Святой мученик Гавриил Белостоцкий Мученик младенец Гавриил / (память 20 апреля/3 мая) Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила. 11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре. В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви. В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок. В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима». 20 апреля 1912 года в Свято-Троицком монастыре перед мощами св. муч. Гавриила прошло народное торжество. Была отслужена литургия и совершен крестный ход с мощами мученика, во время которого на глазах народа, архиепископа Антония и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Паломников в те дни в Слуцке было около 35 тысяч человек. Получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств и императора Николая II.

http://pravoslavie.ru/39521.html

К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

Причиною их были как дела епархии, требовавшие личного ходатайства владыки у царя и патриархов, так и то, что сами патриархи (Иоаким и Адриан) видели в нем деятельного и усердного помощника в тогдашних многотрудных делах по управлению Церковью и пользовались его способностями и опытностью в важных делах церковных. В первый раз, вызванный грамотою патриарха Иоакима, он отправился туда из Холмогор 10 февраля 1684 года и пробыл там по 20 февраля 1685 года; во второй раз отправился он в Москву 25 декабря 1688 года и жил там по 6 февраля 1690 года. В это время в Москве происходили соборные совещания по случаю возникших споров касательно времени пресуществления даров евхаристии в тело и кровь Иисуса Христа. Сильвестр Медведев, ученик Симеона Полоцкого , строитель Заиконоспасского монастыря, неправильно утверждал, по учению римскому, что хлеб и вино становятся телом и кровью Господа Иисуса не через призывание Духа Святого и благословение даров, а при произнесении слов Спасителя: «приимите, ядите», и «пийте от нея вси». Два знаменитых брата Софроний и Иоанникий Лихуды, присланные вселенскими патриархами по вызову патриарха Иоакима были первыми обвинителями заблуждения Сильвестра и вошли с ним в письменное состязание, в котором участвовали многие. Спор сделался всеобщим и произвел в народе волнение, бесполезное для веры, вредное для благочестия. Для пресечения его Иоаким собирал два собора – в сентябре 1689 года и январе 1690 года. Преосвященный Афанасий, бывший тогда в Москве, участвовал в том и другом соборе. 31 На первом соборе Медведев был осужден со всеми своими сочинениями и, лишенный иночества, отлучен от Церкви и сослан в Троицкий Сергиев монастырь на покаяние. Здесь он письменно признал свои мнения ложными и раскаялся в нарушении покоя церковного. Собор (в январе 1690 г.) произнес ему прощение, не возвращая, впрочем, духовного сана. На нем изложена история происхождения сих заблуждений, исчислены все книги, в которые вкралось римское учение о пресуществлении даров словами Спасителя, запрещено читать их в церквах, а само заблуждение предано анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следствием сего была полная уверенность в правоте церкви православной. Он прибыл к Лазарю архиепископу Черниговскому и объявил ему свое желание соединиться с православною церковью. Вместо устного отречения от лютеранства он представил на бумаге опровержение лютеранской веры. Затем гетман принял его с честию в Батурине, как хорошего инженера; но он, приняв иночество, занялся собранием разысканий своих по библиотекам. Около 1682 г. окончил он свой обширный трактат об исхождении Духа Св. от единого Отца. Это было сочинение образцовое, какого доселе не было и на востоке. «Около 20 лет пред сим обрел он отечество небесное, к которому был избран Богом у нас в Малой России»: так писал ректор Прокопович около 1713 года. Зерников почил в Батуринском монастыре, когда управлял сею обителью св. Димитрий; потому смерть его надобно отнести к 1691 г. (Ист. Русск. ц. IV, 144–146). Превосходный трактат его о Св. Духе, писанный на латинском языке, издан в двух частях архиепископом Самуилом Миславским в Кенигсберге, 1774, 1776 г. Перевод арх. Евгения Булгара на греческий язык, обогащенный множеством замечаний, издан в Петербурге 1797 г. 185. Варлаам Ясинский , по окончании учения в Киевской коллегии, учился еще в Краковской академии, и там, не смотря на препятствия, увенчан «философским колпаком»; 1669–1673 г. был ректором коллегии, потом игуменом Пустынно-Николаевским, с 1684 г. архимандритом Лавры, с 1690 г. митрополитом Киевским (Панегирик Яворского, писанный на избрание Ясинского в архимандрита Лавры, 1684 г.; сл. Опис. Рум. муз. стр. 526, 641). Скончался 1707 г. Окружное послание «ректора и игумена братского» с жалобою на бедствия братства издано во II т. Киевск. Пам. 256–266. Письмо к царям 1688 г. о Киевской Лавре изд. в Опис. К. Лавры, 15, К., 1847 г., стр. 207. Его «Изображение дел Московского патриаршего собора» – в Синод. библ. Любопытное письмо его к гетману, с изложением мыслей по случаю подозрений патр. Иоакима против православия Малороссии, изд. в кн.: Св. Димитрий Рост., М., 1849 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слуцк, Новый-Двор, Вильну и окрестные монастыри, произносил всюду проповеди , к сожалению до нас не дошедшие, сближался с епископом Слуцким Феодосием Василевичем, наместником Тукальского и борцом против униатов, и вернулся в Чернигов лишь 29 января 1679 года. 6 февраля он переехал в Батурин, где был обласкан гетманом Самойловичем. По желанию гетмана, Димитрий был назначен Барановичем игуменом Максаковским 9 сентября 1681 г., а 7 февраля 1682 г. переведён игуменом же в Батуринский монастырь, только что оставленный за 5 месяцев, куда он и переехал 1 марта. Все эти данные черпаются из дневника (диария), который стал вести Димитрий за это время разных неудовольствий с патриархом Иоакимом по церковным делам. Оставив игуменство 26 октября 1683 г., Димитрий 23 апреля 1684 года, по приглашению Варлаама, вновь избранного, но ещё неутверждённого в Москве архимандрита Киево-Печерского, переехал в Киев, в лавру. Тяжела была будущему святителю эта бродячая жизнь. Записывая в дневнике смерть одного знакомого, Димитрий с горечью восклицает: «Бог ведает, где и мне судится главу положите». В лавре Димитрий сделался официальным проповедником, а затем 6 мая 1684 г. получил «послушание писать жития святых», дело, которое он горячо полюбил и которое прославило его имя. В 1686 г., февраля 6-го, митрополит Киевский Гедеон-Святополк Четвертинский и гетман Самойлович убедили Димитрия вторично принять игуменство Батуринское, во время его приезда в Батурин с архимандритом Варлаамом Ясинским, но и на игуменстве Димитрий не оставил работы над житиями святых. Благодаря хлопотам гетмана и митрополита, через князя Василия Васильевича Голицына, Димитрию удалось получить из Москвы Макарьевские Четь-Минеи (Успенские) и составить указатель к прологу для облегчения своих работ, которым покровительствовал и следующий гетман, Иван Степанович Мазепа. В 1688 году в июле первая часть Четь-Миней (сентябрь, октябрь, ноябрь) поступила в типографию Киево-Печерской лавры. В это время (1685–1690) разгорелась ожесточённая полемика между московскими и южнорусскими богословами по вопросу о времени пресуществления св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Москва. Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Донского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:не ранее 1684. В конце 1990-х к колокольне пристроена апсида и в ней обустроена церковь. Адрес: г. Москва, улица Бутырская, д. 56 Координаты: 55.80095, 37.58383 Проезд:м. " Савеловская " , м. " Дмитровская " ; троллейбус 3, 29, 29к, 47, 56, 78, автобус 87, 206 до ост. " Бутырская ул., 46 " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1680-е – 1690-е годы в Москве было возведено три надвратных шатровых колокольни - при храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках, свт. Николая Явленного на Арбате и Живоначальной Троицы в Зубове. Первые упоминания о полковом храме Бутырского стрелецкого полка – «Царской гвардии», как называли его иноземцы, относятся к 1650 годам, когда он был еще деревянным. В 1682-1684 годы был на средства полка выстроен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время царская семья не оставляла своим вниманием и Бутырский полк, и сам храма. В 1680-е годы молодые государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич делают богатые вклады в него. Примерно в 80 саженях от храма находилась ограда и ворота на храмовый двор. Над этими воротами возвели высокую шатровую колокольню. Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе – четверике – устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус – восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. Точное количество колоколов в подборе пока не установлено. На период конца XIX – начала ХХ  века сведения имеются только о двух колоколах. Большой колокол – благовестник – весом в 312 пудов был отлит на заводе Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название «С нами Бог». Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году.

http://sobory.ru/article/?object=60689

В июле 1680 г. И. возглавил московское подворье Соловецкого мон-ря, одновременно в звании строителя управлял подмосковной Новосоловецкой Марчуговской пуст. , приписанной к Соловецкому мон-рю. Переехав в столицу, И. продолжил лит. деятельность. В это время, по мнению Богданова, И. перевел с латыни соч. «О различных литургиях, и о уставе, и о чине вечери» с приложением «Чина мши латинской, сиречь литургии» Г. Кассандра, написал обширный трактат «Генеалогиа явленной от сотворения мира фамилии несравненнаго древностию времени роду… Корсаков-Римских» (ГАРФ. Ф. 728. Собр. Зимнего дворца. Оп. 1. Кн. 1. 27). В этом труде автор, использовав свыше 70 сочинений греч., рим., итал. и польск. авторов, возводит свой род через мн. деятелей античности (в частности, через рим. род Фабиев) к царям о-ва Корсика, а от них, по рим. родословной легенде, к Юпитеру, затем к Ною и Адаму. Несмотря на фантастичность генеалогических выкладок, И., как показал Богданов, впервые в России применил методику написания научной монографии: сформулировал критерии оценки достоверности источников и принципы их истолкования, ввел требование точных ссылок на используемые тексты. В 1682 г. вместе с иподиак. патриарха Иоакима (Савёлова) Н. Георгиевым И. составил опись Свято-Никольской ц., «что в Посольской улице у красных колокол» («Красный звон»). В 1683 г. И. был назначен архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мон-ря , 7 сент. 1684 г.- архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1686-1689 гг. артель костромских иконописцев во главе с Василием Козьминым, Василием Осиповым и Силой Савиным расписала в Новоспасском монастыре Спасо-Преображенский собор. Будучи архимандритом Новоспасского мон-ря, И. сблизился с патриархом Иоакимом, разделяя его грекофильские убеждения, выполнял различные поручения патриарха. В 1684-1686 гг. И. занимался составлением на основе многочисленных документов Сводного чиновника патриарших выходов и служб за 1667-1679 гг. (РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151-228). Выступая против постройки лютеран. церкви в Москве и в целом против политики веротерпимости В. В. Голицына, И. написал полемические «Слово на латин и люторов» и «Возобличение на лютеранский Катехизис». В 1685 г. вместе с иеродиак. Карионом (Истоминым) И. был назначен к следствию по делу Смоленского митр. Симеона , в 1689 г. участвовал в допросе диак. Иакова и в «увещании» Сильвестра (Медведева) , в 1690 г. вел расследование «ереси» Псковского митр. Маркелла. В 1687 г. И. и протопоп московского собора во имя Черниговских чудотворцев Иоанн Иоаннов ездили в Костромской и Кинешемский уезды для «обличения» старообрядцев, после чего И. написал «Известие о увещевании раскольников в уездах Костромском и Кинешемском».

http://pravenc.ru/text/293471.html

митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Аудиокниги митрополит Стефан (Яворский) Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода). Биография В миру - Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина. Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского. В 1684 г. он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно. В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Эта надпись по всем, вероятиям принадлежит самому отцу игумену Тихону, который, будучи постриженцем этой обители, мог заимствовать сказание о жизни, подвигах и духовных дарованиях о. Макария от старцев обители. После этого заглавия следует, в виде предисловия, обращение к вписывающим в синодик роды свои на поминовение. Далее следуют поминовения общие: А) Вселенских патриархов, Германа, Мануила, Тарасия, Никифора, Афонасия, Мефодия, Илии, Каллиста, Филофея. Б) Патриархов Московских и всея России:Иова, Ермогена, Филарета, Иоасафа Иосифа, Иоасафа, Питирима, Никона, Иоакима, Адриана. В) Митрополитов Московских и всея России (38 имен): Михаила, Леонтия. Иоанна, Феопемта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна, Иоанна, Никифора, Никиты, Михаила, Константина, Феодора, Иоанна, Никифора, Константина, Гавриила, Дионисия, Матфея, Кирилла, Максима, Феоктиста, Пимена. Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иоасафа. Макария, Афанасия, Кирилла, Антония, Дионисия. Потом продолжаются роды: Г) Преосвященных епископов Сарских и Подонских (25 имен) 20 : Митрофана, Феогноста, Измаила, Варсонофия, Иоанна, Леонтия, Саввы, Тимофея, Иоанна, Васииана, Прохора, Силуана, Евфимия, Трифона, Досифея, Саввы, Нифонта, Галактиона, Матфея, Тарасия, Симеона, Германа, Феодорита, Варлаама, Феодосия. Д) Преосвященных митрополитов Сарских и Подонских: Геласия, Пафнутия, Ионы, Павла, Серациона, Сильвестра, Павла, Варсонофия, Трифиллия. Далее следуют запаси духовных властей, скончавшихся между 1690–1725 годами, в следующем порядке: Преосвященных митрополитов православных: Евфимия (Новогородского (+ 1697), Варлаама (Киевского (+ 1690). Маркелла (Казанского (+1698), Сильвестра (Смоленского), Игнатия (Сибирского (+ 1701), Павла (Нижегородского (+ 1697), Илариона (Суздальского ( 1707), Меводия (Фессалонитского), Ерема (Суздальского (1712), Димитрия (Ростовского (+ 1709), Авраама (Рязанского ( 1708), Мисаила (+ 1684), Феодосия (+ 1671), Авраама (1692) (Белоградские), Сильвестра (+ 1704).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Однако миссионеры в К., в Дайвьете (Вьетнаме), Сиаме (Таиланде) и др. странах не признали полномочия папских посланников и встали на защиту португ. и испан. патроната. После длительных споров папа Римский Климент X ограничил действие патроната колониальными владениями европ. монархов (булла «Decet Romanum Pontificem» от 23 дек. 1673). К 1684 г., когда Паллю прибыл в пров. Фуцзянь, большинство иезуитов присягнули на верность апостольским викариям, но испан. доминиканцы упорно отказались подчиняться им. Римская курия пошла на уступки. В 1688 г. испанских миссионеров освободили от присяги апостольским викариям. По договоренности с португ. кор. Педру II были основаны епископские кафедры в Пекине и Нанкине (буллы папы Александра VIII «Romanus Pontifex» и «Romani Pontificis» от 10 апр. 1690), к-рые вошли в состав церковной пров. Гоа и были включены в систему португ. патроната. Пекинскую кафедру занял францисканец Бернардино делла Кьеза (1699-1721), Нанкинскую - Григорий Ло Вэньцзао. На епископскую кафедру Макао был назначен Жуан де Казал (1690-1735), в его юрисдикцию вошли провинции Гуандун и Гуанси. Впосл. на территориях, выделенных из диоцезов Пекин и Нанкин, были основаны апостольские вик-ства под управлением лазаристов и членов Парижского об-ва заграничных миссий (Гуйчжоу, Ляодун, Сычуань, Фуцзянь, Хугуан, Хэнань, Цзянси, Чжэцзян, Шаньдун, Шаньси, Шэньси и Юньнань) (бреве папы Иннокентия XII «E Sublimi Sedis» от 15 окт. 1696). К кон. XVII в. в К. трудились миссионеры из разных стран Европы, принадлежавшие к разным религ. орденам и конгрегациям, но господствующее положение сохраняли иезуиты. Миссия иезуитов была самой многочисленной, ее члены находились при имп. дворе. Однако среди членов Об-ва Иисуса существовали разногласия в том, что касалось методов проповеди, соблюдения орденской дисциплины и подготовки кит. духовенства. Серьезные противоречия возникали из-за того, что старшее поколение миссионеров (гл. обр. португальцы и итальянцы) отстаивало патронат Португалии, а младшее (французы и фламандцы) - поддерживало политику кор.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010