Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поклонение волхвов. 1619 г. Худож. Д. Веласкес (Прадо. Мадрид) [Родригес де Сильва Веласкес; Rodriguez de Silva Velasquez (Velazquez)] Диего (1599, Севилья - 1660, Мадрид), исп. художник, один из величайших мастеров европ. и мировой живописи. Сын дворянина португ. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. галерея, Лондон; «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид; «Явление Христа в Эммаусе», ок. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. сюжет представлен как жанровая сцена и написан под сильным влиянием Караваджо, с резкими контрастами освещения, натурализмом в передаче различных фактур, провоцирующей динамикой жестов. Получив диплом мастера гильдии художников Севильи, в 1623 г. В. перебрался в Мадрид, где благодаря высоким покровителям и удачно выполненному портрету молодого монарха стал придворным живописцем. Для его профессионального роста решающими оказались знакомство с королевской коллекцией старых мастеров, прежде всего итал. художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651). В 30-х гг. XVII в. наряду с быстрой адм. карьерой В. достиг больших успехов в живописи. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. полководцу ключей от голл. крепости. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии», изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных. На портретах В., к-рые были основным жанром в его творчестве, представлены не только правящая семья, но и необычные персонажи, напр. придворные шуты. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. 1644, Прадо, Мадрид). при скупости цвета приемы, используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого.

http://pravenc.ru/text/150043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ (Корецкий; † после 1653), иером. киевского Братского мон-ря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище «Сатановский» позволяет предположить, что А. С. род. в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 г., когда царь Алексей Михайлович приглашал А. С. вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву «для справки Библии греческие на славянскую речь», А. С. уже был монахом Братского мон-ря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 г., после повторного приглашения царя, А. С. вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском мон-ре в Пленницах , спустя нек-рое время - в Чудовом мон-ре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с лат. языка. Летом 1650 г. А. С. и Епифаний посетили нижегородский Дудин мон-рь , после возвращения из к-рого А. С. подал челобитную царю, в к-рой писал, что не знает греч. языка, считает себя «малопотребным» в деле, для к-рого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у А. С. умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и 2 сестер, а также повидаться с братом. В февр. 1651 г. с царской грамотой и казенными деньгами А. С. отправился к рус. послам в Крым, но поездка не увенчалась успехом. 7 марта следующего года А. С. вернулся в Москву и поселился в Богоявленском мон-ре. Летом 1653 г. за какую-то вину А. С. был сослан в Антониев Сийский мон-рь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность А. С. в Москве была довольно разнообразной. В 1650 г. он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат. словаря А. С. Калепина («Лексикон латинский»); затем, вероятно уже под рук. А. С., укр. книжниками был составлен «Лексикон славяно-латинский», включающий в себя ок. 7500 слов. Вместе с Епифанием А. С. работал над переводом «Большого атласа» голл. картографа В. Блау, А. С. принадлежит перевод главы о Галлии (ГИМ. Син. 112, 781 - возможно, автограф). Во время крымского путешествия А. по поручению правительства сделал копию книги саксонского проповедника XV в. Мефрета (Hortulus Reginae sive sermones. Coloniae Agrippinae, 1626) и по возвращении в Москву занялся ее переводом. Этот труд, названный переводчиком «О граде царском», подробно охарактеризован А. С. в челобитной царю в 1652 г. (опубликована С. М. Соловьёвым). Существует предположение, что А. С. составил «Зерцало духовное» в 94 главах (ГИМ. Син. 328, 329) - «каталог, или сочисление» грехов и добродетелей, расположенных в алфавитном порядке. Патристические тексты в этом сочинении цитируются по киевским изданиям 20-40-х гг. XVII в., что позволяет считать ее составителем одного из киевлян, приглашенных в Москву ок. 1649 г. Переводы А. С. и «Зерцало духовное» не опубликованы.

http://pravenc.ru/text/76316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ [Серб. Михаило] (Боичич; рубеж XVI и XVII вв.- 1669, мон-рь Хиландар, Афон), митр. Кратовский Печской Патриархии. О жизни М. известно из неск. серб. записей и рус. источников. В челобитной рус. царю Алексею Михайловичу от 25 июня 1652 г. М. сообщил, что происходит из семьи «Сербския земли града Кратова князя». Из-за бесчинств мусульман его отец Николай оставил княжество и принял «священнический чин», отдав сына патриарху Печскому Паисию (Яневацу) , у к-рого потом тот служил архидиаконом «лет пятнадцать» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 4. Л. 39). В послании к царю Алексею Михайловичу от 2 апр. 1647 г. патриарх Печский Паисий сообщал о хиротонии М. во митрополита «Вретанийского, еже именуется Ровища» (Там же. 1648 г. Д. 5. Л. 3-6). Судя по включенным в пространный титул М. географическим названиям - «Кратовский», «Коласийский», «Баньский», «Радомирский», «Паланкский», «Шипский», «Радовишский» и др. (см.: Записи) - его епархия граничила с Охридской архиепископией и включала совр. города Кратово, Штип, Крива-Паланка и Радовиш (Республика Македония) и Кюстендил (Болгария). Вероятно, до хиротонии М. был насельником мон-ря Хопово , т. к. впервые Москву он посетил в нач. 1648 г. с жалованной грамотой этой обители и просил предметы церковного обихода и денег на ремонт мон-ря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1648 г. Д. 5. Л. 24, 26). 1649-м годом датированы записи М. на полях Минеи и Восьмигласника из мон-ря Лесново и запись в Псалтири, к-рую он сделал, находясь в с. Шашковац в Косове и Метохии ( 4. Бр. 6848-6850). Когда османские власти потребовали отдать якобы унаследованную М. казну патриарха Паисия, ок. 1649 г. он ушел на Афон. В наказание османы схватили и пытали его родного брата Веньямина. За тысячу «тарелий» М. выкупил брата и вместе с ним, архим. Дионисием и иеродиаконами Дамаскином (иногда называется племянником М.) и Никодимом в кон. 1651 г. прибыл на «вечное житье» в Москву. М. пожаловали «корма и платье», святительские облачения, 30 нояб. пригласили на прием к царю, а 30 янв. 1652 г. разрешили посетить Троице-Сергиев монастырь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 4. Л. 11-12, 22, 26, 30-31). 23 июня 1652 г. М. в челобитной просил царя увеличить жалованье брату «Веньямину Микулаеву сыну Томаеву», а в челобитной от 25 июня 1652 г.- принять его родственника на царскую службу (Там же. Л. 38, 39).

http://pravenc.ru/text/2563626.html

Ильинское. Церковь Иоанна Богослова. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты с. Ильинское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Село Ильинское было вотчиной московских патриархов. В книгах Патриаршего казённого приказа записано: «Церковь Святого пророка Илии в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани 2 алтына 5 денег, десятильнича гривна и апреля 14 день на нынешний 137 (1629) год те денги взяты впервые». В 162 г. (1654) по новому дозору положено дани 2 рубля 5 денег. В 1643 г. в Ильинском по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.) была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. Постройкой заведовал архимандрит Юрьевского Архангельского монастыря Дионисий. В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и колокола и всякое церковное строение». Интронизация патриарха Иосифа состоялась 27 марта 1642 года. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью его служения. Вступив на патриаршую кафедру, он обратился к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, состоявшим из трёх частей, в которых содержалось обращение к епископам, к царю и боярам и к рядовым священнослужителям. В 1643 г. патриарх Иосиф защищал православие в прениях с лютеранским пастором Фильгобером, приехавшим в Москву с датским принцем Вольдемаром. При Иосифе издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1648), преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского (1652), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645). На пожертвования патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. В 1647 г. в Царёво-Кокшайске была явлена чудотворная икона жен-мироносиц и на месте её явления воздвигнут храм. 5 апреля 1652 г. в Москву перенесены мощи патриарха Иова. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения, в 1649 г. в Москве открылось духовное училище при Андреевском монастыре. На земском Соборе 1651 г., созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, патриарх проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался за скорейшее воссоединение. Он скончался 15 апреля 1652 г., искренне оплаканный царём, его ближайшим окружением и народом. Погребён патриарх Иосиф в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины. 

http://sobory.ru/article/?object=03497

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл., основан в 1649 г. игум. Лукиановой муж. пуст. Рождества Богородицы прп. Лукианом на территории государева двора - Александровской слободы , первоначально необщежительный. С 1651 г. мон-рь относился непосредственно к Патриаршему приказу . В том же году указом царя Алексея Михайловича обители была передана Успенская ц. слободы, в 1654 г. освященная по благословению Патриарха Никона (Минова), и часть слободской земли для строительства келий. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. В 1650 г. прп. Лукиан постриг первых 2 вдов, жительниц слободы, к 1654 г. в мон-ре насчитывалось 7 инокинь. Расширение мон-ря началось с приходом в него в 1662 г. нового духовника, прп. Корнилия Александровского († 1681). При нем в 1664 г. А. У. м. стал ружным. К нач. 80-х гг. XVII в. в мон-ре проживало 200 сестер. Рост обители сопровождался активным строительством. Во 2-й пол.- кон. XVII в. были частично перестроены Успенская и Троицкая церкви, сооружены каменные сестринские кельи. При царе Феодоре Алексеевиче (1676-1682) построены Сретенская ц. при больничном корпусе, каменная ограда мон-ря со Св. вратами и надвратной ц. вмч. Феодора Стратилата. Вид на Александровский Успенский мон-рь с моста через р. Серую. Фотография: Сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/82367.html

Рясня. Часовня Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1996 году на месте разрушенной Воскресенской церкви была построена деревянная Воскресенская часовня, освящённая 22 ноября того же года. По материалам издания: Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. - Старица, 2007. До начала XVII в. Рясня была значительным селом и имела три церкви. В писцовых книгах 1624 и 1625 гг. левой половины Ржевского у. селение описывается так: «В Рясенской волости вдовы княгини Марьи, Князь Григорьевские жены Елизаветы, пустошь, что был погост Рясна на ручью, а в нем церковь Воскресения Христова древень вверх, да церковь Рождества Христова, да церковь мученицы Христовы Парасковеи, да придел Николая Чудотворца, древяны клетцки, все пусты развалились». В 1638 г. с. Рясня принадлежало князю Петру Шаховскому. В 1649 г. Рясня была продана в вотчину Ивану Ивановичу Вельяминову и зубчанину Захарью Ивановичу Козлову, «по 11 чети человеку», в 1651-м З.И. Козлов продал вотчину Семену Ивановичу Шаховскому. В 1670 г. князя С.И. Шаховского не стало, и вотчина в 1672 г. «справлена за его сыном князем Петром». По смерти князя П.С. Шаховского в 1682 г. Рясня досталась окольничему князю Перфилью Ивановичу и его сыну князю Ивану Шаховским. В 1684-м село принадлежало Андрею Никитичу Квашнину-Самарину, «доставшееся ему по променной записи от стольника князя И. П. Шаховского». 14 июня 1687 г. Петру Квашнину-Самарину было разрешено построить церковь во имя Воскресения Христова. А 4 сентября 1693 г. деревянная церковь была освящена. В начале 80-х гг. XVIII в. деревянная церковь пришла в ветхость. Новый каменный храм был построен в 1780 г. на средства помещика Николая Даниловича Козлова. Храм имел три престола: главный - во имя обновления храма Воскресения Христова и два теплых: правый - во имя Богоявления Господня и левый - во имя Святителя Николая. Правый придел был устроен на средства помещика Абрама Петровича Корнилова, а левый - на средства Николая Даниловича Козлова. Роспись в главной церкви произвел ряснинский живописец П.П. Зуев, а в теплых приделах - Богоявленском и Никольском - Старицкий живописец Иван Иванович Масленников. Прихожане были из с. Рясни и дд. Храпыни, Рылово, Волочагино, Борисцево, Пусторадиха, Дворцы, Ялыгино, Степанково, Стренево, Девонисово, Холмец, Сетки, Глазуны, Минино, Бояково, Грешнево, Михалково, Любино, Гудково.

http://sobory.ru/article/?object=22609

Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский Родился в Новгородской губернии. Монашество принял в Троицком Макариев-Желтоводском монастыре. С 1649 года был игуменом Боровского Пафнутиева монастыря. 9 марта 1651 года в Московском Успенском соборе патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. Вскоре по приезде в Тобольск построил при архиерейском доме домовую церковь во имя 40 мучеников Севастийских, в память дня своей хиротонии. 22 января 1654 года выехал в Москву для присутствия на Соборе по делу исправления богослужебных книг. 14 декабря 1654 года вернулся в Тобольск. Архиепископ Симеон, сочувствовавший протопопу Аввакуму, находившемуся в изгнании в Тобольске, дал ему священническое место. Но и в Тобольске протопоп Аввакум скоро успел вооружить против себя многих. Дьяк архиепископского двора Иван Струна за что-то невзлюбил и преследовал дьячка той церкви, в которой служил Аввакум. Однажды, во время отъезда архиепископа Симеона в Москву, когда Аввакум с дьячком своим Антоном отправлял вечерню, Струна вбежал в церковь и схватил Антона на клиросе за бороду. Аввакум тотчас оставил службу, затворил и замкнул двери церкви, чтобы не впустить никого из пришедших с Струною, а самого Струну с помощью дьячка посадил на полу среди церкви и отстегал его ремнем «нарочито». Родственники Струны, также попы и чернецы, возмутили весь город, чтобы убить Аввакума, так что он целый месяц бегал от них и скрывался, иногда ночевал в церкви, иногда уходил к воеводе. Когда возвратился архиепископ, Аввакум пожаловался ему и прибавил, что в его отсутствие дьяк Струна не подверг никакому наказанию одного кровосмешника, взяв с него полтину. Владыка велел сковать дьяка Ивана Струну, но Струна ушел к воеводам в приказ. Воеводы отдали Струну на поруки боярскому сыну Бекетову. А владыка, по совету Аввакума, предал Струну в Неделю Православия проклятию. И это проклятие до того поразило Бекетова, что он вышел из себя и тут же в церкви бранил архиепископа и Аввакума, а на пути в дом свой внезапно скончался. Владыка и Аввакум приказали бросить тело несчастного среди улицы собакам и только через три дня похоронили. Полагают, что архиепископ Симеон сочувствовал и другим расколоучителям. За это патриарх Никон запретил в священнослужении архиепископа Симеона на целый год (с 25 декабря 1656 по 25 декабря 1657 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодосий, епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский (Василевич) Год рождения неизвестен. Обучался в Киево-Братской коллегии, которая с 1632 года называлась Киево-Могилянской. С 1646 по 1651 год преподавал в той же коллегии пиитику, риторику, философию. Позже был префектом коллегии. В июне 1649 года ездил в Москву с ходатайством перед царём Алексеем Михайловичем за Киево-Братский монастырь, наместником которого он был. В 1654 году упоминается игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1654 года архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря. В июле 1654 года архимандрит Феодосий посылал к царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой уверял его в своей непоколебимой преданности. Гетман Богдан Хмельницкий говорил о нём царю: «Той архимандрит зело потребен есть Церкви святой, искусен муж и премудр, и на вся дела вере нашей благочестивой благопотребен, и тебе, великому государю нашему, верен, и всякого добра прямо желает». В марте и апреле 1655 года архимандрит Феодосий находился в стане литовского гетмана Радзивилла под Могилевом и старался убедить осаждённых могилевцев сдаться польскому войску. Но ни устрашения, ни проклятия архимандрита Феодосия не подействовали на жителей Могилева. Они отбили приступы Радзивилла, остались верными Московскому государю, которому и переслали письма архимандрита Феодосия. Подписывая письма, Феодосий называл себя не только игуменом Киево-Михайловским и архимандритом Слуцким, но и «икономом-наместником митрополии Корунной», то есть наместником митрополита в той части его митрополитской епархии, которая находилась ещё в пределах Польши. Этим, по-видимому, объясняется поведение архимандрита Феодосия. Когда он действовал в Киеве как игумен Михайловский, он действовал как подданный московского государя, исполнял его волю, покорялся московским властям. Но когда действовал в пределах Польши как архимандрит Слуцкий и наместник митрополии Коронной, он действовал как подданный короля Польского и должен был покоряться польским властям из опасения лишиться всего. Возможно, что гетман Радзивилл, двигаясь со своим войском, случайно застал Феодосия в его Слуцкой обители, взял его с собой и приказал ему писать в Могилев от имени самого митрополита те самые письма. Утверждать, будто Феодосий писал эти письма по собственному желанию и убеждению, или будто бы писал по приказанию или с согласия самого митрополита, мы не можем. Митрополит, находясь в Киеве, мог вовсе не знать, что пришлось делать его наместнику и его именем под Могилевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Память 13/26 декабря Священномученик Гавриил (Райич) взошел на патриарший престол в тяжелое для Сербской Церкви время турецкого владычества. Он стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., заботясь о вверенном ему стаде словесных овец. Блаженный Гавриил прилагал немало трудов для укрепления церковного порядка и мира. Однако со временем положение Церкви стало ухудшаться. «С одной стороны, — пишет преподобный Иустин (Попович), – были турецкие власти, творившие различные насилия и требовавшие от Церкви огромной подати, а с другой стороны — сильная католическая пропаганда, которая через папских «миссионеров» пыталась в Сербии, как и среди других православных народов на Балканах, посеять семена унии».      В 1649 году святитель посетил Константинополь для уплаты положенной подати и подтверждения своего архипастырского положения. Исполняя свой пастырский долг, патриарх Гавриил объезжал отдаленные уголки сербских земель. Так, в 1650 - 1651 гг. он совершил много поездок, поучая народ закону Божию и укрепляя в вере отцов, чтобы православная паства могла твердо противостоять давлению римской пропаганды. Патриарх специально посещал наиболее отдаленные сербские земли к северу от Дуная, где униатское влияние было особенно велико. В 1653 году святитель побывал в Валахии и Молдавии, где на некоторое время задержался у воеводы Матии Басараба, выполняя возложенную на него политическую миссию: Сербский патриарх содействовал примирению Матии Бесараба с гетманом Богданом Хмельницким. Далее патриарх продолжил путь в единоверную Россию и в середине 1654 года прибыл в Москву, где ему был оказан радушный прием. Главной целью поездки святителя был сбор милостыни для многострадальной Сербской Церкви. Летописец отмечает, что в то время наблюдалось великое оскудение, и в сербских церквях и монастырях недоставало необходимой богослужебной утвари. Помимо сбора милостыни, патриарх имел и еще одно намерение. В Москве он хотел напечатать привезенный им «Типик. Избрание многое от тридцати четырех книг на латинскую ересь» митрополита Солунского Нила Кавасилы. Святитель осознавал насущную необходимость в книге, где бы подробно рассматривались различные полемические вопросы. В Москве сербского святителя дважды принимал царь Алексей Михайлович, а с патриархом Никоном у него сложились близкие дружественные отношения, и он даже принимал активное участие в Московском Соборе 1656 года.

http://pravoslavie.ru/40999.html

Священномученик Гавриил, патриарх Сербский (версия для печати)/Православие.Ru Священномученик Гавриил, патриарх Сербский Православие.Ru , 22 июня 2005 г. Память 13/26 декабря Священномученик Гавриил, патриарх Сербский. Икона Стаматиса Склириса Священномученик Гавриил (Райич) взошел на патриарший престол в тяжелое для Сербской Церкви время турецкого владычества. Он стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., заботясь о вверенном ему стаде словесных овец. Блаженный Гавриил прилагал немало трудов для укрепления церковного порядка и мира. Однако со временем положение Церкви стало ухудшаться. «С одной стороны, — пишет преподобный Иустин (Попович), - были турецкие власти, творившие различные насилия и требовавшие от Церкви огромной подати, а с другой стороны — сильная католическая пропаганда, которая через папских «миссионеров» пыталась в Сербии, как и среди других православных народов на Балканах, посеять семена унии». В 1649 году святитель посетил Константинополь для уплаты положенной подати и подтверждения своего архипастырского положения. Исполняя свой пастырский долг, патриарх Гавриил объезжал отдаленные уголки сербских земель. Так в 1650- 1651 гг. он совершил много миссионерских поездок, поучая народ закону Божию и укрепляя в вере отцов, чтобы православная паства могла твердо противостоять давлению римской пропаганды. Патриарх посещал наиболее отдаленные сербские земли к северу от Дуная, где униатское влияние было особенно велико. В 1653 году святитель побывал в Валахии и Молдавии, где на некоторое время задержался у воеводы Матии Басараба, выполняя возложенную на него политическую миссию: Сербский патриарх содействовал примирению Матии Бесараба с гетманом Богданом Хмельницким. Далее патриарх продолжил путь в единоверную Россию и в середине 1654 года прибыл в Москву, где ему был оказан радушный прием. Главной целью поездки святителя был сбор милостыни для многострадальной Сербской Церкви. Летописец отмечает, что в то время наблюдалось великое оскудение, и в сербских церквях и монастырях недоставало необходимой богослужебной утвари.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010