Рис. 443. Св. Игнатий, патриарх Константинпольский (847–858, 867–877). Мозаика IX в. Из Св. Софии (по В. Тредголду) Едва ли епископ Митрофан попал в Таврику раньше весны 859 г., ибо причиной его ссылки стало выступление в защиту смещенного патриарха Игнатия (рис. 443), против нового патриарха Фотия, рукоположенного 25 декабря 858 г. 1647 . Не совсем понятная для историков византийская миссия к хагану хазар, в которой участвовал Константин Философ и географической целью которой, учитывая указание агиографа на «Каспийские ворота Кавказских гор» (Аланский проход – Дарьял, он же Дербентский проход, Bab al Abwab – «врата врат»), были самые крупные города Хазарии – Баланджар (Беленджер) на р. Сулак (у с. Чир-Юрт) и лежащие южнее, там же в Приморском Дагестане, прежняя хазарская столица Семендер (Самандар) или портовый Дербент (см.: рис. 154) 1648 , а транзитным пунктом стал Крым, относится, вероятнее всего, ко второй половине 860 г. и 861 г. Пространное (Паннонское) житие святого сообщает, что он прибыл в Херсон, когда прошло почти 50 лет со времени правления Никифора I (802–811). 1649 . Из текста Жития можно заключить, что предприятие Константина имело отчетливо выраженную миссионерскую подкладку и было ответом на посольство хагана, принесшее императору ромеев послание, в котором вспоминалось о «старой дружбе и сохранении любви» 1650 . Таким образом, поездка в Хазарию принадлежала к той категории византийских миссий, которые имели дипломатическую форму отклика на просьбу, пришедшую извне. Таковые составляли основную часть византийских миссий 1651 . Не вызывает сомнений и то, что каждое миссионерское предприятие, к которому было причастно византийское правительство, смешивало религию с политикой, и в данном случае нет оснований видеть исключение из этого общего правила. Однако едва ли правомерно утверждать, что речь шла только о мирном сотрудничестве, что отношения византийцев с хазарами всегда были исключительно дружественными и в это время тоже не находились в стадии конфронтации 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 8–10. Уготови 1649 часть, устрой 1650 струну, уготови 1651 часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ей же начало море, и вода забрала ея: и Ефиопиа крепость ея, и Египет, и несть конца бегству твоему и 1652 Ливиане Быша помощницы ея: и сия в преселение пойдет пленница и младенцы ея разбиет в началех всех путей её, и о всех славных ея вергут жребия, и вся воеводы ея свяжутся путы. Смысл изъясняемых слов очень неясен; он не иначе может быть понят, как после предварительного рассказа об исторических событиях, в них заключающихся. Дело было так. Когда Израиль отвратился от Бога и стал служить идолам и неисчислимым множеством нечестивых дел про- —229— гневлял Бога всяческих, тогда против Иудеи и Иерусалима вооружился Навуходоносор, потому что божественный гнев возбудил его на это. Тогда Израильтянам нужно было оставить теперешнее нечестие, воздержаться от желания покланяться иным богам, – ниспровергнуть жертвенники, предать огню капища и сокрушить литые изображения и делами покаяния умилостивить Бога и призвать Его на помощь. Однако ж этого они не сделали, несчастные; но воображали, что при помощи множества людей они победят Вавилонян и превозмогут врагов, хотя бы Бог и не хотел спасти их. Посему они нанимали многих из соседних народов, посылали послов и к Египтянам, и в так называемый Ог, или Амон, что ныне – Александрия; они давали обещание быть союзниками и давали Израильтянам повод думать, что они легко могут прогнать Вавилонян и что, хотя бы Бог не помогал им, они в состоянии сделать сами по себе, потому что ни в ком не нуждаются. Когда же Навуходоносор взял Иудею, потому что Бог помогал ему и подчинил ему его врагов; то после этого он пошёл и против Египта (потому что божественный гнев послал его), покорил его весь и сам Ог или Амон (так некогда называлась, как я сказал, Александрия), который по сравнению с другими городами Египта был особенно славен, служил недоступным и безопасным убежищем, потому что со всех сторон окружён водами: с северной стороны имеет море, с южной же стороны – широкое и длинное, как другое море, озеро, говорю, Мареотидское и окружён другими реками и болотами. Помогали ему и обитатели соседней Ливии, простирающейся до

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал. портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац. галерея, Лондон). Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок. 1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), где жаркая колористическая гамма, свободная техника мазка подчеркивают психологизм в воспроизведении сложной личности. Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок. 1660, Прадо, Мадрид), а также сюжетные картины предстают вершиной не только его личных достижений, барочной культуры Испании периода Контрреформации, но и всего опыта европ. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид; фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали, иллюстрирующая миф об Арахне) и неск. планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Картины В., скрытые в королевских дворцах и мало известные современникам, имели огромное влияние, напр. на творчество Ф. Гойи и художников XIX в., стоявших у истоков реализма и импрессионизма в европ., прежде всего франц., живописи (Э. Мане). Лит.: Малицкая К. М. Веласкес (1599-1660). М.; Л., 1939; Lafuente Ferrari E. Catalogo de la exposicion Diego de Silva Velasquez, 1660-1960. Madrid, 1960; Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961; Кеменов В. С. Картины Веласкеса. М., 1969; Якимович А. К. Социальное начало в искусстве Веласкеса//Сов. искусствознание " 83. М., 1984. Вып. 1 (18). С. 88-122; Barghahn B. von. Phillip IV and the «Golden House» of the Buen Retiro. N. Y., 1986. 2 vol.; Ротенберг Е. И. Веласкес: Тематические принципы//Сов. искусствознание. М., 1987. Вып. 22. С. 238-296; Каганэ Л. Л. Диего Веласкес. Спб., 1996; Перес Санчес Э. А. Веласкес// Котова Ю. Ю. Музей Прадо. М., 2002. С. 99-120.

http://pravenc.ru/text/150043.html

В 1634 г., после преставления Патриарха Филарета, В. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол. Ростовский митрополит присутствовал на Московских Соборах 1620, 1634, 1640 и 1651 гг. В 1640 г. принимал участие в отпевании Патриарха Иоасафа, в 1642 г.- в избрании Патриарха Иосифа; 28 сент. 1645 г. присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича, в 1649 г. участвовал в хиротонии Никона в Новгородского митрополита, в 1652 г.- в отпевании Патриарха Иосифа. В. скончался в Москве во время крестного хода, встречавшего митр. Никона, к-рый перевез из Соловецкого мон-ря мощи свт. Филиппа; на месте его кончины была поставлена часовня «Крест». Тело В. перенесли на подворье Ростовских митрополитов в Дорогомилове, затем в Ростов и похоронили в Успенском соборе, у юж. стены (захоронение в XX в. не вскрывалось). Исследователи считают В. автором «Послания против латинской ереси и о крещении латин» (не сохр.). Известны грамоты, данные В. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом в июле 1649 и марте 1651 г. о назначении архимандритов в Кириллов Белозерский мон-рь (ИРИ. Ч. 4. С. 481-489). Изображения В. неизвестны. В описи ростовского архиерейского дома 1691 г. приведен перечень принадлежавших В. облачений. Арх.: Архив Ростовского музея. Р-225 [Синодик ростовского Успенского собора. Л. 100, 100 об., 104-106]; Р-1083. [Опись ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 89-90]. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 340; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 21; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Русской Церкви. М., 1890. С. 70-71; Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 26-30; Каган М. Д. Варлаам II//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 154-156; История РЦ. Кн. 6. С. 315-316, 337, 367; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями и надписями из собрания Ростовского музея-заповедника//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 96-97; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/154225.html

Никону об обращении на восток при чтении псалмов (не позднее июля 1652). Возможно, А. принадлежат сочинения «Поучение в неделю вторую Великого поста» на текст пс. 67, «О церкви, како молитися в церкви», «О пении церковном», «Спорные речи о единогласном пении», содержащиеся в переписанном рукой А. сборнике (РГБ. Ф. 218. 180, 1651-1652 гг.), где находится также послание к митр. Никону. А. был грекофилом, высоко ценившим авторитет греч. духовенства, в особенности афонского монашества. В вышеупомянутом сборнике он поместил проповеди и послания Гавриила , митр. Назаретского, жившего в Москве в 1650-1651 гг., и перевод грамоты К-польского Патриарха Парфения (1651). В послании к митр. Никону А. ссылается на беседы с греч. епископами, приезжавшими в Москву, упоминает службу, к-рую совершил Патриарх Паисий (очевидно, в мае 1649, перед отъездом в Иерусалим и после отъезда Никона на Новгородскую кафедру). А. был близко знаком с игуменом афонского Петропавловского мон-ря Каракал и во время пребывания его в Москве читал у него греч. грамматические сочинения. С грекофильской позицией А. связаны и его частые ссылки на украинско-белорус. церковную практику. Круг источников, используемых и упоминаемых А., свидетельствует о его широкой начитанности в рамках традиц. средневек. рус. книжности. Сочинения А., посвященные вопросам, актуальным в канун церковных реформ (см. Никон (Минов) , Патриарх Московский и всея Руси), не получили широкого распространения в рукописной традиции. По лит. «молчанию» А. в период реформ и отсутствию известий о нем можно полагать, что он скончался до их начала. Изд.: Преображенский А. Вопрос о церковном пении в Русской Церкви XVII в. СПб., 1904. (ПДПИ; Т. 155); Никольский Н. К. Послание Агафоника к кир Иакову по грамматическим вопросам (половины XVII в.)//Историко-литературный сборник: Посвящается В. И. Срезневскому. Л., 1924. С. 390-400. Лит.: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. М., 1997р. Т. 1. С. 87-92; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке.

http://pravenc.ru/text/63266.html

В августе 1635 г. Сильвестр (Косов) возведен в сан епископа Полоцкого, Витебского, Могилевского, Мстиславского и Оршанского. На момент возведения в епископский сан Сильвестру (Косову) было только 28 лет. В 1637 г. еп. Сильвестр издает первый русский катехизис, посвященный вопросам сакраментологии, «Дидаскалия». Катехизис стал важным догматическим материалом для православного духовенства на западнорусских землях, что отразилось в неоднократных переизданиях трактата (1653 г., 1657 г., 1716 г.). В 1636 г. еп. Сильвестр заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. Уделял особое внимание катехизации, читал образовательные лекции православным священникам. В то же время находился в постоянной конфронтации с униатской иерархией. Игнорировал личные запреты короля на проведение православного богослужения в Витебске и Полоцке, за что регулярно подвергался многочисленным штрафам и судебным тяжбам. В 1647 г. православным духовенством и русской шляхтой единогласно избран митрополитом Киевским. Смог вернуть отобранные униатами Луцкую, Холмскую и Витебскую епархии. В 1649 г. по благословению митр. Сильвестра в Москву направлены богословы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и др., что поспособствовало началу развития научно-богословской деятельности в Московском государстве. На сейме 1650 г. в Варшаве митр. Сильвестр решительно отверг предложения признать католические богословские воззрения. Несмотря на гнев короля Яна II Казимира, митр. Сильвестр смог добится возвращения Лещинского монастыря. В перписке называл себя «российского роду». Будучи митрополитом жил в бедности. При взятие Киева в 1651 г. литовскими войскам способствовал сохранению жизни и эвакуации мирных жителей. При этом сам с духовенством остался в пустом городе в надежде сохранить монастыри и храмы, терпя от поляков «великую шкоду». В последние годы своей жизни сблизился с царем Алексеем Михайловичем. После преставления митрополита Сильвестра прославляли за «доброту, мудрость и терпение». Он с христианским достоинством пронес свой крест в сложной эпохе XVII в., невзирая на многочисленную клевету, от которой митрополита часто защищал гетман Богдан Хмельницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Царь, узнав про чудеса, велел доставить чудотворную икону в Москву. В августе ее торжественно встречали у Тверских ворот и передали, очевидно, царским иконописцам, чтобы сделать копию. Сама же икона вернулась в село, где для нее в 1680 году новый владелец этих земель князь Феодор Урусов возвел храм Страстной иконы Божией Матери. А для московской Страстной иконы каменную пятиглавую церковь построили еще в 1646 году, при царе Алексее Михайловиче. Существуют сведения, что с 1649 года в этом храме находилась подлинная икона, а в селе Палец – ее список. В 1651 году рядом с церковью Страстной иконы появился храм Рождества Богородицы в Путинках. С этих двух церквей в 1654 году началась история Страстного девичьего монастыря. Святые ворота и храм «под звоном», 1697 год Вокруг обители на деньги царя возвели каменную ограду с башнями и вратами. В 1697 году над центральным входом появилось столпообразное сооружение – колокольня с храмом «иже под колоколы» и «о 6 окон». Освящение его в честь Алексия, человека Божия, совершили только в 1707 году, уже после кончины царя Алексея Федоровича. Интересен факт из жития святого Алексия, согласно которому он 17 лет жизни провел именно при вратах дома своих родителей, смиренно живя в полной нищете. В Страстном монастыре он стал стражем и покровителем обители. Не все беды обходили обитель стороной. В 1773 году горели кельи, дома священнослужителей и хозяйственные постройки, в 1778 – сильный пожар на Тверской улице уничтожил Гагаринские палаты и Страстной монастырь. Из огня удалось спасти иконы Страстной и Боголюбской Божией Матери, а также образ святого мученика Иоанна Воина. В следующем году по велению императрицы Екатерины II монастырь начали отстраивать. В 1781 году в монастыре освятили храм Алексия, человека Божия. «Страстной монастырь», ок. 1830 г. После Бородинской битвы у Тверского бульвара под звон колоколов прошел немногочисленный крестный ход. Колокола каких храмов звонили в тот час? Очевидно, Страстного монастыря и храма великомученика Димитрия Солунского, стоявшего на углу Тверской улицы и бульвара.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Через 2 дня после казни Карла I (30 янв. 1649) шотл. парламент провозгласил К. королем с условием признания Ковенанта и утверждения пресвитерианства единственной гос. религией Шотландии. В Англии в марте 1649 г. была упразднена палата лордов и ограничена королевская власть, а 19 мая того же года Англия была официально объявлена парламентской республикой. После 2 месяцев переговоров с представителями парламента К. отказался от к.-л. попыток достижения компромисса и отдал приказ Джеймсу Грэму, маркизу Монтрозу, с небольшим отрядом прибыть в Шотландию. Кор. Карл II. Ок. 1665 г. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) Кор. Карл II. Ок. 1665 г. Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) Одновременно Джеймс Батлер, маркиз Ормонд, пытался поставить под контроль роялистскую армию Ирландии и обеспечить возможность К. высадиться в Ирландии. Но уже в авг. 1649 г. началась ирл. кампания Кромвеля, во время к-рой республиканская армия быстро остановила наступление Ормонда. К. отказался от действий на территории Ирландии и возобновил переговоры с шотландцами. Он пообещал отозвать не пользовавшегося поддержкой пресвитериан роялиста Монтроза, узаконить положение пресвитерианской церкви и парламента в обмен на помощь в возвращении ему англ. престола. Однако в это время отряд Монтроза был разгромлен армией парламента Шотландии, маркиз попал в плен и вскоре был казнен. Шотл. парламент усилил давление на К., требуя, чтобы он подписал Ковенант и прекратил союзнические отношения с Католической конфедерацией Ирландии. К. согласился на эти условия и прибыл в Шотландию. В июле 1650 г. армия Кромвеля вступила в Шотландию. Ее успех был обеспечен победой 3 сент. при Данбаре. Силы, к-рые пытался возглавить К., были по-прежнему крайне разобщены, однако он сумел добиться минимального компромисса между своими сторонниками из разных лагерей. Важным моментом, подтвердившим легитимность его власти и упрочившим положение, стала его коронация 1 янв. 1651 г. королем Шотландии. Кромвель, контролировавший юг Шотландии, в июле 1651 г. сумел форсировать Ферт-оф-Форт и начал быстрое наступление на север. 3 сент. в сражении при Вустере шотл. армия была разбита, а К. бежал с поля битвы и в скором времени покинул Британские о-ва. Поражение при Вустере имело самые тяжелые последствия для роялистов. Рассчитывавший на поддержку европ. держав, К. оказался в политической изоляции: во Франции в этот период разрасталась т. н. Фронда (см. ст. Людовик XIV ), а к власти в Нидерландах пришли радикальные республиканцы, поддерживавшие Английскую республику.

http://pravenc.ru/text/1681063.html

Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Кальдерон. Гравюра из кн.: Refratos de los Españoles ilustres con un epítome de sus vidas. Madrid, 1791 Пьесы К. представляют собой музыкально-зрелищные действа, а его поздние «мифологические» комедии приближаются по жанру к опере или оперетте (испан. «сарсуэле»). Почти все пьесы К. (за исключением «комедий плаща и шпаги», где действие разворачивается в знакомой зрителю городской среде) предполагают изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Пространство сцены широко раздвигается как по вертикали, где, как в средневековых мистериях, сцена делится на землю и противостоящие ей ад и небеса, так и по горизонтали, в глубину, где раскрываются символические планы происходящего - горные леса-лабиринты, бушующие моря, горящие города. В пьесах К. мир полон опасностей и угроз, главная из к-рых происходит от заключенной в человеческой греховной природе стихии бессознательного и природно-языческого, мучительно подчиняющейся голосу разума и Божественному Слову (разум и вера в мировоззрении К. не противостоят друг другу). Обилие символических предметов, имен, знаковых мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - особенность произведений К., написанных метафорическим поэтическим языком. 1644-1649 годы стали переломными в жизни К. В связи с трауром по почившей кор. Изабелле Бурбон († 1644) и вскоре скончавшемуся принцу Бальтасару Карлосу († 1646) в Испании были запрещены все театральные постановки. Серьезные перемены затронули внутреннюю и внешнюю политику страны: в 1643 г. отправлен в отставку фактический правитель Испании при кор. Филиппе IV Г. де Гусман-и-Пименталь, граф-герц. Оливарес, к-рому К. открыто сочувствовал, а в 1648 г. Вестфальский мир положил конец почти 2-вековой гегемонии Испании в Европе. В эти же годы у К. умерли 2 брата. Рождение внебрачного сына поставило под вопрос его будущее, которое он все более связывал с католич. Церковью. В 1650 г. К. стал членом ордена францисканцев-терциариев, а в 1651 г. принял сан священника, заняв предназначенную ему отцом должность капеллана в Толедо (1653). При этом К. продолжил писать пьесы, прежде всего «аутос сакраменталес» (во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. они преобладали в его драматургии). В 1663 г. кор. Филипп IV, желая постоянного присутствия К. при дворе в Мадриде, создал для него почетную должность королевского капеллана (эта должность сохранялась за ним и после смерти короля в 1665). В 60-70-х гг. XVII в. К. оставался самым востребованным испан. драматургом. Свою последнюю комедию «Рок и девиз Марфисы и Леонида» (Hado y divisa de Marfisa y Leonido) К. написал за год до смерти для весеннего карнавала 1680 г.

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Иосиф , с 5 сент. 1619; до 1649. Симеон , с 1649, а 9 мар. 1651 хирот. в архиепископа Тобольского и Сибирского. Иосиф , в июле (sic) 1651. Павел упом. в окт. 1651, а 17 окт. 1652 хирот. в епископа Коломенского. Сильвестр , в 1653–56. Дорофей , в 1656–61. Мисаил , в 1662 и 63. Тихон в 1663 перев. из Угрешского монастыря; в окт. 1665 уволен. Парфений в 1665 перев. из Московского Даниилова; до июля 1667. Игнатий , в 1667–72. Иов , 1672–76, 6 июня перев. в Новгородский Юрьев мнтрь. Леонтий , в 1676–81. Ефрем , 1681–83. Иоасаф , в 1683. Архимандриты Феофан , 1684–90; † … Даниил , в 1690–92. Корнилий , в 1693–1710. Серапион 15 мар. 1711 перев. из Мещовского Георгиевского монастыря; до 1714. Пахомий , в июне, июле и авг. 1714. Арсений определён в авг. 1714; † 19 нояб. 1723. Корнилий , из иеромонахов Александро-Невских, определён 5 февр. 1724; † 23 нояб. 1727, в С.-Петербурге. Дорофей произведён 3 февр. 1728 из казначеев; 2 авг. 1742, за старостью, уволен. Мельхиседек Борщов , бывший архим. Нового-Иерусалима, определён 2 авг. 1742; был четыре месяца и отставлен. После в Бизюкове мнтре. Дорофей (паки) в 1743–45, июнь; потом на покое в Симонове мнтре; † 1748. Варфоломей Любарский 29 июля 1745 перев. из Смоленского Авраамиева монастыря, а в 1747 – в Спасо-Ярославский. Митрофан Шеинков 31 авг. 1747 перев. из (Голутвина?) Курского Знаменского; † в июле 1763. Константин Борковский в авг. 1763 перев. из Московского Даниилова монастыря, до вскоре там оставлен. Никон Красовский , 167 1763–66; † ... Адриан 5 дек. 1766 перев. из Волоколамского Иосифова; † 3 авг. 1772, в Москве. Сильвестр Буявинский 1 нояб. 1772 перев. из Лихвинского Доброго монастыря; 11 окт. 1799 уволен на покой; † 21 сент. 1802. Арсений Изографов в исх. 1799 перев. из Саввина Сторожевского; † 9 окт. 1800, в Чудове. Мисаил в 1800 перев. из Бизюкова монастыря; † 26 дек. 1807. Иннокентий Тихомиров 6 февр. 1808 перев. из Новгородского Антониева, а 17 авг. 1814 – в Новгородский Северский мнтрь. Феофилакт Ширяев 17 авг. 1814 перев. из Спасо-Прилуцкого монастыря, а 23 июля 1821 хирот. в епископа Тамбовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010