Поучения его – в рукоп. Киевской Лавры (Опис. Софийск. соб. стр. 196). 179. Феодосий Сафоновичь , учитель и проповедник Киевский, с 1665 г. игумен Златоверхого Михайлова монастыря, написал: «Выклад» или учение «о церкви и ее тайнах», нап. в Киеве 1666, 1668 г., в Уневском монаст. 1674 г., и подвергавшийся в Москве при патр. Иоакиме строгой критике за учение о евхаристии. «Речь» его царю Алексею Михайловичу нап. у Бант. Каменского в Ист. Малор. II, пр. 179. «Хроника» его о событиях России до 1290 г. взята из Киевской и Волынской летописей; к тому прибавлены кое какие отрывочные известия о последующих событиях России, и потом краткая хроника Польши и Литвы, взятая из Стрыйковского (Старчевский в Ист. ист. литт. 73–82). Михаил Лосицкий , иеромонах Густинской пустыни, в 1674 г. написал «Кронику» юго-западной России (изд. во II т. Собр. лет.) и около того же времени – Летопись Густинского монастыря. В той и другой много известий редких и важных для церковной истории. «Кроника» описывает события 840–1597 г. Известия ее важны особенно с 1300 г. 180. Иннокентий Гизель , посылан был, как пишет Домецкий, в числе прочих в заграничные училища для образования; в 1648–1650 г. был ректором коллегии, а с 1656 г. из игумена Николаевского поставлен в архимандрита Печерской Лавры и в этом звании пользовался уважением на юге. Скончался в 1684 г. Он писал: а) «Мир человека с Богом», или о силе покаяния, нап. К. 1669, 1671 г., сочинение не сильное; б) «О истинной вере», или ответ иезуиту Бойме о власти папы, – сочинение слабое; в) «Синопсис» Русской истории до царя Феодора Алексеевича – перевод Хроники Сафоновича, кое-чем дополненный, слабый, но первый, опыт истории, нап. в К. 1674, 1676, 1678, 1680 г. До истории Ломоносова. эта книжка, за неимением других, была классическою. Плод усердия Гизелева к св. Лавре – издание Патерика Печерского, К., 1661 г., где, к сожалению, сильно испорчен текст древних повествователей. Письмо его к царю Алексею в Опис. Печерск. Лавры. К., 1847, стр. 172. 181. Иоанникий Голяговский , учившийся и учивший в Киевской коллегии, игумен Купятицкий, 1659–1662 г. ректор коллегии, с 1672 г. архимандрит Северского монастыря, даровитый и многосведущий. † 1688 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

к вост. от Кеми и в 20 вер. к сев.-вост. от Соловецкого мон., почти на средине острова Анзерского, в Белом м. Основан в 1620 г. преп. Елеазаром, получившим грамоту на устройство обители в 1628 г. Преподобный скончался в 1656 г. и память его чтится 13 янв. В 1726 г. св. Синод повелел ради благочиния быть скиту под надзиранием Соловецких властей. “Ист. Рос. Иер.», 101; Ратшин, 6; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., 66; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Словарь ист. о свят.», 108; Лепехин, “Дневн. зап.», IV, 43; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 347; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.», I, 37; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 280; Козлов, “Архан. губ.», 337; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 238; “Арханг. сборн.», II, 214; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», 1847 г., 2, 79; “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пустыни», 1862 г., 151 (преп. Елеазар, уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова; подробно описано житие); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 166, 323 (преп. Елеазар); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834, 19; “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); IX, 41 (Ц. гр. 1678 г. с подтверждением прежде данных грамот; в 1633 г. строит. старец Елеазар; в 1678 г. старец Роман), 70 (Ц. гр. 1680 г. об изъятии пустыни из ведения Солов. м-ря; строит. Роман); “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, смесь (митр. Арсений Мацеевич) ; 1872 г., IV, смесь, 8 (село Полево и его владельцы; монах Геронтий); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 126 (преп. Елеазар); 1883 г., IV, смесь, 67 (отписка 1674 г. Государю о строителе Иларионе, старцах и служебников, пребывающих в расколе), 70 (челобит. 1674 г. строителя Илариона и старцев с выражением своей вины и просьбою о присылке им новоисправленн. книг), 82 (отписка Государю Двинск. воеводы об Анзер. раскольниках); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 600 (дело 1722 г. о ружной даче пустыне; строитель иером. Спиридоний); VI, 1726 г., 193 (подчинение скита Соловецким властям), прилож., XXXV, VI (грамота 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новопостроенная Воскресенская церковь обложена данью в 7186 (1678) году. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа находим запись следующего содержания: «В нынешнем во 186 (1678) году, по челобитной боярина князя Ивана Петровича Пронского и по выписке за пометою казначея старца Паисия Сийского прибыла вновь церковь Воскресения Христова, в вотчине боярина князя Ивана Петровича Пронского, в Русском уезде, в селе Ивойлове, а Воскресенское тож, а по сказке тоя ж церкви попа Алексея положено дани с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских крестьянских с 23 дворов по указной статье 9 алтын 2 деньги, заезда гривна. В последующих годах она писалась по Русской десятине в следующей форме: «Церковь Воскресения Христова в селе Ивойлове, Воскресенское тож, что было в вотчине князя Ивана Петровича Пронского, дани 22 алтына 4 деньги». (Там же Патр. Прик. кн. 91 стр. 452; кн. 252 стр. 571 и кн. 418). При церкви находились: «во дворе поп Алексей Иванов (1678–1705 гг.), поп Григорий Алексеев (1715 г.); дьячки: Тимофей Иванов (1705 г.); Тимофей Алексеев и пономарь Иван Алексеев (1715 г.). (Переписи, кн. 11457, стр. 73; кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 г. стр. 250). «1722 года ноября в » « день, но указу Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на синодальном Десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым, Русские десятины села Ивойлова, церкви Воскресения Христова поп Григорий Алексеев сказал по священству: в том селе Ивойлове вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 174 (1666) году (sic) при святейшем Иоакиме патриархе, по челобитью боярина князя Ивана Петровича Пронского и дани платится с той церкви по окладу по 22 алтына но 4 деньги на год, да казенных пошлин по пяти алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с дву дворов, а он поп Григорий к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 1703 году преосвященным Каллистом архиепископом Тверским и Кашинским, на место умершего пока отца своего Алексея Иванова, по прошению тоя церкви всех приходских людей; а на пропитание тоя церкви прежним попом такожде ныне и ему попу Григорию дано земли и с церковники по 5 десятин в поле, а в дву потому ж, да сенных покосов 10 копен; да у тоя ж церкви написано по переписным книгам 186 (1678) году приходских 50 дворов; а служба в той церкви бывает временная. Тоя ж вышеписанной церкви Воскресения Христова дьячек Тимофей, да понамарь Иван Алексеевы сказали в самую сущую правду, что живут они в том селе Ивойлове у означенной церкви по приговору всех приходских людей, а кормются они тоя церкви с попом Григорьем Алексеевым вышеписанной землей и приходом вообще. (Там же, Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 70-х гг. XVII в. П. был близок ко двору, являлся духовником царевны Софии Алексеевны . Вплоть до конца жизни он пользовался благосклонностью царской семьи, в 1684 г. ему разрешили ежегодно выписывать из Москвы вещей на 200 р. ( Словцов. 1886. С. 281). П. регулярно участвовал в патриарших богослужениях и придворных мероприятиях, постоянно сопровождал патриарха и нередко - государя, особенно часто в 1675 г. (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1254, 1257, 1303, 1496, 1497, 1519, 1533, 1559, 1562, 1589, 1601, 1602, 1605, 1608, 1622 и др.). П. принимал участие в работе Московских Соборов. Он состоял в комиссии по разбору материалов по делу о деканонизации прп. Анны Кашинской (кон. 1677), присутствовал на заседаниях по этому вопросу в янв.-февр. 1678 г. ( Колосов В. И. Блгв. кнг. Анна Кашинская//Тр. 2-го обл. Тверского археол. съезда. Тверь, 1906. Отд. 4. С. 99-101; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62). Вероятно, в марте того же года П. участвовал в обсуждении на Соборе вопроса о чине «шествия на осляти» в Вербное воскресенье, скорее всего участвовал и в подготовке решений Собора 1675 г. В источниках сохранились противоречивые сведения о его деятельности, но, являясь судьей Патриаршего Разряда, П. в обязательном порядке участвовал в подготовке Соборов, различных комиссий и проч. В 1678 г. П. был поставлен в митрополита Сибирского и Тобольского на место митр. Корнилия († 23 дек. 1677). Нек-рые исследователи на основании выданной ему настольной грамоты считают, что это назначение состоялось в 1679 г. ( Недосеков. 1888. С. 274; Срезневский. 1902. С. 76 и др.). Однако настольные грамоты нередко датировались более поздним временем, поскольку оформлялись после хиротонии. Кроме того, это мнение не подтверждается др. офиц. источниками, в к-рых упоминается 1678-й год (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). Сохранилось «исповедание веры» с автографом П., прочитанное им во время хиротонии. В собственноручной подписи П. указана дата поставления - 21 июля 1678 г. (ГИМ. Син. Л. 33). На архиерейской хиротонии П. присутствовал царь Феодор Алексеевич (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). 9 февр. 1679 г. П. отправился из Москвы в Тобольск, 25 марта он прибыл в столицу Сибири (ПСРЛ. Т. 36. С. 101, 171). Одним из первых деяний П. на кафедре было погребение митр. Корнилия 17 июля 1679 г. (Там же. С. 170 и др.). 13 мая 1679 г. он поставил Матфея архимандритом Спасского Знаменского мон-ря (тело митр. Корнилия до похорон находилось в этой обители) (Там же. С. 202).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Гороховец. Сретенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Сретенский монастырь (бывший женский) занимает юго-восточную часть центральной площади города. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона и первоначально был деревянным. Каменное строительство начинается с 1689 года и велось до середины XVIII века. Были построены Сретенский собор с куполами, украшенный глазурованным лемехом и ажурными крестами, церковь зимняя Сергия Радонежского и кельи. Отличаясь богатством и разнообразием композиционных, объёмно-планировочных и декоративных решений, Сретенский собор предстаёт как один из наиболее выдающихся памятников Гороховца XVII века.  http://www.goldenring.ru/gorohovets/index.asp Сретенский женский монастырь основан в 1658 по указу патриарха Никона. В 1678 г в монастыре были две деревянные церкви - Сретенская (холодная) и Сергиевская (теплая) и двадцать монашеских келий, где жили 44 сестры («питались милостыней и рукоделием»). В 1689 г. на средства гостинной сотни торгового человека Семена Ефимовича Ершова вместо деревянной Сретенской церкви построена существующая до сих пор каменная. Теплая Сергиевская церковь и колокольня были построены в конце 17 в. Стены вокруг монастыря возведены в начале 18 в. В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, церкви обращены в приходские. Монахини были переведены в г. Арзамас. С 1870 г. Сретенская церковь была приписана к городскому Благовещенскому собору, прежде Сретенская церковь была самостоятельным приходом с собственными зданиями и землями. «Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона Видение преп. Сергием Божией Матери».  Монастырь возобновлен в 2001 г. В. Гриньков, Н. Землянская. Золотое кольцо. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. Вып. 1898 г. По переписным книгам 1678 г. в Гороховце значится: «монастырь девич, в нем церковь холодная Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, другая церковь теплая Сергия Радонежского, в монастыре 20 келий, в них 44 сестры питаются милостыней и рукоделием». В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен и к Благовещенскому собору с 1870 г. приписана была Сретенская церковь женского монастыря. Из переписных книг видно, что монастырь существовал уже в 1678 г., построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=01073

Первое сведение о существовании новопостроенной Борисо-Глебской церкви находим в приходных книгах того же Казенного Приказа за 7165 (1657) г.; в них под Русской десятиною написано: «по книгам десятильника Ивана Пуровского, да старосты поповского Предтеченского попа Трофима в нынешнем 165 (1657) году прибыла вновь церковь Бориса и Глеба в селе Дьякове дани 10 денег, заезда гривна; платил староста поповский поп Трофим». (Патр. Прик. кн. 40, стр. 336 об.). По переписным книгам 7186 (1678) г. Дмитровского уезда, Николая Чудотворца Песнышского монастыря игумена Тихона «на церковь Бориса и Глеба дани прибавлено вновь 20 алтын, заезда гривна. Данные за сей 7186 (1678) г. деньги уплачены не были» (Патр. Прик. кн. 91, стр. 451). Церковь Бориса и Глеба по 1740 год в селе Дьякове писалась по Русской десятине с обозначением дани 20 алтын, заезда гривна, а в 1715–1739 гг. рубль» (см. там же. кн. 252, стр. 570 и кн. 418). Село Скорево, Дьяково тож с деревянною в нем церковью принадлежало в 7174 (1666) году Михаилу Степанову Денисову, полученное им от Ивана Никитича Белого в приданое за дочерью Федосьею, в 7181–7186 (1673–1678) гг. Еремею и Феодору Петровым Белым от, отца их Петра Иванова Белого; в 7186–7190 (1678–1682) гг. Гаврилу Савельеву, Прокофью Кириллову и Нефеду Иванову Белым; в 7190 (1682) г. Степану Михайлову Денисову, а от него в 1712 г. досталось Никите и Кондратом Гавриловым Белым; в 7191 (1683) г. Степаниде Нефедьевой Белого с матерью Анною, по втором муже Пузыревого; в 7196 (1688) г. Родиону Еремееву († 7203 (1695) г. под Азовым) с матерью его вдовою Меланьею, братьями: Иваном и Алексеем и сестрою Марфою Белыми; в 7204 (1696) г. жене Родиона Еремеева Белого вдове Екатерине Семеновой, по втором муже Уваровой с сыном. Иваном и дочерью Авдотьею Белыми, последняя уступила свою часть вотчиму своему Ивану Яковлеву Уварову; в 1705 г. Ивану Еремееву и Ивану Федорову Белым; в 1705–1715 гг. Кузьме Прокофьеву, Семену Иванову и Алексею Еремееву Белым. При церкви Бориса и Глеба находились в 1705 г. «во дворе поп Иван Акинфиев, во дворе дьячек Никита Иванов»; в 1715 г. «поп Никита Иванов, дьячек Михаил Иванов» (см. Моск. Арх. Мин, Юст. Вотчин. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 4, дело 9, кн. 32, 8 дела, стр. 7. Переп. кн. 11457, 11458 и Лантратская 1715 г. стр. 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая церковь Троицкая, деревянная, была здесь построена вское после возвращйия Белого от поляков. " В давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем (1654 г.), говорится в документе Консистории 1769 г., из государева лесу, в то время, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города Соборная церковь во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы, и ризы, и книги, и всякая утварь прислана из Москвы, из казны его царскаго величества; и попы, и диаконы присланы из Москвы " . Церковь эта, действительно, упоминается в 1678 и 1679 гг. В 1678 г. поп этой церкви Дмитрий Петров, диакон Авдей Трофимов, дьячек Григорий Андреев и пономарь Матюшка Степанов подали челобитную царю Феодору Алексеевичу, с просьбой о выдаче им денежного и хлебного ружного жалованья на 1678 г. В следуюем же году помянутый диакон этой церкви Авдей Трофимов подал челобитную о прибавке ему жалованья в виду того, что поп Дмитрий в 1678 г. умер, и он служит в церкви один. По грамотам Алексея Михайловича причт этой церкви получал такое жалование: поп 6 чт. хлеба, б чт. овса и деньгами 8 р. 26 алтын; диакон — 4 чт. хлеба, 4 чт. овса и деньгами 7 р. 20 алтын 4 деньги; дьячек — 3 руб. 20 алтын. В 1762 г. церковь эта называется " прежде бывшею соборною ружною церковью " ; Соборной же была в это время церковь Богоявленская. Третья деревянная же Троицкая церковь, с приделом Успения Пр. Богородицы, устроена от добророхотных дателей в 1766 г. В 1774 г. она вновь называется соборной. Церковь эта, упоминаемая и в 1780 г., теперь уже не существует. Теперешний каменный, с такой же колокольней, холодный Соборный храм во имя Пр. Троицы, с теплыми приделами — во имя Богоявления Господня и Успенмя Пр. Богородицы, устроен тшанием прихожан в 1804 г. Антиминс, выданный в Соборную Троицкую церковь в 180б г., хранится в ризнице Смоленского Архиерейского дома. В 1908 г. иконостасы в придельных храмах поновлены позолотой и живописью.

http://sobory.ru/article/?object=39466

Всего в Гороховце 2 мужск. монастыря, в них 4 церкви, монастырь девич, в нем 2 церкви, 4 церкви соборных п приходских, 6 дворов духовенства, двор тиунский, съезжая изба, 4 дв. подъячих, двор сторожа, 154 дв. посадских, 11 дв. вдовьих, 70 дв. бобылей и бобылок, 5 дв. пустых и 9 мест дворовых пустых; всех жителей 801 душа муж. пола. В 1704 г. упомянутый здесь девичий Сретенский монастырь был упразднен, а Знаменский монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. В 1787 г. Гороховец был сделан уездным городом Владимирской губернии. Жителей в нем в настоящее время около трех тысяч. Церквей в городе две: Благовещенский собор с приписанною к нему Сретенскою церковью и Воскресенская приходская церковь и Николаевский мужской монастырь; для населения имеется только три школы: 2 классное мужское и женское приходское училища и церковно-приходская школа; учащихся во всех этих школах в 1897 г. было 229. Благовещенский собор На месте настоящей каменной соборной церкви, как мы видели выше, существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII столетия; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь . Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между 1646 и 1678 г. была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи 158 . В конце XVII столетия вместо деревянной Благовещенской церкви построен и в 1700 г. освящен каменный соборный храм; храмоздателем был гостинной сотни торговый человек Семен Ершов. – Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в этом храме два: главный во имя Благовещения Пресв. Богородицы, в приделе во имя преп. Макария Желтоводского устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная теплая. Когда и кем построена эта церковь , сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна; внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками – алтарь, собственно храм и трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Самойловичу. И. отказался в 1672 г. дать убежище брату гетмана Д. Многогрешного Василию. 4 дек. 1678 г. И., по-видимому по просьбе рус. властей, направил пространное письмо Ю. Б. Хмельницкому. Хмельницкий в 1662 г. принял монашеский постриг с именем Гедеон, получил титул «архимандрит жидичинский» (номинально являлся настоятелем жидичинского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря ). В монашеский период жизни Хмельницкий был близко знаком с И. Последний назвал в письме Хмельницкого своим учеником, в 1663 г. Гедеон (Хмельницкий) присутствовал на диспуте И. с иезуитом Пекарским. Будучи в плену в Турции, Хмельницкий сложил с себя монашеский сан, сражался на стороне тур. войска во время Чигиринских походов рус. полков в 1677-1678 гг.; в 1678-1681 и 1684-1685 гг. управлял Правобережной Украиной, оккупированной Турцией, как вассал султана. В письме И. от своего имени и от имени гетмана И. Самойловича призывал Хмельницкого «с бусурманами приятства не мати, против православных не воевать», предлагал вернуться к иноческому служению и перейти на сторону «православного государя». И. сурово осудил бывш. ученика за отказ от иноческих обетов и привел сказание о некоем Геброне из Франции, оставившем монашество и попавшем в ад. Письмо И. следует рассматривать в контексте мер, принимавшихся рус. правительством для предотвращения нашествия султана и крымского хана на Украину. С этой целью в дек. 1678 г. из Москвы в К-поль было отправлено посольство с предложением султану восстановить дружественные отношения с Россией. Помимо царской грамоты посол вез грамоту патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) муфтию с призывом удержать султана от войны, патриарх просил муфтия о предотвращении «ратей, начинающихся неправдою за причиною богомерзкого законопреступника Юраски Хмельницкого» (цит. по: Соловьёв. История. Кн. 7. С. 215). Архиеп. Лазарь (Баранович) рассматривал И. в качестве наиболее вероятного своего преемника на Черниговской кафедре, но И. скончался раньше своего покровителя.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Их оказалось сравнительно немного. В 1674 году в уступленных местах было 30 церквей с окладом 40 р. 25 коп., две пустыни – Андриянова и Досифеева и два монастыря – Выксинский и Троицкий 725 . Стоит только припомнить прежнюю территорию Вологодской епархии, чтобы видеть, как она значительно сократилась с отделением от неё Яренска, Усть-Выми, Вожеми и Пошехонского уезда. Теперь она не была разбросана, как прежде, напротив, сосредоточивалась исключительно в местах по бассейну Белого озера, р. Шексны, Кубенского озера, верховьев Сухоны и Костромы – левого притока Волги, Согожи и Сожи – левых притоков Шексны 726 . Тут были Вологда с уездом, Белоозерская и Чарондская области. В старом архиве вологодской консистории сохранились окладные книги с подробным списком церквей Вологодской епархии – всего 20 кн.: 14 от первой половины XVII в., 5 – второй и 1 – XVIII века. В Вологодских Епарх. Ведомостях за 1863 г. приведены данные из кн. преосвящ. Гавриила, архиепископа вологодского и белоозерского, за 1691 г. Из выписок видно, что в 1691 году в самой Вологде было 51 церковь , в уезде – 276 «жилых» и 28 «пустых». По белоозерским книгам на Белоозере и в Белоозерском уезде – 255 «жилых» и 16 «пустых»; частнее – в Белоозерском посаде – 47 церк., Чарондская округа – 34 церк., Надпорожский стан – 36 церк., Заозерский стан – 125 церквей 727 . Территория Ростовской митрополии на севере увеличилась прибавлением к ней части Пошехонского уезда, расположенного между нижним течением р. Шексны, части р. Волги и правобережьем р. Костромы. Как отозвалось постановление собора 1674 г. – о распределении епархиальных территорий по уездным писцовым книгам – на территориях всех епархий и возникали ли недоразумения, подобные недоразумениям рязанского, коломенского, вятского, вологодского и ростовского владык между другими архиереями, пока нет данных для ответа. Совсем не известно, какие территориальные изменения произошли в Казанской и Астраханской епархиях. Несомненно, что до собора 1674 года у казанской кафедры были сместные церкви с Вятской, Нижегородской и Астраханской епархиями, так как уезды их сходились 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010