1686 Архим. Тихон управлял монастырем с 1652 г. по 1660 г. (Свирелин, Пересл. Троицкий Данилов мон. 2 Влад. 105, стр. 50). 1692 Пристижение – слово, произведенное от глагола пристигнути – догнать, достичь, настигнуть, подоспеть, настать, наступить. 1695 Иона Сисосвич посвящен въ митрополита Ростовского 22 августа 1652 г., скончался 20 декабря 1690 г. 1697 Текст фразы сильно испорчен. Не следует ли читать ее так «Данную ему написанную от царя и от архиерея еписталию радостно прочте и глагола ему, подавшему еписталию». 1701 Гермоген, архимандрит Горицкий 1651–1654 гг. (Строев, Списки, 696); Порфирий, игумен Никитского монастыря, упом. в августе 1653 г. (Там же, 678), Вавила, игумен Феодоровский, по актам монастырского архива упоминается в 1647–48, 1650–1659 гг. (Свирелин, Переслав. Федоровский женский мон., Влдим. 1903, стр 20), Варсонофий, по Строеву (713 стб.), был игуменом Борисоглебского монастыря в февр. 1644 г, в 1646–1652 управлял монастырем Леонид, затем до 1658 г. пропуск. Не был ли в эти промежуточные годы Варсанофий снова игуменом? 1716 Варианты приводятся из рукописей Ундольского 1026 и гр. Уварова 1139 (185). В ркп. Ундольского перед текстом стоит заглавие «О явлении преподобного Даниила, како явися Иоанну». – которое в остальных двух помещено ниже. 1721 в1248 В Ун вместо заглавия Тогда явися преподобныи Иоанну некоему, при его же обители пребывающему в подманастырнои слободке, сицееым образом. Уд Ув носяща Д ему переправлево из ми, Ув ми в Ув Москву 1746 Лаврентий Дмитриевич Салтыков † 1660 г., жен. на Елене Елизарьевне Чебуковой (Кн. П. Долгорукова, Российская родосл. книга, ч. II, стр. 71). Однако здесь и в ч. 13 жена Л. Салтыкова называется Евдокией. 1749 Под сметной росписью 1655 г. есть его подпись «К сим переписным книгам Богдан Аисин Леонтья Лупандина место по его велению руку приложл». (Переславль Залесскии. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М 1884, стр 4). 1750 Иосиф управлял монастырем с 1637 по 1642 г. (Свирелин, Переславский Троиц. Данилов монастырь, стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1. Игумены Преподобный Мефодий, основатель монастыря, скончался 1392 года июня 14 дня. Иоаким, начальствовал на Пешноше около 1468 года. Паисий упоминается около 1511 года. Гурий Заболотский, строитель, упоминается в 1539 году; потом произведен в архимандрита Симонову монастырю; в 1543 хиротонисан во Епископа Смоленского и Брянского; в 1555 году оставил Епископию. Тело его покоится в Пешношском монастыре. Варсонофий Святый, постриженник Московского Андроньева монастыря. откуда произведен на Пешношу в игумена в 1547 году, а в 1556 году поставлен архимандритом Спасопреобраежнского монастыря, что в городе Казани. В 1563 хиротонисан во Епископа Тверского, а в 1576, быв в помянутом монастыре на покое, скончался. Мартирий упоминается в 1566 и 1567 годах. Герман, в 1585 и 1586 годах. Левкий начальствовал около 1598 до 1607 года. Иона упоминается 1613 года. Нектарий Вязмитин 74 с 1620 строителем, а с 1621 игуменом; в 1633 году июня 29 дня произведен в архимандрита Троицкому Сергиеву монастырю. Авраамий известен от 1641 до 1647 года. Тихон, от 1648 по 1653 год. Мисаил упоминается в 1663. Варлаам в 1664 и 1665 годах. Гурий с 1667 года. Тихон в 1681 и 1682 годах. Корнилий, поступивший из архимандритов Дмитровского Борисоглебского монастыря, начальствовал на Пешноше с 1683 по 1691 год. Иоасаф, скончался в 1693 году. Иосиф, архимандрит, начальствовал в 1694 и 1695 годах. Феодосий, архимандрит, с титулом духовного настоятеля, в 1696 и 1697 годах. В братском синодике значатся еще игумены Марк, Онисим, Евфимий, Даниил, Иосиф и Иаков; но без означения, в каком монастыре они начальствовали. 2. Строители Исаия Даниловский, Троицкого Сергиева монастыря иеромонах, в 1700 году. Викентий Ченцов, иеромонах, упоминается 1710 года. Сергий Свечин, соборный старец Троицкого Сергиева монастыря, около 1715 года. Феоктист Второв, иеромонах, 1716 года. Иларион Ремезов, иеромонах и соборный старец того же года. Варлаам Москвитин, иеромонах и соборный старец, 1717 года. Иринарх Щербак, иеромонах, упоминается в следующих годах по Варлааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1647–1650 гг. была построена в Ярославле купцами братьями Скрипиными церковь во имя Илии-пророка. Роспись храма была предпринята через 30 лет вдовой Иулитой Скрипиной. Для этого она пригласила из Костромы Гурия Никитина и Силу Савина с товарищами и четырех ярославских иконописцев. А Ризоположенский придел и галерея были расписаны в 1715–1716 гг. уже иным поколением изографов – Феодором Феодоровым и Феодором Игнатьевым с товарищами. На северной галерее есть роспись по теме Песни Песней, состоящая из шести композиций. В основном здесь все воспроизводится, как и в ранее описанных храмах, но со своими особенностями, не являющимися существенными ни по форме, ни по содержанию. В целом роспись церкви Илии-пророка попроще, чем в Толчковской церкви Иоанна Предтечи. Сохранность росписи хорошая, повреждение есть только в одной композиции, где отдельно изображены Христос и Суламифь. Фрески по сюжету Песни Песней в виде тех же шести композиций, взятых из Библии Пискатора, имеются еще в Успенском соборе г. Тулы. Еще одна роспись по теме Песни Песней находится в церкви Иоанна Предтечи в Рощенье близ Вологды. Роспись фресок завершена в 1717 г. Имена мастеров неизвестны, но, скорее всего, это ярославско-костромские. Возможно, что участвовал Феодор Игнатьев. Интересно сравнить росписи Софийского собора в Вологде, расписанного в 1686–1688 гг., и Предтечинской церкви в Рощенье, расписанной в 1717 г. Росписи Дмитрия Григорьева в Софийском соборе при всех новаторских сдвигах сохранили монументальный характер, спокойный ритм и традиционную благостность образов. Рощенская же роспись приобрела новые черты, продиктованные новыми взглядами. Спокойный и величественный строй росписей Софийского собора сменился здесь значительно меньшими размерами самих картин, расположенных в семи горизонтальных ярусах. Во всех сценах больше живого рассказа о событиях, причем часто смена сюжетов не имеет четкого разграничения. Сцены переполнены фигурами людей и животных на фоне конкретных изображений царских палат, необыкновенных построек, пейзажных горок с загадочными лесами, деревьями и пышными цветами. Детали фона и обстановки привлекают не меньшее внимание, чем фигуры людей. Все изображаемое подчинено определенному ритму подвижности и оживления. Чувствуется Ренессанс. Начинает падать молитвенность и неотмирность изображений. Уже идет XVIII век. Скоро произойдет расцерковление жизни, на первый план выйдет светское искусство, а церковное – до предела обмирщает и утратит свою духовность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодиями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю. В нач. XVIII в. согласно указу Петра I с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные» Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовский мон-рь, в 1748 г. - костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие («инвалиды»): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (1 поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян. В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, мон-рь обеднел, но с нач. XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в. - уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г. только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г. 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, 1 белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождество Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время Первой мировой войны при мон-ре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел. К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1 игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 г. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминается также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братских кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1об.). К 1745 г. была построена 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://sobory.ru/article/?object=05009

В Смуту в 1612–1613 годах Александро-Свирский монастырь был разорен отрядами польско-литовских интервентов. Захватчики замучили игумена Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Впоследствии уцелевшие насельники Александро-Свирского монастыря и других обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили отряды интервентов близ Олонца. В результате разорения в обители были разрушены Преображенская церковь, кельи и служебные помещения, каменная Троицкая церковь треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. С самого начала Александро-Свирской обители в монастыре была большая и разнообразная по содержанию библиотека, но в результате разорения обители в 1612–1613 годах она была уничтожена, также как и монастырский архив XVI века. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игумена Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Федоровича и его матери, инокини Марфы, грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, монастырь быстро восстановился. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене, Авраамии, был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни. В XVII веке в Александро-Свирском монастыре велось интенсивное строительство. В 1641–1644 годах был выстроен каменный Преображенский собор с приделами преподобного Александра Свирского и святителя Николая Чудотворца (упразднен в 1680 году). В 1641 году при перестройке церкви Преображения были обретены нетленные мощи преподобного Александра. 10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Аффония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа мощи были тщательно обследованы. Мощи поместили в пожертвованную царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в Преображенский собор. В 1647–1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. В 1665–1668 годы при игумене Макарии была построена церковь святых Захарии и Елизаветы. В 1677–1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1695 году был построен новый собор во имя Святой Троицы, который сохранился и поныне. В 1716–1718 годах к северу от Троицкого собора была построена церковь Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Каменная часовня Святой Троицы была построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если высшее духовенство, включая Патриархов, было греческим, то низшее – состояло из арабов. В османскую эпоху, на рубеже XVII – XVIII вв. в Патриархате выдвинулся новый региональный центр – Бейрут, ставший одним из основных очагов арабо-православной культуры. Страдая от османского ига, Антиохийская кафедра в целях улучшения своего материального положения устремляет свои взоры к России. В 1585 – 1586 гг. Антиохийский Патриарх Иоаким V Дау (1581 – 1592) предпринял путешествие в Россию за милостыней для уплаты огромных долгов своего престола. Впоследствии он вместе с другими Предстоятелями Восточных Церквей подтвердил принятие главой Русской Церкви Патриаршего сана. Русско-сирийские отношения пережили расцвет при Патриархе Макарии III (1647 – 1672). В 1652 – 1659 гг. Макарий предпринял длительное путешествие, посетив Украину, Россию, где встречался со многими политическими и церковными деятелями и вел переговоры о денежной помощи Антиохийской Церкви. Он присутствовал на Соборе Русской Православной Церкви 1655 г. Вторая поездка Макария в Россию (1666 – 1668) связана с его участием в заседаниях Московского Собора 1666 – 1667 гг. В итоге Патриарх Макарий получил значительную финансовую поддержку из России, благодаря чему смог избавиться от долгов и развернуть масштабное строительство. Однако после его смерти связи Антиохийской Церкви с Россией почти полностью прекратились. Униатский раскол. Еще со времен крестовых походов в Сирии действовали католические миссии. Они опирались на поддержку ливанских эмиров и маронитской общины, традиционно ориентировавшейся на Европу. Основными центрами латинской пропаганды стали прибрежные сирийские города и Халеб – центра трансконтинентальной торговли. С ростом могущества западноевропейских держав и находясь под властью турок-османов, Антиохийские Патриархи стали все чаще прибегать за финансовой помощью к Западу. В 1631 г. Патриарх Игнатий III (1619 – 1633/34) формально признал главенство Рима. На фоне все большего возрастания европейского влияния на Ближнем Востоке униатская пропаганда среди православных арабов завоевывает успех. Под латинским влиянием оказалась и часть духовенства: в 1683 г. в унию перешел митрополит Тиро-Сидонский Евфимий ас-Сайфи (ум. 1723), в 1716 – 1718 гг. с Римом сближался Патриарх Кирилл V (1672 – 1720).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За погребение боярина Морозова – протопопу, священникам и дьяконам дано было 7 р. 13 алт. 2 д. и, кроме того, на весь собор 2 р. и на сорокоуст – 14 р. 1713 Соборная братия ходила и к патриарху как со св. водою в праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Федоровской иконы Богоматери, так и для славленья на Рождество Христово, за что получала не всегда одинаковое вознаграждение. Так, за приход со св. водою 19 марта 1634 г. дано было протопопу Якову на собор 8 алт. 2 д. 1714 , а за приход 8 сентября давалось протопопам с 1641–1647 г. – по полтине 1715 . Состав причтов придельных храмов Рождественского собора и содержание их При соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы находились, как мы уже раньше сказали в своем месте, приделы во имя препод. Никиты Переяславского чудотворца, Воскрешения Лазаря и св. Марии Магдалины. В каком составе был причт церкви препод. Никиты со времени его учреждения в 1613 г., за неимением определенных данных, нельзя сказать точно, но с 1631 г. он состоял уже из двух священников и дьячка 1716 . В 1681 г. оставлен был лишь 1 священник и дьячек 1717 , а к 1693 г. уже никого не состояло в причте, за упразднением придела 1718 . Причт сего придельного храма получал годовые и праздничные сукна. Так, 20 марта 1646 г. священнику Косьме дано было 2 портища сукна настрафиля лазоревого по 2 р. Портище – праздничное и годовое сукно вновь против священника церкви Онуфрия Великого, что в приделе у великомученицы Екатерины, и оклад ему велено учинить вновь и в книгах справить и впредь давать ежегодно 1719 . Точно также по челобитной вновь назначенного в придел пр. Никиты священника Петра в 1660 г. велено было давать ему годовое и праздничное сукно и в книгах справить против отставленного вдового попа Федора 1720 . При царе Михаиле Феодоровиче, когда он, а особенно его супруга царица Евдокия Лукьяновна нередко посещали церковь преп. Никиты, священникам выдавались подарки и платьем и товарами. Весь оклад содержания трех членов причта сего придела по ружной книге 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Наибольшего успеха римский прозелетизм имел в Антиохийском патриархате. В то время как Александрийский и Иерусалимский патриархи в XVIXVII вв. успешно сотрудничали со своими Константинопольскими собратьями, Антиохийские патриархи, вероятно, чувствовали какуюто ревность и предпочитали идти своим путем. В этой области католические миссионеры работали еще со времен Крестовых походов, и там они прочно обосновались. В 1631 г. Антиохийский патриарх Игнатий II неофициально объявил о своем подчинении Риму. Его преемники, Евфимий II u Ebфuмuй III, оба были в самых дружеских отношениях с римскими миссионерами; преемник Евфимия III, Макарий III (1647–1672), не только отправил в 1662 г. признание своего тайного подчинения Риму, но в следующем году публично приветствовал папу как своего святого отца на обеде во французском консульстве Дамаска. О патриархе Афанасии III говорили, будто он послал около 1687 г. тайное согласие на подчинение Риму; но даже если он это и делал, то позднее отказался от него, вероятно, под влиянием своего могущественного Иерусалимского собрата Досифея, антилатинской деятельности которого он подражал. Кирилл V подобным образом подчинился Риму в 1716 г. После смерти в 1724 г. возвратившегося на престол Афанасия III, проримски настроенные иерархи Дамаска поспешно возвели некоего Серафима Танаса, получившего образование в Риме, в качестве патриарха Кирилла VI, в то время как антиримская партия с одобрения Константинопольского св. синода избрала молодого греческого монаха Сильвестра. В течение последующих трех десятилетий в Антиохии было два соперничающих патриарха, ни один из которых не имел власти над всем патриархатом и даже не мог долгое время находиться в патриаршем дворце в Дамаске. Кирилл VI умер раньше Сильвестра, который, таким образом, оказался победителем, но только после того как большая часть его паствы покинула его и образовала отдельную униатскую Церковь . 374  Подобные действия были предприняты около 1750 г. в Египте, где один арабский священник по имени Иосиф Бабилас, был посвящен Серафимом Танасом с помощью римских миссионеров в епископа Александрии. На некоторое время он привлек определенное число последователей, но его движение сошло на нет, главным образом благодаря энергии православного патриарха Матфея Псалтиса и его друга, богослова-мирянина Евстратия Аргенти. 375

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако Церковь , всегда живущая Духом Святым, и эти новые формы, вошедшие в недра церковной жизни, одухотворяет и облагораживает. Так, икона XIX в. духовно выше и благороднее, чем в XVIII веке. А в XX в. вновь начнется возрождение подлинно иконописного стиля. Названия храмов, в которых есть росписи по теме Песни Песней, в таблице 2 выделены жирным начертанием шрифта. Автор посетил Патриаршие соборы и церковь Троицы в Никитниках в Москве, храмы Ярославля, Романова-Борисоглебска, Костромы, Ростова Великого и Троице-Сергиевой Лавры. Таблица 2. Хронологическая таблица фресковых росписей приволжских мастеров втор. пол. XVII в. – нач. XVIII в. Мастера 1647–1648 Успенский собор Княгинина монастыря (Владимир) Марк Матвеев и др. Издание Библии Иоанна Пискатора (Амстердам) 1652–1653 Яков Казанец, Осип Владимиров, Симон Ушаков, Гавриил Кондратьев, Дмитрий Григорьев 1667–1669 Дмитрий Григорьев и др. 1660–1680-е Дмитрий Григорьев, Гурий Никитин и др. 1660–1680-е Патриаршие соборы (Москва) Гурий Никитин и др. 1660-е Троицкий собор Данилова монастыря (Переславль-Залесский) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1679–1680 Иван и Феодор Карповы, Феодор Игнатьев и др. 20 мая – 30 августа 1684 Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев, Феодор Савини др. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1686–1688 Софийский собор (Вологда) Дмитрий Григорьев и др. 1694–1695 Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев и др. Собор Феодоровской Божией Матери (Ярославль) Феодор Игнатьев, Феодор Федоров, Гурий Никитин 1715–1716 Гурий Никитин, Сила Савин, Феодор Игнатьев, Феодор Федоров и др. Феодор Игнатьев (?) Успенский собор (Тула) Описание и толкование сюжетов ярославско-костромских фресок по теме Песни Песней Соответственно гравюрам Мартэна де Воса в Библии Пискатора, в ярославско-костромских храмах изображены шесть композиций на тему Песни Песней. Только в Троицком соборе Ипатьевского монастыря (Кострома) почему-то отсутствует одна из композиций (с изображением царя Соломона на престоле). Кроме церкви Илии-пророка в Ярославле, в остальных храмах порядок расположения композиций также соответствует последовательности гравюр в Библии Пискатора. Хотя каждая композиция отражает различные тексты книги, однако в целом они соответствуют последовательности первых шести глав Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разумовский Александр Кириллович (1748–1822) — русский государственный деятель, в 1810–1816 годах возглавлявший министерство народного просвещения. Рака (лат. ящик) — большой ларец в форме саркофага, украшенный резьбой, инкрустацией из драгоценных камней. Он предназначался для хранения мощей святых. Раскольник — сторонник религиозно-общественного движения, противостоящего официальной церкви. Раскольники (старообрядцы, староверы) — противники обрядовой реформы патриарха Никона, фанатичные защитники «старой веры». Самым известным раскольником был протопоп Аввакум, сожженный за поругание царского достоинства в 1682 году в Пустозерске. Раскольничество (раскол) — религиозно-общественное движение, начавшееся в России после проведения церковной обрядовой реформы патриарха Никона в 1653 году. Ее противники отвергали необходимость приведения в соответствие обрядов русской православной церкви и других православных церквей, ссылаясь на исключительное положение Святой Руси как единственно сохранившегося независимого центра православия (все остальные православные народы были покорены Турцией и Польшей). Расстрига — священнослужитель, лишенный своего духовного сана. Ратник (др. — рус.) — воин, боец, рядовой ополчения (чаще всего пешего городового полка). Ратный (военный) устав — свод правил, определяющий порядок организации военной службы, права и обязанности военнослужащих в мирное и военное время. Первыми в России воинскими уставами были: «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1607, 1621), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647). Целый ряд уставов и артикулов, направленных на перестройку русской военной системы по европейским стандартам, появляется в петровскую эпоху: первым из них был воинский устав генерала А. Вейде (1698), затем — уложение Б.П. Шереметева (1702) и, наконец, «Воинский артикул» самого Петра I (1716), сохранявший свое значение до военной реформы 1869 года.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010