М., 1856. [xii] Записка о принятии в покровительство царя Арчила в 1683 г.//Опубликовано в «Древней Российской Вифлиофике» дважды: Ч. X. 1775, с. 337–363; Ч. XV. 1790, с. 306–326. [xiii] Татишвили В.И., с. 156. См.: Материалы по истории русско-грузинских отношений (80–90-е годы XVII века). Тб., 1974. [xvii] Подворье— жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно церковную собственность. [xviii] Ватейшвили Д.Л. Грузия и европейские страны: Очерки истории взаимоотношений XIII–XVIII вв. Т. II: Побратим Петра Великого. Жизнь и деятельность Александра Багратиони. М., 2003, с. 58. [xx] Дочь боярина Ивана Михайловича Милославского, двоюродного брата царицы Марии Ильиничны, матери царевны Софьи. [xxi] Софья Алексеевна (1657–1704) — русская царевна, правительница России в 1682–1689 гг. при двух царях — ее малолетних братьях Иване V и Петре I . [xxx] Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии. Первый генерал-фельдцейхмейстер царевич Александр Арчилович Имеретинский//Артиллерийский журнал. 1866, 1, с. 31. См.: Эсадзе Б.С. Первый генерал-фельдцейхмейстер русской артиллерии при Петре Великом царевич имеретинский Александр Арчилович. — В кн.: Летопись Грузии. Тифлис, 1913. То же отдельной брошюрой: СПб., 1913. [xxxii] Пайчадзе Г.Г. Русско-грузинские политические отношения в первой половине XVIII в. Тб., 1970, с. 31. [xxxiii] См.: Историко-статистическое и археологическое описание села Всесвятского. М., 1898. Находилось в районе станции метро «Сокол». [xxxvi] Пайчадзе Г.Г. Русско-грузинские отношения в X–XVIII в.//Страницы из истории Грузии. Тб., 1966, с. 465. [xxxix] Подобный случай произошел в 1711 г. с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. См.: Густерин П.В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир. М., 2008, с. 18–24. [xli] Сведений о том, что царя Вахтанга VI встречала императрица Екатерина I, не сохранилось. Вероятнее всего, это был Петр Алексеевич, внук Петра I . [xlv] Исторический район в центральной части Москвы.

http://bogoslov.ru/article/3382618

Михаил , Серб, † 11 февр. 1718, на покое в Симонове. Макарий , в янв. 1724. Аарон , 1734 и 35. Макарий , 1738. Варлаам , 1753–59. Анания , 1760–63, (в Шартомском?). Никодим , С 1763; † 1770. Архимандрия кончилась. За тем, до ныне строители. Строители Антоний , 1784 и 85. Иринарх , 1786–1794, 26 мая перев. в Вязниковский Благовещенский. Феотим , 1862. Модест , 1864–70. 13 Николаевский, на Болоте, под Переяславлем-Залесским, основан св. Димитрием Прилуцким около 1370 г. Ныне заштатный. [V, 198.] Игумены Иосиф , 2 февр. 1506. Мисаил , 27 дек. 1509. Никифор . Сергий , 1534. Игнатий , 1551. Герман , за ним. Макарий , 1558–62. Феодор , 1564–66. Иона , 1611. Строители Дионисий Затворник определён 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил мнтрь после Литовского разорения. Никита , 1644–53. Варлаам , 1654. Гурий , 1655. Роман , 1657–61. Герасим , 1663–90. Игумены Паисий , 19 нояб. 1634. Варсонофий , 1671–75. Варлаам , 1693–1701. Питирим , 1704 строит., с 1713 игум.; в 1718 произведён в архим. Кержебельбашского, а 23 мар. 1719 хирот. в епископа Нижегородского. [ Тихон , 1720, апр.??] Пахомий , 1719–27. Протасий определён 31 мар. 1728–1730. Иаков Пивницкий , 1734–54. Строит. Владимир , 1862. 14 Николаевский, под городом Гороховцом, построен в 1643 г. Заштатный с 1764 г. [III, 752.] Строители Феодосий , игум., 1660–1672. Варлаам , 1673–81, нояб. Иоасаф Борщев , 1682 и 83. Феодосий , 2 мая 1685. Леонид , в дек. 1686. Макарий , 1695–97. Иоасаф , 1699–1707. Игумены Даниил , 1707–9. Исаак ( Исаия ?), 24 окт. 1716. Иоасаф , строит., 1718–23. Варлаам , 1723–27. Филарет , строит., 1728, игум. в янв. 1735, в нояб. 1742. Иаков перев. из Златовратского; упом. 1756 и 57. Строители Иринарх 4 авг. 1766 перев. из Вязниковского Благовещенского. Иоасаф 26 окт. 1799 перев. из Вязниковского Благовещенского. Мельхиседек 2 авг. 1803 перев. в Вязниковский Благовещенский, а 27 янв. 1805 – сюда-ж обратно. Логгин 23 окт. 1831 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений 23 окт. 1831 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь имел красивую церковную утварь, которая относилась в основной массе к XVIII – началу XIX вв. Были и значительно более старинные вещи, а также богатая библиотека религиозного, богослужебного содержания, которая вела свое начало тоже в основном с XVIII в., здесь сохранялись отдельные книги XVI-XVII вв. Поражали красотой и богатством серебряные с позолотой, украшенные ценными камнями, другими украшениями напрестольные кресты, водосвятные чаши, дарохранительницы, лампады, расшитые золотом и серебром одежды высшего духовенства, плащаницы и т.п. Из церковной литературы большую ценность представляли: Евангелие львовской печати 1644, 1670 годов, московской печати 1657, 1731, 1759, 1775 и других годов, двухтомник «Поучительных слов святого Василия Великого», напечатанный в 1594 году в типографии К. К. Острожского (в г. Остроге — ныне Ровенская область); триоди, минеи, служебники и прочие богослужебные книги киевской печати 1615 года, львовской 1631, 1638, 1643, 1691 годов, московской — 1704, 1732, 1754 и других годов, требники Петра Могилы киевской печати 1646 года, «Апостол» киевской печати 1752 года; «Краткий летописец» М. В. Ломоносова, изданный в 1760 году, и его же «Букварь» 1771 года и немало другой литературы, уникальной, в том числе и античных авторов. В особенности богатой была ризница монастыря, где сохранялись две очень ценные расшитые золотом плащаницы, четыре митры, шитые золотом, а одна серебром, старинные серебряные с позолотой водосвятные чаши, кружки, блюда, посох (палка), серебряные с позолотой, украшенные драгоценными камнями наперсные кресты, кадила, подсвечники и т.п. Было немало икон, изготовленных мастерами высокого класса. В кельях архимандрита находился очень интересный зал с освещением с трех сторон, стены которого вместо обоев были украшены картинами на холсте и дереве с сюжетами на библейскую и историческую тематику. Среди других по размерам и сюжетам выделялись две больших историко-батальных картины. Одна — слева от входной двери — изображение Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, а вторая — посвященная Полтавской битве 1709 года. На ней изображение Петра на белом коне и в кольчуге, которому тоже вручают свои мечи побежденные шведы. Эта картина «Апофеоз Петра Великого» потом была передана в музей Истории Полтавской битвы. А этот исторический зал, который носил название Екатерининский, был устроен к приезду Екатерины II в Полтаву в июне 1787 года во время ее путешествия по Украине и Крыму по приглашению Г.О. Потёмкина.

http://sobory.ru/article/?object=11933

– Мощи святителя Германа положены были около стены с правой стороны при входе в алтарь. Целый ряд чудесных исцелений, совершившихся при раке святителя Германа, побудили митрополита Казанского Лаврентия, (1657–1673), лично на себе испытавшего чудодейственную силу святителя Германа, составить в честь него службу и написать его житие. В 1696 году митрополитом Маркеллом, с благословения патриарха Адриана, мощи святителя Германа были освидетельствованы и переложены в новую липовую, обложенную серебром, гробницу, при этом, по просьбе Симбирских граждан и духовенства, отделена была для Симбирска часть мощей святителя Германа. С этого времени началось всеобщее чествование святителя Германа по всей России. Через 8 лет после сего, 23 Июля 1704 года, митрополитом Тихоном мощи святителя Германа перенесены были из алтаря и поставлены на то место, где они и доселе почивают; в 1842 году они переложены были во вновь устроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, а в 1889 году на главу святителя Германа возложена была новая митра. Присутствовашие при этом лица вполне убедились, что святитель Герман умер не от моровой язвы, а был убит 3 . Память святителя Германа торжественно празднуется в Свияжской обители 6 ноября в день его мученической кончины, 25 сентября – в день перенесения его мощей из Москвы в Свияжск, и 23 июля, в день перенесения его мощей из алтаря на середину храма. Жители Казани и иногородние особенно в значительном числе путешествуют на поклонение святителю Герману летом, когда устанавливается правильное пароходное сообщение со Свияжском. Святитель Божий и ныне обильно изливает милости всем с теплой мольбой к нему прибегающим, подавая болящим исцеление, скорбящим утешение, нуждающимся помощь. Святитель Варсонофий чудотворец Казанский Основатель и первый настоятель Казанского Спасо-Преображенского монастыря, Епископ Тверской Святитель Варсонофий, Чудотворец Казанский, происходил из духовного звания. Родитель его был приходским священником в городе Серпухове Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

По завещанию царя кроме него «сберегателями» были Л. К. Нарышкин, Ф. А. Головин и князь П. И. Прозоровский. 33 Вильгельм III Оранский (1650–1702) – штатгальтер Голландии (с 1674), английский король (1689); правил совместно с женой Марией II Стюарт 34 «Союзники» – это Голландия, Англия и Германская Империя, воевавшие против Франции в «Войне за испанское наследство» (1701 – 1713). 35 Стрешнев Тихон Никитич (1644–1719) –боярин, сенатор, «дядька» царевича Петра; пользовался его полным доверием, вместе с князем Ф. Ю. Ромодановским управлял страной, когда царь был за границей, возглавлял Приказ военных дел (1701), затем Разрядный приказ, был московским губернатором (1708). 36 Победа русских войск под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведами была одержана 18–22 июля 1702 г. у Гумоловой мызы, близ Пернова (Пярну). 37 Бараши – ремесленники, шатерники, обойщики; здесь этот термин обозначает район, местность, где они жили. 41 Софья Алексеевна (1657–1704) –царевна, дочь царя Алексея Михайловича от первого брака, сводная сестра Петра, правительница России (1682–1689); в годы ее правления были даны некоторые льготы торгово-ремесленным посадам городов, ослаблен сыск беглых крестьян, основана Славяно-греко-латинская академия; в области внешней политики России был заключен «Вечный мир» с Польшей (1686), Нерчинский договор с Китаем (1689), подтвержден мир со Швецией и совершены неудачные Крымские походы (1687, 1689); потеряв поддержку ряда придворных группировок, она была свергнута и заточена в монастырь. 42 Это собор Василия Блаженного (Покровский собор на рву). Построен в 1555–1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь покорения Казанского ханства. 43 Федор Иванович (1557–1598) –русский царь (с 1584), сын Ивана Грозного; слабый и болезненный, в правлении страной участия не принимал; управлял страной Борис Годунов. В царствование Федора проходил постепенный подъем народного хозяйства страны, разоренной опричниной и Ливонской войной. 44 Термин «царь» происходит от латинского «цезарь» – император.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Покровский И.М. Ук. соч.Т. 1. С. 430–432). 1931 Архиепископ Черниговский, с титулом: Блюститель Киевской митрополии («по особым обстоятельствам»). В связи с церковной смутой на Украине в сер. – кон. XVII в., вызванной униатским наступлением и внутренними неурядицами, на Киевской митрополии, кроме правящих архиереев, в 1657–1704 г. были и временноуправляющие: Лазарь (Баранович), Дионисий (Балабан), Серапион (Полховский) (см. ниже). 1933 «...В июле 1658 г. выехал из Киева в Чигирин к гетману Выговскому и уже более не возвращался в Киев...» И, вероятно, уже отсюда, из Чигирина, «...митрополит Дионисий (Балабан) жаловался Константинопольскому Патриарху, что Мефодий выгнал его и силою похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх выдал на Мефодия проклятие: но Мефодий просил царя ходатайствовать перед Патриархом о снятии проклятия...» ( Чистович И. А. Очерки истории западно-русской Церкви. СПб., 1889. Т. 1. С. 137–138). В 1661 г. Москвой была предпринята попытка неканоническими средствами установить на Украинских землях, перешедших под власть России, московскую церковную юрисдикцию. С этой целью митрополит Крутицкий Питирим, местоблюститель Патриаршего престола, поставил епископом на вакантную Мстиславскую кафедру Мефодия (Филимонова или Филимоновича) с правами Патриаршего наместника в Киеве. Киевский митрополит Дионисий (Балабан) закономерно не признал этого поставления и заместил Мстиславскую кафедру Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В 1662 г. Константинопольский Патриарх по представлению Дионисия (Балабана) предал Мефодия (Филимонова) анафеме, под которой он пребывал до 1666 г. (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1935 Епископ Мстиславский и Оршанский с титулом: Блюститель Митрополии Киевской. После смерти в 1663 г. митрополита Дионисия (Балабана) Западная Русь разделяется и ее части подпадают под разные церковные юрисдикции, продолжая формально оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриарха. На Левобережье Православная Церковь с 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова. При первых Романовых Донской монастырь, как " годуновский " , благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный " Новый " , или " Большой " , собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова. В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено " Успение Богоматери " ) написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена " Богоматерь Умиление " она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Примечания Л. 36а ...благочестивйшей великой государыни царице и великой княгин Марии Ильичн, и их благородным чадом... и великой княжн Феодосии Алексевн. – Патриарх Никон перечисляет следующих членов царской семьи: царицу, первую супругу царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну Милославскую, второго их сына царевича Алексея (о них см. примечания к посланию Никона июля 1658 г.), а также их других детей, сыновей – царевичей Феодора (май 1661 апрель 1682) и Симеона (апрель 1665 – июнь 1669), дочерей – царевен Евдокии (февраль 1650 – март 1712), Марфы (август 1652 – июль 1707), Софьи (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерины (ноябрь 1658 – май 1718), Марии (январь 1660 – март 1723) и Феодосии (май 1662 – декабрь 1713); поименованы также и сёстры царя Алексея Михайловича царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна. ...архимандрит Акакий, намстник монах Леонидъ, иконом иеромонах Феодосий... – перечислены представители власти Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Архимандрит Акакий приступил к управлению обителью 14 февраля 1666 г. (до 1669 г.). Назначен патриархом Никоном из казначеев монастыря. Скончался и погребён в обители – Леонид 1876, 126. Наместник иеромонах Леонид, духовник патриарха Никона в Воскресенском монастыре, запечатлён на парсуне – прижизненном портрете патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря – Зеленская 2002, 370–376; Зеленская 2002а, 11–12: Зеленская 2002б, 98. С 1664 г. он находился в Воскресенском монастыре в заточении, причины которого неизвестны. 13 декабря 1666 г. иеромонах Леонид в числе других людей, находившихся на службе при патриархе Никоне в Воскресенском монастыре и прибывших с ним на церковный Собор в Москву, был допрошен Собором – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 10. По свидетельству Паисия Лигарида, иеромонах Леонид в подробностях рассказывал о перенесённых им страданиях от Никона, и его слушали со слезами на глазах. По царскому указу 31 декабря чёрный поп Леонид, согласно его собственному прошению, был отправлен в Успенский Шаровкин монастырь Перемышльского уезда – Эйнгорн 1893а, 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

рукоположен с 30.03.1522 14.01.1567 Варсонофий, епископ, свт. рукоположен с 1565 (1567) по 1570 на покое; 11.04.1576 Савва, епископ рукоположен с 1570 по 1573 неизвестно Феодорит, епископ рукоположен с 1573 до 1578 неизвестно рукоположен архиепископ с мая 1589 Александр, епископ упоминается с 15.01.1603 20.08.1592 Феоктист, архиепископ, сщмч. рукоположен 1609 (убит) Около пяти лет оставалась свободной Арсений (Апостол), архиепископ, свт. бывший архиепископ Елассонский (Архангельский) без кафедры с 1613 по 1615 архиепископ Суздальский и Тарусский Пафнутий, архиепископ рукоположен с 17.02.1620 Евфимий, архиепископ рукоположен с 26.10.1628 около 1643 Иона, архиепископ рукоположен с 24.12.1642 Лаврентий, архиепископ рукоположен с 16.04.1654 по 26.07.1657 (с марта по декабрь 1655 временно управлял Смоленской епархией) митрополит Казанский и Свияжский Иоасаф, архиепископ рукоположен Симеон II, архиепископ рукоположен с 16.04.1676 июль 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский с 06.09.1681 по декабрь 1681 митрополит Сарский и Подонский Сергий, архиепископ рукоположен с 05.02.1682 по 1702 на покое; 18.07.1704 Каллист (Поборский), архиепископ рукоположен с 21.02.1703 23.06.1711 (23.06.1712) Алексий (Титов), епископ рукоположен с 09.11.1713 по 21.01.1714 епископ Сарский и Подонский Варлаам (Косовский), епископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский с 21.01.1714 по 09.06.1720 митрополит Смоленский и Дорогобужский Сильвестр (Холмский), епископ бывший митрополит Смоленский и Дорогобужский с 03.03.1720 по 24.02.1723 епископ Рязанский и Муромский Феофилакт (Лопатинский), епископ рукоположен с 24.02.1723 архиепископ с 09.03.1725 по 25.06.1725 архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Рязанский и Зарайский (повторно) с 01.10.1726 по 1735 взят под стражу 13.12.1738 лишён сана и заключён в крепость, 31.12.1740 освобождён с восстановлением в сане; 06.05.1741 Митрофан (Слатвинский), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соловьев Сергей Михайлович (1885–1942), поэт, прозаик, переводчик, филолог, теоретик символизма, религиозный мыслитель. Диакон (1915), священник (1916). И. д. доцента МДА (1918–1919). Православный, а с конца 1920 униатский священник, вице-экзарх российских греко-католиков (с 1926), служил в униатском пределе католического собора на Малой Грузинской ул. в Москве (1921–1931). Преподаватель греческого языка и литературы ФОН 1-го МГУ (1924–1927). В 1931 арестован, приговорен к высылке в Казахстан, замененной на лечение в течение года в психиатрической больнице. Впоследствии, неоднократно находился там на лечении. Сын М. С. Соловьева , внук С.М. Соловьева, племянник и биограф Вл. Соловьева; Сосницкий Евгений А., мировой судья из Таврической губ., бывший офицер 7-го гренадерского Самогитского полка (с 1896); Софийский И.В., знакомый М. М. Богословского ; Софья Алексеевна (1657–1704), царевна, правительница России при малолетних царях Иване V и Петре I (1682–1689), в 1689 заточена в Новодевичий м-рь, в 1698 пострижена в монахини под именем Сусанны; Спенсер Герберт (1820–1903), английский философ, социолог, психолог, один из родоначальников позитивизма, глава «органической школы» в социологии; Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), граф (1839), государственный деятель, автор многочисленных проектов государственных преобразований. Начинал свою деятельность как преподаватель математики, физики, красноречия в Александро-Невской духовной семинарии (1792–1795), по прошению, уволен из духовного звания (1797), служил в Канцелярии ген.-прокурора кн. А. Б. Куракина (1798), начальник 3-й экспедиции Непременного совета (с 1801), директор Департамента МВД (с 1803), статс-секретарь Александра I (1807–1812), член (1808–1810), председатель (1810–1812) Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции. В 1812 уволен от службы, в ссылке в Н. Новгороде, затем в Перми (1812–1816), пензенский губернатор (1816–1819), ген.-губернатор Сибири (1819–1821). В 1821 возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского к-та, начальник II Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1826–1839), член Верховного уголовного суда по делу декабристов (1826), с 1838 председатель Департамента законов;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010