Построенный во образ Святой земли с храмом Гроба Господня и одновременно прообразующий Град Горний – Небесный Иерусалим, Воскресенский монастырь стал уникальным религиозным центром Российского государства, оказывавшим свое благотворное влияние не только на духовную, но и на интеллектуальную и культурную жизнь общества. Развивая традиции, заложенные патриархом Никоном, в истории русской духовной культуры он стал особо известен своим ученым монашеством: богословами, духовными писателями, проповедниками. Монастырская библиотека, основой которой стало собрание книг патриарха Никона (ныне Воскресенское и Синодальное собрание ГИМа), пополнялась вкладами царя, княжны Татьяны Михайловны, купцов, крестьян, монашествующих, затем выдающегося переводчика и богослова архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), епископа Сильвестра (Страгородского) и многих других. Монастырь исторически находился под управлением выдающихся людей своего времени, внесших огромный вклад в развитие как собственно богословской, так и светской науки, влиявших на характер церковно-государственных взаимоотношений, развитие монастыря. Если же посмотреть на историю бытования Воскресенского монастыря, то можно заметить, что в своих этапах она несет на себе отпечаток судеб и своего основателя, и своего прототипа. История обители разбивается как бы на несколько периодов. Первый период – 56–66 годы XVII века – проходил под руководством и при непосредственном участии патриарха Никона. В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с соответствующим топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 году куплены деревня Сафатова (ставшая селом Воскресенским), деревня Котельникова (переименована в село Вознесенское); в 1657 году – деревня Микулино (село Преображенское), пустошь Зиновьева (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 году построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный резной крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Новодевичий Вифанский монастырь и устроена церковь Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен патриархом Никоном в 1666 году, а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима). С 1658 по 1662 год в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богородицы; построен скит – отходная Богоявленская пустынь. В 1660 году выкопаны колодцы, пруд напротив патриарших келий. В 1665 году сооружены деревянная ограда монастыря, патриаршие палаты и больничные кельи, шло строительство дома для паломников, конюшенного двора. К 1666 году монастырь был сформирован как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные. В период с 1656 по 1666 год в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками, бельцами и слугами – около 400, в дальнейшем – около 100; в течение следующих веков – от 70 до 120 человек.

http://pravoslavie.ru/31237.html

В окт.-нояб. 1652 г. А. Г. вместе с Патриаршим келейным старцем Зосимой ездил в Новгород для покупки «на Патриаршие келейные деньги» греч. и лат. изданий и греч. рукописей. Параллельно с переводческой деятельностью в 1653-1655 гг. А. Г. возглавлял греко-лат. школу, находившуюся в Московском Кремле, «близ Патриаршего двора». Вероятно, одновременно (не позже 1654) А. Г. стал справщиком Печатного двора и возглавил исправление книг. На первых порах он получал обычное максимальное жалованье в 50 р., в мае 1656 г. оно было повышено до 70 р. (с доплатой за прошедшие годы). До 1660 г. А. Г. расписывался первым среди справщиков в получении жалованья, позднее переместился на 2-е место (с сохранением суммы), что отражает изменение отношения к нему властей в связи с делом Патриарха Никона. Периодически А. Г. получал также из Патриаршего Казенного приказа писчие материалы и доплату за переводы. Большинство переводов выполнено А. Г. с греч. печатных изданий XVI-XVII вв. Для сб. «Скрижаль» (М., 1655-1656), одного из основных памятников никоновской церковной реформы, А. Г. перевел «Предзрение главизное... собранное от Иоанна, иерея Нафанаила», слово Дамаскина Студита «В поклонение честного и животворящего Креста», «О знаменовании соединяемых перстов» Николая Малакса . Для «Анфологиона» (М., 1660) А. Г. были переведены, как это видно из предисловия, жития вмч. Феодора Стратилата, прп. Алексия, человека Божия, и вмц. Екатерины, а также четверостишия («четверострочия») свт. Григория Богослова (снабженные толкованиями А. Г.) и «Главизны о любви» св. Максима Исповедника. Предполагается, что А. Г. активно редактировал др. тексты, включенные в этот сборник. Образцом для московского «Анфологиона» послужил одноименный сборник житий, составленный Агапием Ландом (Венеция, 1644), перевод жития прп. Алексия восходит к этому изданию. А. Г. выполнил также перевод «Слова благодарственного о мантии» Паисия Лигарида , митр. Газского (не опубликован). По нек-рым сведениям, к 1656 г. А. Г. подготовил перевод Требника, дополненного новыми чинопоследованиями (возможно, использован в издании М., 1658). В 1655 г. А. Г. приступил к переводу Хроники Дорофея , митр. Монемвасийского (Венеция, 1631). К моменту опалы и вторичной ссылки на Соловки (1662) А. Г. перевел большую часть текста (в записи на принадлежавшем ему экземпляре греч. издания - РГАДА. Ф. 1251. 3082 - упоминается об изъятии вместе с печатной книгой 79 тетрадей перевода, т. е. свыше 600 л.); перевод был закончен и отредактирован к 1666 г. Дионисием Греком (Ивиритом) (издание не осуществлено). В 2 списках этого перевода (ГИМ. Син. 907 и РНБ. F. IV. 574) часть текста написана рукой А. Г. Для переводческой манеры А. Г. характерны дословность и буквализм (переводчик часто транслитерирует греч. термины, отсутствующие в церковнослав. языке), местами сильно затрудняющие понимание.

http://pravenc.ru/text/76284.html

войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Москва в первый раз огласилась греческими напевами с прибытием в неё греческого иеродиакона Мелетия, а потому и сам греческий распев в России носит ещё название Мелетиева перевода. Мелетий, по отзыву соотечественника и друга его митрополита Паисия Лигарида, „учёнейший“ иеродиакон цареградского патриарха Парфения, прибыл в Москву как искусный певец по приглашению царя Алексия Михайловича в 1655 и с 1656 до 1659 года учил греческому пению как государевых певчих, так особенно патриарших певчих дьяков и подъяков, которые ему вверены были в это время патр. Никоном в полном их составе. Между тем с прибытием в Москву в разные годы разных восточных святителей прибывало туда в качестве их свиты немалое количество и других природных греческих певцов, которые знакомили москвичей с подлинным греческим пением путём практическим при самом богослужении. Так с Антиохийским патр. Макарием прибыли туда „греческие старцы“, которые затем 27 мая 1656 года при освящении им на новоустроенном патр. Никоном на Московском подворье Иверского монастыря церкви и затем на литургии, совершенной тем же Макарием и патр. Никоном, все читали и пели только по-гречески. С этого времени и патриаршие певчие дьяки и священнослужители Москвы познакомились с греческим пением так, что по временам, в особо торжественных случаях, и сами пели по-гречески. Так в 1656 г. при встрече патр. Никоном и проводах государя крестным ходом в царские хоромы певчие дьяки в продолжение всего пути и в царских хоромах пели по-гречески. В 1657 г. сентября 5 при служении патр. Никона в Чудовом монастыре канон на молебне пели протопопы по-гречески, а за всенощной тропарь и седальны воскресные певчие дьяки и поддьяки – по-гречески. Сентября 14 в Успенском соборе при воздвижении креста патр. Никоном певчие пели и по-славянски, и по-гречески. Октября 1 во время крестного хода из Успенского собора в Покровский монастырь, в присутствии патриарха и царя, некоторые песнопение певчие пели по-гречески. Декабря 25 на праздник Рождества Христова канон пени певчими дьяками по-гречески. В 1658 г. во время служения патр. Никона даже в придворных церквах 12 января и 2 февраля канон за всенощной певчие пели по-гречески 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда. Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г. http://volokblag.ru Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Казанове. Село Казаново в конце XVI ст. принадлежало боярину Степану Васильевичу Годунову; от него по данной 1596 г. оно перешло к жене Ивана Петрова сына Невежина, вдове Пелагее, потом к ее дочери Аксинье. В селе находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом праведного Евдокима, которая была уничтожена в начале XVII ст., вероятно, от литовского разорения. Когда и кем она была построена – неизвестно. В 1625-26 гг. Казаново, названное сельцом, с находившимся в нем церковным местом Рождества Богородицы по писцовым книгам Рузского уезда в волости Юрьевой слободе состояло за стольником Алексеем Ивановым сыном Полевым, по жалованной грамоте 1626 г., что ему досталось от матери его Аксиньи. В дозорных книгах пустовых церковных земель Рузского уезда 1628 г. описано: «в сельце Казанове был храм Рождества Пречистой, да придел праведного Евдокима в вотчине Алексея Полева, где был двор попов и причетников церковных дворцы и огороды…».

http://sobory.ru/article/?object=09752

Здесь он проявил себя как типичный представитель московской дипломатии - малоинициативный, запоздало реагирующий на быстро меняющуюся обстановку. Не проявил О. и должной проницательности, поверив в искренность обещаний польск. стороны избрать царя наследником Яна II Казимира. В результате зашедшие в тупик переговоры завершились подписанием 24 окт. 1656 г. не мирного «докончания», а Виленского перемирия, которое позволило Речи Посполитой преодолеть последствия «потопа» и позднее возобновить войну с Русским государством. Изменившаяся в 1658 г. не в пользу Русского гос-ва международная обстановка побудила царя срочно искать мира со Швецией. Предварительные переговоры в авг. 1658 г. в Москве были поручены О., к-рому удалось добиться заключения соглашения о прекращении военных действий. В том же году в Вильно возобновились переговоры с комиссарами Речи Посполитой, главную роль на них играли О. и думный дьяк Алмаз Иванов. Несмотря на ряд уступок с рус. стороны, переговоры приняли затяжной характер. В вопросе о принадлежности Украины рус. великие послы проявляли твердость и не шли на уступки (позднее подобная неуступчивость О. привела к его замене А. Л. Ордин-Нащокиным, подписавшим Андрусовское перемирие 1667 г.); отклонили они и требования польск. стороны о возвращении части белорус. земель. В результате неуступчивость сторон привела к срыву переговоров. С 50-х гг. XVI в. за О. прочно закрепилось первенство в Боярской думе и при дворе. На новолетие (1 сент.) он традиционно поздравлял государя от имени думных чинов, председательствовал в Боярской думе и в боярских комиссиях, царь поручал ему щекотливые дела, к-рые требовали участия наиболее авторитетных лиц. В июле 1663 г. О. по поручению царя Алексея Михайловича расследовал донос Р. Ф. Боборыкина, стремившегося вернуть свои вотчины, проданные Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова ставропигиальному мужскому монастырю , на патриарха Никона. Боборыкин обвинял опального патриарха в том, что во время литургии в Новоиерусалимском мон-ре он произнес проклятия в адрес царя и его семейства.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) † неизвест. Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митр. Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 Иосиф (Солтан) епископ, упоминается с 1502 по 1509 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин) епископ с 1509 по 1514 лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвест. Смоленская и Брянская С 1515 года Иосиф епископ, рукоположен с 15.02.1515 † 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин) епископ, рукоположен с 20.02.1536 по 1538 † неизвест. Гурий (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое: † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 17.03.1555 † 28.07.1567 Феофил (Филофей) епископ, упоминается в 1568,1569 † неизвест. Сильвестр епископ, рукоположен с 1572 архиепископ с 1589 до 1592 † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 6.03.1592 † возможно, январь 1605 Сергий архиепископ, упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен † после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Исаия (Копинский) архиепископ, бывший еп. Перемышльский и Самборский с 1628 епархией не управлял с 18.11.1631 митр, Киевский, Галицкий и всея Руси Авраамий архиепископ, рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиеп. Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Авраамий архиепископ, бывший архиеп. Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 † неизвест. Лаврентий архиепископ Тверской и Кашинский с марта 1655 по декабрь 1655 временно управлял с 13.03.1656 рукоположен во еп. Полоцкого и Витебского с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет архиепископ, бывший архиеп. Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое: † 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ, рукоположен с 9.04.1671 по 1676 митр. Сарский и Подонский Симеон (Милюков) архиепископ, рукоположен с 9.04.1676 митрополит с 1.09.1681 † 4.01.1699 Сильвестр (Черницкий) митрополит, рукоположен с 25.03.1699 † 5.06.1706 Сильвестр (Крайский) митрополит, бывший архиеп. Холмогорский и Важеский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

25 июля 1652 года митрополит Никон торжественно возведен в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием († 1656) и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого государя. С весны 1653 года патриарх Никон при поддержке царя начал проведение в жизнь задуманных им церковных реформ. В 1654 году созвал Собор, признавший необходимость исправления церковных книг. В 1656 году вторично созвал Собор с участием патриархов Антиохийского Макария и Сербского Гавриила. Этот Собор одобрил новоисправленные книги и постановил ввести их по всем церквам, а старые книги сжечь. 10 июля 1658 года всенародно отрекся от патриаршей власти и удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства. Дело патриарха Никона было передано на суд Вселенских патриархов. 12 декабря 1666 года на Соборе в Москве осужден, лишен сана и простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1676 году переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году после многочисленных прошений получил разрешение от царя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но не доехал до места и скончался около Ярославля в дороге 17 августа 1681 года. Разрешительные грамоты патриархов не застали его в живых. Погребен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под «Голгофой». Патриарх Никон – великая (хотя и не всегда безупречная) личность в истории Русской Церкви. Человек с блестящим умом, с необыкновенной энергией духа, с неутомимой деятельностью, непоколебимой твердостью характера, замечательным даром слова, в то же время был суров до излишества, взыскателен, горд, высокомерен и чрезмерно властителен. Все время своего недолгого патриаршества Никон посвятил трудам и заботам по исправлению богослужебных книг, согласованию обрядов Русской Церкви с обрядностью Греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Книге большого чертежа, писанной в 1627 г. для чер­тежа, составленного «давно при прежних Государях», читаем: «А Лопань пала в Харкову, а Харкова пала в .Уды». В другом месте показано и место, где р. Харькова впала в Уды. «Выше Донецкаго городища, с правой стороны впала в Уды р. Харкова от городища с версту» (Книга большого чертежа 14. 32. Изд. Спасского. М., 1846 г.). Следователь­но, название р. Харковы известно было еще тогда, как су­ществовал городок Донец, т. е. в XII в. Отселе понятно, что г. Харьков получил название от р. Харковы, как г. Слеш-ня от р. Слешни, г. Лебедин по озеру Лебедину, и что из­вестие, будто г. Харькову дал свое имя первый поселенец казак Харько, несправедливо. Впрочем, о времени населе­ния г. Харкова черкасами доселе не отыскано документов. Самые старые документы, относящиеся до г. Харькова в архиве губернского правления, относятся к 1658 и 1663 г. В этом последнем году дана была выписка из межевых книг о размежевании земель между черкасами г. Харькова, Зми-ева, Чугуева, Валок и села Липец. По бумагам Чугуевского архива, Харьков видим с 1656 г. (см. о Чугуеве примеч. 181, 42). Указ от 23 мар. 1656 г. Чугуев. воеводе Сухотину: «По нашему указу велено быти на нашей службе в чугуевском уезде для городоваго строения в Змиеве Якову Хитрово, в Харькове воину Селифонтову и велено им тех городов Зми-евских и Мохначевских и Печенежских и Харьковских и Хорошевских Черкас ведать во всем, а тебе – тех Черкас ведать ни в чем не велено... А будет тебе на Чугуеве... про приход... Татар учинятся вести... и ты б... ссылаясь с Яковом Хитрово и с воином Селифонтовым... сообча за один... новые городы Змиев и Харьков и тех городов служилых людей Черкас от Татарския войны заступил и в плен и в расхищение не вы­дал». Собр. зак. Т. 1. 175. Сл. ст. о Хорошеве. Город Харьков ХРАМЫ Ныне в трех частях города 12 приходских церквей. В средней: соборная Успенская, Троицкая, Ни колаевская, Крестная, Рождества Богородицы. За Лопанью: Благовещенская, Рождества Христова, Димитриевская. За р. Харьковом: Воскресенская, Архангельская, Вознесенская и Иерусалимская (вновь строящаяся). Кроме того, в Харькове 10 домо­вых церквей и 2 кладбищные. Домовые церкви: в университете, в семинарии, в духовном учили­ще, в институте благородных девиц, в 1-й гим­назии, во 2-й гимназии, у единоверцев, в тю­ремном замке, в обществе благотворительном, в Приказе призрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010