По принятому нами порядку, следует сказать о доходах обители в течение этого периода. До 1704 года, главный и постоянный доход доставляли ей следующие оброчные статьи: 1) Мельница в городе Козельске, на речке Другусне. Из монастырской сказки, при описи этой мельницы в казну, в том же 1704 году, видно, что мельничное строение состояло из следующих частей: «плотина, а у той плотины мельничный амбар, в нем трое жерновы пятерики, а подле той мельницы, двор мельничный, а на том дворе изба-клеть, двор огорожен забором». Мельница эта отдавалась от обители погодно в наем козельским посадским людям. В 1703 году монастырь получал за нее оброку 83 рубля на год: сверх того, наемщик обязывался смолоть на монастырский обиход ржи – по пятидесяти пяти четвертей с осьминою, солоду – по десяти четвертей, овса – по пяти четвертей с полу-осминою, пшеницы – по три четверти в год; а, как за помол этого количества, против посторонних людей, следовало бы монастырю платить наемщику 2 рубля 22 алтына 2 деньги, следовательно, всего доходу с мельницы монастырь получал 85 рублей 22 алтына 2 деньги. 2) Рыбная ловля по реке Жиздре и, впадающей в нее, речке Другусне, которые отдавались Пустынью в оброк за 16 рублей на год. 3) Перевоз по речке Жиздре, против монастыря, давал Пустыни ежегодного дохода 10 рублей 2 алтына. Все эти статьи в 1704 году были положены в оброк в Ижерскую канцелярию, а во время упразднения Пустыни, в 1724 году, состояли в ведомстве Камер-Коллегии, исключая жиздринского перевоза, который, хотя в 1704 году и был взят в казну, но, как видно из актов, в 1725 году снова принадлежал обители, и, как упоминают в своей челобитной иеромонахи Оптиной Пустыни Леонтий и Сергий, денежный сбор за перевоз, за два года, в которые Пустынь считалась упраздненною (1725 и 1726), простирался на сумму 14 рублей. По показанию архимандрита Преображенского монастыря Тихона, сбор за перевоз на 1725-й год был отдан им на прокормление, оставшемуся при церкви Оптиной Пустыни священнику Федору Григорьеву, а за 1726 год, иеромонах Леонтий употребил в «зажилое жалованье себе и братству своей Пустыни, порядно».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В настоящий раз мы постараемся дать характеристику работы этого «скульптора». К сожалению, нам не удалось отыскать ни в одном списке художников, работавших в XVIII веке в императорских дворцах, имени и характеристики деятельности этого Михаила Зимина. Возможно, что это был молодой, начинающий работник, не заявивший себя ничем особенным, имя которого могло легко затеряться в архивах, или же он был просто вольнонаемным, получившим настоящий заказ не в виде самостоятельной работы, а только для выполнения готового плана, эскиза, сделанного кем-нибудь из более опытных и известных мастеров. Можно, далее, предположить, что автор такого орнаментального проекта был из иностранцев: по крайней мере, трудно иначе объяснить, почему в подписях на клеймах —684— встречаются латинская буквы? Едва ли, Михаил Зимин мог бы писать таким испорченным языком, как, напр., «БОМВ (лат. бук.) А РОССИСКА НАШЛА МЕСТО ВКЕ (слав. букв.) ГОЛМЕ»; «ΝΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704». В первой комнате – столовой Императрицы – план орнаментировки таков (См. рис. 1). Потолок в форме плоского купола с ребрами, которыми он опирается на четыре угла стен, отграничен от этих последних узким простым карнизом. Главная барельефная орнаментировка нанесена на площади потолка. В центре представлена фигура Виктории, с трубою в руке, как бы несущая два медальона с полубюстовыми изображениями рельефом; «ПЕТР ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ» и «ЕКАТЕРИНА ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ». Оба эти изображения сильно замазаны неумелыми реставраторами, так, что нет возможности определить, были ли это портретные лица или же свободно скомпонованные. Это срединное пространство заключено в особую, очень красивую, в стиле «рококо», рамку неправильной формы. Все остальное пространство плафона занято тридцатью двумя клеймами с подобными же оправами. В каждом представлено какое-нибудь событие из военной деятельности Петра Великого начиная с 1703 г. и по 1720 г. Верхний ряд: 1) «ШЛЮТЕБУРГ ВЗЯТ 1702». 2) «ПЕТЕРБУРГ ОСНОВАН 1703»; 3) «И НЕВА НЕ УКРЫЛА КАНЦОВ ОТ РОССИЙСКИЯ ПУШКИ 1703»; 4) «СИЛНЯ ЛАДИЯ РОСИСКА НА ЧЮДСКОМ ОЗЕРЕ 1704»; 5) «СИЛА ПЕТРОВА РАЗРУШИ СТЕНЫ ГРАДА ДЕРПТА 1704»; 6) «НΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704»; 7) «НИТАВА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МУЖЕСТВО ПЕТРОВО 1705»; 8) КАЛИШСКАЯ БОТАЛИЯ 1706»;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сюлли Максимильен де Бетюн, барон де Рони (1560–1641) – французский государственный деятель, герцог (1606). Гугенот, один из ближайших советников короля Генриха IV (Наваррского), руководитель финансов. Оставил «Мемуары». 174 Прокопович Феофан (1681–1736) – церковный и общественный деятель, писатель; деятельный сторонник Петра I. Епископ с 1718 г., архиепископ с 1724 г. Окончил в 1698 г. Киево-Могилянский коллегиум. Принял униатство, учился в Польше и Риме. В 1704 г. возвратился в православие. Сопровождал Петра I в Прутском походе (1711 г.), затем ректор Академии в Киеве. С 1715 г. в Санкт-Петербурге, с 1721 г. вице-президент Святейшего Синода. Автор соч.: «Слово о власти и чести царской» (1719 г.), «Духовный регламент» (1721 г.). 175 Бекович-Черкасский Александр (до крещения – Девлет-Кизден-Мурза, ум. 1717) – кабардинский князь. В 1707 г. отправлен Петром I за границу для учения, затем в Кабарде с дипломатическим поручением. В 1717 г. возглавил пятитысячную экспедицию в Хиву для переговоров о принятии хивинским ханом русского подданства. В Хиве убит, весь русский отряд уничтожен. 176 Беринг Витус (1681–1741) – датчанин, с 1704 г. на русской службе. Глава камчатских экспедиций по исследованию северной части Тихого океана и пролива между Северо-Восточной Азией и Америкой. 177 Паткуль Иоганн Рейнгольд (1660–1707) – лифляндский политический деятель; добивался от шведской королевской власти восстановления прав и привилегий лифляндского дворянства, в 1694 г. бежал к саксонскому курфюрсту Августу, затем содействовал его союзу с Россией против Швеции; с 1702 г. на русской службе. С 1704 г. был русским представителем в Варшаве; после мирного договора Августа II с Карлом XII (1706 г.) выдан шведам и ими казнен. 178 Огильви Георг Бенедикт (1644–1710) – шотландец, фельдмаршал-лейтенант на австрийской службе, в 1704–1706 гг. на русской (генерал-фельдмаршал), затем на службе польского короля Августа II. 179 Вебер Христиан Фридрих – ганноверский резидент в России, автор соч.: «Преобразованная Россия» (тт. 1–3, 1721–1740), содержащего материалы о внутренней и внешней политике России, государственных, экономических и культурных реформах Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Генрион 313 из последних слов справедливо выводит заключение, чmj в первые годы ХШ столетия в столице Крыма были уже служители Евангелия, но не думает, чтобы это были иезуиты и, кажется, несовсем основательно. Сестренцевич-Богуш рассказывает, даже с некоторыми подробностями, о многих иезуитах, действовавших в Крыму при Селим Гирее (ум. в 1704 г.). «Иезуиты – говорит он – имели домовую церковь , в которой позволено было отправлять все церковные требы, только не было бы снаружи ограды. Таким образом пользовались они долгое время великою свободою. Но некто между ними из предприимчивых, гордых или изуверчивых, надеясь на свое могущество, надстроил над домом другое жилье, увеличил верковь и повесил колокол. Селим-Гирей, государь совершивший свое поприще в 1704 г. и который с трудом терпел христиан в своих областях, увидел сии перемены, едучи на охоту; он рассердился более всего на то, что окна были выкрашены зеленою краскою, и во гневе своем не только уничтожил эту церковь , но дал еще приказание сломать и прочие. Самые богатые из греков и армян были заключены в оковы и были весьма счастливы, что отделались непомерною пенею. До того времени сии различные толки (т. е. исповедания) были нарочито согласны служить обедню в случае нужды одни у других и архипастырей послание давало им право на то» 314 . Таким образом, если верить этому рассказу, (а не верить ему нет никаких оснований), иезуиты в Крыму жили и действовали задолго прежде до своего оффициального утверждения там. Еще ранее 1704 г. они имели уже там церковь и свободно совершали духовные требы, хотя и без позволения турецкого султана, скрываясь за армянами, которые такое дозволение имели и потому со стороны крымских ханов пользовались полною терпимостию. Гонение, случившееся в 1704 г. и упоминаемое в рассказе Богуша, вероятно послужило для иезуитов главнейшим побуждением испросить для своей миссии оффициальное утверждение и таким образом хотя несколько обеспечить спокойствие и законность ее существования. Прежде всех позаботился об этом вышеупомянутый медик Ферранд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

ИВАНОВСКИЙ-СТАРОЛАДОЖСКИЙ, муж. существовавший некогда в Старой Ладоге. Сюда в 1704 году переведены были иноки из Медведевского – Новоладожского монастыря. О времени основания и уничтожения его неизвестно. МЕДВЕДЕВСКИЙ-СТАРОЛАДОЖСКИЙ муж. в Старой Ладоге. Обитель эта существовала прежде в Новой Ладоге, но с которого времени, сведений нет; а в 1704 году переведена в Старую, в здания бывшего там Ивановского мон. и в последствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы XIV, XV и XVI веков. С 1704 года монастырь сей принял название Староладожского; а во время существования его в Новой Ладоге был приписным к Саввину Сторожевскому монастырю. ЦЕРКВИ: ПЕТРА И ПАВЛА, собор, в С.-Петербурге, в крепости. Эта знаменитая церковь – первая из прочих зданий в Петропавловской крепости – поставлена была Петром Великим сначала малая деревянная, окрашенная снаружи под желтый мрамор, в 1703 году; потом Петр, в день своего рождения 30 мая 1712, заложил на этом же месте каменную, обширнейшую, которой строение продолжалось 20 лет; она освящена 28 июня 1733 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Колокольня сего собора, столь славная беспримерною высотою своею, отстроена в 1723 году; возвышение ее настоящего здания составляет не более 30 сажен, но тонкий шпиль имеет 25 сажен: следовательно вся колокольня и с крестом простирается почти на 57 сажен в вышину – и по сему она есть первая в России. Под шпилем находятся часы с курантами. В Петропавловском соборе, в склепе, погребены: 1) император Петр Великий, 2) императрица Екатерина I, 3) царевна Екатерина, 4) царевна Наталия, 5) царевна Маргарита, 6) царевна Наталия (другая), и 7) царевна Анна – дочери Петра Великого, 8) царевич Павел, и 9) царевич Алексий, дети Петра ж Великого, 10) царица Марфа Матвеевна, урожденная Апраксина, супруга царя Феодора Алексеевича, 11) крон-принцесса София Вольфенбитгельская, супруга царевича Алексия Петровича, 12) царевна Мария, дочь царя Алексия Михайловича, 13) императрица Анна Иоанновна, 14) императрица Елисавета Петровна, 15) император Петр III, 16) императрица Екатерина II, 17) император Павел I, 18) император Александр I, Благословенный, 19) императрица Елисавета Алексвевна, 20) цесаревич Константин Павлович, 21) императрица Мария Феодоровна, 22) великая княгиня Александра Николаевна, дочь императора Николая I.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Резолюция. Оным заопределённым вотчинам до дальнейшего впредь рассмотрения и определения быть по-прежнему в ведомстве у властей и доходы платить в Коллегию Экономии, как с 1720 года до последнего Мусина-Пушкина представления было; только того накрепко смотреть, чтоб те доходы в Коллегию Экономии ежегодно исправно и бездоимочно доходить и плачены быть могли. 3714 . – 27 июня. Резолюция кабинет-министров на прошение Новгородских ружных, соборных и прочих церквей священно и церковнослужителей о произвождении оным священно и церковнослужителям определённого жалованья и на церковные потребы в Новгороде 120 Прошение. Бьют челом посланные для прошения Новгородских ружных, соборных и прочих церквей от священно и церковнослужителей и девичьих монастырей, а именно: церкви Святой Великомученицы Параскевии, нарицаемой Пятницы, священник Иоанн Фёдоров, Михалицкого и Радовицкого девичьих монастырей игуменья Таисия да строительница Марфа с сёстрами, а о чём, тому следуют пункты: 1) По ружной 207 года книге определено было в Новгороде соборных и прочих церквей священно и церковнослужителям и девичьих монастырей монахиням денежного и хлебного жалованья и на церковные потребы полные оклады, а по чему именно, о том значит в той ружной книге, по которым полным окладам и давано по прошлый 1704 год. 2) А в том 1704 году по именному блаженной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого указу велено до окончания бывшей тогда со Швециею войны священно и церковнослужителям, получающим ружное жалованье, давать в полы их окладов, которое с того 1704 года нам, нижайшим, как денежное половинное, так и за хлеб половинное ж жалованье по справке в Новегороде с таможенными ценами деньгами ж по самой нижней цене по ассигнациям Штатс-Конторы из Новгородской губернской канцелярии по прошлый 1739 год и производилось. 3) А сего 1741 года мая 27 дня по приговору Правительствующего Сената, по сообщённому Святейшего Правительствующего Синода ведению, а по прошению от нас, нижайших (в котором синодском ведении упомянуто о выдаче положенного по ружной 7207 года книге как денежного, так и хлебного полного), велено выдать нам, нижайшим, жалованье по силе состоявшегося 1705 года именного указа против прежних дач только на прошлые с 739 по сей 1741 год денежное половинное; а хлебное по учинённому Дворцовой Канцелярии в 731 году штату сполна, а впредь нам, нижайшим, выдавать ли и какое, полное или половинное, того в определении сенатском не упомянуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И 1703 го декабря в 8 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., указал выезжего иноземца Христофора Бухнера, которого с проезжим листом отпустил посол Андрей Измайлов, принять в свою великого государя службу для учения европским языком, о которых он в роспросе своем выше сего объявил, руских детей, и ведать ево в Посольском приказе; а его великого государя жалованья давать ему на год по двести рублев, и сказать ему его великого государя указ, чтоб он Христофор учился читать и писать словенскому языку, и научился б того вскоре. И на нынешний 1703 год то его великого государя жалованье выдать по росчету с приезду ево в Колу, августа с девятого числа нынешнего 1703 года от расходу из Посольского приказу, и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. И о даче денег к росходу указ дан. И декабря в 22 день бил челом великому государю словесно Христоф Бухнер, что он в приезде до Москвы издержал свои многия деньги, от того на Москве должен многим людем и чтоб великий государь пожаловал ево, велел ему в зачет назначенного ему жалованья дать ему на оплату долгов на предбудущий 1704 год. Christoff Buchner. И 1703 го декабря в 22 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. с. пожаловал Христофора Бухнера, велел ему по ево челобитью на оплату долгов дать его великого государя жалованье в зачет на предбудущий 1704 год сто рублев от росходу из Посольского приказу и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. 1703-го декабря в 8 день по указу в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца дать его вел. государя жалованья выезжему иноземцу Христофору Бухнеру, которой принят в его вел. государя службу для учения русских детей латинскому, немецкому, французскому, италианскому, дацкому, швецкому, галанскому языком, с приезду его из-за рубежа в Колу генваря по 1-е число 1704-го году 79 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Коренево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная Преображенская церковь построена в 1762-1777гг. в усадьбе А.В.Набекова. Бесстолпный восьмигранный от основания одноглавый храм представляет собой интересный образец стиля барокко. К восьмерику примыкают прямоугольные в плане помещения алтаря и притвора. Снаружи восьмерик расчленен антаблементами на два яруса. Нижний ярус обработан парными пилястрами. Трапезная пристроена в 1913г. Церковная ограда с надвратной колокольней 1794г. утрачена. Церковь недавно ремонтировалась. Правда, покрытые жестью барабан и глава мало соответствуют барочному облику здания. Территория окружена безобразным бетонным забором, с востока, со стороны дороги, отгорожена всякими лавочками. Вместо прежней церковной ограды существуют довольно мерзкие ворота из металлических прутьев. Все это тоже есть у меня на фотографиях, но не присылаю. Первая фотография - вид с востока, через прутья ворот, вторая - с юго-запада, то, что видно через дырку в заборе. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Креневе, Кореневе тож. Церковь Преображения Господня построена была в 1691 г. деревянная. В ноябре 1703 г., по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, «велено новопостроенной церкви Преображения Господня, которую построил окольничий Василий Саввич Нарбеков в вотчине своей, в сельце Креневе, на попа с причетники дани положить… 10 алтын 2 деньги, заезда гривна, и те деньги имать с 1703 г., да с той же церкви данных денег на прошлые годы с 1691 по 1703 гг., как та церковь освящена, всего дани на 13 лет 5 рублев 11 алтын». Под 1704 г. значится: в селе Креневе, Спасское тож, церковь деревянная во имя Преображения Господня, при ней священники: Степан Яковлев 1704 г., Захар Иванов 1709 – 15 гг., Прокофий Терентьев 1726 г.; дьячки: Патрикей Тимофеев 1704 – 09 гг., Яков Иванов 1722 – 26 гг. Село Кренево в 1687 г. – сельцо Московского уезда, вотчина окольничего Василия Саввича Нарбекова; в 1705 г. владела селом его жена вдова Аграфена Павловна и в 1715 – 22 гг. Степан Саввич Нарбеков.

http://sobory.ru/article/?object=01146

Начался стрелецкий бунт. С 7 на 8 Августа 1689 г. Петр верхом прискакал ночью из села Преображенского в Троицкий Сергиев монастырь в совершенном изнеможении и со слезами просил охраны у иноков. Туда прибыль к нему патриарх, потянулись и лучшие стрельцы. Петр потребовал к себе лишь немногих выборных из Москвы и ее окрестностей, с угрозой смертью за неявку. Истек 17 век, и воцарившийся Петр I повел Россию принудительно по пути Европейского образования, подражая во всем западным народам, опередившими Россию в военном искусстве, ремеслах и торговле. Наряду с бесспорно полезными мероприятиями и нововведениями применено было не мало крайностей, поведших к печальным следствиям в национально-духовной жизни русского народа. Так, указом 1 февраля 1697 г. введено курение табака. В 1701 году Петр I велел вывести из монастырей бельцов и белиц, живших без пострижения. Указом 31 Января 1701 года запрещено монахами иметь в келлиях чернила. В 1702 г. на Красной площади устроена «Комедиальная храмина» для всех. Указом же 1703 г. запрещено строить вновь монастыри. В то время денежные доходы Оптинской пустыни были следующие: 1) с мельницы в г. Козельске на р. Другусне – 35 р. в год; 2) с рыбной ловли на р. Жиздре и на р. Другусне – 16 р. в год; 3) с перевоза чрез р. Жиздру против монастыря – 10 р. в год; 4) с земли что на колодези – 20 р. в год; 5) с огородных мест в г. Козельске – 3 р. в год; 6) с сенных покосов – 16 р. в год. 25 Января 1704 года для умножения государственных доходов, по случаю построения Петербурга и войны со Шведами, Царь повелел наложить пошлины на бани, мельницы, рыбные ловли, перевозы, постоялые дворы и проч. Повелевалось: рыбные ловли всего государства оброком и денежным доходом ведать в Семеновской приказной Палате, и присылать в ту Палату окладные книги и всякие о тех рыбных ловлях, откупных и оброчных – ведомости. От 25 Марта 1704 г. из Семеновской Канцелярии в г. Козельск к стольнику и воеводе Алексею Юшкову писано: ;,по именному Его Величества Государя указу велено: «Его Великого Государя дворцовые, и архиерейские и монастырские мельницы, водяные, и хлебные и пороховые и толчеи, и железные и ветреные, которые были на оброке на Москве и в Московском уезде и во всех городах с нынешнего 1704 г. переоброчить и отдать с торгу вновь, кто хочет взять, и для переоброчивания, мельничные оброчные статьи собрать из всех приказов в Семеновскую Канцелярию мельничного сбора».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1697 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Евфимий (1697–1700). В 1698 году на средства Троице-Сергиева монастыря были построены три военно-морских судна для царского флота. А 4 апреля власти и соборные старцы Троице-Сергиева монастыря объявили о невозможности собрать деньги на корабельное строение, поскольку Троицкий монастырь уже внес 7000 рублей на корабельное строение. На средства Троице-Сергиева монастыря в 1698–1699 гг. были построены три военно-морских судна для царского флота. 1690-е годы – возведение каменных Царских чертогов. В 1699 году по указу Петра I Троице-Сергиев монастырь передал 3000 руб. «на ратных людей». 18 июля того же года состоялось освящение надвратного храма во имя Преподобного Сергия. 1700 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Иларион (Властевинский; 1700–1704). В 1701 году, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей четвертой части веса колокольной меди для литья пушек, власти Троице-Сергиева монастыря прислали в Пушкарский приказ необходимое число больших колоколов весом от ста пудов и выше. А 22 февраля из Пушкарского приказа в Троицкую обитель была послана грамота о необходимости оковки еще 50 мортирных и пушечных колес. 10 марта Петр I указал возвратить из Пушкарского приказа в Троицу колокол, отлитый, согласно имевшейся на нем надписи, при игумене Никоне, «и за тот колокол иной меди колокольной или какой не имать, и велеть им тот колокол в монастыре беречь». В том же году по приказу Петра I произведена подробная опись имущества Троице-Сергиева монастыря. 1704 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Сильвестр (Холмский; 1704–1708), впоследствии Митрополит Нижегородский. 1708 год – укрепление Троице-Сергиева монастыря земляными «фортециями». Настоятелем монастыря стал архимандрит Иоасаф (1708–1710). А 1 марта Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол весом 161 пуд. Новый колокол, названный «Баран», был перелит из колокола времен преподобного Никона, возвращенного монастырю в 1701 году и повредившегося от пожара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010