4 мая 1696 г., по указу св. патриарха, даны два антиминса в Московский уезд, село Ордынцыно, в церковь Пресвятой Троицы, да в придел чудотворца Николая, на старые престолы; взял антиминсы той же церкви поп Андрей». В селе Ордынцах построена каменная церковь во имя Св. Троицы с приделом св. пророка Илии. 6 июля 1713 г., говорится в книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа, «запечатан указ об освящении придела, по челобитью стольника Юрия Федоровича Шишкина, велено ему в Подмосковной его вотчине, в селе Троицком, подле каменной церкви Пресвятой Троицы, новопостроенный придел каменный же во имя св. пророка Илии освятить Большого Успенского собора протопопу Федору с братьею и антиминс в тот придел выдан; за одно полотно деньги взяты». Село Ордынцы в начале XVII ст. – пустошь, Московского уезда, Замыцкой волости, находившаяся в порозжих землях. В 1631 г. она продана из Поместного приказа в вотчину Захарию Шишкину, при этом владельце пустошь Ордынцы стала селом, которым владели по смерти его в 1657 г. его сын Матвей, в 1677 г. – родной внук Данил Матвеев, в 1691 г. – Григорий и Юрий Федоровичи Шишкины по разделу с их племянником Михаилом Васильевичем Шишкиным; в 1710 – 22 гг. – Семен Михайлович Шишкин. В 1733 г. владел селом Василий Михайлович Шишкин, а от него перешло к его дочерям Марье, по мужу Ивановой, и Анне, по мужу Клокачевой. В 1781 – 91 гг. село Троицкое – Ордынцы принадлежало Андрею Яковлевичу Маслову и Василию Леонтьевичу Клокачеву. В 1646 г. Ордынцы – село, в нем находились: двор вотчинников с деловыми людьми и 8 дворов крестьянских. С 1678 г. Ордынцы было сельцом, в нем двор вотчинников с деловыми людьми и 7 дворов задворных; в 1704 г. – двор вотчинников, в котором жили приказчик и деловые люди. Х олмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=04917

а На обороте столбца две записи: первая – об адресате – сделана почерком всего документа Благочестивейшому, тишайшему, самодержавнейшему, Богомъ хранимому, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу радоватися!; вторая – помета о доставке – сделана скорописью другой руки 166 (1658)-го июля в день. Б В слове нет последней выносной буквы, вероятно, согласная попала в стык. В Слово испр. писцом из какого-то другого слова, которое написано неразборчиво. Г Последний слог в слове попал в стык. Д Испр. мной; в ркп. П. Л. 33 ...великой государыне царице и великой княгине Марии Ильичне... – Первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669). Дочь стольника Ильи Даниловича Милославского. Повенчана с царем 16 ян- варя 1648 г. Родила 13 детей, трое из которых умерли при ее жизни. По свидетельству современников, отличалась строгой религиозностью и благотворительностью – Энциклопедия 2002, 313. ...великому государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю... – Царевич Алексей Алексеевич (1654 – 14.01.1670), второй сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1666 – 1670 гг. был кандидатом на польский трон. 1 сентября 1667 г. объявлен наследником русского престола. После неожиданной смерти царевича его именем воспользовался Степан Разин, который утверждал, что великий князь бежал от жестокости царя и бояр – Энциклопедия 2002, 40. ...государыням, благоверными царевнами... – В июле 1658 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской кроме сына Алексея было четыре дочери: Евдокия (февраль 1650 – март 1712), Марфа (август 1652 – июль 1707), Анна (январь 1655 – май 1659), Софья (сентябрь 1657 – июль 1704) – Энциклопедия 2002, 44. Аще есть и превозходительнее мое согрешение... вопрошения, к вам... – Патриарх Никон вспоминает описанную в Евангелии от Матфея ( Мф. 18:21 – 22 ) ситуацию, когда во время одной из проповедей Иисуса Христа апостол Петр (здесь он поименован Верховным) спрашивал у Спасителя, сколько раз прощать согрешившему против него человеку: «До семи ли раз?» Христос отеечал: «До седмижды семидесяти раз».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1632 г. вдова Матрена Краснова продала свою вотчину Якову Милославскому, а в 1636 г. она куплена князем Андреем Андреевичем Голицыным, от него перешло к его сыну князю Василию. При этом владельце около 1649 г. на земле пустоши Черленикова, Краскова тож, поселены были крестьяне и пустошь названа деревнею, подле которой построена потом церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, отчего по церкви и была селом Богородицким. В 1657 г. жена князя В. А. Голицына вдова княгиня Татьяна отдала село Богородское с деревнею Красковою в приданое своей дочери княжне Ирине Васильевне при выходе замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, и за ним утверждено отказною книгою 1672 г., в которой говорится: «в селе Богородская церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей». В 1678 г. в селе Богородском находились: двор боярский князя Ю. Трубецкого с 10 чел. кабальных людей и двор скотный; а в деревне Красковой 9 дворов крестьянских с 27 чел. При церкви были в 1678 – 80 гг. священник Михаил Фалелеев и дьячок Марк Сидоров; церковной земли нет, а служит поп из руги». По смерти князя Ю. П. Трубецкого имение досталось в 1681 г. его детям князьям Ивану и Юрию; они между собою имение разделили в 1697 г., и последнему досталось село Богородское с дер. Красковою. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников князя Юрия Юрьевича, дворы приказчика, скотный и конюшенный, в них 30 чел., 10 дворов крестьянских с 32 чел., переведенными из дер. Красковой. После Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским и дер. Красково владели в 1755 г. его сын князь Никита Юрьевич и в 1781 г. родной внук князь Василий Никитич Трубецкие. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Церковное место во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Красково известно с XVII века. Впервые Красково (современное название посёлка) упоминается в начале XVII века, а именно в писцовых книгах 1623-1624 гг. как «пустошь Черленикова, а Краскова тож», которая в 1615 году принадлежала к деревне Малышевой с другими пустошами Малаховой и Опариной и находилась во владении трёх помещиков: князя Михаила Ростовского, Якова Стромилова и Андрея Горохова, а позже Саввы Тараканова. В 1615 году деревню Малышеву с пустошами покупает Фёдор Краснов. В 1632 году его жена вдова Матрёна Краснова продает свою вотчину князю Якову Михайловичу Милославскому, а от последнего в 1636 году – князю Андрею Андреевичу Голицыну. При князе Василии Андреевиче Голицыне на пустоши КРАСКОВА были поселены крестьяне и она стала называться деревней, а близ деревни была построена церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, отсюда новое поселение стало называться селом Богородским.

http://sobory.ru/article/?object=10504

В начале XVII века, когда Саратов как крепость располагался на левом берегу Волги, на правом - на месте современной саратовской Музейной площади - существовало поселение с мужским Богородицким (при Казанской церкви) монастырем и женской Крестовоздвиженской обителью. Первое упоминание о Казанской деревянной церкви Богородицкого монастыря относится к 1657 году. С переводом Саратова на современное место в 1674 году мужскому монастырю было отведено новое место у подножия Соколовой горы, куда он и был перемещен в 1691-1692 годах. Казанская церковь еще несколько лет числилась за монастырем, но в 1704 году она стала приходской. В 1831 году Казанская церковь была перестроена в камне на средства купца Александра Рыбакина. Им же в 1848 году построена часовня перед храмом, которую в 1866 году перестроили на двухэтажную с помещением для клира. Храм был разрушен в тридцатые годы двадцатого века, а недействующая часовня с небольшим куполом на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев напоминает о древней церкви. По материалам сайта  храма в честь Казанской Божией Матери Самым первым храмом в правобережном Саратове, как, впрочем, и в левобережном, была церковь во имя Казанской Божией Матери,  которую… нет, не построили,  а перевезли в разобранном виде с левого берега на правый в 1674 году. После известного указа царя Алексея Михайловича Саратов стал под началом полковника Александра Шеля обустраиваться на «нагорной» стороне. Правила возведения городов в XVI-XVIII предписывали возведение в любом городе сначала церкви, а затем всех остальных построек. Очевидно, что церквушки были деревянные и для их постройки выбирались ближайший праздничный день или Воскресенье. В этот день закладывался первый венец, который тут же освящался (своеобразная «закладка первого камня») с прочтением молитвы и традиционным русским «обмыванием» этого события в белых праздничных рубахах. После этого все работы заканчивались и возобновлялись только на следующий день. По такому же сценарию, надо полагать, возводилась и Казанская церковь и в правобережном (и левобережном тоже) Саратове.

http://sobory.ru/article/?object=20742

В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678). Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией). Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь . После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

http://pravenc.ru/text/82384.html

Изящное кирпичное здание, с отдельно стоящей колокольней, колоннада из 16 белокаменных колонн с дорическими портиками, арочной впадиной, полуциркульными окнами. Интересно была решена система отопления лещадными полами (отопление проходило под полом по лабиринту тепловодов). Освящение храма состоялось 9 августа 1822 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). В 1930 году храм был закрыт. На протяжении 60 лет в нем находились сельхозсклад, квартиры. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. храм был укреплен для обороны Москвы: снесен ярус колокольни, в окнах и стенах пробиты амбразуры. В 1990 году храм был возвращен в плачевном состоянии, разрушение составляло 60% . С ноября 1990 года возобновлены регулярные богослужения. В настоящее время реставрация храма закончена, осуществляются работы по росписи храма, построено здание крестильни. При храме существует церковная библиотека, работает воскресная школа. http://www.podolskoe.ru/koledino/main.htm Село Коледино, согласно писцовым книгам, в 1627 году уже располагало двухшатровым деревянным храмом в честь св. воина-мученика Андрея Стратилата. На тот момент село принадлежало князю Мстиславскому Фёдору Ивановичу. После его смерти Коледино часто переходило по наследству из рук в руки. Из описи 1657 года следует, что в селе уже значатся две церкви - Святой Живоначальной Троицы с Казанским приделом и вышеозначенная Андрея Стратилата. Краеведы считают, что вторую церковь перенесли в Коледино из соседнего Поливаново, в котором к тому времени проживало всего 10 человек. Если приход был малочисленным и помещики не жили в своих имениях, то храм не могли содержать за счёт прихожан и церковь закрывали либо разбирали и переносили, а прихожане переходили в соседнюю. В документах 1704 года упоминается только одна церковь - Живоначальной Троицы. Более за 150 лет ничего примечательного в Коледино не происходило. Село немного расширилось до населения в несколько сот жителей. Заметной вехой в истории Коледина было то, что оно стало владением Ростислава Евграфовича Татищева, сына Василия Никитича - известного историка и государственного деятеля.

http://sobory.ru/article/?object=06675

История прихода Успенской церкви бывшего села Чернево восходит к первой половине XVII века. В 1620 году Сельцо Чернево на реке Бане было пожаловано Семену Васильевичу Волынскому за участие в Московском осадном сидении 1618 года – обороне Москвы от армии польского королевича Владислава. Семен Волынский построил в своей вотчине деревянную церковь Николая Чудотворца, и село с тех пор стало называться Никольским. Племянник Семена Волынского в 1657 году продал село Никольское патриарху Никону, после чего было велено именовать его патриаршим селом Черневым. В то время, кроме холодной Никольской церкви, здесь также стояла теплая деревянная церковь Илии пророка. После низложения патриарха Никона село Чернево было передано Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. В конце XVII века в Чернево располагался монастырский скотный двор. В переписных книгах 1704 года уже нет свидетельств о Никольской и Ильинской церквях, зато указана одна Успенская церковь, при которой служили священники Мартын Тимофеев и Иван Мартынов. Новый деревянный храм в селе Чернево был построен в 1690 году иждивением великой княжны Татьяны Михайловны – сестры царя Алексея Михайловича. Татьяна Михайловна была известна как преданная почитательница патриарха Никона. Сестра царя изначально была сторонницей церковных реформ, а в годы опалы патриарха стала его заступницей перед братом. После кончины Никона великая княжна настояла, чтобы тело патриарха с почестями погребли в соборе основанного им Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1691 году подарила этой обители частицу мощей своей небесной покровительницы – мученицы Татианы. По преданию, в XVII веке село Чернево было местом остановки и отдыха патриарха Никона и членов царской семьи, направлявшихся на богомолье в Новый Иерусалим из Москвы. Село располагалось примерно на половине пути. Подтверждением предания были старинные шелковые священнические облачения с вышитыми серебряными цветами, которые хранились в ризнице старой Успенской церкви. Считалось, что это был дар церкви все той же великой княжны Татьяны Михайловны. Из приходской летописи известно, что иконостас старой Успенской церкви в 1843 году обновил крестьянин села Новоникольского Давыдов, за что получил вольную грамоту.

http://sobory.ru/article/?object=01059

Л. 14 ...государыне благочестивой царице и великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская – первая супруга царя Алексея Михайловича: повенчана с царем 16 января 1648 г., скончалась 3 марта 1669 г. ...государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Иоанну Алексеевич ю... – Патриарх Никон перечисляет четырех сыновей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Алексей (февраль 1654 – январь 1670), Федор (май 1661 – апрель 1682), Симеон (апрель 1665 – июнь 1669) и Иван (август 1666 – январь 1696). ...благоверным царевнам; благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Татияне Михайловне... – Родные сестры царя Алексея Михайловича. ...благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексеевне... и великой княжне Феодосие АлексЬевне! – Патриарх Никон перечисляет дочерей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Евдокия (февраль 1650 – март 1712), Марфа (август 1652 – март 1712), Софья (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерина (ноябрь 1658 – май 1718), Мария (январь 1660 – март 1723), Феодосия (май 1662 – декабрь 1713). ... Степен Наумов... – Дворянин Степан Лаврентьевич Наумов – второй пристав при патриархе Никоне в Ферапонтовом монастыре; он прибыл из Москвы 19 января 1667 г. Наумов привез в Кириллов монастырь архимандриту Моисею и келарю старцу Павлу Ремезову с братией царскую грамоту о своем назначении и с предписанием обеспечивать Никона всем необходимым по его требованию «без мотчания» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 78; Варлаам 1858, 21; Успенский 1903, 364. С.Л. Наумов московский дворянин в 1636 – 1677 гг. – Указатель 1853, 283. В 1651 г. С.Л. Наумов был воеводой в Темникове – Барсуков 1902, 231, 526. а На обороте столбца подпись патриарха Никона Смиреный Никон, милостию Божиею патриарх, тако свидетельствую страхом Божиим и подписал своею рукою. 2.Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (июнь)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немцы-лютеране и голландцы-реформаты, жившие на Адмиралтейском острове, вскоре образовали приход; местом собрания этого прихода первоначально был зал в доме вице-адмирала Корнелия Крюйса. Дом этот стоял на месте нынешнего здания Зимнего дворца – Нового Эрмитажа со знаменитыми атлантами. Корнелиус Крюйс (Cornelius Cruys, 1657–1727) был одним из видных создателей и деятелей российского флота. Он родился в норвежском городе Ставангере, но родители его были голландцами. До приезда в Россию Крюйс долго служил в голландском флоте. 2 Весной 1698 г. Крюйс был принят находившимся в Голландии Петром I на русскую службу с чином вице-адмирала. Летом 1704 и 1705 гг. «Корнелий Иванович» командовал флотом, отбившим атаки шведских эскадр на крепость Кроншлот и остров Котлин, чем спас зарождавшийся Петербург. 3 Реформат по вероисповеданию, Крюйс был набожным и ревностным христианином. Именно поэтому его дом в Санкт-Петербурге очень скоро стал центром притяжения для всех приверженцев евангелического вероисповедания. 4 Богослужения в «домовой» церкви Крюйса совершал пастор Вильгельм Толле (Толль) (1674–1710). Магистр философии, ректор монастырской школы в Илефельде, Вильгельм Толле жил в С.Петербурге, вероятно, с 1703 года и умер здесь 26 сентября 1710 года. 5 Вот что пишет об этом анонимный немецкий автор, опубликовавший свои заметки в Лейпциге в 1713 году под криптонимом «HG». B трактате «Точное известие о крепости и городе Санкт-Петербург» он сообщает: «Первым пастором в этой церкви был немец из Геттингена, уроженец курфюршества Ганновер, он скончался осенью 1710 года к величайшему прискорбию всей довольно многочисленной общины. Его звали Вильгельм Толле, он был благочестивым и ученым мужем, знавшим 14 языков и обычно читавшем проповеди на немецком, голландском или финском – для живущих там финнов» 6 . Стихийно возникшая община была многонациональной, она включала в себя немцев, голландцев, французов, швейцарцев, англичан, скандинавов. По местоположению ее называли « церковь на адмиралтейской стороне». Богослужение совершалось в ней попеременно – в одно воскресенье – лютеранское, в другое реформатское. 7 В 1708 г. по приказу Петра I, орган из пустующей немецкой церкви в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) был перевезен для петербургского евангелического прихода. Вместе с инструментом прибыли немецкий органист Генрих Теодор Цахау (1674–1740) и два мастера. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Первое упоминание о деревянном храме в селе Богородском-Краскова мы находим в приходской книге Патриаршего Казённого Приказа за 1649 год по книгам Вохонской десятины: «… прибыла вновь церковь Владимирской Пресвятыя Богородицы Обарниче стану на речке Пехорке в вотчине стольника князя Василия Андреевича Голицына дани 3 алтына 5 денег заезда гривна…». В 1657 году дочь князя В. А. Голицына княжна Ирина Васильевна выходит замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, которому «в приданое отдается село Богородское, Краскова тож». В отказной книге за 1672 год в селе Богородском упоминается «… церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския, а в церкви образы, и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строения вотчинниково, у церкви поп Михей». В приход Владимирской церкви села Богородского входили двор боярский и дворы кабальных людей в селе, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человеками. В 1681 году село Богородское с деревней Красковой по раздельной записи досталось князю Юрию Юрьевичу Трубецкому, у которого во владении по записи 1704 года оказались дворы: вотчинников, приказчиков, скотный, конюшенный и 10 дворов крестьянских, переведенных из деревни Красковой (с этого времени село Богородское и деревня Краскова существуют как одно поселение, а именно, село «Богородское, Краскова» или «Богородское-Краскова»). После князя Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским владеют сын – Никита Юрьевич в 1755 году, а в 1781 году внук князя Василий Никитич Трубецкой. По документам Московской Синодальной Конторы за 1773 год известно, что вдова князя Н. Ю. Трубцкого княгиня Анна Даниловна Трубецкая просила о выдаче нового антиминса «во Владимирскую села Богородского, Краскова тож церковь Вохонской десятины в ее вотчину», который был выдан преосвященным епископом Крутицким Самуилом. В июне 1774 года Синодальная контора дозволила тело умершей княгини А. Д. Трубецкой после отпевания в Чудове монастыре перевезти в село Богородское, Краскова «и там при церкви погрести…»

http://sobory.ru/article/?object=10504

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010