Трапезная ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1687) над могилами Нарышкиных была выстроена в традициях рус. архитектуры 2-й пол. XVII в.: на низком подклете установлен 5-главый бесстолпный 2-светный четверик с 3 апсидами с примыкающей к нему с запада трапезной, перекрытой коробовым сводом. Церковь окружала обходная галерея, разобранная в 1805 г. Храм декорирован килевидными кокошниками в верхней части четверика, спаренными колонками на фасадах и пучками колонок по углам здания, сложным раскрепованным фризом, фигурными колонками и кокошниками в обрамлении окон, наборными перспективными порталами, сдвоенными аркатурными поясками на барабанах. Трапезная Сергиевская ц. (1690-1694, первоначально одноглавая; в 1704-1706 над четвериком надстроены еще 4 главы) близка к Боголюбской ц. В. м.: 2-светный 3-апсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Церковь украшена в нарышкинском стиле: раковинами в тимпанах, завершающих четверик, строенными колонками по углам здания, наличниками со сложнопрофилированными («петушьи гребни») и разорванными фронтонами, пышными карнизами, декоративными филенками. Кокошники постаментов и аркатурные пояски на барабанах также аналогичны декору Боголюбской ц. В 80-х гг. XVII в. были сооружены св. ворота с 3-арочным проездом и гульбищем над ним, украшенные спаренными колоннами, установленными на пьедесталы, и поясом из квадратных филенок и декоративных миниатюрных пилястр. По документам 1-й пол. XVIII в., ворота были «расписаны живописным письмом». По указу имп. Петра I в память И. и А. Нарышкиных над воротами была построена небольшая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и над ней 2-ярусная колокольня (1690-1694). Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь украшена по углам тройными колоннами, окна обрамлены наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня, состоящая из 2 восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, увенчана небольшой главкой. В 80-90-х гг. XVII в. были построены корпуса настоятельских и братских келий, включившие нижнюю часть палаты городской усадьбы Нарышкиных; мон-рь был огорожен крепостной стеной из кирпича. Для работ, к-рые финансировались из гос. казны, привлекались наиболее квалифицированные мастера Оружейной палаты. Интерьеры храмов отличались богатством и пышностью, значительная часть иконописных работ выполнялась учениками Симона Ушакова .

http://pravenc.ru/text/161083.html

документы . Собранные по тематическому принципу произведения патриарха Иоакима вошли в рукописный сборник «Икона, или изображение, великие соборные Церкве Всероссийскаго и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета» (1700) . В период патриаршества Иоакима возросли католическое и протестантское влияния, выступавшие в разных формах: распространение литературы, деятельность проповедников, богословские споры и т. п. Борьба с этими влияниями начнется позже, но противодействие антиправославным тенденциям в общественной и религиозной жизни патриарх уже предпринимал. Наиболее определенно по этому поводу патриарх Иоаким высказался в духовном завещании, где содержался призыв к царю запретить строительство костелов и лютеранскую и латинскую проповедь. Но еще при жизни патриарх Иоаким издал запрет покупать и продавать иконы, написанные на бумажных листках, особенно «немецкия, еретическия» . Известен эпизод, когда на поддержанную царем просьбу польских послов духовного звания посмотреть патриаршую службу патриарх Иоаким ответил: «Еретикам во святилище быти... невходно» . В 1680-х гг. при покровительстве Василия Голицына в Москве появились и обосновались иезуиты: в 1684 г.— некий Шмидт, в 1685 г.— Альберт Дюбуа и Курций как курьеры германского императора, в 1687 г.— Давид Кодзини и Товия Тихановский как частные лица — торговцы. Ими был приобретен дом в Немецкой слободе, открыта школа . В 1689–1690 гг. был осужден протестант Квирин Кульман, а в 1690 г. высланы из Москвы иезуиты . Особое место в полемике того времени занял вопрос о времени пресуществления Святых Даров. Он стал как бы пробным камнем в борьбе между православием и новыми западными влияниями, выйдя за рамки кабинетных богословских споров и став предметом обсуждения простых верующих. По рукам ходили книги, трактующие этот предмет, в том числе тетрадь Феодосия Сафоновича «Выклад о Церкви и ее тайнах». Стрелецкий начальник Алексей Стрижев даже поставил караул для защиты участника полемики Сильвестра Медведева от ареста патриархом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

146 Людовик XV (1710–1774) – французский король с 1714 г., вступил на престол после смерти прадеда, Людовика XIV. 147 Ягужинский Павел Иванович (1683–1736) – государственный деятель и дипломат. Сын органиста, выходца из Литвы. С 1701 г. служил в гвардии; в 1720–1721 гг. посланник в Вене. В 1722–1726 гг. и 1730–1731 гг. генерал-прокурор сената, в 1726–1727 гг. полномочный министр при польском сейме в Гродно. С 1731 г. граф. В 1731–1734 гг. посол в Берлине. С 1735 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. 148 Фридрих Вильгельм I (1688–1740) – король Пруссии с 1713 г., из династии Гогенцоллернов, отец Фридриха II Великого. 149 Алексей Петрович (1690–1718 гг.) – царевич, сын Петра I и Евдокии Лопухиной; с 1711 г. женат на Шарлотте Вольфенбюттельской (ум. 1715 г.); в 1716 г. бежал в Вену к своему шурину австрийскому императору Карлу VI; был возвращен в Россию в конце 1717 г. и приговорен к смертной казни. 150 Екатерина I Алексеевна (1684–1727) – императрица. До принятия православия – Марта Скавронская, дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского. В 1702 г. попала в русский плен в Мариенбурге (ныне Алуксне) и вскоре стала фактической женой Петра I. Церковный брак оформлен в 1712 г., коронована в 1724 г. После смерти Петра I возведена на престол гвардейскими частями во главе с А. Д. Меншиковым; управление страной осуществлялось Верховным Тайным советом во главе с А. Д. Меншиковым. Перед смертью подписала завещание о передаче престола царевичу Петру Алексеевичу, внуку Петра I. От брака Петра с Екатериной остались две дочери – Анна, замужем за герцогом Голштинским, мать будущего царя Петра III (1761–1762 гг.), и Елизавета Петровна, будущая императрица (1741–1761 гг.). 151 Мирный договор 1721 г., завершивший Северную войну между Россией и Швецией, был заключен в г. Ништадте (Финляндия). По договору к России переходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и Карельский перешеек с Выборгом и Кексгольмом. 153 Адриан (1636–1700) – архимандрит Чудова монастыря в Кремле, с 1686 г. митрополит Казанский и Свияжский, с 1690 г. патриарх всея Руси. После смерти Адриана вплоть до Февральской революции 1917 г. управление православной церковью в России осуществлялось Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Следующий Первосвятитель, Патриарх Питирим, занимал кафедру очень недолго: с 7 июля 1672 года и по 19 апреля 1673 года. 17 апреля 1673 года он написал духовную грамоту, в которой оговаривалось: “Не подписах же заветнаго моего сего писания рукою моею за немощию моею точию, ради известия и веры написанных в сем завете моем печати моея приложением утвердих” 30 . Летопись говорит о его кончине: “В лето 7181 апрелия в 19 в субботу преставися Великий господин Святейший кир Питирим, Патриарх Московский и всея Росии” 31 . Скончавшийся Патриарх был погребен в Успенском соборе. Сохранились документы, указывающие, сколько и кому было роздано денег на поминовение при его погребении 32 . Пред своей кончиной, готовясь к переходу в иной мир, Святейшие Патриархи традиционно соборовались. Так, Патриарх Иоаким, когда “заскорбел главною болезнью” в ночь с 5 на 6-е марта 1690 года, 15-го числа того же месяца после утрени “изволил посвятиться елеом”; Таинство совершали митрополиты Казанский Адриан, Сарский Евфимий и Рязанский Авраамий, архиепископ Вологодский Гавриил, епископ Тамбовский Питирим 16-го марта, уже накануне своей смерти, Святейший приказал раздавать милостыню “за спасение души своея и ради облегчение от болезни его” в женские монастыри и нищим в богадельни 33 . О кончине Патриарха Иоакима известно довольно подробно благодаря сохранившемуся его житию и завещанию; автором жития, как предполагается, возможно, был Сибирский митрополит Игнатий (1692–1701), бывший в 1684–1692 годах архимандритом Новоспасского монастыря 34 . В послании Холмогорскому архиепископу Афанасию описаны последние дни жизни Патриарха, его явления, бывшие различным лицам. Глава Церкви по монашескому смирению хотел, чтобы его погребли в Новоспасском монастыре, поскольку Межигорская обитель, место его пострижения, была далеко 35 . Духовная грамота Святейшего Патриарха заметно отличается от аналогичных писаний его предшественников. Уходя в иной мир, он говорит о недопустимости некоторых явлений, появившихся в жизни русского общества того времени 36 . Житие Патриарха Иоакима называет Казанского митрополита Адриана его “учеником” 37 . Господь судил ему быть последним Патриархом Московской Руси (1690–1700). Летопись сообщает о кончине святителя Иоакима: “Всетворца и Бога благоволением и пределоположением Великий господин Святейший кир Иоаким, Московский и всея Росии и всех северных стран Патриарх, о Господе в мире успе вечно мироздания лета 7198-го месяца марта в 17 день в понеделок третия седмицы постов святыя Четыредесятницы в 11-м часе дня в 1 чети; погребено же бысть тело его того же месяца во 18 день в велицей соборней первопрестолней церкви у стены близ западных ворот на правей стране; родився, живе лет 70, пасе стадо Христово на престоле своем 15 лет, 7 месяц и 23 дни; его же Господь Бог во Царствии Своем Небесном да упокоит в век со святыми. Аминь” 38 .

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

Леонтий, епископ Тамбовский и Козловский Был игуменом Галичского Авраамиева монастыря. 26 марта 1682 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Козловского, став первым епископом этой епархии. В 1682 году, находясь в Москве, участвовал в погребении царя Федора Алексеевича и в короновании и венчании на царство Иоанна и Петра. Посвящал во диакона к Преображенской церкви в Тамбове знаменитого ученого Палладия Роговского (впоследствии игумен Московского Заиконоспасского монастыря, первый русский доктор философии и богословия; † 1703), которого привез с собой из Москвы, чтобы иметь при себе даровитого помощника в управлении новоучрежденной епархией. В 1684 году отрешен от епархии и сослан в Спасо-Евфимиев монастырь Суздальской епархии. В 1687 году по воле патриарха Иоакима († 1690) свидетельствовал чудеса от мощей преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца († 1581; память 24 сентября/7 октября). В 1690 году находился при свидетельствовании мощей преподобной Евфросинии Суздальской († 1250; память 25 сентября/8 октября). 1 июня 1698 года вместе с митрополитом Суздальским Иларионом († 1707; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) перекладывал мощи благоверного князя Александра Невского († 1263; память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря). Скончался после 1707 года. Литература: Хитрое Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1861. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 891. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1414. Анания (Федоров). Историческое собрание в Богоспасаемом граде Суздале//Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1855. – Т. 22. Журнал министерства внутренних дел. – СПб., 1839, 9. Исторический вестник. – СПб., 1881, август. – С. 784. –»– 1890, июнь. – С. 571. –»– 1893, июль. – С. 144. Православный собеседник. – Казань, 1907, апрель. – С. 556. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 62. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Гавриил. Икона. Нач. XXI в. (22.03.1684, дер. Зверки близ Заблудува (рус. Заблудово), Польша - 20.04.1690, Белосток, там же), мч. (пам. 20 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток). Г. был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии . 11 апр. 1690 г. Г. был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской иудаистской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался. Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, к-рые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Г. был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты к-рого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской». В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Г. и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Г. остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский мон-рь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения мон-ря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения К-польского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Г. в слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике (Литовские ЕВ. 1885. 35. С. 346).

http://pravenc.ru/text/161257.html

Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Иоанникий Галятовский, Игумен, был с 1660 до 1662 г. Он после пожара обновил Братский монастырь; потом с 1678 г. был Архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а в 1688 переведен в Новгородосеверский и там скончался того же года. 11 . Мелетий Дзик до 1665 г; после с 1677 г. был Игуменом Златоверхомихайловского монастыря и там 1682 г. Февраля 7 скончался. 12 . Варлаам Ясинский с 13 Ноября 1669 г; в 167З г. отказался от должности и определился Проповедником в Лавру, а в 1680 г. избран во Игумены Златоверхомихайловского монастыря; оттуда 1685 г. произведен во Архимандрита Киево-Печерской Лавры, а в 1700 г. в Митрополита Киевского. 13 . Сильвестр Головчич из приписного к Братскому Гойского монастыря определен 1673 г. в Братский, и в 1674 г. переведен в Златоверхомихайловский монастырь, где и скончался. 14 . Феофан Прокопович I, по восстановлении Братского училища первый Богословии учитель из Наместников Братских произведен 1675 г. и должность сию исправлял до 1684 г., а скончался на покое в том же монастыре 1689 Апреля 3. 15 . Иезекииль Филипович с 1684 г. Апреля 28 и был до 1687 г. – Сии последние три Ректоры определены Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем, бывшим до 1686 г. Блюстителем Киевской Митрополии и утверждены Универсалами Гетманов. 16 . Феодосий Гугуревич с 1686 до 1689 г., в коем Апреля 3 скончался. 17 . Пахомий Подлузский упоминается в 1691 г., где и когда скончался, не известно. Примеч. в избирательной Записи Митрополиту Варлааму Ясинскому 1690 г. подписался Префект школ Братских и Философии учитель Силуан Озерский. 18 . Иоасаф Краковский с 169З до 1697 г., и был вместе Игуменом Братского и Николаевского монастыря; с 1697 избран во Архимандрита Киево-Печерской Лавры, а в 1707 Октября 19 в Митрополита Киевского; скончался в Твери 1718 г. При нем Киевобратскому училищу в 1700 г. утверждено Царскою Грамотою звание Академии и с тех пор беспрестанно уже были два начальствующие в Академии, Ректор и Префект, до последнего преобразования Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1682 году была создана Воронежская епархия и назначен ее глава, епископ Митрофан. Еще до приезда в Воронеж он добился отвода обширного земельного участка под новый собор и архиерейский двор. В 1684 году Митрофан подал патриарху Иоакиму челобитную, в которой писал: «На Воронеже соборная церковь древяная от многих лет обветшала, и служить в ней невозможно, кровля и помосты церковные обвалились, а лес на строение святой церкви от города в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше, а ко устроению каменного дела на церковь Божию... камень белой есть от города в верстах десяти». В ответ последовала благословенная патриаршая грамота на возведение собора от 19 апреля 1684 года. Каменный собор вчерне был отстроен к 1690 году и находился в стороне от прежнего, который все это время продолжал действовать. Новый Благовещенский собор запечатлен на рисунке голландского путешественника Корнелия де Бруина, побывавшего в 1703 году в городе. Собор представлял собой величественное здание простой архитектуры. На высоких прямых стенах лежала низкая деревянная кровля, увенчанная пятью большими главами. По форме храм был похож на сохранившуюся ныне Успенскую церковь. При Митрофане собор стал церковным и духовным центром края, где кипела напряженная жизнь, связанная со строительством флота. Среди жертвователей на помин родных встречаются имена Льва Нарышкина, Тихона Стрешнева, Федора Лопухина. На церковном дворе имелись и другие храмы, но жизнь их была довольно короткой. В 1712 году упоминалась соборная деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Под прежней деревянной колокольней существовала церковь Неопалимой Купины. В 1730-е годы, когда отстраивали новую звонницу, ее разобрали. Еще при жизни Митрофана, по словам Е.А. Болховитинова, «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». Митрополит Пахомий (Шпаковский) вынужден был начать очередное строительство на другом месте, подальше от крепостного рва. Это было последнее перемещение храма; в 1718 году он обрел покой на двести предстоящих лет. Возведение собора, сопряженное с материальными трудностями, завершилось лишь в 1735 году. Строительство вел, по мнению современного историка архитектуры В.А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец с Украины. Со временем в соборе были устроены три придела: во имя Иоанна Милостивого, Успения Божией Матери и Феодора Стратилата. Перемены в положении храма произошли в 1780-е годы при епископе Тихоне III (Малинине): сломали приделы при расширении храма; устроили новый иконостас, лики святых для которого писал живописец из Бирюча И.М. Вейделев; стены расписали «наилучшей итальянской живописью». 18 октября 1786 года собор был вновь освящен после ремонта.

http://sobory.ru/article/?object=49675

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010