Перенесение мощей свт. Филиппа — событие не только в истории Русской Церкви, но и значительный государственный акт на рубеже 1640–1650-х гг. Алексей Михайлович принес покаяние от имени своего предка Ивана Грозного, виновного в смерти митр. Филиппа. Христианское покаяние царя показало смирение светской власти перед церковной, и это укрепило авторитет митр. Никона накануне избрания нового патриарха и позволило ему выступить со своей программой реформ (Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 366–369 наст. изд.; Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в.//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 283–293). Эта челобитная до настоящего времени не обнаружена (Гудзий Н. К. Комментарии//Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. С. 248). Церковные нестроения (невежество паствы и духовенства, пережитки язычества, лень и недостойное поведение священнослужителей и др., см: Челобитная нижегородских священников (Чтения в ОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. 4. С. 1–31) и «Память тиуну Манойлову» 1636 г. (ААЭ. СПб., 1836. Т. 3. 264) явились причиной возникновения на рубеже 1640–1650 гг. «кружка боголюбцев», или «ревнителей благочестия», среди приближенных к царю. Возглавлял реформистски настроенных членов этого кружка царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев. В условиях, когда епископат во главе с патр. Иосифом не стремился к исправлению церковной жизни, «кружок боголюбцев» при поддержке царя взял на себя подготовку программы будущей церковной реформы. Первым шагом на этом поприще стала борьба за введение единогласия на Соборах 1649–1651 гг. (Латкин В. Материалы для истории земских Соборов XVII столетия (1619–1620, 1648–1649 и 1651 годов). СПб., 1884; Челобитная царю Алексею Михайловичу патриарха Иосифа и всего освященного Собора на благовещенского протопопа Стефана Нифантьева 1649 г.//Чтения в ОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 79–80; Белокуров С. А. Деяние Московского церковного Собора 1649 года (Вопрос об единогласии в 1649–1651 гг.)//Чтения в ОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29–52; Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII в.: Исторические сведения и письменные памятники. СПб., 1904; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 1–105; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 31–42). Поиск подходящей кандидатуры для поставления в патриарха составил одну из главных забот «ревнителей благочестия». До настоящего времени недостаточно ясны мотивы отказа от патриаршества Стефана Вонифатьева. Окончательный же выбор в пользу митр. Никона был сделан лично царем Алексеем Михайловичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Во время казацкого восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого (1648-1654) Киево-Печерскому мон-рю и его имениям был нанесен большой урон. На протяжении всего периода военных действий И. не покидал обитель, защищал ее права в судах. 16 февр. 1652 г. И. подал в Житомирский гродский суд жалобу на пана Я. Домановского, ограбившего одно из монастырских имений - с. Вышевичи. В мон-ре благодаря И. во время восстания нашли убежище некоторые польск. и укр. шляхтичи, в частности, православный шляхтич Иоаким (Яким) Ерлич из с. Коломля Волынского воеводства, скрывавшийся в обители в 1648-1651 гг. и начавший здесь создавать записки о событиях 1620-1673 гг. В мемуарах Ерлича приводятся сведения об И. и о Киево-Печерском мон-ре сер. XVII в. В частности, указывается, что осенью 1649 г. И. послал Ерлича со своими письмами на сеймик, созванный в Житомире по инициативе киевского воеводы А. Киселя , выступавшего за переговоры с Хмельницким, которые прошли в кон. 1649 - нач. 1650 г. в Киеве при участии Ерлича. В июле 1651 г. И. вместе с митр. Сильвестром (Косовым) вел переговоры с польск. командованием, готовившимся к захвату Киева. Вместе с представителями киевского магистрата митрополит и печерский архимандрит встретились под Киевом с польск. гетманом Я. Радзивиллом и просили пощадить город, не разорять церкви и мон-ри, подчеркивая, что против Польши воюют только казаки, а не горожане. Киевские послы говорили о необходимости прекратить разграбление города казаками и просили гетмана не допустить мародерства со стороны военных, Радзивилл пообещал выполнить их просьбу. 25 июля (4 авг.) польские войска заняли Киев и оставались там до сент. 1651 г., когда городом снова овладели казаки. Несмотря на военное время, в Киево-Печерском монастыре продолжала работать типография. Почти за 10 лет управления И. монастырем вышли в свет 4 крупных издания, представлявшие собой перепечатку ранее выпущенных книг (в частности, в 1653 по благословению И. был издан сокращенный вариант Требника митр. Петра (Могилы)), а также несколько брошюр. В 1653 г. монастырь и типографию посетил Антиохийский патриарх Макарий III .

http://pravenc.ru/text/578555.html

В янв. 1648 г. в К-поле прошел Собор с участием И., К-польского и Иерусалимского патриархов и мн. архиереев. Еп. Иоасаф и его сторонники вновь были преданы анафеме. В марте к этому решению присоединился Антиохийский патриарх Макарий III. В июне 1648 г. еп. Иоасаф дал письменное обязательство более не служить в Джувании. Однако в сент. 1649 г. сподвижник Иоасафа иером. Нектарий (впосл. Иерусалимский патриарх) предлагал И. отступное за разрешение богослужений на подворье. Не добившись успеха, Нектарий отправился за помощью к К-польскому патриарху Парфению II (2-е Патриаршество, 1648-1651). Др. посланец Иоасафа, Климент, был направлен к молдав. кн. Василию. Нектарию и Клименту удалось заручиться поддержкой Василия Лупу. Пользуясь своим непререкаемым авторитетом среди православных Османской империи, Василий принудил К-польских патриархов Парфения II и его преемника Иоанникия II (2-е Патриаршество, 1651-1652) предоставить грамоты мон-рю в поддержку требований синаитов. Одновременно он отправил ряд угрожающих посланий И. (от 1650 и 8 авг. 1651), в последнем требовал вернуть молдав. милостыню, дарованную Александрийскому престолу, и обещал употребить свое влияние на османские власти, с тем чтобы они заставили И. пойти на уступки синаитам. И. получил это послание в апр. 1652 г., и уже через неск. дней синаиты призвали его на суд у егип. паши, предъявив патриарху множество обвинений. Нек-рое время И. скрывался в мон-ре св. Саввы в Александрии. Османские власти по разным поводам взыскали с Патриархии свыше 1 тыс. пиастров. Синаиты возобновили богослужение на подворье. 19 авг. И. и нек-рые из его приближенных были брошены в тюрьму и избиты. Патриарх сумел освободиться через 6 дней, пообещав егип. паше 2 тыс. пиастров. После свержения Василия Лупу с молдавского престола (в 1-й раз - 13 апр., затем - 16 июня 1653) синаиты лишились главного покровителя. 3 июня 1653 г. кадиаскер (верховный судья) Египта постановил обратить церковь на подворье синаитов в мечеть под тем предлогом, что ранее на этом месте стояла мусульм. культовая постройка. В церковных кругах правосл. Востока высказывались подозрения, что решение мусульм. властей было инспирировано И., хотя патриарх неоднократно опровергал эти слухи. В нояб. 1653 г. он отлучил синайского иером. Нектария по обвинению в намерении ехать в К-поль и добиваться его низложения.

http://pravenc.ru/text/577954.html

28 сент. 1645 г. М. участвовал в чине венчания на царство Алексея Михайловича , в 1648-1649 гг. был участником Земского собора, его подпись стоит под Соборным уложением. 11 марта 1649 г. М. участвовал в поставлении на Новгородскую кафедру митр. Никона (буд. патриарха) ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. Т. 11. С. 613. Примеч. 103). 9 февр. 1651 г. М. был на Соборе, на к-ром обсуждался вопрос о введении единогласия. 6 июля 1652 г. вместе с Казанским митр. Корнилием , архимандритами и игуменами, боярином кн. А. Н. Трубецким и др. встречал в подмосковном с. Воздвиженском Новгородского митр. Никона с мощами св. митр. Филиппа II (Колычева) (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 320-321). М. участвовал в чине положения мощей святителя в Успенском соборе 17 июля 1652 г., в день памяти прп. Иринарха Соловецкого. В честь этого события М. на свои средства «устроил» в местном ряду иконостаса вологодского Софийского собора «против архиепископля места» икону свт. Филиппа, обложенную «серебром басманным; венец и цата серебряные, резные, позолочены» ( Суворов. 1863. С. 15). На церковном Соборе в июле 1652 г. М. во 2-й раз был выдвинут кандидатом на Патриарший престол, участвовал в поставлении на Патриаршество Никона. М. присутствовал на церковных Соборах: принявшем реформу об исправлении богослужебных книг и обрядов (1654); рассматривавшем вопрос об одобрении книги «Скрижаль»; принявшем решение об анафематствовании Иоанна Неронова и его единомышленников (1656). Хотя М. имел близкое знакомство с Нероновым, нет оснований утверждать, что он выступал против церковной реформы. Так, в июне 1653 г. Неронов в письме М. просил отправить в столицу его сына Петра, заболевшего в Вологде. А. С. Лавров предположил, что М. оказывал Неронову и близким ему людям из Москвы «поддержку в их начинаниях, когда они касались Вологодчины». В этих условиях Неронов начал активное строительство в Ломской Игнатиевой пуст. (Спасский мон-рь) на Саре ( Лавров. 2009. С. 103). Автор «Винограда Российского» Симеон Денисов (см. Денисовы ) также отметил, что М. «в своем граде никаковыя нужды, ниже гонения, ни насилия никакова о древлецерковном благочестии людем содела» ( Каптерев. 1909. С. 492). Еще до начала реформы М. показал себя довольно строгим пастырем, блюстителем чистоты веры. Сохранилось немало свидетельств его нетерпимости к пьянству и другим злоупотреблениям в среде духовенства (см.: ААЭ. Т. 4. С. 485-486. 325; Черкасова. 2012. С. 354-365 и др.). В 1649 г. М. установил жесткие требования к иконописцам и штрафы за их нарушение: «...иконы на Вологде в… иконном ряду выменивать и променивать письма добрых мастеров… а плохих мастеров иконников… не меняти, и в лавках… не держати… с собою на ярманки не возити» (Старая Вологда. 2004. С. 88-89. 103). В 50-х гг. XVII в. М. исправно проводил все церковные реформы, предписанные Соборами и патриархом.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

В. являлся главой кружка «ревнителей благочестия» («боголюбцев», «христолюбцев», «духовной братии»), в 1645-1653 гг. игравшего заметную роль в жизни Русской Церкви. «Ревнители», среди к-рых были представители столичного и провинциального духовенства, а также светские лица, стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путем утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого Собора 1551 г. Многие из членов кружка благодаря В. стали известны Алексею Михайловичу и были приглашены в Москву (в частности, протопоп собора в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной пл. Иоанн Неронов, переехавший в Москву из Н. Новгорода). В кружок входили или были к нему духовно близки протопоп костромского собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери Даниил , свящ. из Суздаля Никита Добрынин , муромский протопоп Лонгин, свящ. из с. Лопатищи Нижегородского у. Аввакум Петров, духовником к-рого был В., архим. Новоспасского мон-ря, в 1649 г. ставший Новгородским митрополитом, Никон, архим. московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря Спиридон (Потёмкин) , справщик Печатного двора Шестак Мартемьянов и др. Благодаря деятельности «ревнителей» было восстановлено произнесение в храмах проповедей и утверждено единогласие , т. е. ликвидирована практика одновременного совершения неск. чинопоследований или неск. частей одного чинопоследования при богослужении. Первая попытка ввести единогласное пение была сделана «ревнителями» на Соборе 1649 г. Она окончилась неудачей, Собор решил «служити по прежнему» - «говорити голоса в два, а по нужде в три» (кроме шестопсалмия). В. выступил против Собора, вслед за царским духовником не поставили свои подписи под постановлением новоспасский архим. Никон, протопоп Неронов, мн. настоятели московских и подмосковных мон-рей. 11 февр. 1649 г. Патриарх Иосиф подал Алексею Михайловичу челобитную на В. за то, что последний назвал членов Собора «волками и губителями», и просил созвать Собор на В. Однако челобитная была оставлена без ответа, царь не утвердил решения Собора. По вопросу о единогласии Патриарх Иосиф обратился к К-польскому Патриарху Парфению II . В дек. 1650 г. в Москву из К-поля пришла грамота, подтвердившая правильность единогласия, к-рое в обязательном порядке ввел в Русской Церкви Собор 1651 г.

http://pravenc.ru/text/155232.html

В сент. 1649 г. архиеп. Иоасаф отправил Н. к К-польскому патриарху Парфению II , к-рого тот сумел склонить на свою сторону. Одновременно синаиты добились поддержки влиятельного молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), бывшего главным благотворителем и неформальным лидером правосл. сообщества Османской империи. В авг. 1650 г. посланник Иоасафа мон. Климент Критянин отбыл с очередными письмами к молдав. князю. В К-поле Н. присоединился к Клименту, вместе они приехали в Яссы и исходатайствовали у господаря Василе Лупу новые послания угрожающего содержания к К-польскому и Александрийскому патриархам (авг. 1651). Под давлением Н. К-польский патриарх Иоанникий II осенью 1651 г. издал разрешение проводить богослужения на синайском подворье в Каире. Предположительно после этого Н. ездил в Синоп для сбора милостыни, а оттуда вернулся в мон-рь св. Екатерины. В соч. «Краткое изложение священной и светской истории», составленном в 50-х гг. XVII в. и в значительной степени посвященном Синайскому мон-рю, Н. отстаивал древние права обители, в т. ч. на основании опубликованной им новеллы имп. Юстиниана I, которая вскоре была признана подложной, но продолжала использоваться синаитами в борьбе за привилегированный статус их мон-ря. Весной 1653 г. господарь Василе Лупу был свергнут в результате заговора бояр. В июне того же года в противоборстве Александрийского патриарха и синаитов наступил перелом. Патриарх Иоанникий сумел привлечь на свою сторону мусульм. власти, к-рые обратили подворье синаитов в мечеть (патриарх отрицал свою причастность к этому действию). 6 нояб. 1653 г. патриарх Иоанникий, находясь в Пелусии (Эль-Фараме), в очередной раз отлучил Н. от Церкви, как было объявлено, за его планы отнять престол у патриарха, используя свои связи в фанариотских кругах. В 1654-1655 гг. произошло примирение архиеп. Иоасафа и патриарха Иоанникия при содействии К-польского патриарха Паисия I . Впосл. Н. некоторое время состоял советником Александрийского патриарха Паисия . После смерти в мае 1660 г.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

З. подолгу жил в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому исполняя обязанности викария Киевского митр. Сильвестра. Весной 1649 г. в Киев сначала к З., к-рый замещал отсутствовавшего митрополита, потом к митр. Сильвестру с просьбой о присылке в Москву ученых укр. монахов обращался царь Алексей Михайлович . З. присутствовал на Соборе правосл. архиереев Речи Посполитой, прошедшем в июне 1650 г. в Киеве, 27 июня участвовал в хиротонии Перемышльского еп. Антония (Винницкого) (Перемышльская кафедра была возвращена православным на основании королевского диплома от 12 янв. 1650, изданного по результатам Зборовского договора между королем и казаками от 9 авг. 1649). 16 янв. 1651 г. вместе с митр. Сильвестром, киево-печерским архим. Иосифом (Тризной) и др. настоятелями мон-рей З. встречал в Киеве московского посла боярина В. В. Бутурлина, приехавшего для приведения горожан к присяге царю. Митрополит и архимандрит Киево-Печерского мон-ря, опасаясь мести польск. властей, не хотели посылать своих слуг для принесения присяги. После уговоров со стороны русских послов киевские духовные власти покорились, и 19 янв. их шляхта и слуги присягнули царю. В тот же день митр. Сильвестр, З. и архим. Иосиф (Тризна) получили от Бутурлина царское жалованье. В вопросах церковной политики Черниговский архиерей следовал за митр. Сильвестром, к-рый отстаивал подчиненность Киевской митрополии К-польскому патриарху в условиях, когда Левобережная Украина вошла в состав Русского гос-ва и рус. власти рассчитывали на переход Киевского митрополита в юрисдикцию Московского первосвятителя. Однако, возможно, взгляды З. не вполне совпадали с позицией митр. Сильвестра. В ходе расспросов в Москве 13 мая 1654 г. старца киевского Михайлова мон-ря Рафаила, когда уточнялась позиция киевского духовенства, мон. Рафаил говорил: «Черниговскои-де епископ Зосима, которои ныне живет в Печерском монастыре, не латинник, и с ними, митрополитом и со архимариты, в думе ево нет». З. характеризовался старцем Рафаилом как «человек смирнои и царьскому величеству добра хочет, толко-де ево мочи нет» ( Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-укр. отношениях кон. 40-х - 80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1: Источники времени гетманства Б. М. Хмельницкого. С. 183. 81, д-2). В грамотах, переданных царю летом 1654 г. послами гетмана Хмельницкого, З. выражал поддержку царю Алексею Михайловичу в войне с Речью Посполитой, в ответ московский государь пожаловал З. 40 соболей.

http://pravenc.ru/text/200039.html

«За торгомъ у гостина двора церковъ Жив. Троицы, да въ пределе св. муч. Флора и Лавра, да теплая церковь св. вел-муч. Варвары, да въ пределе Афанасей Александрийской, обе древяны клетцки; а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье В 1649 году оба деревянных храма сгорели. 1 июня 1649 года митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам дал благословящую грамоту на постройку нового теплого храма во имя святого Афанасия Александрийского. В 1650 году был построен храм во имя Афанасия Александрийского с приделом в честь Великомученицы Варвары. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама от 23 августа 1651 года к храму был пристроен придел во имя священномученика Антипы. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Ионы от 25 июня 1654 года, над теплой Варваринской церковью была построена холодная церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом во имя святого благоверного царя Константина. «1655 г. Построено двухъ-этажное здание Варваринской церкви въ Устюге; верхний храмъ освященъ во имя св. великомученицы Варвары, а нижний во имя Пресв. Троицы». Варваринская двухэтажная, пятипрестольная церковь сгорела в 1679 году. «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорения погорели церкви мученицы Варвары деревянная теплая, а на ней холодная…» К 1683 году церкви были восстановлены, что подтверждают «Писцовые книги» 1683 года. «На площади близъ таможенныхъ избъ и гостина двора церковь Жив. Троицы холодная, да подъ нею церковь жъ теплая св. вел. муч. Варвары, церкви обе были древяные вверхъ шатровые и въ прошломъ во 187 году въ пожарное время те церкви сгорели и съ того пожару вынесли двери царские, столпцы и сень древяные резные писаны на золоте, да иконъ настоящихъ: образъ Жив. Троицы образъ Пресв. Б-цы межувратной, образъ св. вел.-муч. Варвары, образъ Афанасья Александр., образъ свящ.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Из текста «Печского сказания» известно, что тур. власти обвинили Г. в подстрекательстве рус. царя начать войну против Османской империи, в крещении неск. иудеев и турок. Г. «неправедным судом был осужден и повешен, как жертва мира», некий пресв. Павел похоронил его. О мученической кончине Г. и чудесах от его мощей сообщается в приписке в богослужебной книге Печского мон-ря. О посмертных чудесах невнятно и в самой общей форме говорится в записи XIX в. на старопечатной книге из б-ки Печской Патриархии ( Записи. 3. С. 60. 4992). Г. прославляется как «законный первопрестольник Сербской Церкви... и заступник многострадального народа сербского». Г. любил и собирал книги, постоянно делал книжные вклады в различные мон-ри и церкви. В мае 1649 г. Г. дал «в подержание» Нишскому митр. Лонгину Требник из мон-ря Грачаница (Там же. 1. С. 369. 1471). В 1649-1650 г. выменял в Овчарско-Кабларском Сретенском мон-ре Типик и вложил его в патриарший собор в Пече (Там же. С. 364. 1446), в Цетинском мон-ре получил Служебник венецианской печати, к-рым благословил Скопского митр. Филиппа (Там же. С. 378. 1515). В 1650-1651 гг. вложил рукописное Евангелие (САНУ, 65) в новую Никольскую ц. мон-ря Ковилье (Там же. С. 352. 1389). В Москве Г. обратился к патриарху Никону с просьбой издать на Московском печатном дворе и отправить в Сербию привезенные им книги: «Типик, избрание многое от 34-х книг на латынскую ересь цареградского патриарха Михаила Кавасила» (!) и «Житие и повесть святых царей сербских и патриархов» (сочинение серб. архиеп. Даниила II и его продолжателей - своеобразный серб. аналог XIV в. «Книги степенной царского родословия»). Это прошение не было удовлетворено (РГАДА. Ф. 52. 1654 г. 15. Л. 11). Патриарху Никону Г. лично поднес 3 книги (Там же): «Свиток жития всех святых сербских архиепископов, откуды изыде царствие и патриаршество», «Тетради Кирила Философа, учителя словенского» и «Книгу Василия Великого, а в ней напечатано три литоргии» (Служебник. Венеция, 1519: ГИМ. Син. печ. 112 - см.: Иванова Ж. Н. Записи на старопечатных книгах Синодального собрания ГИМ//Рус. книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 378). Судьба этих книг, кроме Служебника, неизвестна.

http://pravenc.ru/text/161337.html

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010