Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон ходатайствовал за утесненных и обиженных, и вскоре ему было поручено принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. 11 марта 1649 г. Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве, Никон был поставлен митрополитом Новгородским и Великолуцким. В 1651 г. митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Ермогена в Успенский собор . В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. 25 июля 1652 г. Никон был возведен на Патриарший престол. Во время интронизации царь дал ему обещание не вмешиваться в дела Церкви. Подобно Патриарху Филарету , он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого царского расположения. Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было очень значительным, он являлся первым советником царя. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России». С самого начала своего Патриаршества Никон установил строгий порядок в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали нормой. Патриарх Никон был талантливым проповедником. Особенно ревностно проявил себя как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви на протяжении нескольких столетий.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198595...

< После божественыя литоргии> Примечания «По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35 . ...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10 . ...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царем 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при ее жизни. ...государыням благоверным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г. ...Стефан поп... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126. а На обороте столбца запись об адресате Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. Б Далее в ркп. зачеркнуто о разстоя. В В ркп. слово испр. из какого-то другого, неразборчиво. Г Далее в ркп. зачеркнуто какое-то слово, неразборчиво. Д Далее в ркп. оторвана бумага. Примечания а На обороте столбца две пометы: запись об адресате К великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии и запись о курьере Отпущен февраля в 27-й де[нь] в час 3 дня. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. Б-В В ркп. слова между строк. В Испр. мной, в ркп. почол. Г Испр. мной, в ркп. На. Д В ркп. слово между строк. е Далее в ркп. оторвана бумага. ж Испр. мной, в ркп. на. 3 Испр. по А, в ркп. те. Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповедника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658 – 1659, 52, 53 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пустошь " Чистиха " упоминается в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Ефимиеву монастырю, датированная 1479-м годом. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистиху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. В начале XVII века царь Михаил Фёдорович пожаловал сельцо Старую Чистуху князю Никите Семёновичу Вяземскому. С этого времени Чистуха значится в вотчине князей Вяземских. Стоит сказать, что князь Никита Вяземский при дворе царя Алексея Михайловича в 1649-1651 гг. воеводствовал в городке Епифани. За свою верную службу этот воевода ещё первым царём из династии Романовых, Михаилом Фёдоровичем был пожалован поместьем - сельцом Старая Чистуха Владимирского уезда в 25-ти верстах к северо-востоку от Владимира. Так Вяземские впервые " прописались " на Владимирской земле. Причём на два с лишним столетия. От князя Никиты сельцо Чистуху унаследовали три его сына - Иван, Матвей и Василий. В 1645 году владение Вяземских описывалось так: " ... в сельце на отчей земле часовня деревянная клетцки, а в ней чудотворный образ святой великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, строение помещиково, в сельце два двора помещичьих, 10 дворов крестянских и бобыльских " . То есть в Чистухе имелись две усадьбы Вяземских и построенная ими же Пятницкая часовня. В 1696 году там значились дворы попа, дьячка, просвирницы, двор помещиков и 15 крестьянских дворов. В 1694 году местным помещиком " стольником князем Петром княж-Васильевым " сыном Вяземского была выстроена в Чистухе деревянная церковь, которая в 1695 году была освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца, священником села Дорошево Дмитровского уезда о. Борисом. С того времени деревня Старая Чистуха стала селом. К ней были определены священник, дьячок и просвирница: помещиком отдано в пользу причта земли по 10 четвертей в поле и сена 10 копен; в приходе тогда состояло: 1 двор помещичий и 15 дворов крестьянских. Дани положено было на церковь 17 алтын 5 денег, заезда гривна.

http://sobory.ru/article/?object=02476

с. относится перестройка церкви-колокольни свт. Алексия, митр. Московского (с кон. XVII в. Голгофо-Распятская ц.), предпринятая, вероятно, после 1570 г. для размещения на ней колоколов, вывезенных Иоанном Грозным из Новгорода. При Иоанне Грозном была осуществлена стенопись Покровского собора. К 70-м гг. XVI в. относят и фрески шатра Троицкой ц.- единственный пример сюжетной росписи шатрового храма в XVI в. В 1569 г. Иоанн Грозный привез в А. с. из разоренной Твери медные врата и установил их на зап. портале Покровского собора (вероятно, они были выполнены в XIV в. для Спасо-Преображенского собора Твери). Др. медные врата XIV в., с золотой наводкой, т. н. Васильевские, вывезены им в А. с. из новгородского Софийского собора в 1570 г. и поставлены в юж. портал собора. 19 нояб. 1581 г. в А. с. от побоев, полученных во время ссоры с Иоанном Грозным, скончался царевич Иван. Это трагическое событие положило конец истории А. с. как постоянной царской резиденции. В Смутное время А. с. была разорена, но при царе Михаиле Феодоровиче вновь стала местом отдыха царского семейства при паломнических выездах. Новый период истории А. с. начался в 1649 г., когда прп. Лукиан Александровский положил начало жен. мон-рю на территории государева двора. В 1651 г. царь Алексей Михайлович передал обители Успенскую ц. и часть слободской земли для строительства келий. Так возник Александровский в честь Успения Божией Матери жен. мон-рь . Арх.: Некрасов А. И. Памятники Александровой слободы, их состояние и значение//ЦГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед. хр. 17. 1948 г. 369 л. Лит.: Ulfeldi Jacobi Legatio moscovitica, sive Hodopoericon Ruthenicum. Francofurti, 1607, 16272 [содержит гравюры с изображением А. с.]; Стромилов Н. С. Цесаревна Елисавета Петровна в Александровой слободе и Успенский девичий монастырь в то же время. М., 1874; он же. Царевна Марфа, сестра Петра Великого: Ист. биогр.//Александрова Слобода в XVII в. и Успенский девичий монастырь (1612-1699 гг.). Владимир, 1883; он же. Александрова слобода: Слобода до Грозного.

http://pravenc.ru/text/64482.html

Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества в 1589 году — именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640–1649), Сергия (1651–1654) и Пафнутия (1660–1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI—XIX веков. Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, составляло 5060 человек. В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея – епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов монастырь был причислен к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большей частью архимандритами. Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей. В XIX веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли нижегородской — епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов). В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894). После Октябрьского переворота Нижегородский Благовещенский монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещалась школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря проводились постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В 1922 году под предлогом помощи голодающим из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы — золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам общий вес 135 изъятых предметов составил около 136 килограммов.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Той же и впредь да благословит... потруждатися тебе на всецелый год и прочыя таковыя же житий святых книги исправити совершенно и типом изобразити... в Лавре... ея же бывший... архимандрит, а нынешний... митрополит киевский Варлаам... пред мерностию нашею усердное твое и благоразумное в том святом деле трудолюбие все добре похваляющ... Увещах его архипастырство и о соизволении на то возследствующаго ему настоятеля и братии тояже ставропигии нашея не сумнимся... Желательное наше благословение архипастырское препосылаем». Димитрий отвечал на эту грамоту 10 ноября, благодарил патриарха и просил прислать Макарьевские минеи за декабрь, январь и февраль, которые хотя были присланы патриархом Иоакимом, но «вскоре от нас взяшася, мне не возмогшу кратким временем тех прочести и яже на потребу оттуду изъяти». 926 14 ноября 1690 г. (по московски 1691 г.) митрополит Варлаам, оставив Батурин, торжественно вступил в Киев. 25 декабря скончался Феодосий Гугуревич, бывший игумном в Батуринском монастыре пять лет, в Михайловском один год, в Братском три, Максаковском один и «в бедах страдавшим год один». 927 На память от него Димитрий получил книгу Nomenclator Marianus Romae 1649 г. 928 6 января 1691 г. возвратился в Батуринский монастырь монах Феофан, постриженик Димитрия, «который вышел из своего монастыря в 1684 году, ходил по разным землям, в Париже и Риме, философии и богословия учился, был и в Баре». 929 13 января Димитрий устроил, с соизволения гетмана Мазепы, торжественное перенесение части мощей великомученицы Варвары из Батурина, из казенной палаты в свой монастырь и установил каждый вторник петь молебен св. Варваре. Димитрий уже и раньше особенно почитал св. Варвару. Это перенесение было как бы исполнением пророческого видения, 10 августа 1685 г., когда Димитрий во сне сожалел, что мощи святой, «патрона моего» лежат в убогой и обветшалой раке. 930 Что касается до самой частицы мощей, то от них, по словам святителя, «изъясняет пред семи леты повесть, написанная от достовернаго мужа, Феодосия Сафоновича, игумена михайловскаго», автора известного нам Выклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря. Как справедливо отмечает современный церковный исследователь, митрополит Никон «своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благополучному исходу всего дела, но и избавил от суровых кар множество людей...». В 1651 году митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и  Патриарха Иосифа  перенести мощи святителей Филиппа ,  Иова  и  Гермогена  в Московский Успенский Собор . В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре и народ дали такую клятву. Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/

Делегаты на Собор избирались от разных городов и сословий: от бояр, духовенства, дворян, стрельцов, казаков, купцов, посадских (горожан). От крестьян выборных приглашали не всегда. Но уезды с селами входили в земские структуры городов, а значит, делегаты от них представляли и крестьянство. Открывалось первое заседание речью государя, сообщавшего, какие вопросы надо решить. Далее совещались " по фракциям " - по сословиям или местностям, подавали " скаски " с обобщенными предложениями. Хотя каждый мог подать и собственное особое мнение. Общее решение должно было быть единогласным. Независимо от причины созыва Собора, делегаты везли в Москву наказы выборщиков, сообщая о местных проблемах и нуждах. Эти вопросы тоже поднимались на заседаниях. Права Соборов были огромными. Они вырабатывали и принимали законы - например, Соборное Уложение в 1649 г.. Они решали вопросы о вступлении в войну. Так, в 1637 г. казаки захватили Азов. Принять его - значило воевать с Турцией. Но на Соборе делегаты от купечества и посадских выступили против, и Азов вернули туркам. А для любителей сопоставлять традиции западной и российской демократии приведу даты. Сословные Генеральные Штаты во Франции созывались в 1484, 1560, 1614 и 1789 г. И все... А русские Земские Соборы - в 1550, 1566, 1584, 1598, 1599, 1610, 1613, 1616, 1618, 1619, 1621, 1623, 1632, 1643, 1645, 1649, 1650, 1651, 1653, 1654, 1676, 1680, 1682... Когда надобности в созыве Собра не возникало, государь правил тоже не единолично. Текущие вопросы он обсуждал с Боярской Думой, которая являлась законосовещательным органом. Формула любого указа звучала: " Царь повелел, и бояре приговорили " . В отличие от британской палаты лордов, куда человек попадал только по происхождению, независимо от личных качеств, на Руси боярство приобреталось вовсе не автоматически. Это был чин, а не титул. Отпрыск знатного рода начинал службу в звании новика или стряпчего. Достойных производили в стольники. Потом, если человек заслужил, его жаловали в окольничие. И лишь следующей ступенью было пожалование боярства. Представители 16 самых знатных родов имели право стать боярами, минуя чин окольничего. Но только право! Производство было персональным. Флетчер писал: " Что касается общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания " .

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

«Описание путешествия в Московию...». Ок. 1647 г. С 1639 г. О. жил в замке Готторп, состоял придворным математиком, археологом и антикваром при герцогском дворе. В 1643 г., когда он посетил Москву в 3-й раз, царь Михаил Феодорович предложил ему остаться в Русском гос-ве в качестве придворного астронома и землеведа. О. отказался, полагая, что жители Москвы будут считать его волшебником и чернокнижником. По др. данным, ему было предложено место в герцогском совете Шлезвиг-Гольштейна, и он предпочел эту должность, обещавшую ему стабильное социальное и материальное положение. С 1649 г. заведовал кунсткамерой и б-кой, к-рую значительно обогатил вывезенными им с Востока персидскими и арабскими рукописями. Составил описание Готторпской кунсткамеры, работал над арабско-персидко-турецким словарем (не опубл.), перевел на нем. язык поэмы Абу Мухаммада Саади «Гулистан» (Розовый сад) и басни Лукмана. Автор кратких эпиграмм-сентенций. Вероятно, курировал работы и внес значительный вклад в создание Готторпского глобуса (1651-1664; см.: Карпеев. 2003. С. 12-16), который в 1713 г. подарен царю Петру I и в 1717 г. был привезен в С.-Петербург (Там же. С. 30-35). О. похоронен в кафедральном соборе св. Петра в г. Шлезвиг. Наибольшую известность получило сочинение О. «Offt begehrte Beschreibung der newen orientalischen Reise so durch Gelegenheit einer Holsteinischen Legation an den K o nig in Persien geschehen durch M.» (Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно; впервые опубл. на нем. языке в 1647). Основу «Описания...» составил отчет О. о поездке, который он представил герц. Фридриху III по возвращении. Впосл., во 2-м издании (1656; неоднократно переиздавалось) О. серьезно переработал текст, после чего его сочинение стало представлять собой одновременно путевой журнал, энциклопедическое описание Русского гос-ва и Персии и этнографические заметки, перемежавшиеся многочисленными личными подробностями, стихотворениями, перечнями, речами, произнесенными различными лицами, выдержками из деловых документов (грамот герц.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

Пространство Испании, царства Абд аль-Рахмана и Эмира аль-Муминина (да будет Бог ему в помощь!) – 16 градусов или 1100 миль 1646 ; это есть пространство государства по границам его. Земля эта жирна, изобилует реками, источниками, водоемами 1647 ; она есть земля хлеба, вина и елея; она богата плодами и всем приятным, имеет огороды и сады, производит все роды деревьев, плодоносных и шелководных и посему у нас много шелку. В горах и реках наших собирают много пурпуровых червей 1648 . Находятся у нас горы шафрана 1649 , разного рода рудники, золотые, серебряные, рудники красной меди, железа, олова, свинца, камней шаук 1650 , серы, мрамора, стекла 1651 . Производится у нас также то, что на Измаильском языке называется лулуун 1652 . Купцы и торговцы стекаются к нам со всех стран и дальних островов 1653 , из Египта и из других верхних (южных) стран 1654 . Привозят они ароматы и драгоценные камни; (страна наша) торгует с царями и князьями; (торгует она) всеми драгоценностями египетскими. Царствующий у нас царь собирает сокровища золотые и серебряные, также драгоценные вещи 1655 . Войско его многочисленно, как не бывало у прежних царей 1656 . Ежегодные доходы его, поступающие ко мне, составляют 100000 червонцев (золотых) 1657 ; это есть его доход от одних только иностранных купцов 1658 , чьи торговые дела, как и все до них касающиеся, идут через меня и по моим приказаниям (хвала Господу за его многие милости ко мне!) 1659 . Цари земли, слыша о величии и могуществе царя нашего, приносят ему дары и драгоценные подарки для снискания его расположения, как то: царь Ашкеназский 1660 , царь Гебалимский, то есть Аль-Саклаб 1661 , царь Кустантинии 1662 и другие. Через меня приходят эти дары и производятся соответствующие подарки 1663 (мои уста произносят хвалу Царю небес за то, что он склонил свои благодеяния на меня, не по моим заслугам, но по Своей милости). Всех этих посланников, приносящих дары, я постоянно расспрашивал о наших братьях, израильтянах, остатках изгнания, не слышали ли они (посланники) чего-нибудь о свободе (независимом состоянии) тех, которые томятся в рабстве и не находят отдыха, пока не уведомили меня посланники Хорасана 1664 , что существует государство еврейское, по имени Апь-Хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010