Работа О. во главе Уложенного приказа привела к формированию неприязненных отношений между ним и буд. патриархом Никоном (Миновым), к-рый резко отрицательно относился к уложению, называл его «беззаконной книгой». Особенно протестовал Никон против ограничения церковной юрисдикции в пользу светского суда и создания Монастырского приказа , в котором ключевые посты занимали «мирские люди, а от духовного чина никого нет». Справедливо причисляя О. к главным создателям нового свода, Никон, обыгрывая его фамилию, именовал Соборное уложение «Адьевским». Постепенно О. наряду с Б. И. Морозовым, кн. Я. К. Черкасским, боярином И. Д. Милославским вошел в ближайшее окружение Алексея Михайловича. Сохранились 2 письма царя к О. и его ответы на них (1652 и 1653; см.: ААЭ. 1836. Т. 4. 329; Москвитянин. 1851. 2. С. 199-204; 14. С. 146-151), свидетельствующие об уважении царя к О. Алексей Михайлович дважды писал О. в связи с безвременной кончиной его сыновей, находя искренние слова сочувствия и взывая к христ. смирению. Неудивительно, что О. почитал царя и даже предлагал день рождения Алексея Михайловича считать «великим таинством». Это вызвало протест патриарха Никона, к-рый назвал такое предложение оскорблением Бога, потому что «во все приподобил еси человеков Богу» ( Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патр. Никона: Переписка с современниками: Исслед. и тексты. М., 2007. С. 211, 620-621). Первый воевода в Казани (1651-1653), содействовал составлению чертежей для укрепления Закамской засечной черты. Участник русско-польской войны 1654-1667 гг., в ее первые годы один из воевод рус. войск. В 1655-1656 гг. возглавлял переговоры со швед. посольством о 3-й ратификации Столбовского мира 1617 г., завершившиеся с началом русско-швед. войны 1656-1658 гг. В сложных условиях, когда, не закрепив договором победоносные результаты 1-го этапа русско-польск. войны, московское правительство начало войну со Швецией, О. летом 1656 г. в ранге великого посла возглавил переговоры с представителями Речи Посполитой под Вильно.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

Спасенный от расстрижения благодаря заступничеству царя, А. был передан в Сибирский приказ, а 17 сент. 1653 г. «за ево многое бесчинство» сослан с семьей в Тобольск, где проживал с кон. дек. 1653 по конец июля 1655 г. Здесь А. пользовался покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и Сибирского архиеп. Симеона, добившегося для него разрешения служить в кафедральном Софийском и Вознесенском городском соборах. Тем не менее, как вспоминал впосл. А., «в полторы годы пять слов государевых сказывали на меня» (т. е. было отправлено 5 доносов на А.). Особенно острое столкновение произошло у него с архиепископским дьяком И. В. Струной. И хотя благодаря поддержке владыки дело закончилось в пользу протопопа, эти события повлияли на его судьбу: было велено перевести А. с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию. А. доехал только до Енисейска, т. к. поступил новый указ - отправить его в Даурию вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Во время похода, начавшегося 18 июля 1656 г., между А. и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения. Уже 15 сент. 1656 г. А. был по приказу последнего наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в к-ром воевода осуждался за грубость и жестокость. Тогда же казаками и служилыми людьми была составлена инспирированная Пашковым челобитная на имя царя, обвинявшая А. в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики требовали смертной казни А. По прибытии отряда Пашкова 1 окт. 1656 г. в Братский острог А. был заключен в холодную башню, где сидел до 15 нояб. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до оз. Иргень, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в нач. июля 1658 г. устья р. Нерчи. Весной 1661 г. А. по приказу из Москвы с семьей и неск. людьми отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662-1663 гг. он зимовал в Енисейске, с кон. июня 1663 по сер. февр. 1664 г. жил в Тобольске, где был связан с находившимися здесь в ссылке за приверженность к старым обрядам романовским попом Лазарем и Патриаршим подьяком (иподиаконом) Федором Трофимовым, а также однажды виделся с ссыльным Юрием Крижаничем , описавшим в 1675 г. эту встречу. Не позднее мая 1664 г. А. прибыл в Москву. Во время почти 11-летней сибирской ссылки А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть 2 сыновей. В Сибири родилась слава протопопа как героя и мученика за «старую веру», развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая «никонианские» новшества. В Сибири осталось немало его учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Блестящие успехи воинские, собственные походы подняли дух восприимчивого царя, что так ясно высказывается в приведенном выше письме его к Матвееву о сношениях с Швециею. Неудачный поход под Ригу был началом несчастий; смуты малороссийские затянули войну, принявшую дурной оборот: Конотоп, Чудново. поражения Хованского тяжело отдавались в Москве и хотя не имели таких гибельных следствий, каких можно было ожидать с первого взгляда, однако война продолжалась и не видно было ее конца – страшное бедствие для государства бедного, малонаселенного, которое едва успело оправиться после Смутного времени, в котором недавно еще происходили волнения вследствие тяжкого состояния промышленного класса, которое недавно опустошено было моровою язвою. Тяжкие подати пали на народ, торговые люди истощились платежом пятой деньги. Уже в 1656 году казны недостало ратным людям на жалованье, и государь, по совету, как говорят, Федора Михайловича Ртищева, велел выпустить медные деньги, которые имели нарицательную цену серебряных; в 1657 и 1658 годах деньги эти действительно ходили как серебряные; но с сентября 1658 года начали понижаться в цене, именно на рубль надобно было наддавать шесть денег; с марта 1659-го должны были уже на рубль наддавать по 10 денег; наддача возрастала в такой степени, что в 1663 году за один рубль серебряный надобно было давать уже 12 медных. Наступила страшная дороговизна; указы, запрещавшие поднимать цены на необходимые предметы потребления, не действовали; мы видели, в каком положении находились в Малороссии московские ратные люди, получавшие жалованье медными деньгами, которых никто у них не брал. Явилось множество воровских (фальшивых) медных денег; начали хватать и пытать людей, которые попадались с воровскими деньгами, – один ответ: «Мы сами воровских денег не делаем, берем у других не знаючи». Стали присматривать за денежными мастерами, серебряниками, котельниками, оловянишниками, и увидали, что люди эти, жившие прежде небогато, при медных деньгах поставили себе дворы каменные и деревянные, платье себе и женам поделали по боярскому обычаю, в рядах всякие товары, сосуды серебряные и съестные запасы начали покупать дорогою ценою, не жалея денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Во 2-й пол. XVI в. войны, опричнина, голод привели к сокращению численности населения. На территории Л. о. разворачивались события Ливонской войны (1558-1583), русско-швед. войн 1590-1595 и 1656-1658 гг., Смутного времени . Зап. районы Л. о., где были Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела (переименован шведами в Кексгольм), в 1583-1595 гг. и в 1617 г.- нач. XVIII в. входили в состав Швеции (в т. ч. территория совр. Приозёрского, Всеволожского, Кировского, Гатчинского, Ломоносовского, Волосовского, Кингисеппского и части Тосненского районов Л. о. и территория С.-Петербурга с районами его административного подчинения). По условиям Столбовского мирного договора 1617 г. вышеперечисленные города были уступлены Швеции, что привело к переселению в Россию значительной части правосл. населения (карел и русских). На опустевшие земли мигрировали финны-лютеране, ставшие основой для формирования этнической общности ингерманландских финнов (финнов-инкери). На завоеванных территориях были образованы Кексгольмский лен (восток Карельского перешейка) и область Ингерманландия (территория также носит историческое название Ингрия, в нее входят Приневье и земли южнее Финского зал.). Эти земли управлялись генерал-губернатором, имевшим резиденцию в Нарве, в 1642-1656 гг.- в Ниеншанце (город на месте впадения р. Охты в Неву, на территории совр. С.-Петербурга). В результате Северной войны 1700-1721 гг. вся территория Л. о. вошла в состав России, что было закреплено Ништадтским миром 1721 г.; при этом население отвоеванного края (православное и лютеранское) приняло русское подданство. Основная часть территории Л. о. входила в состав С.-Петербургской губ. (1708-1927; до 1710 Ингерманландская, в 1914-1924 Петроградская, в 1924-1927 Ленинградская). Вост. часть территории совр. Л. о. относилась к Новгородской губ. (1727-1918; в 1776-1796 Новгородское наместничество) и Череповецкой губ. (1918-1927); Присвирье - к Олонецкой губ. (1784-1796, 1801-1922; до 1796 Олонецкое наместничество); сев. часть Карельского перешейка входила в Выборгскую губ. (1744-1917, с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского), а затем в состав независимой Финляндии (1918-1940).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

(Sächs. Weltchr. S. 178) 5. 237. [В связи с сообщением об избрании королем Лотаря 1653 автор излагает его родословную.] Некий благородный князь (vorste) по имени Эцерд (Ezerd) родил некоего Дитриха (Diterik), Дитрих родил Бернхарда (Bernarde), который был отцом Бенне (Веппе) 1654 , Бенне родил Дитриха, герцога (hertoge) и маркграфа 1655 , который был отцом Бернхарда; он родил маркграфа Бернхарда 1656 , который родил маркграфа Вильгельма (Willehelme) 1657 , и графа Конрада 1658 , и дочь Оду 1659 , и некоего Оттона (Otte), мать которого была из Руси (van Ruzen) 1660 . (...) Граф Конрад родил Гертруду, которую взял в жены Фридрих Баварский из Формбаха (Vorenbach) 1661 и родил от нее Хедвигу (Hadewige); ее взял [в жены] граф Гебхард из Зуплинбурга (Geveharde van Suplingeburch) 1662 , который родил графа Людера (Ludere), или Лотаря (Lotharius); потом он стал герцогом 1663 , а под конец – императором 1664 . (Sächs. Weltchr. S. 199) 6. 363. [Император 1665 победоносно воюет в Апулии, Сицилии и Калабрии 1666 .] Во времена этого же императора из Азии вышло войско [народа], который был от реки по имени Тан (Than) 1667 , и с большим войском напал на половцев (Valewen). Им пришла на помощь русь (Ruzen), и сразились с войском и потерпели поражение. Тогда было убито более ста тысяч половцев и руси 1668 . (Sächs. Weltchr. S. 243) 1636 См. 11, примеч. 320. Факт местонахождения на Руси мощей столь почитаемого святого стал в латинской Европе широко известен (ср. 17), что и повело в данном случае к недоразумению – замене Херсонеса, о котором говорится в «Мученичестве св. Климента», на Русь (скорее всего, в представлении хрониста Херсонес находился на Руси). Интересно, что у Эккехарда, на которого опирался здесь саксонский автор, о месте мученичества св. Климента Римского ничего не сказано. Таким образом, хронист имел случай проявить собственную эрудицию (ср. примеч. 1641). Уточнение «на Руси» есть только в редакциях А, В. 1637 В отличие от Климента, в отношени папы Евариста источники отмечают только сам факт мученичества, умалчивая о его обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий Лаврентьевич был сын очень скромного псковского помещика; в Псковском и в ближнем Торопецком уездах ютилось целое фамильное гнездо Нащокиных, которое шло от одного видного служилого человека при московском дворе XVI в. Из этого гнезда, захудавшего после своего родоначальника, вышел и наш Афанасий Лаврентьевич. Он стал известен еще при царе Михаиле: его не раз назначали в посольские комиссии для размежевания границ со Швецией. В начале Алексеева царствования Ордин-Нащокин уже считался на родине видным дельцом и усердным слугой московского правительства. Вот почему во время псковского бунта 1650 г. мятежники намеревались убить его. При усмирении этого бунта московскими полками Ордин-Нащокин показал много усердия и уменья. С тех пор он пошел в гору. Когда в 1654 г. открылась война с Польшей, ему поручен был чрезвычайно трудный пост: с малыми военными силами он должен был сторожить московскую границу со стороны Литвы и Ливонии. Он отлично исполнил возложенное на него поручение. В 1656 г. началась война со Швецией, и сам царь двинулся в поход под Ригу. Когда московские войска взяли один из ливонских городов на Двине, Кокенгаузен (старинный русский Кукейнос, когда-то принадлежавший полоцким князьям), Нащокин был назначен воеводой этого и других новозавоеванных городов. На этой должности Ордин-Нащокин делает очень важные военные и дипломатические дела: сторожит границу, завоевывает ливонские городки, ведет переписку с польскими властями; ни одно важное дипломатическое дело не делается без его участия. В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея. В 1665 г. Ордин-Нащокин сидел воеводой в родном своем Пскове. Наконец, он сослужил самую важную и тяжелую службу московскому правительству: после утомительных восьмимесячных переговоров с польскими уполномоченными он заключил в январе 1667 г. в Андрусове перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. В этих переговорах Нащокин показал много дипломатической сообразительности и уменья ладить с иноземцами и вытягал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и восточную Малороссию, но и из западной Киев с округом. Заключение Андрусовского перемирия поставило Афанасия очень высоко в московском правительстве, составило ему громкую дипломатическую известность. Делая все эти дела, Нащокин быстро поднимался по чиновной лестнице. Городовой дворянин по отечеству, по происхождению, по заключении упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», т. е. стал государственным канцлером.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Интересно примечание Л.А. Успенского к своим последним словам. В силу их важности приведем его полностью: «Как явствует из постановки вопроса иконоборцами и ответа православных, во время иконоборчества еще не было чина освящения икон. Для нас это обстоятельство представляет большой интерес, так как ответ православных имеет отношение к существующей у нас практике освящения икон . Нужно сказать, что чин этот у нас, к сожалению, не всегда понимается верующими правильно. Они часто приносят в храм картину с религиозным сюжетом, которая иконой ни в какой мере не является, и думают, что если священник ее освятит, то она от этого станет иконой. Но чин освящения не есть магическая формула, превращающая один предмет в другой : изображение, которое иконой не является, от освящения ею стать не может» . Сказанное справедливо не только для нашего времени, но и для прошлых веков. В XVII веке в русском иконописании и благочестии наметился острый кризис: свое иконописание приходило в упадок; началось повальное увлечение западным искусством («живописанием») – религиозной живописью и гравюрами. В Москве обычным делом стало приятие в качестве икон печатных изображений и освящение их по чину церковных вещей (!). Так, иконописец Оружейной палаты, теоретик живописи Иосиф Владимиров в послании (написано в 1656–1658 гг.), адресованном к коллеге Симону Ушакову, пишет: «Аще у своеземцев или у иноземцев видаем Христов и Богородичен образ добре выдрукован (напечатан. – Л.У. ) или премудрым живописанием написан , мы такия благодетельныя вещи паче всех земских вещей предпочитаем, и от рук иноземных любочестно искупаем , и приемлем Христово воображение на листах и на досках, любезно целующи. И по закону ко иереом таковыя иконы приносим, они же должными глаголы молебствуют и благословят Бога и образ Его освящают и водами святопетыми покропляют , якоже законописано во освящении церковных вещей » . Против этого безуспешно боролись русские патриархи Никон (1652–1666) и Иоаким (1674–1690) . Защитники указанных нововведений особо уповали на чин освящения иноземных изображений для их легализации в православном обиходе и литургической практике (т.е. для использования в храмах). Так, Иосиф Владимиров задает риторический вопрос, который комментирует Л.А. Успенский:

http://pravoslavie.ru/147643.html

исповедание веры польск. А. Среди наиболее известных А. этого периода можно назвать М. Чеховица, В. Шмальца, И. Крелля, Х. Остеродта, А. Вишоватого и др. В 1638 г. в Польше академия была закрыта сеймом, что стало началом гонений на А., а затем сейм принял постановление (1658) о том, что А. должны вернуться в лоно католич. Церкви или покинуть страну до 10 июля 1660 г., иначе им грозила смертная казнь. Многие изгнанники отправились в Трансильванию, др. крупный центр антитринитаризма. Наиболее влиятельным представителем А. в Трансильвании был Ф. Давид . Еще студентом Виттенбергского ун-та он обратился из католичества в лютеранство, а затем примкнул к реформатской церкви. Начиная с 1566 г. Давид начал открыто проповедовать антитринитарные взгляды. В 1568 г., в результате 10-дневных дебатов между сторонниками догмата о Св. Троице и А., он сумел убедить трансильванского кн. Яноша Жигмонда в истинности антитринитаризма. В результате в Тордской декларации (1568) А. были объявлены «разрешенной религией» наряду с католичеством, лютеранством и кальвинизмом, а в 1571 г. гос. собрание Трансильвании даровало им конституционное признание. Термин унитарии появился, вероятно, ок. 1571 г., к 1638 г. вытеснил А. и был официально признан в качестве названия конгрегации трансильванских А. Нек-рые польск. А. нашли приют в Нидерландах, где занимались активной издательской деятельностью - с 1656 по 1692 г. в Амстердаме была издана Bibliotheca Fratrum Polonorum, где были собраны произведения наиболее выдающихся социнианских авторов. Из Нидерландов социнианская лит-ра попала в Англию, где вскоре стали создаваться небольшие общины, исповедовавшие социнианские взгляды. В 1689 г. Акт о веротерпимости исключил англ. А. из числа дозволенных религий, но остановить распространение антитринитарных идей в Англии не удалось, и со 2-й пол. XVIII в. начался расцвет брит. унитаризма. Историю А. в Англии и США см. в статьях «Унитарианство» и «Унитаризм в Англии» . Лит.: Будрин Е. А. Антитринитарии XVI в. Каз., 1878-1889. Вып. 1-3; Wilbur E. M. A History of Unitarianism: Socinianism and its Antecendents. Camb., 1946; Wilbur E. M. A History of Unitarianism in Transylvania, England and America. Camb., 1952; Kot S. Socinianism in Poland: Social and Political Ideas of the Polish Antitrinitarians in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Boston, 1957; Williams G. H. The Radical Reformation. Phil., 1962; История Европы: В 8 т. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени (кон. XV - 1-я пол. XVII в.). С. 294-306. И. Р. Леоненкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115822.html

П. Большой Савёлов назван «Кормового дворца стряпчим» (РГАДА. Ф. 233. Оп. 1. Д. 64. Л. 257 об.-258)). Младший брат и полный тезка будущего патриарха И. П. Меньшой Савёлов, служивший в рейтарах в 50-60-х гг. XVII в., также фигурирует в приказной документации. Но хотя к нач. 50-х гг. оба брата Савёловы были рядовыми рейтарами, они имели разные поместные оклады: к лету 1651 г. старшему полагалось 200 четв. земли, младшему - 350 четв. И. П. Меньшой Савёлов, можайский дворянин «из выбору», во ввозной грамоте от 1 июня 1654 г. назван служилым человеком «рейтарского строю», тогда как И. П. Большой Савёлов осенью 1653 г. уже имел офицерский чин. После осени 1652 г. имя И. П. Большого Савёлова, стряпчего Кормового дворца, более не встречается в актах, запечатанных в Печатном приказе, в то время как его младший брат продолжал получать царские грамоты на землю и чины. Иван Меньшой Савёлов был произведен в ротмистры в дек. 1663 г., когда его старший брат уже принял постриг. Осенью 1653 г. И. П. Большой Савёлов в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика. С этого момента его служба в Кормовом дворце прекратилась и он оказался связан с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении к-рого находились офицерские кадры тех полков. В нояб. 1653 г. И. П. Большой Савёлов прибыл в пеший солдатский полк полковника Ю. Гутцова (Гутцина). Как следует из окладной ведомости «Имена начальным людем: капитаном, и порутчиком, и прапорщиком, которым дать государева жалованья кормовых денег на ноябрь, да на декабрь, да на генварь месяцы нынешнего 162-го году», на новой службе ему полагалось 3 р. 11 алтын «на месяц» (РГАДА. Ф. 210. Ст. Московского стола. Д. 867. Л. 293; ср.: Курбатов О. А. Организация и боевые качества русской пехоты «нового строя» накануне и в ходе Русско-шведской войны 1656-1658 годов//Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 174). В 1654 г. началась война между Россией и Речью Посполитой. 23 февр. полк Гутцова вступил в Киев и составил основу гарнизона города. Под 3 марта того же года в записную книгу Печатного приказа внесена царская грамота киевским воеводам князьям Ф.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Пространство Испании, царства Абд аль-Рахмана и Эмира аль-Муминина (да будет Бог ему в помощь!) – 16 градусов или 1100 миль 1646 ; это есть пространство государства по границам его. Земля эта жирна, изобилует реками, источниками, водоемами 1647 ; она есть земля хлеба, вина и елея; она богата плодами и всем приятным, имеет огороды и сады, производит все роды деревьев, плодоносных и шелководных и посему у нас много шелку. В горах и реках наших собирают много пурпуровых червей 1648 . Находятся у нас горы шафрана 1649 , разного рода рудники, золотые, серебряные, рудники красной меди, железа, олова, свинца, камней шаук 1650 , серы, мрамора, стекла 1651 . Производится у нас также то, что на Измаильском языке называется лулуун 1652 . Купцы и торговцы стекаются к нам со всех стран и дальних островов 1653 , из Египта и из других верхних (южных) стран 1654 . Привозят они ароматы и драгоценные камни; (страна наша) торгует с царями и князьями; (торгует она) всеми драгоценностями египетскими. Царствующий у нас царь собирает сокровища золотые и серебряные, также драгоценные вещи 1655 . Войско его многочисленно, как не бывало у прежних царей 1656 . Ежегодные доходы его, поступающие ко мне, составляют 100000 червонцев (золотых) 1657 ; это есть его доход от одних только иностранных купцов 1658 , чьи торговые дела, как и все до них касающиеся, идут через меня и по моим приказаниям (хвала Господу за его многие милости ко мне!) 1659 . Цари земли, слыша о величии и могуществе царя нашего, приносят ему дары и драгоценные подарки для снискания его расположения, как то: царь Ашкеназский 1660 , царь Гебалимский, то есть Аль-Саклаб 1661 , царь Кустантинии 1662 и другие. Через меня приходят эти дары и производятся соответствующие подарки 1663 (мои уста произносят хвалу Царю небес за то, что он склонил свои благодеяния на меня, не по моим заслугам, но по Своей милости). Всех этих посланников, приносящих дары, я постоянно расспрашивал о наших братьях, израильтянах, остатках изгнания, не слышали ли они (посланники) чего-нибудь о свободе (независимом состоянии) тех, которые томятся в рабстве и не находят отдыха, пока не уведомили меня посланники Хорасана 1664 , что существует государство еврейское, по имени Апь-Хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010