1674 и 1709 г.). То же свойство удерживает подобная же по мелодическому движению строка 6-го гласа; см. ирмологи 1674 и 1709 г., столп 86 ирмосов и стихиру: «Прежде шести дней Пасхи» в словах: «последуйте ему». Подобному же изменению подлежат: фитная мелодия в ирмосах 6-го гласа, столп 44 и 74 и отдельные строки в песнопениях 2-го гласа: «Денесь Христос на Иердан пришед» (ирм. 1652 г. л. 213) и «Денесь во церковь водится» (ирм. 1674 и 1709 г.). А также отдельные строки: в седальне гласа 8-го «Воскресл еси» (ирм. 1700 г., стр. 368, с на ре) болгарского распева и в пасхальном светильне «Плотию уснув», гласа 3-го того же распева (ирм. 1700 и 1709 г.). в) Мелодии гласов 2-го и 6-го в восьмогласном песнопении на день Успения: «Богоначальным мановением». г) Наконец, в некоторых песнопениях встречаются случайные бемоли, особенно на верхнем соль. См. в ирмологе 1674 г., л. 11 на об. блаженны гласов 2-го, 3-го и 8-го, положенные на секунду выше прочих ирмологов, и мелодию гласа 8-го в стихире «Богоначальным мановением». В Ирмологе же 1652 г. в подобне гласа 8-го «Возлег на перси Исусове» и в Ирмологе 1674 г. в песнопении «Тебе одеющагося» встречается на фа, очевидно для большей ясности лада мелодии. Частичные отступления от господствующего лада мелодии и тональности, однако, допускаются не во всех ирмологах, не во всех песнопениях известного гласа и притом в разных ирмологах в разных песнопениях. А отсюда ясно, что они не составляют существенной принадлежности известных мелодий, а происходят в видах разнообразия мелодий и таким образом принадлежат к украсительным мелодическим оборотам. Поэтому-то, конечно, в Ирмологе 1700 г. и в синодальных изданиях они, за весьма немногими отдельными случаями, и устранены из мелодий. Текст песнопений. Поемый текст в юго-западных нотных ирмологах отличен от текста московских печатных изданий, как старых, так и новых, так что некоторые из песнопений трудно узнать по их началу. Так, в них читается: «Бог явися на земли» вм. «Христос явися на земли», «Путь морской волнуяся пенами сух явися» вместо «Шествует морскую волнящуюся бурю...», «Подаждь утешение» или «Преклонися к молению» вместо «Призри на моления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В тех же книгах Предтеченская церковь писалась с 7153 (1645) по 7186 (1678) г. в следующем порядке: «церковь Иоанна Предтечи да в пределе Николая чудотворца дани 10 денег, десятильничих гривна», а за 7186 (1678) г. под этою статьей прибавлено: «а по переписным книгам 186 (1678) году Николы песнышского монастыря игумена Тихона та церковь в вотчине Василия Пестрикова, дани положено 14 алтын 2 денги заезда гривна и те денги взято; платил староста поповской соборной поп (города Рузы) Никольской поп Савва»; а в 1715–1740гг. платилось дани «27 алтын 4 деньги». (Там же кн. 91, стр. 449 об. и кн. 252, стр. 568). Во 168 (1660) г. после смерти Матвея Иванова Чихачева, вдова его старица Федосья Иванова урожденная Осоргина, приданую свою вотчину треть села Ощерина, за смертью сына ее Степана Матвеева Чихачева, – отдала в приданое дочерям своим, жене Богдана Григорьева Засецкого – Екатерине, и жене Ивана Иванова Макшеева–Мавре и по их разделу в 7170 (1662) г. эта вотчина досталась Богдану Засецкому и у него она была отписана на Великого Государя за неправильное межевание земель. (Там же Вотч. Кол. по гор. Торжку, мол. л. кн. 85, 8, стр. 11). А другая половина села Ощерина находилась во владении во 178 (1670) г. у Василия и Емельяна Пестриковых по наследству после отца их Федора Пестрикова, во 182 (1674)–186 (1678) гг. у Василия Федерова Пестрикова, у Матрены Емельяновой Пестриковой и жены Василия Кирилова Загряжского Натальи Емельяновой Пестриковой и вместе с ними во 194 (1686) 1705 г. у Гав-рила Степанова Фонгадем с братьями Иваном и Иовом, которым по имянному Высочайшему указу пожалована треть села, принадлежавшая Богдану Засецкому, – в 1705–1715 гг. у Василия Васильева Пестрикова и Алексея Андреева Леонтьева приданое его жены Евдокеи Васильевой Загряжской. (Там же Вотч. Колл, по гор. Торжку, мол. л. кн. 88, дела 25 и кн. 85, дела 8, стр. 14). По переписным книгам значится 1705 году «прп церкви Иоанна Предтечи находились: во дворе поп Ульян Родионов, во дворе дьячекч. Иван Леонтьев»; 1715 г. « церковь деревянная при ней во дворе дьячек Иван Власов, во дворе просвирница Пряна Васильева и тот же священник». (Там же переп. кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 г. стр. 539).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1911 году- 19 дворов, стекольный завод торгового дома Кузьмина и Колосова, дача Виноградовой, имения Иловайского, Лепёшкиной, Сатиной, Жуковой, Головановой… Спасская церковь села Андреевского является одной из самых ранних сохранившихся построек типа «восьмерик на четверике» в Подмосковье. Первое упоминание о церкви в селе Андреевском встречается в приходских книгах Патриаршего Казённого приказа, где за 1678 год указано по книгам крестового иеромонаха Никифора «прибыли вновь церкви», которые «он иеромонах по наезду как ездил досматривать благочиния в церквах: церковь происхождения честного креста господня в вотчине стольника Ивана Неронова, дани 6 алтын, 3 ден., заезда гривна». На время построения церкви к 1678 году указывает и список священников, среди которых первым был Иоанн Лукьянов с 1678 по 1710 год. Очевидно, уже тогда церковь вместе со своим первоначальным названием - Происхождения Честных Древ Креста Господня называлась и Спасской. Празднование обоих этих престолов происходит в один и тот же день- 1 августа старого стиля. От второго названия церкви село получило новое название - стало называться Спасским. В переписных книгах за 1678 год указано: «за стольником Иваном Григорьевым сыном Нероновым в вотчине село Спасское Овсяниково тож, а в селе церковь Всемилостивого Спаса, во дворе поп Иван Лукьянов, двор вотчинников, а в нём 5 человек конюхов, 2 двора задворных, людей в них … да к тому селу деревня Андреевская, а в ней 7 дворов крестьянских, людей в них 25 человек, 3 двора бобыльских, людей в них 9 человек. Церковь вероятно построена в 1678 году в имении стольника Ивана Неронова скорее всего на его средства, так как сам приход был невелик и возведение дорогостоящей каменной церкви позволить себе не мог. Чин стольника в 17 веке являлся придворной должностью. Стольники прислуживали царям во время трапезы, сопровождали их и в поездках. Позднее стольники назначались и на посольские, приказные и другие государевы должности. Таким образом, финансовые возможности вполне позволяли ему возвести эту скромную по размерам каменную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04081

После смерти царя Алексея Михайловича († 29 янв. 1676) патриарх Иоаким (Савёлов) , противник Н., начал новое следствие против бывш. патриарха. Приставы обвинили Н. в использовании обращения «святейший патриарх», жестокости и битье палками стрельцов, лечении мирян, многие из которых умерли, в строительстве богатых келий и т. п. Выяснилось, что в нояб. 1668 г. к Н. приходили казаки с Волги и уговаривали идти с ними, о чем приставы сообщили в Москву, а Н. не сообщил (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 341-351). По результатам следствия Н. в июне 1676 г. был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром пробыл до 1681 г. Его содержали под караулом, он не мог выходить за пределы мон-ря. Ситуация начала меняться в 1678 г., когда Н. стал благоволить царь Феодор Алексеевич , по-видимому, вследствие заступничества царевны Татьяны Михайловны, с детских лет почитавшей Н. (см.: Шушерин. 1871. С. 94). В мае 1678 г. Феодор Алексеевич и Татьяна Михайловна сделали богатый вклад в Белозерский мон-рь. 5-8 сент. 1678 г. царь ездил на богомолье в Новоиерусалимский мон-рь, это была первая после опалы Н. поездка царя в эту обитель. Феодор Алексеевич стал оказывать мон-рю покровительство, неоднократно посещал его в 1678-1681 гг., имел намерение завершить строительство монастыря. 5 дек. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил Н. собственноручное письмо, посылал подарки, уговаривал патриарха Иоакима вернуть Н. из ссылки. Исследователи связывают изменение отношения к Н. не только с личной симпатией царя к бывш. патриарху, но и с намечавшейся царем церковной реформой ( Седов. 2006. С. 422-452). Летом 1681 г. Н. позволили покинуть место ссылки, и он отправился в Воскресенский мон-рь. 26 июня 1681 г. были посланы царские грамоты к вост. патриархам с ходатайством о прощении Н. и о возвращении ему сана патриарха. Посылка грамот была связана с тем, что Московский патриарх Иоаким не давал согласия на освобождение Н. 16 авг. 1681 г. Н. на стругах достиг Ярославля, 17 авг.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

На момент описания в монастыре действовала лишь церковь в честь Происхождения Честного Креста Господня с двумя приделами – во имя прп. Сергия Нуромского и не освещенным во имя свт. Николая Чудотворца. Еще один монастырский храм – в честь Рождества Богородицы – сгорел в 1700 г. Источник сообщает, что во время пожара были уничтожены многие монастырские документы, пострадала ризница и библиотека: «всякие их монастырские писма приходные и росходные и окладные книги и всякие их монастырские крепости и ризы, и книги погорели. А осталось самое малое число» (см. публикацию, л. 36 об.). В монастыре было организовано строительство нового храма, взамен сгоревшего. Для этого монастырская администрация наняла около десятка плотников: «только за работу плотником дали из монастырской казны сорок один рубль. Да восми человеков плотников поят и кормят в монастыре». Большую помощь в возведении храма оказывали крестьяне: заготовляли лес. (см. публикацию, л. 37). Активное участие вотчинных крестьян в строительстве не случайно. Монастырский храм играл и роль приходской церкви, «для того что прихожаня к тому монастырю – их же монастырские крестьяня разных деревень вместо приходской церкви изстари» (см. публикацию, л. 38 об.). Большое внимание составитель переписной книги уделил описанию монастырского книжного собрания. В 1701–1702 гг. книги хранились в приделе прп. Николая Чудотворца. Видимо, сюда они были перенесены после пожара в Рождественской церкви, поскольку в 1678 г. описаны именно в Библиотека на момент переписи включала в себя 59 единиц. К сожалению, описание книг не столь подробно, как, например, в переписных книгах Коломенской епархии, где указаны место печати (московская, киевская и т.д.) и год В переписной книге Спасо-Нуромского монастыря отмечены только наименования, размер книг («в десть», «в полдесть», «в четверть») и то, печатные они или рукописные. Сравнение описаний монастырской библиотеки 1678 гг. и 1702 гг. показывает, что на протяжении XVII в. количество книг увеличивалось. Лишь к 1701 г. их оказалось меньше, чем в 1678 г. на 13 экземпляров, что   вполне логично: далеко не все книги монахи смогли спасти во время пожара. Большинство составляли печатные издания (55 экземпляров). Следует заметить, что в 1678 г. рукописных книг отмечено существенно больше, нежели в предшествующей и последующей описях. Можно предположить, что только в 1678 г. составитель документа обратил внимание на их существование. По тематике большую часть составляли богослужебные книги. Набор богослужебных книг на протяжении XVII – начала XVIII вв. оставался примерно одинаковым: Евангелие, Псалтыри, Октоихи, Триоди, Минеи, Служебники и др. Следует отметить, что одна из книг – «Уложение» 1649 г. – хранилась в монастырском

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Федора Алексеевича, бывший потом митроп. Суздальским и собеседником царя. Царь Феодор Алексеевич чуть ли не каждый год, в период 1678–1682 г., посещал Фролищеву пустынь. “Иларион, преосв. митроп. Суздальский, бывший первый строитель Флорищ. пуст.», Казань, 1868 г.; (первоначально напечатано в приложении журнала «Православ. Собеседник», 1868 г.); “Ист. Росс. Иер.», VI, 597; Ратшин, 35; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 125; Шелехов, “Просел. Дороги», 30; “Воен. стат. обозр. Владим. губ.», 253; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1839 г., XXXIII, 495; “Влад. губ. вед.», 1852 г., 9; 1855 г., 34; “Владим. Сборник», 1857 г., 174 (Письмо ц. Фед. Алекс. к иеромон. Илариону); “Ежегодн. Владим. губ. стат. Комит.», I, вып. 1, 193; “Симбир. сборн.», II, Отд. I, 141; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 127; “Владимир. губ. вед.», 1841 г., 32–34 (Краткие свед. о жизни Илариона, митроп. Суздаль., бывшего первым строителем Флорищевой пуст.); “Нижегород. губ. вед.», 1847 г., 65 (тоже биография Илариона); “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 4 (тоже об Иларионе); “Владим. губ. вед.», 1856 г., 22 (письмо ц. Феод. Алекс. к иером. Илариону, 1678 г.); 1860 г., 49 (ист. заметки); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1880 г., 158 (сумма от продажи леса); “Москов. губ. в.», 1841 г., 43 (Кратк. свед. о жизни Илариона); “Ярослав. губ. в.», 1855 г., 22 (расходы на погреб. митроп. Ионы); Иером. Иоасафа, “Церков. ист. опис. Сузд. достоп.», 41 (Иларион); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 710, 42; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 227 (Богом. гр. 1678 г. строит. старцу Илариону о молебствии по случаю нашествия турок), 311 (Наказ. гр. 1694 г. строит. иером. Иринарху о монаст. управлении); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 26 (Благослов. гр. 1678 г. на построение Успен. церкви; черный поп Иларион), 48 (Ц. гр. 1678 г. о дозвол. строителю Илариону возить камень из вотчины Троиц.-Серг. м-ря); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 501 (дело 1722 г. о высылки из пустыни иеродиак. Александра для сыска), ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ (в миру Косма; † 26.02/5.03.1698, Троицкий Зеленецкий мон-рь), митр. Новгородский и Великолуцкий (1674-1695). Принял постриг в Зеленецком во имя Св. Троицы муж. мон-ре Новгородской епархии, через нек-рое время рукоположен во священника. В 1665 г. поставлен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 734-735; Строев. Списки иерархов. С. 63). 31 янв. 1667 г. был избран в качестве кандидата на Патриарший престол наряду с архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (см. Иоасаф II , патриарх Московский) и келарем Чудова мон-ря Саввой. В качестве архимандрита Тихвинского монастыря в короткий срок (с 23 янв. по 1 февр. 1667) организовал «записку» швед. пленников, принявших и не принявших крещение, надзирал за тем, чтобы им «налог и обид и… убытков… не имать» (ДАИ. Т. 5. С. 155-157). В 1668 г. «желанием же побеждаеми многим и прошением нашим», как сообщает К. в духовной грамоте (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 735), был переведен строителем Троицкого Зеленецкого мон-ря. 16 марта 1673 г., по выражению К., «аще и выше нашея меры и не хотящим нам, но нужею» был поставлен патриархом Питиримом во митрополиты Казанские и Свияжские (Там же; Строев. Списки иерархов. С. 273, 288). Однако в свою епархию К. так и не прибыл: «Как поставлен в Казань в митрополиты, от того времени все на Москве жили до поставления патриаршеского и до своего переведения на Новгородскую митрополию» (ДАИ. Т. 5. С. 149-150). 26 июля 1674 г. К. принимал участие в избрании, а 26 июля - в поставлении в патриархи Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) (Там же. С. 146-147). 6 авг. того же года К. был переведен на вакантную Новгородскую кафедру, к-рую возглавлял в течение последующих 20 лет и 7 месяцев (1674-1695). После поставления К. нек-рое время оставался в Москве. 6 сент. он участвовал в поставлении во митрополита Казанского своего преемника Иоасафа (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 970, 974, 976, 978, 982 и др.), 1 окт.- в чине крещения царевны Феодоры Алексеевны, 4 окт. получил из царских рук 300 золотых и 8 окт. присутствовал «на крестинном столе» (Там же. Стб. 1061, 1068, 1070). 15 окт. К. был на заседании церковного Собора, где обсуждался вопрос о границах рус. епархий (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). Лишь 26 дек. 1674 г. царь и патриарх отпустили К. из Москвы в епархию (Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1156).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

2) Служба Божия, напеву киевского, т.е. литургия св. Иоанна Златоуста . Изложена в двух ирмологах 1674 и 1700 г. почти во всем с буквальным сходством. В ней нотно положены: Ектеньи и другие возглашения. В ирмологах 1674 и 1709 г. «Господи помилуй» изложено весьма разнообразно напевом, подобным знаменному 5 . У Малашкина (ор. 40 «Литургия св. Иоанна Златоустог о», стр. 3) напев тот же, что и на всенощном бдении (см. выше), но с прибавлением нотного положения дьяконских чтений; малые же ектеньи изложены напевом придворным. В ирмологе Г. Головни, сверх того, изложено еще: «Слава. Единородный Сыне» с надписью: «Творение иеромонаха Герасима, Генерал – Баса» (Л. 6). В переложении литургии Малашкина песнопения: «Единородный Сыне», «Приидите поклонимся» и «Святый Боже» (стр. 4–8) изложены напевом придворным. В ирмологе Головни (л. 6 об.) имеются еще: «Слава Тебе Господи» по Евангелии и «Господи помилуй» на сугубой ектеньи – печально-кудрявого напева. У Малашкина: «Слава Тебе господи» и возглашения на последующих затем ектеньях (стр. 8–9) напоминают своими концами напев киевского распева, изложенный в Синодальном Обиходе (л. 125), но протяжнее его. «Аминь» перед Херувимской весьма протяженно и повторено 9 раз. Херувимская песнь распета тем же напевом, который в Синодальном Обиходе (л. 125) известен под именем «киево-печерского». Но напев этот в ирмологах 1674 и 1709 г., в которых он только и имеется, положен вдвое протяженейшими нотами и иной редакции. Тот же напев имеется и в ирмологе Головни (л. 7 об.) и у Малашкина под 1 (стр. 10) и то же иной редакции, хотя то же с многократным повторением последнего слова в каждом полустишии. Херувимская, изложенная у г. Малашкина под 2 (стр. 15), по напеву подобна 12 Обихода (л. 137), но иной редакции. Ектенья просительная имеет разнообразные изложения с протяженной мелодией в возглашении: «Тебе Господи». Имеется с буквальным сходством в ирмологах 1674 и 1709 г. То же и в ирмологе Головни (л. 9 об.). У Малашкина она изложена (стр. 17) протяженно, но без особых распространений. Напевом, подобным другим ектеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Марта в 9 день те деньги платил поп Яков». Церковь Преображения Господня в тех же книгах писалась с 7153 (1645) по 7182 (1674) год в следующем порядке: «Церковь Преображения Спасова, в Старой Рузе, дани 3 алтына 2 деньги, десятильничих гривна». (Патр. Прик. кн. 17, стр. 305). Церковная же земля, принадлежавшая Преображенской церкви, также писалась в окладных оброчных книгах «на Тимофее Бутурлине, оброку 3 рубля», до 7182 (1674) г., но Тимофей Бутурлин оброчных денег не платил на том основании, что «на церковной Преображенской земле была построена церковь, и данные деньги были плачены до 7182 (1674) г.». В этом году по распоряжению Патриаршего Приказа на основании показания старосты поповского попа Трофима велено доимочные деньги на Тимофее Бутурлине сложить и церковную землю отдать вновь на оброк «Русского уезда Пречистенскому попу Ивану Трофимову», а «церковь Преображения Спасово впредь в жилых приходных книгах не писать и данных денег не имать, а имать оброком». (См. Патр. Прик., кн. 79, стр. 459). По какому именно случаю Преображенская церковь была исключена из «жилых данных церквей» и внесена в оброчную пустовую книгу, – не известно. В оброчной книге пустовых церковных земель написано:» с церковные земли Преображения Спасово, что в Старой Рузе, на Москве реке, что было на оброке на окольничем Тимофее Федорове Бутурлине оброку 3 р., в нынешнем во 182 (1674) году октября в 31 день по указу преосвященного Павла митрополита Сарского и Подонского и по выписке за пометою дьяка Перфилья Семенникова, а по челобитью Волоцкого уезда, Левкиева монастыря черного попа Тихона, что был в мире поп Трофим, с сей церковной земли оброчных доимочных денег на прошлые годы имать не велено и из окладу выложить и впредь старого оброка в оброчной книге не писать, а впредь с сей Преображенской земли оброку имать велено Русского уезда, на Пречистенском попе Иване Трофимове по 20 алтын на год, и в оброчном денежном погодном платеже взята по нем поручная запись, а в жилой книге данных церквей данных денег имать не велено, и из окладу выложить и впредь не писать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные татар. отряды, участвовавшие в военных событиях на укр. землях, неоднократно пытались захватить мон-рь. Во время одного из нападений обитель была чудесным образом спасена по молитвам М.: когда иноки вместе с архимандритом крестным ходом вышли из ворот, осаждавшие в панике разбежались. В 1671 г. татары и поляки разорили Овруч и мон-рь: священников убили, имения расхитили. М. удалился из Овручской обители и обратился за поддержкой к Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу), местоблюстителю Киевской митрополии; ок. 3 лет святой провел в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В 1674-1675 гг. архиеп. Лазарь назначил М. настоятелем казачьего Георгиевского мон-ря в Каневе. Назначение произошло вслед. того обстоятельства, что в нач. февр. 1674 г. город заняла русско-укр. армия и разместила там большой гарнизон. До 1678 г. город входил в состав Русского гос-ва и в церковном отношении подчинялся Лазарю (Барановичу). Впосл. Канев вновь вошел в состав Речи Посполитой, и в жизнеописаниях М. были сделаны попытки замолчать эту связь: его назначение, происшедшее при «царе Михаиле», приписывалось гетману Правобережной Украины П. Д. Дорошенко и некоему митр. Киприану. По мнению Лавровского, такие сообщения могли появиться при переписке сведений о М. из василианских рукописей. Назначение М. в Канев произошло при униате Киприане Жоховском , к-рый стал митрополитом в 1674 г.; под «царем Михаилом», по-видимому, имеется в виду польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий († 1673). Каневские василиане внесли имя М. в свой помянник и правильно отметили в нем год его кончины. Памятник прмч. Макарию Овручскому в г. Каневе. Фотография. 2013 г. В 1688 г. были обретены мощи М. Поскольку сохранялась опасность захвата обители униатами, 16 (17) марта 1688 г. их перенесли в Воскресенскую ц. в Переяславле (в 40 верстах от Канева). Еп. Захария (Корнилович) получил разрешение у царя Петра I, посетившего Киев после Полтавской битвы, построить на месте разрушенного кафедрального собора в Переяславской крепости ц.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010