Вотчины: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в монастырь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень. После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь. Храмы: дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.), Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794 г., имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с каменной каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной. Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Михайлович, внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского), дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна. Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково. В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище. К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=38460

Новое здание Патриарших палат вошло в древний ансамбль Соборной площади. И видимо не случайно его южный фасад украсил аркатурный пояс, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над зданием появился четвертый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка. Значительные изменения внешний облик здания претерпел в XVIII и XIX столетиях. В результате реставрационных работ XX столетия зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия. Патриарший дом (палаты) построен русскими мастерами по заказу патриарха Никона, на Патриаршем дворе, находившемся во владении глав Русской Церкви, начиная с первой четверти XIV в. Огромное трехэтажное здание, состоящее из парадных, жилых и служебных палат и обширной домовой церкви Двенадцати апостолов, возводилось в 1653–1656 гг. Первый этаж занимали хозяйственные службы, второй – парадные палаты и храм, третий был отведен под личные покои патриарха. Последующие века изменили внешний облик, планировку и убранство дома. К тому же в первой четверти XIX века сильно урезали пространство, занимаемое Синодальным двором. Бывший Патриарший, а теперь Синодальный дом перед 1917 годом включал в себя церкви Двенадцати апостолов и апостола Филиппа, Мироваренную палату, помещение конторы Священного Синода, кельи для монашествующих и служащих. Пятиглавый трехапсидный храм Двенадцати апостолов был поставлен на две проездные арки. Его начинали расписывать в 1656 г. Симон Ушаков и другие мастера, но в связи с опалой патриарха Никона работы по украшению храма были прерваны. Освятить до конца устроенную церковь смогли лишь в 1681 г. С середины XVII века иконостас, стенопись и благоукрашение неоднократно менялись. Среди замечательных древностей здесь сохранялись храмовая икона Двенадцати апостолов XII–XIII веков, по преданию, присланная римским папой Петру I; Черниговская икона Божией Матери 1658 г.; образа святителя Николая XIV века; апостолов Петра и Павла 1682 г. и многие другие. В алтаре в особом ковчеге хранились святые мощи, выдаваемые для антиминсов в новопостроенные церкви. В южной апсиде алтаря в тридцати четырых массивных серебряных сосудах держали драгоценное миро, которое раздавалось через архиереев по всей России. А варилось святое миро на одном этаже с храмом, в Мироваренной (Крестовой) палате. Первоначально эта палата площадью около 280 квадратных метров предназначалась для приемов царем послов, для торжественных царских обедов и для Церковных Соборов. С 1763 г. до Октябрьского переворота 1917 г. в Крестовой палате варили миро.

http://sobory.ru/article/?object=03384

Патриарх Никон, изменяя русские богослужебные чины и церковные обряды по современным ему греческим образцам, исходил из ошибочного взгляда, что «существующие y нас с греками разности (в чинах и обрядах (М.Н.) растлевают нашу веру», почему устранение этих разностей считал делом таким же необходимым, как и «очищение Православия от ересей и погрешений». Отсюда крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности, к которой Патриарх Никон приступил вскоре после вступления на Патриаршую кафедру в 1658 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память», т. е. распоряжение, которым предписывалось при чтении молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами. Этим единоличным и совершенно не мотивированным распоряжением Патриарха Никона отменялся прежний обычай класть при чтении молитвы св. Ефрема Сирина 16 великих поклонов и совершать крестное знамение двумя перстами. За последним обычаем, двуперстием, стоял авторитет Стоглавого собора (1551), который вменил в сбязанность всем русским православным христианам полагать на себя крестное знамение только двумя перстами. Естественно, что против такого распоряжения Патриарха Никона открыто восстали некоторые влиятельные лица из духовенства: епископ Коломенский Павел, протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и некоторые другие. Подобная реакция на первые распоряжения Патриарха Никона была вполне закономерной, потому что Патриарх Никон, при всем величии своего положения и патриаршей власти, не имел права единолично отменять постановление Стоглавого Собора относительно двуперстия. Встретив со стороны духовенства протест своим первым распоряжениям, Патриарх Никон в дальнейшем в проведении реформ опирался на постановления Поместных Русских Соборов, которые созывались им в 1654, 1655 и 1656 гг. Клятвы Антиохииского Патриарха Макария и Собора 1656 года. За разъяснениями вопросов обрядового характера и поддержкой своих реформ Патриарх Никон обращался к приезжавшим в Москву Патриарху Антиохийскому Макарию, Митрополиту Сербскому Гавриилу и другим иерархам, которые за богослужениями заявляли русским, что православному христианину следует изображать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, а кто изображает двумя перстами, тот подражает еретикам и проклинается.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Русско-швед. война 1656-1658 гг. (в фенноскандской историографии «война за веру») показала, что политика лютеранизации потерпела неудачу. В одном из донесений в Стокгольм (от 15 июня 1656) сообщалось, что «православное население Ингерманландии и Кексгольмского уезда присоединяется к русским и ведет себя весьма жестоко, сжигает дворянские имения, церкви, усадьбы, церковные помещения и убивает тех, кто не желает креститься заново и не присягает великому государю» (цит. по: Жербин. 1956. С. 59). Принятые в отместку карательные меры оказались безуспешны. Необыкновенную энергию в деле искоренения Православия в Карелии проявил суперинтендант Йоханнес Гезелиус-младший (1647-1718), однако и он в 1684 г. признал: «Результат наших больших усилий и расходов был почти ничтожным» (Там же. С. 37). На русско-шведских переговорах, проходивших в Москве 2-22 мая 1684 г., шведы пошли на уступки. В результате в Московском договоре был выделен особый раздел - «О свободном отправлении греко-российского исповедания в Ревеле, в Ижорской земле и в Корелах», где швед. сторону поставили в известность, что православным на этих землях «чинится тягость», они «терпят великую нужду и гонение в своей вере». В 1685 г. по соглашению со Швецией была возобновлена Корельская кафедра со статусом викариатства. Ее епископом стал Леонтий , к-рый в 1682-1684 гг. был первым Тамбовским архиереем. Он был лишен Тамбовской кафедры и запрещен в священнослужении «за поставление священного чина на мзде» ( Введенский. 1900. 6. С. 945). Ему также вменялись в вину попытки присвоить доходы козловского во имя Св. Троицы мон-ря и Мамонтовой пуст., приписной к Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рю . Леонтий подал покаянные челобитные патриарху Иоакиму (Савёлову) , и тот повелел, чтобы епископ, как указано в рукописном «Каталоге всех российских архиереев» (нач. XVIII в.), «дан бысть для послужения и поставления ставленников преосвященному Корнилию, митрополиту Новгородскому» (цит. по: Там же. С. 947), т. о., Леонтий стал епископом Корельским, викарием Новгородской епархии. Епископ, по-видимому, жил в одном из новгородских монастырей. В 1687 г. по воле патриарха Иоакима свидетельствовал чудеса от мощей прп. Никандра Псковского. Не вполне ясно, был ли титул викарного епископа для Леонтия утвержден официально: П. М. Строев при перечислении новгородских викариев Леонтия не упоминает ( Строев. Списки иерархов. Стб. 38, см. также стб. 891).

http://pravenc.ru/text/2057252.html

Сельцо Казаново в 1646-58 гг. принадлежало боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Здесь была построена вновь церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1656 г. написано: «прибыла в 1656 году вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине боярина Михаила Салтыкова села Казанова, дани 9 денег, десятильничих гривна». Боярин Михаил Михайлович и кравчий Петр Михайлович Салтыковы купленную свою вотчину село Казаново с пустошими в 1658 г. променяли св. патриарху Никону в новый Иерусалимский Воскресенский монастырь. Церковь с 1678 по 1740 гг. писалась под Рузской десятиной «в вотчине Воскресенского монастыря». В переписных книгах 1678 г. значится «Воскресенского монастыря вотчина село Казаново, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. В 2010 году в Волоколамском районе Московской области началось возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково (бывшее Казаново) в Волоколамском районе Московской области был построен в 1816-1824 годах. В 1839 году в семье диакона Феодора Касицына, служившего в этом храме, родился сын Дмитрий, будущий протоиерей Димитрий Касицын. О.Димитрий служил в Москве в храме святителя Николая в Толмачах, был главным редактором журнала " Душеполезное чтение " . Именно о.Димитрий отпевал П.М.Третьякова, создателя Третьяковской галереи. В 1921-1931 годах в Шитьково служил насельник Троице-Сергиевой лавры Филадельф (Мишин), будущий архимандрит. В 1931 году о.Филадельф был арестован и сослан сначала в Казахстан, а затем в Жданов (Мариуполь). О.Филадельфу посвящена глава в книге архимандрита Тихона (Агрикова) " У Троицы окрыленные " . В 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Во время войны храм пострадал от обстрела фашистской артиллерии.

http://sobory.ru/article/?object=09752

1656 Первая половина этого послания представляет собой трактат о тайне воплощения. Здесь очень ясно обнаруживается, какое влияние оказали Эфесские события на христологию св. Кирилла. Он, как мы уже сказали, теперь ясно видел причину негодования восточных против его христологии; он понял, что многие из них вполне с ним согласны, но неправильно понимают его; а потому теперь, при изложении своей христологии, он преимущественно подчеркивает те мысли, которые смущали восточных, и дает им объяснения, доказывающие, что восточные неправильно его понимают. Он настойчиво подчеркивает, что единородное Слово Божие стало „ καθ’ μ ς τλειος νθρωπος, ο τροπν οκ λλοωσιν ο τν φρυλλουμνην νχυσιν πομενας, ο φυρμν, ο μετστασιν, τν εις περ οκ ν“. 1657 Он преимущественно останавливается на своем несогласии с учением Аполлинария, Ария и Евномия, нарочито анафематствуя этих еретиков. Среди послания он обращается к пастве константинопольской и похваляет новопосвященного архиепископа, особенно же императора, изволением которого явилась возможность изгнать еретика и избрать истинного пастыря. Очевидно, подобные грамоты общения читались всенародно для публичного засвидетельствования, что новый епископ принят в общение авторами этих грамот. Наконец, выразив надежду, что новый архиепископ и впредь будет „верно изъяснять слово истины, идя по вере отцов, как бы по некоторым следам“, св. Кирилл приветствует всю паству константинопольскую и возносит молитвы о новом собрате и сослужителе. Так как собор епископов, избравший и посвятивший Максимиана, по всей вероятности, тоже писал о нем св. Кириллу, то он пишет послание и к этому собору на имя Ювеналия Иерусалимского и других депутатов Эфесского собора, избравших и посвятивших Максимиана. 1658 Здесь св. Кирилл также выражает радость и благодарение небесному Пастыреначальнику, что „уста говорящих ложь заграждены и мрак непозволенных хулений прошел, истина живет и одерживает победу“, и что вместо еретика избран и рукоположен такой достойный пастырь для Константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

23. Сергий, присутствовавший в Мае 1589 г. на соборе об учреждении Патриаршества. Собр. Госуд. rp.II, стр. 99 и 102. 26. Сильвестр упоминается в 1598 году. см. 2 издан. Древн. Рос. Вивлиоф. ч. 7, стр. 112 и 119. При избрании на Царство Бориса Федоровича Годунова он подписал грамоту. Но по Актам археогр. Эксп. 11, стр. 41 на соборе о избрании Царя Бориса значится Новосп. Архимандрит Закхей. 27. Сергий II, 1606 г. послан был в город Углич с Ростовским Митрополитом Филаретом Никитичем Романовым для принесения в Москву св. мощей Царевича Димитрия; умер 1613 г. 28. Евфимий находился в числе посольства, отправленного от Патриарха и Бояр из Москвы к Польскому Королю Сигизмунду III; в 1613 г. он перемещён в Амвросиев Дудин монастырь Игуменом. Акты археогр. Экспед. III; 70. 29. Иосиф I упоминается в 1613 и 1615 году; он подписал грамоту, данную от Российских Архиереев и Бояр, за службу Князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому см. Древн. Рос. Вивлиоф. 2 изд. ч. 7. стр. 219 и ч. 15, стр. 210. Описание Румянц. Музеума А. Востокова, 81. 30. Нифонт II упоминается 1623 г. 31. Митрофан 1629 г. 32 Иона Арзамазский: при нем в 1640 г. начата, а в 1642 г. окончена монастырская каменная ограда. 33. Никон I, из Игуменов Новгородской Епархии Кожеозерской пустыни. В 1649 г. хиротонисан в Митрополита Новгородского; наконец был Патриархом Всероссийским; скончался 1681 г. Августа 17 дня. 31. Никон II с 1649 г., при нем в 1652 г. пожалован Царём Алексием Михайловичем большой колокол. 35. Сергий III, подписавший соборное деяние Июля 2 1656 г., напечатанное в Скрижали Патриарха Никона . 36. Питирим, в 1657. г. хиротонисан в Митрополита Сарского и Подонского; наконец был Патриархом Всероссийским. 37. Иосиф II составивший Вкладную книгу 1658 года. 38. Прохор скончался 1664 года. 39. Иосиф III, 1664 г. Декабря 22 дня, из Тихвинских Архимандритов; в 1674 г. Августа хиротонисан в Митрополита Рязанского. 40. Нифонт III, 1674 г. 41. Макарий Коширянин скончался 1681 г. и погребён под алтарём соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

31 В книгах и делах патриарших приказов обозначалось, какой „поп“ и за какой год платил следуемую дань от церкви. Эта цифра алтынов и денежек с домов должна определять населенность каждого прихода, так как дань, данные деньги платились с каждого приходского двора. По патриаршему указу 1632 года собиралось дани: с попова двора по 4 деньги, с дьяконова – по 2 деньги, с прочих причетников по деньге со двора; со стольных дворян по 6 денег, с торговых подъячих по 3 деньги, со всяких жилецких (рядовых) людей по 2 деньги со двора. По указу 1642 года рядовые стрельцы и ямщики платили по 2 деньги, слободские посадские люди – также по 2 деньги, „молодшие“ (несовершеннолетние) по деньге со двора. (См. материалы для Ист Москвы, собр. И. Е. Забелиным. Изд. Моск. Гор. Думы 1884 г. Предисл. стр. 57). 32 Вследствие бывшего в Москве пожара 1626 г., истребившего в приказах почти всю письменность до этого времени (См. Труды Моск. Отдела Импер. Рус. Военно-Историч. Общ. Москва, 1911 г., т. I, стр. 1)., равнейшие дела патриарших приказов и начинаются лишь с 1626 года с сохранившимися при них делами 1625 года 33 „(7)133 г. (1625 г.) по окладу дани 22 алт. платил поп Федор“; 136 (1628 г.) поп Юрий; по новому письму прибыло дани 19 алт. 5 ден. Данные окл. деньги рубль 8 алт. 2 деньги платили попы: с 140 – 150 г. (с 1632–1642 г.) – Федор; с 151–159 (1643–1651 г.) Петр; 160–162 (1652–1654 г.) Алексей; 163 (1655 г.) дьякон Илья; 164–165 (1656–1657) поп Иван; 166, 172, 174 – (1658, 1664, 1666 гг.) вдовая попадья Домна Моисеева; попы: Лука Михайлов 173 (1665 г.); Марк Афанасьев 175–208 г. (1667–1700 г.); Архип (1701–1703 г.; 1705–1709 г.); дьячек Андрей (1702–1704 г.); поп Иван Григорьев (1711–1734 г.); дьячек Андрей Иванов (1735 г.); поп Константин Иванов (1737–1746 г.). (Материалы истории, археологии и статистики московских церквей, собр. В. И. и Г.И. Холмогоровыми. Москва, 1884 г., 714 стр.). 34 „Алтын“ равняется шести деньгам или трем копейкам. Отсюда „пятиалтынный“ (15 коп.). См. Толковый словарь Даля. (М. 1881 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Большие озера - Ладожское и Пейпус, Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и, Бог даст, теперь им трудно будет перепрыгнуть этот ручеек”. Исход православных с отданных шведам земель продолжался и в правление глубоко верующего Царя Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.), прозванного народом за доброту и миролюбие Тишайшим. Во время его самодержавного правления и свершилось обретение Россией иконы Пресвятой Богородицы именуемой “Стокгольмская”. О Государе историк В.О.Ключевский писал :“Он был образом набожности...Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства”. Верный защитник православных подданных, усмотрев в бегстве из Ижорской земли и Корельского уезда десятков тысяч крестьян, (в 1649 году Россия заплатила 190 000 рублей за 50 тысяч перебежчиков), волю народа жить на исконных русских землях, возобновил в 1656-1658 гг. войну со Швецией. По завершении войны русские купцы успешно торговали со Швецией, подолгу там жили. Конечно же, они тосковали по родному дому. Среди них были и тихвинцы. Они не забывали свой град Тихвин с золотыми куполами церквей, колокольным звоном и дорогими сердцу образами святых икон. Как повествует предание, однажды, придя за товаром к шведу Фоке, тихвинские купцы увидели знакомый образ. Это была икона Богородицы тем же подобием, что и Тихвинская, только меньшего размера. Горячо молились они, глядя на дорогой образ, и с тех пор стали приходить к Фоке постоянно. Прошло время, и дошла до Тихвина молва о том, что у шведа в Стохолмах (Стокгольме) обретается икона Тихвинской иконы Божией Матери “зело чудного письма”. И затосковала душа у каждого тихвинца - святыня в плену у иноверцев. Каково же быть на чужбине Пресвятой Богородице Заступнице? И решили купцы икону выкупить. Говорят, нелегко было уговорить Фоку. Но в итоге, из-за боязни потерять выгодные торговые связи, он согласился, запросив 100 золотых монет.

http://pravicon.com/info-806

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: " Часослов " , два издания, (1657 и 1658 гг.); " Рай мысленный " , сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); " Брашно духовное " , (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.). В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

http://sobory.ru/article/?object=00327

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010