В 1646 г. «в селе Павлове церковь вмч. Димитрия, да вмч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другой поп Иван же, во дворе дьячок Федка Остафьев, во дворе пономарь Данилка Тиханов, во дворе просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, крестьянских и бобылей 44 двора»; в 1678 г. в селе числилось 63 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 196 чел. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь св. Димитрия Солунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме пашни паханные 2 чети». В книге под 1686 г. отмечено: «в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе св. Димитрия Солунского, дани 3 руб., 24 алтына, 2 деньги, заезда гривна». 12 июня 1703 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлово, той же церкви попу Игнатию Патрикееву. В 1704 г. в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 9 августа 1710 г., по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлово, под расписку попа той же церкви Игнатия. При церкви Воскресения Христова были священники: Игнатий Патрикеев 1704 – 10 гг., Семен Игнатьев 1704 – 22 гг., Алексей 1704 г., Петр Яковлев 1700 – 15 гг.; диакон Григорий Игнатьев 1704 – 22 гг., дьячки: Степан Ильин 1704 – 09 гг., Иван Степанов 1715 – 22 гг., пономарь Нестор Андреев 1715 – 22 гг. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя великомученика Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Аудитория (приход) в Кейданах в том же 1704 г. была еще многочисленна, особенно изобиловала слушателями из простого народа; затем состояла из оседлившихся в Кейданах купцов и ремесленников и из служилого дворянства, а из землевладельческого дворянства старые поколения вымерли, младшие почти все совратились в католичество. Из оставшихся преданными вере отцов замечательнейшие были: Гюнтеры, фамилия Ворловских, придворный староста Блинструб и городской судья Будревич со всем своим домом 587 . 5 и 6. Замечательнейшие после Кейдан общины, которым счастье сравнительно благоприятствовало, находились в Кельме и Дзьевальтове. В Кельме, городке князей Грушевских, в 1704 году, аудитория была многочисленна и состояла из дворян: патронши Грушевской, Римвидов, Кестортов, Микуличей и проч. Проповедник получал жалованья 600 гульденов; владел 8 крестьянами и полосой земли. Во время войны со шведами, при Карле XII, когда городок быль сожжен, сильно пострадала и церковь ; однако же, в числе весьма немногих, пережила политическое существование Польши. В Дзьевальтове, деревне, принадлежавшей князьям Вишневецким, еще в половине 16 столетия, построена была церковь , но, по переходе из рук в руки в конце 16 столетия была разорена; в начале 17 века владельцем Подберецким вновь отстроена и наделена бенефициями. В 1704 году бенефиции эти были небогаты, проповедник получал от владельца 600 гульденов. Обнесенная крепкими стенами, церковь эта существует до сих пор 588 . 7 и 8. Участь церквей в Грудцке и Макисцках почти одинакова. В Грудцке в 1698 г. храм был сожжен католиками и скоро же вновь отстроен. В 1704 году при той и другой церкви значатся аудитории весьма малолюдные: постоянных проповедников не было, а наезжали временно в Грудцк из Сцидлова, в Макисцки – из Келми. В Грудцке приезжему проповеднику принадлежали 8 крестьян, в Макисцках он ни от кого ничего не получал и, когда патронша вышла замуж за паписта, самый приезд проповедника сделался чрезвычайно затруднителен. Около 1715 г. первая церковь отнята была католиками, вторая совершенно разрушена 589 . 9. В Цеймеле, фундуше господина Наровника, перешедшем от него к отступнику Корфу, церковь была очень бедна: все принадлежавшие ей угодья и земли новый алчный владелец присвоил себе и проповеднику не платил ничего. Оттого проповедник перестал жить в Цеймеле, но иногда приезжал сюда помощник сеньора из Кейдан. Лектор же постоянно находился при Цеймелевской церкви. Небольшой приход ее составляли несколько благородных лиц: Римвиды, Лавдански. Так, по крайней мере, было в 1704 г. В 1706 г. католики отняли эту церковь , но, по ходатайству прусского короля перед виленским епископом, возвратили ее общине. В 1732 г. снова и навсегда исторгли ее у реформатов 590 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Гераклитов, 1394 (1697 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка ID – Гераклитов, 1389 (1692 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка IDM – Дианова и Костюхина, 479 (1684 г.), Гераклитов, 1386 (1689 г.); Герб Амстердама, контрамарка CS – Клепиков, 962 (1709 г.); Герб Амстердама, контрамарка PIOLLY – Клепиков, 1307 (1706 г.). Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. Текст редакции по Мазуринскому списку издан в приложении к книге Г. Ленхофф (с. 298–366). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1126. Сборник (л. 211– 227), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Лигатуры ФТ и РФ – Клепиков, 547 (1739 г.). Между описанием чудес и Словом о «жительстве» Давида и Константина помещено Сказание о пожаре 1658 г. 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 1035 (4 ). Сборник (л. 171–240), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии и литеры ЯФЗ – Участкина, 19 (1741 г.), 20 (1747 г.). Написан писцом Михаилом при Ростовском митрополите Иоасафе, для игумена Толгского монастыря Гордиана. Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. § 12. Редакция 1704 г. Образовалась путем присоединения к редакции 1658 г. Сказания (или грамоты митрополита Димитрия Ростовского ) об установлении празднества переложения мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 2782. Сборник (л. 33–117), 1-я четв. XVIII в. Филигрань: Герб Амстердама и лигатура из букв PL – Клепиков, 1310 (1721–1724 гг.); Герб Амстердама, под ним литеры IGL – Клепиков, 1125 (1716–1720 гг.). Рукопись написана при царе Петре I и царевиче Алексее Петровиче. Между описанием чудес и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. После Поучения на память святых читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. После Молитвы ярославским чудотворцам в рукописи помещены уникальные Тропарь, Кондак и Молитва святителю Трифону Ростовскому. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 281. Сборник (л. 27– 65 об.), 50–60-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756–1765 гг.). После описания чудес помещено Сказание о переложении мощей в 1704 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 793. Сборник (л. 32–111), XVIII в. В конце читается грамота 1704 г. Димитрия Ростовского об установлении праздника перенесения мощей. 4) ЯМЗ, 17649. Сборник (л. 1–80), посл. четв. XVIII в. Филиграни: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756– 1765 гг.); Орнамент в картуше – Клепиков, 542 (1776 г.); Буквы ВФСТ в волнистом прямоугольнике – Клепиков, 152 (1780 г.). В текст редакции XVII в. дополнительно вставлена статья о проявлении мощей ярославских чудотворцев (из Переработанной редакции). После Слова о «жительстве» Давида и Константина читается Сказание о пожаре 1658 г. В конце помещены Сказание о переложении мощей и грамота Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее, разбирая вкладную книгу, встречаем весьма любопытное сведение, относящееся к настоятельству игумена Моисея, – это вклад одного священника, поступившего в число братства Оптиной Пустыни: «1704 года марта в 22 день, Козельского уезда села Рысны, Вознесенский поп Максим Матфеев сын, постригся в Козельской уезд в Макарьеву Пустынь в Оптин монастырь, а ныне он в монахах Моисей: а дал укладу в обитель святую, на братию, на пропитание, ржи и пшеницы, и всякого хлеба 15 четвертей со осминою, да лошадь цена 5 рублев, за корову, цена 1 1 / 2 рубля при игумене Моисее и при казначее Исайе». К 1704 году относится событие, которое, как увидим впоследствии, имело значительное влияние на судьбу Оптиной Пустыни. В этом году, для умножения государственных доходов, по случаю построения Петербурга и войны со шведами, царь Петр Алексеевич нашелся вынужденным прибегнуть ко временной мере, а, именно: наложить пошлины на бани, мельницы, рыбные ловли, перевозы, постоялые дворы и т. п. 13 Устав о мельничном сборе налагал оброк не только на все водяные, ветряные, мучные и пильные мельницы в Российском Государстве, но, равно, на железные и пороховые заводы. В указе, присланном из Семеновской канцелярии мельничного сбора в Козельск, к стольнику и воеводе Алексею Александровичу Юшкову, в 1704 году марта 25 дня, за подписью Степана Коровина, писано: «по имянному, Его Величества Государя, указу, велено: Его Великого Государя дворцовые, и архиерейские, и монастырские всякие мельницы, водяные и хлебные, и пороховые, и толчеи, и железные, и ветряные, которые были на оброке на Москве, и в московском уезде, и во всех городах и уездах, с нынешнего 1704 года, переоброчить, и отдать с торгу вновь, кто похочет взять; и для переоброчиванья, мельничные оброчные статьи собрать, изо всех приказов, в Семеновскую канцелярию мельничного сбора». В указе о рыбных ловлях, от 25 января 1704 года повелевалось: «рыбные ловли всего государства оброком и денежным доходом ведать в Семеновской приказной палате, и присылать в ту палату окладные книги и всякие, о тех рыбных ловлях откупных и оброчных, ведомости». Точно такое же распоряжение последовало и относительно речных перевозов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В селе государев пруд, а в пруде рыба караси, а по мере того пруда в длину 140 сажень, поперег по плотине 60 сажень, а рыбу ловят на государев обиход, приезжая из Москвы подключники. В селе же крестьян (35 дворов)». В 7197 (1689) г. по указу великаго государя село Черкизово пожаловано из Приказа Большаго Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину; в 1704 г. в этом селе числилось 57 дв. крестьянских. По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. с родным братом Александром Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потом замужем за графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Черкизове, вместо ветхой, вновь деревянной церкви воимя Рождества Христова. Дело началось по прошению девицы Екатерины Ивановны Нарышкиной. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1738 г. октября 9 дня она Екат. Нарышкина писала: «В Московском уезде, в вотчине моей, в селе Черкизове имеется церковь деревянная воимя Рождества Христова в самой ветхости, кровля и паперть и крыльцы и пол сгнили и за тем служить в ней и приходским людем приходить опасно и того ради желаю вместо той ветхой построить вновь церковь воимя того ж храма Рождества Христова и на том же церковном месте, а без указу и без благословения святейшаго Правительствующаго Синода того учинить не смею и чтоб указом повелено было о строении вышеписанной церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синод. Каз. Приказе на справку выписано: «В окладной сего 1738 г. книге по Селецкой десятине написано: церковь Рождества Христова в селе Черкизове, дани рубль 61 1/2 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Ивана Нелединскаго 141 (1653) г. у означенной церкви написано: во дворе поп Федор Константинов, во дворе дьячек Иван Гаврилов, во дворе пономарь Никифор Игнатьев, в приходе 52 двора, пашни церковныя лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом на лугу и на пустоши Федоровской и по пашни и по лугам 40 копен; а в переписной 1703 г. книге у той же церкви написано: поп Иван Филиппов, поп Дмитрий Иванов, дьякон Василий Иванов и пономарь Иван Иванов, пашни церковныя земли по 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, перелогом и лесом поросло 12 четвертей с осминою, сенных покосов 10 копен». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенскаго и Каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1738 году октябрь 25 дня». Того же числа из Синод. Каз. Приказа выдан указ Екат. Нарышкиной о строении деревянной церкви во имя Рождества Христова. При церкви находились священники: Лука 1666 г., Иван Филиппов 1704-1720 г. и Василий Иванов 1720 г., бывший при оной же церкви дьяконом в 1704 г.; дьячек Степан Иванов 1720 г. и пономарь Иван Иванов 1704-1720 г. Церковной дани платилось с 1712 по 1740 г. рубль 20 алт. 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03155

7) Ирмологий 1700 года. Этот Ирмологий может встречаться с оглавлением (заглавным листом), в котором обозначается, что он издан в типографии Львовского братства. Но и означенная книга напечатана не в братской типографии. Fata sua habent libella. He безынтересная судьба выпала на долю и этой книги. Львовский епископ Иосиф Шумлянсюй, еще в 1681 году тайно принявший унию, в 1700 году (Мая 16) окончательно снял с себя долго носимую личину, открыто признав над собою власть папы. С этого времени усиливаются его преследование Львовского братства. Желая сделать подрыв братской типографии, Шумлянский подговорил базилиан при своей кафедральной церкви св. Георгия завести собственную типографию, что ими немедленно и было исполнено. В этой то типографии и издан был упомянутый Ирмологий. Зубрицкий говорит, что Ирмологий не мог быть окончен до 1707 года, по случаю шведской войны и осады Львова Карлом XII. Но едва ли это верно. Во-первых, осада и взятие Львова относятся к 1704 году и известно несколько книг, вышедших во Львова в 1700–1704 г.г. (Октоих 1700 г., Молитвослов повседневный 1701 г., Букварь 1701 г., Служебник 1701 г., Псалтирь 1702 и 1704 г.г., Евангелие 1703 или 1704 г.г.); и во-вторых – и это главное – означенное утверждение Зубрицкого находится в противоречии с оглавлением Ирмология, которое и приводим здесь дословно: „Ирмологий си есть, Осмогласник, от старых рукописных экземплярей исправленный, благочинного же ради пения церковного трудолюбием иноков общежительные обители святого великомученика Христова Георгия, в катедри епископской Львовской, ново типом изданный: року Божия 1700, месяца октоврия в 9 день”. Зубрицкий полагает, что устройство базилианами собственной типографии и бесплодности протестов против этого со стороны Львовского братства были чуть-ли не главной причиной перехода последнего в унию. Разумеется, это сильное преувеличение. Но важно сделанное Зубрицким документальное указание, что базилианская типография вместе с оставшимися нераспроданными экземплярами изданной ими книги была уступлена за известную сумму братству, которое в приобретенном Ирмологии заглавный лист заменило другим, где значилось, что Ирмологий якобы напечатан был в братской типографии (см. Historiczne badania о drukarniach Rusko-slowianskich w Galicyi, Dionizego Zuhrickiego. Lwow, 1836, стр. 28, 46 и 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Выписка из дела за 1703 г. в. 213. 42. Державнейший Царь. Государь милостивейший. Ваше государское богомолие, Данилов монастырь построен из давних лет, и погребен в том монастыре ваш Государев сродник, благоверный и великий князь и чудотворец Даниил Александрович. А ограда и святые врата каменные около монастыря построились не в давних летах, а по стене той ограды водяных спусков не учинено; значено было быть по той стене деревянной кровли, а той деревянной кровли по городовой каменной стене и на святых вратах по се число не учинено. И та каменная стена и святые врата от дождей и от снегу размываются, и если впредь вскоре кровли не учинить, оттого будет поруха немалая. А на поварне и на хлебне каменная кровля обветшала, а братские кельи деревянные весьма ветхи, и кровли все огнили; в зимнее время братьям от мороза, а летом от дождя нужда немалая. Всемилостивейший Государь. Вели в своем царском богомолии, в Данилове монастыре, каменного строения городовые стены и святые врата и поварню и хлебню покрыть, а кельи вновь построить, или перебрать и покрыть, и на построение дати из своей государевой казны денег из Монастырского Приказа. Нижайшие богомольцы Данилова монастыря игумен Макарий с братиею. Авг. 18 д. 1703. При челобитной смета. 18. Помета в М. Пр., от 1704 г., о приеме денег со стряпчего Воскресенского монастыря Саввы Кудрявцова на дачу каменщикам по указу от 28 апр. 1704 г. Из д. за 1704 г. в. 209. 131. Указ из Монастырского Приказа. 1704 г. апр. 28. по указу великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и белыя и малыя России велено поставить в Монастырской Приказ с монастырских вотчин, в которых есть, каменщиков и кирпичников, а в которых нет и с тех вотчин против переписных книг 186 года собрать деньги с двора по гривне и заплатить в Монастырской же Приказ. И Воскресенского монастыря стряпчий Сава Кудрявцев сказал в вотчине Данилова Московского монастыря в московском уезде в сельце Добрятине с деревнями, да в подмонастырском селе Даниловском каменщиков и кирпичников нет, а по переписным книгам 185 года в тех вотчинах крестьянских и бобыльских 121 двор, и с тех дворов объявил Сава в Монастырском Приказе деньги с двора по гривне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Благодарив же Творца моего, и Пречистую его Матерь, и святых его угодников, яко сподобихся и я, всех последнийший, святый его град Иерусалим видети и поклонитись живоприемному его Гробу, и протчим святым, плотию и кровию Христовою освященным, и паки во свое отечество благополучно возвратихся; Ему же от мене, непотребнаго и грешнаго раба, монаха Серапиона, о всех и за всех да будет величие, честь и слава, благодарение и поклонение, ныне и в будущие нескончаемые веки веков. Аминь. 1 Если 1704 год (декабря 3-го дня) означает начало пути наших паломников, то все путешествие их продолжалось 2 года, 5 месяцев и 6 дней, а именно: от 3-го декабря 1704 года по 9 мая 1707 года. 1705 г. они провели в пути до Иерусалима, куда прибыли 30 сентября сего года и пробыли здесь до половины сентября 1706 года, а вернулися домой 9-го мая 1707 года. 8 Тут в подлинной рукописи небольшой пропуск, смысл которого, впрочем, очевиден: если бы мы с своими деньгами (небольшими) пошли без фирмана, то их бы недостало. 10 Если путешествие, как означено в заглавии, началось в 1704 году, то наши путники, иеромонахи Макарий и Сильвестр, были в пути до Иерусалима с 3 декабря 1704 по 30 сентября 1705 года, в Иерусалиме пробыли до сентября 1706 года, а вернулись домой в мае 1707 года. 11 Вероятно к сему месту в подлинной рукописи было пояснительное изображение, котораго в противне (о. Пахомия) не находится. 15 Матронинский Троицкий заштатный монастырь находится Киевской губернии в Чигиринском уезде, между местечками Жаботиным и Медведовкою, в лесу, именуемом Матронин, на возвышенном месте, окруженном с 4-х сторон земляным валом, разстоянием от Киева с 200, от Чигирина в 40 верстах. Когда и кем основан, не известно, но возобновлен он благословением Киевскаго митрополита Ионы Протасовича (1563 г.) и универсалами Гетманов, Петра Сагайдачнаго и Петра Дорошенка (1620, 1621 и 1671 г.). Хотя в 1678 г., по взятии турками Чигирина, монастырь Матронинский был ими разорен, однако в 1685 году уже построена в нем новая церковь , которая и освящена 1717 года, по универсалу князя Яна Станислава Яблонскаго, старосты Чигиринскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1685 г. 8 апреля, по указу патриарха, по памяти из Поместного приказа, за приписью дьяка Ивана Векентьева, в котором написано: по указу великих государей, а по челобитью стольников Василия и Якова Федоровичей Полтевых в вотчине их в деревне Агафоновой, к новопостроенной церкви Николая чудотворца, из вотчинной земли, из их дач, отведено пашни 10 чети, сенных покосов 10 копен и та земля к той церкви справлена… В 1704 г. в селе Никольском находилась одна деревянная церковь, а в 1709 г. – две церкви: деревянная и каменная во имя Николая чудотворца; при них священники: Перфилий Данилов 1704 – 10 гг. и Максим Максимов 1715 – 29 гг.; дьячки: Василий Яковлев 1704 – 36 гг. и Иван Перфильев 1704 – 29 гг. Село Никольское до построения в нем церкви было деревнею Сущево, Агафоново тож, на речке Татарке, находившейся в 1623 г. Московского уезда в Каменном стану, в поместье за князем Дмитрием Петровичем Пожарским, по государеве грамоте 1618 г., что преж село было за Субботою Рогатина, в деревне двор помещиков, двор приказчиков, да крестьян 4 двора. После князя Пожарского эта деревня досталась его племяннику князю Семену Пожарскому, в 1644 г. она продана Лариону Антоновичу Слотину; в деревне числилось в 1646 г. 4 двора крестьянских и бобыльских, в них 8 чел. По смерти Лариона Слотина имение его, согласно завещания, продано из Патриаршего разряда в 1659 г. думному дворянину Федору Алексеевичу Полтеву. При этом владельце в деревне Агафоновой построена вновь церковь Николая чудотворца, отчего деревня и названа по церкви селом Никольским, а в последствии оно в отличие от других сел Никольских стало называться по фамилии владельца Полтевым. В 1678 г. в селе Никольском находились: двор вотчинников с 6 семьями деловых людей, в них 13 чел., 5 дворов крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 37 чел. В 1679 г. селом владела жена Ф. А. Полтева вдова Фекла Панкратьевна, в 1781 г. – их дети стольники Василий и Яков Федоровичи. Последний заложил село Никольское в 1703 г. Ф. М. Апраксину, умершему в 1728 г., который духовным завещанием просил своих душеприказчиков «имение село Никольское и деревню Харитонову после его смерти продать и деньги, вырученные за оное имение, употребить на раздачу милостынь и на искупление пленных».

http://sobory.ru/article/?object=06279

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010