Нынешний преемник древней церкви, о которой идёт речь, - Ильинско-Тихоновский храм в Ярославском кремле. Чуть дальше некогда стояли две деревянные церкви, одна из них тоже была посвящена пророку Илье. На их месте впоследствии и возвели знаменитый ярославский шедевр. Средства на строительство храма выделили состоятельные ярославские купцы - братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, " для себя " , на своём собственном подворье. Купцы знали, что земля русская щедра на таланты, и не поскупились пригласить лучших мастеров. Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чём гласит надпись справа от входа в храм: " Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском " . Ильинская церковь получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть её белоснежной, но изначально её не белили - она оставалась красной, расписанной яркими " травами " , её кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зелёной красками, а купола покрыли зелёной черепицей. О купцах Скрипиных стоит рассказать подробно. Это были не просто богатые торговые люди. Известно, что Иоанникий Скрипин входил в число избранных - носил звание государева гостя; таковых во всей стране насчитывалось всего 24 человека. Безусловно, братья знали грамоту - в " Книге церковного строения " , составленной после окончания строительства храма Ильи Пророка, сохранилось немало их собственноручных помет. Торговали Скрипины мехами, драгоценными камнями, церковной утварью - как тогда говорили, " на великую сумму " .

http://sobory.ru/article/?object=00213

Нет сомнения, что и тогда, как Бобрик был литовским городом, в нём был православный храм, если только не два: здесь посреди казаков не так удобно было распоряжаться иезуитам, как это было, например, в Белоруссии и около Вильны. По передаче Бобрика царю, Бобрик с его обывателями поступил в заведывание русского Каменского начальника. Самая старая Бобрицкая метрика, какая только дошла до нас, именно 1742 года, надписана так: «Лебединской протопопии Каменского уезда села Бобрика церкви Святой Троицы попа Гаврила Миронова». По делу 1748 года видно, что сей Бобрицкий священник посвящён в 1711 году. Впрочем, заметно, что число жителей уменьшилось в Бобрике против литовского времени. По ведомостям видно следующее число прихожан Бобрицкой церкви: в 1730 году 394 муж., 390 жен., в 1750 году 418 муж., 402 жен., в 1770 году 426 муж., 415 жен., в 1790 году 451 муж., 481 жен., в 1810 году 475 муж., 490 жен., в 1830 году 535 муж., 573 жен., в 1850 году 514 муж., 562 жен. души. БУДЫЛКА и БОРОВЕНЬКА Первая на ручье Будилке, в 10 верстах от Лебедина, вторая в 13 верстах на речке Боровеньке. «Деревня Буделовка» принята в ведение московского царя от Польши по мирному постановлению в 1647 году. Итак это старинное черкасское поселение: но до 1647 года ещё без храма. Первый храм Рождества Богородицы в Будылке освящён вероятно около 1660 года. В 1686 году полковник Перекрестов купил у боярских детей Каменской службы землю «села Боровеньки в гору от Кукуева городища вверх по Боровому колодезю. Следовательно, в 1686 году был уже здесь храм, который по метрикам 1742 года называется храмом Святого Николая. Замечательно, что Консистория, предписывая в 1781 году освятить поныне существующий храм в Будылке, предписывала употребить дерево старого храма на построение школы, за исключением алтарного леса, который предписывалось сжечь на берегу реки и пепел бросить в воду. В 5 верстах от Боровеньки находится местечко Селище, где был храм Креста Господня, которого метрики начинаются с 1742 года; храм недавно закрыт и прихожане его причислены частью к Боровеньской, частью к Будыльской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. уполномоченного блюстителя над городами Амидскими (Диарбекирскими) и их областями. Митрополитом п. Макарий пробыл 12 лет. В истории антиохийской церкви правление п. Макария в сане митрополита отмечается как «разумное, твердое и благочестивое по жизни христиан» 21 . В 1647 г. патриарх антиохийский смертельно занемог. Священники и клирики, совершив над ним таинство Елеосвящения, спросили его совета: в случае его кончины, кому быть после него? «Если вы желаете упорядочения ваших дел и устроения ваших обстоятельств, не делайте никого, кроме митрополита Алеппского, своим патриархом», ответил им умирающий владыка кир-Евфимий 22 . После разных повышений, 12-го декабря 7156 г. от сотворения мира (1647), во главе антиохийского патриархата стал действительно Алеппский митрополит Мелетий под именем Макария. «Вступив на священный патриарший антиохийский престол Св. Петра», патриарх Макарий «впал в раздумье и скорбел душой» 23 . По причине злоупотреблений предшественников антиохийский престол впал в тяжкие долги 24 . По исчислению патриаршего синода, всех долгов, записанных в книгах, оказалось 6000 пиастров. Кроме того, израсходовано на получение обычного буюрулды (указа) от паши на имя нового патриарха и на закрепление сего законными актами – 4000 пиастров. Сумма сочтенных долгов составляла ровно 10000 рублей. «Долги, тяготевшие над упомянутым престолом, удвоились, возросши от прибавления больших процентов (вып. V, стр. 195). В короткое время их стало 13.000 пиастров» (вып. V, стр. 196). Патриарх Макарий для уплаты черезмерных ростов принужден был обойти все подведомственные ему епархии, ездил в Константинополь и Благобогданию. Но паства не в состоянии была уплатить огромных долгов. Скудость местных средств и трудные времена вынудили патриарха Макария в 1652 году предпринять путешествие в отдаленную Российскую страну для сбора подаяний. «Он вознамерился направиться по славной и трудной дороге, идти по тягостным тропам к оазисам с приятной водой и к великим и полноводным морям, прибежищу просящих и покрову умоляющих, к могущественным и победоносным царям, к благочестивым князьям и правителям, славным своей истинною религией и правою верой, дабы испросить от обилия их щедрот и милостей того, чем бы он мог уплатить свои долги и что помогло бы ему поддержать свою веру» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующая часть летописи, охватывающая 1543–1647 гг., создана патриархом Макарием, во многом опиравшимся на собственные воспоминания, устные предания и утраченные впоследствии документы. Это историческое повествование дошло до нас в двух редакциях – в хронике XVIII века Михаила Брейка и упомянутом предисловии Павла Алеппского к «Путешествию Макария» под заглавием «Перечень патриархов Антиохийских». «Перечень» охватывает события 1268–1650 гг. Сведения Макария о церковной истории XVI–XVII вв. пересказаны сжато, иной раз заметно отличаясь в деталях. Однако, начиная с патриаршества Евфимия III (1635–1647 гг.), редакция Павла, в свою очередь, становится намного подробнее версии Макария-Брейка и содержит уникальные сведения о различных сторонах жизни сирийских христиан. Сюда же можно добавить концовку «Путешествия Макария», почти дневниковые записи о жизни сирийской православной общины весны 1659 – июля 1661 г. Культурная среда эпохи Разумеется, деятельность Макария и Павла была возможна лишь в условиях благожелательно настроенного окружения, существования значительной группы «потребителей» создаваемых культурных ценностей. Сочинения арабо-христианских авторов активно читали и переписывали на протяжении нескольких последующих поколений. Рядом с Макарием работал ряд менее известных переводчиков и литераторов. Кружок мелькитских книжников сложился в Халебе еще вокруг Мелетия Кармы. Туда входил художник, переводчик и каллиграф Юсуф аль-Мусаввир († до 1667 г.), которому принадлежат, среди прочего, переводы, выполненные совместно с Павлом Алеппским. 2178 Архидиакон Кармы, иконом Михаил Баджа (ум. в начале XVIII века) славился как проповедник, переводчик и преподаватель. В преклонных годах он сблизился с католическими миссионерами и повлиял на становление целого ряда униатских интеллектуалов первой половины XVIII века. 2179 Патриарх Евфимий III ас-Сакизи хотя и не оставил собственных литературных трудов, но внес свой вклад в мелькитскую культуру как живописец и покровитель образования. Географическая литература эпохи, помимо классического труда Павла Алеппского и сочинений Макария, представлена множеством описаний Св. мест Палестины, а также Рима, Константинополя и Александрии. В массе своей эти тексты анонимны и вторичны. На их фоне выделяются оригинальные сочинения диакона Ефрема, описавшего Синайский монастырь св. Екатерины (точная датировка затруднительна) 2180 и повествование о путешествии халебца Ибн Ра‘ада в Венецию в 1656 году. 2181

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы не можем определенно сказать, когда и кем оно было основано. Первый свидетель о существовании сего училища Адам Олеарий, бывший в России в 1633 – 34 годах, а потом еще в 1643 году, пишет о нем так...» И далее А.В. Горский передает совершенно верно само свидетельство Олеария, цитируя в примечании «Reisebeschreibung изд. в Шлезвиге 1647 с. 280. См. Strahl Gelehrt Russland s. 200» 9 . «Сами выражения Олеария, – говорит А.В. Горский, – «недавно», «за несколько лет пред сим» (как стоит во французском переводе путешествия Олеария, изданном в Амстердаме в 1727 году) неопределенны; неизвестно – от какого времени должно считать назад». Но А.В. Горский не решается отнести открытие училища ко времени патриаршества Филарета. «На чем основывается, – говорит он, – сочинитель словаря о писателях духовного чина, когда говорит, что училище открыто еще при патриархе Филарете (1633) неизвестно». А.В. Горский так же, как и митрополит Евгений, считает Арсения грека Олеария и Арсения грека деятеля времени патриарха Никона за одно и то же лицо, и имеющемуся у раскольников особому современному сказанию об Арсении греке деятеле времени патриарха Никона и об его приезде в Москву с патриархом Иерусалимским Паисием в 1649 году не верит именно потому, что его (Арсения) «в таком случае не мог знать Олеарий, которого книга издана в 1647 году…». «Едва ли можно доверять, – говорит далее А.В. Горский, – рассказам и обвинениям, взводимым раскольниками на Арсения грека: патриарх Никон едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительного православия... Достовернее то, что Арсений не долго заведовал сим училищем; в 1649 году он был сослан в Соловецкий монастырь, откуда впоследствии был возвращен патриархом Никоном и назначен помощником Епифания Славинецкого, начальника патриаршего училища». А.В. Горский таким образом согласился с митрополитом Евгением только в том, что Арсений грек, по Олеарию, учитель греко-латинской школы одно и то же лицо с известным деятелем при патриархе Никоне Арсением же греком, но разошелся в вопросе о времени открытия школы, которая, по мнению А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

51, «О тайне супружества») и «Книгу о священстве» свт. Иоанна Златоуста (Львов, 1614) (для гл. 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сент. 1651 г., не был утвержден и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубл. в июне 1653). В Патриаршество И. были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи неск. угодников Божиих, основаны монастыри. И. благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей св. Артемия Веркольского ), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича И. поручил Серапиону , архиеп. Суздальскому и Тарусскому, собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божией Матери , явившейся в Суздальском у. в часовне на пустоши Осовицы. 29 сент. 1649 г. царским указом установлено 22 окт. праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (ААЭ. Т. 4. С. 61, 40). Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского мон-ря были обретены мощи основателя обители прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, о чем составили повесть, включившую описание 2 чудес. В том же году по благословению И. состоялась общецерковная канонизация прп. Геннадия. 22 янв. 1645 г. в присутствии И. и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей вел. кн. св. Георгия Всеволодовича , к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства И. серебряную позолоченную раку в центре собора, у юж. столпа. По заказу И. в 1647-1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина женского монастыря , в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. В окружении И. в связи с перенесением мощей кн. Георгия Всеволодовича написано повествование о кончине кн. мч. Владимира Георгиевича , помещенное над гробницей князя во владимирском Успенском соборе. Тогда же составлен «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей. Текст вошел в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, хранившийся в кон. XVII в. в Успенском соборе. 7 нояб. 1648 г. были свидетельствованы мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1651 г. для них прислана из Москвы серебряная рака. В 1649 г. по указу царя и по благословению патриарха открыты мощи св. кнг. Анны Кашинской , в следующем году перенесенные из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор в присутствии царской семьи. 19 янв. 1652 г. в присутствии царя и И. состоялось торжественное открытие мощей прп. Саввы Сторожевского.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Vol.2. P.67. 52 См., например, рукописи, хранящиеся в монастырях Дионисиат (3678.144, XVI век), Кутлумуш (3208.135, XVII век) и Ставроникита (944.79, 3211.138, XVI век). 54 Treptele «Scrii» cuviosului Ioan Scrarul/Trad., prescurt.: mitr. Gurie (Grosu). Chiinu. 1938 (Biblioteca cretinului dreptcredincios; 19). См. подробнее: Nicolae (Corneanu), mitr. 1934; Stniloae. 2007. P.17–34. 55 Т.Г.Попова. К вопросу о количестве славянских рукописей «Лествицы» Иоанна Синайского (XII–XVII века)//АрхПр. 2007–2008. Кн.29/30. С.25. 62 РГБ. Троиц. 157, 1412 год, начало XV века, 1433 год, 171, 1-я половина XV века, 1526 год, 162, XVI век и другие. 64 «Труды исписания богодарованнаго разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам» – Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. С.309 об. 67 Там же. С.245–245об.; Н.И.Николаев. Об источниках московского издания Лествицы 1647 года//ТОДРЛ. 1993. Т.48. С.277–283. 70 Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С.175–176. 74 СПб., 1908. Подробнее см.: Г.М.Прохоров. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вып.2. Ч.2 (2-я пол. XIV–XVb.). Л., 1989. С.13–17. 75 Scala. 30. 36 (30. 18). Здесь и далее указано внутреннее деление по русскому переводу, в скобках – по изданию монаха Софрония. 107 Scala. 15. 76 (15. 74), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 120; Scala. 23. 5 (22. 6), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 136. 108 Scala. 4. 108 (4. 109), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 52; Scala. 14. 21 (14. 17), 15. 39 (15. 37), ср.: Marc. Erem. De lege spir. 109; Scala. 22. 1 (21. 1), ср.: Marc. Erem. De bapt. V. 62–63; Scala. 26. 69 (26. 1. 43), ср.: Marc. Erem. De oper. just. 25. 140 Напр.: Scala. 3. 11 (3. 15); 5. 38 (5. 24); 15. 41 (15. 39); 30. 17 (30. 11); Ad Pastor. 15 (100); ср.: Greg.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

), у Властаря (Синтагма, буквы γ, 11; б, 5; η, 2). Нельзя, однако, понимать 13-ю главу CXXIII Новеллы: «Диаконисса, имеющая менее 40 лет или двоебрачная, во святой Церкви не рукополагается» – в том смысле, что более молодые диакониссы в это время могли и не иметь рукоположения, так как 1) Номоканон Фотия (Нарбеков В. А. Номоканон... 4. 1. С. 28; 4. 2. С. 87; Σ. I, 66) смысл этой новеллы передает так: «Не желает, чтобы диаконисса церковная была ( γνεσθαι) моложе 40 лет»; 2) подобные выражения употребляются и относительно священнослужителей. Но закон 390 г. Феодосия, повторенный в Cod. I. 3. 9, о хиротонии диакониссы не упоминает, а выражается: «ad diaconissarum consortium transferatur». 406 О хиротонии ( χειροτονα) диаконисс упоминают: Созомен. Церк. ист. (VIII. 9; СПб., 1851. С. 365), Феофан под 444 годом (PG. CVIII. 258–259), Житие прп. Ксении (PG. CXIV. 981 sq.; AcSS. Ian. II, 598), Житие св. Евфимия († 473, память 20 янв., Палестинский Патерик. 2-е. изд. СПб., 1898. Вып. 2; AcSS. Febr. Ill, 660) и др. 407 Толкование на 15-е правило Халкидонского Собора ( Σ. II, 255); Властарь. Синтагма, буква γ, 11 (Матфей Властарь. Собрание по алфавитному порядку.../Пер. свящ. Н. Ильинского... С. 119; Σ. VI, 171). 408 Пост. ап. III. 11: «Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов или диаконисс или чтецов или слушателей или певцов или привратников, но одним епископам». 410 Εχολγιον sive rituale graecorum/ed. J. Goar. Lutetiae Parisiorum, 1647 (Venetiae, 1730). P. 262–267. 416 Неселовский А. 3. Указ. соч. С. 66, ср.: Εχολγιον sive rituale graecorum/Ed. J. Goar. Lutetiae Parisiorum, 1647. P. 262 (Venetiae, 1730). P. 219. 417 А. Неселовский в приложении (Указ. соч. С. VI) дает текст одних молитв при хиротонии диаконисс лишь в славянском неточном переводе митр. Гавриила. Уместно поэтому дать русский перевод всего чина (по тексту " По освящении Св. Даров и по отверстии врат, прежде чем диакон скажет: “Вся святыя”, хиротонисуемая является к епископу и он возглашает: “Божественная благодать”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Солнцево. Церковь Никиты мученика. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Никиты мученика Год постройки:Между 1797 и 1798. Архитектор:Попов Ссылки:   Адрес: Адрес: 302523 Орловская обл., Орловский р-н, Образцовский с/с, с. Солнцево Координаты: 52.95603, 35.89455 Проезд:Церковь расположена в селе Солнцево Орловского района справа в 200 метрах от автотрассы Орел-Брянск. Само село находится в 14 км от автостанции Орел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из Писцовых книг 1594-1595 и 1647 годов известно, что Никитский церковный приход в с. Солнцево является одним из древнейших в Орловском районе. Постоянное поселение на месте современного села возникло еще раньше - вскоре после основания Орловской крепости в 1566 году. В то время церковь располагалась на другом месте, на высоком берегу реки Орла (сегодня - Орлика), в полутора километрах от того места, где она находится сейчас. Село тогда называлось Никитским " на Крутой горе " . В Писцовой книге дается описание и первоначальной деревянной Никитской церкви: " Погост на царя и великого князя Федора Ивановича всех Русии (т.е. земле), на реке на Орле, а на погосте церковь великого мученика Христова Никиты, древянна, клецки (1), а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходных людей " . Село Никитское стояло рядом с большой дорогой из города Карачева в город Орел. Осенью 1607 года по этой дороге туда и обратно прошли отряды Лжедмитрия II, бесславно пытавшегося взять Брянск. В 1615 году по ней же трижды ураганом пронесся отряд шляхтича Александра Лисовского. В это время село Никитское разделило участь тысяч русских сел и деревень, оно было разграблено и сожжено, уничтожена была и клецкая церковь (1). Тем не менее, вскоре после " литовского разорения " церковь заново отстроили (согласно Писцовой книге 1647 года). Село Никитское с деревянной церковью Св. Великомученика Никиты упоминается в ведомости церквям Орловского уезда за 1734 год. В конце XVIII века древний деревянный храм был разобран и на средства помещика князя Д.М.

http://sobory.ru/article/?object=06899

Игнатий Оксенович Старушич, возможно, получил образование в Острожской Академии. В 1639 г. известен как игумен и ректор школы в Гоще, в 1640 г.— наместник Киево-Печерской лавры, с 1641 г.— ректор Киевской Академии. Умер в Киеве в 1651 г. (Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латинська Akaдeмiя. К., 1990. С. 113; Перетц В. К биографии о. Игнатия Оксеновича Старушича, киевского проповедника 2-й пол. XVII века//Известия ОРЯС. 1914. Кн. 1. Т. 19. С. 187–189. Иосиф Кононович Горбацкий, с 1650 г. епископ Витебский, Мстиславский, Оршанский и Могилевский, четвертый ректор Киево-Могилянской коллегии. См. о нем: Sysyn F. E. Between Poland and the Ucraine: the dilemma of Adam Kysil, 1600–1653. Cambridge (Mass.), 1985. Лист польского короля Владислава IV о назначении Адама Киселя киевским каштеляном//Воссоединение Украины с Россией. Т. 1. С. 415–419. В 1640–1647 гг. Иосиф (Тризна) — игумен виленского Свято-Духова монастыря. В январе 1647 г. после смерти митр. Петра (Могилы) по его рекомендации избран архимандритом Киево-Печерской лавры. Автор предисловия к Служебнику (К., 1653), принимал участие в исправлении Печерского Патерика. Умер в 1655 или 1656 г. См. о нем: Ykpa¿hcьki письменники. С. 564–565. Практика поставления патриаршего экзарха для Киевской митрополии сложилась с конца XVI в., когда Константинопольский патр. Иеремия II назначил своим экзархом Луцкого еп. Кирилла Терлецкого (Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4: 1588–1632. 21). Краткую характеристику работ XIX — 1-й трети ХХ в., посвященных изучению восстания Б. Хмельницкого, см.: Дорошенко Д. I. Нарис icmopi¿ Укра¿ни. Льbib, 1991. С. 234–238. Ценным справочным пособием являются «Методические указания и библиография по изучению спецкурса «Освободительная война украинского народа 1648–1654 гг. и воссоединение Украины с Россией». Днепропетровск, 1980. Ч. 1 . Общий очерк истории украинского казачества см.: Грушевський М. Icmopiя Укра¿ни—Руси. К., 1995. Т. 7: Koзaцьki часи до року 1625.; Яворницький Д. I. Icmopiя зanopiзьkux koзakib. Льbib, 1990–1992. 3 т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010