Вотчинные крестьяне платили гос. подати и монастырский оброк, кроме того, выполняли монастырские повинности в форме заготовки и поставки леса, бревен, теса, досок, сена, дров, угля; строили каменные и деревянные здания. Среди наемных работников К.-О. м. документы XVII в. упоминают лесосеков, дровосеков, сплавщиков леса, возчиков, косарей, землекопов, плотников, каменщиков, кирпичников, солеваров, «лодейного и цренных» мастеров (Там же. Л. 8-15). Оплата труда наемных рабочих производилась деньгами, реже - натурой. Напр., крестьянам Порожской вол. на Онеге за сплав леса платили по рублю за 100 бревен, а землекопы и плотники, строившие монастырский собор в 1658 г., получали по алтыну в день. Житель Мудюжской вол. Семен Власов подрядился сделать 100 ведер за 38 алтын 2 деньги и 100 скамеек за 1 р. 20 алтын. В 1660-1670 гг. положение вотчинных крестьян ухудшилось из-за введения медных денег. Как следует из челобитной архим. Феофана царю, в 1667 г. крестьяне более чем 20 волостей и деревень отказались платить «денежные и всякие оброки и подати царские и монастырские» и «изделий никаких не делают» (Там же. Л. 12). В 1673 г. крестьяне приходили в К.-О. м. и говорили «недобре вежливо», чтобы им «монастырской страды не страдать и за всякие взносы и сделья платить по 2 р. с выти вместо прежних 10». Для расправы с бунтовщиками был послан дворянин со стрельцами. Выступления крестьян усмиряли и при помощи монастырских стрельцов, к-рых набирали из населения вотчин; они получали монастырское жалованье ( Иванов. 1899. С. 34, 36). К.-О. м. «имел крестьян более даже, чем имела в то время знаменитая Соловецкая обитель» (Крестный монастырь. 1894. С. 15). Вотчинные земли простирались в Поморье по Онежскому берегу, а также вдоль р. Онеги - от низовьев до среднего течения. Благодаря поддержке царя Алексея Михайловича и покровительству патриарха Никона К.-О. м. стал крупнейшим землевладельцем. В 1656-1657 гг. обители были переданы в качестве вотчинных земель территории в Поморье и по р. Онеге, в Каргопольском и Турчасовском уездах.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Иоанна Златоуста (1664), Октоих, Псалтирь (1666). О том, что основой для никоновской книжной справы стали сверенные с греч. образцами югозападнорус. издания, свидетельствуют ковычные, т. е. корректурные, экземпляры изданных в Москве книг: корректурный экземпляр Служебника 1655 г. представляет собой стрятинский Служебник 1604 г. (РГАДА. Ф. 1251. 852/2), в основу Постной Триоди 1656 г. были положены киевские Триоди 1627 и 1648 гг. (Там же. 1025/2), корректурной книгой Цветной Триоди 1660 г. была киевская Триодь 1631 г. (ГИМ. Син. 323). При издании Требника московские справщики воспользовались киевским Требником 1646 г., сверяя его с греч. изданием (корректурные экз.: РГАДА. Ф. 1251. 978/2; Ф. 381. 1803; ГИМ. Син. 308). Московское издание «Книги о священстве» 1664 г. основывается на львовском издании 1614 г. При необходимости в сложных случаях осуществлялась непосредственная сверка с греч. текстом, подтверждаемая пометами писцов (напр., в ковычном экз. Служебника 1655 г.: «В греческом сего несть» (л. 13-13 об.), в корректурном экз. Требника 1658 г.: «Посмотреть в греческом» (л. 214), «со греческого» (л. 4)). Мн. московские издания 50-60-х гг. XVII в. (в частности, Библия) содержат написанные Е. предисловия. С Е. связано возобновление проповеди в Московской Руси, совершившееся по благословению патриарха Никона. Перу ученого монаха принадлежит более 50 поучений, большая часть к-рых была произнесена в церкви. Известны сборники поучений Е., напр.: ГИМ. Син. 597 (автограф Е.), 483, 716 (кон. XVII в.) и др. Среди сочинений Е.- Слова на праздники и памяти святых, поучения на евангельские чтения, Слово к иереям, Слово к монахам, Слова «на погребение архиерея» и «на погребение властелина», «Чин боголепный», «Пытайте писания» и др. Пространное Слово «О учении греческого писания» обращено против «ненавистников» просвещения, понимаемого автором как изучение греч. языка и текстов (опубл.: Ундольский. 1846; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 202-203). В Слове «О милости» (ранее приписывавшемся Евфимию Чудовскому; публ.: Слово чудовского инока Евфимия о милости.

http://pravenc.ru/text/190087.html

Конечно, эта европеизация московской жизни происходила не так стремительно, как при Петре, но быстрота петровских начинаний стала возможной через следующие сорок лет именно потому, что при царе Алексее Михайловиче уже произошли большие психологическо-культурные сдвиги, Запад приблизился к Москве, а старый быт начал отмирать в кругах высшего московского общества. Эти перемены затрагивают верхушку аристократии и двор, часть дворянства и даже часть иерархии; недаром Аввакум в начале 1670-х годов насмешливо писал про передового, но вдумчивого церковного иерарха митрополита Илариона Рязанского, высмеивая его увлечения модой. “В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя на подушке, расчесав волосы, что девка, да едет выставя рожу по площади, что бы черницы-ворухи унеятки любили”, — писал Аввакум и обвинял его в пристрастии к западным винам — ренским и Конечно, большинство населения и духовенства все еще живет по преданиям старины, которую правительство изредка поддерживает отдельными декретами. Игры скоморохов по-прежнему запрещены, население снова получает предупреждения против иностранцев-безбожников, запрещается торговать табаком, предписывается регулярная исповедь. В 1660 году, видимо, вспоминая сороковые годы, власти напоминают, что единогласие должно строго соблюдаться и что население обязано посещать церкви во время Но это только отголоски старых мероприятий, введенных еще во времена боголюбцев и начала патриаршества Никона, и неоднократное повторение этих советов и запретов только свидетельствует, что, несмотря на все строгости 1645—1656 годов, процесс ослабления влияния церкви упорно продолжается. Да как и могло быть иначе, если сам царь надевает польское платье, зовет во дворец заморских актеров, которые, по всей вероятности, были еще менее церковны, чем русские скоморохи, а сама патриаршая власть подрывает уважение к церкви и богослужению, высмеивая и даже предавая анафеме дорогие старому русскому сердцу перстосложение и обряды. Восемь лет патриаршего междуцарствия (1658—1667) оставили церковь без иерархического руководства, и место Никона теперь фактически занимает царь, все больше и больше вмешиваясь в окормление русского православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439535/

Серафим , в 1814–19. Евгений Бажанов 1819 перев. из Симбирского Покровского, а 1824 – в Костромский Богоявленский. Иоанникий , 1825–29. Палладий , 1829–30. Иона , из ректоров Пермской семинарии, в апр. 1830–36. Евфимий , 1836–1841. Венедикт в 1842 перев. из Волховского Троицкого, а 1851 – в Харьковский Спасо-Преображенский. Порфирий , 1852–54. Паисий , 1855–64. Димитрий Потехин , 1865–69, перев. из Еврейского монастыря. 2 Троицкий, а в начале Спасо-Преображенский, в Тюмени, основан в 1616 г.; ныне 3-го класса. [VI, 461.] Строители Сергий , 1655. Феоктист , 1657–63. Адриан (игум.) 21 янв. 1669. Архимандриты Антоний , 1680. Герасим , 1701. Исаак , 1704. Геннадий , 1719. Даниил † 17 … Димитрий , 1735, предан суду. Зиновий , 1737–1743. Порфирий † после 1748. Михаил , 1751 (Миткевич 1755–1758, перев. в Знаменский?). Софроний , 1765–76. Феодосий 1777 перев. из Верхотурского Николаевского; до 1780. Игум. Никодим , 1786–88. Архим. Маргарит , 1802–8. (1811–14 вакансия). – Евграф 4 июня 1814 перев. из Задонского, а 19 дек. уволен на покой. – Амвросий , 1815–36. – Владимир , 1836–69. 3 Алексеевский, в Томске, основан в XVII веке; ныне 3-го класса. [VI, 409.] Строит. Исаия , 1660–70. Архимандриты Варлаам , 1667–73 игумен; 1674–1688 архим.; 11 июля 1690 перев. в Еврейский. Савватий , 1706–8. Василид , 1714. Порфирий , 1726–38. Лаврентий , 1738 и 39. Феодосий , 1760–70, перев. в Верхотурский Николаевский. Игумены Нафанаил , 1770–75. Виктор , 1777–80. Архимандриты Феофилакт , 1807–16. Иероним , 1818–29. Иоанникий , 1830–36. Амфилохий , 1836–39. Виктор , 1840–64. (В 1865 и 1866 гг. вакансия.) 4 Спасский, в Енисейске, основан в исх. XVI века; ныне 3-го класса. [IV, 87.] Сгорел 1871 г. Игумены Варлаам , 1638–44. Леонид , 1656 и 57. Строители Адриан , 1651 в июле и сент. (sic) 1661. Дионисий , 1658. Кирилл , 1663–66. Леонтий , 1672. Архимандриты Герасим , 1674. Адриан , 1677 и 78. Матфей , 1679–83. Гавриил , 10 мар. 1704. Даниил , 1713 и 14. Пахомий , 1721. Димитрий Смяловский , 1737–48, после † ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор 1656 г. был, так сказать, последним официальным актом в деле исправления книг и обрядов, который совершился при патриаршестве Никона. Таким образом, период этот продолжался не более четырех лет, которые можно считать предысторией русского раскола,— тогда определилось отношение к нему в Русской Церкви, тогда же появились и первые приверженцы раскола. Если обратить внимание на самых первых противников реформ, то мы увидим, что почти все они вышли из среды белого, то есть приходского, не монашеского, духовенства, лишь епископ Павел Коломенский принадлежал к монашеству. Вообще, можно сказать, что мероприятия Никона были делом, затронувшим узкие круги, в основном московское духовенство. Широкие массы народа, духовенства и монашества свое несогласие выражали пока очень неопределенно. Никон все еще был в зените своего могущества, но, когда в судьбе его произошел перелом, движение протеста против реформ начало шириться, раскол рос и в самых удаленных уголках Московского государства, отчасти это вызвано было тем, что некоторые противники реформ Никона покинули Москву и стали вести по всей стране пропаганду против реформ. 10 июля 1658 г. Никон добровольно и самовластно оставил патриарший престол и уехал из Москвы, так de facto кончилось его управление Русской Церковью. В этом его поступке отразилось все своеволие его натуры. Впрочем, действие, которое Никон задумал совершить для укрепления своей власти и улучшения отношений с царем Алексеем, оказалось ударом против него самого. Этот поступок не был следствием происходившего в последние два года охлаждения его отношений с царем, это было скорее следствием или прямым проявлением воззрений Никона на взаимоотношения между светской и духовной властью . Оставив кафедру патриарха, Никон изъял себя из дальнейшей истории исправления книг, но не из истории русского раскола. Можно даже сказать, что тень Никона и его деяния не давали покоя его противникам, желавшим видеть в нем антихриста или предтечу антихриста, появилось множество сочинений, предметом которых была даже не деятельность, а личность Никона . Размолвка с царем значительно ослабила положительные стороны его реформ по исправлению книг и в некотором смысле способствовала усилению раскола .

http://sedmitza.ru/lib/text/436642/

Упорно проводя в жизнь идею о том, что «священство выше царства», Никон всячески стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней государственно-экономической значимости Русской Церкви как законной преемницы византийской святости. Монументальным символом этого великолепия стал основанный им в 1656 г. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой (ныне — в г. Истра). Огромные имущественные ценности, собранные Никоном ради «величия и лепоты церковной», умножили число его врагов. Не желая делиться властью (а по сути — уступать ее Патриарху), царь в итоге резко разошелся со своим былым любимцем. Рассерженный Никон, объявив о том, что оставляет Патриаршество, в 1658 г. удалился в Новый Иерусалим. В 1664 г. он попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно. Архиерейский Собор, на котором присутствовали Иерусалимский и Антиохийский Патриархи, в 1666 г. подтвердил правоту никоновских реформ, в то же время лишил их инициатора Патриаршего сана и архиерейства. Причем главным обвинителем на Соборе выступил сам государь Алексей Михайлович. Собор вернулся к «равночестному» симфоническому распределению монаршей и первосвященнической функций, постановив, что царь имеет первенство в мирских делах, а в удел Патриарху отдается только духовная жизнь государства. В пику Никону в Русской Церкви провозглашалась верность соборным принципам управления. Собор подтвердил, что Патриарх не является единовластным управителем Церкви, а лишь первым среди равных епископов. Так архиереи и государь ответили  на попытки Никона усвоить Патриаршеству статус высшей и никому не подсудной на Земле инстанции,в некоторой степени напоминающей римское папство. Никону, сосланному под надзор в Ферапонтов монастырь (а затем переведенному в Кирилло-Белозерский), новый царь Феодор Алексеевич разрешил вернуться в столицу лишь в 1681 г.; попутно начались переговоры и о возможности его восстановления в прежнем святейшем достоинстве. Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681 г., Никон был погребен в Новом Иерусалиме по Патриаршему чину.

http://patriarchia.ru/db/text/18770.html

Л. 33 – 32 «Прощение кто прося согре//шением... в тя согрешшим»... – Ср.: Лк. 17:3 . Л. 32 ..оставление дается противу оставлению... – Ср.: Лк. 6:37 (см. также: Мф. 6:14 ). «Якови бываем... и той Господа Бога себе». – Ср.: Мф. 7:12 (см. также: Лк. 6:31 ). По отшествии вашего болярина князя Алексея Никитича с товарыщи... – Алексей Никитич Трубецкой, боярин, князь прославился при царе Алексее Михайловиче как замечательный дипломат. О нем известно, что с 1629 г. он был воеводой в Тобольске, с 1633 г. – в Астрахани, в 1642 – 1646 гг. – в Туле. Особенно отличился он в деле присоединения Малороссии к России; отличался храбростью в военных делах. За заслуги перед отечеством пожалован городом Трубачевском и поименован титулом «Державца Трубачевского». Впоследствии, не желая отдавать свои владения потомству князя Юрия Никитича, отказал Трубачевск своему крестнику Петру Великому. Умер иноком под именем Афанасия в 1680 г. – Брокгауз, Ефрон 1901, 918. В московских боярских книгах А.Н. Трубецкой упоминается как дворянин московский с 1627 г., как боярин с 1646 г. – Указатель 1853, 418. С патриархом Никоном князь А.Н. Трубецкой был знаком лично и неоднократно участвовал в различных мероприятиях совместно с ним. Так, 25 июля 1658 г. в день посвящения Никона в патриарха всероссийского во время обеда в Грановитой палате, по этому случаю устроенного царем Алексеем Михайловичем, Никон вставал из-за стола и ездил вокруг Кремля на «осляти»; «осля» под патриархом водили бывшие с ним за столом бояре – князь Федор Куракин, князь Юрий Долгорукий и князь Алексей Трубецкой, а также окольничие – князь Дмитрий Долгорукий и Прокопий Соковнин – Гиббенет 1,9 – 16.29 апреля 1656 г. патриарх Никон совершал в Успенском соборе молебствие, отпуская воевод на государеву службу – А.Н. Трубецкого с товарищами – Голубцов 1908, 253. 10 июля 1658 г., когда патриарх Никон, решив оставить патриаршую кафедру, находился на последней службе в Успенском соборе, к нему от царя для переговоров был послан князь Алексей Трубецкой (в послании к константинопольскому патриарху Дионисию Никон писал, что с А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот строки из жалобы 1643 г.: «Несмотря на то, что мы большими платежами налогов ежегодно выкупаем наше хозяйство, многие безжалостные люди приобретают наши участки и дома … и, получив нас от государства покупкой или иными способами в своё владение, совершенно не удовлетворяются тем, сколько должно получать от нас государство, а мучают и изнуряют нас сбором подарков и повседневной подёнщиной и всякими другими насилиями, вследствие чего мы вынуждены покидать свои насиженные места и отцовское наследство». Вдобавок ко всему начавшееся закрытие и уничтожение православных церквей и монастырей, только усилили отток карельского населения в Россию. Переселение карел проходило в два этапа, первый начался в 1617 и закончился в 1655 гг., во время Русско – Шведской войны начался второй этап переселения (16561658 гг.), который закончился почти полным переселением карел в Россию. Оставшаяся часть карел продолжала твёрдо хранить устои православной веры и связи с Россией. В переписной книге Ивана Колычева и Якова Фёдорова за 1646 г. значится значительное число карел, живущих на помещичьих землях. По переписной книге 1650 г. у 24 помещиков владели 78 карельскими деревнями (всего 333 двора). Но чаще земли на которые приходили карельские крестьяне были государевыми, или иначе - дворцовыми. Переселенцы получали льготы от государства, денежную и хлебную ссуду. В 1659 – 1662 гг. в дворцовые села переселились 1600 семей, в Осечинской волости – 1340 семей, в Егорьевском погосте – 122 семьи, в Никольском погосте 107 семей и т.д. Сохранившиеся записи и акты указывают на появление карел в слободе Толмачи в 1636 – 1665 гг. По данным переписи 1663, 1668 гг. в Бежецком, Новоторжском, Ярославском и Угличском уездах значилось 273 деревни с 1605 дворами карельских переселенцев. В 1669 г. в Бежецком уезде значилось 152 деревни с 900 дворами, в Новоторжском – 32 деревни с 241 двором. Карелы были приняты местным населением, русский народ всегда терпимо относился к любым соседям, и вскоре карелы и русские стали братьями не только по вере, но и по крови. Карелы нашли в Тверской губернии вторую родину. Такой землёю была и Козловская сторона, история которой с этих пор навсегда оказалась связанной с карельским народом.

http://sobory.ru/article/?object=10563

Ко времени, когда Фокс начал служение странствующего проповедника, в Норт-Мидленде и на северо-западе Англии уже существовали религ. группы, к-рые собирались без пастора и проводили богослужения в молчаливом ожидании «внутреннего озарения». На момент возникновения движения К. в брит. обществе насчитывалось ок. 300 народных сект и религ. течений, каждое из которых выдвигало собственные вероисповедальные и социальные доктрины. После реставрации династии Стюартов большинство из этих групп прекратили свою деятельность, и только квакерское движение оказалось единственным направлением нонконформизма, сохранившимся как учение и орг-ция. Первая волна проповедничества и период гонений Строгое следование принципам своей веры влияло на внешний вид К., их обычаи и поведение. Исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы перед представителями высшего сословия и кланяться вельможам. Следуя наставлениям Нагорной проповеди (Мф 5. 34-37), они отказывались давать клятву верности в судах и приносить присягу. Они даже пытались повлиять на политическую жизнь: Фокс и его сторонники неоднократно обращались с призывами к парламенту, в 1656 г. Фокс предложил О. Кромвелю сложить венец протекторской власти к ногам Иисуса. Это был вызов иерархической структуре и политическому устройству общества. Представители светской власти, а также католики и англикане враждебно относились к «друзьям истины». Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Собрание квакеров в Лондоне в 1809 г. Гравюра. Нач. XIX в. Преследования К. характерны для всего XVII в.: и для времени Республики, и для периода Протектората Кромвеля (1653-1658), и после реставрации Стюартов. Между 1650 и 1687 гг. ок. 13 тыс. К. были заключены в тюрьмы, 198 сосланы на каторгу, 338 умерли в местах заключения или скончались от полученных во время избиений ран ( Gillman. 1997. P. 46). После прихода к власти кор. Карла II в кон. мая - нач. июня 1660 г. Фокс был арестован и посажен в тюрьму в Ланкастере как «подозреваемый в том, что является постоянным нарушителем мира в обществе, врагом королю и главным зачинщиком квакерской секты и за то, что вместе с другими такими же, как он, фанатиками недавно попытался поднять восстание и ввергнуть все королевство в кровопролитие» ( Fox.

http://pravenc.ru/text/квакеры.html

На страницах греческих и наших служебников тот и другие продолжали сохранять полную самостоятельность и независимость. В начале служебников обыкновенно помещался Чин, за ним следовали вечерняя и утренняя молитвы и т.д. Эти части продолжают сохранять то же положение и в XVII веке, в наших первопечатных служебниках как Московской, так и других типографий. Даже в служебниках, исправленных несомненно при патр. Никоне, как напр. в служебниках 1655 9 , 1656, 1658 и др., „Устав» и молитвы сохраняют свои первоначальные места и стоят совершенно особняком. При этом нужно заметить, что текст „Устава» в древнейших рукописях и первопечатных служебниках значительно разнится от текста в нынешнем Служебнике, в который этот текст вошел с 1699 года. Такая ненормальность скоро же была замечена в Греции и там постарались слить текст Устава с молитвами. Впрочем сначала это было сделано только по отношению к чину литургии, но впоследствии в конце XV и в начале XVI века чины вечерни и утрени тоже были слиты со своими молитвами. Однако это слияние было сделано крайне неопытною и неумелою рукою. Принявший на себя эту обязанность, не зная куда разместить утренние молитвы, вследствие утраченных над ними надписей, поместил их, кроме молитвы на главопреклонение, в одном месте, указав время их чтения на шестопсалмие, как время когда, по его соображению, священник был вполне свободен. Иерусалимский Типикон принял это указание на свои страницы, хотя излагает его несколько иначе 10 , чем наш славянский современный Типикон. В славянском Служебнике 1699 года молитвы утренние и вечернии представляются уже слитыми со своими чинами, но в то же время оставлен неприкосновенно в начале Служебника и самый „Устав» Филофея, текст которого с этого времени печатается почти без всяких изменений до настоящего времени. Время чтения молитв и в этих служебниках, как и в греческих указывается на шестопсалмие. Этим то неправильным положением утренних молитв в Служебниках и замечанием Устава о времени их чтения во время шестопсалмия и возбуждаются разные недоуменные вопросы, которые легко устранить, если мы разместим нынешние молитвы в последовании утрени по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010