В древнейшем списке «Права» Бека-Агбуга (Q 206, 1672 г.) сохранились приписки, выполненные груз. царем-законодателем Вахтангом VI. В фонде хранятся интересные и важные списки книг по медицине: один из древнейших списков «Несравненного лечебника» (Q 26, XIV-XV вв.) - «Лечебник» Зазы Цицишвили (Q 877), переписанный в XV в. Текст состоит из 2 частей: 1-я ч. общего характера содержит правила диагностики, 2-я состоит приблизительно из 200 рецептов. В рукописи хранятся гусиное перо, принадлежавшее царю Вахтангу VI, и лист с его автографом, сообщающим, что в 1709 г. рукопись была переплетена вторично. Из агиографических произведений следует отметить «Мартирику» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) (Q 12, XVIII в.). Образцы различных жанров художественной лит-ры представлены в фонде поздними списками рыцарских романов «Амирандареджаниани», «Караманиани», «Висрамиани», «Лейлмеджнуниани» XVII-XVIII вв. Из 28 списков «Витязя в тигровой шкуре» неск. датируются XVII в. и интересны с т. зр. редакции. Альбом фотокопий рисунков Христофора Кастелли (оригиналы хранятся в б-ке Палермо), сделанных миссионером-путешественником в Гурии, Самегрело, Картли, содержит исторический и этнографический материал о Грузии XVIII в. Коллекция исторических документов охватывает период с X по XIX в. Ранние документы написаны на пергамене, созданные на бумаге представлены начиная с XIV в. Большей частью рукописи выполнены мхедрули; нусхури документы составляли лишь духовные лица. По содержанию это царские грамоты, книги пожалований, пожертвований, гос. решений, грамоты о купле, судебные и юридические акты, клятвы, акты о взаимной верности и любви и др. Гелатское Четвероевангелие. XII в. (НЦРГ. Q 508. Л. 222 об.— 223) Гелатское Четвероевангелие. XII в. (НЦРГ. Q 508. Л. 222 об.— 223) Из наиболее известных - 2 грамоты груз. царя Баграта IV - Книга решений царского совета по вопросу спора, возникшего между монастырями Опиза и Мидзнадзори относительно земельных угодий (Sd 1201, 1054-1072 гг.), и грамота о пожертвованиях мон-рю Шиомгвиме с. Борцвисджвари близ Манглиси (Ad 14, 1058 г.); грамота груз. царя Георгия III о подтверждении всех грамот, выданных мон-рю Шиомгвиме, с автографом царя (Hd 1351, 1170 г.); грамота мандатуртухуцеси Чиабера о пожертвовании Шиомгвиме по указу царицы св. Тамары с ее автографом (Ad 2, 1191 г.); грамота царя Кахети Александра I о пожертвовании земли кафедральному собору Светицховели (Ad 1838, 1479 г.); грамота царя Кахети Александра II (1574-1605) о пожаловании земель мон-рям Ниноцминда и Гареджи (Hd 1377); др. документы о пожертвовании земель груз. монастырям и церквам груз. царя Арчила II (Ad 1837, 1670 г.), католикоса-патриарха Вост. Грузии Доментия IV (Багратиони) (Ad 502, 1739 г.), царя Имерети св. Соломона II (Hd 1329, 1809 г.) и др. Фото- и микрофильмы

http://pravenc.ru/text/468825.html

Г. Шютц. «История Воскресения». Титульный лист (Дрезден, 1623) Г. Шютц. «История Воскресения». Титульный лист (Дрезден, 1623) Настроения Тридцатилетней войны получили развитие в духовной практике пиетистов (см. ст. Пиетизм ), собрания к-рых (collegia pietatis) включали помимо молитвы и изучения Библии исполнение простых и энергичных песен (иногда близких по стилю к распространенным в быту сентиментальным ариям), призывающих к духовному пробуждению, покаянию и личному благочестию. Важнейшие среди пиетистских песенников - «Книга духовных песнопений» (1704) и «Новая книга духовных песнопений» (1714), составленные И. А. Фрайлингхаузеном (1670-1739). При этом пиетисты отвергали все художественные разновидности церковной музыки, одобряя лишь общинное пение хоралов и органный аккомпанемент к нему. В этом отношении их позиция близка к кальвинистской (см., напр., книгу ростокского богослова Т. Гроссгебауэра с выразительным названием «Недремлющее око» (1661), а также полемический ответ на нее с ортодоксальных позиций Г. Митобиуса «Христианское псалмопение» (1665)). Подъем благочестивых настроений, стремление к напряженной внутренней духовной жизни (как в ортодоксальном лютеранстве, так и в среде пиетистов) оказали значительное влияние на художественную практику. Наряду с библейскими прозаическими текстами и традиц. хоралами новая поэзия («оды») заняла важное место в церковных произведениях 2-й пол. XVII в., вдохновляя композиторов на поиски новых выразительных приемов. С т. зр. муз. формы в профессиональной вокально-инструментальной музыке этого периода (нем. Figuralmusik) господствовала тенденция к разделению крупных сочинений на более или менее завершенные самостоятельные части (в т. ч. сугубо инструментальные), особенно отчетливо прослеживающаяся в сочинениях на «смешанные» тексты (напр., сочетающих библейскую прозу и связанную с ней по содержанию «оду» совр. поэта). Сегодня эти многочастные произведения принято называть кантатами, что противоречит, однако, терминологии и самосознанию эпохи.

http://pravenc.ru/text/529057.html

А подписал Государев Царёв и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии Дьяк Иван Фёдоров; справил с прежней грамотой подьячий Никифор Кошикулин. В 1624 году, Января 26, от Государя Царя Михайла Феодоровича дана была грамота на Александрийском листе, за подписанием Его Царского имени на обороте, на вотчины и угодья в Грузинском погосте. У этой грамоты печать красного воска на красном шёлковом шнуре. Припись Дьяков: Прокофья Пахирева, и на обороте к подтверждению Фёдора Титчена и Тимофея Литвинова, справа Василия Калинина. Список Настоятелей Деревяницкого монастыря А) Игумены: 1 . ИОАНН I. 2 . АВРАМИЙ. 3 . ТАРАСИЙ. 4 . СЕРАПИОН. 5 . ЕМЕЛИАН. В 1424 году хиротонисан в Архиепископа Новгородского и наименован Евфимием. 6 . ААРОН. 7 . ГЕРАСИМ I. 8 . ТРИФИЛЛИЙ. 9 . ПИМЕН. 10 . МАТФЕЙ. 11 . ИОАНН II. 12 . ГЕДЕОН I. С 1583 по 1593 год. 13 . АЛЕКСАНДР I. С 1605 по 1609 год. 14 . ДИОНИСИЙ. С 1609 по 1610 год. 15 . ЛЕОНТИЙ. С 1611 по 1615 год. 16 . ГЕРАСИМ II. С 1615 по 1620 год. 17 . ВАРЛААМ I. С 1624 по 1643 год. 18 . ФЕОДОСИЙ I. С 1643 по 1648 год. 19 . ИОСИФ I. С 1651 по 1654 год. 20 . СЕРГИЙ I. С 1654 по 1661 год. 21 . ГЕРАСИМ III. С 1661 по 1670 год. 22 . ИОНА. С 1670 по 1671 год. 23 . ИОАСАФ I. С 1671 по 1676 год. 24 . КОРНИЛИЙ. С 1677 по 1678 год. 25 . АЛЕКСАНДР II. С 1678 по 1679 год. 26 . НЕВФАЛИМ. С 1679 по 1681 год. 27 . ПАИСИЙ. С 1681 по 1682 год. 28 . ФЕРАПОНТ. С 1683 по 1685 год. 29 . СЕРГИЙ II. С 1685 по 1688 год. 30 . НИКОДИМ. С 1688 по 1689 год. 31 . МАРКЕЛЛ. С 1690 по 1695 год, из ризничих Архиерейского дома. 32 . АНТОНИЙ I. С 1695 по 1699 год. Б) Архимандриты: 33 . СИЛЬВЕСТР I. В Декабре 1700 года, из Казначеев Архиерейского дома, и был по 1701 год. 34 . ФЕОДОСИЙ II. В 1701 году, Июля 30, из Иеромонахов Архиерейского дома, и был по 1705 год. 35 . АФАНАСИЙ. С 1705 по 1708 год. 36 . СЕРАФИМ. С 1709 по 1717 год. 37 . ИОАННИКИЙ. Переведён в Феврале 1717 года из Старо-Русского Спасского монастыря и в 1737 году скончался. 38 . ВЕНЕДИКТ. Игумен. С 1738 по 1739 год. 39 . ЕВФИМИЙ. С 1739 по 1741 год. 40 . АНТОНИЙ II. С 1742 по 1743 год. 41 . ДАМАСКИН Аскаронский. С 1743 по 1747 год. Наконец был Епископом Костромским. 42 . ВАРСОНОФИЙ. С 1748 по 1757 год. 43 . ФЕОКТИСТ. С 1757 по 1760 год. 44 . СИЛЬВЕСТР II. С 1760 по 1761 год. В) Игумены: 45 . ИОАНН III. С 1762 по 1763 год. Наконец был Епископом Олонецким. 46 . ИОСИФ II. С 1763 по 1774 год. 47 . ПАВЕЛ I Можайский. Новгородской Семинарии учитель с 1775 года; в том же 1775 году выбыл в Тверской Отроч монастырь Архимандритом. 48 . ИЛАРИОН Копьев. Той же Семинарии учитель. С 1775 года; в 1776 году переведён в Тверской Борисоглебский монастырь Архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Давид , 1599. Иона , 1606. Афанасий , 1619. Герасим , 1628. Иона , 1650. Симеон , в апр. 1676. Трифон (строит.) 1678. Константин (строит.) 1684. Варлаам , 1701–7. Феодотий , 1739. 58 Устьвымский Архангельский, от Яренска в 80 верстах, основан св. Стефаном Пермским в исх. XIV века. Упразднён в 1764 г. [VI, 566.] Строители Симон , 1587. Мисаил (игум.) 1600. Гермоген , 1614. Павел , 1624. Афанасий Бызов , 1634. Феодосий , 1719. 59 Архангельский Яренский упразднённый. [VI, 649.] Строит. Варлаам , 1684. – Павел , 1707. 60 Устьнедумский Введенский, от Устюга в 80 верстах, на реке Недуме, основан в 1607 г.; упразднён в 1764 г. [VI, 580.] Строители Леонид , основатель, 1607 по 1648; † 17 июля 1654. Антоний , 1651. Вассиан , 1659 и 1660. Дионисий , 1660. Филарет , 1665–1669. Павел , 1669. Феоктист , в дек. 1676. Дионисий , 1677–80. Иона , в янв., апр. 1684. Даниил , 1696 и 97, в дек. 1702. Авраамий , в дек. 1703. Филарет , в февр. 1704, 1720. Иосиф , 1724. Иакинф , 1764. 61 Богородичный (Владимирской иконы), в Тотьме, до 1682 г. мужской, а потом женский, упразднён в 1764 г. [VI, 411.] Строители Ретчинского игум. Александр в сент. 1652 (этого-ль?) Кирилл , 1661 и 62. Евфросин , 1673–81. Игуменьи Иулиания , 1682–94, 1702, 1703, дек. 31. Анисия , 1736–38. 62 Крестогорская пустынь, на реке Бонне, от города Никольска в 60 верстах; упразднена в 1764 г. [IV, 873.] Строит. Ефрем , 1690–92. – Антоний , 1696, 1704, февр. 63 Верхомоломская Николаевская пустынь, на реке Молоке, от Никольска в 70 верстах; упразднена в 1764 г. [III, 529.] Строители Игнатий , 1671. Иосиф , 1675. Иринарх , 4 янв. 1684. Иосиф , 1687–90. Игнатий , игум., 1702–4. 64 Воломской Симоновой пустыни [III, 607]: Св. Симон , основатель, 1620; убит 12 июля 1641. Строит. Иона , 1678, в дек. 1703. Яренской Симоновой пустыни Келарь Фаддей , в февр. 1670. Особые заметки Разные Яренского уезда, Спасо-Преображенской пустыни 235 : Строит. Корнилий определён 29 сент. 1665. – Филарет , в апр. 1671. Никольского (какого?) игум. Иоасаф , 1482.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов определён в авг. 1722 и 23. Леонид , 1729. Карион , 1734 и 35. Варсонофий 1736. Давид , 1745 и 46. Ефрем , 1747. 22 Тихвин Введенский, в городе Тихвине, основан в 1560 г. Ныне второклассный. [VI, 396.] Игуменьи Евпраксия , в февр. 1608. Дарья , царица, управляла мнтрём до † 5 апр. 1626. Агафия , 1626–31. Евранея , 1632–56. Платонида , 1657–69. Измарагда , 1670–75. Марфа , в 1675, определена в мае, отставлена 16 авг. Таисия , 1676 и 77. Евдоксия определена 26 мая 1677, и 78. Парасковия , 1678–86. Евдоксия (вторично), 1686–91. Иулиания , 1691 и 92. Евранея , 1692–96. Евдоксия , 1696–1700. Капитолина , 1700–1703. Евранея (вторично), 1704 и 5. Ольга , 1706–22. Дорофея , 1723–38. Александра , 1739–43. Елпидифора , 1744–61; 12 мар. уволена на покой. [ Нимфодора перев. из Сыркова и уволена на покой (Ист. Иер., VI, 398)?] Наталия перев. из Десятина, 1761–80. Таисия Чертова определена 19 авг. 1805–15. Августа Свешникова , с 1830 (?); упом. с 1840; † в мар. 1858. Серафима , 1858–69. 23 Дымский Антониев, от Тихвина в 15 верстах, основан преподобным Антонием будто бы в 1243 г. Ныне заштатный. 12 июня 1690 приписан к Новгородскому архиерейскому дому. [IV, 71.] Игумены Варлаам , 1582. Авраамий , 1632. [Акт. Ист., I, 236]. Строители Феодосий , 1648. Тихон , 1650 и 51. Филарет , 1655 и 56. Геронтий , 1666. Нифонт , 1667–69. Варлаам , 1671. Иосиф , 1672 и 73. Рафаил , 1675 и 78. Варлаам (вторично) 1678 и 79. Рафаил (вторично) 1680 и 81. Иосиф , в 1681, и убит вскоре. Сергий , 1682 и 83. Симон Клеопин , 1683–89. Досифей , в 1689 и 90. Илия Зиновьев , 1690 и 91. Иларион , 1697. Варлаам , 1698–1700. Зосима , 1701–1710. Игумены Иосиф , 1710–13. Арсений , 1713–15. Макарий , 1720 и 21. Иаков , 1729. Сисой , 1730–32, перев. в Отеньский. Иаков , 1733 и 34. Варлаам , 1737. Тимофей , 1745. Мисаил , 1748. Илия , 1749; † … Игнатий , 1752–62. Иоасаф , 18 сент. 1763, из Устюжского Воскресенского, и 1764. В 1764 мнтрь был уничтожен, а в 1794 возобновлён. Строители Тихон , 1795–97. Мисаил Джурский , 1798–1800, 24 мар. перев. в Ошевенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофан , 1659 и 60, 4 авг. перев. в Брянский Петропавловский. Варлаам (паки), в 1660–62. Афанасий определён 8 апр. 1663; до 1665. Дионисий определён 3 мар. 1668. Иосиф, в янв. 1670. Савватий , в 1673 и 74. Иоасаф определён 26 янв. 1675; до 1680. Пётр , 1687. Питирим , 1694. Строит. Макарий , 1720. – Авксентий , 1732. – Макарий , 1738. – Исаия , 1739 и 40. 17 Борщевой Николаевской Севской пустыни [в Ист. Иер. нет]: Строители Иаков , 1653–55. Евдоким Очкасов , 1691. Герман , 1698 и 99. Игнатий , 1702, † ... Пахомий , 1703 и 4. Фаддей , 1707–13, 21, 24. Тихон Игнатов определён 18 авг. 1725; до 1788. Иосиф , в 1764. Мнтрь упразднён. 18 Площанской Богородицкой, заштатной, пустыни [V, 555]: Строители Леонтий , бывший, и Варлаам настоящий упом. 1713. Тихон , в 1730–33. Иоасаф прежде 1764, в средине XVIII века (Ист. Иер., V, 556). Амвросий 19 февр. 1807 перев. из Одрина, а 31 окт. 1809 – в Свенский мнтрь. Маркеллин , бывший Мценский Петропавловский, † 1834. Серапион , игум., в дек. 1786, 1799. Иларион , игум., 1858–66. 19 Радогожской Спасской Севской пустыни, упразднённой (приписной в XVIII веке к Угрешскому мнтрю) [V, 663]: Строители Моисей , 1712–16. Феодосий , 1720 и 21. Варсонофий , 1724–29, 37. Иакинф , 1764. 20 Троицкого, в городе Кромах, упразднённого [в Ист. Иер. нет]: Игум. Елиссей , основатель, 1629. Строит. Павел Игренев определён 20 окт. 1659. – Иона определён 21 июля 1660; упом. 1662, то-ж 1668. 18 дек. 1662 мнтрь приписан к Чудову, а в 1666 – к Белевскому Спасскому мнтрю. 21 Ямской Предтечевой, близ Трубчевска, пустыни, упразднённой [VI, 835]: Строители Тимолай (sic), в февр. 1703. Антоний , 1711–13; † … Антоний определён 23 июля 1713. Феодосий , 1727. Герасим , 1728. Никодим , 1738. Сергий 25 сент. 1743 посвящён в игум. Луховской Тихоновой пустыни. Особые заметки VI, 357. Троицкий, в городе Севске, основан в половине XVII века; ныне третьеклассный. Игуменьи Анна , 1692. Маргарита , 1763–80. Магдалина , 1840–59. Клеопатра , 1860–66. [ Феодосий Смореевский (?), архим., определён в Троицкий Севский, по возвращении из Китая; † 1758. Так-ли?].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апр. 1668 г. И. и его дядя чашник подольский Александр с отрядом из 200 солдат силой заняли Свято-Юрский собор во Львове, изгнав оттуда своих противников во главе с Антонием (Винницким). 7 мая 1668 г. благословенная грамота Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) о легитимности хиротонии И., данная в Чигирине, была внесена в актовые книги Львовского духовного суда. 12 июня 1668 г. кор. Ян Казимир отменил назначение И. на Львовскую кафедру. Несмотря на это, И. оказал поддержку Александрийский патриарх Паисий , который осенью 1669 г. находился на территории Львовской епархии - в Могилёве на Подолье. 8 окт. 1669 г. патриарх дал грамоту о законности епископской хиротонии И. Паисий снял клятву с И. и угрожал анафемой сторонникам Антония (Винницкого). В послании, написанном в с. Сервиры (ныне Сыровары, Тернопольская обл.), Паисий призвал И. стойко переносить преследования со стороны Антония (Винницкого). Хиротонию И. осудил Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара , которого привлек на свою сторону Антоний (Винницкий). В 1670 г. патриарх Досифей огласил в Яссах проклятие И. как «фальшивому пастырю». В противостоянии с Антонием (Винницким) и Иеремией (Свистельницким), 30 апр. 1668 г. хиротонисанным на Львовскую кафедру, И. опирался на помощь К-поля. 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко и митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) К-польский патриарх Мефодий III подтвердил хиротонию И. и потребовал отстранения Иеремии (Свистельницкого), к-рого патриарх Мефодий III в июне 1670 г. предал анафеме за насильственный захват монастыря св. Илии в Крылосе близ Галича. 26 окт. 1669 г. кор. Михаил Корибут-Вишневецкий выдал И. привилей на Львовскую кафедру (по др. данным, конфирмационный привилей был получен от Яна Казимира 26 июня 1668). Львовское Успенское братство (во главе с греком Иоанном Мазараки) заявило, что И. получил привилей благодаря ходатайству католического Львовского архиеп. Яна Тарновского († 1669), который оказывал И. протекцию. Несмотря на это, в 1670 г. братство признало И. правящим архиереем. Вскоре конфирмационный привилей И. был отменен и на кафедру вновь был назначен Иеремия (Свистельницкий). В 1670 г. кафедру снова передали И., на основании чего последний занял резиденцию Галицких епископов в Крылосском мон-ре, но в том же году привилей вновь был аннулирован в пользу Иеремии (Свистельницкого). В 1670-1672 гг. так повторялось неск. раз: кор. Михаил Корибут-Вишневецкий поочередно поддерживал то одного, то др. кандидата.

http://pravenc.ru/text/578563.html

1466 Послание «братии возлюбленной... на всем лице земном» Послание печатается по изданию: РИБ, стб. 771785. 1472 …Платонски... поучается говорить... – Т. е. говорит так, как говорят осуждаемые Аввакумом «еллинские» философы и риторы, как Платон. 1498 Скрижаль – Книга «новой печати» (М., 1656), содержавшая основные тексты, измененные Никоном и его справщиками. 1503 ...аз, грешный протопоп, и вся горная братия... – Факт благословения адресатов послания всеми пустозерскими отцами свидетельствует о написании послания не позднее 1670 г.: разногласия и споры начались у них после заключения в земляную тюрьму 14 апреля 1670 г. 1505 Маремьяна Феодоровна, часто упоминаемая в письмах Аввакума, – одна из его любимых «духовных дочерей», по-видимому, жена московского священника Дмитрия, который служил «у крестов» (в домовой церкви) у княгини Анны Милославской (см. о ней с. 579). Дмитрий принял новые книги, и Маремьяна отказалась жить с ним. Очевидно, Дмитрий и прислал Аввакуму просфору, о которой идёт речь в письме. Письмо написано вскоре после того, как жена Аввакума Анастасия Марковна была посажена «в землю» с Иваном и Прокопием в марте 1670 г.; печатается по списку начала XIX в.: ГИМ, собр. Хлудова, 257, л. 135139 об. 1518 ...что Исакия Печерскаго затомили. – Выразительный рассказ о борьбе инока Исакия с бесами находится в Киево-Печерском патерике, древнейшем сборнике оригинальных русских житий монахов Киево-Печерского монастыря, пользовавшегося большой популярностью на протяжении нескольких столетий. 1523 ...Лествечник Иоанн... – Или Иоанн Синаит (ум. ок.606 г.) – игумен Синайской обители, автор «Лествицы райской» – руководства к иноческой жизни (издана в Москве в 1647 г.). 1527 Братии моея... дважды языки резали и руки секли... – Первая казнь Лазаря и Епифания с «урезанием языков» состоялась 27 августа 1667 г. в Москве, вторая – 14 апреля 1670 г. в Пустозерске: Лазарю, Епифанию и дьякону Федору еще раз «языки резали и руки секли». 1534 И в моем дому двоих повесили, и детей., приказали удавить... увертелися у виселицы. – В марте 1670 г. присланный на Мезень для специального розыска о мезенском «центре» распространения сочинений пустозерских узников стрелецкий голова Иван Елагин по царскому указу повесил двух духовных сыновей Аввакума – юродивого Федора и Луку Лаврентьевича, живших на Мезени вместе с семьёй Аввакума. Родные сыновья Аввакума Иван и Прокопий, также приговорённые к смерти, «повинились» и вместе с матерью были заключены в земляную тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это все? – И это все. И в этом заключается пошлая выходка против Лавры? – И в атом, по утверждению профессора Титова, заключается моя пошлая выходка против Лавры. А теперь позвольте побеседовать с вами, проф. Титов. Что в данном случае вы разумеете под моей пошлой выходкой? Может быть то, что что я предал гласности ошибку, допущенную отцом лаврским библиотекарем или кем другим, принимавшим участие в устройстве выставочного отдела в Лаврской библиотеке? Но что из этого следует? Следует только то, что лица, устроившие в библиотеке означенный отдел, были недостаточно опытны в церковно-славянской библиографии. Сведущим лицом указана ошибка, и отец библиотекарь поставит Евангелие 1670 года на соответствующее его дате место. Ведь я говорю обо всем этом не в смысле укоризны: я глашаю факт, блистательно подтверждающий мое предположение. А становясь на эту, единственно правильную точку зрения, я позволю себе заявить вам, проф. Титов, что я вынес бы на свет Божий такой, нужный для моей цели факт не только из Лаврской библиотеки, но даже из святая святых. Например, если бы из лаврской описи узнал, что на каком-либо из престолов святой обители находится Евангелие 1600 или 1606, 1609 годов, то пошел бы к Высокопреосвященному Флавиану и сказал ему: «Владыко! Из описей лаврских я узнал, что на таком-то престоле находится Евангелие с такою-то датой. Я уверен, что дата указана ошибочно. Для моей ученой работы нужно видеть Евангелие». – И что же? – Без сомнения, Владыка, сделал бы распоряжение, чтобы о. екклесиарх показал мне Евангелие. – Почему? – Да потому что на белом свете не может найтись ни одного благоразумного человека, который бы в этой моей просьбе усмотрел пошлую выходку против Лавры. Может быть, слово красуется следовало бы заменить другим словом: находится, потому что в первом звучит как бы некая ирония? – И этой замены учинять не могу. – Почему? – Да потому, что слово красуется, вполне соответствуя действительности, сугубо усиливает силу и значение моего предположения. Рассматриваемое Евангелие 1670 года давно занесено в лаврский каталог книг под 1606 годом; следовательно, ошибка допущена была составителем каталога. Это раз. Затем когда устроился выставочный отдел и выбирались для него более ценные, хранящиеся в Лаврской библиотеке книги, составляющие, так сказать, красу её, – Евангелие 1670 года, разумеется, осмотрено было вторично другим лицом, а может быть и несколькими, и тем не менее ошибка в дате не была замечена. Отсюда следует тот вывод, что означенное Евангелие, Евангелие с неясной датой от Р. Христова, Евангелие, изданное Львовским братством в 1670 году, и есть то, которое «скорее всего могло вводить составителей описей в указанные заблуждения», – что проф. Голубеву и нужно было доказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Это – Евангелие, изданное Львовским братством в 1670 году. Означенное Евангелие имеет двойную дату – от сотворения мира лето 7178, от Рождества Христова–1670. Конечная цифровая буква в последней дате (славянское о) напечатана очень не ясно: представляется как бы разорванной на части – имеет вид не буквы, а двух-трех в разные стороны расположенных небольших черточек (в некоторых экземплярах – точек). Явственно читаются только начальные две цифровые буквы. Отсюда и могло произойти то, что одни составители описей относили означенное Евангелие к 1600 году, друге (стараясь разобрать не ясно напечатанное о) к 1606 и 1609 годам . Правда, в означенном Евангелии дата от сотворения мира напечатана явственно; но мы уже видели, что в церковной описи, у занесенного в нее „Трефолоя” (Анфологина), при ошибочно выставленной дате от Рождества Христова (явственно означена и верная дата – от сотворения Mipa; между тем даже профессор, занимающийся церковно-славянской библиографией, не обращает на эту дату никакого внимания и, основываясь только на явно ошибочной дате от Рождества Христова, вносит в каталог книг, напечатанных в Львовской братской типографии, якобы новое, доселе неизвестное издание Анфологиона. – Приведем другой пример, еще более наглядный, притом непосредственно относящийся к трактуемому нами вопросу и уясняющий его окончательно. В библиотеке Киево-Печерской лавры, в так называемом выставочном отделе, и в настоящее время красуется Евангелие рассматриваемого нами издания (1670 хода) с такой печатной над занимаемым им местом надписью: Евангелие, изданное Львовским братством в 1606 году (sic!) Относительно Евангелия, якобы изданного Львовским братством в 1676 году, имеем сказать следующее: Братское Евангелие 1670 года было последним с обозначением, каким по счету изданием оно выходило в свет (третицею издадеся); последующие братские издания означенной книги, начиная с 1690 года, выходили в свет уже без таких обозначений. Поэтому (принимая во внимание, что не всегда же случались ошибки в рукописных описях книг) можно бы (рассуждая a priori) допустить с некоторой степенью вероятности существование братского Евангелия и издания 1676 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010