В 1676 г. в монастыре начали строить каменную трапезную с церковью Петра и Павла и перестраивать палатный корпус, возведенный, быть может, в начале XVI в. Вероятно, в это же время были закончены восточный корпус келий и близкий к нему по архитектуре юго-западный корпус. В 1698 г. к Успенскому собору с южной стороны была пристроена часовня - семейная усыпальница Лизогубов. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли монастырь; в 1952-1960 г.г. он был восстановлен. В процессе реставрационных работ были проведены исследования Успенского собора, которые позволили выявить первоначальный облик здания и сделать его реконструкцию. Часовня Лизогубов, низенькая одноэтажная пристройка, расположена вдоль всей длины южного фасада Успенского собора. В ней все приземисто: и основной объем, и невысокие, вырастающие прямо из кровли купола (первоначально их было три), и низенький широкий портал, и такие же низенькие широкие окна с «ушастыми» наличниками, и массивные, широко расставленные пилястры. В ее облике ощущается уют, какая-то особая интимность. На север от Успенского собора расположен палатный, или северный, корпус. Он был возведен, вероятно, в конце XVI - начале XVII в., затем после пожара 1611 г. восстановлен, а в 1670-1675 г.г. основательно переделан. Это небольшое одноэтажное сооружение, Н-образное в плане, представляет собой два трехкамерных корпуса, соединенных между собой также трехкамерным корпусом. Благодаря этому получилась выразительная композиция объемов. Еще севернее собора находится надвратная восьмигранная в плане колокольня. Она сооружена в 1670–1675 г.г. Колокольня Елецкого монастыря, поставленная над въездом, несла функции надвратной оборонительной башни, в связи с чем имела соответствующее устройство ворот и бойницы на третьем этаже. На нижнем глухом восьмигранном массиве был помещен ярус со звоном, прорезанный большими арочными проемами, которые в случае нужды можно было использовать для артиллерии. Этот легкий ярус звонов и живописная грушевидная барочная «баня» смягчают черты суровой оборонительной архитектуры и придают колокольне мирской вид.

http://sobory.ru/article/?object=01653

и многих писем в нихъ не обретается. – В подтверждение жалоб патриарха Никона можно привести несколько примеров из переписки приставов С. Наумова в 1668–1670 гг. и С. Шайсупова в 1671–1674 гг. с властями Кирилло-Белозерского монастыря о необходимых Никону книгах. В 1669 г. по просьбе патриарха Никона С. Наумов дважды – 28 февраля и 18 марта – просил прислать в Ферапонтов монастырь книгу Пролог, вторую часть (с марта по август) «печатную в десть»; заказ был выполнен только 26 марта – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 48, 50, 51. В том же году Минея на май была прислана 12 числа, а на июнь – 3 июня – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 63, 64, 67, 68. В документах нет сведений о получении Никоном запрашиваемых через С. Наумова 3 июля 1669 г. следующих книг: «Бесды евангелские толковые, печатные» или «ино еще три евангелиста... хотя писмяные»; «Апостол толковой и с соборны посланиим и з Дянием»; «Псалтырь толковая болшая Максимова Грека переводу»; «Летописей великий – Гранограф»; «Книга Никона Великого» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 81. Возможно, они не были присланы. Заказанную 17 февраля 1670 г. книгу Иоанна Лествичника , присланную из Кириллова монастыря 20 числа, патриарх Никон сразу вернул из-за мелкой печати – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 132. А 1 сентября 1673 г. патриарх Никон просил книгу Минею на сентябрь «печатную в десть крупные печати» и через пристава С. Шайсупова выговаривал властям Кириллова монастыря: «...а полудестевую, которая прислана, к себ взять и впредь бы, де, полудестевые книги Мини к нему не присылать» – СПбИИ РАН, колл. 189, л. 98, 99, 110, 112. Л. 122 ...голова московских стрельцов Иларион Лопухинъ да приказу Тайных дл подьячей Артемей Степанов... с твоею, государскою милостынею... – Стрелецкий голова Ларион Лопухин и подьячий приказа Тайных дел Артемий Степанов приезжали в Ферапонтов монастырь 18 января 1672 г. Приветствуя Никона «святым и великим отцом», они поднесли патриарху царскую милостыню (деньги, рыбу, шубы), а на словах передали, что царь указал для обихода патриарха Никона пользоваться помощью белозерских (Кириллова, Троицкого и Новоезерского) и вологодских (Спасо-Каменного и Спасо-Прилуцкого) монастырей – см.: 9, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Досифей II Нотара. патриарх Иерусалимский. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г. (РГАДА) Досифей II Нотара. патриарх Иерусалимский. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г. (РГАДА) В февр. 1661 г. вместе с митр. Филиппопольским Гавриилом Д. Н. впервые отправился в Св. землю, где новоизбранный патриарх Нектарий после интронизации назначил его своим протодиаконом (Ibid. XII 3. 1-2). Став доверенным лицом патриарха Нектария, Д. Н. в 1662-1665 гг. сопровождал его в поездках в К-поль, по Дунайским княжествам и Болгарии; весной 1665 г. он представлял заболевшего и остававшегося в Адрианополе патриарха в качестве его экзарха в Валахии и Молдавии, где Иерусалимскому Патриархату были дарованы большие имения. 23 окт. 1666 г. патриарх Нектарий рукоположил 25-летнего Д. Н. во епископа и поставил митрополитом Кесарии Палестинской, тем самым определив его как своего преемника (Ibid. XII 3. 5). В 1667-1668 гг. по поручению патриарха Д. Н. совершил поездку в Адрианополь к султану Мехмеду IV, тщетно пытаясь добиться фирмана (указа султана), ограничивавшего влияние иезуитов в Иерусалиме. В 1668 г. в К-поле он встретился с прибывшим туда для получения разрешения от великого везира на реставрацию храма Рождества Христова в Вифлееме патриархом Нектарием, к-рый сообщил ему о решении уйти на покой. По получении фирмана, предписывавшего избрание Д. Н. Иерусалимским патриархом, 13 янв. 1669 г. Синод Иерусалимской Церкви утвердил его избрание на патриарший престол (Ibid. XII 3. 5-6; 4. 1; ελικνης. 1904. Σ. 374-376). После интронизации Д. Н. отправился в Болгарию и Дунайские княжества на поиски финансовых средств для погашения долгов Иерусалимского Патриархата. В Великий четверг 1670 г. он освящал в Бухаресте св. миро . В окт. 1670 и янв. 1671 г. принял участие в К-польских Соборах, на к-рых рассматривался вопрос юрисдикции над Синаем и синайским мон-рем вмц. Екатерины; в результате Синайский архиеп. Анания был отправлен на покой, над Синаем утверждена юрисдикция Иерусалимского Патриархата, Патриархату также был подчинен мон-рь Четэцуя (св.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Все эти церкви приходили в ветхость, и потому в 1594 году от царя Феодора Иоанновича велено было исправить оные церкви казенными мастерами и на казенный счет. В 1607 году от царя Василия Иоанновича Шуйского, при старце Герасиме, велено сделать из дворцовых доходов гробницу (раку) новую и по сторонам написать чудеса, а на верхней дске написать добрым иконником чудотворца. В 1611 году монастырь был разорен; впрочем, в нем остались после шведского разорения: «храм Вознесение Христово да Савва преподобный» 1470 . В 1662 году, после осмотра ружных церквей, от царя Алексея Михайловича велено из дворцовых новгородских доходов построить вновь церковь Вознесения Господня и пр. Саввы Вишерского 1471 . В том же 1662 году каменная церковь Покрова пресвятой Богородицы, построенная над мощами преп. Саввы, разрушилась, при чем повреждена и рака над преподобным, кроме бывшего на ней изображения. Церковь сия вскоре опять возобновлена от щедрот царя Алексея Михайловича; а образ на раке в 1668 году возобновлен, и самая рака в 1670 году вновь сооружена иждивением государевым 1472 . Потом в 1670 же году грамотою государя и преосвященного митрополита Питирима 1473 дано позволение построить церковь деревянную теплую во имя св. Иоанна Предтечи на место прежней обветшавшей, которая вскоре и устроена на деньги из дворцового приказа. Между прочим, игумен Иосиф, при котором производилась сия постройка, когда заметил, что Покровская церковь , по причине болотистого места, начала несколько оседать и стати появляться на ней трещины; то писал о сем Государю и просил его приказать засоренные подземные трубы, проведенные из монастыря в реку Вишеру, вычистить и порыть колодези. Согласно прошению игумена, трубы немедленно вычищены и исправлены, расселины и трещины в церкви починены и написано в оную восемь образов местных и деисус вновь, также царские двери и проч. 1474 . Не смотря на все сии постройки и возобновления в Савво-вишерском монастыре, он с XVIII века начал приходить в бедность, и потому в 1761 году совсем упразднен; в нем вместо монашествующих определен один белый священник с причетниками 1475 . Но чрез 7 лет после учреждения штатов, монастырь возобновлен попечениями отставного гвардии Измайловского полка поручика Василья Павловича Глазатова, в иночестве Варлаама и близкого к нему дворянина Ивана Ивановича Аничкова, в иночестве Иоасафа 1476 . Оба они, постриженники Вяжицкого монастыря, преемствовали друг другу в управлении Савво-вишерским монастырем, испросив дозволение восстановить сию древнюю обитель. Вскоре иждивением их и вкладами доброхотных дателей монастырь отстроен, украшен и увеличен. В нем теперь каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня с выдавшимся на восток полукружием и с двумя теплыми по сторонам приделами: Покрова пресв. Богородицы и пр. Саввы Вишерскаго, коего мощи почивают под спудом в главной Вознесенской церкви. Окружность всего церковного здания 1477 простирается на 52 саж. 2 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В патриаршество Иоасафа II Русская Церковь продолжила обширную книгоиздательскую деятельность. В 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); Служебник (1667); Богослужебное Евангелие (1668); Архиерейский Чиновник (1668); Чин освящения антиминса (1668); Следованная Псалтирь (1669); Триодь Цветная (1670, сверена с греческим подлинником); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); Апостол (1671); Требник (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис»; Постная Триодь (1672, вновь переведена с греческого). На Патриаршем престоле Иоасаф II пробыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение. Скончался Патриарх 17 февраля 1672 года и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Сохранилась «Книга чиновная о поставлении Московскаго и всея России Патриарха Иоасафа», написанная скорописью XVII века. На первых 12 листах содержится описание избрания, наречения и поставления в Патриархи, далее следует описание выдающихся событий жизни первоиерарха, посещений, обедов, жалований. Заканчивается книга описанием кончины и погребения святителя, списками настольной и духовной патриарших грамот (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Д. 1031). Исторические источники сохранили для нас изображения Патриарха ­Иоасафа II: его портреты имеются в «Царском титулярнике» 1672 года, а также его копиях, датируемых семидесятыми годами XVII — началом XVIII века. Примечания 1 Колосов И. М., свящ. Новоторжский Борисоглебский монастырь. СПб., 1890. С. 72, 74; Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903. С. 14, 15, 21, 23; Шамин С. М. Иоасаф II//Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2015. С. 213–217. 2 Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 40–43, 79, примеч. А, 156, примеч. А; Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в.//Летописи и хроники. Вып.4. М., 1984. С. 236.

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

Царь государь, смилуйся, пожалуй. д Примечания Л. 160 ...прислан ко мне... пристав стольник князь Самойло Шайсупов – Самойло Никитич Шайсупов прибыл в Ферапонтов монастырь 12 июня 1671 г. – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35. ...слышал от Игнатья Башковского... – Имя служки Ферапонтова монастыря Игнатия Башковского встречается в документах «дела» ссыльного монаха Никона как человека, общавшегося с опальным патриархом; так, 6 января 1675 г. именно он сообщил Никону, что власти Кириллова монастыря послали в Москву своих людей за старцем Мардарием, который повез письма Никона царю, чтобы не допустить его к государю – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 234. 13 апреля 1676 г. царю Алексею Михайловичу доложены челобитная пристава С. Шайсупова и челобитная Никона приставу с изветом на служку Игнатия Башковского и дворовую женщину Киликейку, в которой Никон обвинил их в государевом деле; царь передал челобитные патриарху Иоакиму – Дело 1897, 344 Николаевский 1886, 91. До 15 мая Игнатий и Киликейка в допросе сообщили некоторые факты из жизни Никона в Ферапонтовой монастыре, рассказали о лечении им больных – Дело 1897, 341 – 361 Николаевский 1886, 92. Л. 161... служкою данным, с Ысачком Прокопьевым... – Имя служки Исачка Прокофьева, приставленного к патриарху Никону в Ферапонтовом монастыре для выполнения различных поручений, очень часто встречается в документах с 1670 г.; Исачка работает личным курьером патриарха Никона . 30 мая 1670 г. служка Исачка, как доносил в Москву пристав С. Наумов, принес приставу известие о том, что патриарх Никон объявил «государево слово и дело» на некоторых людей из ближайшего царского окружения – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 166 – 167. А 12 июля Исачка был вывезен в Кириллов монастырь на очную ставку и для допроса – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 163. 24 мая 1672 г. патриарх Никон прислал к Шайсупову со служкой И. Прокофьевым письмо, которое просил отправить в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто написал житие? Написал его житель Боголюбовской обители; ибо оно кончается словами: «и ныне сей великий угодник Божий (Андрей) о благосостоянии святыя обители сея пред Троичным Светом усердно ходатайствует». По-видимому, было ранее написанное житие св. Андрея. В Густинской летописи, кончающейся 1597 годом, напечатанной со списка 1670 года и других списков XVII века, под 1155 годом после сказания о построении Андреем Боголюбским церкви Богоматери во Владимире говорится: «о сем чти пространнее в житии Андрея Боголюбского». Но может быть, это прибавка позднейшей руки XVIII века, потому что в рукописи 1670 года есть вставочная статья о чудесах от св. икон, явившихся на Волыни в Луцком Повете в 1708 году, писанная новым почерком. Однако издатели не заметили, что слова: чти пространнее в житии Андрея Боголюбского, написаны или прибавлены новой рукой, и что этих слов нет в других двух списках XVII века. Может быть, под этим житием разумеется древняя повесть о страдальческой кончине князя с повествованием о Владимирской иконе Богоматери, известная в древних списках XVI-XVII века и в Милютинской минее (1646–1654 г.) под 29 июня. По некоторым известиям, эта повесть написана будто клириками Успенского Владимирского собора, по повелению святого епископа Симона (1215–1226). Но о ней скажем еще ниже. Могло быть основанием жития святого князя Андрея, написанного в 1702–1708 г., и другое житие более его древнее, до нас не дошедшее. До позднейшего времени не выражалось сомнения в том, что Покровская церковь создана Андреем Боголюбским, тем более, что она во всем сходствует с церквами Суздальской области, созданными в XII веке. Но в 1880 году Архитектор Н.А.Артлебен в сочинении: Древности Суздальско-Владимирской области написал о Покровской церкви: «по своим деталям и пошибу их отделки эта церковь совершенно однородна и как бы современна с Всеволодовой постройкой Успенского собора, хотя хронологические данные ставят оба памятника почти на четверть столетия 107 один от другого и сближают Покровскую церковь с первоначальным Успенским собором. Но если бы данных о времени постройки обоих памятников не было и оставалось бы определить это время только наглядно, приняв за истину, что искусство, развиваясь, подвигалось вперед, пришлось бы поставить Покровскую церковь после Всеволодова собора, потому что она представляет именно разработку того, что мы находим в последнем нового против предшествовавших ему зданий. Не должно ли отнести ее постройку ко времени княжения Всеволода? Может быть, предание, говоря, что она построена из 1/10 части камня, запасенного для Успенского собора, смешало первоначальную постройку собора с его распространением? За предположение, что церковь построена после Всеволодова Успенского собора и ранее Дмитриевского, говорят общий вид и характер самой постройки, тогда как противоречат ему лишь слабые хронологические данные» (стр. 52 и 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подле архиерейского двора, в другой каменной же ограде, на углу, что называется Богословский монастырь, построена церковь каменная же на кладовых палатах, во имя святаго Григория Богослова ; в том же монастыре три палаты жилых небольшия. У тех четырех церквей у всех колокольни каменныя; на них колоколов весом общим во всех: у Спаса, что на сенях, весу во всех колоколах триста пуд; у Воскресения во всех колоколах весу полтораста пуд; у святаго Иоанна Богослова во всех колоколах весу двести пуд; у Григория Богослова во всех колоколах весу сто пуд 10 ». Кроме того, при нём же, Ионе Сысоевиче, по словам летописи, «архиерейския палаты – крестовая с келиями архиерейскими, столовая великая с отдаточною, палаты для пришествия государского, на жилых палатах другая столовая великая же – подписаны стенным письмом». Странно, что по отношению к этим палатам в нашей летописи отсутствует предшествующее слово устроил и довольно неясно и туманно указывается лишь подписание их стенным письмом, – хотя по другим источникам известно, что все эти палаты устроены тем же неутомимым Ионою Сысоевичем. Подробностей о ходе построения Ростовского Кремля не имеется никаких, ни в цитированной летописи, ни в других источниках, дошедших до нас. Из уцелевших надписей и некоторых письменных документов известно лишь, что архиерейский дом и палаты выстроены Ионою в период 1670–1680 гг.., церковь Воскресения Христова около 1670 года, Спаса на сенях около 1678 года, а Иоанно–Богословская в 1683 году. Кроме кремлёвских зданий в Ростове, митрополит Иона Сысоевич возвёл много построек и в других местах своей митрополии. Так, при помощи князя Михайла Темкина, он с 1657 года начал строить в Белогостицком монастыре каменные храмы, ограду и кельи. В Спасо – Иаковлевском монастыре около 1690 года построил каменную церковь , украсив её стенным письмом. В Угличском Воскресенском монастыре создал огромную каменную церковь с трапезою II колокольнею, а в 8 верстах от Углича основал Дивногорскую пустынь. Сверх того, в Ярославле, близ Успенского собора, построил двух–этажный архиерейский дом с церковью во имя св. Леонтия Ростовского. Затем, при соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ростове Иона построил «колокольню каменную великую», для которой при нём же слиты были колокола: «первый две тысячи пуд, другой в тысячу пуд, третий в пятьсот пуд, и прочих мелких десять колоколов». Из надписей, находящихся на колоколах, видно, что вылиты они были в следующем порядке: сперва слит был будничный «Лебедь» в 500 пудов –– лета 7190, марта в 1 день, потом «Полиелейный» –– в 1000 пудов – лета 7191, октября в 30 день и, наконец, самый большой «Сысой» в 2000 пудов – лета 7197, ноебри в 11 день; последний колокол наименован Ионою в честь своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Син. 715 г. Евалгелие 715 года на Синае. Син. 1 и 2. Два месяцеслова при греческих евангелиях синайсмих IX и X веков. Синод. Рукописи синодальной библиотеки в Кремле, в Москве. Сирл. Синаксарь или месяцеслов, составленный из греческих синаксарей библиотеки кардинала Сирлета, изданный Канизием, ­ XII в. Сирм. Греческий синаксарь из пролога и греч. миней иезуита Сирмунда. Сир. Месяцеслов в сирском евангелии 1030 года. Сийск. 1670. Святцы сийского монастыря 1670 года в публичн. библиотеке. Следов. пс. лавр. 309 XV века. Следованная псалтирь в троицкой лавре. Слепч. Месяцеслов при апостоле слепченского монастыря, XII в. Соб. 1547 г. Соб. 1549 г. Соборы, бывшие в сих годах в Москве и установившие праздновать некоторым русским святым везде или поместно. Солов. Христианские мученики на востоке священника Петра Соловьева. 1861 г. Соф. ев. 2, 6, 7, XIV в. и 1362 г. Евангелия в Софийской библиотеке, ныне в петербургской академии. Соф. М. Служебные славянские минеи в Софийск. библиотеке, 190 номеров, XI-XVII в. Соф. обиход XIII в. 1052 в петербургской духовной академии. Соф. обих. XV в. 398, там же. Соф. Прол. Пролог XIII в. 1324, в Софийск. библиотеке. Соф. Служ. XV в. Служебник 568, там же. Соф. У. Устав XII-XIII в. 1136, в Соф. библиотеке, ­ XI в., патриарха Алексия, студийской. Стихиры см. каноны. Стихирарь 1152 г. и XII в. 279, в синод. библиотеке. Строг. Лицевой подлинник XVII в. по рукописи графа Строгонова, издан в Москве 1869 г. Супр. Супрасльская славянская четья минея XI в., за март. Сырн. суб. Служба, особенно канон в сырную субботу в постной триоди, где многие преподобные и святители. Терн. Месяцеслов терновской церкви 1272 года. Типогр. Типографской синодальной московской библиотеки евангелия, апостолы, прологи, уставы, минеи и проч. Тур. Минеи греческие гуринской библиотеки, т. е. синаксарь их. У. Мартиролог Узуарда IX в. У Кр. Устав криптоферратского монастыря в. Унд. 80. Молдав. минея за март XV в., в рукопис. Ундольского. Унд. 85. Минея с синаксарем XV в. за август, в ругопис. Ундольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Начиная с XIV века прерывается традиция мусульманской молитвы в церкви Рождества. С этого времени власти перестают заботиться о сохранности здания, предоставляя церкви лишь минимальную защиту от набегов бедуинов и притеснений со стороны мусульманского населения. Да и то делалось лишь для поддержания порядка, при котором можно было по-прежнему получать неплохой доход от обложения пошлиной паломников. Христианское население Вифлеема сократилось, а власти не только препятствовали проведению необходимых ремонтных работ, но и попустительствовали местному мусульманскому населению, которое на протяжении многих лет выносило из церкви всё самое ценное, в том числе и элементы убранства (как, например, мраморную облицовку для вторичного использования). В конце XV века церковь стояла поруганная и разграбленная, и, по словам доминиканского монаха Феликса Фабри, «походила на сожженное гумно» (1483 г.). В этот период главный вход в церковь был переделан и превращен в низкую и узкую дверь (известную сегодня как «врата смирения») в целях воспрепятствовать мусульманам заезжать в здание верхом на лошадях. Разграбление церкви продолжалось и в период оттоманского владычества. Турки официально разрешили вывозить из церкви ценные строительные материалы для украшения мусульманских построек. Так, мраморные плиты из церкви Рождества использовались при возведении павильонов на Храмовой горе в Иерусалиме. Ценные элементы убранства оставались в церкви только в наиболее труднодоступных местах, однако и их порой постигала та же участь. Например, очередная кровля церкви, возведенная в 1482 г. (или в 1479 г.) на средства английского короля Эдуарда IV из посланных им английских дубов, была разобрана в 1670 г., при этом свинец использовался для литья пуль, необходимых Высокой Порте в войне с Венецианской республикой (ирония судьбы в том, что за двести лет до этого свинец для кровли доставлялся именно на венецианских кораблях). Кровлю восстановили в 1670-71 гг. греки. В новое время, начиная с XVII века, усилился поток паломников, желавших поклониться святым местам и, в их числе, посетить церковь Рождества в Вифлееме.

http://sobory.ru/article/?object=14202

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010