупки на колоколе была вырезана надпись, повествующая о вкладе Голицына в Покровский храм. Сохранились документы за 1688 г. об уплате пошлины за наследство, полученное Дмитрием Федоровичем М. в 1689 г., и «здаточная запись» его жены Анны Егоровны Ивану М. от 26 мая 1691 г. (РГИА. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 32. Л. 73). Иван Федорович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы). Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год). На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

http://sobory.ru/article/?object=03622

Главное место занимает шатер над ротондой Гроба Господня (первоначально каменный под шлемовидной главой, обрушился в 1723; заменен в 1756-1761 деревянным с вычурной луковичной золоченой главой; взорван нем. войсками в 1941, воссоздан на рубеже XX и XXI вв., пролет ок. 20 м, общая высота с крестом 60 м). С юж. стороны расположена 7-ярусная колокольня, увенчанная луковичной главой (первоначальная глава была шатровой). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. На территории совр. Украины в сер. XVII в. сложилась специфическая типология купольных храмов. Здесь были популярны центрические композиции с планом в форме квадрифолия и пятиглавием по странам света (храм Спаса на Берестове, основа 1113-1125, воссоздан из руин в новых формах митр. Петром Могилой в 1640-1642; Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря, 1696-1701,- оба в Киеве; Никольский собор в Нежине Черниговской обл., 1658, с вычурными грушевидными главами на 8-гранных барабанах; Преображенский собор в Изюме Харьковской обл., 1684, с 2-ярусными 8-гранными барабанами глав). Также для Украины были характерны 3-частные, или «трехбанные», храмы (2-этажный Покровский собор в Харькове, 1689, с пирамидальной композицией из 3-ярусных восьмериков, выстроенных по оси «запад-восток»). Необычен тип 5-главых продольных храмов. Восточная часть здания имела крупный К. над средокрестьем и 2 малые главы над алтарем, на зап. фасаде были еще 2 главы по аналогии с 2 башнями на фасадах католических костелов (собор Братского мон-ря, 1690-1693, и Никольский Военный собор, 1696, оба - в Киеве, архит. Старцев, не сохр.; Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове, 1679-1695; Преображенский собор Мгарского мон-ря в Полтавской обл., 1684-1692). Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699-1709) представляет 7-главый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в вост. части и 2 главами на западе.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Святой мученик Гавриил Белостоцкий HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Гавриил Белостоцкий Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила. Мученик младенец Гавриил / (память 20 апреля/3 мая) Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила. 11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре. В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви. В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок. В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев). Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы XVII-X1X вв.; ограда 1690-х гг. Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46. Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм - собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название " Петропавловский " было в ходу до начала XVIII века. До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта. В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный " теремок " над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай.

http://sobory.ru/article/?object=03404

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010