См. также Из духовной жизни московского общества XVII в. (вопрос об единогласии в 1649–1651 гг.) Часть II О соборе Русской церкви, бывшем в Москве в 1649 году, доселе мы ничего не знали: не только не был известен какой либо список деяния его, но и предмет соборных рассуждений и даже то, что он был. Найденное мною подлинное этого собора (с подписями лиц, присутствующих на нем) показывает, что собор этот имел большое значение в ходе событий жизни Русской церкви середины XVII века, с некоторыми из коих он находится в тесной связи, вследствие чего объясняется нам многое, причина появления коего доселе возбуждала пререкания. Подлинник деяния этого собора находится там же, где в сказание об успении пресв. Богородицы, о котором у вас была сейчас речь в Государственном Архиве (разряд XXVII, дело 48),в делах Тайного приказа, среди бумаг царя Алексея Михайловича. От времени он сильно пострадал. Как известно, после смерти царя Алексея приказ Тайных дел был уничтожен, дела, бывшие в нем, разосланы по тем приказам, к которым они относились, а оставшиеся за рассылкой переданы были в Печатный приказ, где и хранились до 1710 года. В этом году они были взяты в Ближнюю канцелярию и впоследствии хранились на Васильевском острове в здании 12 коллегий; здесь помещение, в котором они были, во время известного наводнения постигшего Петербург 7 ноября 1824 года, было залито водой 1 . Деяние собора 1649 г. было сильно подмочено, последствие чего явилось то состояние столбцов его, в котором мы находим их теперь: они до того гнилы, что при малейшем неосторожном движении бумага распадается 2 . В настоящее время деяние состоит из одного длинного столбца (8 ½ вершков), на котором написан конец деяния (вторая его половина), и из трех небольших лоскутков бумаги, составляющих прежде вероятно один столбец, распавшийся вследствие гнилости её (один из этих столбцов – 4 ½ вершков, два другие по вершку). Длинный целый столбец служит несомненным продолжением одного из последних отрывков, самого большого; остальные два лоскутка, несомненно, составляют начало этого большого отрывка. Но все эти три отрывка не представляют нам всей первой половины деяния: начало деяния совсем нет, а между сохранившимися отрывками недостает нескольких фраз, связывающих речь, излагаемую в том или другом месте. Таким образом, первая половина деяния дошла до нас в неполном и сильно поврежденном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ГРЕК (ок. 1610, г. Трикала в Фессалии, Греция - после 1666), иером., переводчик, преподаватель риторики и грамматики, медик. Отец А. Г.- правосл. свящ. Антоний, двое из 4 братьев А. Г. тоже были священниками. Первоначальное образование получил дома, в 14 лет направлен семьей на учебу в Венецию, продолжил обучение в Риме в униатской коллегии св. Афанасия, затем 3 года изучал философию и медицину в Падуанском ун-те. В 23 года в К-поле принял постриг, через год стал диаконом, немного позже священником, затем игуменом мон-ря Богородицы на о-ве Кафа. Через нек-рое время А. Г. оставил настоятельство и вернулся в К-поль, где преподавал грамматику. Оказался вовлеченным в политические интриги между Турцией и Венецианской республикой и попал в тюрьму, где принял ислам. Через 2 недели бежал из тюрьмы и покинул страну. Неск. лет странствовал по Валахии, Молдавии, Польше, Украине (побывал во Львове, Варшаве, Киеве), служил переводчиком, врачом, овладел за это время разговорным слав. («русским») языком. В 1648 г. в Киеве встретился с Иерусалимским Патриархом Паисием , к-рый, направляясь в Москву, взял с собой А. Г. переводчиком. По прибытии в столицу в янв. 1649 г. Патриарх Паисий рекомендовал его властям в качестве учителя риторики. Почти сразу А. Г. приступил к преподаванию - к лету того же года у него было по крайней мере 2 ученика, один из к-рых изучал латынь. Вскоре после отъезда из Москвы Патриарх Паисий прислал рус. властям послание, содержавшее обвинения А. Г. в многократном вероотступничестве. А. Г. немедленно арестовали, и в Посольском приказе было проведено следствие. Основной допрос состоялся 25 июля 1649 г. А. Г. признал факт перехода в ислам под угрозой мучений и возможной смерти, связь с униатами и католичеством отрицал категорически, однако убедить следствие не сумел; «для утверждения в вере» А. Г. сослали в Соловецкий мон-рь, куда он прибыл 1 сент. 1649 г. В мон-ре ссыльного приняли доброжелательно и, хотя отметили ряд неподобающих правосл. иноку привычек - он не носил постоянно нательный крест, использовал мирское белье (шелковое и шерстяное), не признавал земных поклонов,- в целом признали его «здравое исповедание веры» и «доброе послушание». Именно на Соловках А. Г. под рук. монахов научился читать по-русски, познакомился с богатой монастырской б-кой. В продолжение 2 лет ссылки А. Г. вел беседы о вере с соловецкими старцами, причем крайне негативно оценивал нравы совр. греков; мн. из его рассказов позднее использовались старообрядцами как примеры «повреждения» греч. Православия. В Соловецком мон-ре состоялось и знакомство А. Г. с митр. Новгородским Никоном , буд. Патриархом Московским, к-рый в 1651 г. забрал греч. монаха в Новгород, а позднее в Москву для работы над переводами с греч. языка.

http://pravenc.ru/text/76284.html

Предисловие Конец Патриаршества Иосифа был временем, весьма замечательным в истории русской церкви. С одной стороны, книжные исправления, производившиеся на началах перепечатки и проверки с существовавшими русскими оригиналами, не достигали своей цели, и вызывали жалобы современников, высказываемые даже такими лицами, как сам Патриарх Иосиф. С другой стороны, приезжавшие в Москву восточные святители не высказывались уже в таких восторженных похвалах благочестию Русской Церкви, какие слышались когда-то из уст Патриархов Иеремии и Феофана, а напротив, подмечали некоторые несообразности в церковных порядках и обрядах, и указывали на них представителям Русской Церкви. Современный наблюдатель русской церковной жизни того времени мог уже видеть начало великих реформ. По почину Новгородского митрополита Никона восстановлялась живая проповедь , вводилось единогласие в чтении и пении, преобразовывалась изжившая свой век система церковных нот и само церковное пение принимало лучший вид восстановлением так называемого наречного, соответствующего смыслу речи, пения и лучшим устройством церковных хоров; наконец, явились официальные посольства на восток, с целью осмотреть восточные чины и обряды, а также описать и св. места. Престарелый и больной Патриарх Иосиф, безучастно относившийся к производившимся реформам, а к некоторым из них (единогласию) прямо не благоволивший, дал свое благословение на последнее предприятие, вызванное замечаниями прибывшего в Москву в 1649 году Иерусалимского Патриарха Паисия, начатое немедленно после этого, по царскому указу, вышедшему 9 мая означенного 1649 года. Поручение это возложено было на строителя кремлевского Богоявленского монастыря в Москве, принадлежавшего Сергиевой Лавре, старца Арсения Суханова . Отправившись вместе с Иерусалимским Патриархом Паисием, Арсений около двух лет прожил в Яссах, откуда дважды возвращался в Москву по делам Патриарха и затем уже 28 февраля 1651 года, получив проезжую, отправился в дальнейший путь, оставив Патриарха Паисия. Более года путешествовал Арсений по востоку; был в Константинополе, посетил греческие архипелажские острова; проехал в Египет, где виделся с Александрийским Патриархом Иоанникием, и оттуда направился в Иерусалим – главную цель своего путешествия, где и прожил до апреля месяца 1652 года. Затем, через Грузию и Кавказские горы возвратился в Россию в июне 1652 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Арское. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В 1648 году боярину Богдану Матвеевичу Хитрово было поручено построить города на правом берегу между Волгой и рекой Барыш и соединить их с ранее возведенным Корсунем и посадами на реке Суре. Тогда и возник город Симбирск. Оборонительная линия шла от Симбирска на Тагай-Корсунь-Сурск-Саранск-Инсар-Нижний и Верхний Ломов, от которого начиналась другая линия укреплений, шедшая на Тамбов. Село Арское образовалось во времена правления царя Алексея Михайловича как военное казачье поселение, одно из многих на оборонительной линии, проходящей от Оренбурга до Саранска и предназначенной для защиты от набегов с юга. Часть вала сохранилась и до сегодняшнего времени. В 1649 году в селе Арском была построена церковь Богоявления, она является памятником истории и культуры, а также старейшим храмом Ульяновской области. В двадцатом веке ее закрыли. Что только в ней не было: склады, различные мастерские. Долгое время здание совсем не использовалось и медленно разрушалось. Сейчас храм реставрируется. Источник: сайт " Арские храмы " Село Арское (Арская слобода) при р. Сельде, основано в 1649 году как военное поселение казаков, переведенных из г. Арска Казанской губернии. В 1651 году в селе поставлена деревянная Богоявленская церковь. Каменная церковь Богоявления с приделом Всемилостивейшего Спаса построена в 1770 году коллежским асессором И.С. Пустынниковым. Прослеживаются три основных строительных периода. Собственно храм и восточная половина сохранившейся части трапезной - 1770 год. Первоначально отдельно стоящая колокольня возведена в XIX веке. Вскоре после этого: арки первого яруса колокольни заложены, и она объединена с храмом продлением к западу объема трапезной. Традиционный по композиции трехчастный храм трапезного типа расположен на западной окраине села, на открытом ровном месте, в 1 км справа от автодороги недалеко от г. Ульяновска. Храм, сооруженный в 1770 году, построен в традиции стиля русской архитектуры начала XVIII века, отличается монументальным лаконизмом его форм и простотой объемного решения. Общие габариты здания: 30 х 8,5 м. Сооруженная в XIX веке колокольня является весьма интересным для провинции памятником классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=21610

Иона Маленький Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького Источник 1649–1652 (издаваемое впервые по полному списку) Сообщил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид Путешествие Троицкого иеродиакона Ионы было издано два раза: сперва Коркуновым, в 1836 году, потом И. П. Сахаровым (Сказания русского народа, С.-Петербург, 1849, кн. VIII, стр. 159– 169). К сожалению, оба издания сделаны со списков неполных и неисправных. В издании Коркунова окончания недостает, а в издании Сахарова, для сокрытия неполноты списков, которыми он пользовался, приделан к сводному списку искусственный конец. Занимаясь объяснением текста всех наших древних паломников (до начала текущего столетия), и убедясь по некоторым признакам 1 , что конец Сахаровского издания есть именно «поддельный» (может быть найденный им в одном из списков XVII столетия), а не настоящий, я не терял надежды, что со временем должен где-нибудь найтись полный список путешествия Ионы, по своим достоин­ствам справедливо долженствующего тогда занять почетное место в ряду русских паломников XVII века. Такой список действительно и обрелся наконец в Погодинских рукописях, поступивших, как известно, в Императорскую публичную точную копию с которого я получил благодаря содействию досточтимого А. Ф. Бычкова. Из сличения этого списка с изданными Коркуновым и Сахаровым – оказывается, что в обоих изданиях не достает целой большой главы, в коей Иона повествует о схождении св. огня на гроб Господень и о своем благополучном возвращении на родину, в свой Троице-Сергиев монастырь, после годичного пребывания в Иерусалиме (с 10 мая 1651 по 10 мая 1652 года). Весь же рассказ Ионы обнимает собою пространство времени в три года и восемь месяцев: с марта 1649 по ноябрь 1652, из коих два года он пробыл на одном месте, именно в Терговище (в Молдавии), при иерусалимском патриархе Паисии, в свите которого он выехал из Москвы. Рассказ иеродиакона Ионы прост и обстоятелен: он не вдается ни в какие отвлеченности и описывает весьма занимательно и сердечно лишь то, что видел сам «своима очима», не относясь подобно другим, слишком доверчиво к рассказам местных «вожей», и не прерывая нити Живого рассказа никакими вставочными рассуждениями и мудрованиями, а потому самому сказание это может быть прочтено с удовольствием как теми, кто лично знаком со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф, патриарх Московский и всея Руси Родился в городе Владимире-на-Клязьме, где его родной брат служил соборным протоиереем. С 1639 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. 20 марта 1642 года он был избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол, а через семь дней, 27 марта, состоялась торжественная интронизация. Это был пятый русский патриарх. Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита. Избранным оказался Иосиф. Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царем Алексеем Михайловичем. Особенно они обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком «боголюбцев». Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чем настаивали «боголюбцы» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом – кафизмы, в третьем – канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния. Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов «освященного собора». Е. Е. Голубинский не без основания полагал, что резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

В 1146 г. переяславский князь Изяслав Мстиславич, приглашенный киевлянами на великокняжеский престол, торжественно вступил в свою новую столицу. Здесь встретили его с радостию бесчисленное множество народа и все духовенство города в церковных облачениях – игумены, священники и черноризцы, но не было во главе духовенства митрополита (Михаила II), который, еще в предшествовавшем году удалившись в Константинополь, оставался там по неизвестной причине 1647 . Получив вскоре весть о кончине митрополита, великий князь Изяслав решился поступить по примеру достопамятного предка своего Ярослава и в 1147 г. собрал в Киеве Собор русских епископов с тем, чтобы они сами, без сношения с Цареградским патриархом избрали и поставили для России первосвятителя. Как на достойного занять такое высокое место князь указал на Климента Смолятича, родом русина, черноризца и схимника, который подвизался в монастыре, находившемся в Зарубе, и был такой “книжник и философ”, какого прежде в России не бывало 1648 . Но на Соборе обнаружилось несогласие мнений. Черниговский епископ Онуфрий сказал: “Я узнал, что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть (достоит) поставлять митрополита”. На это Новгородский епископ Нифонт от лица некоторых других епископов отвечал: “Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без патриарха, но ставит патриарх митрополита”, – и, обращаясь к Клименту, тут же находившемуся, прибавил: “Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от патриарха; если же исправишься, примешь благословение от патриарха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от митрополита Михаила, что не следует нам без митрополита служить у св. Софии” 1649 . Тогда Онуфрий снова сказал: “Я узнал, что нам достоит поставить митрополита; мы можем поставить его главою св. Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св. Иоанна Предтечи”. Последние слова указывали, вероятно, на какие-либо известные случаи, бывшие в Церкви Греческой, хотя и не замеченные летописями 1650 , потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции пред целым Собором епископов, между которыми находился и грек Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним и в 27-й день июня поставили Климента Смолятича митрополитом русским главою святого Климента, папы Римского 1651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в XIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них – древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве. В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Исправление книг при Патриархе Никоне В нашу задачу не входит подробное изложение истории раскола, для нас важно только показать, какое участие приняло монашество в волне протестов и в борьбе против реформ Никона. Поэтому мы собираемся предложить читателю лишь самый сжатый очерк истории раскола и участия монашества в протестах против реформ. 25 июля 1652 г. Никон с большой торжественностью был настолован на московский патриарший престол. Работа по исправлению богослужебных книг, которая велась и при патриархе Иосифе, была продолжена: прибывшие из Киева иноки Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий продолжали заниматься сверкой, монах Арсений Суханов еще в 1650 г. был послан на Восток для того, чтобы ознакомиться с обрядами Греческой Церкви и доставить в Москву необходимые документы (греческие книги, рукописи и т. д.). «Кормчая» , сданная в печать в 1649 г. и вышедшая при Никоне, и «Шестоднев», напечатанный в 1650 г., были исправлены после сличения с греческими рукописями. В конце 1650 г. в Москву прибыл митрополит Назаретский Гавриил, привезший послания Иерусалимского патриарха царю и Московскому патриарху, Гавриил не раз делал замечания о «разностях» в богослужебных обрядах Москвы; Иерусалимский патриарх Паисий, побывавший в Москве, перед отъездом из России (1650) тоже говорил царю и патриарху Иосифу о «московских разностях». Никон, тогда еще Новгородский митрополит, благодаря постоянному общению с царем, разумеется, знал об этих мнениях греков. Подобные упреки Никон слышал и от бывшего Константинопольского патриарха Афанасия (1633, 1633–1635, 1651), который в апреле 1653 г. прибыл в Москву и велел переписать для Никона «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» , торжественность которого была особенно по душе Никону. Первый шаг в проведении своих реформ Никон сделал весной 1653 г.— перед началом Великого поста он дал указание («память») настоятелям всех московских церквей: при чтении молитвы прп. Ефрема, занимающей особое место в великопостной службе, совершать поклоны строго «по преданию св. апостолов и отец», то есть не все 17 поклонов должны быть земными, а нужно делать только 4 земных поклона, остальные — поясные. Это первое «греческое новшество» вызвало большое смущение у некоторых московских священников, особенно у протопопов Ивана Неронова, Аввакума Петрова и Даниила из Костромы, имена и деятельность которых занимают столь важное место в истории раскола. Протопоп Аввакум с пронзительной яркостью охарактеризовал это смущение словами, которые цитировались тысячу раз: «Мы собрались и задумались,— писал Аввакум в своем «Житии»,— видим, зима наступает, сердце озябло и ноги задрожали».

http://sedmitza.ru/lib/text/436642/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010